Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Вспомнить все (total recall). Часть 1. Наноматериалы и нанотехнологии (теоретические аспекты)

Ключевые слова:  олимпиада

Автор(ы): Коллектив авторов

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

02 октября 2017

Всероссийская Интернет – олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» (http://enanos.nanometer.ru) официально включена в реестр Российского Совета Олимпиад Школьников РСОШ под номером 7, ей присвоен 1 уровень (http://info.olimpiada.ru/article/681). Традиционно в олимпиаде 2017 / 2018 года по комплексу предметов (химия, физика, математика, биология) смогут принять участие школьники 7 – 11 класса, будут конкурсы и для более младших школьников («Юный эрудит»), состоится ставший уже традиционным конкурс проектных работ школьников («Гениальные мысли»); студенты и аспиранты, молодые ученые смогут принять участие в конкурсе научно – популярных статей по материалам собственных научно – исследовательских работ («Просто о сложном»), а также в конкурсе тьюторов; 3 победителя нового конкурса National Student Team Contest пополнят костяк команды на международную наноолимпиаду, сформированный в 2017 году. Задания новой XII Олиипиады будут открыты в ноябре – декабре 2017 года на сайте олимпиады http://enanos.nanometer.ru.

С целью ускоренной подготовки к олимпиадам данной серии всех участников мы публикуем три блока дистанционной поддержки участников, выступающих в роли трех взаимодополняющих друг друга образовательных курсов, материалы которых могут быть также использованы и во время заочного, отборочного, этапа олимпиады: Часть 1. Наноматериалы и нанотехнологии (теоретические аспекты), Часть 2. Решение задач и проектная работа (образование и самоподготовка), Часть 3. Методы исследований в нанотехнологиях (практика).

Все блоки содержат расширенные подборки актуальных ссылок на соответствующие тематические материалы, размещенные на сайте www.nanometer.ru, а также ссылки на опросники – викторины самоподготовки для контроля усвоения материалов. Дистанционное обсуждение материалов возможно с использованием системы комментариев сайта. Технические вопросы – по адресу enanos@nanometer.ru.

В ПЕРВОЙ части рассматриваются теоретические материалы, сгруппированные по важнейшим темам (Раздел А), уровню сложности (Раздел Б), для свободного чтения по основным группам рубрикатора РОСНАНО (Раздел В), а также для прохождения викторин самоконтроля (Раздел Г).

Внимание, участники могут выбрать любой из сценариев прохождения материала – системным образом (Раздел А или, с учетом сложности материала, Раздел Б; оба раздела включают ссылки на аналогичные материалы и викторины самоконтроля или дополнительные материалы), в виде выборочного поиска материала для чтения или видеопросмотра (Раздел В), или же путем несложной тестовой проверки знаний (Раздел Г).

Раздел А. Основные тематические знания в области нанотехнологий.

Секция А.1. Современные тенденции развития нанотехнологий

A.1.1. История нанотехнологий

Андрей Анатольевич Дроздов, к.х.н., доцент, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

https://www.youtube.com/watch?v=w5fLlQy0nPI&t=74s

A.1.2. Супрамолекулярные системы в химии и живой природе

Юлия Германовна Горбунова, член-корреспондент РАН, Институт общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН, ИФХЭ РАН

https://www.youtube.com/watch?v=QzQOIXJ7Hnk&t=2s

A.1.3. Люминесценция: не только красиво, но и полезно

Валентина Владимировна Уточникова, к.х.н., Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

https://www.youtube.com/watch?v=57f3dZP89Ck&t=4s

A.1.4. Аддитивные технологии в тканевой инженерии

Владимир Сергеевич Комлев, член-корреспондент РАН, Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН

https://www.youtube.com/watch?v=TccgPou3H50&t=29s

A.1.5. Мембранные технологии в современном мире

Дмитрий Игоревич Петухов, к.х.н., Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

https://www.youtube.com/watch?v=3QfTzO2V_qI&t=2s

A.1.6. Конверсия солнечной энергии – физические и химические методы

Вадим Владимирович Еремин, д.ф.-м.н., профессор, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

https://www.youtube.com/watch?v=ccOJTPNygrk&t=52s

A.1.7. Новая революция в солнечной энергетике – перовскитные батарейки

Наталья Николаевна Шленская, аспирант; Юлия Павловна Соколова, магистрант; Алексей Юрьевич Гришко, магистрант

https://www.youtube.com/watch?v=NX5B-cbeXYU&t=110s

A.1.8. Электрохимические накопители энергии

Даниил Михайлович Иткис, к.х.н., Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

https://www.youtube.com/watch?v=TZVdIImvgnU&t=18s

A.1.9. Лекция с.н.с. химического факультета МГУ С.В.Савилова на Нанограде, ОЦ "Сириус" (Сочи, 2017), посвященная проблеме создания, свойствам и перспективам практического использования углеродных наноматериалов

http://www.nanometer.ru/2017/09/28/15065845563200_527906.html

A.1.10. Лекция профессора химического факультета, зам. декана ФНМ МГУ, члена - корреспондента РАН Е.А.Гудилина на Нанограде, ОЦ "Сириус" (Сочи, 2017), посвященная проблеме создания, свойствам и перспективам практического использования функциональных наноматериалов.

http://www.nanometer.ru/2017/09/28/15065837927387_527905.html

A.1.11. Лекция профессора, зам. декана химического факультета МГУ, члена - корреспондента РАН С.Н.Калмыкова на Нанограде, ОЦ "Сириус" (Сочи, 2017), посвященная проблеме создания, свойствам и перспективам практического использования наноматериалов и радиоактивных материалов в медицине.

http://www.nanometer.ru/2017/09/28/15065835423203_527904.html

A.1.12. Лекция профессора Ю.Г.Горбуновой в ОЦ "Сириус": молекулярные машины

http://www.nanometer.ru/2017/07/04/sirius_527597.html

A.1.13. Лекции профессора В.А.Быкова в ОЦ "Сириус": сканирующая зондовая микроскопия

http://www.nanometer.ru/2017/07/08/1499522915878_527603.html

A.1.14. Лекции профессора Г.В.Максимова в образовательном центре Сириус

http://www.nanometer.ru/2017/07/16/sirius_527617.html

A.1.15. Визит Президента ИЮПАК, члена –корреспондента РАН Н.П.Тарасовой в Образовательный центр "Сириус", лекция “зеленая химия и стабильное развитие общества”

http://www.nanometer.ru/2017/07/23/sirius_527629.html

Секция А.2. Основные понятия нанотехнологий

А.2.1. Введение в нанотехнологии

Цель: дать понятие об истории возникновения, общей значимости и сути нанотехнологий и наноматериалов

Аудитория: школьники 7-11 класса

Краткая пояснительная записка: Развитие нанотехнологий как современной междисциплинарной области исследований происходит закономерно вместе с получением новых фундаментальных и прикладных знаний "традиционными" науками - химией, физикой, биологией, математикой и моделированием сложных систем. Интеграция полученных достижений дает возможность дальнейшего развития научно - технического прогресса в новом, нанотехнологическом направлении, опираясь на новые научные знания. Основная особенность приводимых ниже лекций - рассказ о "пятом измерении", о стоении материи и особенных свойствах наноуровня ее структуры с точки зрения фундаментальной науки и инженерной практики. «Нано» - короткий, хотя и важный, отрезок «пятого измерения», его принципиальная важность заключается в том, что на этом кусочке пространственной шкалы реализуются интереснейшие, практически важные химические и физические взаимодействия. В действительности любые объекты и материалы можно и нужно изучать на разных пространственных масштабах, особенности структуры и свойств материалов на которых (структурная иерархия) лишь в неразрывной совокупности предопределяют его конечные свойства, важные для фундаментальных исследований и, конечно, практики. Кроме макроуровня (объект в целом) и атомарного уровня (определяющие, фундаментальные характеристики вещества), обычно выделяют масштабный уровень "микро" (характерный размер - микроны, то есть тысячные доли миллиметра), который задает так называемые "структурно-чувствительные" свойства материала, зависящие, например, от размера зерен керамики. Большую роль часто играет и субмикронный масштаб. Что касается "нано", IUPAC (International Union of Pure and Applied Chemistry, Международный союз чистой и прикладной химии) установил, что если хотя бы по одному измерению размер объекта меньше 100 нм (0,1 мкм), то мы говорим о наносистеме - это и есть уровень наномасштабов. Логичнее было бы определить, что "настоящее нано" начинается с момента появления наноэффектов - изменений физических свойств веществ, связанных с переходом к этим масштабам. Таким образом, в конечном счете, для создания наноматериалов оказывается важным не только их состав (определяющий основные свойства), размер ("модифицирующий" свойства), но и "размерность" (делающая частицы неоднородными) и упорядочение в системе (усиление, "интеграция" свойств в ансамбле нанообъектов). Это характерно для нанотехнологий - новое качество, как правило, получается только при правильно организованной структуре на более крупных масштабах, чем нано...

Основные лекции:

  • Лекция 1. "Гномьи сказки". История возникновения и основные черты нанотехнологий. Обсуждение вклада российских научных школ и роли молодых ученых в развитии нанотехнологий.
  • Лекция 2. "Наноазбука". Ознакомление с научно - популярной книгой по нанотехнологиям и введением к ней. Обсуждение особенностей наносистем, нанотехнологий, наноматериалов.
  • Лекция 3. "Междисциплинарность". Междисциплинарность нанотехнологий. Обсуждение идеологии научных исследований для развития нанотехнологий.
  • Лекция 4. "Нанометр". Единицы измерения и типичный размер нанообъектов. Обсуждение особенностей наносостояния и явлений, происходящих в нанодиапазоне.
  • Лекция 5. Нанотехнологии. Суть и определения нанотехнологий. Обсуждение возможной роли нанотехнологий в нашей жизни.
  • Лекция 6. Нанофизика. Физика и нанотехнологии. Обсуждение физических явлений в наномире и роли в создании наноустройств.
  • Лекция 7. Нанохимия. Химия и нанотехнологии. Обсуждение химических явлений в наномире и принципов создания новых наноматериалов.
  • Лекция 8. Нанобиотехнологии. Биология и нанотехнологии. Обсуждение биологических процессов и объектов, затрагивающих наноуровень. Биофизические и биохимические процессы.
  • Лекция 9. Что читать?. Использование книг, сети Интернет (научных, научно - популярных и образовательных сайтов) и доступных баз данных. Обсуждение правильных методик поиска требуемой информации в области нанотехнологий.

Дополнительный материал:

Вопросы и викторины для самоконтроля:

A.2.2. Объекты наномира

Цель: дать общие понятия об основных типах нанообъектов в неживой и живой природе

Аудитория: школьники 7 - 11 класс

Краткая пояснительная записка: Важнейшими параметрами наносистем являются размер, размерность, упорядочение и функциональность. Учет всех этих характеристик порождает нано- и микроструктурированные материалы, действительно способные определить весь дальнейший прогресс в нанотехнологии. Наноразмерный масштаб используют для характеристики самых маленьких объектов; к представителям наномира можно отнести кластеры, способные содержать до нескольких сотен атомов, и различного рода «наноструктуры», размер которых хотя бы в одном из измерений не превышает нескольких десятков нанометров, например, нанотрубки, квантовые точки, нанокомпозиты, белковые комплексы и пр. Нанометры являются привычными единицами для описания длины волн света. Например, видимый свет имеет длины волн в диапазоне от 400 до 700 нм. В нанометрах измеряют также размеры микроорганизмов, клеток и их частей, биомолекул. Мир наноструктур чрезвычайно интересен, ведь они имеют физические свойства, которые отличаются от свойств объемных материалов.

Основные лекции:

  • Лекция 1. Размерные эффекты. Влияние размера частиц (различных объектов) на их свойства. Обсуждение проявлений размерного фактора в науке, природе и технике.
  • Лекция 2. Наночастицы. Понятие наночастиц. Обсуждение типов и различных вариантов классификации наночастиц.
  • Лекция 3. Нанокристаллы. Понятие нанокристаллического состояния. Обсуждение влияния нанокристаллического состояния на функциональные свойства материалов.
  • Лекция 4. Наностержни и нитевидные кристаллы. Понятие анизотропии формы наночастиц и ее роли в управлении функциональными свойствами наноматериалов. Обсуждение примеров использования наностержней в науке и технике.
  • Лекция 5. Нанокольца. Понятие наночастиц с кольцевой формой и обсуждение примеров их возможного практического использования.
  • Лекция 6. Нановолокна. Понятие нановолокон. Обсуждение причин изменения механических свойств нановолокон в зависимости от их геометрических размеров и химической природы, а также областей практического использования.
  • Лекция 7. Гигантские кластеры. Открытие и структура гигантских кластеров, взаимосвязь "кластеров" и "наночастиц". Обсуждение методов получения и каталитической активности кластеров, а также функциональных свойств материалов с кластерной структурой.
  • Лекция 8. Гибридные наноматериалы. Понятие гибридного материала. Обсуждение химической связи в гибридных материалах и явления полифункциональности наноматериалов.
  • Лекция 9. Наноструктуры. Понятие наноструктуры и ее отличия от понятия "наночастица". Обсуждение примеров наноструктур и их особых физических, химических и биологических характеристик.
  • Лекция 10. "Наноклей". Наноструктуры в природе и технике. Обсуждение способов формирования наноструктур.
  • Лекция 11. Наноматериалы. Понятие наноматериала и его отличий от понятия "вещество". Обсуждение классификации современных наноматериалов.
  • Лекция 12.Нанокерамика. Понятие керамики и нанокерамики. Обсуждение областей практического использования нанокерамики.
  • Лекция 13.Мембраны. Мембраны и мембранные технологии. Обсуждение роли мембранных технологий в получении новых веществ и материалов.
  • Лекция 14. Цеолиты. Структура, свойства и синтез цеолитов. Обсуждение областей практического использования цеолитов в катализе и очистке воды.
  • Лекция 15. Нанокомпозиты. Понятие нанокомпозита и его отличия от понятия "вещество" и "фаза". Обсуждение существующих вариантов классификации и областей практического использования различных нанокомпозитов.
  • Лекция 16. Коллоидные системы. Понятие коллоидной системы. Обсуждение строения мицелл и методов анализа коллоидных растворов.
  • Лекция 17. Эмульсии. Эмульсии как распространенный пример коллоидных систем. Обсуждение возможностей эмульсионного синтеза наночастиц и получения наноматериалов.
  • Лекция 18. Стеклокерамика. Стеклокерамика как композит, механические свойства стеклокерамики. Обсуждение возможностей создания стеклокерамических материалов с заданными функциональными характеристиками.
  • Лекция 19. Супрамолекулярная химия. Понятие о супрамолекулярной химии. Использование подходов супрамолекулярной химии для получения материалов и наноматериалов. Супрамолекулярная химия как мостик между живой и неживой природой.

Дополнительный материал:

Вопросы и викторины для самоконтроля:

A.2.3. Углеродные наноматериалы

Цель: дать понятие об основных типах, свойствах, строении и практическом использовании различных углеродных наноматериалов

Аудитория: школьники 7-11 класса

Краткая пояснительная записка: Углерод - удивительный элемент. Он очень любит соединяться в самые разные молекулы не только с себе подобными атомами, но и с азотом, кислородом, водородом и т.д. Это приводит к формированию молекул жизни - аминокислот, белков, липидов и всего остального, из чего состоят живые существа, а также, как выяснили исследователи наномира, дает жизнь целой гамме удивительных нанообъектов - графена, нанотрубок, фуллеренов и т.д. И хотя простейшие расчеты показывают, что космический лифт - лишь фантазия, углеродные нанотрубки остаются одними из самых прочных материалов, к тому же, они рассматриваются как перспективные элементы интенсивно развивающейся наноэлектроники. Фуллерены могут быть использованы для создания солнечных батарей, для борьбы с вирусом иммунодефицита человека и т.д. Графен показал свои удивительные электронные свойства одним из последних из благородного семейства углеродных наноматериалов, но его применение в наноэлектронике и альтернативной энергетике, возможно, не за горами. И все это - углерод и углеродные материалы.

Основные лекции:

  • Лекция 1. Углеродные нанотрубки и одностенные углеродные нанотрубки. Понятие углеродных нанотрубок, информация об их строении и методах получения. Обсуждение природы химической связи в нанотрубках и основных отличий одностенных и многостенных УНТ.
  • Лекция 2. Фуллерен. Понятие фуллерена, строение и получение фуллеренов. Обсуждение перспектив химического модифицирования и практического использования фуллеренов.
  • Лекция 3. Графен. Понятия графита, графена, оксида графена, строение и особые свойства графена. Обсуждение перспектив химического модифицирования и практического использования графена.
  • Лекция 4. Хиральность. Понятие хиральности. Обсуждение взаимосвязи хиральности и физических свойств одностенных углеродных нанотрубок.
  • Лекция 5. Модуль Юнга и закон Холла - Петча. Механические свойства наносистем. Обсуждение применимости макроскопических (обычных) законов механики к наносистемам.
  • Лекция 6. Космический лифт. "За" и "против" космического лифта. Обсуждение практического использования углеродных наноматериалов.
  • Лекция 7. Неуглеродные нанотрубки. Понятие неуглеродных нанотрубок. Обсуждение функциональных свойств и практического использования различных неуглеродных нанотрубок.

Дополнительный материал:

Вопросы и викторины для самоконтроля:

A.2.4. Поверхность

Цель: дать понятие об особых свойствах поверхности, границ раздела и их вкладе в особые характеристики наноматериалов

Аудитория: школьники 7 - 11 класса

Краткая пояснительная записка: Поверхность, граница раздела фаз (веществ) - будь то пара "пленка - подложка" в микроэлектронике, поверхность катализатора (вещества, ускоряющего прямую и обратную реакцию), поверхность мыльного пузыря ("водяная пленка"), совокупная поверхность наночастиц в растворе, в паре, в другом твердом теле, поры высокопористых мембран, сорбентов, фильтров - практически всегда явлется основной сценой, где разыгрывается главный сценарий химических, электрохимических, фотохимических, биохимических превращений в наномире, где реализуется обмен магнитной, электрической энергией, туннелирование и пр. Это и понятно! Кроме наличия на поверхности атомов с ненасыщенным координационным окружением (для химиков это "оборванные химические связи"), частичного избыточного положительного или отрицательного заряда, "прилипших" молекул из "соседней" среды, в которой находится нанообъект, поверхность является естественным транспортным путем при переходе атомов от одной частицы к другой, при диффузии, при обмене энергии. Именно в наномире почти все объекты характеризуются повышенной площадью поверхности, потому что все такие объекты маленькие и у них существенно возрастает соотношение атомов на поверхности к количеству атомов "в объеме" (так, для "шариков" диаметром 5 нм это 50%, а для таких же шариков, но диаметром 1 мм, на поверхности присутствует менее 1% атомов, все остальное - объем или "тело" шариков). Таким образом, физико - химия поверхности - естественный и очень важный раздел для обязательного изучения для тех, кто хочет заниматься нанотехнологиями.

Основные лекции:

  • Лекция 1. Коллоидные частицы. Понятие коллоидных растворов. Обсуждение особенностей взаимодействия наночастиц со средой, в которой они находятся.
  • Лекция 2. Амфифильные соединения и поверхностно - активные вещества. Понятие ПАВ. Обсуждение структуры и строения ПАВ и их использования в науке, технике и быту.
  • Лекция 3. Пленки Лэнгмюра - Блоджетт. Метод Лэнгмюра - Блоджетт получения пленок и покрытий. Описание способов молекулярной сборки и получения мономолекулярных слоев.
  • Лекция 4. Мицеллы. Формирование мицелл и их строение. Использование мицелл как микро- и нанореакторов.
  • Лекция 5. Жидкие кристаллы. Понятие жидкого кристалла. Обсуждение современных классификаций жидких кристаллов и их использования в синтезе наноматериалов, практического применения в науке и технике.
  • Лекция 6. Мезопористые соединения. Формирование мезопористых соединений. Обсуждение способов получения мезопористых материалов и их практической значимости.
  • Лекция 7. Блоксополимеры. Блоксополимеры как важный класс материалов для нанотехнологий. Обсуждение строения и свойств блоксополимеров и их практического использования, в частности, при синтезе наноматериалов, для блоксополимерной литографии.
  • Лекция 8. Нанотрибология. Взаимодействие поверхностей "на молекулярном уровне". Обсуждение атомно - молекулярной природы трения и способов его измерения при взаимодействии нанообъектов.
  • Лекция 9. Теория оборванных связей и катализ. Особое состояние поверхности. Обсуждение причин повышенной химической, каталитической, агрегативной неустойчивости наноматериалов и особой роли поверхности в их поведении.

Дополнительный материал:

Вопросы и викторины для самоконтроля:

A.2.5. Получение наноматериалов.

Цель: ознакомить с важными подходами к получению наноматериалов и наноструктур.

Аудитория: школьники 7 - 11 классов.

Краткая пояснительная записка: Кто только не пытался делать наночастицы и другие наноматериалы - химики, физики, биологи... И многие из этих попыток были весьма успешными и дали жизнь различным химическим, физическим, биологическим методам синтеза! Такое деление достаточно условно, но оправдано, поскольку различные методы синтеза требуют принципиально различные условия формирования наноматериалов, различные экспериментальные методики, различное, часто (но далеко не всегда!) весьма наукоемкое и дорогое оборудование и специальные знания и подготовку экспериментатора, поскольку все они основаны на различных принципах. Различают два основных направления синтеза нанообъектов - "снизу вверх" и "сверху вниз". В первом из них нанообъекты получаются из атомов, молекул и других мельчайших строительных блоков, как правило, за счет самоорганизации и самосборки. Во втором из них вещество "разбирается", как говорят, диспергируется за счет высокоэнергетических механических, физических, химических воздействий. К счатью или сожалению, современные многостадийные синтетические методики используют на разных стадиях оба эти принципа попеременно.

Основные лекции:

Дополнительный материал:

Вопросы и викторины для самоконтроля:

A.2.6. Самоорганизация и материалы

Цель: ознакомление с понятиями самосборки и самоорганизации, часто используемых для получения современных наноматериалов

Аудитория: школьники 7-11 классов

Краткая пояснительная записка: Получение наноматериалов с уникальными свойствами, как правило, основано на формировании тех или иных структур, причем часто - иерархических, полезные функции которых определяются не только наноуровнем, но также и другими уровнями структуры. При этом достаточно трудно ожидать, что на наноуровне возможна искусственная манипуляция отдельными нанообъектами с целью "ручной" сборки материала. Это пока что нецелесообразно (медленно и требует совершения большого объема работы). Поэтому естественным способом получения наноматералов могут являться самосборка и самоорганизация. Организация (возникновение упорядочения) при самосборке контролируется, главным образом, конкуренцией различных сил взаимодействия, часто молекулярной природы, наподобие гидрофильных – гидрофобных взаимодействий, сил гравитации, Ван-дер-Ваальсовых или кулоновских взаимодействий. Самосборка– процесс образования упорядоченной надмолекулярной структуры или среды, в котором в практически неизменном виде принимают участие только компоненты (элементы) исходной структуры, аддитивно составляющие или «собирающие», как части целого, результирующую сложную структуру. Самоорганизация может быть использована как механизм создания сложных «шаблонов», процессов и структур на более высоком иерархическом уровне организации, чем тот, что наблюдался в исходной системе, за счет многочисленных и многовариантных взаимодействий компонент на низких уровнях, на которых существуют свои, локальные, законы взаимодействия, отличные от коллективных законов поведения самой упорядочивающейся системы. Для процессов самоорганизации характерны различные по масштабу энергий взаимодействия, а также существование ограничений степеней свободы системы на нескольких различных уровнях ее организации.

Основные лекции:

Дополнительный материал:

Вопросы и викторины для самоконтроля:

A.2.7. Нанотехнологии здоровья

Цель: ознакомление с перспективами применения достижений нанобиотехнологий в экологии и здравоохранении

Аудитория: школьники 7 - 11 класса

Краткая пояснительная записка: В последнее время нанотехнологии все активнее внедряются в медицину, экологию, здравоохранение. Сегодня макромолекулы и искусственно полученные наноматериалы и биоконъюгаты на их основе применяются для диагностики (биосенсоры, средства контрастирования и визуализации), лечения (средства адресной доставки, новые эффективные терапевтические агенты, уникальные физические и физико - химические способы воздействия на очаг заболевания) различных заболеваний и восстановления поврежденных тканей (костные имплантанты, клеточные матриксы, искусственная кожа и т.д.). Можно ожидать, что в ближайшем будущем при исследовании внутриклеточных процессов произойдет тесное сращивание квантовой механики, молекулярной биологии, генной инженерии, биохимии, биофизики, медицины, неорганической и физической химии. В результате может произойти качественный скачок в понимании того, что же такое жизнь, а медицина обогатится новыми методами для диагностики и лечения человека.

Основные лекции:

  • Лекция 1. Наномедицина. Понятие наномедицины. Обсуждение взаимосвязи наномедицины с химией, физикой, биологией и, собственно, медициной.
  • Лекция 2. Биоматериалы. Биосовместимость и токсичность материалов и наноматериалов. Обсуждение принципов создания и использования биоматериалов.
  • Лекция 3. Биомиметика. Творческое копирование изобретений природы. Обсуждение примеров успешного использования достижений биомиметики в медицине.
  • Лекция 4. Бионанотехнологии. Понятие бионанотехнологий. Обсуждение взаимосвязи нанобиотехнологий с химией, физикой, биологией, медициной, а также перспектив их использования на практике.
  • Лекция 5. Биокерамика. Керамические материалы для протезирования. Обсуждение принципов создания и использования биокерамики.
  • Лекция 6. Нанолекарства и нанофармакология. Понятие новой базы для развития фармакологии. Обсуждение преимуществ и недостатков "нанолекарств".
  • Лекция 7. Нанокапсулы. Адресная доставка лекарств. Обсуждение преимуществ и недостатков использования нанокапсул.
  • Лекция 8. Наномодификаторы. Модифицирование поверхности наночастиц. Обсуждение перспектив применения нанобиоконъюгатов в медицине.
  • Лекция 9. Дендримеры. Понятие дендримеров. Обсуждение возможностей и перспектив использования дендримеров в наномедицине.
  • Лекция 10. Вирусы и биокристаллы. Понятие вируса. Обсуждение классификаций вирусов, их строения и потенциального использования в наномедицине.
  • Лекция 11. Наносенсоры, электронный нос, электронный язык. Биосенсоры. Обсуждение принципов функционирования и различных вариантов конструкций биосенсоров.
  • Лекция 12. Нанотоксичность. Понятие нанотоксикологии. Обсуждение действительных рисков и фобий в области нанотехнологий.

Дополнительный материал:

Вопросы и викторины для самоконтроля:

A.2.8. Физика наноустройств, информационные технологии и альтернативная энергетика

Цель: дать представление о ключевых физических явлениях на наноуровне, использование которых позволяет создавать новые устройства для наноэлектроники и информационных технологий

Аудитория: школьники 7 - 11 классов

Краткая пояснительная записка: В настоящее время одной из общих тенденций развития современной техники является миниатюризация функциональных устройств. В наиболее явном виде эта тенденция проявилась в процессе эволюции электронных компонентов. Если первые транзисторы было настолько велики, что их можно было взять пальцами, то теперь уже никого не удивляет, что процессор современного компьютера состоит из миллионов транзисторов. Вслед за электронными компонентами миниатюризация затронула и электромеханические устройства. Особый интерес представляют микроэлектро-механические системы или МЭМС (а затем и НЭМС), способные на микроуровне преобразовывать механическую энергию в электрические или оптические сигналы, и наоборот. Создание МЭМСов стало возможно только в последнее время, преимущественно благодаря стремительному развитию полупроводниковых технологий. Несмотря на все достижения нанотехнологии, любые работы на молекулярном уровне остаются чрезвычайно сложной задачей. Однако новые технологические решения подразумевают не только уникальные системы обработки, но и все более емкие «хранилища» информации, создаваемые с использованием все новых физических принципов записи. Развивается "гибкая", печатная, молекулярная электроника. В дополнение к этим важным направлениям создаются и совершенствуются альтернативные способы получения энергии (химические источники тока, солнечная, водородная энергетика, топливные элементы), устройства сверхъэкономного освещения (современные светоизлучающие элементы), бездиссипативной передачи энергии (сверхпроводники второго поколения) и т.д. Создание этих революционных устройств стало возможным благодаря детальному изучению физики явлений, происходящих на наноуровне.

Основные лекции:

Дополнительный материал:

Вопросы и викторины для самоконтроля:

A.2.9. Перспективы развития нанотехнологий

Цель: обсуждение возможных перспектив развития нанотехнологий

Аудитория: школьники 7 - 11 класса

Краткая пояснительная записка: Нанотехнологии – детище современной фундаментальной науки, междисциплинарная область деятельности, основанная на достижениях химии, физики, биологии, механики и других классических наук, а также на связанном с закономерной эволюцией этих и других областей исследований прорыве в разработке методов синтеза и анализа веществ и материалов. В этом плане нанотехнологии – зачастую существенное улучшение свойств многих практически важных устройств, но не всеобъемлющий переворот наших знаний, как иногда полагают. Линия опережающего развития наиболее важна и наиболее приемлема для нашей страны, поскольку базируется не на уже известных и, как правило, запатентованных в других странах приемах улучшения качества существующих изделий и продуктов за счет использования нанотехнологий, а на генерации новых знаний в наиболее перспективных областях науки и техники и создании принципиально инновационных разработок, реализующих новые для промышленности физические или физико-химические принципы функционирования материалов и устройств. Осуществление этой линии, в свою очередь, невозможно без развития системы нанотехнологического образования на уровне как вновь поступающих в вузы студентов, так и магистратуры, аспирантуры, докторантуры, поддержки перспективных исследований молодых ученых. И в этом плане ведущие вузы РФ способны сохранить то лучшее, что было заложено в отечественной системе образования и пополнить последнее междисциплинарностью, а также способностью владеть современным синтетическим и диагностическим инструментарием.

Основные лекции:

Дополнительный материал:

Вопросы и викторины для самоконтроля:

Раздел Б. Основные тематические знания в области нанотехнологий по уровню сложности участников олимпиады

Секция Б.1. Школьники и начинающие, весь материал

Лекции преподавателей из МГУ, ученых и преподавателей:

Более сложные видеолекции:

Иллюстрированные статьи из "наноазбуки" (научно - популярное издание):

Фотоальбом "Богатство наномира":

Избранные статьи из журнала "Квант":

Секция Б.2. Студенты, аспиранты, молодые ученые, начальный уровень

Видеолекции начального уровня:

Научно - популярные видеолекции:

Фотоальбом "Богатство наномира":

Избранные статьи журнала "Квант":

Иллюстративные материалы "Избранные главы нанохимии и функциональные наноматериалы":

Материалы книг:

Иллюстративные материалы по нанохимии, самосборке и наноструктурированным поверхностям:

Материалы по химической технологии и физико-химии наноматериалов:

Секция Б.3. Студенты, аспиранты, молодые ученые, продолжающий уровень

Открытый курс и видеоматериалы Научно-образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям по теме "Фундаментальные основы нанотехнологий":

Иллюстративные материалы "Избранные главы нанохимии и функциональные наноматериалы":

Главы книг:

Иллюстративные материалы по нанохимии, самосборке и наноструктурированным поверхностям:

Секция Б.4. Студенты, аспиранты, молодые ученые, фотоника и нанофотоника

Научно - популярные видеолекции:

Фотоальбом "Богатстве наномира":

Иллюстративные материалы "Избранные главы нанохимии и функциональные наноматериалы":

Иллюстративные материалы по теме "Нанохимия, самосборка и наноструктурированные поверхности":

Видеоматериалы открытого курса лекций Научно-образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям:

Дополнительные материалы:

Секция Б.5. Школьники, свет и оптика

Научно - популярные видеолекции:

Материалы "наноазбуки":

Дополнительно:

Секция Б.6. Студенты, аспиранты, молодые ученые, «зеленая химия» и устойчивое развитие, экология, наномедицина, нанобиотехнологии, биомиметика

Текстовые материалы для ознакомления:

Открытые (обзорные) лекции Научно-образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям:

Секция Б.7. Школьники, «зеленая химия», экология, наномедицина

Научно - популярные видеолекции для общего развития:

Дополнительные видеолекции:

Главы "наноазбуки":

Фотоальбом "Богатстве наномира":

Избранные статьи журнала "Квант":

Дополнительно:

Видеоматериалы Научно-образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям:

Секция Б.8. Студенты, аспиранты, молодые ученые, альтернативная энергетика

Открытый курс лекций Научно-образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям:

Избранными главы по нанохимии и функциональным наноматериам:

Иллюстративные материалы в области нанохимии, самосборки и наноструктурированных поверхностей:

Секция Б.9. Школьники, альтернативная энергетика

Обзорные видеолекции:

Дополнительный материал:

Материалы "наноазбуки":

Иллюстративный материал альбома научных фотографий "Богатство наномира":

Избранные статьи журнала "Квант":

Видеоматериалы Научно-образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям:

Секция Б.10. Студенты, аспиранты, молодые ученые, углеродные наноматериалы

Описательные видеолекции:

Альбом научных фотографий "Богатство наномира":

Избранные главы нанохимии и функциональных наноматериалов:

Иллюстративные материалы "Нанохимия, самосборка и наноструктурированные поверхности":

Видеоматериалы Научно-образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям:

Дополнительно:

Секция Б.11. Школьники, углеродные наноматериалы

Общеобразовательные материалы:

Обзорные научно - популярные лекции:

Дополнительные видеолекции:

Материалы "наноазбуки":

Альбом "Богатство наномира":

Секция Б.12. Студенты, аспиранты, молодые ученые, физика наноустройств и наноэлектроника

Научно - популярные видеолекции:

Избранные главы нанохимии и функциональных наноматериалов:

Главы книг:

Иллюстративный материал "Нанохимия, самосборка и наноструктурированные поверхности":

Лекции Научно-образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям:

Методические материалы:

Секция Б.13. Школьники, физика наномира

Видеолекции начального уровня:

Дополнительные видеолекции:

Альбом "Богатство наномира":

Избранные материалы журнала "Квант":

Главы книг:

Дополнительные материалы:

Секция Б.14. Студенты, аспиранты, молодые ученые, наноматериалы

Видеолекции начального уровня:

Альбом "Богатство наномира":

Избранные материалы журнала "Квант:

Избранные главы нанохимии и функциональные наноматериалы:

Главы книг:

Иллюстративные материалы "Нанохимия, самосборка и наноструктурированные поверхности":

Видеоматериалы Научно-образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям:

Дополнительные материалы:

Секция Б.15. Школьники, наноматериалы

Научно - популярные видеолекции:

Дополнительно:

Научно - образовательные видеолекции:

Материалы "наноазбуки":

Альбом научных фотографий "Богатство наномира":

Статьи журнала "Квант":

Главы книг:

Видеоматериалы Научно-образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям:

Дополнительные материалы:

Секция Б.16. Студенты, аспиранты, молодые ученые, наноматериалы

Видеолекции начального уровня:

Альбом научных фотографий "Богатство наномира":

Избранные материалы журнала "Квант":

Главы "Нанохимия и функциональные наноматериалы":

Главы книг:

Материалы "Химическая технология и физико-химия наноматериалов":

Видеоматериалы Научно-образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям:

Дополнительные материалы:

Секция Б.17. Школьники, инженерные наноматериалы

Простые видеолекции:

Главы "наноазбуки":

Альбом "Богатство наномира":

Избранные материалы журнала "Квант":

Главы книг:

Химическая технология и физико-химии наноматериалов:

Видеоматериалы Научно-образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям:

Дополнительные материалы:

Раздел В. Свободное чтение (рубрикатор РОСНАНО)

В.1. Медицина и фармакология

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=11&F[category]=151,156

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=17&F[category]=167

В.2. Нанесение покрытий и модификация поверхности

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=11&F[category]=158,153

В.3. Наноматериалы

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=11&F[category]=147,148

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=17&F[category]=148,165

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=18&F[category]=148

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=19&F[category]=148,165

В.4. Оптика и электроника

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=11&F[category]=155,150

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=17&F[category]=166

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=20&F[category]=155

В.5. Энергоэффективность

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=11&F[category]=157,152

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=20&F[category]=157

В.6. Открытые лекции для школьников

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=16&F[category]=125

http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[SPROP_virtualcat]=17&F[category]=125,127

Раздел Г. Викторины самоконтроля

Тест по физике

Для тех, кто активно изучает наномир и нанотехнологии и хочет проверить свои текущие знания, мы предлагаем тесты - четыре предметных и один междисциплинарный. В каждом тесте только один вариант ответа является правильным. Тесты предназначены только для вашей самостоятельной работы, их результаты нигде не учитываются. Надеемся, что они будут для вас интересными и помогут лучше подготовиться к олимпиаде.

Тест по биологии

Для тех, кто активно изучает наномир и нанотехнологии и хочет проверить свои текущие знания, мы предлагаем тесты - четыре предметных и один междисциплинарный. В каждом тесте только один вариант ответа является правильным. Тесты предназначены только для вашей самостоятельной работы, их результаты нигде не учитываются. Надеемся, что они будут для вас интересными и помогут лучше подготовиться к олимпиаде.

Тест по математике

Для тех, кто активно изучает наномир и нанотехнологии и хочет проверить свои текущие знания, мы предлагаем тесты - четыре предметных и один междисциплинарный. В каждом тесте только один вариант ответа является правильным. Тесты предназначены только для вашей самостоятельной работы, их результаты нигде не учитываются. Надеемся, что они будут для вас интересными и помогут лучше подготовиться к олимпиаде.

Химическая магия

В этой викторине для школьников спрашивается о химической подоплеке простых, достаточно обычных и доступных экспериментов, которые приводят к получению веществ, использующихся при создании тех или иных "нанотехнологических" устройств.

Теоретическая викторина для старших школьников

Викторина повышенной сложности для школьников. Требует проведения расчетов, по времени занимает от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от уровня знаний школьника.

Междисциплинарная викторина по нанотехнологиям для студентов и аспирантов

Викторина высокой сложности для студентов и аспирантов. Требует проведения расчетов, по времени занимает от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от уровня знаний.

Теоретическая нановикторина для школьников

Викторина высокой сложности для школьников. Требует проведения расчетов, по времени занимает от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от уровня знаний школьника.

Викторина "Материалы настоящего и будущего"

Викторина обычной сложности для школьников в области наноматериалов, по времени занимает от нескольких минут до часа в зависимости от уровня знаний школьника.

Викторина "Рассадник идей (deja vu)"

Викторина обычной сложности для всех творческих людей, по времени занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от уровня знаний.

Викторина "Социальные аспекты нанотехнологий"

Викторина обычной сложности для школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых "Социальные аспекты нанотехнологий", по времени занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от уровня знаний.

Викторина "Углеродные наноматериалы"

Викторина обычной сложности для студентов, аспирантов, молодых ученых "Углеродные наноматериалы", по времени занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от уровня знаний.

Викторина "Альтернативная энергетика"

Викторина обычной сложности для студентов, аспирантов, молодых ученых "Альтернативная энергетика", по времени занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от уровня знаний.

Викторина "Фотоника и нанофотоника"

Викторина обычной сложности для студентов, аспирантов, молодых ученых "Фотоника и нанофотоника", по времени занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от уровня знаний.

Викторина "Образование в сфере нанотехнологий"

Викторина обычной сложности для учителей, преподавателей, студентов, аспирантов, молодых ученых "Образование в сфере нанотехнологий", по времени занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от уровня знаний.

Викторина "Зеленая химия, экология и медицина"

Викторина обычной сложности для школьников в области зеленой химии, экологии и медицине, по времени занимает от нескольких минут до часа в зависимости от уровня знаний школьника.

Викторина "Синтез и анализ нанообъектов"

Викторина обычной сложности для студентов, аспирантов, молодых ученых "Методы синтеза и анализа нанообъектов", по времени занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от уровня знаний.

Викторина "Нанофизика, наноэлектроника"

Викторина обычной сложности для студентов, аспирантов, молодых ученых "Физика наноустройств и наноэлектроника", по времени занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от уровня знаний.

Викторина "Функциональные наноматериалы"

Викторина обычной сложности для студентов, аспирантов, молодых ученых "Функциональные наноматериалы", по времени занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от уровня знаний.

Викторина "Энергия везде и отовсюду"

Викторина обычной сложности для школьников в области альтернативных источников энергии, по времени занимает от нескольких минут до часа в зависимости от уровня знаний школьника.

Викторина "Наноматериалы для инженеров"

Викторина обычной сложности для школьников в области инженерных наноматериалов, по времени занимает от нескольких минут до часа в зависимости от уровня знаний школьника.

Викторина для юных нанотехнологов

Шуточная викторина для начинающих, составленная для тех, кто еще почти ничего не знает, но кому кажется, что он уже очень много чего - то слышал вокруг. Проверьте свои интуитивные знания!

Викторина "Очень просто о нанотехе"

В этой маленькой викторине мы хотели задать простые вопросы и получить такие же почти очевидные ответы. Попробуйте свои силы и чувство юмора.

Комплексная викторина по нанохимии

Данная викторина для различных категорий учащихся - от школьников до аспирантов - составлена в соответствии с набором задач, предлагавшихся в различные года на Интернет - олимпиадах по нанотехнологиям.

Викторина по альтернативной энергетике

Исполнилось 170 лет с момента создания первого из топливных элементов, которые являются важной составляющей частью активно развивающейся "альтернативной энергетики". В викторине дается ряд простых вопросов, которые позволят Вам проверить свои базовые представления об этом перспективном классе источников тока и использовании в них наноматериалов.

Викторина "Огонь и материалы"

В рамках цикла открытых лекций для школьников в области химии, физики, механики и биологии в качестве тренировки рекомендуется для себя пройти небольшую викторину.

Комплексная викторина по нанотехнологиям для студентов и аспирантов

Тесты - "угадайки" несовершенны по своей природе. Их единственное преимущество - возможность быстрого проведения и экспресс-оценки знаний, частно - в автоматизированной форме. Вам тоже предлагается ответить на вопросы викторины и проверить свои знания, если они выше среднего уровня. Это будет особенно полезно, если Вы были или собираетесь стать участником нанотехнологических Олимпиад...

Викторина "Удивительный углерод"

Викторина обычной сложности для школьников в области углеродных наноматериалов, по времени занимает от нескольких минут до часа в зависимости от уровня знаний школьника.

Викторина "Конструкционные наноматериалы"

Викторина обычной сложности для студентов, аспирантов, молодых ученых "Конструкционные, композитные, высокомолекулярные наноматериалы", по времени занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от уровня знаний.

Викторина "Экология, наномедицина, нанобиотехнологии"

Викторина обычной сложности для студентов, аспирантов, молодых ученых "Зеленая химия, экология, наномедицина, нанобиотехнологии и биомиметика", по времени занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от уровня знаний.

Викторина "Физика и нанотехнологии"

Викторина обычной сложности для школьников в области физики и нанотехнологий, по времени занимает от нескольких минут до часа в зависимости от уровня знаний школьника.

Теоретическая викторина о природе "нано" для начинающих

Викторина повышенной сложности для школьников и начинающих (примерно уровень 7 - 8 класса). Требует проведения простых расчетов, по времени занимает от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от уровня знаний школьника.

Викторина "Свет и оптика"

Викторина обычной сложности для школьников в области света и оптики, по времени занимает от нескольких минут до часа в зависимости от уровня знаний школьника.

Детская нанотехнологическая викторина

Небольшая и несложная викторина по нанотехнологиям, в которой собраны вопросы и некоторые ответы на "детские" вопросики в области "нано". Взрослые, конечно, знают ответы на все это, а вот те замечательные школьники, которые захотят присоединиться к Заочной Нанотехнологической Школе (ЗНТШ), точно могут потренироваться игре в вопросы и ответы, мы желаем им удачи.


В статье использованы материалы: Олимпиада


Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Зерно или яйцо?
Зерно или яйцо?

Фотоконкурс по Периодической Системе Элементов имени Д.И.Менделеева
Конкурс авторских фотографий школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей, содержащих интересные и необычные варианты Периодической Системы Элементов имени Д.И.Менделеева или отдельных химических элементов. Конкурс организован Российским Химическим Обществом имени Д.И.Менделеева при поддержке Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда инфраструктурных и образовательных программ.

17 компаний стали обладателями Знака «Российская нанотехнологическая продукция»
Одним из репутационных инструментов для защиты инновационных компаний наноиндустрии является знак «Российская нанотехнологическая продукция». Торжественное вручение знака состоялось 7 декабря в рамках VI Конгресса предприятий наноиндустрии.

International photography contest denoted to the International Year of Periodic Table
Russian Chemical Society named after D.I.Mendeleev starts in the frame of XII Russian Olympiad "Nanotechnology - Breakthrough to the Future!" under the support of Faculty of Materials Science of Lomonosov Moscow State University and the Fund for Infrastructure and Educational Program the International photography contest denoted to the International Year of Periodic Table.

Прощай, лампочка Ильича!
Д.Н.Плешков
Современные светоизлучающие устройства безальтернативно завоевывают рынок и становятся частью нашей повседневной жизни.

Композиты УНТ-ГАП – биоактивная матрица для роста костных тканей
Е.С.Климашина
Нанокомпозиты - одно из перспективных направлений развития материаловедения в интересах биологии и современной медицинской практики.

Умный дом
Н.В.Лысков
Умные дома могут составить яркую черту нашего будущего и прогресс в этом направлении связан с созданием новых поколений наноматериалов.

Система практик ФНМ МГУ
А.Б.Тарасов, А.В.Кнотько, Е.А.Гудилин

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.