Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Огонь как первоначало

Ключевые слова:  лекция, наноазбука, публичные лекции, Фоторепортаж

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

04 декабря 2010

СЛЕДУЮЩАЯ ЛЕКЦИЯ "ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАТЕРИАЛЫ" состоится 25 декабря 2010 г. на химическом факультете МГУ. Просьба подтвердить свое участие, послав сообщение на адрес 5steps@gmail.com. На лекции планируется устроить 3- 4 громких и эффектных взрыва, сделать синюю воду, рассказать про хитрости известного физика Вуда, а также получить электричество из воздуха, лимонов, яблок (и многое другое). Будут даны пояснения ко всем опытам в более развернутой форме, чем на первой лекции. Приходите!

Кто-то для привлечения школьников в науку снимает мультики, а Факультет наук о материалах совместно с химическим факультетом МГУ начал читать цикл лекций для школьников (ВИДЕОЗАПИСЬ ЛЕКЦИИ ДАНА В КОНЦЕ ФОТОРЕПОРТАЖА, внизу). Лекций по химии, но не простых... Сегодня началась новая химия: химия материалов. Об этом сказал в своем вступительном слове декан ФНМ МГУ, заведующий кафедрой неорганической химии химического факультета МГУ академик Ю.Д.Третьяков. На смену книгам пришли e-book несравнимо большей емкости, на смену увеличительным линзам – фотоаппараты и видеокамеры и так далее. Каждое новое открытие появилось на базе предыдущего, и в поиске первоочередного начала химии можно зайти очень далеко. Химия - как птица - феникс, возрождается в каждую эпоху в новом обличии. Современное обличие химии - химия материалов, которые окружают нас повсюду и делают нашу жизнь такой, какой она сейчас есть... И те, кто готовил первую лекцию цикла, смогли донести донести очень простую мысль: ничего бы не было, если бы человек не научился добывать огонь (или если бы, как считали древние греки, Прометей не украл огонь у Богов). Горение – первая химическая реакция, открытая человеком, – привела к дальнейшему развитию химии и древнейшего материаловедения: выплавки металлов, получение керамик… «Огонь и материалы» – есть в этом что-то… загадочное и философское.
Для рассмотрения этой загадки авторами лекции - Ярославом Филипповым и Дмитрием Петуховым - был выбран мобильный телефон: вот уж кладезь разных материалов в маленькой пластиковой коробочке… Кстати, полимеры – это один из полученных человеком материалов, без которого сегодня невозможно представить себе современную цивилизацию. Но началась лекция с металлов: самых тугоплавких (вольфрам), самый (почти самый…) легкоплавкий (галлий), самых легких (литий)… Лекции сопровождались эффектными демонстрациями: может, и многие кидали литий в воду, но вероятно, не каждый видел, как горит вольфрам. И уж точно не у каждого в руках при размешивании сахара в стакане только что заваренного чая плавилась ложка. Прямо на лекции был получен и один из представителей другого класса материалов, керамика, в лице оксида хрома. Даже те, кто уже много раз видел опыт «вулканчик», не всегда задумывались, что оксид хрома – прекрасный катализатор, например, горения аммиака, что и было продемонстрировано на лекции (опыт "огненный дождь"). Да, очень долго (пока не отобрали) пытались школьники разбить кружку из стеклокерамики прямо об пол. После этого наверняка у многих зародилась мысль, что композитные материалы - это сила. К сожалению, на лекции не было возможность расстрелять бронестекло из автомата Калашникова, однако пример с небьющеймя посудой тоже порадовал многих (кстати, во время семейных ссор стоить бить именно стеклокерамическую посуду - быстро устанешь и выпустишь пар, да и ущерба будет меньше).
А как же полимеры? Созданный человеком тефлон – самый стабильный, самый инертный. Но подобно тому, как огромный слон боится маленькой мыши, инертный тефлон боится легкого магния: стабильный и негорючий полимер сковородок "Тефаль" ярко сгорает при реакции с самолетным сплавом: содержащим магний, что также видели все слушатели лекции.
Огня действительно было достаточно. Горело все: бихромат аммония, тефлон, алюминий во время алюмотермии и алюминий с йодом, подожженные водой… Последняя реакция, правда, сначала никак не начиналась: «Это потому, что мы не надели защитные очки!» – объяснил слушателям с.н.с. С.Г. Дорофеев, главный демонстратор.
А под конец наступила самая приятная часть: раздача подарков. Но не просто так, а за верные ответы. Правда, 2 из 5 подарка ушли к студентам 1 курса с ФНМ и химфака: школьники ну никак не знали, из чего сделана резина и что алюминий некогда был предметом роскоши. Что ж, тем нагляднее видно, что кое-чему студентов все-таки учат в лучшем ВУЗе страны.
После лекции одна из слушательниц попросила декана ФНМ, академика Ю.Д. Третьякова, дать ей автограф в выигранном блокноте.
– Приходите лучше на ФНМ! – посоветовали ей. – Тогда в зачетке этих автографов будет много… Ну если раньше времени не отчислят ;)

Для участия в следующей лекции необходима регистрация на проход через вахту химического факультета. Как это сделать - объясняется здесь (кто участвовал в предыдущей лекции, можно не сообщать более свои личные данные, но обязательно послать письмо на 5steps@gmail.com, что Вы планируете посетить лекцию "Электричество и материалы").

Прикрепленные файлы:
 

Get the Flash Player to see this player.


Видеозапись лекции. Автор видео - аспирант ФНМ - ИМЕТ МГУ Александр Меледин. Лучше смотреть, развернув во весь экран (маленькая кнопочка - квадратик со стрелками).
скачать встроить

Источник: ФНМ МГУ



Комментарии
Петухов Дмитрий Игоревич, 03 декабря 2010 11:59 
Все это очень хорошо, но можно ведь было упомянуть фамилии авторов лекции? А то как обычно, все делало руководство, а люди который подготовили основной материал не причем. что как бэ намекает
Астафьева Ксения Игоревна, 03 декабря 2010 12:06 
eto da. ya ne prinigayu rol' vedushey i prochih lyudey, pokazannyh v dannom reportage, no esli dage operator ukazan, to pochemu zabyty glavnye lica?!

p.s. (кстати, во время семейных ссор стоить бить именно стеклокерамическую посуду - быстро устанешь и выпустишь пар, да и ущерба будет меньше) - predlagayu shkol'nikam v kachestve dopolnitel'nogo zanyatiya ne tol'ko testy davat', no i prosit' naiti grammaticheskie oshibki u materialovedov
Колесник Ирина Валерьевна, 03 декабря 2010 12:08 
Да уж, несправедливость

А между тем, без Димы и Ярослава ничего бы этого не получилось. Они большие молодцы, прочитали очень увлекательную лекцию!
Потому что еще не выложен десяток - другой фотографий, на которых все будут по ролям представлены.
Я честно думала, что здесь будет толпа фотографий с подписями...
Но раз нет - добавила в текст имена лекторов, они же правда главные люди.
Юный максималист, 03 декабря 2010 15:32 
Интересно узнать мнение школьников, бывших на лекции. Насколько им это было
интересно, что запомнилось, и о чем вообще была лекция.
Поддерживаю Ирину, Ярослав с Димой выложились на полную катушку (не знаю, как
у них вообще хватило на это времени).
Криницын Артем Васильевич, 03 декабря 2010 16:43 
запомнилось всЁ.На вопросы викторины с сайта я смог ответить после лекции.
Все было настоящее.Некоторые опыты можно даже сделать дома на новый год.
Юный максималист, 03 декабря 2010 20:43 
лучше не надо
Астафьева Ксения Игоревна, 03 декабря 2010 20:55 
и фотографии, фотографии давайте главных героев, а то оператора и ведущую со всеми регалиями указали - только без отчества разве, а их скромненько. Где фото Дмитрия Игоревича и Ярослава Юрьевича?
Кажется, всех героев добавил....
серый кардинал великолепен =)
Очень здорово! Молодцы!
Здорово!
А почему презенташка называется "химия м материалы"? И именно этому названию соответствует...
Кстати (никоим разом не в упрек Ярославу и Диме, а так, на случай будующего использования ) -
основным материалом для каменных орудий был таки кремень (стекло на основе SiO2), что-то я сумлеваюсь что на слайде именно его микроструктура, да и керамика тоже еще в неолите появилась;
в мобильном телефоне еще и полупроводники не последнюю роль играют;
в Li - полимерном аккумуляторе, вроде, таки не металлический литий а интеркалят в графите;
сплав мели и олова ни разу не сталь;
на картинке про пирометаллургию изображено таки получение железа, а восстановление оксида водородом - очень не основной способ получения кобальта;
наверное, не совсем правильно называть керамикой рыхлые хлопья Cr2O3, получающиеся при разложении бихромата аммония;
реакция тефлона с магнием, наверное, таки горение магния, а не тефлона...
Но в целом, еще раз, - здорово!
Саша, я могу еще на листок - другой написать замечаний. Но если бы я от начала до конца делал лекцию, все вообще было бы по - другому. А ребята - молодцы все равно!
То, что молодцы - однозначно. Я ж написал - на случай дальнейнейшего использования презенташки...
А "сталь как сплав меди и олова" в подписи к Петру I, наверное, все ж, стоит исправить...
Да (к пописи к видео) - ИМЕТ таки не подразделение МГУ
Это предыдущая версия. Если мне дадут последнюю версию, перевыложу ее.
Петухов Дмитрий Игоревич, 04 декабря 2010 23:49 
Но если бы я от начала до конца делал лекцию, все вообще было бы по - другому.
О, да. Было бы гораздо больше взрывов

Александр Валерьевич, спасибо за замечания часть из них в окончательной версии лекции, действительно, была исправлена
Юный максималист, 05 декабря 2010 00:05 
-Было бы гораздо больше взрывов

И слайдов было бы в два раза больше...
Все-таки хорошо, что аспиранты делают...
Аспмранты и должны делать. Они активнее и креативнее нас, стариков.
кузин женя олегович, 05 декабря 2010 11:44 
мне лекция понравилась,всё услышанное обезательно возьму за правило!
... то есть попробую дома алюмотермию и вулканчик????
Юный максималист, 05 декабря 2010 14:30 
"Аспмранты и должны делать"
Это где-то в уставе написано? И в чем их личная заинтересованность?
Педпрактику, насколько я понимаю, они все равно обязаны параллельно
проходить?
Нет, Артем, это И ЕСТЬ педпрактика, вот в чем суть. Один открытый урок, на мой взгляд, мало... Правда, и сидение в практикуме - не слишком круто... А вообще, как всегда, никто никому ничего не должен, всем все все равно. Так и живем.
Палии Наталия Алексеевна, 05 декабря 2010 17:26 
Лучше все-таки проводить на улице алюмотермию , а еще лучше - в специально оборудованном помещении
Петухов Дмитрий Игоревич, 06 декабря 2010 11:09 
ха-ха, аспиранты еще и оказались не правы....
все как обычно, так и живем...
Астафьева Ксения Игоревна, 06 декабря 2010 11:28 
O la la, вот это себе заявления позволяют "Аспмранты и должны делать"
Трусов Л. А., 06 декабря 2010 11:37 
ну, в общем-то, они обычно ничего и не делают. и им еще все должны оказываются.
Петухов Дмитрий Игоревич, 06 декабря 2010 11:41 
И это говорит человек, который полгода назад сам еще был аспирантом?
да система меняет людей
Трусов Л. А., 06 декабря 2010 12:04 
я был аспирантом и поэтому знаю, о чем говорю. студенты и аспиранты (ФНМ) в массе своей пассивны. и принятие участия в каких-либо мероприятиях считают ненужной обременительной обязаловкой. никакой отдачи и работы "с душой" от них ожидать не приходится. к факультету они относятся исключительно с потребительским отношением. вот и получается, что "их заставляют", хотя, по логике, это им и нужно.
к слову, сайт "Нанометр" - живое тому подтверждение. еще была "Наноазбука". и тд, и тп.
Петухов Дмитрий Игоревич, 06 декабря 2010 12:09 
какие правильные слова
95% населения в сути своей пассивны. И была одна страна, которая пыталась всех заставить что-лиюо делать на энтузиазме, чем все кончилось - мы знаем.
студенты и аспиранты (ФНМ) в массе своей пассивны не потому что они плохие, а потому что нет стимула
Трусов Л. А., 06 декабря 2010 12:16 
стимул - учиться и развиваться. большая часть так называемых аспирантов не могут нормально сделать доклад или связно написать 2-3 предложения. но когда им предлагают провести лекцию или написать научно-популярный текст на страничку, это оказывается выше их достоинства.

конечно, можно продолжать равняться на 95% населения.

подозреваю, что вы с Яриком и делали это вдвоём, потому что остальные сабботировали. либо бюджет был мал.

ПС кстати, где мой галлий?
Юный максималист, 06 декабря 2010 12:23 
Лев, дело даже не в том, что аспирант - это такой человек, который может
заниматься работой в виде "Наноазбуки", лекций для школьников и т.д.
Против этого, я так понимаю, никто и не возражает.
Я так понимаю, что Диме и Ярославу понравилось и готовиться к лекции, и вести
ее. Но какое будет качество лекций, если их будут вести не искренне
заинтересованные люди (активная группа из нескольких человек, которым можно
было бы дать хорошего наставника (опытного преподавателя) и поощерять их
морально и материально), а люди, заставленные из под палки?
Будет позор, аспирантам достанется от руководства, а вместо это они могли бы
спокойно сидеть на практикумах или заниматься еще какой-нибудь работой.
Петухов Дмитрий Игоревич, 06 декабря 2010 12:25 
Нет просто очередь остальных еще не настала Будет 5 лекций.
Бюджет равен - 0. трудозатраты - 2 человеконедели ПОЛНЫХ!

Сам процесс подготовки и чтения лекции мне понравился, но, к сожалению, на это затрачивается слишком много времени, которое (как нам намекает КЭП) у аспиранта должно тратится на научную работу.
А еще раздражает субъективная критика (плохо - потому что плохо). Объективную критику, я слышал, надеюсь следующие люди, которые будут готовить лекцию это учтут.
Трусов Л. А., 06 декабря 2010 12:49 
люди, заставленные из под палки?

то есть ты считаешь, что, если никто не хочет ничего делать, то и заставлять не надо? а может, просто не стоило их в аспирантуру брать? все-таки надо отбирать лучших, талантливых, целеустремленных, а не тех, которые "посидят в практикуме или поделают что-то другое".

к тому же, эти лекции идут в зачет педпрактики, как я понимаю.
2 недели готовить лекцию или 4 месяца по 2 дня в неделю вести унылые практикумы у первокуров. я бы выбрал лекцию, но у меня такого выбора не было.
Петухов Дмитрий Игоревич, 06 декабря 2010 13:20 
"все-таки надо отбирать лучших, талантливых, целеустремленных "

Где таких взять в большом количестве?

"к тому же, эти лекции идут в зачет педпрактики, как я понимаю."

Лекции идут вместе с педпрактикой, у меня кроме этого еще задача спецпрака и приборного практикума. Но это так, между прочим
Трусов Л. А., 06 декабря 2010 13:34 
ну, спецпрак и приборный тоже можно представить как использование рабского труда студентов в своих корыстных интересах
Астафьева Ксения Игоревна, 06 декабря 2010 13:58 
nu eto uge demagogiya. mogno li zastavit' kogo-to v svoih korystnyh celyah ili net. Ne u vseh 11 aspirantov 1 goda eto poluchitsya.
T.e. nagrusku v etom godu tol'ko uvelichili. Obyazatel'nuyu nagruzku. No samoe zamechatel'noe - eto kak raz vmesto pooschreniya ili oblegcheniya v drugom punkte poluchit' "vy obyazany". I predlagat' - no mogno tut otvetstvennost' na drugogo perelogit', tam svoyu osnovnuyu raboty tak ge besceremonno svalit' na chugie plechi...
So storony ves' etot razgovor smotrit'sya... strannym myagko govorya
Трусов Л. А., 06 декабря 2010 14:22 
не понимаю, в чем проблема? какое-то нытьё.
Астафьева Ксения Игоревна, 06 декабря 2010 14:29 
vot v etom-to i problema, chto ne ponimaesh'. Ni ty, ni vyshestoyaschie.
Трусов Л. А., 06 декабря 2010 14:42 
ужасный век, ужасные сердца
Юный максималист, 06 декабря 2010 15:07 
Лев, а откуда ты взял, что никто не хочет ничего делать?
Может быть, некоторые не очень адекватные идеи начальства народ
и не хочет выполнять, но разве кто-то когда-то спрашивал мнение
студентов? Причем так, чтобы они знали, что им за правдивый
ответ ничего не сделают?
У меня в школе был (и есть) театральный кружок, который помимо
постановок участвует (по своей воле) и в организации праздников.
Никто никого не заставляет туда ходить, там никому ничего не платят,
но дети с удовольствием и энтузиазмом участвуют в этом.
Потому что интересно, полезно, и доброе дело делаешь.
Надо отдать должное, у кружка хороший руководитель.
На ФНМ, судя по всему, таких нет.
Криницын Артем Васильевич, 06 декабря 2010 15:21 
На лекции сказали,что дадут задания школьникам.А когда?Времени ведь не останется ни на что.
Трусов Л. А., 06 декабря 2010 15:24 
бррр... что плохого в лекциях для школьников? или в сайте Нанометр? или Наноазбуке? или наноолимпиаде? какие неадекватные идеи начальства?
неадекватно выглядят вопли "фууууу, их же заставили! проклятый фнм! бедные аспиранты".
похоже на нелепые попытки оправдания своего скоропостижного бегства.
на ФНМ как и везде - кто не хочет ничего делать, тот ничего и не делает. что-то не припомню я никаких репрессий за "правдивый ответ". мнение студентов спрашивают постоянно, только им недосуг что-то отвечать.
Юный максималист, 06 декабря 2010 15:30 
важно не то, что делается, а то, как делается.
Лев, впечатление такое, что ты на другом ФНМ учился. Неужели всё так быстро
поменялось?
Петухов Дмитрий Игоревич, 06 декабря 2010 15:35 
Лев, а тебя заставляют заниматься сайтом НМ?
Юный максималист, 06 декабря 2010 15:38 
Оправдываться мне не в чем.
Если бы этого было бы достаточно, чтобы народ валил с ФНМа, то на факультете
давно бы уже никого не осталось.
Пастух Евфграфович, 06 декабря 2010 15:38 
Первоначало для Жизни, думается(?), уже не только огонь, а разность потенциалов. Всё более сложные биоаккумуляторы ползают, плавают, летают, ходят, - всего лишь ищут - где бы подзарядиться? К чему-кому притянуться. Вообще, то, что у Природы нет Цели, - ёжит холдком спинку батарейки (?)
Трусов Л. А., 06 декабря 2010 15:39 
нет, не заставляют. и что-то толп желающих студентов и аспирантов принять посильное участие в проекте за 4 года не наблюдалось. заниматься ерундой таким занятым и важным людям не к лицу.
Петухов Дмитрий Игоревич, 06 декабря 2010 15:45 
правильно, принцип, что каждый должен заниматься СВОИМ делом никто не отменял. А заниматся всем сразу, в ущерб качеству не стоит.
Трусов Л. А., 06 декабря 2010 15:49 
если б ничем не занимающиеся потрясали бы своими достижениями в других областях... однако корреляция иная.
Не нападайте на спящего Льва. Если уж на то пошло, то у аспирантов достаточно много часов всегда было
записано в индивидуальном плане на педпрактику. Только я не уверен, что сидение в практикуме со
студентами существенно лучше того, что сделали с первой демонстрационной лекцией. Вот только по часам
это мало, хотя и много времени ушло, но и переживать об этом не стоит. Дима, Ярослав и все, кто готовил и
проводил - молодцы, слава Богу, если это было им и в радость, и в охотку. Вот только если бы это было 2 - 3
раза, тогда навык был бы отработан и потом было бы проще говорить, что практика пройдена и выполнена. А
то, что аспирант должен наукой заниматься - никто и не спорит. А я тоже ей хочу заниматься. Но пложу
бумажки, сижу на заседаниях и пр. И это воспринимается нормально... всеми (кроме меня). Где же
справедливость??? Я свою педпрактику в свое время уже прошел!
Криницын Артем Васильевич, 06 декабря 2010 16:56 
а КОГДА ЗАДАНИЯ ДАДУТ?
Юный максималист, 06 декабря 2010 18:48 
"Справедливость" выражается в у.е.
Палии Наталия Алексеевна, 06 декабря 2010 20:07 
что плохого в лекциях для школьников?- ничего плохого, напротив- много хорошего , тем более, что школьники хотят не только присутсвовать на лекциях, но выполнять дополнительные задания - и настойчиво требуют, вопрошая, а КОГДА ЗАДАНИЯ ДАДУТ?
На самом деле это широко распространенная/международная практика - в университетах проводят Дни науки для школьников(будущих абитуриентов) - с чтением лекций и демонстрациями, их знакомят с деятельностью кафедр и лабораторий. Еще проводят Дни науки и технологий, когда приглашают специалистов, (представляющих предприятия, фирмы, Институты), которые рассказывают/читают лекции о будущих местах трудоустройства выпускников ВУЗов. Специалисты/представители фирм, в свою очередь, знакомятся с разработками кафедр, НИР студентов/аспирантов.
Всю работу (и подготовительную тоже) проводят студенты/аспиранты под руководством преподавателей .

Аспиранты, подготовившие и лекцию и репортаж, просто молодцы , наверное, по педпрактике они получат "автомат"
Ведь это непросто выступать перед незнакомой аудиторией, от которой можно ожидать самые каверзные вопросы
Кто хочет что-то сделать - ищет возможности.
Кто не хочет - оправдания.
Юный максималист, 06 декабря 2010 21:07 
Абсолютно верно, Александр Ринатович.
Аспиранты ищут возможность сделать нормальную диссертацию и не умереть
с голоду.
Трусов Л. А., 06 декабря 2010 21:09 
ого, целых два оправдания!
Юный максималист, 06 декабря 2010 21:16 
Конечно . А разве не хотеть чего-то позорно?

Наталия Алексеевна, боюсь, аспиранты за эту лекцию получат нечто другое...
Трусов Л. А., 06 декабря 2010 21:48 
знания и опыт.
ну и, конечно, почёт и уважение.
Палии Наталия Алексеевна, 06 декабря 2010 22:43 
Конечно, , хоть - "опыт - сын ошибок трудных"...
Только про задания школьникам не забудьте
Ага, задания для школьников в виде тем эссе мне асиранты и прислали, чтобы я их разместил технически. А потом окажется, что у юного максималиста я опять во всем виноват. Пугало такое несправедливое.
Трусов Л. А., 07 декабря 2010 00:45 
аспиранты продали свою душу за будущую степень. так что не вижу моральных затруднений при использовании их рабского труда в фнмовском аду.
Петухов Дмитрий Игоревич, 07 декабря 2010 09:32 
Если продавать душу за будущую степень, то что же останется для продажи с целью дальнейшего продвижения карьеры?
Дима, Лев утрирует. Вы все сделали замечательно. Просто никто из нас не профессионал в таких пиарных
вещах и отсюда возникают все рассуждения. К себе я это тоже отношу. Да, и у меня, видимо, души нет, куда -
то делась...
Трусов Л. А., 07 декабря 2010 11:20 
то что же останется для продажи с целью дальнейшего продвижения карьеры?

это пирамида. потом вы будете привлекать новых и получать процент.
Юный максималист, 07 декабря 2010 11:41 
Виноват всегда тот, кто получает у.е., но не делает свою работу.
А распределение обязанностей (и ответственностей, и у.е., им
соответствующих) - это не ко мне.
И не ко мне. А к кому???
Ланских Марья, 09 декабря 2010 13:19 
А я то надеялась увидеть здесь обсуждение лекции, комментарии и советы. Эх...
Спасибо Ярик, спасибо, Дима. ваша лекция мне понравилась
Юный максималист, 09 декабря 2010 14:00 
Маша, этот сайт служит не для обсуждения науки или лекций каких-нибудь.
Здесь собираются злые тролли вроде меня и Льва Артёмовича, чтобы попереливать
из пустого в порожнее, поспорить ни о чем, но зато порадовать свое ЧСВ и
"отвести душу".
Палии Наталия Алексеевна, 09 декабря 2010 14:12 
этот сайт служит не для обсуждения науки или лекций каких-нибудь. Здесь собираются злые тролли - которые могут "получить бесплатный совет" для юных максималистов - послушайте внимательно концовку интервью А. Гейма и К.Новеселова - что сказал А. Гейм об отношении к аспирантам и критериях отбора.
Трусов Л. А., 09 декабря 2010 18:01 
А я то надеялась увидеть здесь обсуждение лекции, комментарии и советы

Марья, это и есть обсуждение лекции.

Артём исходит из двух положений:
1. по принуждению нельзя сделать что-нибудь хорошее
2. их заставили сделать лекцию
>>> 2а. проклятый фнм

мы же видим, что лекция вполне получилась. значит, по крайней мере один из пунктов Артёма неверен.
Соколов Петр Сергеевич, 09 декабря 2010 22:18 
Наталия Алексеевна, спасибо за ссылку на интервью Геймом и Новоселовым.
Очень интересно, послушаю на досуге.
Юный максималист, 10 декабря 2010 01:33 
Лев, по принуждению можно сделать хорошее. Но если это в той области, в
которой люди не являются специалистами (а именно преподавании химии), то это
займет у них кучу времени и качество продукта будет заметно хуже, чем если бы
это делали увлеченные профессионалы.
Или ФНМ теперь специализируется на подготовке преподавателей химии?
Владимир Владимирович, 10 декабря 2010 01:41 
Или ФНМ теперь специализируется на подготовке преподавателей химии?

Специализироваться, может, и не нужно, а давать базовые практические умения и навыки в рамках аспирантуры (и, возможно, в какой-то степени магистратуры) по-хорошему любой факультет должен!

Университетское образование должно быть максимально универсальным. К тому же, тот, кто совсем не в состоянии учить других, вряд ли сможет хорошо обучать (и самосовершенствовать) себя.
Трусов Л. А., 10 декабря 2010 09:45 
для Тёмы Истинный Преподаватель Химии - это сверхчеловек, проведший 20 лет в монастыре Шаолиня в медитациях и глубоких размышлениях о Предмете. только таким Людям можно доверить подготовку Лекций, а иначе это будет потеря Времени.
---
[I]Но если это в той области, в
которой люди не являются специалистами (а именно преподавании химии), то это
займет у них кучу времени и качество продукта будет заметно хуже, чем если бы
это делали увлеченные профессионалы.[/I]
---

Артём, я много лет веду занятия в школе. При этом в моём дипломе нет записи "преподаватель химии". То есть, официально я профессионалом не являюсь.

---
Или ФНМ теперь специализируется на подготовке преподавателей химии?
---

"Химик - он не Бог, но всё умеет"
Лучшие учителя чаще всего приходят из университетов, а не педагогических институтов. Не хочу охаивать последние, но объективно уровень подготовки там ниже.
Юный максималист, 10 декабря 2010 12:11 
Ух-ты, сразу три ответа. Причем все в разном стиле. Но они мне нравятся.
Я с вами со всеми согласен.
Но свою ложку дегдя в вашу бочку меда все-таки должен добавить (и
размешать, естественно ).
Во-первых, для преподавания химии есть химфак.
Во-вторых, на фнм химию преподают очень сжато (не всем хватает времени и
желания разобраться).
В-третьих, решать - преподавать химию или нет (и в каком виде), я бы все-
таки дал аспиранту, а не его руководству.
И в-четвертых (Льву) - Лев, ты прав. У меня завышенные требования к
преподавателям. Потому что мой личный студенческий и школьный опыт привел
меня к мысли о том, что преподаватели, которые не Преподаватели, только
вредят пониманию предмета. Уж лучше сесть и хорошую книжку почитать.
Колесник Ирина Валерьевна, 10 декабря 2010 13:31 
В отрыве от реальной жизни может быть, все так.
Но ксть несколько вопросов к Юному Максималисту:
1)чем кандидат химических наук, закончивший химфак, лучше, чем кандидат химических наук, закончивший ФНМ, в качестве преподавателя химии? Их вроде специально преподаванию химии тоже не учат (это к 10 декабря 2010 01:33)?
2)насчет неорганической химии - точно не так. У нас в полтора раза больше часов, чем у химиков на лекции и семинары. Некоторые разделы, действительно более сжаты, чем у химиков (например, органика и ВМС), но ведь учебный план не резиновый. Кроме того, есть несколько курсов, по химии, которые полезны материаловедам, а у химиков их нет. И потом, не ты ли протестовал недавно против засилья химии в ущерб физике???
3) Аспиранты имеют педагогическую практику и поэтому им деваться некуда. И потом, они вроде получили интересный опыт и даже некоторое удовольствие. И где еще аспиранту дадут прочитать публичную лекцию перед аудиторией в 200 человек (или больше) на полтора часа? Твоему руководителю и в голову не придет, что ты такое можешь. А Дима и Ярослав могут! И все другие, кто еще ожидается, тоже смогут. По-моему, это признак, во-первых, высокого уровня аспирантов, а во-вторых - высокого доверия и уважения к ним. Хотя в процессе подготовки и обсуждения без критики, конечно, не обойтись.
4) А откуда берутся Опытные Преподаватели? Они такими рождаются? А может, их выпускают на специальном заводе? Мне почему-то кажется, что начинают они все же аспирантами, делают ошибки, и тоже много учатся. Как не-Преподаватель, могу сказать, что почему-то у студентов далеко не всегда обнаруживается тяга к хорошим книгам. Почему-то они чаще хотят, чтобы им объясняли лично.
Ира меня опередила, я хотел сказать примерно то же самое, но в более жестком стиле. Я лично - НЕ
преподаватель, поскольку у меня нет НИ ЕДИНОГО документа о получении педагогического образования. Я
преподаю с трудом, потому что делать этого НЕ УМЕЮ профессионально. Но я точно могу сказать, что если бы
мне в свое время лекции читали не ученые, а методисты, я бы НИКОГДА повторно не пришел на их лекции, издох
бы, а не пошел. Это занудно, замшело и неэффективно. Пусть это будут "любители", но которым это интересно.
Наверное, это и есть Преподаватели, даже если они и не преподаватели...
Трусов Л. А., 10 декабря 2010 14:40 
У меня завышенные требования к преподавателям. Потому что мой личный студенческий и школьный опыт привел меня к мысли о том, что преподаватели, которые не Преподаватели, только вредят пониманию предмета.

мой личный студенческий опыт говорит о том, что УЧЕБНЫЕ лекции вообще не нужны. то есть они совершенно не нужны. они вредны. они - пережиток. они отнимают время у студентов и преподавателей, которое можно потратить на практикумы и самостоятельную работу.

обычно это сжатый скомканный пересказ уже давно написанных учебников и пособий. лично я с лекция не вынес абсолютно ничего (кроме редких исключений, типа И.Г. Царькова и Е.П. Скипетрова, если говорить о ФНМ). большая часть моих скромных знаний подчерпнута из учебников, из них значительное количество - англоязычные.
лекции - зло. университет предполагает самостоятельную работу, а не коллективное бдение в аудитории.

это я всё про учебные лекции. ребята сделали, как я понимаю, лекцию научно-популярную, цель которой - заинтересовать целевую аудиторию. наверное, лекции нобелевских лауреатов интереснее, но с поставленной задачей и эта вполне должна справиться.
Юный максималист, 10 декабря 2010 15:30 
Опять три ответа... Причем они становятся все более многословными (боюсь,
что все это перерастает в демагогию).
Отвечу Ирине, потому что другие комментарии вопросов не содержат.
1) адекватно не могу судить, надо поставить эксперимент.
2) опять же, надо провести непредвзятое сравнение знаний студентов химфака
и фнм (дать порешать задачки по химии, скажем, четверокурсникам обоих
факультетов).
3) только на ФНМ аспиранту дадут (вернее, убедительно попросят) прочитать
публичную лекцию перед 200 школьниками на полтора часа. Мало того, это
смогут сделать не только Дима и Ярик или другие аспиранты ФНМ. Это сможет
сделать каждый (стоит только настоятельно попросить). Но только будет
разное количество усилий потрачено.
4) Опытными Преподавателями становятся из Преподавателей посредством
получения Опыта. Преподавателями становятся в течении всей жизни (это
закладывается в семье, в школе и далее).
Колесник Ирина Валерьевна, 10 декабря 2010 18:17 
Опять непонятно
1)тогда зачем безапелляционно заявлять, что для преподавания химии есть химфак?
2)Сжатое преподавание некоторых разделов химии это по-твоему хорошо или плохо?если плохо, то за счет чего его увеличить? за счет физики?только не надо про проверку знаний, речь не об этом. Вопрос не в количестве знаний, а в том, что специализация химиков и ФНМ-овцев все же разная. Поэтому если проверка покажет разные знания, меня лично это не смутит. Одни знают одно лучше, другие - другое. Так и должно быть.
3)Ну и что? По-твоему, Опытный Преподаватель меньше готовится к лекции, чем обыкновенный? И вовсе не каждый может прочитать такую увлекательную лекцию, как это сделали ребята - таково мое мнение.
4)Непонятно тогда чем обоснованы твои завышенные требования. Аспиранты (и просто молодые преподаватели) по-твоему не Преподаватели, и преподавать им не следует. Но как же тогда они станут Преподавателями? Как они научатся?

Мое мнение - почерпнуть что-то ценное можно от любого преподавателя, даже если он не блестящий лектор или не очень заинтересован в читаемом предмете. Было бы желание.
Юный максималист, 10 декабря 2010 19:34 
1) ты сама сказала, что специализация у ФНМ-овцев и у химиков разная. Но
студенты химфака имеют более широкое химическое образование (о качестве,
опять же, спорить бездоказательно не буду).
2) проверку знаний нужно проводить хотя бы из методических соображений.
3) Опытный Преподаватель за то же время, что и неопытный, сделает больше и
качественнее.
4) мои завышенные требования обоснованы тем, что я юный максималист.
Колесник Ирина Валерьевна, 10 декабря 2010 19:38 

по-прежнему нет ответов по существу.
Если специализация разная, то почему выпускники ФНМ не должны преподавать на ФНМ, а надо обязательно искать где-то специально обученных химиков? Кстати, на химфаке преподавателей не хватает уже для собственных нужд, если ты не в курсе.
Как по-твоему неопытные аспиранты могут превратиться в Опытных Преподавателей, не совершенствуя мастерство не практике каждый день?
А школьникам все равно очень понравилось
Юный максималист, 10 декабря 2010 19:57 
Ирина, речь идет о популярных лекциях по ХИМИИ, а не о преподавании на ФНМ.
Я все-таки считаю, что ФНМ должен (и пока еще может) заниматься НАУКОЙ, а не
выпускать преподавателей, которым потом кроме ФНМ будет некуда пойти
работать.
Аспиранты, на мой взгляд, не должны превращаться в Опытных Преподавателей.
Те, кому интересно преподавание, сами выбирают этот путь и с удовольствием
будут набираться опыта.
Колесник Ирина Валерьевна, 10 декабря 2010 20:09 
Тогда не ясно, о чем сыр-бор. Прочитать одну лекцию - не значит стать преподавателем. А не попробовав себя в преподавании, человек не сможет понять, нравится ему это или нет.
Владимир Владимирович, 10 декабря 2010 20:19 
Представляется, что сыр-бор - потешить/потерзать ЧСВ юных максималистов (навязчиво вещающих о недостижимых идеалах НАУКИ и ПРеподавателей в стиле "а ты купи слона, не разводя демагогий")...
Юный максималист, 10 декабря 2010 20:24 
я уже писал, что сыр-бор затем,
[I]чтобы попереливать из пустого в порожнее, поспорить ни о чем, но зато
порадовать свое ЧСВ и "отвести душу".[/I]
Трусов Л. А., 10 декабря 2010 20:28 
Тогда не ясно, о чем сыр-бор.

так никому не ясно, что Тёму не устраивает.
то ему не нравится, что ему преподавали люди, не занимающиеся активно наукой в преподаваемой области.
теперь он говорит, что Преподаватель должен преподавать и усиленно набирать опыт, а не тратить время на науку.
то у него фнм уже не должен готовить преподавателей, а заниматься наукой, хотя в задачи любого университетского факультета входит подготовка преподавателей высшей школы, в отличие от профильных институтов.

Тёма давно запутался во взаимоисключающих параграфах. осталась у него какая-то обида, а выразить словами не получается. думаю, если в его новом светлом месте работы и учёбы его ласково попросят подготовить лекцию, он не будет столь категоричен.
Владимир Владимирович, 10 декабря 2010 20:37 
А где "его новое светлое место работы и учебы", если не секрет?
Трусов Л. А., 10 декабря 2010 20:39 
да где-то в глухом Замкадье
Юный максималист, 10 декабря 2010 20:40 
началось
Владимир Владимирович, 10 декабря 2010 20:52 
началось

ЧСВ, чай у всех есть тешить помаленьку

в глухом Замкадье

есть и другие, и разные страны, но (!) Третий Рим - Мироздания центр, там ФНМ...
Трусов Л. А., 10 декабря 2010 21:11 
логично ведь отмерять расстояния от альма-матер
просто я знаю достаточно примеров, когда здесь кого-то что-то ужасно раздражало, однако в светлых странах не вызывает столь стойкого отвращения.

если откинуть финансовую сторону вопроса, то в мгу не так всё плохо. например, вряд ли Тёме где-то разрешили бы смолоду работать на дорогостоящем приборе (ну, конечно, он сейчас скажет, что не нашлось квалифицированных сотрудников, и его заставили).
:( я а вот сначала подумала, что тут 95 восторженных отзывов от ребят, которым очень понравилась лекция димы и ярика. ну а тут как всегда... ребенок просит задания, а его в игнор эх, неужели больше негде поругать фнм, кроме как в посте, по-видимому, рассчитанном на школьников?
Юный максималист, 10 декабря 2010 21:38 
негде
Астафьева Ксения Игоревна, 10 декабря 2010 22:01 
Лев, в другой стране вероятность именно добровольного согласия на подобные мероприятия выше. Не надо после лаборатории бежать куда-то подрабатывать, а можно не спеша, в свое удовольствие, приобретать данный полезный опыт. Не надо объяснять как пятилетним, что для тех, кто решит быть сотрудником именно университета, а не в пром.фирму уйти или в рекламное агентство, как некоторые наши выпускники, чтение лекций станет когда-то обязательным делом. И чем раньше начнешь, тем менее стыдно тебе будет потом.
Тут претензия, насколько я понимаю нашего максималиста и прочих, менее громко высказывающихся, не к самому побуждению сделать эти лекции, а именно к обязаловке. Понятно, что люди с филфака или факультета искусств чаще участвуют во всяких кружках. Но эти люди свободны как птицы после 3 пар. Есть в них энергия, которую можно потратить. Не надо нам их приводить в пример. У нас много лодырей, но и хватает людей, которые просто пашут. И лично мне больше жалко именно них... Причем, как показывает правило, именно они же, закусив удила, и будут тащить весь воз.
А что в конце? Кроме морального удовлетворения, конечно, которое так часто тут упоминается. Лично мне хватило бы и только его, но о каком моральном удовлетворении можно говорить, когда ты сделал 90% лекции, бегал первый месяц общий план разрабатывая, а потом 2 недели только этому делу отдал, а тебя даже не указали в описании. Кощунство просто. Особенно если со стороны, как я, смотреть.
Еще раз говорю - сидеть в практикуме на педпрактике ТЯЖЕЛЕЕ, чем подготовить одну публичную лекцию в рамках той же самой педпрактики. Педпрактика - обязательная часть обучения аспирантов, которая не ФНМ вводилась. В чем повод для беспокойства? При этом в подготовке лекции участвовали другие люди, которым было чем другим заниматься. О них тут ни слова. Только о бедных аспирантах, которых яко бы мучают. Уверен, что ДИМА, И ЯРОСЛАВ - МОЛОДЦЫ. Но по мне ОЧЕНЬ ХОРОШО, если аспиранты не в практикуме штаны протрут, отсидев сиднем немалые часы, а научатся АКТИВНО на примере публичных лекций убеждать других в чем - то. Неужели это не пригодится???? Только я уже говорил, что таких лекций, чтобы научиться, надо иметь не одну, а две - три, иначе это так, баловство. Поэтому лекции должны были бы проводиться раза в два чаще минимум. Не сильно это у них отнимет времени на подготовку диссертации (точнее, сократит, поскольку в практикуме сидеть ДОЛЬШЕ), но кое - чему точно полезному научит. Такая лекция - это УПРОЩЕННЫЙ вариант лекции для 1 курса, которая делается ЗА ОДИН ДЕНЬ вместе с опытами, которые делали СОВСЕМ НЕ АСПИРАНТЫ. Так в чем претензии? Что аспиранты в рамках педпрактики сделали вещи, которые делаются за пару дней, "всего" за месяц и при этом даже не совсем самостоятельно? ПЛОХО! Значит, они этого делать не умеют и их надо учить, потому что И ЭТО тоже они должны уметь делать. Что было сделано плохого? И что, на Западе аспиранты год (!) не тьторствуют, занимаясь с тупыми студентами, которые ничего не хотят знать? Что, на Западе аспиранты не подрабатывают? В чем, Артем, претензии? Аспиранты - молодцы, а на все остальное нечего бочки катить. Не вижу реальной причины.
Трусов Л. А., 10 декабря 2010 22:26 
ребенок просит задания

наверное, ему должны ответить организаторы?

Тут претензия, насколько я понимаю нашего максималиста и прочих, менее громко высказывающихся, не к самому побуждению сделать эти лекции, а именно к обязаловке

во-первых, учёба - это по определению обязаловка.
во-вторых, мне за годы обучения на фнм ни разу не делали предложений, от которых я не мог отказаться.
Насчет заданий - я уже намекнул, что я их получил от аспирантов, но 1. меня не устраивают их формулировки, а переделывать не хочу, потому что это мероприятие аспирантов, 2. я не знаю, кто их будет принимать и проверять (я лично был против подобной идеи, потому что так это не делается) и как это будет делаться, а нести ответственность за столь деликатную вещь, мне не порученную, тоже не хочу, 3. если речь шла о Нанометре, то почему бы аспирантам самим не разместить информацию, дабы это просто делается, а не использовать меня, как биологический интерфейс к компьютеру. Кажется, я вполне ясно сказал, можете осуждать. Бедные аспиаранты...
Петухов Дмитрий Игоревич, 11 декабря 2010 01:54 
1. меня не устраивают их формулировки, а переделывать не хочу, потому что это мероприятие аспирантов

Так в каком ключе мы должны их переделывать? опять не какой конструктивной критики
Кроме того, напомню, что вопросы после лекции мы придумывали сами, хотя вы были за ЭТО, но от этого самоустранились!

2. я не знаю, кто их будет принимать и проверять (я лично был против подобной идеи, потому что так это не делается) и как это будет делаться, а нести ответственность за столь деликатную вещь, мне не порученную, тоже не хочу

Зато вы знаете, кто за эту идею, могли бы и переубедить

3. если речь шла о Нанометре, то почему бы аспирантам самим не разместить информацию, дабы это просто делается, а не использовать меня, как биологический интерфейс к компьютеру

Почему мы узнаем о том, что вам это не нравится и вы не хотите размещать это на сайте через 3 (ТРИ) недели, после того, как отправили вам темы эссе.

Я не осуждаю, я задаю очевидные вопросы!
Петухов Дмитрий Игоревич, 11 декабря 2010 01:59 
количество комментов зашкалило за 100, лекция вызвала живой и непосредственный интерес.
в особенности у нецелевой аудитории
Трусов Л. А., 11 декабря 2010 02:29 
ну, меня всегда интересовала критика факультета.
особенно от товарищей, которых вывели в люди, а потом оказалось, что они страдали и еле-еле вырвались на свободу. и там кааак заблистали.
а, ну-да. это ж всё не благодаря, а вопреки.
типа, неограненные алмазы, их так просто не испортить.
да и вообще забавно, наверное, назначить себя диссидентами и рубить бессвязную правду-матку. а остальные, якобы, прогнулись под систему, терпилы и неудачники.
Петухов Дмитрий Игоревич, 11 декабря 2010 02:36 
ну, меня всегда интересовала критика факультета. особенно от товарищей, которых вывели в люди, а потом оказалось, что они страдали и еле-еле вырвались на свободу. и там кааак заблистали.

А ты слышал публичную критику (по делу) от людей, которые остались здесь?
а то получается, что тут вроде зомбирования какого-то: внутри системы все довольны и счастливы
Трусов Л. А., 11 декабря 2010 02:39 
Дима, ты страдаешь? тебе плохо? тебе обидно и больно? бесцельно потратил молодые годы?

на фоне тех вещей, которыми я действительно недоволен, мелкие неизбежные недостатки маленьких факультетов кажутся мне слишком незначительными.
Петухов Дмитрий Игоревич, 11 декабря 2010 02:41 
Мне хорошо, прекрасно и уютно.
Что тебя мучает? тебе сейчас объяснят, что всё прекрасно
Трусов Л. А., 11 декабря 2010 02:43 
нет, мне сейчас объяснят, что надо валить туда, где всё зашибись (а я с этим и не спорю).
Петухов Дмитрий Игоревич, 11 декабря 2010 02:45 
ну значит тема себя исчерпала, можно переходить к обсуждению лекции по сути
Астафьева Ксения Игоревна, 11 декабря 2010 02:50 
Лев, никто разумный не отрицает прелестей, преимуществ, благ и т.д. от нашего факультета. Но недостатков тоже хватает. И с ними естественно хотят бороться. Донести свою точку зрения до людей, которые руководят этим факультетом. Не надо доводить до абсурда. Возможно, в твоем окружении много людей, которые только и жалуются на жизнь. И предположим, что у них совершенно нет на это оснований. Но не надо на всех это проецировать. Ты априори предположил, что "подозреваю, что вы с Яриком и делали это вдвоём, потому что остальные сабботировали. либо бюджет был мал.", сделал все выводы о всеобщей ленности, давайте теперь всех поругаем, что мы не все хотим "быстрее, выше, сильнее"... На каких основаниях всех под одну гребенку... Странно как-то.
Не надо с пеной у рта защищать факультет. Он в этом не нуждается. Никто не призывает к его сожжению, он не evil empire ни для Артема, ни меня и ни других хоть как-то адекватных людей.
Трусов Л. А., 11 декабря 2010 02:56 
И с ними естественно хотят бороться

никто из вас не сформулировал в тезисах, с чем бороться.
свелось всё к "они забыли упомянуть авторов лекции, ай-я-яй" и туманным намекам на что-то нехорошее, что с вами тут делали.
Астафьева Ксения Игоревна, 11 декабря 2010 03:04 
Да тут не надо уметь читать между строк, чтобы догадаться о чем говорится.
Только не надо к словам начинать цепляться, а то тут тебе работы еще на много строчек хватит. Но, я надеюсь, у тебя есть много других увлечений .
Вот очень плохо, что ты не видишь, насколько это неприлично, что их не упомянули. Что упоминание авторов должно проситься, делаться как одолжение. Этику еще никто не отменял.
p.s. Лично со мной никто плохого ай-яй-яй не делал.
Дима, не принимай бдизко к сердцу и персонально мои колкости. Еще раз оговорюсь (и не для лести) - вы молодцы. Насчет эссе я пытался переубедить неоднократно. Но просто и ты подумай об очевидном факте - если три (!!!) недели ничего нет, то можно было бы и поинтересоваться, например, Роману (даже не тебе, потому что ты свое хорошее и благородное дело сделал). "Просто разместить" - а ты опять просто подумай, как это должно быть... Я что, должен открыть новость, придумать многобуков, допололняющих темы и поясняющих их, а также забить в интерактивную форму, что нужно сделать школьникам, в каком формате прислать, каковы критерии, все отформатить, сам найти, на какой адрес электронной почты слать (или послать в блогосферу, или открыть ветку на форуме или... ), при этом сам же договориться с людьми, кто будет проверять? Ничего этого не было продумано и предложено в том, что мне прислали. Ведь ТАК должно быть даже при минимально серьезном подходе со стороны товарищей, кто это предложил. Я буду много делать больше уже скоро на движке, который есть, по правилам, которые уже обкатаны, но по другому поводу. Если швырнуть темы в комментарии, то от этого мало будет толку. Или вы предлагаете мне сделать вручную рассылку по всем адресам, кто хотел прийти на лекцию. Очень скучно и даже обезьяна может это сделать. Я даже не говорю о том, что у вас в команде есть пиарщица Маша, которая ЭТО именно и могла бы сделать, поскольку в производство самих лекций ее вклад был стремительно близок к нулю. Договорились бы с девушкой... "Дитя" - это Артем Криницин, я его хорошо знаю, хороший такой школьник, очень интересующийся. Ему дел скоро будет достаточно, в том числе и по поводу эссе, если именно эссе он захочет писать, так что ИМЕННО ПОЭТОМУ я за детишек ИМЕННО СЕЙЧАС не переживаю - кто захочет, добьется своего. А насчет работы с нанометром у многих странное убеждение, что все само сабой появляется чудесным образом. Если это было бы так, я был бы очень рад. Но чудес не бывает (согласно второму закону термодинамики).
Ксюша, насчет авторов давай лучше меня обвиняй, а не Льва. Я решил ночью поспать, а не в очередной раз после работы сидеть в интернете. Поскольку после чтения лекций мне 1. нужен был текст (прислала Валя Уточникова, которую я ну очень попросил, хотя она совершенно случайно во всем этом участвовала и ее ну никто не заставлял!, а я в тот момент был занят - бывает со мной такое. Я, конечно, совершенный бездельник, но мне иногда приходится делать разные бумажки), 2. нужно было видео (с этим проблем не было, потому что Саша Меледин сработал четко), 3. нужно было самому обработать кучу фотографий, 4. все это разместить с подписями, то в условиях обычного цейтнота я и разместил, что было - текст и видео, потом дополнил фотографиями с подписями. Не переживай, в планах не было забыть кого бы то ни было. Так что как только нашлось время обработать фотографии, появились подписи и все стало на свои места. Этика не пострадала. Чудес не бывает, об этом смотри предыдущий комментарий. Я и не надеялся, что кто - то еще про лекцию что - то путное разместит. Правда, я уже привык, что вместо благодарности выходит все как раз наоборот. Это - Интернет, здесь именно так принято.
Да, я все же надеюсь, что после всех этих странных комментариев школьники придут на следующую лекцию. Хоть Дима Семененко и остался один, но ему в охотку помогут и он уж точно не будет говорить, что его кто - то заставлял. Ему интересно. Лекция будет на очень хорошем уровне.
Петухов Дмитрий Игоревич, 11 декабря 2010 11:27 
Я что, должен открыть новость, придумать многобуков, допололняющих темы и поясняющих их, а также забить в интерактивную форму, что нужно сделать школьникам, в каком формате прислать, каковы критерии, все отформатить, сам найти, на какой адрес электронной почты слать (или послать в блогосферу, или открыть ветку на форуме или... ), при этом сам же договориться с людьми, кто будет проверять? Ничего этого не было продумано и предложено в том, что мне прислали.

Я, конечно, не сторонник вертикализации власти. Но пора бы определиться, кто где является responsible person и за что он отвечает, а то бардак, таки, получается Идеи предлагают одни, а реализовывают другие
А вот БАРДАК - это фундаментальное свойство окружающей нас действительности, связанное с
распространением энтропии в умы и сердца.
Астафьева Ксения Игоревна, 11 декабря 2010 12:52 
Далеко не каждая действительность, нас окружающая, является бардаком. Какой поп, таков и приход.
Ну насчет прихода я помолчу, сказал уже. Вопрос, кто первый - яйцо или курица - в данном случае имеет
смысл.
Юный максималист, 11 декабря 2010 16:17 
Интересно, Евгений Алексеевич, а Вы видите какие-нибудь проблемы конкретно у
ФНМ, а не у системы в целом? Вопрос провокационный, поэтому можно не
отвечать.
Ответ тоже провокационный, поэтому отвечать действительно не буду.
Юный максималист, 11 декабря 2010 17:12 
Хорошо, дождусь, когда провокационный ответ уйдет на пенсию, и спрошу еще
раз.
Долго ждать придется.
Юный максималист, 11 декабря 2010 17:18 
Я терпеливый
А я живучий.
Соколова Елена Юрьевна, 11 декабря 2010 19:56 
Замечательная лекция...
«Видеозапись лекции. Автор видео - аспирант ФНМ - ИМЕТ МГУ» - Аспирант ИМЕТ РАН. Сотрудник-на-все-руки ФНМ МГУ.

«Матвеева Мария Александровна, 10 декабря 2010 21:22
:( я а вот сначала подумала, что тут 95 восторженных отзывов от ребят, которым очень понравилась лекция димы и ярика. ну а тут как всегда... ребенок просит задания, а его в игнор эх, неужели больше негде поругать фнм, кроме как в посте, по-видимому, рассчитанном на школьников?

Юный максималист, 10 декабря 2010 21:38
негде»

А, собственно, комментариев школьников меньше десятка, хотя школьников была практически полная БХА и неизвестно сколько посмотрело видеозапись(прошу прощения за технические огрехи в ее исполнении). Причем развернутого отзыва я не увидел (может затерялся среди обсуждения ФНМ). Радует отсутствие негативных(!), не считая обсуждения не по теме.
Следующая лекция покажет, насколько успешной была предыдущая. Если людей придет больше, чем 2/3 от первой лекции (значительное уменьшение после первой лекции естественно для публичных чтений), то действительно лекция была хорошей. А это сейчас самое важное как для школьников так и для аспирантов, читающий данный курс. Поскольку первым нужны качественные интересные лекции. А последним крайне важны отзывы, которые, вероятно, могло спугнуть, развернувшееся выше обсуждение, ибо это была первая подобная лекция, прочитанная ими.
На мой взгляд несмотря на ряд огрехов, в т.ч. указанных Александром Валерьевичем, лекция была прочитана в правильном ключе: приводились интересные факты, которые могут расширить кругозор и заинтересовать слушателей.
Участникам разразившегося дискуссии предлагаю написать совместно пост или серию оных о минусах и плюсах факультета. Либо, если есть желание, могу поднять форум, на котором можно было бы обсудить все разногласия. А лучше и то и другое.

N.B.! Пишите отзывы о САМОЙ лекции. О минусах и плюсах. Это поможет сделать последующие полезнее и лучше!


Саша, аналогов ЗАПИСИ такого сорта в интернете НЕТ, поэтому ты сняд и сделал уникальную вещь, объективно. Спасибо!
Юный максималист, 12 декабря 2010 13:58 
Саша, за конструктивные предложения спасибо!
Если кому-то это может помочь, то вот мои замечания к лекции (я видел
только видео):
1) 60% лекции не соответствует ее теме;
2) многих экспериментов не видно из зала. Я бы с этим боролся так - сначала
показал эксперимент (даже если не видно), а потом показал видео (на большом
экране) записи эксперимента с комментарием, что же происходило. Может,
будет скучно, конечно.
3) поскольку большого опыта у лекторов и ведущей пока еще нет, то сильно
неравномерен ритм лекции - возникают то паузы, то наоборот, повествование
ведется слишком быстро и многое проглатывается. Возможно,на данном этапе
можно было бы "занять" школьников во время пауз тем, что раздать им простые
задания для самопроверки, которые они могли бы по ходу лекции прямо и
решить (например, напишите реакцию, происходящую в "вулканчике"). Но если
это делать, то всё тоже продумывать надо. Где паузы возникают и что в них
спрашивать.
4) когда я был школьником, я даже понятия не имел, что такое пластичность.
Я не знал, что мы увидим в микроскопе (тем более в электронном), если
посмотрим на материал под большим увеличением. В общем, мне бы из
содержания лекции понятным было бы процентов 10. Конечно, трудно поставить
себя на место школьников, но всё-таки. Поэтому сейчас ну очень надо узнать,
насколько школьники восприняли материал лекции. Если им всё будет
непонятно, то скоро на лекции никого не останется.

Теперь про плюсы и минусы факультета. На мой взгляд, дискуссия о них в
любом случае нужна (хотя меня ВСЕ убеждают в абсолютной
незаинтересованности администрации ФНМ что-то менять). Саша, насчет
реализации с тобой по мэйлу свяжусь тогда.
Трусов Л. А., 12 декабря 2010 14:14 
<p><em>меня ВСЕ убеждают в абсолютной незаинтересованности администрации ФНМ что-то менять</em></p>
<p>администрация постоянно что-то меняет. вот, например, лекции придумала.</p>
<p>по лекции.</p>
<p>думаю, большая часть и правда была мало понятна.</p>
<p>и фотографии ужасные.</p>
<p>&nbsp;</p>
<p>ПС надеюсь, программист сайта будет гореть в аду *жутко недовольный смайлик*</p>
Юный максималист, 12 декабря 2010 15:20 
Пожалуй, есть еще и 5-ый пункт.
5) взрывы и фейерверки - это конечно хорошо, но лекция ими уж очень
изобиловала, на мой взгляд. При повторении опыта эффект уменьшается.
"многих экспериментов не видно из зала."

Это было решено показом их на отдельном экране. Они снимались на другую камеру. В это видео это не вошло.
Подскажите, пожалуйста, как скачать видеоролик?
"Вулканчик из бихромата аммония." Корректно было бы написать Вулканчик из дихромата аммония.Это тоже большая ошибка)
"Вулканчик из бихромата аммония." Корректно было бы написать Вулканчик из дихромата аммония.Это тоже большая ошибка)

Шын ба??

Огромная ошибка - комментировать разухабисто вместо того, чтобы просто посмотреть, что "би" и "ди" - это по сути одна и та же приставка (префикс), и бихромат употребляется чаще!
Захватывающие у вас лекций.Спасибо организатору Евгений Алексеевич Гудилину и "Факультету Наук о Материалах"

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Кристаллическая бабочка
Кристаллическая бабочка

Апелляция решений школьных конкурсов наноолимпиады
Жюри завершило проверку ответов по школьным конкурсам "Физика", "Химия", "Математика", "Биология", "Гениальные мысли", "Юный эрудит". Ответы по всем конкурсам, кроме творческих, опубликованы, Вы можете сравнить их со своими решениями и провести апелляцию в случае, если Вы не согласны с выставленными оценками. Большое спасибо за Ваши решения и Вашу активность! Жюри всегда максимально доброжелательно ко всем участникам, обязательно участвуйте в апелляции! После завершения апелляции изменение оценок проводиться не будет, они станут окончательными и определят Ваше дальнейшее участие в завершающем, очном, туре Олимпиады.

Демонстрация работы приборов — Photocor Mini на выставке «Мир биотехнологии», 20-22 февраля
Измерение ваших образцов на анализаторах размеров наночастиц Photocor Mini международном конгресс "Биотехнология: состояние и перспективы развития"

Круглый стол «Анализ материалов методами СЗМ/РАМАН/ИК микроскопии» в ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН
Уважаемые коллеги! В Санкт-Петербурге 22.02.2017 с 11-00 до 14-00 в большом актовом зале ФТИ им. А. Ф. Иоффе РАН (главный корпус, желтое двухэтажное здание на ул. Политехническая 26) при поддержке Нанотехнологического Общества России и компании НТ-МДТ Спектрум Инструментс состоится в формате круглого стола семинар лабораторий П. Г. Баранова и Е. И. Терукова по теме: «Анализ материалов методами СЗМ/РАМАН/ИК микроскопии»

Измерение неоднородности оптических свойств наночастиц PbSe в растворе при помощи двумерной фемтосекундной спектроскопии
Баранов Дмитрий Александрович
Заметка о статье в которой удалось измерить неоднородность оптических свойств квантовых точек селенида свинца в растворе методом двумерной оптической спектроскопии и увязать эту неоднородность с распределением квантовых точек по размерам.

Андрей Свинаренко: учеба должна длиться всю жизнь
ТАСС
Интервью Генерального директора ФИОП А.Г.Свинаренко ТАСС.

Концепция Образовательного центра «Сириус», принципы отбора на смены
Ларин В.В.
Цикл лекций в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям для всех желающих – школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей: Концепция Образовательного центра «Сириус», принципы отбора на смены. Владимир Владимирович Ларин, учитель физики, Лицей «Вторая школа» г. Москвы, методист первой проектной смены Образовательного центра «Сириус».

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.