Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Викторины

Викторина "Зеленая химия, экология и медицина"

Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери имел очень маленькую планету, на которой имели привычку появляться сорники - баобабы (если помните, есть такие огромные деревья с мощными корнями, которые могут разорвать все, что угодно, не то, что какую - то маленькую планетку!). Поэтому у Маленького принца появилась полезная привычка: «Есть такое твердое правило... Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу приведи в порядок свою планету». И нам в современном "постиндустриальном" мире хорошо руководствоваться этим же замечательным принципом (пока не поздно). Здесь Вы можете ответить на несколько простых вопросов теста "Зеленая химия, экология и медицина". Для детального изучения темы рекомендуется дополнительно освоить следуюшие вопросы:

  • Новые методы получения полезных веществ и наноматериалов с использованием природных веществ и любых живых организмов
  • Принципы и устройства очистки планеты Земля от промышленных, радиоактивных, сельскохозяйственных, биологических и других загрязнений (включая сорбенты, фотокатализаторы, коагулянты, физические, химические воздействия и так далее)
  • Методы и результаты анализа загрязнений в окружающей среде (обычно такие работы составляют основную часть проектов школьников, но если в них при этом нет оригинальных подходов и интересных выводов, то вряд ли обычный, рутинный анализ будет оценен высоко - нужен творческий подход к проблеме)
  • Использование новых подходов, синтез и применение новых материалов для (нано)медицины, протезирования, медицинской диагностики, лечения онкологических и других заболеваний
  • Использование наноматериалов для борьбы с болезнетворными (вредными) грибками, бактериями, вирусами и т.д.

Участники викторины - школьники. Отвечать можно несколько раз. Перед подачей работы можете посмотреть ЛЕКЦИИ.



На этой картинке Маленький Принц защищает специальным колпаком, видимо, из "умного стекла", свой нежный и хрупкий цветок. А какие вещества применяются в умных фотохромных материалах, например, в очках - хамелеонах, изменяющих свою прозрачность (то есть темнеющих) на ярком солнечном свету?

используются умные нанороботы
используются галогениды серебра
используются цианиды золота
используются полимерные пленки с эффектом лотоса
используются стекла с изменяющейся кристаллической структурой
используется пленка прозрачного пьезоэлектрика
используется фоторазлагаемый органический краситель
очки - хамелеоны не существуют



Огромные баобабы имеют некоторое отношение к нанотехнологиям (из принципа, что к ним почти все имеет хоть какое - то отношение, если оптимистично к этому относиться). Они, как и другие деревья, являются богатым источником целлюлозы, которая идет не только на производство бумаги, фильтрующих сред, но и на получение различных химически модифицированных полисахаридов, которые, в свою очередь, могут использоваться как биосовместимые оболочки для наночастиц, применение которых предполагается в медицине. Найдите близких родственников целлюлозы среди перечисленных ниже веществ.

крахмал
хитозан
амилаза
целлофан
целлулоид
ксилит
сорбит
сахарин
ксилоза



Молнии бьют в землю и при этом... гроза очищает воздух, (одновременно производя химически связанный азот). Как Вы думаете, с какими наноматериалами, перечисленными ниже, наиболее активно будет реагировать получающийся при разряде молнии озон (то есть химически изменять эти материалы)?

наночастицы золота
углеродные нанотрубки
мезопористый диоксид кремния
пористый анодный оксид алюминия
нанотрубки диоксида титана
наноленты оксида ванадия (V)
перфторан (голубая кровь)



Любят говорить, что нанороботы произведут революцию в наномедицине, однако их никто еще не создал и, видимо, этого никогда и не произойдет по вполне объективным причинам. Тем не менее, природа сама сделала некоторое подобие "бионанороботов", правда, с весьма ограниченными функциями и полным отсутствием интеллекта, и их уже пытаются использовать в медицинских целях. Что это такое (выбирайте наиболее подходящий вариант)?

липосомы
лизосомы
везикулы
вирусы
наниты
дендримеры
митохондрии
аксоны



Диоксид титана является веществом, которое при облучении солнечным светом может разрушать органические вещества (кстати, он входит и в состав кремов для (от) загара, которые так любят использовать многие девушки), при этом может производиться очистка воды или воздуха от органических загрязнений, могут получаться самоочищающиеся поверхности, бактерицидные покрытия и пр. С чем связано это полезное свойство диоксида титана как фотокатализатора?

с тем, что он белый и чистый
с наличием титана - одного из самых прочных металлов
с наличием ионов кислорода
с тем, что это широкозонный полупроводник
с сильными кислотными свойствами (кислотный ангидрид)
с диффузным рассеянием света при облучении
с преломлением и микрофокусированием света в частицах диоксида титана
с наноструктурированием прилежащего к частицам слоя воды



Непослушные цифры
Непослушные цифры

Раман-дайджест от NT-MDT
Научный дайджест NT-MDT №2: Конфокальная рамановская микроскопия и спектроскопия

Профессора РАН выступят с лекциями для школьников по химии, физике и математике
14 ноября 2020 года продолжатся лекции проекта «Научные субботы», проводимые при поддержке корпуса профессоров РАН. Будущие и уже состоявшиеся лекции смотрите на сайте scisaturdays.ras.ru.

SCAMT Workshop Week - практикум по нанотехнологиям в области хим/био/IT. Санкт-Петебург, 1-6 февраля
SCAMT открывает подачу заявок на 6-ую научную школу SCAMT Workshop Week, которая пройдет 1-6 февраля 2021. SCAMT Workshop Week — это уникальный междисциплинарный Хим/Био/IT воркшоп: за 1 неделю у участников будет возможность сделать научный проект в одной из самых современных областей нанотехнологий и освоить новые практические навыки.

Заочная Нанотехнологическая Школа
коллективистскими авторов
Заочная нанотехнологическая школа (сокращенно ЗНТШ) проходит в рамках юбилейной, XV, Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» и предваряет начало конкурсов ее заочного отборочного тура. Организаторами ЗНТШ выступают Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и Фонд инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО). Целью ЗНТШ является подготовка участников XV Всероссийской олимпиады по нанотехнологиям для успешного выступления на состязаниях по комплексу предметов «химия, физика, математика, биология», в конкурсе проектных работ школьников и других конкурсах Олимпиады.

Нобелевская премия за графен, или 10 лет спустя
Алексей Арсенин
О том, как графен повлиял на развитие науки и промышленности и можно ли его назвать материалом будущего — заместитель директора Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ, кандидат физико-математических наук Алексей Арсенин

Летние лектории для школьников
ФНМ
Сотрудники Факультета наук о материалах и химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова участвуют в лекториях двух летних школ, организованных Фондом Инфраструктурных и Образовательных Программ (группа РОСНАНО) - Нанограде и летней школе МФТИ.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.