Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Да будут свет и материалы, а также "Вода и материалы" (последняя лекция серии)!

Ключевые слова:  вода и материалы, наноазбука, публичные лекции, фоторепортаж

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

20 марта 2011

Ниже приведена видеозапись четвертой открытой лекции ("Свет и материалы"). Пятая открытая лекция "Вода и материалы" состоится в ПЯТНИЦУ, 25 марта, в 15 ч. 00 мин., в здании химического факультета МГУ, Южная химическая аудитория, то есть на день раньше запланированного (в период проведения Интернет - олимпиады по нанотехнологиям). Приглашаются все желающие. Вы узнаете, почему вода столь уникальна и как она используется для получения современных материалов, увидите и услышите много интересного.

Всем школьникам, приходящим на эту серию лекций, давно следует расслабиться и осознать: если вы не понимали раньше то, о чем говорят на лекции, то после лекции вы этого так и не поймете, зато будет интересно и захочется узнать, А ЧТО ЭТО БЫЛО, в своем студенческом будущем :) Инжекция носителей заряда, p-n переход, антистоксова люминесценция (что такое стоксова, вы все наверняка знаете :-))) ) – просто поверьте, а поймете потом. И постарайтесь получить удовольствие!
Ведь, как и сказал в самом начале ответственный за прием на факультет наук о материалах новых студентов доцент Р.Б. Васильев, большинство школьников поступило в химические ВУЗы из любви к красоте – к светящимся веществам, к цветным реакциям… И если они сейчас работают каждый в своей области, то именно у вас есть возможность наблюдать всю красоту и цвет химии.
На лекции вам не расскажут схему реакции Белоусова-Жаботинского (хотя о ней написаны и защищены докторские диссертации), но покажут, как раствор периодически меняет цвет, как своеобразный химический метроном. Вы можете не понять, как возбуждаются и релаксируют электроны при "атомарной эмиссии", но наверняка получите удовольствие, наблюдая свечение в пламени горелки солей разных металлов сочными цветами: красным, красным, красным и … зеленым и фиолетовым. Не фиолетовым – цветом индиго, в честь которого и был назван индий, соли которого светятся этим цветом.
Но что же такое свет? Волна? Частица? И то, и то, и, как и все волны, световые волны имеют свою длину. Волны разной длины соответствуют разным цветам, которые можно разложить в радугу. А порядок цветов в радуге очень легко запомнить: Кварк Окружает Жаркий Занавес Глюонов, Создающих Флюиды.
А вы как думали? Фазаны – уже прошлый век! На дворе нанотехнологии.
Но не все могут одинаково хорошо видеть всю радужную переливчатость окружающего мира: глаз – сложное оптическое устройство, устроенное иногда по - разному ... у мужчин и... не мужчин. Например, люди страдающие дальтонизмом, как, например, Джон Дальтон, не различают некоторые цвета. В основном тут не повезло мужчинам: число дальтоников среди них на порядки больше, чем среди женщин. Но зато передается это заболевание только через женщин (на самом деле, через них вообще почти все передается)!
Как же получить свет? Есть несколько путей, и использовать то, что дает нам наше светило Солнце – далеко не самый интересный. Лабораторное солнце – свечение плазмы - на лекции показали в самом начале, но есть и много других способов: фотолюминесценция, например, хинина, содержащегося в тонике, под действием УФ излучения; хемилюминесценция белого фосфора на морде собаки Баскервилей (кстати, он очень ядовит и собака могла бы сиять только посмертно); биолюминесценция светлячка и электролюминесценция светодиодов…
Но свет может и работать на человека: например, обладая давлением, он работает на НАСА, спутник которой использует давление света в качестве единственного источника энергии. А можно создать и светодиод наоборот: это называется солнечная батарейка, которая под действием света производит электроэнергию. В некоторых странах наличие в доме солнечной батареи необходимо по закону, а в нашей стране самая известная батарея находится на крыше здания президиума РАН. Растения под действием света производят кислород, которым мы дышим, и этот процесс называется фотосинтез. А УФ излучение при попадании на кожу окрашивает ее в темный цвет. Кстати, с последним воздействием можно бороться: диоксид титана, содержащийся в креме против загара, эффективно поглощает УФ излучение (а также используется для очистки воды и воздуха от различных примесей, разрушая напрочь всю органику... при облучении Солнцем, сравнение этих фактов заставляет задуматься, особенно девушек, загорающих часто на пляже).
Другим способом борьбы с избытками света является фотохромизм: под действием света некоторые материалы преобразуются, переставая пропускать свет. Самым известным является хлорид серебра в очках - хамелелнах, но сегодня ученые изобретают и другие варианты.
Эту работу, а также работу по созданию светодиодов, в том числе органических, и многое другое, можете продолжить и Вы. А пока ждем вас на следующей лекции – вода и материалы!


Get the Flash Player to see this player.


Видеозапись предпоследней лекции "Свет и материалы".
скачать встроить



Комментарии
Пятая открытая лекция "Свет и материалы"

исправьте на "Вода и материалы"
спасибо
Юный максималист, 20 марта 2011 15:34 
TiO2 в кремах от загара эффективно поглощает, а не отражает УФ.
Оговорочка. Фотографиями и пр. позже дополним.
Владимир Владимирович, 20 марта 2011 17:31 
TiO2 в кремах от загара эффективно поглощает, а не отражает УФ.

Так ли все однозначно?!
Вот кремний например, та же полированная "вафля" (извините, не удержался от технического перевода) - он/она больше поглощает или отражает в видимой области, где энергия фотона больше запрещенной зоны?
И с другой стороны - диоксид титана - ведь классический белый пигмент, работающий на эффективном рассеянии.
Юный максималист, 20 марта 2011 18:00 
и поглощает, и рассеивает. Но если бы не поглощал, то эффективность крема
была бы малой.
Владимир Владимирович, 20 марта 2011 18:04 
И сильным аргументом в пользу большей роли поглощения являются требования к крему становиться невидимым/малозаметным (а не белой маской) при нанесении на кожу .
Юный максималист, 20 марта 2011 18:12 
Да, согласен. Но тут еще играет роль показатель преломления среды крема.
Владимир Владимирович, 20 марта 2011 19:26 
И в первом приближении наиболее эффективный показатель преломления наполнителя крема для максимальной прозрачности будет близким к среднему геометрическому показателей преломления среды (воздуха) и рассеивающих частиц - для минимизации отражений на границах раздела фаз, как у антиотражательных покрытий.
большинство школьников поступило в химические ВУЗы из любви к красоте – к светящимся веществам, к цветным реакциям- но и поступившивие в физические ВУЗы на лабораторных работах по физ.химии сливали разные реактивы и с превеликим удовольствием наблюдали качественные реакции на ионы металлов
а когда ожидать видео лекции "Вода и материалы" ?

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Призмы
Призмы

ВТОРАЯ МОСКОВСКАЯ ОСЕННЯЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПЕРОВСКИТНОЙ ФОТОВОЛЬТАИКЕ (MAPPIC-2020)
Открыта регистрация на вторую Московскую осеннюю международную конференцию по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2020), которая состоится 26-28 октября 2020 года в смешанном, очном и дистанционном форматах.

Онлайн-школа РНФ-2020 «Аддитивные технологии: материалы, методы и перспективы»
7 октября НИТУ «МИСиС» совместно с Российским Научным Фондом проводит онлайн-школу для молодых ученых «Аддитивные технологии будущего: материалы, методы и перспективы». Участие в работе Школы является бесплатным. Школа будет проходить в онлайн-формате на платформе Zoom. Всю информацию участники получат по электронной почте.

Российские химики создали катализатор для топливных элементов из графен-тефлонового аэрогеля
Российские химики создали катализатор для топливных элементов из графен-тефлонового аэрогеля. Пористый нанокомпозит на основе оксида графена и тефлона, способный улучшить характеристики топливных элементов, синтезировали и изучили сотрудники Института физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН и Института проблем химической физики РАН, Черноголовка. Результаты исследования опубликованы в журнале ACS Energy & Fuels.

Летние лектории для школьников
ФНМ
Сотрудники Факультета наук о материалах и химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова участвуют в лекториях двух летних школ, организованных Фондом Инфраструктурных и Образовательных Программ (группа РОСНАНО) - Нанограде и летней школе МФТИ.

Академия - университетам
Е.А.Гудилин, Ю.Г.Горбунова, С.Н.Калмыков
Российская Академия Наук и Московский университет во время пандемии реализовали пилотную часть проекта "Академия – университетам: химия и науки о материалах в эпоху пандемии". За летний период планируется провести работу по подключению к проекту новых ВУЗов, институтов РАН, профессоров РАН, а также по взаимодействию с новыми уникальными лекторами для развития структурированного сетевого образовательного проекта "Академия - университетам".

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2020
Коллектив авторов
Защиты выпускных квалификационных работ (квалификация – бакалавр материаловедения) по направлению 04.03.02 - «химия, физика и механика материалов» на Факультете наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова состоятся 16, 17, 18 и 19 июня 2020 г.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.