Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Да будут свет и материалы, а также "Вода и материалы" (последняя лекция серии)!

Ключевые слова:  вода и материалы, наноазбука, публичные лекции, фоторепортаж

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

20 марта 2011

Ниже приведена видеозапись четвертой открытой лекции ("Свет и материалы"). Пятая открытая лекция "Вода и материалы" состоится в ПЯТНИЦУ, 25 марта, в 15 ч. 00 мин., в здании химического факультета МГУ, Южная химическая аудитория, то есть на день раньше запланированного (в период проведения Интернет - олимпиады по нанотехнологиям). Приглашаются все желающие. Вы узнаете, почему вода столь уникальна и как она используется для получения современных материалов, увидите и услышите много интересного.

Всем школьникам, приходящим на эту серию лекций, давно следует расслабиться и осознать: если вы не понимали раньше то, о чем говорят на лекции, то после лекции вы этого так и не поймете, зато будет интересно и захочется узнать, А ЧТО ЭТО БЫЛО, в своем студенческом будущем :) Инжекция носителей заряда, p-n переход, антистоксова люминесценция (что такое стоксова, вы все наверняка знаете :-))) ) – просто поверьте, а поймете потом. И постарайтесь получить удовольствие!
Ведь, как и сказал в самом начале ответственный за прием на факультет наук о материалах новых студентов доцент Р.Б. Васильев, большинство школьников поступило в химические ВУЗы из любви к красоте – к светящимся веществам, к цветным реакциям… И если они сейчас работают каждый в своей области, то именно у вас есть возможность наблюдать всю красоту и цвет химии.
На лекции вам не расскажут схему реакции Белоусова-Жаботинского (хотя о ней написаны и защищены докторские диссертации), но покажут, как раствор периодически меняет цвет, как своеобразный химический метроном. Вы можете не понять, как возбуждаются и релаксируют электроны при "атомарной эмиссии", но наверняка получите удовольствие, наблюдая свечение в пламени горелки солей разных металлов сочными цветами: красным, красным, красным и … зеленым и фиолетовым. Не фиолетовым – цветом индиго, в честь которого и был назван индий, соли которого светятся этим цветом.
Но что же такое свет? Волна? Частица? И то, и то, и, как и все волны, световые волны имеют свою длину. Волны разной длины соответствуют разным цветам, которые можно разложить в радугу. А порядок цветов в радуге очень легко запомнить: Кварк Окружает Жаркий Занавес Глюонов, Создающих Флюиды.
А вы как думали? Фазаны – уже прошлый век! На дворе нанотехнологии.
Но не все могут одинаково хорошо видеть всю радужную переливчатость окружающего мира: глаз – сложное оптическое устройство, устроенное иногда по - разному ... у мужчин и... не мужчин. Например, люди страдающие дальтонизмом, как, например, Джон Дальтон, не различают некоторые цвета. В основном тут не повезло мужчинам: число дальтоников среди них на порядки больше, чем среди женщин. Но зато передается это заболевание только через женщин (на самом деле, через них вообще почти все передается)!
Как же получить свет? Есть несколько путей, и использовать то, что дает нам наше светило Солнце – далеко не самый интересный. Лабораторное солнце – свечение плазмы - на лекции показали в самом начале, но есть и много других способов: фотолюминесценция, например, хинина, содержащегося в тонике, под действием УФ излучения; хемилюминесценция белого фосфора на морде собаки Баскервилей (кстати, он очень ядовит и собака могла бы сиять только посмертно); биолюминесценция светлячка и электролюминесценция светодиодов…
Но свет может и работать на человека: например, обладая давлением, он работает на НАСА, спутник которой использует давление света в качестве единственного источника энергии. А можно создать и светодиод наоборот: это называется солнечная батарейка, которая под действием света производит электроэнергию. В некоторых странах наличие в доме солнечной батареи необходимо по закону, а в нашей стране самая известная батарея находится на крыше здания президиума РАН. Растения под действием света производят кислород, которым мы дышим, и этот процесс называется фотосинтез. А УФ излучение при попадании на кожу окрашивает ее в темный цвет. Кстати, с последним воздействием можно бороться: диоксид титана, содержащийся в креме против загара, эффективно поглощает УФ излучение (а также используется для очистки воды и воздуха от различных примесей, разрушая напрочь всю органику... при облучении Солнцем, сравнение этих фактов заставляет задуматься, особенно девушек, загорающих часто на пляже).
Другим способом борьбы с избытками света является фотохромизм: под действием света некоторые материалы преобразуются, переставая пропускать свет. Самым известным является хлорид серебра в очках - хамелелнах, но сегодня ученые изобретают и другие варианты.
Эту работу, а также работу по созданию светодиодов, в том числе органических, и многое другое, можете продолжить и Вы. А пока ждем вас на следующей лекции – вода и материалы!


Get the Flash Player to see this player.


Видеозапись предпоследней лекции "Свет и материалы".
скачать встроить



Комментарии
Пятая открытая лекция "Свет и материалы"

исправьте на "Вода и материалы"
спасибо
Юный максималист, 20 марта 2011 15:34 
TiO2 в кремах от загара эффективно поглощает, а не отражает УФ.
Оговорочка. Фотографиями и пр. позже дополним.
Владимир Владимирович, 20 марта 2011 17:31 
TiO2 в кремах от загара эффективно поглощает, а не отражает УФ.

Так ли все однозначно?!
Вот кремний например, та же полированная "вафля" (извините, не удержался от технического перевода) - он/она больше поглощает или отражает в видимой области, где энергия фотона больше запрещенной зоны?
И с другой стороны - диоксид титана - ведь классический белый пигмент, работающий на эффективном рассеянии.
Юный максималист, 20 марта 2011 18:00 
и поглощает, и рассеивает. Но если бы не поглощал, то эффективность крема
была бы малой.
Владимир Владимирович, 20 марта 2011 18:04 
И сильным аргументом в пользу большей роли поглощения являются требования к крему становиться невидимым/малозаметным (а не белой маской) при нанесении на кожу .
Юный максималист, 20 марта 2011 18:12 
Да, согласен. Но тут еще играет роль показатель преломления среды крема.
Владимир Владимирович, 20 марта 2011 19:26 
И в первом приближении наиболее эффективный показатель преломления наполнителя крема для максимальной прозрачности будет близким к среднему геометрическому показателей преломления среды (воздуха) и рассеивающих частиц - для минимизации отражений на границах раздела фаз, как у антиотражательных покрытий.
большинство школьников поступило в химические ВУЗы из любви к красоте – к светящимся веществам, к цветным реакциям- но и поступившивие в физические ВУЗы на лабораторных работах по физ.химии сливали разные реактивы и с превеликим удовольствием наблюдали качественные реакции на ионы металлов
а когда ожидать видео лекции "Вода и материалы" ?

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Танцующая в облаках
Танцующая в облаках

Обо всем и сразу
О всех конкурсах наноолимпиады. Продолжается прием решений и консультации участников по всем конкурсам олимпиады. Ждем новых участников и желаем творческих успехов тем, кто уже начал решать задания наноолимпиады.

Солнечная энергетика и школьники
Молодые сотрудники, студенты и аспиранты МГУ готовят пополнение в области альтернативной энергетики, школьники Университетской Гимназии сами делают солнечные элементы...

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Графен и трение. Ловушки для дираковских фермионов. Заслон квантовым ошибкам. Нематическая квантово-холловская жидкость на поверхности висмута. Рост критической температуры при поверхностном электронном допировании Ba(Fe1.94Co0.06)2As2. Нанотехнологии создают “умный” текстиль. Разделение газовых смесей пористым фосфореном допировании. Линейный датчик на нелинейном эффекте. Фуллерен C720 как накопитель молекулярного водорода. Химическое эхо.

Андрей Свинаренко: учеба должна длиться всю жизнь
ТАСС
Интервью Генерального директора ФИОП А.Г.Свинаренко ТАСС.

Концепция Образовательного центра «Сириус», принципы отбора на смены
Ларин В.В.
Цикл лекций в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям для всех желающих – школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей: Концепция Образовательного центра «Сириус», принципы отбора на смены. Владимир Владимирович Ларин, учитель физики, Лицей «Вторая школа» г. Москвы, методист первой проектной смены Образовательного центра «Сириус».

Молекулы, волосы, микросхемы, магнитные диски - как все это устроено? – сканирующий зондовый микроскоп поможет Вам это понять!
Быков В.А.
Цикл лекций в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям для всех желающих – школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей: В.А.Быков, д.т.н., профессор Московского Физико - Технического Института, генеральный директор группы компаний НТ-МДТ Spectrum Instruments, руководитель Нанотехнологического Общества России (НОР) "Молекулы, волосы, микросхемы, магнитные диски - как все это устроено? – сканирующий зондовый микроскоп поможет Вам это понять!"

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.