Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Тема проекта 6 - Синтез и свойства люминофоров

Ключевые слова:  учителю

Автор(ы):  ФНМ МГУ

06 ноября 2011

Название(я): Синтез и свойства люминофоров

Номер в каталоге: 6

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): оптические свойства материалов и наноматериалов

Актуальность: Получение люминофоров и фосфоресцирующих материалов, несомненно, является привлекательным для школьников. Параллельно с несложными синтезами школьник имеет возможность мотивировано изучить основы явления люминесцении и ее различных видов, изучить роль активатора, сенсибилизатора, кристаллического строения матрицы.

Новизна: создание гаммы люминофоров с одинаковой матрицей и различными активаторами.

Цель: рисование светящейся в темноте картины (возбуждающее излучение - ультрафиолет) собственноручно полученными красками

Задачи:

1. изучение по литературным данным явления люминесценции, роли кристаллической матрицы, активатора, сенсибилизатора, анализ процессов поглощения излучения веществом

2. анализ различных видов люминофоров и кристаллофосфоров

3. выбор объектов исследований

4. синтез кристаллофосфоров с различными длинами волн люминесценции

5. подбор связующего и других компонентов краски

6. рисование картины светящимися в темноте красками

Экспериментальные подходы: получение матрицы люминофора с равномерно распределенным активатором путем химического осаждения или твердофазного синтеза, измерение спектров люминесценции

Методические подходы: изучение теории цветности, основ кристаллохимии, основ теории люминесценции

Требующиеся нестандартные реактивы и ресурсы: заранее неизвестны, может потребоваться печное (термическое) оборудование и защитная (инертная) атмосфера

Освоение школьником теоретического материала: основы кристаллохимии, основы теории люминесценции, основы твердофазного синтеза

Навыки, получаемые школьником: простейшие операции смешения, перетирания, отжига, развитие художественных навыков

Предшествующий материал по школьной программе: химия элементов, строение атома

Роль учителя: общее руководство проектом, обеспечение основной литературой

Возможная помощь тьюторов: использование термического оборудования, анализ спектров люминесценции, рентгенофазовый анализ, консультативная помощь

Техника безопасности: инструктаж по работе с термическим оборудованием

Примечания: возможно в сотрудничестве с ВУЗом попытаться получить люминесцентный гибридный материал на основе слоистых двойных гидроксидов, неорганические люминофоры на основе сульфида цинка, силикатов с активаторами, метаборной кислоты и пр., изучить люминесценцию комплексов лантанидов, трибо-, хемо-, термолюминесценцию. Фосфоресцирующие краски удобнее всего получать на основе метаборной кислоты с добавками органических веществ / красителей (фосфоресцеина, ацетилсалициловой кислоты и пр.). В конце работы необходимо обсудить близость и различия в люминесценции квантовых точек, органический красителей и кристаллофосфоров.

Голубое излучение OLED

Первичные литературные ссылки для начала поиска: светоизлучающие диоды

Другие работы кластера "Каталог тем проектных работ" (гипертекстовый навигатор):

 

Прикрепленные файлы:
proekt6.pdf (109.12 КБ.)

Информация о теме проекта.

 

 
Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Паутина
Паутина

Технологическое образование школьников для новой технологической эпохи
Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) вместе с Фондом инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) провели 2–3 ноября 2020 году Международную научно-практическую конференцию «Технологическое образование школьников для новой технологической эпохи».

Нанотехнологии ужасные и могучие
В том, что касается осмысления новых технологий, научная фантастика отчетливо напоминает жертву БАР — очень модного сейчас биполярного аффективного расстройства. Писатели мечутся между двумя крайними состояниями, двумя полюсами: преувеличенным дофаминовым восторгом и тревожной депрессией, беспросветным ужасом перед грядущим. Чем больше ожиданий от технологии, тем глубже раскол, сильнее поляризация, реже «светлые промежутки» — и последние полвека нанотехнологии определенно входят в приоритетный список.

Кадровое сопровождение инновационный проектов
Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Группы РОСНАНО приглашает 25 ноября 2020 года представителей высокотехнологичных компаний и технических вузов на Всероссийскую онлайн-конференцию «Кадровое сопровождение инновационных производств».

Зоологический подход и искусственное обоняние
Пресс-служба МГУ
Ученые химического факультета и НИИЯФ МГУ имени М.В. Ломоносова сумели повысить способность искусственного обоняния идентифицировать близкие по химическим свойствам газы - метан и пропан. Ключом к успеху стал подход к обработке данных химических сенсоров, ранее применявшийся для анализа эволюционного родства животных, ископаемых видов, а также предков человека.

Универсальная система анализа метаболитов
Пресс-служба МГУ
Сотрудники химического факультета МГУ разработали аналитическую схему, позволяющую по химическим «отпечаткам пальцев» делать заключения о протекающих в организме процессах. Схема пригодится и врачам, и фармакологам, и экологам, и даже пищевикам.

Катализатор для плохой нефти
Пресс- служба МГУ
Сотрудники кафедры химии нефти и органического катализа химического факультета МГУ предложили способ переработки и повышения качества обводненной нефти. Способ позволит использовать «ненужные» нефтяные остатки в качестве сырья и сэкономить время и энергоресурсы при получении компонентов моторных топлив.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.