Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Тема проекта 21 - Методы сканирующей зондовой микроскопии в изучении современных материалов, наноматериалов и биологических объектов

Ключевые слова:  учителю

Автор(ы):  ФНМ МГУ

09 ноября 2011

Название(я): Методы сканирующей зондовой микроскопии в изучении современных материалов, наноматериалов и биологических объектов

Номер в каталоге: 21

Основной предмет (школа): физика, химия

Область знания (ВУЗ): методы исследования наносистем

Актуальность: Обеспечение школ сканирующими зондовыми микроскопами различных производителей или сотрудничество с ВУЗами, у которых имеется соответствующее обрудование, сделали возможным реализацию достаточно популярного сейчас направления школьных проектов, связанного с использованием сканирующей зондовой микроскопии. В то же время, не всегда качество выполнения подобных работ делает их конкурентоспособными. В качестве основного конкурентного преимущества работ по СЗМ должны выступать достаточно оригинальные объекты исследования живой и неживой природы, например, скелеты водорослей, поверхность листьев растений, бактерии и пр., материалы, полученные самими участниками проекта (производные графена, наночастицы на слюде, пористые материалы и нанокомпозиты, фотонные кристаллы и т.д.), современные материалы, для исследования которых целесообразно использовать СЗМ (электронные микросхемы, супергиброфобные покрытия, полимеры различной структуры и др.). Очевидно, что исследование этих объектов должно сопровождаться четким пониманием постановки задач, цели работы и особенностей самого объекта исследования, которые обусловили его выбор. Обычно целесообразно также проводить анализ серии образцов (или одного и того же образца после серии различных воздействий или химического модифицирования) для установления кореляций состав - структура - свойства. В ряде случаев целесообразно продемонстрировать специальные возможности СЗМ, например, использование магнито - силовой микроскопии для анализа доменных структур, использование проводящих зондов для анализа сегнетоэлектриков, биологической силовой микроскопии для изучения биологических объектов и т.д. Во всех случаях школьник должен понимать как основы метода, его важнейшие преимущества и ограничения, уметь корректно интерпретировать полученные результаты.

Новизна: определяется, в основном, осознанным выбором объектов исследования и адекватностью использованных подходов

Цель: изучение свойств объекта исследований с помощью подходящей методики СЗМ

Задачи:

1. выбор объекта исследований, литературный анализ его особенностей и основных характеристик

2. теоретическое ознакомление с методом СЗМ

3. выбор адекватной методики анализа объектов исследований

4. проведение СЗМ - сканирования и количественная обработка полученных результатов (сами СЗМ изображения уже давно не являются экзотикой)

5. интерпретация полученных результатов с физико - химической (физической) точки зрения с подробным объяснением корреляций полученных результатов и структурной (химической, физической) природы объекта исследований.

Экспериментальные подходы: сканирующая зондовая микроскопия

Методические подходы: освоение методики СЗМ

Требующиеся нестандартные реактивы и ресурсы: в зависимости от выбора объектов исследований, требуется сканирующий зондовый микроскоп, с которым можем работать сам школьник

Освоение школьником теоретического материала: межмолекулярные взаимодействия, доменная структура (сегнетоэлектрики, ферромагнетики), высокомолекулярные соединения (в зависимости от выбора объекта исследований).

Навыки, получаемые школьником: работа со СЗМ

Предшествующий материал по школьной программе: теория химической связи, химия кремния, физические свойства металлов, полупроводников

Роль учителя: общее руководство проектом, помощь в работе со сканирующим зондовым микроскопом

Возможная помощь тьюторов: поиск специальной литературы, консультативная помощь, обеспечение работы сканирующего зондового микроскопа, пробоподготовка

Техника безопасности: работа с лазерным излучением

Примечания: основной упор должен быть сделан не на метод, а на полученные результаты и их интерпретацию.

Кантилевер сканирующего зондового микроскопа.

Первичные литературные ссылки для начала поиска: сканирующая зондовая микроскопия

Другие работы кластера "Каталог тем проектных работ" (гипертекстовый навигатор):

 

Прикрепленные файлы:
proekt21.pdf (119.38 КБ.)

Информация о проекте.

 

 
Средний балл: 10.0 (голосов 3)

 


Комментарии
Я в школе с ребятами пытаюсь как-то приспособить nanoeducator, но пока не получается. Либо аппарат не видит того что увидеть хотелось бы, либо не удается приготовить образец. Нужная тема.
Андреюк Денис Сергеевич, 16 января 2012 11:02 
Уважаемый Александр Леонидович! Во-первых, я могу Вам порекомендовать сайт http://idpe.ntmdt.ru/ там как раз обсуждаются методические вопросы использования Nanoeducator в школе. А во-вторых, могу Вам предложить сотрудников НТ-МДТ в качестве ко-тьюторов в этом проекте. Пишите мне на адрес andreuk AT ntmdt DOT ru и мы найдем способ задействовать Ваш микроскоп для проектной работы Ваших питомцев.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Микрофотографии поверхности сверхпроводящей композиционной ленты на основе Bi-2223 с наноразмерными добавками TiO2 после холодной деформации и термообработки по различным режимам
Микрофотографии поверхности сверхпроводящей композиционной ленты на основе Bi-2223 с наноразмерными добавками TiO2 после холодной деформации и термообработки по различным режимам

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.