Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Тема проекта 2 - Покрытия - хамелеоны

Ключевые слова:  проектные работы, учителю

Автор(ы):  ФНМ МГУ

06 ноября 2011

Название(я): Покрытия - хамелеоны

Номер в каталоге: 2

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): явление фотохромизма

Актуальность: У школьников традиционно большой интерес вызывают различные подходы по созданию технических средств маскировки, особенно для военных нужд. Многие из них знают, что в природе существуют примеры такой маскировки: ящерицы – хамелеоны, осминоги. Экспериментальное получение таких материалов достаточно сложно, однако самостоятельное создание покрытий на основе фотохромных материалов, обратимо изменяющих свой свет в условиях повышенной освещенности, может представлять для школьников интерес. Возможно, простейший из известный им примеров – очки – хамелеоны, содержащие галогениды серебра и регулирующие прозрачность при фотохимическом образовании металлического серебра в стеклянной матрице в условиях яркого солнечного света.

Новизна: в отличие от обычных светочувствительных материалов в рамках возможного проекта необходимо получить фотохромные материалы в матрице, в которой возникновение и исчезновение окраски происходило бы обратимо при изменении уровня освещенности.

Цель: получение фотохромного материала в виде пленки или покрытия и изучение его оптических свойств (прозрачности или отражающей / поглощающей способности)

Задачи:

1. анализ литературы по теме и ознакомление школьников с существом описываемого круга явлений, различными подходами и существующими вариантами фотохромных покрытий, круг изучаемого материала для составления литобзора к проекту можно расширить до магнито – оптических, плазмонных и метаматериалов (только в случае исходно высокого уровня подготовки школьников по физике)

2. выбор объекта исследований с упором на доступные фоточувствительные материалы (возможно, соли серебра, лимоннокислое железо и пр.)

3. синтез активного составляющего

4. поиск связующего (полимера или геля) для получения пленки

5. смешение или растворение активного компонента в веществе – связующем, нанесение покрытия с помощью намазывания, трафаретной печати или на вращающуюся подложку

6. исследование оптических свойств

7. анализ возможных методов практического использования полученных материалов.

Экспериментальные подходы: методы мокрой химии получения малорастворимых осадков или комплексных соединений, методы получения покрытий, изучение оптических свойств

Методические подходы: ознакомление школьников с основами фотохимии, физическими основами процессов поглощения и рассеяния света

Требующиеся нестандартные реактивы и ресурсы: заранее неизвестны, возможно, соединения серебра

Освоение школьником теоретического материала: химия соединений, выбранных в качестве объектов исследования, основные законы фотохимии

Навыки, получаемые школьником: синтез новых неорганических или органических соединений, смешение компонентов, инструментальные методы получения покрытий, работа с приборами, изучающими оптические свойства покрытий (например, поглощение)

Предшествующий материал по школьной программе: основы органической и неорганической химии, строение атома, электромагнитные колебания

Роль учителя: помощь в выборе объектов исследований с учетом возможностей школьной лаборатории, общее руководство проектом

Возможная помощь тьюторов: предоставление дополнительной литературы, реактивов, установок по нанесению пленок, приборной базы по изучению оптических свойств покрытий, консультативная помощь

Техника безопасности: предостережения о возможной токсичности выбранных реактивов

Примечания: создание фотохромных покрытий может сопровождаться дополнительными исследованиями их фотохимической стабильности и скорости переключения в различных условиях

Фотохромный материал

Первичные литературные ссылки для начала поиска: фотохромные наноструктуры

Другие работы кластера "Каталог тем проектных работ" (гипертекстовый навигатор):

 

Прикрепленные файлы:
proekt2.pdf (111.87 КБ.)

Информация о теме проекта.

 

 
Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Жираф дека-дент
Жираф дека-дент

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.