Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Тема проекта 5 - Получение искусственных опалов

Ключевые слова:  учителю

Автор(ы):  ФНМ МГУ

06 ноября 2011

Название(я): Получение искусственных опалов

Номер в каталоге: 5

Основной предмет (школа): химия, физика

Область знания (ВУЗ): фотоника, самосборка, золь - гель технология

Актуальность: Одним из красивых и легко получаемых в условиях лаборатории полудрагоценных камней является опал. Конечно, если опал получен искусственно, то коммерческая ценность его будет невысока, однако самым ценным в рамках школьного проекта по получению искусственных опалов являются знания о необычных процессах и явлениях, которые школьник получит в процессе выполнения самой работы. В то же время, сам продукт выполнения проекта может многократно демонстрироваться на различных выставках и конкурсах. Изучение принципов строения опала и его уникальных оптических свойств могут помочь школьнику в понимании некоторых современных принципов управления светом и разработки фотоннокристаллических устройств.

Новизна: использование принципов самосборки для получения трехмерных дифракционных решеток

Цель: получение искусственного опала

Задачи:

1. литературный поиск по истории открытия опалов, их природном распространении, механизмах формирования в природных условиях

2. анализ литературных источников, описывающих структуру опалов и дефекты упаковки в опалах

3. анализ литературы по методам получения искусственных опалов и фотонных кристаллов

4. анализ литературы о развитии и перспективах создания фотоннокристаллических устройств

5. синтез монодисперсных микросфер гидратированного диоксида кремния методом Штобера (щелочной гидролиз тетраэтоксисилана в водно – спиртовом растворе, ТЕОС может быть предоставлен тьютором) или с использованием силиката натрия

6. самосборка фотоннокристаллических пленок в мениске при испарении коллоидного раствора микросфер в зависимости от температуры раствора и состояния поверхности подложки (подложка может иметь рельеф и различный баланс гидрофильности - гидрофобности)

7. получение объемных слоев опалов в результате седиментации коллоида

8. фиксация искусственных опалов пропиткой и термическим воздействием

9. изучение структуры опала с использованием оптической и электронной микроскопии

10. изучение оптических свойств опала

Экспериментальные подходы: золь – гель метод (гидролиз алкоксидных производных кремния), метод получения структур с помощью самосборки, использование седиментации

Методические подходы: основы классической кристаллографии, принципы золь – гель технологии, синтез в микрореакторах, подходы снизу - вверх, преломление и дифракция света

Требующиеся нестандартные реактивы и ресурсы: тетраэтоксисилан (может быть обеспечен тьютором)

Освоение школьником теоретического материала: изучение строения плотнейшей шаровой упаковки и других подходов классической кристаллографии, изучение принципов и химизма золь – гель технологии, синтеза в эмульсиях, подходов самосборки микро- и нанообъектов, строения дифракционных решеток, преломления и дифракции света, использование седиментации

Навыки, получаемые школьником: получение материалов с использованием «мягкой химии», приготовление и работа с растворами, декантация, работа с сушильным шкафом

Предшествующий материал по школьной программе: гидролиз, химия кремния

Роль учителя: общее руководство проектом

Возможная помощь тьюторов: обеспечение реактивами, дополнительной литературой, помощь в изучении строения полученных образцов (оптическая, электронная микроскопия, угловая зависимость спектров поглощения), консультативная помощь

Техника безопасности: особых предосторожностей не требуется (требуется работа со спиртом – легковоспламеняющейся жидкостью, ТЭОС должен храниться в особых условиях)

Примечания: в качестве дополнительных исследований можно получить иммерсионные картины иризации для жидкостей с различными показателями преломления, изучить вывод и использование модифицированного закона Вульфа – Брэгга, доменной структуры

Структура опала

Первичные литературные ссылки для начала поиска: фотонные кристаллы

Другие работы кластера "Каталог тем проектных работ" (гипертекстовый навигатор):

 

Прикрепленные файлы:
proekt5.pdf (116.41 КБ.)

Информация о теме проекта.

 

 
Средний балл: 10.0 (голосов 3)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Золотые кружева
Золотые кружева

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.