Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Проектные работы школьников

Ключевые слова:  проектные работы, учителю

Автор(ы): ФНМ МГУ

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

15 ноября 2011

Проектная деятельность школьников является, в соответствии с опросом, одной из важных форм внеклассной работы и, в конце концов, преследует цель повышения уровня учебной подготовки, активности, мотивированности и личного развития учащихся. После первого семинара по вопросам проектной деятельности школьников в помощь учителям и школьникам при поиске, обоснованном выборе и обсуждении возможных тем проектных работ в области нанохимии и наноматериалов (с привязкой к школьным предметам химии, физике, биологии, информатики) и их дальнейшем выполнении в школьной лаборатории и в сотрудничестве с высшими учебными заведениями на Нанометре размещается ряд специализированных материалов. Часть из них представляют собой примеры уже выполненных проектных работ, получивших высокие оценки на различных конкурсах, часть - темы возможных проектных работ, требующих обсуждения и воплощения в жизнь.

Материалы включают в себя:

Дополнительные к пополняемому каталогу темы возможных проектных работ (только идеи):

1.Пирофорные металлы

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): самораспространяющийся высокотемпературный синтез, гетерофазные химические реакции

Примечания: получение металлов в ультрадисперсном состоянии и изучение продуктов их взаимодействия с воздухом (под руководством учителя)

2.Синтез и свойства органических комплексов с переносом заряда

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): молекулярная электроника

Примечания: получение, анализ электрофизических, оптических, химических свойств, растворимости органических комплексов с переносом заряда на примере хингидрона

3.Механохимические реакции

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): механохимия, гетерогенные и топохимические реакции

Примечания: получение дисперсных материалов способом "сверху вниз" (твердофазные реакции в процессе механодиспергирования и механоактивации)

4.Преобразование энергии

Основной предмет (школа): физика

Область знания (ВУЗ): альтернативные источники энергии, химическая термодинамика

Примечания: паровая машина на основе перекиси водорода, ракеты и лодки с импульсным двигателем (быстрое каталитическое разложение перекиси водорода)

5.Получение и свойства высокодисперсных гидроксидов металлов

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): неорганическая, физическая, коллоидная химия

Примечания: удаление оксидной пленки с активных металлов (алюминий, цинк и пр.), самопроизвольное формирование волокон гидратированных оксидов при реакции с влажным воздухом, старение титановой, оловянной, кремниевой и других "кислот" как пример созревания осадков.

6.Сорбенты и их свойства

Основной предмет (школа): физика, химия

Область знания (ВУЗ): сорбция, химия поверхности

Примечания: сравнительное изучение сорбционных характеристик различных природных (уголь, торф, глина), промышленных или искусственно полученных сорбентов (в отношении взвесей примесных частиц, ионов тяжелых металлов, органических токсичных веществ, фенола и пр., масел и нефти).

7.Гели и золи

Основной предмет (школа): химия, физика

Область знания (ВУЗ): коллоидная химия, физико – химическая механика

Примечания: исследование химических способов получения и старения неорганических и органических гелей, застывание геля кремниевой кислоты, перезарядка коллоида, тиксотропия, реологические свойства крахмала, создание объектов типа «дурацкой замазки»

8.Биосовместимые растворы для исследования клеточных культур

Основной предмет (школа): химия, биология

Область знания (ВУЗ): осмос, токсикология

Примечания: гемолиз в различных электролитах, получение и изучение свойств буферных растворов, физиологических растворов в отношении выживания в них клеточных культур

9.Исследование структуры и свойств неорганических веществ биологического происхождения

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): биомиметика

Примечания: изучение химических свойств, механической прочности и пр. природных объектов, содержащих скелеты диатомовых водорослей, мела, мрамора, ракушек, перламутра и пр.

10.Умное стекло

Основной предмет (школа): химия, физика

Область знания (ВУЗ): оптика

Примечания: получение стекол с различными покрытиями (гелевыми, полимерными и др.) и исследование их простейших оптических свойств.

11.Получение наноструктурированных материалов с помощью пиролиза аэрозолей

Основной предмет (школа): химия

Примечания: создание установки из медицинского ингалятора и небольшой трубчатой печки для получения различных материалов методом пиролиза аэрозолей.

12.Пористые оксидные покрытия на металлах

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): наноструктурированные покрытия

Примечания: получение анодного оксида алюминия, вороненой сталь и др. для изменения свойств поверхности металла.

13.Очистка воды флокуляцией

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): коллоидная химия, гидролиз, экология

Примечания: использование гидролизующихся соединений для очистки воды от взвесей частиц.

14.Получение материалов на основе наносвитков

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): методы получения наноматериалов

Примечания: получение наносвитков при комнатной температуре из оксида ванадия и солей анилиния, а также нанотрубок диоксида титана.

15.Собственная зубная паста

Основной предмет (школа): химия, биология

Область знания (ВУЗ): фармацевтика

Примечания: попытка сделать собственную зубную пасту в познавательных целях.

16.Антикоррозионные покрытия

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): электрохимия, борьба с коррозией

Примечания: создание экспериментальных составов для защиты от коррозии различных металлов.

17.Получение и свойства диоксида церия

Основной предмет (школа): химия, биология

Область знания (ВУЗ): химия редкоземельных элементов, нанотоксикология

Примечания: получение нанокристаллического диоксида церия и изучение его биологической активности.

18.Черни

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): методы получения наноматериалов, теория катализа

Примечания: исследование каталитической активности ультрадисперсных частиц различных металлов (преимущественно в растворе).

19.Препараты против накипи

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): комплексонаты, неорганическая химия

Примечания: получение полифосфатов и борьба с накипью.

20.Экспертная система распознавания наноматериалов

Основной предмет (школа): информатика

Область знания (ВУЗ): семантика, когнитивные технологии

Примечания: создание программы (диалоговый режим), позволяющей на основе специально составленных вопросов сделать правильный вывод об отнесении того или иного словесно описанного объекта к наноматериалам.

21.Клей c микро и наночастицами

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): физико – химическая механика

Примечания: влияние наночастиц на адгезию и прочностные свойства клеевых масс

22.Искусственные волокна и их свойства

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): высокомолекулярные соединения

Примечания: получение вискозных волокон с использованием аммиачных комплексов меди(II) и изучение их химических свойств.

23.Материалы на основе диоксида марганца

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): методы получения наноматериалов

Примечания: получение различных иматериалов, содержащих диоксид марганца, включая вискеры, наностержни, композиты (гопкалит).

24.«Издательская» деятельность и «облачные» технологии

Основной предмет (школа): естествознание, информатика

Область знания (ВУЗ): гуманитарный цикл дисциплин

Примечания: создание и поддержка интернет – журнала (кластера школьных сообществ), специализированного блога, школьной газеты и пр. в области нанотехнологий.

25.Микроструктуры деформирующихся полимеров

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): высокомолекулярные соединения

Примечания: наблюдение микроструктур деформируемой зоны полимеров различного строения с помощью оптической микроскопии.

26.Криоскопия истинных и коллоидных растворов

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): физическая химия

Примечания: изучение замерзания растворов недиссоциирующих, молекулярных соединений, растворы электролитов, золей неорганических частиц, «растворы» белков, гелей

27.Синтез нанокристаллических оксидов путем разложения пероксосоединений

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): методы получения наноматериалов

Примечания: в качестве возможных кандидатов можно привести синтезы оксида ванадия (катодный материал в химических источниках тока), оксид вольфрама (электрохромный материал), диоксид титана (широкозонный полупроводник).

28.Секториальная структура кристаллов, выращенных в присутствии взвесей и золей

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): теория кристаллизации

Примечания: рост кристаллов в золях или взвесях, декорирование ростовых зон магнитными или флуоресцентными наночастицами с последующим изучением морфологии кристалла

29.Нитевидные кристаллы

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): теория кристаллизации

Примечания: рост нитевидных кристаллов диоксида кремния и диоксида олова с помощью ПЖК, тетраподы оксида цинка

30. Моделирование свойств наночастиц

Основной предмет (школа): информатика, физика

Область знания (ВУЗ): численные методы анализа и моделирования

Примечания: параметрический анализ численных моделей для энергии экситона в квантовых точках, частот (самостоятельно, по формулам) и распределения локального поля для частиц с плазмоннымным резонансом, магнитных свойств суперпарамагнитных частиц, кривых ад(аб)сорбции для различных сред (по известным типам моделей) и пр.

Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ).


В статье использованы материалы: Навигатор


Средний балл: 10.0 (голосов 6)

 


Комментарии
Если есть идеи проектов, мы готовы обсуждать. В самом каталоге будет пока около 35 хороших (иногда немного безумных) тем, но как показывает опыт, интересная и необычная тема - половина того, что требуется учителю и школьнику, чтобы заняться интересными вещами и добиться отличного результата (в разном плане). При этом совсем не всегда помощь ВУЗа и, соответственно, многомиллионные аналитические и синтетические установки, являются главной составляющей успеха. Школьники любопытны и им нужно много знать, захотеть многое понять, поэтому темы и успешные примеры могут быть палочкой - выручалочкой. Нужно ли вообще перегружать бедных школьников проектами и олимпиадами? Да, если они этого хотят. Кто не хочет, пусть идет своим путем, это их право. Простой подход. Хотя все не так уж и просто...
Палии Наталия Алексеевна, 06 ноября 2011 17:45 
немного безумных- одна из них - № 17(где школьнику взять церий)
Владимир Владимирович, 06 ноября 2011 17:55 
Да поможет в этом Вам (им, и совсем всем) Владимир Константинович!

(И озадумался философски - сколь часто "безумство" может являться лишь следствием ограниченной информированности )
может являться лишь следствием ограниченной информированности

Церий школьникам много где можно взять, было бы желание.
Например, тут вот. Легко выделить в чистом виде (солей).
Или проявить фантазию: при сгорании мишметалла улетает дымок - это смесь оксидов, основной - диоксид церия, уже готовый наноразмерный.. или нет? посмотреть, подумать :)))
Палии Наталия Алексеевна, 09 ноября 2011 12:33 
Спасибо за информацию, теперь и школьники не будут ломать голову (сходить с ума/безумствовать), где бы достать Ce(церий) .
Палии Наталия Алексеевна, 14 ноября 2011 15:29 
Для информации - на сайте RSC выложен вариант таблицы Менделеева, где указаны и области применения того или иного элемента ( здесь можно бесплатно ее скачать)), и еще много познавательного(на англ.)
да с реактивами - самая меньшая проблема (а церий дешев, его совсем не жалко). Проблема - людские ресурсы. И законы. особенно подзаконные акты.
Палии Наталия Алексеевна, 07 ноября 2011 15:27 
Сайт модернизирован-
Палии Наталия Алексеевна, 07 ноября 2011 15:32 
...а в Нанодоме умного стекла пока нет
Лабендик Елена Яковлевна, 07 ноября 2011 17:17 
Хотелось бы отметить, что мне и моим детям очень понравилась идея дистанционного руководства проектом. Уверена, что многие дети с огромным энтузиазмом восприняли такую форму поддержки исследовательской деятельности. Но есть и проблемы...С одной стороны, некоторые школьники находятся на таком удалении от Москвы, что связь с тьютором может быть затруднительной, с другой стороны(и это более существенная проблема), не все педагоги имеют желание и возможность помогать мотивированным детям.
В любом случае весь материал, который появляется на сайте, очень нужен школьникам, педагогам и родителям, особенно тем, которые в силу объективных причин не могут участвовать в происходящих событиях. Не думаю, что "безумность" идей может как-то затормозить развитие детей. Скорее, наоборот, разовьет фантазию и воображение. А это как раз то, что больше всего нужно настоящему исследователю.
Евгений Алексеевич! Хотелось бы заняться школьным проектом в области информатики в нанотехнологиях. Не подскажите еще темы кроме экспертной системы по наноматериалам?
Будет еще тема по клеточным автоматам и никто не мешает придумать свои темы. Это ВАРИАНТ, которые могли бы любые школы и ВУЗы реализовать. Через неделю - другую бутет альфа - версия "рабочих тетрадей" - собственно, механизма дистанционной разработки проектов...
Евгений Алексеевич! У нас в прошлом году выполнена работа "Нанопористые анодные оксидные пленки алюминия" - алюминиевую фольгу анодировали в разных электролитах и полученные пористые пленки анализировали с помощью СЗМ. Стоит ли продолжить с другими металлами или можно прислать работу на конкурс? На городском конкурсе она у нас заняла 1 место (город Тверь)
И еще вопрос - если мы с ребятами уже определились по будущей теме, как можно пообщаться с тьютором? Через сайт? Или можно по скайпу или с помощью электронной почты? Или подождать до семинара?
Вообще большое спасибо за помощь - с удовольствием читала подборку тем, очень интересно и глубоко. Учителя-коллеги хотели бы тоже еще темы по информатике.
Мы посчитали, что анодный оксид алюминия - достаточно сложная тема, но если есть ВУЗ. то хорошо. Работы на конкурс можно будет примерно с декабря послылать. Дней через 10 будут еще новшества, ер семинаре обсудим и начнем работать.
Да, Татьяна Анатольевна. Такой еще вопрос. Ну получили школьники АОА, а что они при этом сделали необычного и что узнали. Это, наверное, и есть главное :-(
До начала декабря будут вкладваться оставшиеся материалы, пройдет семинар, будут настраиваться новые сервисы. Потом, с началом олимпиады, все будем пробовать и юстировать.
Ждем с нетерпением.
спасибо за информацию

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Зерно или яйцо?
Зерно или яйцо?

Пять медалей завоевали российские школьники на Международной физической олимпиаде
Стали известны итоги 50-й Международной физической олимпиады для школьников, которая проходила в Тель-Авиве (Израиль). Российская сборная завоевала в состязаниях 4 золотые и одну серебряную медаль.

Поступление в совместный российско-китайский Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
В июле 2019 года в МГУ имени М.В. Ломоносова проходит набор учащихся на программы МГУ, реализуемые в Университете МГУ-ППИ в Шэньчжэне. Поступление в совместный университет – это возможность учиться в самом быстроразвивающемся городе мира на русском языке у ведущих преподавателей МГУ по самым современным программам, получить образование мирового уровня и дипломы сразу двух университетов, овладев китайским языком. Для поступления в совместный университет не требуется владения китайским языком. Прием документов и экзамены проходят на территории МГУ. Абитуриенты имеют право поступать одновременно в МГУ имени М.В. Ломоносова и МГУ-ППИ в Шэньчжэне.

Вокруг Нанограда
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. И сам город оказался молодым, динамичным, современным и интересным. Ниже дан небольшой фоторепортаж вокруг Нанограда, беглый взгляд, что собой представляет Ханты - Мансийск.

3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве
И.В.Яминский
Материалы лекции проф. МГУ, д.ф.-м.н., генерального директора Центра Перспективных технологий И.В.Яминского "3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве". 3D принтер, сканирующий зондовый микроскоп и фрезерный станок. Что общего между ними? Как конструировать их своими руками? Небольшой экскурс в практические нанотехнологии. Поучительная история о создании сканирующего туннельного микроскопа. От идеи до нобелевской премии за 5 лет. Взгляд в микромир – от атомов и молекул до живых клеток. Как взвесить массу одного атома? Вирусы и бактерии – наши друзья или враги? Медицинские приложения нанотехнологий – нанобиосенсоры для обнаружения биологических агентов.

Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники
В.А.Кецко
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. В сообщении даны материалы лекции д.х.н., в.н.с. ИОНХ РАН В.А.Кецко "Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники".

Лекции и семинары от ФНМ МГУ на Нанограде
Е.А.Гудилин
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. Ниже даны материалы лекций и семинаров представителя ФНМ МГУ проф., д.х.н. Е.А.Гудилина.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.