Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Проектные работы школьников

Ключевые слова:  проектные работы, учителю

Автор(ы): ФНМ МГУ

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

15 ноября 2011

Проектная деятельность школьников является, в соответствии с опросом, одной из важных форм внеклассной работы и, в конце концов, преследует цель повышения уровня учебной подготовки, активности, мотивированности и личного развития учащихся. После первого семинара по вопросам проектной деятельности школьников в помощь учителям и школьникам при поиске, обоснованном выборе и обсуждении возможных тем проектных работ в области нанохимии и наноматериалов (с привязкой к школьным предметам химии, физике, биологии, информатики) и их дальнейшем выполнении в школьной лаборатории и в сотрудничестве с высшими учебными заведениями на Нанометре размещается ряд специализированных материалов. Часть из них представляют собой примеры уже выполненных проектных работ, получивших высокие оценки на различных конкурсах, часть - темы возможных проектных работ, требующих обсуждения и воплощения в жизнь.

Материалы включают в себя:

Дополнительные к пополняемому каталогу темы возможных проектных работ (только идеи):

1.Пирофорные металлы

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): самораспространяющийся высокотемпературный синтез, гетерофазные химические реакции

Примечания: получение металлов в ультрадисперсном состоянии и изучение продуктов их взаимодействия с воздухом (под руководством учителя)

2.Синтез и свойства органических комплексов с переносом заряда

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): молекулярная электроника

Примечания: получение, анализ электрофизических, оптических, химических свойств, растворимости органических комплексов с переносом заряда на примере хингидрона

3.Механохимические реакции

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): механохимия, гетерогенные и топохимические реакции

Примечания: получение дисперсных материалов способом "сверху вниз" (твердофазные реакции в процессе механодиспергирования и механоактивации)

4.Преобразование энергии

Основной предмет (школа): физика

Область знания (ВУЗ): альтернативные источники энергии, химическая термодинамика

Примечания: паровая машина на основе перекиси водорода, ракеты и лодки с импульсным двигателем (быстрое каталитическое разложение перекиси водорода)

5.Получение и свойства высокодисперсных гидроксидов металлов

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): неорганическая, физическая, коллоидная химия

Примечания: удаление оксидной пленки с активных металлов (алюминий, цинк и пр.), самопроизвольное формирование волокон гидратированных оксидов при реакции с влажным воздухом, старение титановой, оловянной, кремниевой и других "кислот" как пример созревания осадков.

6.Сорбенты и их свойства

Основной предмет (школа): физика, химия

Область знания (ВУЗ): сорбция, химия поверхности

Примечания: сравнительное изучение сорбционных характеристик различных природных (уголь, торф, глина), промышленных или искусственно полученных сорбентов (в отношении взвесей примесных частиц, ионов тяжелых металлов, органических токсичных веществ, фенола и пр., масел и нефти).

7.Гели и золи

Основной предмет (школа): химия, физика

Область знания (ВУЗ): коллоидная химия, физико – химическая механика

Примечания: исследование химических способов получения и старения неорганических и органических гелей, застывание геля кремниевой кислоты, перезарядка коллоида, тиксотропия, реологические свойства крахмала, создание объектов типа «дурацкой замазки»

8.Биосовместимые растворы для исследования клеточных культур

Основной предмет (школа): химия, биология

Область знания (ВУЗ): осмос, токсикология

Примечания: гемолиз в различных электролитах, получение и изучение свойств буферных растворов, физиологических растворов в отношении выживания в них клеточных культур

9.Исследование структуры и свойств неорганических веществ биологического происхождения

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): биомиметика

Примечания: изучение химических свойств, механической прочности и пр. природных объектов, содержащих скелеты диатомовых водорослей, мела, мрамора, ракушек, перламутра и пр.

10.Умное стекло

Основной предмет (школа): химия, физика

Область знания (ВУЗ): оптика

Примечания: получение стекол с различными покрытиями (гелевыми, полимерными и др.) и исследование их простейших оптических свойств.

11.Получение наноструктурированных материалов с помощью пиролиза аэрозолей

Основной предмет (школа): химия

Примечания: создание установки из медицинского ингалятора и небольшой трубчатой печки для получения различных материалов методом пиролиза аэрозолей.

12.Пористые оксидные покрытия на металлах

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): наноструктурированные покрытия

Примечания: получение анодного оксида алюминия, вороненой сталь и др. для изменения свойств поверхности металла.

13.Очистка воды флокуляцией

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): коллоидная химия, гидролиз, экология

Примечания: использование гидролизующихся соединений для очистки воды от взвесей частиц.

14.Получение материалов на основе наносвитков

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): методы получения наноматериалов

Примечания: получение наносвитков при комнатной температуре из оксида ванадия и солей анилиния, а также нанотрубок диоксида титана.

15.Собственная зубная паста

Основной предмет (школа): химия, биология

Область знания (ВУЗ): фармацевтика

Примечания: попытка сделать собственную зубную пасту в познавательных целях.

16.Антикоррозионные покрытия

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): электрохимия, борьба с коррозией

Примечания: создание экспериментальных составов для защиты от коррозии различных металлов.

17.Получение и свойства диоксида церия

Основной предмет (школа): химия, биология

Область знания (ВУЗ): химия редкоземельных элементов, нанотоксикология

Примечания: получение нанокристаллического диоксида церия и изучение его биологической активности.

18.Черни

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): методы получения наноматериалов, теория катализа

Примечания: исследование каталитической активности ультрадисперсных частиц различных металлов (преимущественно в растворе).

19.Препараты против накипи

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): комплексонаты, неорганическая химия

Примечания: получение полифосфатов и борьба с накипью.

20.Экспертная система распознавания наноматериалов

Основной предмет (школа): информатика

Область знания (ВУЗ): семантика, когнитивные технологии

Примечания: создание программы (диалоговый режим), позволяющей на основе специально составленных вопросов сделать правильный вывод об отнесении того или иного словесно описанного объекта к наноматериалам.

21.Клей c микро и наночастицами

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): физико – химическая механика

Примечания: влияние наночастиц на адгезию и прочностные свойства клеевых масс

22.Искусственные волокна и их свойства

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): высокомолекулярные соединения

Примечания: получение вискозных волокон с использованием аммиачных комплексов меди(II) и изучение их химических свойств.

23.Материалы на основе диоксида марганца

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): методы получения наноматериалов

Примечания: получение различных иматериалов, содержащих диоксид марганца, включая вискеры, наностержни, композиты (гопкалит).

24.«Издательская» деятельность и «облачные» технологии

Основной предмет (школа): естествознание, информатика

Область знания (ВУЗ): гуманитарный цикл дисциплин

Примечания: создание и поддержка интернет – журнала (кластера школьных сообществ), специализированного блога, школьной газеты и пр. в области нанотехнологий.

25.Микроструктуры деформирующихся полимеров

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): высокомолекулярные соединения

Примечания: наблюдение микроструктур деформируемой зоны полимеров различного строения с помощью оптической микроскопии.

26.Криоскопия истинных и коллоидных растворов

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): физическая химия

Примечания: изучение замерзания растворов недиссоциирующих, молекулярных соединений, растворы электролитов, золей неорганических частиц, «растворы» белков, гелей

27.Синтез нанокристаллических оксидов путем разложения пероксосоединений

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): методы получения наноматериалов

Примечания: в качестве возможных кандидатов можно привести синтезы оксида ванадия (катодный материал в химических источниках тока), оксид вольфрама (электрохромный материал), диоксид титана (широкозонный полупроводник).

28.Секториальная структура кристаллов, выращенных в присутствии взвесей и золей

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): теория кристаллизации

Примечания: рост кристаллов в золях или взвесях, декорирование ростовых зон магнитными или флуоресцентными наночастицами с последующим изучением морфологии кристалла

29.Нитевидные кристаллы

Основной предмет (школа): химия

Область знания (ВУЗ): теория кристаллизации

Примечания: рост нитевидных кристаллов диоксида кремния и диоксида олова с помощью ПЖК, тетраподы оксида цинка

30. Моделирование свойств наночастиц

Основной предмет (школа): информатика, физика

Область знания (ВУЗ): численные методы анализа и моделирования

Примечания: параметрический анализ численных моделей для энергии экситона в квантовых точках, частот (самостоятельно, по формулам) и распределения локального поля для частиц с плазмоннымным резонансом, магнитных свойств суперпарамагнитных частиц, кривых ад(аб)сорбции для различных сред (по известным типам моделей) и пр.

Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ).


В статье использованы материалы: Навигатор


Средний балл: 10.0 (голосов 6)

 


Комментарии
Если есть идеи проектов, мы готовы обсуждать. В самом каталоге будет пока около 35 хороших (иногда немного безумных) тем, но как показывает опыт, интересная и необычная тема - половина того, что требуется учителю и школьнику, чтобы заняться интересными вещами и добиться отличного результата (в разном плане). При этом совсем не всегда помощь ВУЗа и, соответственно, многомиллионные аналитические и синтетические установки, являются главной составляющей успеха. Школьники любопытны и им нужно много знать, захотеть многое понять, поэтому темы и успешные примеры могут быть палочкой - выручалочкой. Нужно ли вообще перегружать бедных школьников проектами и олимпиадами? Да, если они этого хотят. Кто не хочет, пусть идет своим путем, это их право. Простой подход. Хотя все не так уж и просто...
Палии Наталия Алексеевна, 06 ноября 2011 17:45 
немного безумных- одна из них - № 17(где школьнику взять церий)
Владимир Владимирович, 06 ноября 2011 17:55 
Да поможет в этом Вам (им, и совсем всем) Владимир Константинович!

(И озадумался философски - сколь часто "безумство" может являться лишь следствием ограниченной информированности )
может являться лишь следствием ограниченной информированности

Церий школьникам много где можно взять, было бы желание.
Например, тут вот. Легко выделить в чистом виде (солей).
Или проявить фантазию: при сгорании мишметалла улетает дымок - это смесь оксидов, основной - диоксид церия, уже готовый наноразмерный.. или нет? посмотреть, подумать :)))
Палии Наталия Алексеевна, 09 ноября 2011 12:33 
Спасибо за информацию, теперь и школьники не будут ломать голову (сходить с ума/безумствовать), где бы достать Ce(церий) .
Палии Наталия Алексеевна, 14 ноября 2011 15:29 
Для информации - на сайте RSC выложен вариант таблицы Менделеева, где указаны и области применения того или иного элемента ( здесь можно бесплатно ее скачать)), и еще много познавательного(на англ.)
да с реактивами - самая меньшая проблема (а церий дешев, его совсем не жалко). Проблема - людские ресурсы. И законы. особенно подзаконные акты.
Палии Наталия Алексеевна, 07 ноября 2011 15:27 
Сайт модернизирован-
Палии Наталия Алексеевна, 07 ноября 2011 15:32 
...а в Нанодоме умного стекла пока нет
Лабендик Елена Яковлевна, 07 ноября 2011 17:17 
Хотелось бы отметить, что мне и моим детям очень понравилась идея дистанционного руководства проектом. Уверена, что многие дети с огромным энтузиазмом восприняли такую форму поддержки исследовательской деятельности. Но есть и проблемы...С одной стороны, некоторые школьники находятся на таком удалении от Москвы, что связь с тьютором может быть затруднительной, с другой стороны(и это более существенная проблема), не все педагоги имеют желание и возможность помогать мотивированным детям.
В любом случае весь материал, который появляется на сайте, очень нужен школьникам, педагогам и родителям, особенно тем, которые в силу объективных причин не могут участвовать в происходящих событиях. Не думаю, что "безумность" идей может как-то затормозить развитие детей. Скорее, наоборот, разовьет фантазию и воображение. А это как раз то, что больше всего нужно настоящему исследователю.
Евгений Алексеевич! Хотелось бы заняться школьным проектом в области информатики в нанотехнологиях. Не подскажите еще темы кроме экспертной системы по наноматериалам?
Будет еще тема по клеточным автоматам и никто не мешает придумать свои темы. Это ВАРИАНТ, которые могли бы любые школы и ВУЗы реализовать. Через неделю - другую бутет альфа - версия "рабочих тетрадей" - собственно, механизма дистанционной разработки проектов...
Евгений Алексеевич! У нас в прошлом году выполнена работа "Нанопористые анодные оксидные пленки алюминия" - алюминиевую фольгу анодировали в разных электролитах и полученные пористые пленки анализировали с помощью СЗМ. Стоит ли продолжить с другими металлами или можно прислать работу на конкурс? На городском конкурсе она у нас заняла 1 место (город Тверь)
И еще вопрос - если мы с ребятами уже определились по будущей теме, как можно пообщаться с тьютором? Через сайт? Или можно по скайпу или с помощью электронной почты? Или подождать до семинара?
Вообще большое спасибо за помощь - с удовольствием читала подборку тем, очень интересно и глубоко. Учителя-коллеги хотели бы тоже еще темы по информатике.
Мы посчитали, что анодный оксид алюминия - достаточно сложная тема, но если есть ВУЗ. то хорошо. Работы на конкурс можно будет примерно с декабря послылать. Дней через 10 будут еще новшества, ер семинаре обсудим и начнем работать.
Да, Татьяна Анатольевна. Такой еще вопрос. Ну получили школьники АОА, а что они при этом сделали необычного и что узнали. Это, наверное, и есть главное :-(
До начала декабря будут вкладваться оставшиеся материалы, пройдет семинар, будут настраиваться новые сервисы. Потом, с началом олимпиады, все будем пробовать и юстировать.
Ждем с нетерпением.
спасибо за информацию

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Коралловый риф
Коралловый риф

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.