Проектная деятельность школьников является, в соответствии с опросом, одной из важных форм внеклассной работы и, в конце концов, преследует цель повышения уровня учебной подготовки, активности, мотивированности и личного развития учащихся. После первого семинара по вопросам проектной деятельности школьников в помощь учителям и школьникам при поиске, обоснованном выборе и обсуждении возможных тем проектных работ в области нанохимии и наноматериалов (с привязкой к школьным предметам химии, физике, биологии, информатики) и их дальнейшем выполнении в школьной лаборатории и в сотрудничестве с высшими учебными заведениями на Нанометре размещается ряд специализированных материалов. Часть из них представляют собой примеры уже выполненных проектных работ, получивших высокие оценки на различных конкурсах, часть - темы возможных проектных работ, требующих обсуждения и воплощения в жизнь.
Материалы включают в себя:
- Открытые лекции для школьников - подборка медиаматериалов лекций для школьников,
- ЗНТШ - заочная нанотехнологическая школа,
- Каталог проектных работ - пополняемый полнотекстовый каталог лучших проектных работ школьников, прошедших апробацию на конкурсах высокого уровня,
- Каталог перспективных тем проектных работ - возможные тематики новых тем проектных работ в области наноматериалов (предметы химия, физика, биология, информатика), которые будут пополняться и обсуждаться
- Обсуждение тем проектных работ - на СЕМИНАРЕ,
- Навигатор - краткое содержание основных разделов сайта.
Дополнительные к пополняемому каталогу темы возможных проектных работ (только идеи):
1.Пирофорные металлы
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): самораспространяющийся высокотемпературный синтез, гетерофазные химические реакции
Примечания: получение металлов в ультрадисперсном состоянии и изучение продуктов их взаимодействия с воздухом (под руководством учителя)
2.Синтез и свойства органических комплексов с переносом заряда
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): молекулярная электроника
Примечания: получение, анализ электрофизических, оптических, химических свойств, растворимости органических комплексов с переносом заряда на примере хингидрона
3.Механохимические реакции
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): механохимия, гетерогенные и топохимические реакции
Примечания: получение дисперсных материалов способом "сверху вниз" (твердофазные реакции в процессе механодиспергирования и механоактивации)
4.Преобразование энергии
Основной предмет (школа): физика
Область знания (ВУЗ): альтернативные источники энергии, химическая термодинамика
Примечания: паровая машина на основе перекиси водорода, ракеты и лодки с импульсным двигателем (быстрое каталитическое разложение перекиси водорода)
5.Получение и свойства высокодисперсных гидроксидов металлов
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): неорганическая, физическая, коллоидная химия
Примечания: удаление оксидной пленки с активных металлов (алюминий, цинк и пр.), самопроизвольное формирование волокон гидратированных оксидов при реакции с влажным воздухом, старение титановой, оловянной, кремниевой и других "кислот" как пример созревания осадков.
6.Сорбенты и их свойства
Основной предмет (школа): физика, химия
Область знания (ВУЗ): сорбция, химия поверхности
Примечания: сравнительное изучение сорбционных характеристик различных природных (уголь, торф, глина), промышленных или искусственно полученных сорбентов (в отношении взвесей примесных частиц, ионов тяжелых металлов, органических токсичных веществ, фенола и пр., масел и нефти).
7.Гели и золи
Основной предмет (школа): химия, физика
Область знания (ВУЗ): коллоидная химия, физико – химическая механика
Примечания: исследование химических способов получения и старения неорганических и органических гелей, застывание геля кремниевой кислоты, перезарядка коллоида, тиксотропия, реологические свойства крахмала, создание объектов типа «дурацкой замазки»
8.Биосовместимые растворы для исследования клеточных культур
Основной предмет (школа): химия, биология
Область знания (ВУЗ): осмос, токсикология
Примечания: гемолиз в различных электролитах, получение и изучение свойств буферных растворов, физиологических растворов в отношении выживания в них клеточных культур
9.Исследование структуры и свойств неорганических веществ биологического происхождения
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): биомиметика
Примечания: изучение химических свойств, механической прочности и пр. природных объектов, содержащих скелеты диатомовых водорослей, мела, мрамора, ракушек, перламутра и пр.
10.Умное стекло
Основной предмет (школа): химия, физика
Область знания (ВУЗ): оптика
Примечания: получение стекол с различными покрытиями (гелевыми, полимерными и др.) и исследование их простейших оптических свойств.
11.Получение наноструктурированных материалов с помощью пиролиза аэрозолей
Основной предмет (школа): химия
Примечания: создание установки из медицинского ингалятора и небольшой трубчатой печки для получения различных материалов методом пиролиза аэрозолей.
12.Пористые оксидные покрытия на металлах
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): наноструктурированные покрытия
Примечания: получение анодного оксида алюминия, вороненой сталь и др. для изменения свойств поверхности металла.
13.Очистка воды флокуляцией
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): коллоидная химия, гидролиз, экология
Примечания: использование гидролизующихся соединений для очистки воды от взвесей частиц.
14.Получение материалов на основе наносвитков
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): методы получения наноматериалов
Примечания: получение наносвитков при комнатной температуре из оксида ванадия и солей анилиния, а также нанотрубок диоксида титана.
15.Собственная зубная паста
Основной предмет (школа): химия, биология
Область знания (ВУЗ): фармацевтика
Примечания: попытка сделать собственную зубную пасту в познавательных целях.
16.Антикоррозионные покрытия
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): электрохимия, борьба с коррозией
Примечания: создание экспериментальных составов для защиты от коррозии различных металлов.
17.Получение и свойства диоксида церия
Основной предмет (школа): химия, биология
Область знания (ВУЗ): химия редкоземельных элементов, нанотоксикология
Примечания: получение нанокристаллического диоксида церия и изучение его биологической активности.
18.Черни
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): методы получения наноматериалов, теория катализа
Примечания: исследование каталитической активности ультрадисперсных частиц различных металлов (преимущественно в растворе).
19.Препараты против накипи
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): комплексонаты, неорганическая химия
Примечания: получение полифосфатов и борьба с накипью.
20.Экспертная система распознавания наноматериалов
Основной предмет (школа): информатика
Область знания (ВУЗ): семантика, когнитивные технологии
Примечания: создание программы (диалоговый режим), позволяющей на основе специально составленных вопросов сделать правильный вывод об отнесении того или иного словесно описанного объекта к наноматериалам.
21.Клей c микро и наночастицами
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): физико – химическая механика
Примечания: влияние наночастиц на адгезию и прочностные свойства клеевых масс
22.Искусственные волокна и их свойства
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): высокомолекулярные соединения
Примечания: получение вискозных волокон с использованием аммиачных комплексов меди(II) и изучение их химических свойств.
23.Материалы на основе диоксида марганца
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): методы получения наноматериалов
Примечания: получение различных иматериалов, содержащих диоксид марганца, включая вискеры, наностержни, композиты (гопкалит).
24.«Издательская» деятельность и «облачные» технологии
Основной предмет (школа): естествознание, информатика
Область знания (ВУЗ): гуманитарный цикл дисциплин
Примечания: создание и поддержка интернет – журнала (кластера школьных сообществ), специализированного блога, школьной газеты и пр. в области нанотехнологий.
25.Микроструктуры деформирующихся полимеров
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): высокомолекулярные соединения
Примечания: наблюдение микроструктур деформируемой зоны полимеров различного строения с помощью оптической микроскопии.
26.Криоскопия истинных и коллоидных растворов
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): физическая химия
Примечания: изучение замерзания растворов недиссоциирующих, молекулярных соединений, растворы электролитов, золей неорганических частиц, «растворы» белков, гелей
27.Синтез нанокристаллических оксидов путем разложения пероксосоединений
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): методы получения наноматериалов
Примечания: в качестве возможных кандидатов можно привести синтезы оксида ванадия (катодный материал в химических источниках тока), оксид вольфрама (электрохромный материал), диоксид титана (широкозонный полупроводник).
28.Секториальная структура кристаллов, выращенных в присутствии взвесей и золей
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): теория кристаллизации
Примечания: рост кристаллов в золях или взвесях, декорирование ростовых зон магнитными или флуоресцентными наночастицами с последующим изучением морфологии кристалла
29.Нитевидные кристаллы
Основной предмет (школа): химия
Область знания (ВУЗ): теория кристаллизации
Примечания: рост нитевидных кристаллов диоксида кремния и диоксида олова с помощью ПЖК, тетраподы оксида цинка
30. Моделирование свойств наночастиц
Основной предмет (школа): информатика, физика
Область знания (ВУЗ): численные методы анализа и моделирования
Примечания: параметрический анализ численных моделей для энергии экситона в квантовых точках, частот (самостоятельно, по формулам) и распределения локального поля для частиц с плазмоннымным резонансом, магнитных свойств суперпарамагнитных частиц, кривых ад(аб)сорбции для различных сред (по известным типам моделей) и пр.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ).