Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Тема проекта 10 - Эффект Тиндаля

Ключевые слова:  учителю

Автор(ы):  ФНМ МГУ

06 ноября 2011

Название(я): Эффект Тиндаля

Номер в каталоге: 10

Основной предмет (школа): физика

Область знания (ВУЗ): явления рассеяния и поглощения, оптические свойства наносистем

Актуальность: Эффект Тиндаля - известный тест на коллоидный (не истинный) раствор, связанный с рассеянием света микрочастицами. Несмотря на то, что такой тест не является достаточным условием для дискриминации истинных и коллоидных растворов, для школьников может быть интересно исследовать влияние различных факторов и природы изученных растворов на реализацию в них эффекта Тиндаля.

Новизна: широкое и систематические исследование факторов, влияющих на прохождение света через коллоидный раствор

Цель: исследование влияния факторов, определяющих прохождение видимого света через коллоидный раствор

Задачи:

1. литературный анализ явлений, реализующихся при прохождении света через истинные и коллоидные растворы (поглощение, рассеяние, отражение, преломление и пр.)

2. ознакомление с историей вопроса по литературным источникам

3. получение лазерных указок с различными длинами волн (красная, зеленая, синяя и др.) или использование светофильтров и мощных источников некогерентного излучения

4. исследование влияния частоты проходящего света на реализацию эффекта Тиндаля

5. исследование влияния размера частиц на реализацию эффекта Тиндаля

6. исследование концентрации частиц на реализацию эффекта Тиндаля

7. сравнительное исследование золей с сильно поглощающими и люминесцирующими наночастицами (золи серебра и волорастворимые квантовые точки), прохождение света через среды со смесями частиц различной природы

8. обобщение полученных данных

Экспериментальные подходы: работа с растворами, разработка оптических схем для проведения измерений

Методические подходы: многофакторный (параметрический) анализ, анализ факторов взаимодействия электромагнитного излучения с жидкими средами

Требующиеся нестандартные реактивы и ресурсы: в зависимости от выбранных микро и наночастиц

Освоение школьником теоретического материала: электромагнитное излучение, экстинкция, оптика

Навыки, получаемые школьником: численный анализ данных, корреляционный анализ, освоение основных законов оптики

Предшествующий материал по школьной программе: оптика, строение атома

Роль учителя: общее руководство проектом

Возможная помощь тьюторов: консультативная помощь, обеспечение источниками излучения с различной длиной волны, обеспечение коллоидными растворами различных веществ (могут быть получены на предварительном этапе работы), разработка и сборка установки для оптических измерений (по выбранной оптической схеме), помощь в интерпретации полученных результатов

Техника безопасности: работа с источниками лазерного излучения

Примечания: в качестве дополнительного исследования можно предложить ознакомление с теоретическими основами лазерной корреляционной спектроскопии для оценки размера микро и наночастиц, а также написание программного обеспечения для интерпретации результатов приборных измерений

Эффект Тиндаля (рассеяние света коллоидными частицами). Слева стакан с коллоидным раствором, справа стакан с водой

Первичные литературные ссылки для начала поиска: эффект Тиндаля

Другие работы кластера "Каталог тем проектных работ" (гипертекстовый навигатор):

 

Прикрепленные файлы:
proekt10.pdf (109.55 КБ.)

Информация о теме проекта.

 

 
Средний балл: 7.5 (голосов 2)

 


Комментарии
Хочу принять участие в проекте. У меня есть школьная лаборатория, 15 школьников и магнитная жидкость на водной основе, которая является коллоидным раствором. Мы ее получаем обычным химическим методом. Интересно оценить размеры частиц. Так же есть возможность относить образцы на электронный микроскоп (очень хороший) для контроля, есть сканирующий зондовый микроскоп nanoeducator (увидит объекты ~ 300 нм).
fss4@yandex.ru
+7-923-34-25-46 (Александр)
Красноярск, Железногорск
я сделала проект. КУДА ЕГО ОТПРАВИТЬ??????????????????

А без сложного оборудования этот проект можно сделать ???

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Год Овцы
Год Овцы

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ» (Интересные научные события 2020 года от Американского физического общества (APS): Новый век сверхпроводимости. Магические углы в графене. Новые рекорды LIGO и Virgo: сверхмассивные и асимметричные слияния черных дыр. Свет от темной материи в эксперименте Xenon. Чего не хватает для создания квантового интернета? Коперниканский переворот в нейронных сетях. Червякомешалка. Вселенский метроном и предел точности атомных часов. Благородные металлы и графен против токсичных газов. Мультиферроик с ферродолинным упорядочением. Борные сенсоры азотосодержащих загрязнителей.

Наносистемы: физика, химия, математика (2020, Т. 11, № 6)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume11/11-6
Там же можно скачать номер журнала целиком.

С Новым годом!
Дорогие друзья и коллеги!
Поздравляем с наступающим 2021 годом!
Желаем всем хорошего настроения и здоровья, удачи во всем и новых достижений!

Спинтроника и iPod
В.В.Уточникова
В 1988 году Альберт Ферт и Петер Грюнберг независимо друг от друга обнаружили, что электросопротивление композитов, составленных из чередующихся слоев магнитного и немагнитного металла может невероятно сильно меняться при приложении магнитного поля. В течение десятилетия это, казалось бы, эзотерическое наблюдение революционным образом изменило электронную промышленность, позволяя накапливать на жестких дисках все возрастающий объем информации.

ДНК правит компьютером
Бидыло Тимофей Иванович
Наиболее вероятно, что главным революционным отличием процессоров будущего станут объемная (3D) архитектура и наноразмер составляющих, что позволит головокружительно увеличить количество элементов. Сегодня кремниевые технологии приближаются к своему технологическому пределу, и ученые ищут адекватную замену кремниевой логике. Клеточные автоматы, спиновые транзисторы, элементы логики на молекулах, транзисторы на нанотрубках, ДНК-вычисления…

Будущее техники отразилось в идеальном нанозеркале
Кушнир Сергей Евгеньевич
Свыше 99,9% падающего излучения отражает новое зеркало, построенное физиками США. А ведь толщина его составляет всего-то 0,23 микрометра. Специалисты говорят, что новинка способна улучшить параметры многих компьютерных устройств, где применяется лазерная оптика.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.