Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

В России графен не в фаворе

Ключевые слова:  ведущие ученые, графен

Опубликовал(а):  Пресс-центр

31 октября 2010

Только что завершился шум по поводу присуждения ученым - выходцам из России, работающим зарубежом, Андре Гейму и Константину Новосёлову, Нобелевской премии по физике за графен, об уникальных фундаментальных особенностях которого пишут буквально все, кому не лень (и многое из этого правда!). Более того, именно этот материал имеет один из самых высоких (и, видимо, самых близких по срокам воплощения) инновационных потенциалов (практического применения), если следовать терминологии Министерства Образования и Науки. Однако, единственная заявка в рамках ОТКРЫТОГО ПУБЛИЧНОГО конкурса по поддержке "ведущих ученых" о развитии "графеновой лаборатории" в России в самом крупном ВУЗе страны (МГУ) не была поддержана, несмотря на то, что ее подавал ученый, входящий в десятку лучших химиков мира. Видимо (это стоит только предполагать...), всемирно признанные достижения профессора Джеймса тура из Rice University, возможности МГУ, присуждение Нобелевской премии по тематике проекта и близкие перспективы коммерческого использования графена не удовлетворяют критериям вышеозначенного конкурса...

Сначала цитата с официального сайта МОН: "29 октября Совет по грантам Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований определил имена 40 учёных - победителей открытого публичного конкурса на получение грантов Правительства России для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских вузах. "Конкурс был достаточно жёстким, поступило 507 заявок. После детального обсуждения путём голосования был составлен рейтинг. Совет принял решение, что победителями будут признаны 40 ведущих учёных, заявки которых при рейтинговании набрали более половины голосов членов Совета", - отметил председатель Совета, Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко. "Учитывая пожелания российских и зарубежных учёных, было принято решение о проведении второго конкурсного отбора, который будет объявлен в ближайшее время. Во втором конкурсе смогут принять участие и учёные, которые не подавали заявок на первый конкурс, и учёные, которые не вошли в число победителей", - подчеркнул А.Фурсенко. К основным задачам научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских вузах, отнесены создание в вузе исследовательской лаборатории международного класса; получение научных результатов мирового уровня; подготовка высококлассных специалистов; трансфер в экономику перспективных разработок. Среди победителей 20 учёных имеют российское гражданство (из них 6 имеют двойное гражданство). Постоянно проживают в России - 5 учёных. Среди зарубежных учёных 10 имеют гражданство США (из них 4 имеют двойное гражданство), 7 - граждане ФРГ. Гранты выделяются в размере до 150 млн. рублей каждый на проведение научных исследований в 2010-2012 годах с возможным продлением проведения научных исследований на срок от 1 до 2 лет. Общий объём средств федерального бюджета, который получат победители первого конкурса, составит 5,33 млрд. рублей (1,10 млрд. руб. в 2010 году, 2,33 млрд. руб. в 2011 году 1,90 млрд. рублей в 2012 году). Участниками конкурса могли стать российские и иностранные ведущие учёные, занимающие лидирующие позиции в определённой области наук. В конкурсной документации нет ограничений по гражданству и стране постоянного проживания ведущего учёного. По условиям конкурса необходимо личное руководство лабораторией (т.е. с очным присутствием ведущего учёного в российском вузе) и проводимыми научными исследованиями не менее 4 месяцев в календарном году, начиная с 2011 года."

По сообщению STRF, {начало цитаты} "... результаты отбора 40 лучших могут вызвать некоторое удивление. С одной стороны, большинство победителей – учёные хорошего мирового уровня. Как и предполагалось, выиграли и нобелевский лауреат, биомедик Ферид Мурад (Университет Техаса, приезжает в Московский медико-стоматологический университет) и обладатель медали Филдса, математик Станислав Смирнов (Женевский университет, приезжает в СПбГУ). Среди победителей: легендарный физик-либерал Владимир Захаров, гуру биоинформатики Павел Певзнер, сильнейшие отечественные биологи средних лет - Сергей Лукьянов и Пётр Чумаков, обладатели сверхвысоких индексов цитирования - физик Юрий Кившар из Австралии и биомедик Борис Животовский из Швеции, крупный исследователь Арктики Йорн Тиде и другие.

С другой стороны, значительное количество не менее известных и цитируемых учёных, особенно «настоящих» иностранцев, в число победителей не вошли. В основном они уступили не столь успешным по наукометрическим критериям коллегам из России и русскоязычным соотечественникам. Причём такой перекос совпал с дисбалансом по научным дисциплинам. Так, проиграл один из сильнейших современных химиков Алекс Белл с индексом Хирша 77 (индексы Хирша в статье приведены для ознакомления, точные значения проверяйте по соответствующим наукометрическим базам - STRF.ru), которого ждали в НГУ, а также несколько именитых химиков рангом пониже. На всю химию пришёлся только один победитель, несомненно, достойный – Александр Кабанов.

Ещё большим сюрпризом стало полное отсутствие победителей по нанотехнологиям. Проиграли и Джеймс Тур (Хирш 68, в расцвете лет), и Николай Леденцов (ученик Алфёрова, Хирш равен 54). Глебу Сухорукову из Лондона (Хирш 57) не помогло даже то, что он подавался в региональный Саратовский университет. Всего по нанотехнологиям было подано 34 заявки, а, скажем, по машиноведению – 4, но победитель-машиновед есть.

С Беллом, Туром, Леденцовым или самым цитируемым российским участником конкурса Русланом Валиевым (Хирш 59-60) можно на равных поставить лишь часть из победителей. Попробуем предложить несколько объяснений таким диспропорциям.

Во-первых, сильнейшие учёные, за исключением Сухорукова, подавались в сильнейшие вузы, по которым число победителей было заведомо меньше числа поданных заявок. Так, МГУ подал 30 заявок, а выиграл 6. НГУ выиграл 3 мегагранта, по 2 получили ГУ-ВШЭ, МФТИ, ТПУ, ННГУ, ЛИТМО, СПбГУ, СФУ. Кстати, за бортом остались оба пилотных национальных исследовательских университета – МИСиС и МИФИ.

Во-вторых, проекты по привлечению высокоцитируемых «настоящих» иностранцев могли уступать по проработанности проектам с участием российских соотечественников, которые в итоге и составили большинство победителей (15 человек живут вне РФ с российским гражданством, ещё несколько говорят по-русски, но гражданство утратили).

В-третьих, победителей в целом мало, конкурс получился выше 12 заявок на мегагрант.

...

Проблематичен и сам способ определения победителей: каждый член совета тайно распределял 40 голосов по выбранным кандидатам. Возможно, стоило применить европейскую практику открытого обсуждения каждой заявки и коллективного принятия решения. Не добавляет оптимизма и решение членов совета отказаться от рассылки рецензий экспертов проигравшим заявителям. Правда, в конце встречи Андрей Фурсенко сообщил, что, возможно, желающим повторно принять участие будут направляться некие указания по совершенствованию заявки - видимо, формального свойства." {конец цитаты}

Теперь просто (для примера) несколько "небольших" фактов о Джеймсе Туре:

  • входит в десятку лучших химиков мира (по версии Web of Science, объективная статистика по количеству цитирований за последние 10 лет, используемая для предсказания возможных лауреатов Нобелевской премии, которая не раз срабатывала, хотя и не сразу).
  • Индекс Хирша - 70, количество цитирований - 24104 по 397 статьям, за последние 5 лет статьи Тура получали не менее 2500 цитирований ежегодно (по последним данным Web of Science).
  • ученик Ейчи Негиши, Нобелевского лауреата по химии 2010 г, многолетний коллега и единомышленник Ричарда Смолли, Нобелевского лауреата по химии 1996 г.
  • имеет богатый опыт организации "с нуля" эффективно действующих научных групп.
  • добился всемирно признанного успеха в разных областях химии/нанотехнологий, таких как молекулярная электроника, наномашины, углеродные нанотрубки и графен.
  • получил огромное количество престижных премий, включая премию Фейнмана в области нанотехнологий (2008 г).
  • имеет опыт сотрудничества как с действующими научными группами в МГУ, так и нашими соотечествениками - выпускниками МГУ, эффективно работающими в его группе.
  • автор многочисленных и в высшей степени оригинальных "горячих" статей в журналах семейства Nature, в том числе о графеновой памяти, графеновых лентах и других.

... остальное можно посмотреть на странице Джеймса Тура, ссылка а которую приведена ниже.

Остается только извечный вопрос - ПОЧЕМУ???




Комментарии
Травкин Илья Олегович, 31 октября 2010 14:16 
2 цитаты из той статьи Стерлигова на STRF :
"Андрей Фурсенко напомнил детали: каждую заявку оценивали два
отечественных и два иностранных анонимных эксперта, которые выставляли
баллы по трём направлениям: [B]качество проекта, уровень вуза,
квалификация приглашаемого учёного[/B]. (неужели у Тура с этим было плохо???) "
...
"Андрей Фурсенко признал, что не все заявки, получившие самые высокие
баллы у экспертов, были поддержаны советом. Части из них предпочли
заявки, более способствующие региональному развитию или заполняющие
важные тематические лакуны." (вот именно - видимо, графен в России не лакуна и уже на прилавках ВСЕ ВИДЕЛИ прозрачные и гибкие устройства отображения информации и прочие чудеса)
Соколов Петр Сергеевич, 31 октября 2010 17:09 
Да в целом химиков-неоргаников или материаловедов среди победителей пока нет.
Не ПОКА, а ВООБЩЕ...
Палии Наталия Алексеевна, 31 октября 2010 17:18 
Еняшин Андрей Николаевич, 31 октября 2010 19:59 
http://www.scientific.ru/dforum/scilife http://www.s.../1288525564
тут уже пишут открытое письмо премьеру и президенту
Огорчает, что химик в списке вообще всего один. Пусть и вполне достойный, но все же... :(
Похоже опять - хотели как лучше, а получилосось как всегда - через ...
Коваленко Артём, 31 октября 2010 20:45 
Вспоминается "все уже украдено до нас". Какие, однако, суммы из рук уплыли.
Не впечатлил, значит, экспертов, графен из колледжа.
Вот как раз, наскольку я знаю, кого - кого, а Тура в Россию не сумма тянула (он бы и без нее спокойно обошелся). А неподдельный интерес к студентам МГУ (и ФНМ, между прочим, в частности), которые хорошо показали себя и в работе, и в знаниях, так что таких наездов не надо, пожалуйста. Просто за державу обидно. Зачем так ЯВНО подставляться - то перед мировым сообществом???
Коваленко Артём, 31 октября 2010 20:56 
Насколько я понял, проект давался на то, чтобы российские ученые
разработали нечто под руководством мэтров. Значит, проблема-то не в
Туре.
Коваленко Артём, 31 октября 2010 20:58 
Если мой учитель - нобелевский лауреат, это еще не повод давать мне деньги на
проект.
РАЗУМЕЕТСЯ, если только примерно ЭТО и не было одним из основных критериев конкурса, Артем. Речь об этом. Об этом конкурс!
Петухов Дмитрий Игоревич, 31 октября 2010 21:51 
Только что завершился шум по поводу присуждения ученым - выходцам из России, работающим зарубежом, Андре Гейму и Константину Новосёлову, Нобелевской премии по химии за графен

Почему же по химии? Вроде же по физике была.

А вместо приглашения крупных ученых, лучше сначала с организационными проблемами разобрались бы.....
Дима, спасибо, что на ошибку указал. Оргпроблемы - это бич.
Петухов Дмитрий Игоревич, 31 октября 2010 22:06 
Так во многом из-за них (оргпроблем), имея студентов с качественным образованием, в аспирантуре серьезной науки и не получается
Нет, не поэтому, это кадровая проблема. Аспиранты - научные рабочие лошадки (в хорошем смысле), для оргработы должны быть ОТДЕЛЬНЫЕ люди типа офисного планктона или завхозов, в - общем, разных менеджеров. На Западе есть. У нас на этом, к сожалению, принято экономить средства, что делает всю систему скучно неэффективной.
Петухов Дмитрий Игоревич, 31 октября 2010 22:32 
ну вот я это же и имел ввиду
но что с этим делать - непонятно
Выделить деньги из закромов... Но это, к сожалению, не ко мне...
Лжевилфред Саген, 01 ноября 2010 02:58 
Интересно, какой опыт работы с графеном имеется в колледже? Кто-нибудь в глаза его видел? А ведь опыт работы, определенный "задел", как мне думается, необходим для любой серьезной заявки на грант, тем более такой значительный. Вне всякого сомнения, научные достижения и квалификация Тура более, чем достаточны для руководства любыми "графеновыми" исследованиями, однако опыт работы с графеном российских исполнителей из ФНМ мне кажется сомнительным. Отрадно видеть, однако, что международный совет экспертов оказался неподвластным лобби Академика, одного имени оказалось недостаточно, чтобы заполучить средства.
А при чем тут ФНМ? Тур подавался в МГУ, в групу профессора А.Н.Образцова с физфака, который давно занимается, и успешно, разными углеродными материалами. И вряд ли Тура лоббировали, если Вы об этом.
Коваленко Артём, 01 ноября 2010 10:24 
"Выделить деньги из закромов... Но это, к сожалению, не ко мне..."
Ну уж нет...
Это именно к ВАМ!
Мало того, что "Ваше поколение проимело все, что только можно - а теперь
сетуете", так теперь еще и перекладываете ответственность.
Кто должен быть заинтересован в создании нормальных условий ученым?
Чиновники? Нет, должны быть заинтересованы лично ВЫ.
Кто должен знать, что конкретно и сколько нужно дать ученым? Чиновники?
Нет, опять же, ВЫ!
У кого есть возможность капать на мозг чиновникам в минобре, во всяких там
Роснанах? У ученых? Нет, у ВАС, у так называемой "администрации".
Вы вот вроде бы зам. декана ФНМ по инновациям, но где эти инновации (и
модернизации, и другие модные -ции)? Мало того, что лезете в школьное
образование, не разобравшись с университетским, так потом еще и говорите,
что весь бред, творящийся в России, это по вине "чиновников".
Да, Артем, что то ты нынче недобрый. Все же не сильно ты адекватоно оцениваешь ситуацию. Идеалистически
ты, конечно, прав, а практически имеется реальность, которая сильно отличается от ожиданий.
Конечно, очень жаль что работы по графену не получили поддержки в данном конкурсе. Думаю, здесь проявился "человеческий" фактор.
Коваленко Артём, 01 ноября 2010 11:50 
А я не могу адекватно оценить ситуацию. Но знаю одно: если ничего не менять,
само собой оно к лучшему не изменится.
А доброта здесь не при чем - я к Вам обращался как к представителю
администрации, а не как к человеку.
Андрей, 01 ноября 2010 13:33 
Полность поддерживаю Артема. У нас наблюдается крайне странное (на мой
взгляд) отношение к научным и околонаучным делам. Вначале идет "промывка"
мозгов школьникам/студентам, потом их запрягание на произведение этой самой
"промывки" + работа не по делу (не на науку), после чего по обычно скудным
результатам (за неимением времени на науч. работу) публикуется статья (по
настоянию науч. руководителей) в какой-нибудь нигде кроме России
неизвестный журнал (у которого даже электронного или хотя б англ. варианта
нет), и на этом все и заканчивается. Это я описал один из возможных
неудачных вариантов для молодых ученых. По моему мнению, основная роль (на
70-90%) в работе играют науч. руководители, которые должны быть [U]
максимально[/U] заинтересованы в быстром продвижении
собственной лаборатории/факультета и "заражать" этим свой коллектив. А
когда человеку лень, то, опять же на мой взгляд, такие люди должны
утрачивать доверие со стороны факультета/университета. К сожалению, этот
весьма важный момент отсутствует в нашей университетской системе. В
противном случае эффективность системы была бы куда выше.

Если не менять самим и ждать чего-то "с неба", то ничего мы не
дождемся..
Мда...
Хорошо идеалистам-максималистам. Всё просто и понятно. Этот прав, этот нет.
А в реале несколько хуже.
Ты выбиваешь проект, то есть деньги. А они все расписаны: это научникам, это на командировки, это на оборудование и реактивы.
И нету там графы "офисные работники". И нет у тебя права её создать. И нет средств для найма этих самых работников.

И есть ещё такое увлекательное мероприятие как выбивание жилья сотрудникам. И целый спектр других "развлечений".

---
[I]заинтересованы в быстром продвижении
собственной лаборатории/факультета[/I]
---

Куда?
Андрей, а если роль руководителя в работе 90%, на каком основании ты претендуешь на место в числе соавторов работы? Если ты способен первую самостоятельно написанную тобой статью по своей работе опубликовать в Натуре, например, то что, кто-то против? А если вот если не можешь - тренируйся на кошках ("альтернативной экологии", например).
А насчет "промывки" - так "промываются" мозги на примере избранных лучших результатов, а жизни, как правило, все-таки, большинство результатов не столь эффектны, но твоя задача научиться (а руководителя - научить) получать полезную информацию и из таких результатов...
Александр Ринатович, все верно...
Владимир Владимирович, 01 ноября 2010 17:03 
Все очень верно, Александр Ринатович!
Идеалисты-максималисты редко чего сами создают.
(А вот пожаловаться и поплакаться: кто, как и где виноват...)
Ну не совсем
Юные максималисты (а Артём и Андрей вполне попадают в этот разряд) вполне способны на подвиги.

А вот всякие орто-, пара-, мета-максималисты - нет.
хехе... нашла коса на камень
Андрей, 01 ноября 2010 18:56 
Александр Валерьевич, я не о том говорил, и далеко не про себя. Я говорил о
пассивной работе научных руководителей, а не о 90%-ом их вкладе. Если работа
изначально ИМИ (руководителями) продумывалась на уровень low-impact журналов
(если они вообще имеют этот фактор), то это и есть плохо. Изначально
поставленная задача становится неконкурентноспособной. Студенты не на все
способны ввиду отсутствия денег/звания/цитируемости и т.д., и по себе знаю,
что нормальные контакты очень трудно установить. Если всю работу студенты
делают, то хорошо, но увы не все способные студенты могут сделать
исследования, равные по уровню зарубежным, особенно когда зарубежные работы
делаются в тесной кооперации серьездных науч. групп.
Владимир Владимирович, 01 ноября 2010 19:20 
В жизни всегда есть место подвигу, даже для юных максималистов-идеалистов
Юный максималист, 01 ноября 2010 19:23 
Прочитайте еще раз эту статью. В ней, насколько я понял, автор негодует по
поводу несправедливого (пусть даже и не по отношению к нему лично)
распределению денег по проектам.
Я позволил себе так резко выразиться потому, что
1) во-первых, автор ничего не делает для изменения этой системы, полагаясь
только на провидение, которое должно спасти российскую науку;
2) во-вторых, автору и не выгодно что-то менять (в перспективе нескольких
лет), потому что всё итак хорошо
3) в-третьих, с моей точки зрения, политика автора вредит факультету и его
студентам,
4) и последнее, вы все ждете от юных максималистов подвигов, а сейчас нужны
не они, а нормальная, упорная работа, рассчитанная на результат.
Почему Гейм с Новоселовым сделали графен?
Потому что они очень хорошо понимали, чего хотят, были хорошо образованы, а
также они готовы были на всё ради результата (не денег, не проектов, хотя
это тоже немаловажно), а ради результата. Им было всё равно, где его
делать, в России, в Англии, в Конго или в Антарктиде. Главное, они знали,
что они его сделают. Знали, зачем. Знали, что они потом с ним делать будут.
Я не сомневаюсь, что у них и сейчас куча идей.
А посмотрите, что творится у нас? Кто-то занимается одним направлением
больше 5-7 лет, желая достичь результата и наплевав на всех, кто говорит,
что "это уже не модно"? Нет, темы меняются как перчатки. Потому что нет
нормальной экспертизы, потому что в Роснане отмывают деньги, ну и т.п.
Да, но почему Вы все хотите от юных максималистов, которые только к
окончанию университета начинают хоть что-то понимать в этой жизни
(неожиданно узнают такие слова, как "откат", узнают о реальном состоянии
науки в России - ведь их с детства учили, что мы - великий народ!). Почему
вы от них хотите, чтобы они все понимали, чтобы "были верны" своей Alma
Mater, "совершали подвиги"?
А когда эти юнцы начинают задавать ВАМ вопросы, умудренные опытом Вы наши,
Вы только посмеиваетесь, говоря, что "ты не сильно адекватно оцениваешь
ситуацию".
Опять много букв. Блин, ну разозлил меня Гудилин просто, извините.
Трусов Л. А., 01 ноября 2010 19:30 
Я говорил о пассивной работе научных руководителей и тп

о, снова начались песнопения в стиле "плохие дяди виноваты в том, что я такой сирый и убогий".

вообще-то задачи у университета сугубо образовательные. а научить абсолютно всему можно на типовых задачах в практикуме. поэтому глупо сетовать, что студентам, которые в массе своей учатся не ахти и квалификации никакой не имеют, руководители не дают решать глобальные задачи. обычно это превращается в метание бисера перед свиньями. и что-то я не видел большого количества статей с участием зарубежных студентов даже в низкорейтинговых журналах.

по моему сугубо личному мнению, так называемая "научная работа" студентов на фнм поставлена в ущерб учебе. дает некоторым "звёздочкам" повод для безосновательных иллюзий и амбиций. а как показывает практика, написать связный текст по своей работе в "альтернативную энергетику" может далеко не каждый аспирант.

зато факультет предоставляет массу возможностей, и каждый сам решает, стоит ими пользоваться или нет. в любом случае, уехать в более приятное место ничто не мешает ни после бакалавриата, ни после магистратуры.
Трусов Л. А., 01 ноября 2010 19:33 
Прочитайте еще раз эту статью

а с Артёмом соглашусь
но это всё уже тонкости. полно народу из тех, кто не был раскручен на факультете, спокойно взяли от факультета всё и нормально работают. так жизнь устроена - кто-то по ночам подрабатывает и всеми презираем, а кто-то с грантов руководителя имеет средства и понты. Евгений Алексеевич в этом вряд ли виноват.
---
[I]Я говорил о
пассивной работе научных руководителей, а не о 90%-ом их вкладе. Если работа
изначально ИМИ (руководителями) продумывалась на уровень low-impact журналов
(если они вообще имеют этот фактор), то это и есть плохо.
Изначально
поставленная задача становится неконкурентноспособной.
[/I]
---

Андрей, цель не всегда оправдывает средства. Вот есть тут у меня пример один. Полный синтез эпотилона D. Химия сложная, местами до сих пор непонятно-дурноватая (ну, идёт реакция, а почему - фиг его знает) но в основном красивая. 44 стадии. 4 с лишком года напряжённой работы. Публикация в Tetrahedron или чём-то подобно крутом. ОДНА. И дикая обида на мои слова, что тут молбиологу непыльной работы на пару месяцев.
Из дополнительных минусов: полностью забыты все разделы химии, кроме органики, подорвано здоровье (и без того не Гераклово), непонятки впереди, так как публикаций мало.
Сама работа красивая, НО (!) особо не нужная.

Ну, это лирика.
Теперь про руководителей. Как по-твоему, в чём должна состоять активная работа руководителя? Пробирки подносить?

----
[I]1) во-первых, автор ничего не делает для изменения этой системы, полагаясь
только на провидение, которое должно спасти российскую науку;
2) во-вторых, автору и не выгодно что-то менять (в перспективе нескольких
лет), потому что всё итак хорошо
3) в-третьих, с моей точки зрения, политика автора вредит факультету и его
студентам,
4) и последнее, вы все ждете от юных максималистов подвигов, а сейчас нужны
не они, а нормальная, упорная работа, рассчитанная на результат.[/I]
----

Блеск! Вопросы сформулированы.
Итак
1 ЧТО реально может сделать автор, чтобы перевернуть эту машину?
2 Артём, перспективы на ближайшее десятилетие фиговые. И в Беларуси и в России. Причины как обычно глобальные и здесь я их разбирать не буду. Гудилин прилагает массу усилий, но что получится - покажет время. Есть желание - пиши мне на почту.
3 Промолчу, так как совсем не в курсе вопроса. Но всякие рейтинги говорят, что на ФНМ не всё так плохо.
4 В 2005 я поставил первый опыт по получению коллоида гидроксида железа. Сейчас их общее количество перевалило за 3000 и я могу изготавливать препарат бочками. Это подвиг, или просто упорная работа на результат? К тому же учти, что параллельно с этой работой шёл (и сейчас идёт) целый ряд других работ и проектов.

---
Почему Гейм с Новоселовым сделали графен?
---

Главным образом потому, что они были хорошо образованы и у них было оборудование. Ну и повезло самую малость.

---
[I]А посмотрите, что творится у нас? Кто-то занимается одним направлением
больше 5-7 лет, желая достичь результата и наплевав на всех, кто говорит,
что "это уже не модно"? Нет, темы меняются как перчатки.[/I]
---

Сроки, ресурсы и возможность их расходовать.
Сроки. Если ты аспирант, то у тебя нет 5-7 лет для работы. Цели ты должен достичь за 3 года.
Ресурсы. Если работа чисто фундаментальная, да без публикаций, типа на Нобелевку, то ресурсы быстро иссякнут. И она всё равно встанет. Конечно, ухватить здоровый кусок заманчиво, но реально ли его прожевать?
Расход. Если у тебя нет времени и средств, то вопрос их расхода даже не стоит.
Как у вас тут оживленно
А мне вот опять субботняя беседа с тремя студентами 2 курса вспомнилась. И то, что ни один не сумел назвать лантаноиды, имеющие несколько устойчивых степеней окисления. Наверно, надо перед ними впредь более масштабные задачи ставить. Глядишь, к 6 курсу станут звездами и поедут в более теплые края.
"Прочитайте еще раз эту статью. В ней, насколько я понял, автор негодует по поводу несправедливого (пусть даже и не по отношению к нему лично)
распределению денег по проектам."

Нет, за державу обидно - обещали, но не женились. Правила нарушили.

"Я позволил себе так резко выразиться потому, что
1) во-первых, автор ничего не делает для изменения этой системы, полагаясь
только на провидение, которое должно спасти российскую науку;"

В провидение я не верю. А что ты предлагаешь - баррикады и стрельду с трупами и кровью? Проходили. Плохо это, поверь. Мышиную возню с публичными выступлениями? Не работает, пробовали. Подковерную работу, в которой гораздо более искушены наши оппоненты? Глупо и пошло. Пулю в лоб или самосжигание перед памятником Ломоносову? Нездоровая пиар - акция с летальными последствиями. Многое, но не такое радикальное, пробовали - не работает.

"2) во-вторых, автору и не выгодно что-то менять (в перспективе нескольких
лет), потому что всё итак хорошо"

Интересно, ПОЧЕМУ ты так, Артем, решил. Ничего особо хорошего я не вижу. Студенты - слабее и слабее, они САМИ либо уже не хотят ничего менять, то есть им это не нужно или в лом, либо НЕ СПОСОБНЫ это сделать. А один в поле - не воин. Есть активисты, но как выясняется, не идейные. Нет, студенты все хорошие, только им учиться надо и не надо их втягивать в это. А если не втягивать, с другой стороны, то для кого это все делать?

"3) в-третьих, с моей точки зрения, политика автора вредит факультету и его студентам,"

Знаешь, а у меня политики - то и нет, хотя это тоже - политика, наверное. На мой взгляд, факультету бы помогло, если бы студенты советовались и предлагали. В нездоровой критике без продуманных предложений пользы нет ни для кого.

"4) и последнее, вы все ждете от юных максималистов подвигов, а сейчас нужны не они, а нормальная, упорная работа, рассчитанная на результат."

ФАКТ. Здесь я согласен на все сто. Только я в большинстве случаев НЕ вижу в последнее время даже тени желания этой упорной работы у большинства. Нет, все студенты, повторяю, замечательные, но окружение виновато... Иногда нет условий, виноваты гадкие научне руководители, учеба задавила, денег нет, в общежитии соседи бузят... Но обычно просто нет желания. Видимо, атомосфера гнетущая, несмотря на весь оптимизм молодого поколения. Надо валить, наверное, на Запад или Восток. Там виднее...

"А посмотрите, что творится у нас? Кто-то занимается одним направлением
больше 5-7 лет, желая достичь результата и наплевав на всех, кто говорит,
что "это уже не модно"? Нет, темы меняются как перчатки. Потому что нет
нормальной экспертизы, потому что в Роснане отмывают деньги, ну и т.п."

Что - то ты все опять в кучу смешал. Так что делать и кто же виноват? Кругом враги, все плохо. Паранойя?

"А когда эти юнцы начинают задавать ВАМ вопросы, умудренные опытом Вы наши, Вы только посмеиваетесь, говоря, что "ты не сильно адекватно оцениваешь ситуацию".

Именно так. Ты по - прежнему неадекватно оцениваешь ситуацию. Только я не посмеиваюсь, а сочувствую. Смеяться тут глупо. Сочувствовать - совестно, но безысходно...

"Опять много букв. Блин, ну разозлил меня Гудилин просто, извините."

Ты тоже извини, надо быть добрее и терпимее, иначе точно прослывешь максималистом. С шашкой наголо всех порубить...

"Выделить деньги из закромов... Но это, к сожалению, не ко мне..."
Ну уж нет... Это именно к ВАМ!

Увы, нет. И ты знаешь, к кому именно.

"Мало того, что "Ваше поколение проимело все, что только можно - а теперь
сетуете", так теперь еще и перекладываете ответственность."

Теперь уже и наше поколение, отцы, виноваты, а мы, белые и пушистые овечки, - жертвы разгильдяйства и недаьновидности предыдущего поколения. Замечательная позиция обиженного ребенка! Все, только не я, виноваты! А ответственность каждого обычно наблюдается там, за что он отвечает, иначе он суется не в свое дело. Увы, до общегражданской ответственности я пока не дошел, потому что здесь меня существенно опережает куча активистов гуманитарного плана разных мастей: на радио, телевидении, современном комсомоле. Заседают и митингуют. Мощно! Только неэффективно. Там, где я есть, я по крайней мере ПЫТАЮСЬ не сильно навредить, хотя не всегда получается.

"Кто должен быть заинтересован в создании нормальных условий ученым?Чиновники? Нет, должны быть заинтересованы лично ВЫ."

Я заинтересован ЛИЧНО, что ДАЛЬШЕ?

"Кто должен знать, что конкретно и сколько нужно дать ученым? Чиновники?
Нет, опять же, ВЫ!"

Вы - то есть сообщество ученых, которое будет диктовать волю чиновникам? Не работает у нас. Хотелось бы, но не прокатывает... Утопия, увы...

"У кого есть возможность капать на мозг чиновникам в минобре, во всяких там Роснанах? У ученых? Нет, у ВАС, у так называемой "администрации"."

См. выше про неадекватную оценку ситуации. Кстати, капание на мозги - малоэффективный способ, не вызывающий ничего, кроме раздражения и изжоги у обеих сторон.

"Вы вот вроде бы зам. декана ФНМ по инновациям, но где эти инновации (и
модернизации, и другие модные -ции)? "

Инновации - странное слово. А что ты хочешь видеть? Кучу инновационных фирм? Что - то их в рамках существующего законодательства товарищи студенты и аспиранты не торопятся создавать. Новые образовательные технологии типа дистанционных и пр. Среднее звено не идет, это сложно и финансово себя у нас не оправдывает, если не превращать это в профанацию. Преподавать на английском и давать двойные дипломы? Можно, но сначала бы английский студентам выучить. А потом - зачем нам утечка умов? Остальное - научная работа, рейтинг и причие прелести уже есть.

"Мало того, что лезете в школьное образование, не разобравшись с университетским, "

Хорошее обвинение. А почему бы и не лезть в те культяпки, которые остались после вивисекции? С надеждой на реинкарнацию и улучшение побегов для университетского образования? Я много раз говорил с крутыми парнями ФНМ по теме лекций (какими бы тупыми мои лекции ни были). Не по слайдам, а по теме. Ну не отвечают на простые вопросы (хотя по определению студент умнее преподавателя: преподаватель знает один предмет, а студент - ВСЕ!). Наверное, плохо, неинновационно, учим, либо слишком много гонора у некоторых студентов без особых на то оснований. Есть, есть великолепные примеры самородков (без шуток). Но в основной - то массе пусть студент хотя бы что - то путное вынесет! На большее уже трудно рассчитывать по разным причинам. А если он не хочет учиться, то его и гипнозом даже не обучищь.

"так потом еще и говорите, что весь бред, творящийся в России, это по вине "чиновников"."

... ты думаешь, что по вине студентов - максималистов? А чиновники - они хорошие и нужные, иначе бы давно деньги ушли не туда, куда нужно...
Есть такая игра "Компромат-плезир".
Каждый игрок рассказывает о самом гнусном своём поступке в жизни.
Напишите в самом конце - кто оказался самым смелым и выиграл .
Спасибо.
Я выиграю, Ольга, нет сомнений. А у Артема,как и у всех остальных молодых и хороших дарований (это без издевки, это факт), светлая дорога в светлое будущее, особенно если они будут учиться не на своих ошибках, а на наших (что не по возрасту было бы мудро).
Юный максималист, 02 ноября 2010 00:19 
Евгений Алексеевич, Вы же знаете, что я добрый и терпимый
Спасибо, что подробно ответили на все мои вопросы
Товарищ Артем, мое маниакально - депрессивное состояние не позволяет объективно и беспристрастно ответить на все вопросы. Все вопросы - правильные, почти что вечные. Мы помрем, а Ваше поколение исправит наши глупые ошибки, если, конечно, выживет (но этого я хочу ему пожелать, иначе круговорот научной жизни на Земле прекратится). Так что история рассудит нас в Вашу пользу. У меня перманентно возникает желание встряхнуть и выжечь словом, но в силу немощности я только жалуюсь на жизнь.
Порадовал заголовок статьи! Словно раздел спорта на РБК открыл. Там тоже любят сенсационные заголовки - а внутри чушь оказывается.

Не понимаю, зачем делать из мухи слона! Ну не дали хорошему учёному денег на создание "графеновой лаборатории" в России в самом крупном ВУЗе страны (МГУ). И что теперь? А зачем она нужна в МГУ, извините? В мире уже есть передовые идеи по данной тематике, зачем воду в ступе толочь. Пока будет создана лаборатория, пока оборудование будет закуплено, пока сформулируются задачи и будут получены результаты - самсунг уже внедрит графен в мобильный телефон и время уйдёт.

На месте автора - я бы осудил в целом идею этих многомиллионных грантов и возмутился бы фразе - "К основным задачам научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских вузах, отнесены создание в вузе исследовательской лаборатории международного класса; получение научных результатов мирового уровня; подготовка высококлассных специалистов; трансфер в экономику перспективных разработок". Данная фраза ставит под сомнение существование всех учёных в России. Зачем, извините, кого-то приглашать? Уверен, что в России есть талантливые молодые учёные и знаю таких, кто за гораздо меньшие деньги сможет создать добротные лаборатории, которые смогут принести результат.

Зачем в наше болото пытаться затащить учёных с мировым признанием? Кому это надо и кому это выгодно? Все эти многомиллионные гранты, всё из той же оперы, что РОСНАНО и Сколково.

В статье присутствует критика определения победителей. А скажите автор, проекты, финансируемые РОСНАНО, подлежат всесторонней объективной экспертизе что ли?

Как это не грустно, но чтобы вылезти из болота, необходимо закрыть все эти инновационно-нанотехнологические институты и гранты и позаботиться о системе высшего образования в России и аспирантуре.

Необходимо ввести платное высшее образование. Чтобы каждый студент отдавал себе отчёт, зачем он учится и чего он хочет от высшего образования. Проблема в том, что при платном образовании должна быть система, которая позволит выпускнику найти работу и погасить свой образовательный кредит.

Надо заботится о тех, кто решил идти в аспирантуру и заняться наукой, предоставить им возможность работать, а не существовать. На стипендию в 1500 рублей в Москве далеко не уехать. Должна быть нормальная базовая стипендия, хотя бы 20 тыс. рублей, а уже затем речь может идти о грантах. Проблема грантов в том, что они в России распределяются. Финансирование науки в целом не прозрачно.

Только создав конкурентную образовательную и научную базу, можно говорить о приглашении учёных с мировым именем. А пока это всё утопия. Уверен, что они не сами подавали заявки на данный конкурс. А подавали их ушлые российские учёные, сумевшие грамотно сориентироваться и предложившие именитым "иностранным" коллегам поучаствовать в делёжки пирога.

Жаль спать хочется, а то ещё бы добавил чего-нибудь.
Владимир Александрович, а вот с большинством Ваших предложений я бы без колебаний согласился. Кстати, простая арифметика: 1 грант на 150 миллионов - это 50 грантов в год для молодых кандидатов наук (у них уже и семьи, и амбициии, и идеи) по системе МОН. Вопрос, что лучше - один ученый и одна лаборатория или 50 молодых кандидатов (пусть начинающих) - риторический, как мне кажется.
Трусов Л. А., 02 ноября 2010 01:22 
я с Владимиром согласен - можно придумать 1000 и 1 причину, почему не дали физфаку мгу грант даже с привлечением Тура. например, нецелесообразность давать средства под графен - полно лабораторий работают над ним, нобелевки по нему дают, промышленно внедряют (по слухам) и т.д.
в этом вся российская наука - "прикольно, слышь, все так делают, ага".
в 2004 году на нашем родном факультетике все пели мантры о фуллеренах и нанотрубках, потому что было модно. от фразы "я занимаюсь нанотрубками" первокурсницы падали в обморок. а Новосёлову было интереснее графит щепить. теперь мы без ума от графена. в рамках маленького факультетика это вполне приемлемо, но для мегагранта явно требуется что-то новенькое.
Первокурсницы падают в обморок и без всякой причины, а ФНМ не подавался на мегагранты, поскольку он маленький и вечно ищет чего - нибудь новенького. А причин придумать нельзя, поскольку критерии были озвучены публично и Тур по ним всяко проходил.
Трусов Л. А., 02 ноября 2010 01:48 
как я понимаю, по озвученным критериям все проходили. пришлось выбрать 40 лучших.
ФНМ, насколько я понимаю, хорошо устроился... Сладкая прослойка в среде всех этих инновационных РОСНАНО.
Критерии были озвучены. Как я понимаю, все подавшиеся проходили по критериям.
Ну на счёт "лучших" я бы усомнился, так как игра была в тёмную...
Владимир Александрович, а почему прослойка? Почему сладкая? И почему устроился? Факультет играет во все те же игры, что и все другие факультеты и организации. Не скажу, что всегда успешнее других. Иди Вы предлагаете, чтобы он, обиженно надувшись, сидел тихо в уголочке?
Предлагаю считать меня лично злыднем, исчадием ада, шпионом РОСНАНО и пр. Мне все равно. Нездоровый пошел перекос. Больше за этой веткой следить не буду. Прошу лишь, как обычно, не переходить на персоны и пр.
Евгений Алексеевич, так никто же никого не обвиняет. И позиция с точки зрения сложившейся в стране ситуации очень даже правильная.
Андрей, мало кто, планируя работу, заранее планирует ее слабой. Затевают то или иное исследование все ж как правило потому, что оно по какой-либо причине представляется интересным. А вот потом, когда получены результаты (именно такие, какие получены) встает вопрос - куда их? И тут разные аргументы могут быть... Например, где его с большей вероятностью увидят те, кому он может быть интересен - и это не обязательно окажется ПРЛ, может быть и ЖНХ, например, или даже какой-нибудь российский непереводной "научно-производственный" журнал...
Лев, практикум не вполне может научить именно научной работе (которая все же подразумевает решение пока нерешенных задач). Для этого и существуют курсовые, дипломные и т.д. работы.
Трусов Л. А., 02 ноября 2010 13:07 
видал я курсовые и дипломные. особенно на химфаке.
Лев, так для чего существуют и какие получаются - все таки разные вещи. А на химфаке в среднем не хужее, чем на ФНМ, кстати.
ну-ну... то-то как поговоришь с моими химфаковскими коллегами, которых знаю по олимпиадам (т.е. не по ЕГЭ поступавшим, а зубрившим всякие химические задачки в школе, казалось бы, "сливки общества"), сразу самооценка повышается. в нашей лаборатории не забалуешь, будь ты с хф или ФНМ, а вот на большинстве других...
Лев, не надо сильно принижать уровень работ химфака. В большинтсве своём у них не очень поставлена способность преподносить свои результаты. Но учитывая количество студентов химфака и ФНМ, думаю верно подмечено Александром Валерьевичем, что средний уровень химфаковских работ не хуже.
На нашем же факультете порой присутствует не оправданный дисбаланс между тем, как оценивается та или иная работа. У меня до сих в памяти слова о том, что велика вероятность того, что я не смогу защитить свой диплом на нашем совете. А ведь защитил и даже премию дали
Ксения, вы слишком себя высоко ставите и берётесь судить о других лабораториях, что не является разумным. Я могу свести вас с людьми, окончивших химфак, с других кафедр и лабораторий, о которых вы может быть никогда и не слышали. И после общения с ними Ваша самооценка упадёт ниже некуда. Не беритесь судить других.
Рассматривая проблему образования и науки в целом по стране, ФНМ и Химфак на одном уровне.
Хочу оговориться, что не считаю, что получил плохое образование. Но система в целом, считаю прогнила.
Трусов Л. А., 02 ноября 2010 13:55 
у меня были и дипломники, и курсовики с химфака. ходил я на их защиты, видал коллоквиумы 1 и 5 курсов. еще приходилось с химфаковскими сдавать колды. это всё было печально.
я не спорю, что среди 300 человек там можно найти 20 просто гениальных, но человек 100 там откровенный балласт, что сами химфаковцы с гордостью признают. на фнм так затеряться невозможно - в результате даже самые отпетые раздолбаи ботают как животные (сейчас, может, уже и не так всё).
Лев, ты сам заметил выше, что каждый сам решает, что брать от сущетвующего образования. И этот балласт тоже что-то берёт. В стране много ВУЗов, которые балласт. Но это уже система, которую никто не хочет менять. Гораздо приятнее пилить.
Лев, я тоже принимал в свое время колки у студентов ФНМ и химфака. Не было большой разницы. У меня были курсовики и ФНМ и химфака. Не было там большой разницы тоже. По тому же "Ломоносову" - тоже, ведь нет особой разницы. Химфаковских дипломников, правда пока не было, но не думаю, что там будет принципиальная разница. Балласт же есть и на ФНМ, просто химфак большой, а посему и "гениев" и "балласта" там в штуках больше. В процентах, не считал, но думаю - так же.
Владимир, ты о какой системе? Система гос. высшего образования должна, в принципе, готовить кадры, нужные для экономики страны (с учетом ее желаемого развития). Для СУЩЕСТВУЮЩЕЙ экономики она (как и наука) избыточна, но если сейчас сломать, удастся ли при необходимости построить?
Да, уровень Ксении вряд ли может считаться низким в сравнении с выпускниками химфака. Равно как и сверхвысоким (при том же сравнении).
Владимир, я сравниваю среднего человека с моего курса (т.е. из 25 человек) со средним человеком с моего потока на химфаке, которых я знаю (т.е. около 100 человек). я считаю, что из данной выборки можно сделать определенные выводы. и я говорю о поколении студентов, точнее только выпустившихся студентов, моих ровесниках, а не о неких особо умных сотрудниках или даже пусть и об одаренных студентах, которых везде единицы. я же говорила про среднего. к коему и себя причисляю. не надо меня ни с кем сводить. я и до вашей ремарки верила, что умные люди в стенах химфака присутствуют. независимо от того, на каком факультете они числятся.
Так вот средний уровень, Ксения, я бы сказал в целом одинаковый.

Александр, я о системе нашего образования и не только высшего. Мы переняли систему ЕГЭ, так почему бы не пойти дальше. Нашей экономике никогда не нужно было и никогда не понадобится то количество не понятных ВУЗов, которое сейчас существует. Зачем эта покахуха с бесплатным высшим образованием. По стране миллионы никому не нужных выпускников со специальностью менеджер, да и не только. А что твориться со ставками в университах (и в МГУ тоже)? Огромное количество мёртвых душ.
Так вот искоренять надо всё это, сокращать количество ВУЗов до разумного, вводить систему платного образования. Правда, опять всё упрётся в СУЩЕСТВУЮЩУЮ экономику. Потому палка о двух концах. Грустно.
Владимир, насчет, "нмкогда не нужно было" - России по наследству досталась образовательная (и научная) система великой (в т.ч. и промышленной) страны. В которой существовавшие в областном центре политех и пединтитут готовили кадры для промышленности и образования в основном данной области. И они были (в целом, опять же) востребованы, т.к. промышленность в этой области была. И если статус промышленной страны (а не идиотизм вроде Роснаны или Сколкова) будет когда-нибудь восстанавливаться - то и система образования соответствующая понадобится.
Про систему платного образования очень хорошо звучит от человека, получвшего весьма неплохое бесплатное образование... К тому ж она есть. Про то, что соотношение платного и бесплатного надо пересматривать, Вы тоже правы. Но такой пересмотр упирается не в существующую экономику, а в именно желаемую в будущем (и во многом ее задает).
Трусов Л. А., 02 ноября 2010 16:31 
Про систему платного образования очень хорошо звучит от человека, получвшего весьма неплохое бесплатное образование...

что ж теперь нельзя взглянуть правде в глаза?
Если взглянуть правде в глаза, то специалисты-материаловеды в нашей стране не нужны. Ну нет вакансий на эти специальности. Да и химики не особо требуются. Вот менеджеры по продажам - да. Ну или бухгалтера всякие. Отсюда вывод: химфак и ФНМ необходимо пересмотреть и закрыть, как неэффективные и не нужные экономике страны. Так что ли?
Кстати, господа комментаторы, кто готов выложить за обучение на ФНМ 200 тысяч рублей в семестр? что-то не вижу леса рук. Все как-то норовили на халяву поучиться, в ущерб собственной мотивации, не зная, так сказать, что и зачем они учат.
Трусов Л. А., 02 ноября 2010 16:45 
сократить можно и нужно. я понимаю, что большой набор на химфаке позволяет оправдать такое большое количество сотрудников, но это явный тупик. 50 человек было бы достаточно для химфака и 15-20 для фнм. а при условии сохранения финансирования (что невозможно) вышла бы вообще красота.

ПС кредиты на образование никто не отменял. + целевые студенты.
ППС как альтернатива - жесточайший контроль успеваемости. но в условиях коррупции такое невозможно. студентов не хотят отчислять, т.к. их количество определяет количество преподавателей. а последним тоже хочется кушать.
Так у нас и так 15-20. Набирают 25, а потом как минимум 5 отчисляют. Про химфак говорить не буду, поскольку не знаю, по какому разумному критерию, кроме "мне кажется" оценить, сколько достаточно.
Трусов Л. А., 02 ноября 2010 16:49 
Так у нас и так 15-20. Набирают 25, а потом как минимум 5 отчисляют.

фнм уже не торт. помнится мне, как-то надо было отчислить полкурса из-за матана, так сократили матан.
Так что, ты считаешь, что преподавателей в МГУ избыток??? то-то некому в начале года было химию на первом курсе вести. я очередей из желающих не заметила.
Трусов Л. А., 02 ноября 2010 16:52 
химию на первом курсе вести - знаю массу сотрудников, которые просто напросто отлыняли, ибо хлопотно это и почти бесплатно. зато свалить всё на молодых и аспирантов посредством административного ресурса - это могут. как заметил Вован, им бы гранты пилить, а преподавание чисто формально. Ю.М. Коренев был преподавателем с большой буквы, и заменить его оказалось не так просто.
ну не знаю, кто отлынивал, от меня наверное скрыли фамилии этих людей, чтобы я согласилась. так я стала неэффективным перподом-дармоедом. люблю попилить что-нить, а до Юрия Михайловича мне уж точно как до луны пешком
Трусов Л. А., 02 ноября 2010 16:59 
се ля ви
уволюсь дабы вас с Вованом не расстраивать
Трусов Л. А., 02 ноября 2010 17:02 
и сможешь больше времени уделять научной работе
Владимир Владимирович, 02 ноября 2010 17:04 
Извиняйте, конечно, но читаешь тут и невольно думаешь - ругаются, скандалят, пилят, всё никому не нужно... Может, и правда, МГУ в торговый центр переделать - выпускников как раз к делу пристроить менеджерами и прочими - матрёшки, балалайки, лепота замоскворецкая!
моя научная работа неэффективна, сплошной пилеж грантов. учить студентов писать реакции по-моему более полезная деятельность, по-крайней мере, есть вразумительный результат (иногда). К тому же, как ты сам заметил выше, задача университета - образовательная.
Трусов Л. А., 02 ноября 2010 17:06 
мы так расстроены, что мегагрант уплыл мимо университета эмоции так и захлестывают.

Ира, мы же знаем, что я не тебя имею в виду. сколько на фнм ассистентов, доцентов и профессоров? что они преподают? куда они прячутся, когда надо вести семинары у 1 курса?
не знаю. это закрытая информация.
Я против обобщений типа "система прогнила", и "большинство сотрудников нужно уволить". Кто определяет, относимся ли ты и я к большинству или нет?

А если не нравится прогнившая система - так вперед, засучили рукава и работать. Не нравятся преподы - кто кроме вас их заменит? Может тогда хоть в дискретных местах у нас не будет болота, куда нобелевского лауреата стыдно пригласить? А может и не надо никого будет, и так станет нормально.
Владимир Владимирович, у Вас создалось ложное впечатление.
1.И если статус промышленной страны (а не идиотизм вроде Роснаны или Сколкова) будет когда-нибудь восстанавливаться - то и система образования соответствующая понадобится.

Правильно, система образования СООТВЕТСТВУЮЩАЯ понадобится, а не то что сейчас. Когда все стали называться университетами.

2.Про систему платного образования очень хорошо звучит от человека, получвшего весьма неплохое бесплатное образование.

Да, я получил бесплатное образование. Не буду спорить. Но готов был бы в конкуретной среде взять и кредит, если бы понадобилось. Только цена должна определяться востребованностью и рынком.

3. Если взглянуть правде в глаза, то специалисты-материаловеды в нашей стране не нужны.Да и химики не особо требуются

А Вы пробовали искать работу в нашей стране? Когда я искал, то находил
Дело в желании и как Вы себя позиционируете. Чувствую последует вопрос, почему же я не остался. Потому отвечу - захотелось сменить обстановку и доказать себе, что способен вот так взять и начать всё сначала.
Лев, сколько человек надо учить на химфаке определяется только тем, а с какой целью их там учить. Если по востребованности нынешней экономикой (а не несоответствующей ей академической наукой) - то, наверное, и 50 много (но тогда и ФНМ сокращать пропорционально - до 5 человек на курсе), НО: долго ли сможет просуществовать страна с такой экономикой? И зачем ей вообще образование? И что будет потом? Если ж считать, что экономика будет меняться, то, может, и нынешнего набора в 250 мало?
Ну и на здоровье. Правда: желаю всех благ и успеха. А мы с нашей прогнившей системой как-нибудь сами разберемся.
Да Химфак и ФНМ и не стоит сокращать. А вот всякие школы бизнеса, которых стало по 100 штук на каждом шагу, надо искоренять в России.
Трусов Л. А., 02 ноября 2010 17:34 
тогда и ФНМ сокращать пропорционально - до 5 человек на курсе

Александр Валерьевич, Вам напомнить панику с набором в этом году? или сколько там баллов по егэ теперь проходной на химфак и фнм? чем определяется то, что заведомо берут троечников?
когда я поступал, 17 из 20 был полупроходной.

набрать-то наберут, а Ире потом их учить.
Существование школ бизнеса обусловлено высокой зарплатой специалистов, которые ими выпускаются. Зарплаты химиков на хороших позициях (они есть, конечно, но их сильно меньше, чем вакансий для менеджеров) все же в разы меньше, чем у менеджеров. Здесь есть противоречие, в чем его корень и как его разрешить мне не совсем ясно.
Боюсь, Ира, существующая система будет только ухудщаться в свете существующих тенденций в стране. И нам, говорю нам, так как уверен, что я ещё вернусь , придётся только подстраиваться. Как в общем-то было замечено выше, ФНМ прекрасно делает. И не надо ни на кого обижаться и показывать пальцем, всё же очевидно.
да ладно, первокурсники в этом году очень даже обучаемы на мой неопытный взгляд
И скорость ухудшения зависит, право же, и от нас в том числе. А способность ФНМ подстраиваться - это, на мой взгляд, вовсе не плохо.
Ира, менеджер это управленец. Этому не возможно научиться, тут всё определяется опытом и складом характера. Чтобю стать граммотным управленцем, желательно разбираться в том, чем ты занимаешься и чем ты управляешь. В плане менеджерства мне очень нравится система международных исследовательских центров, где тебя берут на стартовую позицию и ты развиваешься, и только потом ты сам определяешь что тебе больше по душе, менеджерская позиция или техническая.
Потому, чтобы стать менеджером, институты и школы не нужны.
Согласна. Менеджерские школы нужны для того, чтобы большое количество молодежи не осознало свою никчемность для экономики. Только вот оптимизировать-то будут как? Скажут что химфак, ФНМ и подобные им организации не нужны для (не)существующей промышленности и оптимизируют.
Думаю, эти школы им не помогают!
Владимир, не обязательно не помогают... Крутая школа типа Сколкова может позволить элементарно запоиметь нужные впоследствии контакты.
Трусов Л. А., 02 ноября 2010 18:07 
нужные впоследствии контакты

чтобы туда попасть уже нужны контакты
И не все ли равно называется ВУЗ "политехническим институтом" или "гос. тех. университетом"? Главное чтоб учил качественно...
Вопрос не о политехах и технических вузах. Вопрос во всяких экономико-социальных вузах, которых стало миллионное количество.
Язык ведь до Киева доведёт. И если нужны контакты - то они и без Сколково найдутся. Я это на собственном примере знаю.
Блин
да, Евгений Алексеевич, активная беседа тут ведется. Видать, уж на очень больную мозоль наступили
Палии Наталия Алексеевна, 02 ноября 2010 21:34 
Вопрос не о политехах и технических вузах. Вопрос во всяких экономико-социальных вузах, которых стало миллионное количество. - при этом и физикам, и химикам, и биологам нужно самим составлять бизнес-планы и делать экономические расчеты и пр., подавая проекты/заявки на гранты .
http://www.gazeta.ru/science/2010/11/02_a _3434703.shtml
Соколов Петр Сергеевич, 03 ноября 2010 15:25 
Тут уже не однократно подмечали, что грант выдается не только и не сколько для именитого Ученного, а для организации совместно с которой он будет стоит-собирать свою группу в России. После оглашения результатов, становится понятным, что основной упор делается почему то на провинциальные Университеты.
Вот только не ясно, где же там эти приглашенные Ученные найдут свою "пехоту" в такие сжатые сроки, буквально в текущем году.
Кто у них будет работать в младших сотрудниках (банально дадут ли на них ставки и помещения прям сейчас), будет ли у них право набирать себе студентов, аспирантов и пос.доков, как это всё будет юридически оформляться. Смогут ли они пригласить из-за рубежа хоть кого-то (тех же пост.доков). Административных сложностей мне кажется будет много: или прямое нарушение закона, или не возможность сделать банальные вещи.

И может в условиях российских реалей было бы эффективней сделать не 40 мегагрантов, а 1000 грантов для молодых кандидатов и докторов наук граждан РФ, но с четкими и ясными требованиями.

П.С. да и ещё я тоже сначала думал что 40 человек это только первая волна победителей, казалось что их должно быть больше, а оказывается это всё. И после этого конечно кажется странным распределение по специальностям.

П.С.С. Касательно выше возникшего спора, мне осталась не ясна его причина. Ну жалко, ну обидно не дали гранта, но так это жизнь. Может на то были объективные причины у жюри, принимающего решения. А может и не объективные.
Трусов Л. А., 03 ноября 2010 17:17 
интересно другое. ну, дали кому-то денег. а будет ли конкурс при наборе этих "студентов, аспирантов и пос.доков" уже под конкретные мегагранты? или достаточно быть в близких отношениях с представителем российской стороны?
вот, например, я, молодой ученый , был бы не против отправиться "в регионы" на интересный проект. куда слать CV?
Соколов Петр Сергеевич, 03 ноября 2010 17:37 
герр Трусов Л.А. напиши небольшое "cover letter" напрямую видному Ученному на его рабочий e-mail, если ты видишь таких в списках из своей области, приложи своё CV. И будет тебе счастье, если предложит собеседование по телефону - это нормальная практика.
Трусов Л. А., 03 ноября 2010 17:56 
надо попробовать
Не смешите!!!
Не спешите!
Уж больно многозначительный комментарий, Евгений Алексеевич.
Нет, просто по написанию похоже на другой многозначительный комментарий
Litvinov Sergey V., 04 ноября 2010 02:12 
Мурашов Владимир Александрович: "К основным задачам научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских вузах, отнесены создание в вузе исследовательской лаборатории международного класса; получение научных результатов мирового уровня; подготовка высококлассных специалистов; трансфер в экономику перспективных разработок". Данная фраза ставит под сомнение существование всех учёных в России.

Прошу прощение за отклонение от темы. Но я затрудняюсь востановить контекст, в котором эта фраза касается существования (!) всех (!) ученых России.
А... давно, Сергей, ты был на Родине?
Соколов Петр Сергеевич, 04 ноября 2010 14:59 
Физически был этим летом вроде последний раз :-)
да и вроде не теряет он связи с Россией, даже когда он там.
Да, Сергей молодец... Своих суждений не меняет.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Икра
Икра

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.