Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

IV Интернет - олимпиада по нанотехнологиям: Курсы

Всероссийская Интернет-олимпиада школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!"

Нанознайка ("Мир нанотехнологий")

Автор(ы): Коллектив авторов

Лектор:  Коллектив авторов

ПОЖАЛУЙСТА, дайте свои мысли по реализации курса "Мир нанотехнологий"!

ЗАГРУЗКА ВАШЕЙ РАБОТЫ

Правила общения и использования материалов Клуба даны здесь, просьба им следовать.

На выставке Второго Международного Форума по нанотехнологиям издательство "Бином. Лаборатория знаний" представило свою экспозицию. Издательство, одно из немногих, успешно и целенаправлено, с хорошей методичностью выпускает книги серии "нанотехнология". На выставке издательство присутствовало также в еще одном качестве - исполнителя проекта РОСНАНО по созданию курса популярных лекций "Мир нанотехнологий", предварительная концепция этого проекта изложена здесь. Выполнение проекта предполагается проводить, в частности, в тесной кооперации с МГУ (и другими ВУЗами). Одной из особенностей проекта является чтение подготовленных лекций специльно приглашаемыми лекторами в регионах. По договоренности с РОСНАНО и БИНОМОМ (в стадии проработки) такие лектора могут инициировать на местах и организацию регионального тура Четвертой Всероссийской Интернет-олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее", начало регистрации на которую пока намечается на начало ноября 2009 г. (однако в этот раз проходить она будет по-другому, примерно так, как хотело большинство из опрашиваемых нами).

В данном пополняемом разделе будет проходить аппробация результатов выполнения проекта РОСНАНО - БИНОМ, с началом творческого тура Олимпиады здесь будут предложены наиболее простые творческие задания для начинающих (в том числе и школьников).

Избранные материалы сайта приведены в разделе ВДНХ.

Основные предполагаемые темы лекций:

1. Что такое «нано»?
Основное содержание: что такое нанотехнологии и почему о них должны знать все, шкала масштабов, понятийные представления о микромире и наномире, представления о строении атома, основные сведения о размерных эффектах – изменения свойств вещества в состоянии наночастиц, включая физические, химические, механические, биологические характеристики, примеры «классических» и необычных нанообъектов, нанотехнологий вокруг нас, природных объектов. Что читать о нанотехнологиях (популярно и всерьез). Интернет-сайты по нанотехнологиям. Журналы по нанотехнологиям. Структура курса и советы.

2. История нанотехнологий: возникновение и развитие.
Основное содержание: «древние» и «природные» нанотехнологии, ключевые события и даты, зарубежные и российские научные школы, основные наноматериалы, изобретенные на кончике пера и полученные практически с момента начала нанотехнологической эры.

3. Прогнозы и перспективы развития нанотехнологий: результаты международных и отечественных исследований, форсайт, дорожные карты
Основное содержание: современные достижения и перспективы нанотехнологий в контексте развития высоких технологий и устойчивого развития человеческого сообщества, требования к будущим кадрам наноиндустрии, научно-практическая самоподготовка, психология и менталитет успешного исследователя наномира.

4. Междисциплинарные аспекты нанотехнологий
Основное содержание: «классические» научные дисциплины (химия, физика, математика, механика, биология) и их взаимопроникновение в применении к нанотехнологиям, научный и практический эффект от применения нанотехнологий в настоящее время и в будущем, интеллектуальная собственность – золотой фонд будущих поколений.

5. Основные методы получения наноматериалов
Основное содержание: Классификация наноматериалов. Представления о строении атома. Электрон и его энергетические состояния. Периодическая система химических элементов как отражение периодичности строения их атомов. Энтальпия и энтропия. Фазовые переходы и диаграммы. Порядок и беспорядок. Механизмы образования конденсированных материалов (зародышеобразование и рост): монокристаллы, керамика, пленки, стекло. Фрактальные структуры и дендримеры. Парадоксы терминологии, «наножидкости», «наноплазма», «нанокластеры» и др. Два принципиально разных пути создания наноматериалов – сверху вниз и снизу вверх, химические и физические методы получения наноматериалов, литография, темплатный синтез. Понятие о кинетике и катализе. Ионная, ковалентная и металлическая связь. Водородная связь. Ван-дер-ввальсовы и дисперсионные взаимодействия. Cамосборка и самоорганизация. Супрамолекулярные соединения как мост между живой и неживой природой. Белки. Быть или не быть нанороботам.

6. Наночастицы, получение и применения
Основное содержание: классификация наночастиц (0D, 1D, 2D, 3D ансамбли), форм-фактор, морфологическое разнообразие, гетероструктуры, супрамолекулярные материалы, химические, физические и биологические методики получения наночастиц, использование наночастиц в науке, технике, диагностике, наномедицине.

7. Наноструктурированные материалы, получение и применение
Основное содержание: Классификация наноструктурированных материалов. Специфические методы получения отдельных классов материалов. Представления об основных функциональных свойствах материалов. Магнетизм и суперпарамагнетики. Магнитные структуры и спинтроника. Электрические и оптические свойства, «нанофотоника». Металлы и поляронный резонанс. Полупроводники и квантовые точки. «Умные» материалы и устройства записи. Сверхпроводники и центры пиннинга. Ионные проводники, наноионика, современные и перспективные химические источники тока.

8. Основные методы диагностики наночастиц и наноматериалов
Основное содержание: Иерархическая структура и дефекты твердого тела. Зонная структура. Классификация методов диагностики и области их применения. Рентгенодифракционные, рентгеноспектральные методы. Электронная микроскопия. Сканирующая зондовая микроскопия. Спектральные методы, электронный парамагнитный резонанс, ядерный магнитный резонанс, ядерный гамма - резонанс. Магнитометрия. Метрология и стандартизация.

9. Нанотехнологические мифы
Основное содержание: парадигма возникновения и исчезновения новых технологий в контексте общественного отношения к ним, нанопродукты действительные и мнимые, «нанопурга». Реклама и «нанопродукты». Замалчивание достижений российских научных школ в области нанотехнологий. Рейтинг публикаций и престиж отечественной науки.

10. Социальные и экономические аспекты нанотехнологий
Основное содержание: экология и нанотехнологии, нанотехнологии и современное образование, религия и нанотехнологии, нанофобии, планирование, инновации и маркетинг в области нанотехнологий.

ВНИМАНИЕ, КОНКУРС "Лаборатория ЗНАНИЙ"!

Издательство "Бином. Лаборатория знаний" и факультет наук о материалах МГУ объявляют ставший уже традиционный конкурс миниэссе, в этом году под названием "Лаборатория знаний". Для участия в конкурсе рекомендуется посмотреть лекции миникурсов "Азбука нано" и "Мир нанотехнологий".

Участникам предлагается самостоятельно выбрать любой научный термин или общеупотребительное слово, однако оно обязательно должно быть связано с нанотехнологиями или наноматериалами. Вы должны коротко, ясно и главное - популярно - рассказать, как Вы понимаете это слово (термин), да так, чтобы и другие сразу разобрались с самым интересным и самым главным в этом слове. Например, у вас есть младшая сестра или брат школьного возраста... Постарайтесь, чтобы Ваш рассказ был понятен им и вызвал у них интерес и любопытство. Вы должны попытаться удивить и поразить, при этом нужно донести правильно смысл того, о чем Вы говорите. Наиболее желательная форма выполнения задания - эссе, иллюстрированное созданными Вами самими картинками (не более 2500 знаков текста, не более 5 картинок на слово). Таким образом, Вы можете выступить либо в роли писателя и педагога, либо в роли художника, либо побывать в «шкуре» и того, и другого, и третьего. Оцениваются следующие компоненты:

  • объяснения (четко и ясно понятные прямо из текста Вашего эссе) того, что выбранный Вами термин действительно имеет отношение к нанотехнологиям (5 баллов)
  • оригинальность статьи-эссе и / или взаимосвязанной с ней картинки (5 баллов)
  • художественный вкус и качество исполнения эссе и / или картинки (5 баллов)
  • раскрытие существа термина (проблемы) (5 баллов)
  • оригинальность стиля изложения, допускается любой литературный и / или художественный стиль в рамках ограничений по тексту (5 баллов)
  • лаконичность при полноте раскрытия темы (3 балла)

Начало приема решений - с 25 января 2010 г.



Мостик из оксида титана
Мостик из оксида титана

Конкурс научно-популярных статей XI Всероссийской интернет - олимпиады ("Просто о сложном")
Конкурс научно-популярных статей, представленных авторами на основе своих публикаций в высокорейтинговых научных журналах. В статье авторам необходимо раскрыть суть разработки и объяснить сложные аспекты своей научной работы простым языком. Конкурс проводится совместно с eNANO (ФИОП).

Конкурс XI Всероссийской интернет - олимпиады для руководителей школьных проектов ("Конкурс тьюторов")
Конкурс руководителей школьных проектов (тьюторов) совместно с ОЦ "Сириус" и ФИОП для проведения летней проектной смены.

National Student Team Contest
A competition among bachelor and master students of higher school includes solving special tasks on nanotechnology and nanomaterials subjects in English to select the best national team members for participation in the International NanoOlympic contest on nanotechnology in Iran.

Концепция Образовательного центра «Сириус», принципы отбора на смены
Ларин В.В.
Цикл лекций в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям для всех желающих – школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей: Концепция Образовательного центра «Сириус», принципы отбора на смены. Владимир Владимирович Ларин, учитель физики, Лицей «Вторая школа» г. Москвы, методист первой проектной смены Образовательного центра «Сириус».

Молекулы, волосы, микросхемы, магнитные диски - как все это устроено? – сканирующий зондовый микроскоп поможет Вам это понять!
Быков В.А.
Цикл лекций в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям для всех желающих – школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей: 8 декабря, в 18 часов, в большой химической аудитории химического факультета МГУ состоится лекция В.А.Быкова, д.т.н., профессора Московского Физико - Технического Института, генерального директора группы компаний НТ-МДТ Spectrum Instruments, руководителя Нанотехнологического Общества России (НОР) "Молекулы, волосы, микросхемы, магнитные диски - как все это устроено? – сканирующий зондовый микроскоп поможет Вам это понять!"

История нанотехнологий
Дроздов А.А.
Цикл лекций в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям для всех желающих – школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей: История нанотехнологий. Андрей Анатольевич Дроздов, к.х.н., доцент, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.