Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

IV Интернет - олимпиада по нанотехнологиям: Курсы

Всероссийская Интернет-олимпиада школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!"

Нанознайка ("Мир нанотехнологий")

Автор(ы): Коллектив авторов

Лектор:  Коллектив авторов

ПОЖАЛУЙСТА, дайте свои мысли по реализации курса "Мир нанотехнологий"!

ЗАГРУЗКА ВАШЕЙ РАБОТЫ

Правила общения и использования материалов Клуба даны здесь, просьба им следовать.

На выставке Второго Международного Форума по нанотехнологиям издательство "Бином. Лаборатория знаний" представило свою экспозицию. Издательство, одно из немногих, успешно и целенаправлено, с хорошей методичностью выпускает книги серии "нанотехнология". На выставке издательство присутствовало также в еще одном качестве - исполнителя проекта РОСНАНО по созданию курса популярных лекций "Мир нанотехнологий", предварительная концепция этого проекта изложена здесь. Выполнение проекта предполагается проводить, в частности, в тесной кооперации с МГУ (и другими ВУЗами). Одной из особенностей проекта является чтение подготовленных лекций специльно приглашаемыми лекторами в регионах. По договоренности с РОСНАНО и БИНОМОМ (в стадии проработки) такие лектора могут инициировать на местах и организацию регионального тура Четвертой Всероссийской Интернет-олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее", начало регистрации на которую пока намечается на начало ноября 2009 г. (однако в этот раз проходить она будет по-другому, примерно так, как хотело большинство из опрашиваемых нами).

В данном пополняемом разделе будет проходить аппробация результатов выполнения проекта РОСНАНО - БИНОМ, с началом творческого тура Олимпиады здесь будут предложены наиболее простые творческие задания для начинающих (в том числе и школьников).

Избранные материалы сайта приведены в разделе ВДНХ.

Основные предполагаемые темы лекций:

1. Что такое «нано»?
Основное содержание: что такое нанотехнологии и почему о них должны знать все, шкала масштабов, понятийные представления о микромире и наномире, представления о строении атома, основные сведения о размерных эффектах – изменения свойств вещества в состоянии наночастиц, включая физические, химические, механические, биологические характеристики, примеры «классических» и необычных нанообъектов, нанотехнологий вокруг нас, природных объектов. Что читать о нанотехнологиях (популярно и всерьез). Интернет-сайты по нанотехнологиям. Журналы по нанотехнологиям. Структура курса и советы.

2. История нанотехнологий: возникновение и развитие.
Основное содержание: «древние» и «природные» нанотехнологии, ключевые события и даты, зарубежные и российские научные школы, основные наноматериалы, изобретенные на кончике пера и полученные практически с момента начала нанотехнологической эры.

3. Прогнозы и перспективы развития нанотехнологий: результаты международных и отечественных исследований, форсайт, дорожные карты
Основное содержание: современные достижения и перспективы нанотехнологий в контексте развития высоких технологий и устойчивого развития человеческого сообщества, требования к будущим кадрам наноиндустрии, научно-практическая самоподготовка, психология и менталитет успешного исследователя наномира.

4. Междисциплинарные аспекты нанотехнологий
Основное содержание: «классические» научные дисциплины (химия, физика, математика, механика, биология) и их взаимопроникновение в применении к нанотехнологиям, научный и практический эффект от применения нанотехнологий в настоящее время и в будущем, интеллектуальная собственность – золотой фонд будущих поколений.

5. Основные методы получения наноматериалов
Основное содержание: Классификация наноматериалов. Представления о строении атома. Электрон и его энергетические состояния. Периодическая система химических элементов как отражение периодичности строения их атомов. Энтальпия и энтропия. Фазовые переходы и диаграммы. Порядок и беспорядок. Механизмы образования конденсированных материалов (зародышеобразование и рост): монокристаллы, керамика, пленки, стекло. Фрактальные структуры и дендримеры. Парадоксы терминологии, «наножидкости», «наноплазма», «нанокластеры» и др. Два принципиально разных пути создания наноматериалов – сверху вниз и снизу вверх, химические и физические методы получения наноматериалов, литография, темплатный синтез. Понятие о кинетике и катализе. Ионная, ковалентная и металлическая связь. Водородная связь. Ван-дер-ввальсовы и дисперсионные взаимодействия. Cамосборка и самоорганизация. Супрамолекулярные соединения как мост между живой и неживой природой. Белки. Быть или не быть нанороботам.

6. Наночастицы, получение и применения
Основное содержание: классификация наночастиц (0D, 1D, 2D, 3D ансамбли), форм-фактор, морфологическое разнообразие, гетероструктуры, супрамолекулярные материалы, химические, физические и биологические методики получения наночастиц, использование наночастиц в науке, технике, диагностике, наномедицине.

7. Наноструктурированные материалы, получение и применение
Основное содержание: Классификация наноструктурированных материалов. Специфические методы получения отдельных классов материалов. Представления об основных функциональных свойствах материалов. Магнетизм и суперпарамагнетики. Магнитные структуры и спинтроника. Электрические и оптические свойства, «нанофотоника». Металлы и поляронный резонанс. Полупроводники и квантовые точки. «Умные» материалы и устройства записи. Сверхпроводники и центры пиннинга. Ионные проводники, наноионика, современные и перспективные химические источники тока.

8. Основные методы диагностики наночастиц и наноматериалов
Основное содержание: Иерархическая структура и дефекты твердого тела. Зонная структура. Классификация методов диагностики и области их применения. Рентгенодифракционные, рентгеноспектральные методы. Электронная микроскопия. Сканирующая зондовая микроскопия. Спектральные методы, электронный парамагнитный резонанс, ядерный магнитный резонанс, ядерный гамма - резонанс. Магнитометрия. Метрология и стандартизация.

9. Нанотехнологические мифы
Основное содержание: парадигма возникновения и исчезновения новых технологий в контексте общественного отношения к ним, нанопродукты действительные и мнимые, «нанопурга». Реклама и «нанопродукты». Замалчивание достижений российских научных школ в области нанотехнологий. Рейтинг публикаций и престиж отечественной науки.

10. Социальные и экономические аспекты нанотехнологий
Основное содержание: экология и нанотехнологии, нанотехнологии и современное образование, религия и нанотехнологии, нанофобии, планирование, инновации и маркетинг в области нанотехнологий.

ВНИМАНИЕ, КОНКУРС "Лаборатория ЗНАНИЙ"!

Издательство "Бином. Лаборатория знаний" и факультет наук о материалах МГУ объявляют ставший уже традиционный конкурс миниэссе, в этом году под названием "Лаборатория знаний". Для участия в конкурсе рекомендуется посмотреть лекции миникурсов "Азбука нано" и "Мир нанотехнологий".

Участникам предлагается самостоятельно выбрать любой научный термин или общеупотребительное слово, однако оно обязательно должно быть связано с нанотехнологиями или наноматериалами. Вы должны коротко, ясно и главное - популярно - рассказать, как Вы понимаете это слово (термин), да так, чтобы и другие сразу разобрались с самым интересным и самым главным в этом слове. Например, у вас есть младшая сестра или брат школьного возраста... Постарайтесь, чтобы Ваш рассказ был понятен им и вызвал у них интерес и любопытство. Вы должны попытаться удивить и поразить, при этом нужно донести правильно смысл того, о чем Вы говорите. Наиболее желательная форма выполнения задания - эссе, иллюстрированное созданными Вами самими картинками (не более 2500 знаков текста, не более 5 картинок на слово). Таким образом, Вы можете выступить либо в роли писателя и педагога, либо в роли художника, либо побывать в «шкуре» и того, и другого, и третьего. Оцениваются следующие компоненты:

  • объяснения (четко и ясно понятные прямо из текста Вашего эссе) того, что выбранный Вами термин действительно имеет отношение к нанотехнологиям (5 баллов)
  • оригинальность статьи-эссе и / или взаимосвязанной с ней картинки (5 баллов)
  • художественный вкус и качество исполнения эссе и / или картинки (5 баллов)
  • раскрытие существа термина (проблемы) (5 баллов)
  • оригинальность стиля изложения, допускается любой литературный и / или художественный стиль в рамках ограничений по тексту (5 баллов)
  • лаконичность при полноте раскрытия темы (3 балла)

Начало приема решений - с 25 января 2010 г.



Алмаз в горной породе
Алмаз в горной породе

Школьники «Нанограда» решили 10 промышленных задач
С 1 июля по 10 июля 2016 года в Ульяновске состоялась VI Всероссийская Летняя школа «Наноград-2016», организованная Программой «Школьная лига РОСНАНО» при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ и при участии ряда предприятий высокотехнологичного и нанотехнологического профиля из Ульяновска и других регионов РФ.

В гостях у Натальи Сомовой, победителя конкурса «Просто о сложном – светодиодные технологии»
Репортаж о визите оргкомитета Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям к Н.Ю. Сомовой, победителю конкурса "Просто о сложном" в категории "светодиодные технологии" и популяризатору науки среди школьников.

О самой яркой восходящей звезде на небосклоне российской образовательной действительности...
О звездном Сириусе замолвили слово... Просто первые позитивные ощущения. Этой замечательной идее, материализованной в уникальном проекте федерального уровня, будущее не грозит разрушением, а как говорил наш великий соотечественник, только развитие и надстройка обещаются... Удачи и в путь!

СТО АСМК.021МУ-2015 и добавленная стоимость инноваций: как не споткнуться на рынке интеллектуальной собственности
Зорина Юлия Геннадьевна (эксперт-аудитор по интеллектуальной собственности), Парвулюсов Юрий Юрьевич (вице-президент фонда «ФИНАС»), Розов Денис Викторович (руководитель правового управления оборонного предприятия), Фокин Геннадий Васильевич (председатель технического комитета по стандартизации и депозитарий стандартов профессионального менеджмента интеллектуальной собственности серии «Интеллектуальная собственность и инновации»), +7(495)4904726, +7(985)0234384, +7(916)2050579, gvf@finas.su, www.finas.su
Правовой нигилизм и пренебрежение правовыми нормами гражданского оборота интеллектуальной собственности, искажение учета нематериальных активов (несоответствие первичной документации требованиям пункта 3 ПБУ 14/2007) и отсутствие эффективной системы документооборота менеджмента интеллектуальной собственности — грозят упущенной выгодой и административными, налоговыми, уголовными правонарушениями. Как поправить положение?

Форум тьюторов (1 часть)
Асмолова Екатерина
6 и 7 февраля 2016 года в рамках мероприятий X Всероссийской олимпиады школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» проходила Открытая Нанотехнологическая Школа-конференция для школьников, студентов и преподавателей. Представляем Вашему вниманию краткий фототчет Форума Тьюторов.

Лекция 10. Переходные металлы
Еремин Вадим Владимирович

Лекция 9. Элементы XV (V A) группы
Еремин Вадим Владимирович

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.

Проекты или прожекты?

Проектная деятельность школьников становится все более популярной, фактически превращается в "обязаловку" для школ и их воспитанников. При этом, что это такое и как с этим быть, знают не очень многие. Этот небольшой опрос ставит себе целью оценить, как сейчас понимаются вопросы проектной деятельности всеми потенциальными участниками этого непростого процесса.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.