Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

РОСНАНО и БИНОМ (Лаборатория знаний) начинают реализацию глобального проекта по популяризации нанотехнологий

Ключевые слова:  Бином, РОСНАНО

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

05 октября 2009

РОСНАНО, издательство "БИНОМ. Лаборатория знаний" в сотрудничестве с МГУ и другими ВУЗами начинают реализацию глобального проекта по популяризации нанотехнологий - созданию и апробацию в крупных городах РФ и в сети Интернет научно - популярного курса лекций "Мир нанотехнологий".

Опыт последних трех-пяти лет однозначно свидетельствует о том, что несмотря на многочисленные усилия в области чистого «пиара нанотехнологий» их мизерным результатом стало лишь более спокойное, а не настороженно-негативное, отношение к нанотехнологиям, с которых для общественности был снят ореол шарлатанства и таинственности. Данный результат совершенно закономерен, поскольку единственным эффективным способом долговременного изменения общественного мнения в отношении нанотехнологий на устойчиво - позитивное является проведение комплексных образовательных или просветительских мероприятий, которые, к тому же, должны повышать общий образовательный уровень участников таких мероприятий и убеждать не на словах, а на деле (на собственном понятийном опыте) в пользе нанотехнологий и необходимости дальнейшего изучения этой современной области знаний. Те слоганы и предположения, которые, как правило, одноразово и искаженно, подаются субъекту рекламы «на веру», и поэтому остаются им непонятыми и непринятыми, могут быть им навсегда отвергнуты как чужеродные факты, не укладывающиеся в рамки привычного мировоззрения или ранее заученных им догм, если только не проводить планомерную разъяснительную работу, в этом случае нанотехнологии и мотивация к участию в процессе их развития может стать частью повседневной жизни наиболее активной части населения (школьников, студентов, молодежи в целом). Естественно, что даже более важным является формированием цепочки «преподаватель (в области нанотехнологий) – обучаемый», которая обеспечит производство и стратегическое воспроизводство квалифицированных кадров для наноиндустрии. В этом случае объектом повышения квалификации должны стать школьные учителя и преподаватели ВУЗов, а также, в ряде случаев, средних специальных образовательных учреждений, что существенно расширит по принципу «сетевого маркетинга» базу категорий аудитории, вовлеченной в активный и систематический процесс. Без реализации такого сценария развития ситуации дальнейшие попытки рекламного характера в области нанотехнологий будут иметь уже в среднесрочной перспективе нулевую эффективность из-за недостатка благоприятной для реализации таких попыток численности и качества аудитории.

Рассматриваемый подход не может быть делом одного дня, месяца или даже года, это большой комплекс взаимосвязанных мероприятий, рассчитанный на весь цикл мотивации, обучения и совершенствования профессиональных навыков специалиста – от стадии школьника и фактически до стадии наиболее активной научной фазы аспиранта и молодого ученого, включая как разработку учебно-методического материала, так и профориентацию и формирование площадки для обсуждения новейших научных результатов (профессиональных научных и молодежных форумов и т.д.). Соответственно, данная заявка не преследует и не может преследовать цель охватить все, или хотя бы даже существенную часть, аспектов данной проблемы. Тем не менее, в рамках данного проекта предполагается сделать один из первых шагов в области популяризации нанотехнологий в условиях, когда в этом уже возникла насущная общественная необходимость и актуальность образовательного подхода не вызывает сомнений в силу его запрограммированной эффективности и создания предпосылок для устойчивого, поступательного внедрения в общественное сознание положительного имиджа нанотехнологий на уровне понимания и полной осознанности выбора заинтересованной молодежью своей будущей карьеры. Таким образом, целью проекта является создание и апробация цикла научно – популярных лекций, разъясняющих основные понятия и термины, раскрывающих наиболее перспективные области использования и направления развития нанотехнологий и их современные достижения для мотивации молодежи к выбору карьеры в области наноматериалов и нанотехнологий и воспроизводству молодых кадров наноиндустрии.

Для достижения поставленной цели будет использован комплексный подход, связанный с решением следующих основных задач:

  • поиск и формализация существующего достоверного учебно-научного материала в форме цикла лекций «Мир нанотехнологий» высококвалифицированными специалистами в области наноматериалов и нанотехнологий,
  • апробация лекций в форме публичных выступлений, а также проведение лекций в режиме видеоконференций, организация доступа учителям и ученикам ОУ регионов РФ к лекциям путем размещения их в Интернет-лектории издательства.
  • создание современных медиапродуктов на основе разработанного курса и первого опыта его практической реализации для обеспечения долговременного эффекта и повышения качества работ на долгосрочную перспективу.

Целевая аудитория: школьники старших классов, студенты, профессорско-преподавательский состав (в отношении использования дидактического материала), учителя и преподаватели общеобразовательных учреждений, системы начального и среднего профессионального образования, лица, интересующиеся нанотехнологиями, исполнители проектов РОСНАНО.

Состояние дел. В настоящий момент существует несколько десятков общепризнанных специализированных изданий в области нанотехнологий на русском языке, включая всего лишь несколько научно – популярных книг по нанотехнологиям (в том числе переводных изданий западных авторов), таких как работы К.Ю.Богданова («Что могут нанотехнологии»), Ю.Д.Третьякова («Нанотехнологии. Азбука для всех»), У.Хартмана («Очарование нанотехнологии») и др. Согласно результатам мониторинга управления научных исследований и инновационных программ Рособразования, в Российской Федерации существует не более 10 учебников и учебных пособий для ВУЗов отечественных авторов в области нанотехнологий (по нашим данным, существует не более 5-10 учебных пособий, прошедших грифование на уровне хотя бы учебно-методического объединения, примеры можно посмотреть на сайтах издательств «Бином. Лаборатория знаний» и Физматлит). Столь катастрофическое состояние дел связано с отсутствием централизованной политики федеральных органов образования в данной важнейшей области. К крупным мероприятиям, связанным с популяризацией достижений нанотехнологий можно отнести издание и распространение на Первом Международном форуме по нанотехнологиям РОСНАНО популярной литературы, изданной по материалам раздела сайта РОСНАНО «Нано – это просто», деятельность сайтов www.nanonewsnet.ru, www.nanometer.ru и др., проведение серии олимпиад «Нанотехнологии – прорыв в Будущее» (МГУ - РОСНАНО), организация в 2007 – 2008 уч.г. дистанционных Интернет-курсов по нанотехнологиям (МГУ), чтение публичных лекций «Фундаментальные основы нанотехнологий» Научно-образовательным центром по нанотехнологиям МГУ им.М.В.Ломоносова, проведение выставок «Красота наноматериалов» на 1-3 Фестивалях науки (МГУ), чтение открытых лекций по нанотехнологиям на 2-3 Фестивале науке, в Префектуре ЮВАО г.Москвы (МГУ), организация силами Центра перспективных технологий (МГУ) образовательных сайта и класса для дистанционной работы на атомно-силовых микроскопах (в МГТУ им. Н.Э.Баумана проводится научно-исследовательская работа со школьниками в классе АФМ без возможности дистанционной работы с приборами), проведение методических семинаров по созданию лекционных элективных курсов для школьников в рамках Московского Института Открытого Образования (силами преподавателей МГУ), деятельность передвижного класса по нанотехнологиям («Нанотрак», МКНТ) и т.д.

К сожалению, очень ограничено проведение выездных школ с чтением лекций по нанотехнологиям ведущими специалистами ведущих ВУЗов, практически полностью отсутствуют систематические попытки создания образовательных материалов для школьников. В сложившейся ситуации реализация настоящего проекта по созданию нового научно-популярного (открытого) курса «Мир нанотехнологий» является, несомненно, своевременной, востребованной и актуальной.

Описание основных планируемых работ, тактика и стратегия реализации проекта. Основные работы по проекту включают в себя три важнейшие, теснейшим образом взаимосвязанные составляющие – разработку, апробацию и публикацию курса лекций как с использованием классического инструментария, так и средствами Интернет с применением мультимедийных подходов. Проект занимает годичный период и делится на три крупных этапа.

На первом этапе «Разработка основного содержания курса» (до конца 2009 г.) будет произведен систематический анализ имеющихся материалов и создание оригинал – макетов лекций, а также аннотационных планов учебно-методических пособий по лекциям (20 лекций в формате чтения 90 минут под «1 пару» занятий со студентами и 45 минут занятий со школьниками).

На втором этапе «Апробация курса» (2010 г.) лекции будут прочитаны в устной форме отдельными членами авторского коллектива в Москве и крупнейших городах РФ, а также в режиме видеоконференций для слушателей ИПКРО, ряда ОУ и ВУЗов РФ, участников Четвертой Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям, в рамках вторых дистанционных Интернет – курсов МГУ по нанотехнологиям. В Москве формирование подобной сети будет осуществляться через Московский Институт Открытого Образования для методистов округов (для мониторинга и выбора базовых школ).

На третьем этапе «Формализация и распространение курса «Мир нанотехнологий»» лекции будут модифицированы с учетом опыта апробации исходных учебно-методических материалов. Дополнительно будут созданы видео и другие медиаматериалы, что позволит создать готовый к распространению комплексный продукт, который зафиксирует достижения проекта на высоком уровне и будет готов к использованию в основных активных точках сети, созданной на стадии апробации курса. Данный продукт будет распостранен по несколько экземпляров во все точки апробации.

Основной стратегией реализацией проекта, таким образом, является комплексный и системный подход к созданию и распространению (популяризации) курса лекций, что должно обеспечить долговременный эффект от реализации проекта в целом. По нашему глубокому убеждению, разовое чтение курса лекций без создания инструментария (информационной структуры и методической основы) для периодического вовлечения в процесс новых слушателей не будет эффективным. Тактикой реализации проекта является использование потенциала ученых и преподавателей ведущих ВУЗов России, методистов издательства и полная открытость проекта, ставящая своей задачей максимальное распространение курса среди потенциальных слушателей.

География чтения лекций и распространения образовательных материалов. Лекции будут прочитаны профессорами и преподавателями МГУ (Научно-Образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям), МИФИ, РХТУ имени Менделеева, МИРЭА, МГТУ имени Баумана, ЛЭТИ и других ВУЗов при поддержке методической службы издательства в следующих городах: Москва, Санкт – Петербург, Белгород, Красноярск, Нижний Новгород, Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Казань, Владивосток. А также с вышеуказанными и еще 12-ью новыми регионами РФ на базе региональных ИПКРО и некоторых ВУЗов в режиме видеоконференций будут прочитаны все разработанные лекции. Электронные материалы лекции будут дополнительно переданы в следующие города, имеющие крупные образовательные центры, заинтересованные в профориентации и привлечения школьников к выбору карьеры в области нанотехнологий: Томск, Улан-Удэ, Ставрополь, Воронеж, Челябинск.

Дополнительные мероприятия по распространению и апробации курса. Особую роль в повышении эффективности реализации проекта будут играть пути распространения курса и связанных с ним медиаматериалов, методических пособий и рекомендаций, демонстрационных экспонатов. В рамках проекта (помимо обязательного чтения лекций в указанных выше крупнейших городах РФ), соответственно, предполагается реализация следующих сопутствующих мероприятий:

  • Реализация общеобразовательных дистанционных Интернет - курсов по нанотехнологиям силами ФНМ и НОЦ МГУ на портале www.nanometer.ru для апробации основных элементов курса.
  • Чтение лекций методистам административных районов г.Москвы в рамках деятельности Московского Института Открытого Образования.
  • Чтение лекций сотрудникам Академии повышения квалификации работников образования (г.Москва).
  • Апробация курса в рамках подготовки участников серии олимпиад «Нанотехнологии – прорыв в будущее», что должно позволить протестировать материал на 3 – 4 тысячах школьниках и студентах ВУЗов.
  • Публикация авторских материалов лекций в издательствах «Физматлит», «Бином. Лаборатория знаний».
  • Разработка сопутствующих медиаматериалов с публикацией в сети Интернет на федеральном портале «Нанотехнологии и наноматериалы» http://portalnano.ru, на портале www.nanometer.ru.
  • Апробация курса с использованием Интернет-лектория издательства на сайте http://metodist.lbz.ru.
  • Разработка пакета образовательных учебно-методических материалов, удобных для самостоятельного использования преподавателями на местах, на оптических носителях (DVD – диски) с целью распространения среди наиболее активных участников апробации курса «Мир нанотехнологий».

Новизна предлагаемых подходов, конкурентные преимущества. К основным оригинальным подходам, обеспечивающим конкурентные преимущества данного проекта, можно отнести следующее:

  • высокое качество и большой опыт профессорско–преподавательского состава, привлекаемого к созданию курса,
  • комплексный подход к реализации проекта,
  • использование современных экспериментально–практических результатов в рамках разработки курса,
  • привлечение методистов по всем дисциплинам естественнонаучного школьного курса,
  • апробация в рамках нескольких общественно-значимых мероприятий регионального уровня,
  • закрепление результатов реализации проекта в сети Интернет, в электронных и бумажных изданиях.

Обоснование достижения требуемого качества работ. Гарантии высокого качества и эффективности выполнения проекта обеспечиваются следующими основными факторами:

  • опыт в разработке и чтении аналогичного курса лекций для менеджеров и топ – менеджеров РОСНАНО некоторыми разработчиками курса лекций,
  • опыт в разработке и чтении цикла публичных лекций «Фундаментальные основы нанотехнологий» НОЦ МГУ и его оцифровка рядом привлекаемых к разработке ученых и преподавателей,
  • сотрудничество с организаторами проведения серии Интернет – олимпиад «Нанотехнологии – прорыв в будущее»,
  • опыт проведения общеобразовательных Интернет-курсов по информационным технологиям,
  • профессиональная деятельность разработчиков курса в области экспериментальных исследований функциональных материалов и в области нанотехнологий,
  • многолетний опыт работы в РФ, а также международное сотрудничество коллектива, привлекаемого к разработке, в области современных наноматериалов и нанотехнологий, в том числе и в реализации научно-исследовательских проектов федерального уровня,
  • сотрудничество с ИПКРО и апробационными школами в регионах РФ,
  • опыт создания ИУМК по информатике для школ РФ,
  • наличие методической службы по всем предметам естественнонаучного цикла школьного образования, что позволит грамотно адаптировать разработанный курс лекций в соответствии с требованиями МОН России,
  • наличие опыта по созданию курса учебно-методических материалов по информатике и ИКТ и проведение цикла обучающих мероприятий в рамках программ ИПКРО в регионах РФ,
  • наличие опыта апробации учебников для ОУ РФ,
  • наличие опыта разработки ЦОР для Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов РФ,
  • наличие опыта при реализации проектов «Непрерывное информационное образование», «Информатизация системы образования», «Microsoft. Партнерство в образовании»,
  • постоянное проведение не менее двух семинаров ежемесячно в регионах РФ,
  • использование полученных материалов в учебно-методических целях посредством уже существующего Интернет-лектория издательства по информатике и ИКТ, а также по другим направлениям естественнонаучного цикла (сайт http://metodist.lbz.ru),
  • наличие высококвалифицированного штата научных редакторов и методистов,
  • опыт создания и успешного продвижения 8 изданий в области нанотехнологий,
  • наличие «Положения о разработке и внутреннем контроле качества УМК издательства БИНОМ»,
  • наличие научно-экспертного редакционного совета по нанотехнологиям.

Партнеры и привлекаемые организации: Научно-образовательный центр МГУ, факультет наук о материалах МГУ, химический, физический, биологический факультеты МГУ, Малая Академия МГУ, Нанотехнологическое общество России, ЗАО «НТ МДТ», МГТУ им. Н.Э.Баумана, Северо-Кавказский Государственный Технический Университет, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», издательство «Физматлит», ООО "Научно-производственный центр "ВИДИКОР", МИРЭА (технический университет), ALT Linux, ООО «Майкрософт Рус», ИПКРО регионов РФ, МИОО.

Интернет-партнеры: сайт www.nanonewsnet.ru, сайт www.nanometer.ru, электронный бюллетень «Перст», сайты поддерживаемые ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», сайт www.komplektovanie.ru.

Прикрепленные файлы:
концепция1.doc (204.00 Кб.)

Основные положения концепция проекта, выдвигавшиеся издательством "Бином. Лаборатория знаний" на конкурс РОСНАНО.

 


Источник: Бином, РОСНАНО



Комментарии
Вообще-то лучшей рекламой нанотехнологий стал бы переход от громкого и модного слова собственно к технологиям, и вещи, созданные с их помощью с маркой "Сделано в России".
Кто бы спорил!
Коваленко Артём, 05 октября 2009 12:41 
Опыт последних трех-пяти лет однозначно свидетельствует о том, что ... результатом стало лишь более спокойное, а не настороженно-негативное, отношение к нанотехнологиям, с которых для общественности был снят ореол шарлатанства и таинственности.
Неужели?
Опять констатируется, что мол мы (NanoNewsNet.ru) тоже полезны и опять отсутствуют планы методического использования нашего ресусра. А ведь, например, для того же Бинома мы предложили и реализовали отдельную колонку с продвижений их изданий по нанотематике. В общем - жаль.
Александр Николаевич, я не знаю деталей взаимоотношений Вашего сайта С Биномом, но если есть какие - нибудь трения, то мне они кажутся вполне адекватными людьми, все с ними можно обсудить... В том числе планы по методическому использованию ресурса. Вы ведь контакты Захарченко знаете - свяжитесь, поддержим...
Да нет никаких трений, просто всё время так получается - разговоры - это одно, а как до дела, так - "за кадр". И, Евгений Алексеевич, спасибо за поддержку.
Кстати, "Не верь глазам своим" следует превратить в брошюру. Можно сделать это совместно.
Я бы в таких делах предварительно дал возможность попавшим в "конкурс" попробовать оправдаться. Тогда бы мы соблюли демократичный подход.
Нет проблем. Можно наградить победителей, когда все закончится, связаться с источником рекламы и ... поговорить.... Гнобить никто никого не хочет, незачем...
Анна Викторовна, 08 октября 2009 12:21 
"География чтения лекций и распространения образовательных материалов. Лекции будут прочитаны профессорами и преподавателями МГУ (Научно-Образовательного Центра МГУ по нанотехнологиям), МИФИ, РХТУ имени Менделеева, МИРЭА, МГТУ имени Баумана, ЛЭТИ и других ВУЗов при поддержке методической службы издательства в следующих городах: Москва, Санкт – Петербург, Белгород, Красноярск, Нижний Новгород, Омск..."
С нетерпением буду ждать. Знать бы где и когда точно. Но думаю, что на сайте сообщат.
Общее впечатление - ЗДОРОВО!
Организаторам - спасибо
Очень благодарна организаторам олимпиады! Очень жаль, что времени на все не хватает, а все так интересно, любопытно, захватывающе! Не возможно остановится!!! СПАСИБО!!!

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Нано-Юдо
Нано-Юдо

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.