Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

«Лаборанты» или «творцы»?

Ключевые слова:  Сириус

Автор(ы): Гудилин Е.А.

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

30 июля 2016

Голосование по вопросу проектной деятельности - ЗДЕСЬ.

НОВЫЙ конкурс на проектную смену 2017 года - ЗДЕСЬ!

«Да как эти нанотехнологии можно увидеть?», - спросила нас как – то замечательная женщина, настоящий творец будущего молодых талантов в нашей стране.

«И правда, как их увидеть, а главное, зачем?”, - подумалось мне, наивному, а потом осенило: ведь если не увидеть, то значит, и не показать, а поэтому их как бы и нет. Очевидная парадигма.

И правда, зачем нано, когда есть макро – купил конструктор, призвал школьников, собрали вместе робота с забавными шестеренками, лампочками, он еще и шевелится, ми-ми-ми! Вот и школьный проект, вот и развитие научно – технического творчества молодежи, все так просто и быстро. Повсеместно, во всех STEMах и FabLabах, и даже в бывших Дворцах пионеров, за скромные сотню тысяч рублей на конструктор от коммерческой фирмы - партнера. Все довольны – и у школьников в руках реальная материальная вещь, и солидные дяди из руководства разного уровня умиляются, видят чистую детскую радость и убеждают громко себя и других, что вот он, прогресс, что идет вперед развитие инженерной мысли у молодого поколения (хотя у китайцев такие подходы, строго говоря, отверточной сборкой называются). И коммерческий партнер доволен, что продал изделие (конструктор). Или вот машинка, которую собрали сами школьники, и на которой можно с восторгом поездить, неважно, что детали взрослые дяди - инженеры заранее сделали для детской потехи. Отличные игрушки 21 века! Все равно, аплодисменты, задача выполнена, цель достигнута… Школьники, истинные творцы чего – то, налицо. А нано оно ведь маленькое, и … оно нам разве надо, если есть замечательный железный (деревянный, пластиковый, стеклянный, нужное подчеркнуть) робот – дровосек ???

Или вот, “кейсы”… Партнер из реального сектора экономики наукообразно придумывает почти неразрешимую проблему, которая вдруг сегодня утром (вечером, днем, во сне, нужное подчеркнуть) показалась ему важной и которую, несомненно, смогут за несколько дней решить талантливые школьники, хотя противные академики почему – то не отважились предложить рецепт победы, ну, типа напечатать дырявый спутник для орбиты на поверхности родной матушки Земля, собрать космический мусор прицельно стреляющими тросами со спутника – ассенизатора и т.д. Романтика, Космос, прогресс… Неважно, что спутник не полетит и конструкция у него слабовата, и что сборка космического мусора тросами – процесс, мягко говоря, неожиданный (уж слишком оригинально!). Все равно, начинается беспредельное детское творчество вразнос, все же Космос – наше все. Сначала мозговой штурм (обязательно) на основе поверхностного поиска информации в бездонной клоаке Интернета (как без него!), затем рождение наивно – безумных идей, чаще всего лженаучных, потому что знаний все же детям не очень хватает, поскольку никто их им по проекту и не собирался давать, а в школе не проходили, потом выработка командного духа (это главное) и в конце, разумеется, торжественно – громкий, как в родной пионерии, рассказ в строю, как школьники – творцы помогли Космосу своим величайшим, не имеющих аналогов (кто же до такого додумается!) проектом. И даже чем – то реальным помогли, и что вот – вот промышленники выстроятся в очередь, чтобы взять на вооружение изделие, сделанное школьниками. Здорово! Сплошная самостоятельность и творчество. Вновь аплодисменты.

На самом деле, грустно. Ведь реальная цель и основные задачи у таких модных и повсеместно распространенных проектов, как правило, – лишь показуха и ИКД (имитация кипучей деятельности) с простановкой галочек в отчетах региона (области, города, школы, бывшего Дворца пионеров, нужное подчеркнуть) о проведенных мероприятиях. Лженаука. Примитивизация. Самые страшные и коварные враги отечественного образования в современную эпоху.

Трудно ожидать, что такая псевдосоциальная активность, причем за неплохие бюджетные деньги, реально повысит знания и умения талантливых школьников. Они верят нам, взрослым, а чему мы их учим в этом случае? Рапортовать? Упрощать проблему? Скользить по поверхности? Верить в то, что принципиально не существует? Или впадать в разнузданную анархию безудержной, оторванной от реальности и знаний, фантазии? А ведь конечная цель, реальная, а не пропагандиcтская - это создать задел для будущего серьезного образования новых инженеров и ученых, которые решат после ВУЗа сложнейшие задачи и не утекут за рубеж. Это – золотой генофонд нашей страны, без преувеличения – наше ценнейшее будущее, именно они должны будут прийти и в ВУЗы, и в корпорации свежей кровью так необходимых прогрессивных перемен. Конечно, дети будут рады, что совершили не очень понятное им магическое действо – выполнили и защитили бооольшой и ваааажный такой проект с опасной иллюзией, что сделали его абсолютно сами. И родители рады – чадо чем – то важным занимается, не в подворотне баклуши бьет. Но это, скорее, из области ритуалов и заклинаний, а не из тех реальных дел, которые действительно нужны стране. Настоящий проект сложен, делается пОтом, руками, и головой. И тем он и ценен. Не показухой, а делом. Школьники сейчас знают многое, особенно те, кто уже сделал что – то помимо куцей школьной программы. Им можно дать многое, главное – хотеть и верить в их потенциал, который огромен.

Проектная деятельность не должна быть дорогим мифом или капризной модой, а может (и должна!) стать способом междисциплинарного, комплексного, творческого воспитания и даже образования, мощной мотивацией и профподготовкой. В ней, по идее, это заложено изначально. Просто надо подходить индивидуально и комплексно, без формализма и приторных восторгов… И это, разумеется, совсем не просто… Недаром, “Ученые будущего” и “Наноолимпиада” уже годами вырабатывают иммунитет к подобного рода шаблонным и формальным проектам и поэтому достигли интересных результатов на основе реальных дел и реальных рецептов. Ведь главное – это не деньги на дорогой конструктор, а идея и знания / умения школьников. Они – в истинном фокусе проекта.

Сломать вездесущие стереотипы жизненно важно именно сейчас (а то поздно будет), потому что проблема была заложена реформами школьного образования уже давно. А точнее, с первого класса, например, с моего первого, непосредственного коснувшегося меня, шокирующего столкновения с проектной деятельностью в ее наихудшем исполнении. Да, до этого были интересные проекты на наноолимпиаде, разработка перспективных тем школьных исследовательских проектов, которые можно выполнить без покупки конструктора робота за сотню тысяч рублей у доброго коммерческого партнера. Я здесь о первом классе, когда после школы в двеннадцать часов ночи перед трудным рабочим днем мы с женой выполняли “проект” нашего сына – первоклассника, кажется, под названием “Улицы Москвы” (или “Глобус Москвы”, не помню, это неважно). Я только помню, что супруга меня за ноги потом удерживала, чтобы я утром еще до работы не пошел к директору школы и не сказал на чисто русском лаконичном языке, что я думаю о проектной деятельности вообще и о ней же в первом классе, в частности. Это, конечно, был бы бесполезный шаг, потому что проектная деятельность зашита министерством в учебном плане, а проекты нужно огнем и мечом насадить и выполнить, несмотря ни на что, пусть хоть умрут родители, неважно, что сын спит и слыхом не слыхивал, о чем проект, но главное – галочка! Чем больше класс, тем жирнее галочка. Вредная глупость, как – то так… Вплоть до конструкторов за сотню тысяч рублей и до романтических творческих “кейсов” о грандиозном освоении космического пространства самостоятельными силами школьников за пару дней.

Вот на этом странном персональном фоне меня и пригласили в образовательный центр “Сириус. Весьма пессимистический был лично для меня старт руководства проектной деятельностью целого направления «Создаем умную среду обитания» проектов школьников, действительно хороших и мотивированных в соответствии с весьма правильными использовавшимися принципами отбора. Стало немного грустно, но потом рука потянулась к перу и сами собой написались черновики трех химических (или, условно, нанотехнологических) паспортов проектов для замечательного творения нынешней эпохи – образовательного центра Сириус. Проекты назвали «Тайны наноуглерода», «Тайны умного стекла» и «Загадки материального мира». Два из них (про электрохромные стекла на основе оксида вольфрама и анализ реальных объектов материального мира комплементарными методами инструментальной диагностики) были фактически учебными. Один был исследовательским (про ГКР – активные нанокомпозиты на основе оксида графена и анализ допинг – проб, включая пресловутый мельдоний). Но ни один из них, тем не менее, не предполагал использования школьников в качестве рабов - лаборантов, напротив, они были способны перестроить тактику выполнения проекта и решить практически важную задачи своим способом. К счастью, оказалось, что Сириус и правда может переломить тенденцию формализма и популизма, который процветает пока что в сфере проектной деятельности. Теперь у меня есть вера, что он может стать катализатором правильных тенденций и новых образовательных приемов, которые действительно смогут поставить работу со школьниками на новый уровень.

И причиной этой веры стало одно, но принципиальное идеологическое изменение, которое, помимо отбора талантливых школьников и отличных условий для их обитания в Сириусе, было закреплено де факто в условиях проектной смены – интеграция теории и практики. Все 10 проектов направления были не просто сборкой из конструктора или мечтаниями о будущем, но направленной подготовкой проектной команды школьников к выполнению практических задач, инженерных ли, или нанотехнологических с последующим их воплощением руками школьников в конкретный оригинальный материал или устройство.

Сириус показал, что я был не совсем прав в своих наихудших ожиданиях, потому что инженерные проекты оказались на высоте и были крайне интересны школьникам из – за наличия нескольких важнейших взаимосвязанных компонентов:

  • Обязательный элемент (от куратора проекта): теоретическая подготовка, освоение современного языка программирования, выработка практических навыков по дизайну, конструированию и прототипированию, навыков работы в команде.
  • Экспериментально – практическая составляющая (выполняется школьниками под руководством куратора): навыки прототипирования на трехмерном принтере с использованием трехмерных компьютерных моделей, сборка устройства, составление программного кода, управление устройством, исправление ошибок и неточностей по петле обратной связи с тестированием разработки.
  • Творческая составляющая (самостоятельная работа детей): разработка дизайна, определение круга функциональных возможностей устройства, алгоритма взаимодействия устройства с окружающим пространством.
  • Аналитическая составляющая (самостоятельная работа детей): поиск информации и сопоставление с существующими аналогами, определение текущих и перспективных областей использования разработки, выработка перспективных улучшений конструкции, анализ проблем, которые может в будущем решить разработка, критика имеющихся решений, собственные предложения по будущему разработки.
  • Персональная составляющая: неординарная личность куратора проекта и его отношение к детям.

По сути, нанотехнологические проекты включали гораздо бОльшую «накачку» теорией с межпредметными связями, но с привязкой к типичным школьным предметам – химии, физике, математике, биологии. Далее школьники своими руками делали «умный» материал, исследовали его свойства и находили реалистичные области практического применения. Основные стадии этих проектов включали вполне естественные и необходимые этапы:

  • Теоретическая подготовка. Обучение работе с синтетическими и аналитическими приборами. Выполнение основных стадий синтеза по регламенту. Распределение ролей в команде.
  • Освоение навыков химического синтеза, работы со сложным оборудованием, освоение цикла лабораторного получения материала с заданными функциональными характеристиками, универсализация междисциплинарных знаний.
  • Выбор практически – важного объекта анализа, определение конструкции активного элемента сенсора и способов их масштабирования, определение преимуществ и ограничений метода.
  • Выбор неизвестных объектов исследований, разработка оптимальных алгоритмов анализа, составление базы данных и работа с ней, исследование преимуществ и ограничений методов, установление артефактов анализа, распознавание образов данных и эвристического метода анализа.
  • Поиск информации и сопоставление с существующими аналогами, определение текущих и перспективных областей использования разработки. Выработка перспективных улучшений конструкции, анализ проблем, которые может в будущем решить разработка. Критика имеющихся решений. Собственные предложения по будущему разработки.
  • Возникновение персональных симпатий школьников к кураторам проектов, которые работали со школьниками и для школьников.

Например, в “Тайнах наноуглерода” школьники своими руками сделали чувствительный оптический сенсор, который в городе прекрасной зимней олимпиады Сочи смог научиться определять биоактивные вещества, в том числе адреналин и мельдоний. Таким образом, все эти работы продемонстрировали несколько важных вещей.

  • Во - первых, в проекте должна быть всегда идея, заложенная туда куратором. Не с потолка. Не упавшая в результате спорадического мозгового штурма. А оригинальная, чистая и светлая, разумная, выполнимая школьниками без привлечений инструментов лженауки или пустых мечтаний (то есть все же заложенная куратором проекта или переосмысленная и переработанная идея кейса любого партнера).
  • Во – вторых, проект обязан быть исследовательским, а не чисто учебным типа отверточной сборки конструктора. Это связано с интеграцией как с теоретическими знаниями, так и с возможностью альтернативных решений, которые могут найти сами школьники (роботы и лаборанты такого не умеют).
  • В – третьих, выполнение проекта должно быть подобно маленькому, но открытию, то есть его результаты не должны быть заранее абсолютно предсказуемы. В том числе, результаты проекта должны четко оставлять у школьников ощущение значимости и возможной практической применимости, так, чтобы они сами могли рассказать это все своими словами, пропустить через себя и, соответственно, глубоко осознанно это все понимать.

Лишь в этом случае проект оставит в их душе след, будет им в радость и запомнится надолго. И в немалой степени именно такому подходу отвечают «нанотехнологические» проекты. Только не надо детей держать за маленьких глупцов. Они много знают, умеют и еще большего хотят. Важно это не забывать. И очень хорошо, что Сириус решил основать нанотехнологическую лабораторию, которая междисциплинарна и универсальна по своей сути, в том числе пригодна и для выполнения чисто химических, физических и даже, наверное (в будущем) биологических проектов. Это отличный задел и великолепный олимпийский рывок вперед.

Кто – то, не помню кто, назвал наших школьников вскользь «лаборантами». Конечно, химическая техника безопасности писана еще со времен алхимиков кровью, а отклонение от протокола отдельной синтетической стадии смерти (для синтеза и не только) подобно. Химический, нанотехнологический синтез не терпит небрежности и мелочей. Но из этих стадий, как из химического конструктора, собирается реальный материал. И, пожалуй, лаборант это не сделает хорошо, потому что творчество – в создании материала, в том числе в магии маленьких хитростей, которые основаны на глубоком понимании молекулярных основ процесса. В результате такого сокращения анархии достигается синергизм теории, практики, творчества школьников, что укрепляет их образовательную базу и развивает их осознанную самостоятельноcть в генерации и анализе идей, выборе решений, планировании и практической реализации плана проекта, формулированию выводов и перспектив разработки. Это серьезный подход будущих исследователей. Да и инженеров тоже.

Интересно, что в своей классической научно – фантастической новелле «Осмотр на месте» Станислав Лем рассказал об «ошустренной» и весьма умной среде обитания человека, где каждый предмет состоит из шустров (нанороботов, если хотите), которые подчиняются кибермозгу (мегароботу, если хотите), поэтому даже если стукнуть непослушного ребенка по голове (как рекомендовали некоторые коллеги на смене), то ничего не выйдет – опасный предмет рассыпется в руках и не причинит никакого вреда. В этом плане объединение разнородных проектов в рамках одного направления выглядело, с данной фантастической точки зрения, совершенно логичным.

На завершающей конференции в Сириусе я осмелился спросить один простой вопрос у школьников – творцов проекта, которые лично рассказывали президенту Российской Федерации В.В.Путину, что они печатают солнечные батареи для космоса. Я знаю очень хорошо, насколько сложно устройство и насколько невероятно непросто пока что напечатать солнечную батарею, поскольку в МГУ успешно выполняется совместный международный проект с изобретателем солнечных батарей именно того типа, который можно напечатать – профессором Гретцелем, всемирно известным ученым, который, кстати, об этом недавно в МГУ читал публичную лекцию. Так вот, мой вопрос был прост и очевиден (меня съедало дикое любопытство) – как именно работает ваша солнечная батарея (да и ревность была - мы пока не напечатали, а школьники за 21 день сделали!). Ответ моих молодых коллег поставил меня в тупик, потому что в тупик их поставил мой вопрос. После минутной растерянности они радостно сообщили, что они на трехмерном принтере печатали… лишь подставку - держатель для солнечной батареи, которой, собственно, и не было. Но мы обещаем, что она будет, и что истинную солнечную батарею способна будет создать только нанолаборатория и школьники, которые будут в следующий раз ее тщательно и вдумчиво делать. Вот тогда мы и увидим “нано”, как и обещали, но не буквально, а как реально и эффективно оно работает. Подставку для этого высокотехнологического проекта мы, конечно, возьмем у коллег, которые ее уже умеют печатать. Если все будет идти правильно, обещание можно будет с успехом выполнить руками школьников. При этом, мне кажется, наибольшее предпочтение стоит, как ни странно, отдавать школьникам - теоретикам (тем же участникам олимпиад), потому что руками их работать научат, а понимание основ наук и процессов приходит обычно с бОльшим трудом. Тогда получатся универсалы, которые и знают, и умеют - очень редкая сейчас в России когорта школьников. Воспитание таких ребят и девчат, несомненно, может быть спецификой именно Сириуса, потому что вряд ли ему стоит повторять подготовку STEMов, FabLabов, Дворцов пионеров, а нужно идти своим, трудным, уникальным и перспективным путем, стать генератором новых эффективных образовательных технологий. На то он и единственный в своем роде образовательный центр федерального значения.

Разумеется, ничего бы не было без методиста направления – к.х.н., ассистента ФНМ МГУ А.А.Семеновой и кураторов проектов, которые не только с огромным воодушевлением работали со школьниками, но и дали им немало новых интересных знаний и навыков:

  • Экспобот: Анохина Анастасия Юрьевна, Центр технического творчества молодежи СПбПУ «Фаблаб Политех», СПбПУ
  • КРИСТАЛьно чистая вода: Асач Алексей Владимирович, старший преподаватель кафедры электротехники и электроники, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
  • Тайны наноуглерода: Володина Мария Олеговна, аспирант химического факультета МГУ
  • Конструируем умный стол: Липкан Никита Александрович, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
  • Тайны умного стекла: Мельникова Полина Александровна, факультет наук о материалах МГУ, бакалавр
  • Интерактивное искусство: Мирошник Глеб Андреевич, Санкт-Петербургский политехнический университет, студент
  • Конструируем умный шкаф: Москалев Артем Владимирович, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, студент
  • Загадки материального мира: Морозов Анатолий Владимирович, факультет наук о материалах МГУ, магистрант
  • Кровать-будильник: Опочанский Александр Аркадьевич, Санкт-Петербургский политехнический университет, студент
  • Робот-домохозяйка: Сумовский Александр Сергеевич, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, студент

Надеемся, что следующая проектная смена в нанолаборатории будет еще более интересной и полезной. Будет возможность, о всем сообщим заранее.

И в заключении опять о Сириусе - это мощное место силы, где творится новая история нашей страны, потому что образование и талантливые дети - основа всего, без этого у нас не будет будущего. Это отличный проект, глобальный и грандиозный, который нужно развивать, потому что других шансов у нас всех нет. И это способ сделать проектную деятельность школьников так, как надо, превратить ее в уникальный инструмент взращивания новых талантов. И поэтому хочется верить, что Сириус будет развиваться и дальше, на этом пути ему надо желать не только всяческих успехов, но и людей со всей страны, которые свои научные и инженерные достижения и "ноу хау" сделают достоянием школьников, Сириуса и всех нас. Практически уверен, что уровень проектов у школьников после этого спокойно может вырасти не только до студенческого (как по факту было на этой первой в истории Сириуса проектной смене), но и до солидного исследовательского уровня. За это стоит бороться и с воодушевлением ждать лауреатов государственных и международных премий среди выпускников Сириуса. Он это может!

Для увеличения размера и скачивания фотографий кликните на них два раза. При перепечатке материала или использовании фотографий ссылка на данную статью обязательна.

Голосование по вопросу проектной деятельности - ЗДЕСЬ.

Евгений Гудилин

ФНМ, химфак МГУ



Средний балл: 10.0 (голосов 8)

 


Комментарии
Петрова Юлия Юрьевна, 30 июля 2016 19:23 
Спасибо Евгений Алексеевич за статью. Хорошо бы, чтобы ее читали и попытались понять и педагоги, реализаторы идеи проектной деятельности школьников. Я бы еще добавила, что в современной "проектной деятельности" появился еще один "толкач": сами учителя мотивированы наградами и категориями, потому-то такая псевдо-проектная деятельность начинается с 1-го класса, а школьникам и их родителям навязывают "проекты" практически в обязаловку! Согласна, что популяризация науки в современной школе доведена до профанации и фальсификации науки как таковой. Такие центры как Сириус надо развивать во всех регионах, скорее всего на базе Вузов, где есть материально-технические возможности и соответствующие кадры, потому как только настоящие ученые и их научные школы (а не педагоги!) смогут приобщить школьников к научной проектной деятельности! Но тогда и Вузам нужно помогать на федеральном уровне, чтобы у них тоже был стимул поддерживать и курировать проекты школьников.
Да в общем, согласен. Но учителя из предложенной схемы совершенно не исключены, есть еще дистанционная часть. Мне кажется, к проектной схеме нужно готовить заранее, потому что это не развлекалочка, а серьезное испытание. И школьники это хотят, вот в чем плюс. И награждать учителей есть за что....
Здравствуйте, Евгений Алексеевич! Во-первых, хочу Вас поблагодарить за все, что Вы с Ильей Гольдтом для меня сделали - Ваши Олимпиады мне очень помогли. Во-вторых, хочу вернуться к статье. Согласна с Петровой Ю.Ю. - такие центры как Сириус необходимо развивать на базе Вузов (но надо продумать этот вариант). Евгений Алексеевич, на мой взгляд, необходим СИМБИОЗ. Объясню почему. На выполнение любой тематики нужна грантовая поддержка. К примеру, приходит школьник (пусть с родителями) в ВУЗ и говорит: "У меня есть интересная идея - прототипа нет. Мне хотелось бы выполнить эту тематику в Вашем ВУЗе". Далее необходимо получить ГРАНТ. Вот здесь и будут поджидать его все трудности. Как известно, после получения отрицательного результата при выполнении грантовой работы, получить последующий грант будет проблематично. Не все ученые согласятся рисковать - проще совершенствовать уже существующий прототип. Получается замкнутый круг. Можно поступить иначе - выдавать всем гранты, независимо от результата предыдущей грантовой работы. Но тогда будут получать гранты ВСЕ и на ВСЕ. Это не вариант. Вывод: правильные 2 варианта - и Сириус, и ВУЗы. Евгений Алексеевич, реформы необходимы как в школе, так и в ВУЗах!!!Просто необходимо найти оптимальный вариант. Мой вариант - Олимпиады, Олимпиады и еще раз Олимпиады!!!
ВУЗы участвуют.
Евгений Алексеевич, трудно с Вами не согласиться. Вы, говоря о творчестве и бюрократизме (формализме), назвали все "своими именами". Конечно, повышенного оптимизма у меня нет и в отношении перспектив, но это мой обычный скептицизм: я знаю Вас уже очень давно и обычно у Вас все получается. Хотя все очень сложно: уже предложенный вариант задачи (неважно, школьнику или зрелому ученому) чаще всего неявно предполагает решение. Не буду продолжать загадками. Мне также очень понравилось Ваше высказывание, естественно следующее из предшествующего текста, с которым я абсолютно согласен: "наибольшее предпочтение стоит, как ни странно, отдавать школьникам - теоретикам (тем же участникам олимпиад), потому что руками их работать научат, а понимание основ наук и процессов приходит обычно с бОльшим трудом". По сути, Вы говорите о необходимости общей глубокой подготовки, именно тогда возникает интерес к науке, а не к развлечениям с закупленным конструктором ("игрушки 21 века"). Но таких школьников будет немного, так как настоящая наука, к сожалению, требует слишком многого.
Александр Матвеевич, как ни странно, я убедился, что их МНОГО и что они хотят работать! Поэтому и написал про это. Школьники (и мальчики, и девочки) справились с теми задачами, которые перед ними были поставлены, а задачи были необычные и непростые. И теоретическая подготовка тут была ой как нужна. И это можно продолжить. При небольшой заочной части (значит, отбор нужно немного раньше делать) экономится время на подготовку к творческой и экспериментальной части, а результат будет очень хорошим. Сириус это сможет. Главное - правильно организовать.
Евгений Алексеевич, поздравляю Вас с успешным завершением первой проектной смены.Это очень-очень радостная новость: наконец-то, государство решило поощрить талантливых детей. Не расстраивайтесь, что проекты пока далеки от настоящих научных разработок. Проекты всякие нужны, проекты всякие важны. Конечно, научно-исследовательский проект на порядок ценнее простого учебного проекта, но, к сожалению, доступен он не всем детям: подготовленный руководитель проекта + хорошо оснащенная лаборатория + теоретически подкованные и мотивированные дети. Во многих субъектах, чтобы просто ЕГЭ по физике или химии провести, оборудование с миру по нитке собирают, а если купят дорогостоящее оборудование, то детям вряд-ли дадут с ним экспериментировать. Потому и примитивизация повсеместная. А в первом классе проекты могут быть только учебные, но их цель приобщить детей к научно-исследовательской деятельности, научить их видеть проблему, выдвигать гипотезу, ставить цели и достигать их, выделить одаренных ребят(хотя в этом возрасте все дети - исследователи и экспериментаторы, это любой родитель подтвердит).Согласна с Вами,что нельзя доводить до абсурда, нужна предварительная работа с родителями,а ещё раньше с учителями, ведь их амбиции порой очень мешают становлению будущей личности юных академиков. Да, в нашей системе образования много поверхностного.Но ведь есть талантливые ребята, Вы их видели, они ведь не с неба свалились. Просто надо набраться терпения,должно пройти время, чтобы семена дали всходы, может и плоды успеем попробовать на вкус. Удачи Вам и ещё раз спасибо за хорошую новость.
Надеюсь, одной проектной сменой все не ограничится, развивать переподготовку педагогов они тоже будут.
Скопиньш Елена Яковлевна, 01 августа 2016 06:24 
Здравствуйте. После прочтения статьи - маленькое удовлетворение от осознания, что я не одинока в восприятии проектной деятельности и огромная грусть - поезд с реально интересными делами мчится мимо меня ... Я даже не стою на платформе - я где то вдали и вижу хвост этого локомотива.
С чего начать? Посоветуйте.
Учитель физики, естествознания в городской школе (Красноярск)
Не впадайте в пессимизм. И не принижайте свои успехи и успехи Ваших питомцев. Поезд не ушел. А что делать зависит от того, что Вы хотите. Есть, я уверен, разные подходящие варианты.
Рыжов Антон Михайлович, 01 августа 2016 08:59 
В Сириусе ещё проходят отличные физмат смены,что является несомненно ,прорывом в подготовке к олимпиадам наших учеников.
И физмат смены, и биологические, и химические. С этого начинали и это будет, конечно, развиваться. Кто ж спорит, что это очень важно. Просто с олимпиадами чуть - чуть понятнее, чем с проектами, но хочется верить, что во всех направлениях удастся добиться успеха. Оптимизм пока есть.
Пастух Евфграфович, 18 августа 2016 10:06 
Даже на Солнце можно найти пятна. А почему бы и нет?
или "Это "галочка", у кого надо "галочка".

1 Цель грусти (любопытно, правда?) — мотивировать человека изменять положение к лучшему, добиваться своих целей....
- в данной статье автору пару раз немного взгруснулось и... Дело пошло !?
2 "...и "ноу хау" сделают достоянием школьников, Сириуса и всех нас."
- ??? "Дядя Женя, ты так не шути! У них тут кислорода 2% от нормы..." . Для образования любопытных:
- "Общетвенное достояие (англ. Public Domain) — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Также «общественным достоянием» иногда называют изобретения, срок патента на которые истёк. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений...."
- "Ноу-хау (от англ. know how — «знать, как») или секрет производства — это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности."
- другими словами, обобщая, мы "въезжаем" в конкурентный мир!!!, ЭТИМ надо бы практически озаботиться, а не надеждами, что кто-то что-то "сделают достоянием всех нас" просто так. Это принципиальный момент в современном воспитании, в руку дающего "ноу хау" должна быть вложена значимая, ощутимая благодарность или наш прогресс просто остановится и насовсем. Добый наш Евгений Алексеевич, посмотрите на мир с точки зрения конкуренции т.е. реально, пожалуйста, и сразу все наивные надежды растворятся сами.
3 Граффити строительных видеорядов из миллиардов денег и никому не известных многорядьев молодых людей, временно обладающих этими достояниями, психологически уже давно не впечатляют и не притягивают даже россиян за МКАДом. Нужна новая (поживей) форма, конкурентная и по содержанию. Милые фотки, но типа "так себе и ни о чём" и на всю Россию - это про застывших кроликов в золотой клетке на десятом небе у самого Рехуа и под попечительством преданного, доброго, умного, заслуженного, светлого, милого и всеми любимого мохнатого " Большого Пса".
4 Задача: в МГУ и Красноярском ФСУ по 40 000 студентов. (Председателем попечительского совета одного из них является Д.А. Медведев, а другого ..., угадайте с трёх раз.)
- Незадача?
- И где же у нас теперь находится центр естествознания?
- Где-где, - на гербе, потому и вопросы задают - "с чего начать?"
5 И не пора бы, с учётом 4, стык наук выделить в отдельную дисциплину и назначить уже праздник на 19 мая 2017 г. (с Днём кубика Рубика) - День стыка или соприкносновения наук? День интегрального естествознания! Ё-моё, да и научное звание взять и утвердить - Научный Интегратор (М. Прохоров, 2008 г., июль).
Или слова междисциплинарность, стык наук - от лукавого? Антинаучная для Науки терминология? Не более? Не более чем сочетание "пара слов" при обозначении двух слов, как и квартет? Или словосочетание междисциплинарность трёх наук емче чем понятие научное трио, "триумвират наук" наконец?
6 "...но хочется верить, что во всех направлениях удастся добиться успеха. Оптимизм пока есть."
- Присоединяюсь к нашему доброму и мудрому "Светлому будущему"

Витиевато, как всегда. Но светлое будущее, все же, пока что внушает надежды...
Пастух Евфграфович, 19 августа 2016 09:03 
"Обратная сторона Луны"
Согласен, - это от массы новой и интересной информации о Сириусах и созвездии Большого Пса.
А вот наблюдение: "взрослые" инженеры и исследователи уже практически начали соединяться в одно целое. Современное информационное поле очевидно способствует этому. Приходится постоянно насыщать понятие "мой ресурс", исследовать, синтезировать, перерабатывать ..., превращать в продукт полезный для общества.
С этой точки зрения проектная работа не имеет альтернатив - это срез реальной сегодняшней жизни. И отражение эстетики этого процесса на данном посте крайне важно: мы осознаем, как мы развиваемся или притормаживаем. Хотелось бы здесь почитать мнения и "рабочего тела" проектной работы - самих ее исполнителей.
Ау! Дорогие дети, откликнитесь!
Дети как раз очень адекватно все оценивали. Их не обманешь. Да и не надо обманывать, с ними просто нужно честно работать. С ними, а не для галочки...
Пастух Евфграфович, 19 августа 2016 16:27 
Рефлексия Добра и Вежливости:
Согласен на 100%, в свете сегодняшних событий в образовании, именно такая этика моральных представлений о поведении преподавателя и позитивного содержания его морального сознания, будет актуализироваться.
Палии Наталия Алексеевна, 01 сентября 2016 20:44 
«Да как эти нанотехнологии можно увидеть?», - спросила нас как – то замечательная женщина, настоящий творец будущего молодых талантов в нашей стране.

Перечитывая вашу статью, осознал на сколько все таки важны нано-технологиии в нашем мире! Хотя как и описано в вашей статье - "Их невозможно увидеть", но для меня важнее сам результат использования таких технологий. Мне известно что сейчас довольно быстро развиваются нано-технологии в сфере востановления здоровья - результаты внушают. Сейчас благодаря современным технологиям вам достаточно каких то секунды, что бы ваше здоровье становилось лучше) И это действительно поражает! На сайте нанопатч, я прочитал о технологии которая доступна уже сегодня! И эти технологии может приобрести любой человек, независимо от количества денег в вашем кошельке. Хотел бы оставить ссылку на данный сайт, может кому-то такие техн. спасут жизнь. http://nanopatch2.ru/
nastobr com, 05 июля 2019 05:51 
Спасибо за статью, важная информация
nastobr.com предлагает пройти курсы профессиональной переподготовки на Лаборанта, курсы проходят дистанционно, по всей России
https://nastobr.com/uslugi/professionalna ya-perepodgotovka/laboratornoe-delo/
Приятного обучения!

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

нанопирамиды нанофараонов
нанопирамиды нанофараонов

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.