«Жизнь прекрасна! Главное понять, кто ты есть на самом деле!» (Лосяш, лучший герой - философ мультсериала «Смешарики»)
Ох уж эти «стобальники - олимпиадники», придут - не поступишь в хороший ВУЗ... Ох уж этот Московский Университет, моих знаний поступить туда не хватит. Ох уж эта междисциплинарность – это сколько пахать надо – и с химией, и с физикой, и с математикой, даже, возможно, с биологией...
Кто рассуждает так – неправ. Конечно, вопрос «Куда поступать?», так же как и классическое «Что делать?» мучает и будет надсадно изводить еще не одно поколение абитуриентов. Однако, товарищи, для чего живем? Человек всю жизнь учится, можно даже перефразировать – пока я учусь, то существую. И в этом плане опрос, который сейчас проводится, весьма интересен. Из него понятно, что учиться наши молодые дарования не боятся, но не хотят поступать туда, куда поступить трудно.
Теперь по порядку об опасениях, которые испытывают абитуриенты.
Опасение номер раз о «страшных стобальниках - олимпиадниках». Возьмем в качестве примера факультет наук о материалах, его – потому что он маленький (прием 25 человек) и поэтому вынужден выставлять более жесткие, чем другие факультеты, требования к поступающим, чтобы отобрать будущую интеллектуальную элиту, он является частью МГУ и на нем реально занимаются нанотехнологиями, их фундаментальными научными основами, а также основным замечательным продуктом – наноматериалами разных классов и применений, не занимаясь при этом нанотехнологическим фетишизмом. Так вот, на этом факультете ввиду более жестких льгот по олимпиадам (которые, тем не менее, фактически гарантируют поступление!, см. Опрос), ожидается не более половины приема по олимпиадам. Остальные – это абитуриенты, пришедшие с результатами ЕГЭ и фактически ИХ ЕГЭ определит проходной балл (олимпиадникам это будет сугубо все равно, поскольку у них будет большой перебор по баллам по отношению к любому проходому баллу, который будет установлен). Так что фактически, большая часть приема даже на такой маленький факультет будет проводиться по ЕГЭ. Олимпиадники не насытят тем паче и большие факультеты, поэтому абитуриенты с ЕГЭ вполне могут поступить в МГУ.
Это, кстати, отвечает на второе опасение, что не хватит мозгов поступить в МГУ. Неправда (смотрите об этом видеоматериал), потому что особенно естественно – научные факультеты МГУ часто более, чем наполовину, состоят из иногородних. Об этом можно долго рассуждать, но факт остается фактом. И это воспроизводимый, многолетний факт!
Третье опасение, противоречащее полностью поговорке, что тяжело в учении, но легко в бою, в современном обществе уже совершенно неактуально. Несмотря на наступивший демографический кризис, работодатели на хорошую работу все равно берут фактически только лучших выпускников из лучших ВУЗов, а такие выпускники никогда не бывают лентяями, напротив, они очень активны не только в учебе, но и по жизни. Иначе не выживешь в джунглях дикого капитализма современной России. Иначе не было смысла поступать в «лучший ВУЗ». Более того, именно междисциплинарное образование сейчас становится наиболее популярным. Нанотехнологии - ярчайший пример тому, более того, пример естественный и поэтому совершенно не безобразный. Моноспециалисты могут вскоре вымереть, как динозавры, из – за невостребованности, если не переквалифицируются в служителей наступающего века высоких технологий. Опять – таки, если брать в качестве примера ФНМ МГУ, на этом факультете исповедуют и реально реализуют не только принцип междисциплинарности, но и научную работу в лабораториях с первого курса, международные стажировки, так называемую «академическую мобильность» в форме выступлений на российских и международных научных конференциях, участие в конкурсах на различеные известные премии, гранты, стипендии, дают большую свободу в выборе научного направления и персонального куратора (часто – с других факультетов МГУ: химического, физического, биологического, механико – математического и пр.). Плохо ли к выпуску иметь статей в реферируемых журналах в несколько раз больше, чем то требуется для защиты кандидатской диссертации? А это для ФНМ МГУ обычная практика. Но поступить сложнее, но несильно, зато учиться интереснее, зато получаются истинные бойцы, добивающегося своего в этой непростой жизни. Какие они будут – увидим уже осенью.
Итак, после долгого и психологически затянутого введения - самые яркие впечатления о ФНМ студентов, защитивших в 2010 году квалификационную работу на соискание степени бакалавра
1. Козьменкова Анна Ярославовна:
Как известно, жизнь прекрасна и удивительна, но она действительно становится такой для тех, у кого есть цели и мечты и кто умеет воплощать их в реальность. Факультет Наук о Материалах готовит сильных и целеустремленных молодых ученых, которые умеют преодолевать жизненные трудности с улыбкой на лице, обладают выдержкой и находчивостью.
2. Лебедев Василий Александрович:
О Факультете Наук о Материалах я узнал в 2006 году на Дне открытых дверей МГУ, после чего очень заинтересовался местом, где уделяется внимание как физике, так и химии. По этой причине я подал документы именно на этот факультет. Хотя с дипломом Всероссийской олимпиады по химии я имел возможность без экзаменов поступить также и на химический факультет МГУ. Проходя курс обучения на ФНМ я ни разу не пожалел о своём выборе, несмотря на все трудности, с которыми мне пришлось столкнуться. С первого семестра мне пришлось заниматься научной деятельностью на кафедре неорганической химии под руководством глубокоуважаемого профессора Чурагулова Б.Р., в группе которого я нахожусь до сих пор, где на данный момент я занимаюсь получением оксида цинка — материала для солнечных элементов, источников света и других полезных устройств. Уже со второго курса я был допущен к работе на атомно-силовом микроскопе, на котором получал изображения, которые были включены как в курсовые и дипломные работы моих товарищей, так и в научные статьи. Для того, чтобы получать действительно интересные и полезные результаты, а также для того, чтобы уметь их интерпретировать, я дополнительно посещал курсы лекций на физическом факультете. Интересной особенностью нашего факультета являются проводимые в конце каждого семестра доклады о проделанной исследовательской работе. Эти выступления помогали подготовиться к участию в научных конференциях, в которых я участвую со второго курса. За время обучения на факультете я познакомился со многими научно-исследовательскими коллективами, например, с группой профессора Шура В.Я. (г.Екатеринбург), занимающейся интересующей меня тематикой — атомно-силовой микроскопией и различными методами измерений на её основе. Как в научной, так и в учебной работе на протяжении всего обучения мне помогали товарищи — и однокурсники, и студенты более старших курсов, без их помощи и поддержки мне не удалось бы добиться многих результатов.
3. Пустовгар Елизавета Андреевна:
Для меня очень сложно выделить одно самое яркое впечатление за время учебы на факультете Наук о материалах. Вся учеба, эти 4 года, как одно яркое событие в моей жизни. Все началось с вручения ректором В. А. Садовничим диплома победителя проекта «Покори Воробьевы горы». Этот момент моей жизни, безусловно, я буду помнить всегда. Хочется также отметить преподавательский состав факультета наук о материалах, который во многом повлиял на меня. Участие в международных конференциях и конкурсе, организованном компанией Saint Gobain, также являются ярким дополнением к учебному процессу за те четыре года, которые я провела в стенах московского университета.
4. Шеберстов Кирилл Фёдорович:
Что такое наука о материалах? Это одна из наиболее современных инновационных областей на стыке естественных наук. Предмет ее изучения – вещества, обладающие практически важными физическими, химическими и биоактивными свойствами. Специализация, которую я получил на ФНМ, подразумевает, в первую очередь, наличие фундаментальных знаний по химии, физике, математике, механики и биологии, а также разностороннюю экспериментальную подготовку. Я очень благодарен руководству, сотрудникам и преподавателям факультета за получение мною столь важных знаний и рассчитываю на продолжение обучения в магистратуре ФНМ. В заключение хочу сказать, что несмотря ни на какие трудности все еще мечтаю об успешной карьере ученого!
Комментарий Т.В.: Скажите всему миру о том, что Вы хотите, и ваше желание обязательно сбудется, если ваши намерения чисты! (Цитата из лекций в институте Самовосстановления человека Норбекова)
5. Вербицкий Николай Иванович:
Одно из самых ярких впечатлений за все время обучения – первый визит в лабораторию неорганического материаловедения, в которую меня определили после личной встречи первокурсников с Ю.Д. Третьяковым. В тот день я познакомился со своим научным руководителем – Елисеевым А.А. Он предложил мне заниматься углеродными нанотрубками и провел увлекательнейшую лекцию по этой теме. Потом мы ходили по пятому этажу химического факультета, и Андрей Анатольевич знакомил меня с различным оборудованием, на котором мне придется работать при выполнении исследований. Меня тогда все это невероятно заинтересовало. Я также был потрясен, что буду участвовать в передовых научных исследованиях и заниматься современной наукой – ведь это именно то, ради чего я поступал на Факультет наук о материалах.
6. Ярошинская Наталья Владимировна:
Только защитив диплом, понимаешь, насколько быстро пролетели студенческие годы. До сих пор помню день, когда я пришла подавать документы на факультет, не зная о ФНМ ровным счетом ничего. Спросила у Егора Досовицкого, оказавшегося в приемной комиссии, нормальный ли это факультет? На мой вопрос он, не задумываясь, гордо ответил: “Это самый лучший факультет!”
Собственный опыт показал, что если ФНМ - не лучший, то, безусловно, уникальный факультет. Где еще сразу начиная с первого курса можно писать научные статьи и ездить в зарубежные командировки и на конференции? Благодаря факультету мне удалось побывать за эти годы во Франции, Германии, Польше. Эти научные командировки оставили незабываемые впечатления. Ведь поработав в иностранном коллективе, приобретаешь уникальный опыт и совершенно по-новому узнаешь страну.
Самую приятную память оставили люди, с которыми мне довелось работать в лаборатории, у которых мне довелось учиться, а особенно мои однокурсники – интересные, уникальные люди. Было интересно учиться, весело вместе отдыхать. Да-да, на ФНМ бывает, и совсем не редко, весело!
7. Корнейчук Светлана Александровна
За четыре года моей жизни на ФНМ произошло столько разных событий: мы сдавали сессии, работали в лаборатории, веселились на вечеринках, но сейчас кажется, что эти четыре года пролетели очень быстро. Все эти совместные испытания очень сплачивают, и, после всего, мои однокурсники стали для меня настоящими «боевыми товарищами».
Уже с первого курса мы начали работать в лабораториях и погрузились в научную среду. На мой взгляд, отличительной чертой нашего факультета является серьезный научный подход в работе, который прививается студентам с первого курса. После каждого семестра все студенты ФНМ делают устные доклады по своим научным исследованиям. И после доклада каждый студент отвечает на каверзные вопросы комиссии. Мне кажется, что благодаря этим докладам мы научились внятно и четко излагать свои результаты, что очень важно для ученого, а также выступать на публике.
Также, ФНМ дает возможность участвовать в зарубежных конференциях и проходить стажировки в различных лабораториях мира, чтобы посмотреть, а как делается наука «там». Я думаю, что только на ФНМ возможно было отправить меня, второкурсницу, на международную конференцию в Братиславе.
На ФНМ я научилась, как говорится, take up a challenge, и не жалею, что я здесь.
8. Петухов Илья Андреевич
Прошедшие 4 года на ФНМ безусловно были непростыми, бывали довольно-таки серые периоды, загруженные учебой, и только иногда бывали «оттепели». И в то же время это действительно особенный факультет. Во-первых, к студентам на ФНМ относятся, как мне кажется, даже более «по-взрослому», чем на других факультетах. Рейтинговая система, я считаю, это плюс, дающий возможность проявить себя и заработать бонусы не только на экзамене, а иногда и освободиться от него. Ну и конечно научная работа началась практически сразу, и замечательный коллектив лаборатории, и первые результаты – это действительно яркие впечатления. Если на первых курсах мне не казалось столь реальным и доступным ездить в заграничные поездки-конференции, будучи студентом, то сейчас я получил такой яркий опыт в виде поездки на весеннюю школу в Италию, и надеюсь, в дальнейшем будут такие возможности. И самое полезное, чему я здесь научился – учиться новому, преодолевать трудности, о чем точно не придется жалеть.
9. Варечкина Елена Николаевна
На факультет наук о материалах я поступила случайно. Я собиралась учиться по химическому профилю, то есть поступать на химфак, но непосредственно на дне открытых дверей узнала, что существует факультет, сочетающий в себе химию и физику. И, поддавшись внезапному порыву, посетила его.
Мне очень понравился светлый и чистенький кабинет, в котором нас принимали, особенно новые жалюзи на окнах. Таким образом, я решила поступать сюда. Поступала по результатам олимпиады Ломоносов, которую написала очень легко, получив дипломы 3-й степени по всем предметам. С этим временем связано одно из дорогих мне воспоминаний о прекрасных тюльпанах, цветущих на Ломоносовском проспекте. Кстати, ещё будучи абитуриентом, я слышала по телевизору, что поступившим дают возможность залезть на шпиль ГЗ. Однако ничего подобного! Это оказалось жестоким разочарованием для меня.
Учиться на 1 курсе было очень трудно, мы мало спали и плохо питались, но никто не жаловался. Однако в дальнейшем и у нас выработалась эта привычка, свойственная всем ФНМщикам - ныть и проклинать ФНМ по любому поводу, ничего при этом не делая для улучшения ситуации. Это печальное существование продолжалось довольно долго. Однако, в конце концов я смогла вынести из такого положения позитивный урок, и теперь постоянно напоминаю себе, что без моих усилий ничего не исправится, а ноют пусть остальные бесполезные элементы.
Нельзя не заметить, что ФНМ действительно развивает у своих студентов целый букет недостатков, таких как мелочность, несамостоятельность, страх перед вышестоящими и конформизм. Хвалёная рейтинговая система убивает удовольствие от учёбы, а отношение администрации к студентам не только не помогает им решать свои проблемы, но даже создаёт новые.
Но не будем о грустном! На Факультете наук о материалах я уже провела 4 года жизни, и я не собираюсь унывать и сдаваться. Я получила красный диплом (хотя это ничего не говорит об усвоенных мною знаниях), но не поступилась ни одним из своих многочисленных хобби. И собираюсь стать активным, разносторонним человеком, который умеет и любит работать, учиться, а также и людей!
10. Шестаков Михаил Викторович:
Мне очень понравилось обучение на ФНМ. Все лекции были очень интересные, а главное прочитаны первоклассными преподавателями. Благодаря этому, я получил прекрасные знания, с которыми смело можно продолжить обучение дальше. Защита диплома прошла прекрасно, несмотря на то, что это было весьма волнительное событие.
Больше всего мне понравились курсы Путляева В.И. и Скипетрова Е.П., за что хочется сказать им большое спасибо.
От всей души хотелось бы поблагодарить за высокое мастерство преподавательский состав факультета и пожелать им всем крепкого здоровья и благополучия. На благо им и тем, кто придет нам на смену. Отдельную и огромную признательность хотелось бы выразить Третьякову Ю. Д. за переданные знания и возможность обучения на ФНМ.
12. Павленко Анастасия Владимировна
Обучение на факультете Наук о Материалах стало одним из главных событий моей жизни и жизни всех студентов этого замечательного факультета. Поток знаний естественных наук, квалифицированные лучше в своих областях преподаватели, а так же добрая семейная атмосфера факультета сделали его для меня за последние четыре года вторым домом
Наш факультет не только дает своим студентам неоценимый багаж знаний – фундаментальную базу каждого научного исследователя, но и воспитывает тягу к саморазвитию, которая необходима для успешного роста над собою самим.
Хотелось бы отметить преимущество рейтинговой системы перед обычной. Когда студенты всех остальных факультетов нервничают, готовясь к экзаменам, студенты ФНМ без лишних переживаний занимаются научной работой.
Также огромным преимуществом ФНМ является междисциплинарность, позволяющая подойти к главной цели – созданию нового функционального материала – со всех возможных сторон.
Я очень благодарна Ю.Д. Третьякову за создание этого великолепного факультета и за предоставление возможности учиться в Московском Государственном Университете имени М. В. Ломоносова.
13. Росляков Илья Владимирович
Когда при поступлении в МГУ встал выбор факультета, вариантов было два: химический и наук о материалах. Наверное, мне захотелось чего-то нового, менее тривиального, чем «стандартная» химия, которая за школьные годы уже успела порядком поднадоесть. Поэтому мой выбор пал на ФНМ. И как показало время – я не прогадал. И сожаления в связи со своим выбором до сих пор не испытываю.
Конечно, в плане учебной нагрузки на первом курсе было тяжело. Но это, мне кажется, неизбежная черта любого факультета МГУ. Но постепенно процесс обучения начинает захватывать. Появляются интересные (и зачастую уникальные) курсы и дисциплины, прослушав которые, приобретаешь не только ценные практические знания и умения, очень важные в дальнейшей экспериментальной работе, но и глубокую теоретическую подготовку в различных областях современного материаловедения.
Кроме того, на Факультете наук о материалах с самого начала обучения, открываются блестящие возможности в плане научной работы. С момента первого прихода в лабораторию все окружающие – старшекурсники, аспиранты, сотрудники – стараются помочь советом, что-то подсказать, ответить на все интересующие вопросы. В такой весёлой и непринуждённой обстановке время за работой летит незаметно. Хочется оставаться в лаборатории до позднего вечера. И результат не заставляет себя ждать. Возможность работы на современном оборудовании, участие в многочисленных школах и конференциях, публикации в российских и зарубежных журналах – всё это придаёт сил и уверенности в себе. Возможно всё, было бы желание трудиться!
14. Курлов Алексей Владимирович
Самые яркие впечатления от факультета наук о материалах:
- досрочное поступление по олимпиаде «Покори Воробьёвы горы» и, конечно, вручение студенческих билетов;
- получение всестороннего образования;
- ежегодное празднование «Дня ФНМ»;
- возможность общения и работы с различными интересными людьми;
- защита бакалаврского диплома.
Впечатления собрала секретарь ГАК ФНМ Сафронова Т.В.