Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Декан факультета наук о материалах академик Ю.Д.Третьяков (в центре), В.И.Путляев (справа) и А.В.Гаршев (слева)на Фестивале Науки, выставка ФНМ МГУ "Красота материалов"
Группа электронной микроскопии (частично на ступеньках химфака МГУ)
Биокерамика: художественный образ ("Яблоки на Луне", Е.Ковалева)
Биокерамика: художественный образ ("Инопланетянин", Е.Ковалева)
Биокерамика: художественный образ ("Пюпитр", Е.Ковалева)

В стремлении к вершинам познания...

Ключевые слова:  биоматериалы, интервью, периодика

Автор(ы): Титова Зинаида Александровна

Опубликовал(а):  Цыренова И. Ж.

24 июня 2010

«Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием».

Это изречение принадлежит великому историку ХIХ столетия В.О. Ключевскому. Смысл цитаты актуален и сегодня. Что мы знаем о современных ученых, чьи имена известны во всем мире, чья жизнь связана с наукой? Каковы их взгляды на происходящее сегодня в научной сфере и не только? Согласитесь, увы, нам известно не так много. Именно поэтому был рожден проект «Выдающиеся ученые и новые открытия». Этим интервью продолжается цикл материалов, подготовленных в рамках сотрудничества Центра СМИ МГУ и портала «Нанометр». Нашим новым интересным собеседником стал Валерий Иванович Путляев – заместитель декана факультета наук о материалах МГУ.

1) Вы занимаетесь в своей научной группе биоматериалами. Какую роль играют и насколько они могут быть важны в наступившем веке высоких технологий? Можете привести несколько ярких примеров?

В наступившем веке высоких технологий средоточием всего остается человек. Именно он - мера и смысл наблюдаемых сегодня грандиозных перемен. Подобное гуманистическое мировоззрение диктует возрастающий интерес к увеличению качества и продолжительности человеческой жизни. Достижение подобной цели предполагает, в частности, и создание материалов для искусственных органов и тканей. За последние четыре десятка лет использовано более 40 различных материалов (керамика, металлы, полимеры) для лечения, восстановления и замены более 40 различных частей человеческого тела, включая кожные покровы, мышечную ткань, кровеносные сосуды, нервные волокна, костную ткань. Разработка заменителей костной ткани знаменует, по словам одного из “патриархов” направления - профессора Лондонского Империал колледжа Ларри Хенча, революционный этап в развитии человечества: “Тысячелетия тому назад открытие того, что огонь может превратить бесформенную глину в керамическую утварь, привело к возникновению земледельческой цивилизации и радикально улучшило качество и продолжительность жизни. Другая революция произошла уже в наши дни в области использования керамики в медицинских целях. Это инновационное применение специально спроектированных керамических материалов для замены и лечения больных или поврежденных частей тела”.
В наше время стали почти рутинными (и больше не вызывают суеверный ужас) такие операции, как имплантация зубов, замена тазобедренного сустава, участков трубчатых костей. Исследования, разработка и производство биокерамических материалов составляют существенный сегмент современного рынка наукоемких технологий, емкость его достигает 50 млрд.$, а годовой прирост колеблется от 6 до 25%. Больных, нуждающихся в операциях по восстановлению целостности кости, довольно много: только в США, например, эта цифра составляет 1 млн. человек ежегодно.

2) Чем занимаются Ваши студенты и аспиранты сейчас в своей научной работе? Как и с каких факультетов Вы отбираете их в группу?


Интересы сфокусированы на новых неорганических и гибридных (т.е. органо-неорганических) материалах для создания костных имплантатов, содержащих кальций и фосфор, как и естественная костная ткань. Подобные материалы сначала выполняют опорную и направляющую роль, а затем растворяются (резорбируются) организмом, поставляя «строительный материал» для образующейся на их месте кости, при этом материалы еще и активно воздействуют на синтез новой костной ткани.
Студенты и аспиранты нашей группы не только проектируют и изготавливают такие материалы, используя весь арсенал приемов современной химии, но и самостоятельно проводят их исследование методами электронной и атомно-силовой микроскопии, рентгенографии, спектроскопии. В своей основе - это учащиеся Факультета наук о материалах (ФНМ) и Химического факультетов, но, естественно, мы открыты для сотрудничества и будем рады видеть у нас студентов с других факультетов МГУ.

3) Цикл создания биоматериала более сложен, чем обычных материалов, поскольку наверняка приходится испытывать их не только «в пробирке», но и при реальных операциях. С кем Ваша группа сотрудничает в Академии наук, на других факультетах МГУ, в других ВУЗах?

Поскольку материал, в конечном итоге, помещается в организм человека, ошибки должны быть исключены. По этой причине путь материала в операционную растягивается на 5-10 лет. За это время материал пройдет сложный цикл исследования, в том числе in vitro («в пробирке»), будет протестирован на различных лабораторных животных.
Мы сотрудничаем с Химическим и Биологическим факультетами, Воронежским и Казанским ГУ, из институтов РАН – Институт металлургии и материаловедения (ИМЕТ РАН), а также Институт общей и неорганической химии (ИОНХ РАН), Институтом теоретической и экспериментальной биофизики (ИТЭБ РАН), Московским научно-исследовательским онкологическим институтом им.П.А.Герцена Росздрава. Среди наших зарубежных партнеров - Университет Дуйсбурга-Эссена (Германия) и Национальный институт материаловедения (NIMS, Япония).

4) Какая подготовка нужна студентам, чтобы заниматься получением и исследованием биоматериалов? Должна ли это быть междисциплинарная подготовка или главное – «медицинские» навыки? Может ли успешно придумать и сделать эффективно действующий биоматериал «чистый» химик, физик, биолог, механик? Что из знаний «зашито» в той области, которая связана с биоматериалами?

Вопрос, по существу – риторический. Конечно, междисциплинарная подготовка в области химии, физики и механики материалов играет главенствующую роль. «Чистый» химик, физик, биолог или механик не будет столь эффективен. Однако мы не требуем от студента специализированных медико-биологических навыков, в частности, практического свойства. Важнее, иметь представления о биологических основах взаимодействия материала с организмом, и то, как на это влияют различные методы изготовления материала. Кстати, интересно отметить, что основная терминология в этой области (взаимодействие имплантатов с костной тканью) разработана именно учеными-материаловедами.

5) И вопрос как заместителю декана – можете ли Вы сказать, что студенты именно Вашего факультета действительно готовы решать столь эпохальные задачи, как создание биоматериалов и почему? Как факультет предпочитает отбирать абитуриентов – по олимпиадам (и каким) или ЕГЭ? Какое напутствие Вы бы дали абитуриентам, которые собираются поступать в Московский Университет?

Если развивать ответ на предыдущий вопрос, то, вероятно, надо было бы сказать, что как раз студенты ФНМ и способны решать подобные задачи, возникающие на стыке дисциплин. Я ограничусь более спокойной формулировкой: в силу междисциплинарного характера подготовки им под силу принять этот и другие вызовы нашей эпохи. Вы наверняка знаете, что ФНМ – это, вероятно, единственный факультет в МГУ, где научная работа студента входит обязательной строкой в учебный план. В конце каждого семестра каждый, подчеркиваю, каждый студент выступает с презентацией на научно-студенческой конференции и защищает собственную научную работу за текущий период перед жюри и своими сокурсниками. К моменту защиты бакалаврской работы или магистерской диссертации, выпускник имеет десяток (а чаще и не один) научных публикаций, включая статьи в высокорейтинговых научных журналах.
По этой причине перед руководством факультета стоит нелегкая задача отбора абитуриентов, способных успешно освоить образовательную программу в области наук о материалах, получить навыки в научно-исследовательской работе и самостоятельно работать в избранных ими областях современного материаловедения. На данный момент для отбора есть три составляющих: ЕГЭ, олимпиады, вступительный экзамен. Нам представляется важным использовать все три.
Давайте не будем сосредотачиваться на недостатках ЕГЭ, сейчас только ленивый не говорит об этом. Роль ЕГЭ в отборе абитуриентов я бы выразил следующим образом: высокие баллы ЕГЭ не обязательно означают успешное обучение в университете (многие вузы проводили соответствующий анализ и делали такой вывод, ФНМ также провел сопоставление успехов первокурсников с их оценками ЕГЭ и не обнаружил корреляции). Тем не менее, низкие баллы ЕГЭ однозначно свидетельствуют о глубоких провалах в школьных знаниях.
Предлагаю не обсуждать и достоинства олимпиад школьников. Творческий характер задач олимпиад справедливо противопоставляют тестовой системе ЕГЭ. Однако и у олимпиадного отбора есть два недостатка. Первый – единичная олимпиада выявит творческие способности, но вряд ли стремление к обучению (мотивацию). Кто будет более успешен в смысле конечного результата обучения: очень способный, но мало заинтересованный в учебе, или мотивированный студент, способности которого нуждаются в развитии? Опыт показывает, что у первого чаще всего возникают проблемы, и реализовать свой потенциал ему не удается. Второй недостаток – олимпиада олимпиаде рознь. Если так вдруг случится, что общий уровень участников данной олимпиады невысок, то все равно регламентированное количество их будет в числе победителей и призеров. Тогда единственный выход – сравнить результаты конкретного абитуриента в различных олимпиадах (по одному и тому же предмету, конечно). Именно такая стратегия ФНМ позволила обеспечить успешный набор абитуриентов в прошлом 2009 г. На какие олимпиады более всего рассчитывает ФНМ? Прежде всего, это Интернет-олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в будущее!», основная роль в организации которой принадлежит факультету. Эта олимпиада выявляет мотивированных и способных абитуриентов. К сожалению, мотивирующая сторона таких олимпиад, как «Покори Воробьевы горы» и «Ломоносов», в силу изменения формата их проведения, а потому и интерес к ним со стороны ФНМ, снизились (хотя в этом году факультет все же планирует засчитывать результаты этих двух олимпиад при поступлении).
Наконец, экзамен призван сбалансировать отдельные стороны ЕГЭ и олимпиадной системы. Для ФНМ в настоящем году – это письменная математика. Для междисциплинарного факультета, который в равной мере старается развивать химию, физику и механику материалов, это пока представляется разумным. Кроме того, зная глубокие дефекты в преподавании математики в школе и чрезвычайно высокий уровень университетских требований по этому предмету, дополнительный контроль знаний по университетской мерке – залог успешного обучения на первом курсе.
Ну и о напутствиях абитуриентам. Прежде всего, желаю вам взвешенно выбрать (если это еще не сделано) свою будущую специальность. Подобно известному булгаковскому персонажу советую не особенно доверять средствам массовой информации, там превалирует деформированная картина развития и науки, и общества. Разумеется, приглашаем вас на наш факультет. Как минимум, это перспективно. Научные интересы факультета гораздо шире обсуждаемой сегодня темы биоматериалов и включают многие разделы, относящиеся к нанотехнологиям и наноматериалам. Второе, хотелось бы, чтобы, поступая в МГУ, вы настраивались на серьезную работу, а не на легкое времяпрепровождение. Ведь именно здесь будут заложены основы вашей карьеры. Третье и последнее: удачи на вступительных испытаниях, надеемся вас увидеть в числе студентов, успехов в дальнейшей учебе.

6) Расскажите о своих любимых предметах в школе?

Больше всего мне нравились химия и математика, это и определило выбор дальнейшего места образования и специальность. Я закончил химический факультет МГУ. Химия вызывает интерес зрелищностью, привлекает эмоциональной стороной: человек соприкасается с новыми веществами и материалами. Умело поставленный химический эксперимент, красочность сопровождающих его явлений без преувеличений сопоставимы с воздействием музыки или хорошего кинофильма.Мои школьные годы выпали на период, когда уроки химии сопровождались демонстрацией опытов, все было наглядно. Сегодня у ребенка много отвлекающих моментов, тот же Интернет, школьник уже не испытывает той радости открытия, какая была у меня и моих сверстников.
Математика – наука более строгая, она производит сильное впечатление своей логикой, опираясь на которую можно последовательно прийти к определенным умозаключениям, выводам.
Работа на факультете наук о материалах требует глубоких знаний химии, математики и физики, тем самым позволяет мне реализовать мои интересы.


В статье использованы материалы: ФНМ МГУ


Средний балл: 8.2 (голосов 5)

 


Комментарии

Красиво и интересно!
"Работа на факультете наук о материалах требует глубоких знаний химии, математики и физики". А биологии? Ведь выше говорится о биополимерах и забывается биология.
А можно все предметы глубоко изучить?
Замечу, что мне известен ещё один факультет МГУ, где научная работа в лабораториях начинается с 1 (первого) курса - это физико-химический (ФХМ).
Хотя в целом направление определено, но будем думать, чем и где заниматься - у нас для этого ещё несколько школьных лет. Надеемся на помощь старших.
Если на факультете важна междисциплинарность, то почему при приёме учитываются только олимпиады по химии, а по другим предметам - физике, математике, биологии и, наконец, по русскому языку результаты олимпиад официально не принимают во внимание, а только баллы ЕГЭ. Так же официально не учитывается работа школьника в течение нескольких лет, предшествующих 11 классу, его стремление, успехи и неудачи. Так ли это?
Вы ищете мотивацию. А она - на поверхности. Это человек много лет ищущий себя и пробующий свои силы во многих олимпиадах, причём не обязательно по одному предмету.
Так пожелаем школьнику, абитуриенту и факультету найти друг друга.
Коваленко Артём, 30 июня 2010 18:57 
Ангелина,
научная работа на ФНМ - это нечто большее, чем просто курсовые, которые делаются на других факультетах. Это признают все.
Даже если кому-то могут быть не очень интересны предметы, которые ему преподаются, от научной работы у большинства студентов и аспирантов ФНМ впечатления только положительные. Это сочетание творчества, интересного общения и получение большого опыта по преподнесению своих результатов. А уж где делать свою научную работу: на химфаке, физфаке..., это уже ваш выбор.
Хочу еще отметить, что многие факультеты МГУ и других ВУЗов перенимают сейчас модель обучения на ФНМ, потому что она дает положительные результаты. И они столкнутся с теми же проблемами, которые сейчас пытается решить администрация ФНМ. А здесь опыт уже большой.
Коваленко Артём, 30 июня 2010 19:06 
А про олимпиады по другим предметам - не знаю, это уже руководство решает. Просто без каких-либо знаний по химии здесь туговато придется. Хотя всё в ваших руках.
Трусов Л. А., 30 июня 2010 22:07 
нормально тут без химии. у меня в школе толком не было, зато на фнм слегка подтянули.
к дополнению к утверждению Л.А., действительно, поступить на ФНМ можно с самыми минимальными знаниями химии, но уже поступив учить химию придется, иначе никак...
... а также физику, математику и все остальное по плану. Иначе
СОВСЕМ никак, а если как - то это и есть никак.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Икра
Икра

Приглашение на вебинар «Комбинация АСМ и оптических методик: новые достижения и приложения»
НТ-МДТ Спектрум Инструментс приглашает Вас принять участие в бесплатном вебинаре «Комбинация АСМ и оптических методик: новые достижения и приложения»

Наносистемы: физика, химия, математика (2019, том 10, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume10/10-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

XXI Менделеевский съезд по общей и прикладной химии,
Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в работе XXI Менделеевского съезда по общей и прикладной химии, который состоится с 9 по 13 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге и станет одним из основных мероприятий Международного года Периодической таблицы химических элементов, провозглашённого ООН в декабре 2017 г.
Проводится под эгидой Международного союза по теоретической и прикладной химии (IUPAC).

Микроэлементарно, Ватсон: как микроэлементы действуют на организм
Алексей Тиньков
Как на нас воздействуют кадмий, ртуть, цинк, медь и другие элементы таблицы Менделеева рассказал сотрудник кафедры медицинской элементологии РУДН Алексей Тиньков в интервью Indicator.Ru

Зимняя научная конференция студентов 4 курса ФНМ МГУ 22-23 января 2019 г.
Сафронова Т.В.
Настоящий сборник содержит тезисы докладов зимней научной студенческой конференции студентов 4-го курса ФНМ

Самые необычные таблицы Менделеева на выставке Международного года Периодической таблицы химических элементов

6-8 февраля в Российской академии наук состоялось торжественное открытие Международного года периодической таблицы химических элементов в России и приуроченная к этому масштабная интерактивная выставка

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.