Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Популяризация науки с точки зрения студента

Ключевые слова:  мнение, нанотехнологии, научный телепроект, олимпиада, популяризация науки

Автор(ы): Смирнов Евгений Алексеевич

Опубликовал(а):  Смирнов Евгений Алексеевич

27 апреля 2010

Введение

Находясь на стажировке за рубежом, в Германии, длинными весенними вечерами развлекал себя просмотром 1-2 серий передачи MythBusters или «Разрушители мифов» , которая исходно является продуктом телеканала Discovery. Когда-то давно, лет 5 назад, она вышла в России сначала на малоизвестном (по крайней мере, в «глубинке») канале Rambler, затем переехала то ли на Рен‐ТВ, то ли на СТС, но на центральных каналах её, к сожалению, не транслировали. Потом появились «Мозголомы» на Рен‐ТВ и «Галилео» на СТС. Откровенно говоря, кроме русскоговорящего ведущего, в последних двух достаточно мало сюжетов, сделанных именно в России. Все указанные выше программы общеобразовательного толка, без углубления в те или иные процессы, представляющиеся зрителю. Например, в «Разрушителях мифов» частенько не хватает научной составляющей: в одной из серий, когда они пытались проверить, сможет ли пуля убить человека под водой, Адам и Джейми совершенно никакого внимания не обратили на факт несжимаемости жидкости при увеличении скорости, поэтому искренне удивились, когда пулю от винтовки большого калибра с цельнометаллической оболочкой разорвало прямо у поверхности воды. В «Мозголомах» же обычно просто устраивают какие‐либо взрывы и потрясения для потехи публики. А у программы «Галилео», пожалуй, чересчур обывательских подход к тем или иным проблемам.

И опять‐таки повторюсь, что в России, по какой‐то, мне неведомой, причине, не производятся такие крупномасштабные телевизионные проекты (а‐ля реалити‐шоу) в науке, а жаль!

Идея возникла как-то сама собой и заключается в том, чтобы скрестить между собой несколько жанров (например, реалити‐шоу, научно‐популярный и документальный фильм) и попробовать создать своё собственное - хотелось бы это особо подчеркнуть - российское и в большей степени науно‐образовательное и науно-популярное шоу, нежели описанные выше. И сделать это хочется с одной единственной целью - привлечь в науку школьников, абитуриентов через демонстрацию им того, что наука может и должна быть интересной и увлекательной. Ведь жаловался же лауреат президентской премии, что в науку приходят и спрашивают, а сколько я буду зарабатывать. К тому же сегодня столько много усилий тратится на дистанционное образование (например, мой бывший учитель в СУНЦ МГУ недавно создал и совершенно бесплатно распространяет ролики по неорганической химии – часть из них распространяются через проект nigma.ru).

Честно говоря, наша с вами Россия - какая-то странная страна. Телеканалы тратят деньги на ДОМ-1,2, зацикленные и, в крайней степени, наигранные сериалы, а вот инвестиции, на мой взгляд, в действительно стоящее дело никто вкладывать пока не спешит. Государственные управленцы, видя, мягко говорят, экспоненциальный спад успеваемости в школах, пытаются проводить те или иные меры, способствующие возрождению естественнонаучного образования в средних школах, но при этом, как ни странно, урезаются часы, а также средства на реактивы или приборы. Например, в моей школе поставили супер‐пупер компьютер с проектором и электронной доской в класс по химии, но нехватка реактивов или нереальные, невыполнимые требования техники безопасности не позволяют проводить полноценные и интересные опыты по химии. Другая проблема, более глубокая и более важная - абсолютная незаинтересованность со стороны учащихся постигаемым предметом. Школьники банально не могут воспользоваться поисковиком Google или энциклопедией Wiki, чтобы выполнить домашнее задание. И, к сожалению, я лично сталкивался со множеством таких примеров.

Возникает совершенно логичный вопрос: почему мы до сих пор в России не создали своей собственной, с оригинальной идеей и названием, передачи, посвящённой естественным наукам (химии, физики, математики, биологии, информатики и прочее)? Ведь многие абитуриенты сегодня выбирают ВУЗ наугад, а не целенаправленно идут на тот или иной факультет; многие, когда приходят на химический или физический практикум в ВУЗ, смотрят на реактивы и приборы с бешеными глазами (частенько некоторые реактивы или части приборов пропадают после такой встречи).

Концепция

Времени на детальное и доскональное обдумывание не было, поэтому возможно, что изложенная ниже идея нуждается в некоторой доработке.

Первое, что хотелось бы отметить - наличие драйва в такого рода программе или передаче. Для этого предлагается взять у телешоу особую «атмосферу» и добавить к ней научного содержания. Что я под этим подразумеваю?! От телешоу должна остаться лишь красивая, яркая оболочка (анимации, различные спецэффекты, как, например, ускоренная промотка изображения и прочие свистелки прочее, чем славится наше ТВ). Основная нагрузка этой оболочки - привлечение как можно более широкого круга зрителей.

Вторая важная часть - научное содержание. Я бы предложил сначала проработать такой вариант. Составить телепередачу из различных проектов, которые школьники, к примеру, могут выполнять в командном соревновании. Опять-таки, как вариант, можно взять проекты с соответствующего конкурса олимпиады по нанотехнологиям префектуры ЮЗАО. В конечном счёте, как мне кажется, школьники сами будут присылать темы исследований, формировать команды и прочее.

Как будет всё это проходить?! Для простоты, есть 2 команды по 2/3/4 (нужное подчеркнуть) школьника и есть 1-2 руководителя (пусть будут те же школьные учителя по химии или физики), есть проблема – например, на основании научных статей и прочей литературы создать катализатор и носитель для применения в фотокатализе. В процессе съёмок все не/малопонятные моменты и проблемы будут прокомментированы самим школьниками. Например, они познакомятся с правилами работы в лаборатории и научатся обращаться с теми или иными химическими реактивами, познакомятся с приборами и прочее. В результате через 2-3 недели (ну пусть будет месяц) работы они должны представить свои работы и защитить их на миниконференции. Фактически получается тоже конкурс школьных научных проектов, только на ТВ, и об этом узнают множество других сверстников этих самых школьников и им, возможно, тоже захочется попробовать свои силы.

Ведь самое главное для школьников – интерес и привязка (некоторое количество линкеров между той теорией, которую рассказывают в школе, и тем, чем им придётся заниматься в лабораториях на естественнонаучных факультетах, т.е. реально научной практикой – научными исследованиями). Меня данная проблема миновала, потому что 10 и 11 класс я учился в СУНЦ МГУ, где каждую неделю у нас целый день был отведён под практические занятия по химии, а вот для студентов из «глубинки» практикум зачастую являлся очень сложным занятием. Но если с помощью этой программы мы сможем хотя бы заинтересовать подрастающее поколение, то будет в точности как у Маркса: количество перейдёт в качество. Как мне кажется, эта программа станет пропагандировать, в конечном итоге, «подстёгивание» к самообразованию (фактически к поиску знаний), а это для нашей системы образования будет большой скачок вперёд.

При всём при этом, сама программа должна носить довольно громкое и кричащее название: «Живая наука», например. Да, многие возразят, что здесь мало написано по существу и много, возможно, лишних слов, но, мне кажется, главное – идея создать действительно научное реалити-шоу.

Лирическое отступление

Второй год подряд я занимаюсь с детьми в рамках спецкурса по нанотехнологиям. Фактически эта идея возникла из спора с Гудилиным Е.А., и у меня есть команда, которая готова предложить свои проекты школьникам (а таких ребят и девчат – хотя бы в том же СУНЦ – готовых заняться наукой у нас хоть отбавляй). Да и потом, можно будет проследить за их судьбой, так это ж вообще здорово получится, когда впервые на нашем ТВ (да, пожалуй, впервые на мировом ТВ) удастся отследить историю становления и развития учёного с самых первых его шагов. Вот, например, темы для нескольких пилотных выпусков, которые я мог бы назвать прямо сейчас:

• моделирование поведения наночастиц, стабилизированных ПАВ (экспериментаторы в результате смоделируют броуновское движение частиц своими руками и попытаются на базе средней школы описать его);

• синтез и характеристика квантовых точек (в конечном итоге получатся растворы квантовых точек, которые будут светиться и из которых можно создать украшения для новогодней ёлки или встроить в какой‐либо датчик/сенсор);

• синтез и моделирование производных фуллерена (здесь как раз будет работа и для программистов, и для физиков, и для химиков).

К сожалению, все эти темы больше ориентированы на химию (всё-таки я больше химик по образованию), но мне кажется, труда не составит найти человекалюдей, которым будет этот род деятельности интересен и которые смогут придумать аналогичные проекты по физике (например, в Бауманке есть кружок по нанотехнологиям, где школьники работают на туннельном микроскопе, их‐то как раз можно было бы сориентировать на физику), биологии, информатике и математическому моделированию.

Итого

Я прекрасно понимаю, что найдётся масса скептиков как в научных кругах, так и среди представителей центрального телевидения, и, возможно, многие посчитают, что данная идея большой популярностью пользоваться совершенно не будет, однако мне кажется, что это того стоит. Можно будет показать всей стране, что есть в России пусть пока десяток школьников, но которые готовы заниматься наукой ради собственного интереса, которые готовы пожертвовать какими-то устремлениями в карьерном плане, но при этом действительно творить и создавать что‐то новое.

И опять‐таки, я прекрасно понимаю, что снять очередной сериал, гораздо проще и дешевле (по накатанным рельсам вагон обычно идёт хорошо), наши мамы/бабушки его, наверное, с удовольствием посмотрят. Однако через 10‐15 лет сегодняшний 10‐11‐классники будут основой нашего общества, а при их сегодняшней ЕГЭшной подготовке, к сожалению, они не смогут просто-напросто двигать науку, экономику, политику и любые другие сферы человеческой деятельности вперёд. Причём, осознал я это только, когда приехал в Германию и увидел своими глазами тестовую систему в действии, когда соотношение примерно такое, что в группе сдающих коллоквиум студентов, лишь 2‐3 человека реально знают предмет, а многим просто нет дела до этого. Посему я предлагаю хотя бы попробовать показать живую, реальную, науку в её движении, развитии, показать, что путь в науке нелёгок, но вместе с тем безумно приятен для человека, которому наука интересна и он не променяет её ни на какие миллионы у.е. и вольготную жизнь в своё удовольствие!

PS: Если кому-то действительно станет сия затея интересной или кто-то захочет поделиться своим мнение, но не сможет/ не захочет (нужное подчеркнуть использовать комментарии), то связаться со мной можно по e‐mail: smirnovea (at) gmail.com‐ Смирнов Евгений Алексеевич.



Средний балл: 8.2 (голосов 5)

 


Комментарии
Женя, похоже тебя за эту статью сейчас будут бить. Это, если память не изменяет, называется жанром социальной провокации.
РЕДАКТОРЫ _ АДМИНИСТРАТОРЫ! Не баньте больше Евгения. Он - хороший!..
Кстати, Женя, "Умники и умницы" - видимо, твой идеал, его с боем (то есть сначала не хотели) включили - таки в список олимпиад тоже. Реалити - шоу с хорошим ведущим, телеигра типа бреин - ринга...
а причём тут социальная провокация, если это действительно стоящая интересная вещь, из которой может вырасти долгоиграющий проект...
На счёт "Умников и умниц" - да интересная телепередача и выходит в выходные, но если честно мне не особо нравится, когда спрашивают, а что сказал Геродот или Македонский тогда-то тогда-то...

PS: мне-таки интересно, кто это был (про бан).
Да и ещё, мне вот просто интересно, почему деньги на такие проекты, как ДОМ или сериалы находят, а нормально построить и организовать работу образовательного канала наподобие Discovery не могу... Я был бы крайне признателен услышать мнение, так сказать, экспертов этой области...
---
Например, в «Разрушителях мифов» частенько не хватает научной составляющей: в одной из серий, когда они пытались проверить, сможет ли пуля убить человека под водой, Адам и Джейми совершенно никакого внимания не обратили на факт несжимаемости жидкости при увеличении скорости, поэтому искренне удивились, когда пулю от винтовки большого калибра с цельнометаллической оболочкой разорвало прямо у поверхности воды.
---

Там не всё так просто и однозначно. Много зависит от типа боеприпаса и параметров его движения. Скажем, очередь из АК-47 при правильной схеме укладки патронов, всё-таки пробила бы слой воды. Но вообще «Разрушители мифов» - передача классная. И грамотной научно-технической составляющей там много. Мозголомы на фоне этого - просто дурь с прибабахами.

Единственно, что удивило (неприятно), что на неделю работы по съёмке передачи "Разрушители" тратят больше денег, чем отпущено нашей группе по научному проекту на год.
Александр, просто в Разрушителях больше именно технической составляющей. Просто если всё грамотно просчитать, то в приведённом мной примере, надо было бы использовать менее скоростные пули. Ну да ладно, пока не об этом.

Но мне кажется, что если просто перераспределить денежные потоки на ТВ подключить государство, то вполне такой проект передача с уклоном именно в науку станет реален.
По-моему, сегодня это проект в зародышевом состоянии можно будет и похоронить ( причина здесь)... К сожалению...
Информация к размышлению:
Из экскурсии, проведенной для школьников по приборам на ФНМ, больше всего им понравилась коллекция минералов на выходе из приборной комнаты.
Про Геродота и Македонского, которых мы знаем еще из школьной истории, вопросы задают даже знатокам в ЧГК, а вот про квантовые точки я ни разу не слышал. К чему бы это?
Красс Марта Ивановна, 27 апреля 2010 13:47 
Женя, ты знаешь такой термин "пипл хавает"? Так вот, перед телеканалами не стоит никаких социальных задач, кроме одной - заработать как можно больше денег на рекламе. В "Дом-2" и мыльные оперы можно вставить массу рекламы и срубить на этом кучу бабла.
Телеканалы очень неохотно идут на показ любой социальной рекламы. А с корпораций и госагенств, которые к ним приходят, "рубят" по максимуму. Приведу простой пример - стоимость одного цикла из десяти научно-популярных фильмов суммарной длительностью 130 минут, которые сейчас делают по заказу минобра и будут показывать (внимание!) по "Культуре", равна стоимости всего годового контракта "Парк-медиа" на выпуск журнала "Наука и технология в РФ". Причем эффект от второго, вообще говоря, может быть и больше.
А вообще - твои бы слова да в уши нашего начальства...
Мне кажется что предпосылки к изменению ситуации есть и надеюсь что ситуация будет улучшаться. Хотя на первых порах помимо проектов адекватных с научно точки зрения будет много и "пены" к науке и образованию имеющей мало отношения. Причем эта "пена" скорее всего съест большую часть денег.

Формат регулярной телепередачи интересен каналам (мне кажется). Просто что бы проект запустить надо потратить много сил. Мало написать статью на сайте, на котором вероятность появления телевизионщиков довольно мала. Надо продвигать и продвигать свою идею не смотря ни на что. Снимайте, показывайте, переделывайте, снова показывайте до тех пор пока не получится. Голая идея мало кому интересна. Ну а если и будет интересна, то её реализуют совсем не в соответсвии с авторским замыслом. У телевизионщиков буду другие цели.

Что еще можно отметить. Я не эксперт на ТВ рынке, но на мой взгляд на западе ориентация на молодое поколение проявлена много больше, чем у нас. У нас молодежь и дети как аудитория мало кем воспринимаются серьезно, а предложенный проект опирается как раз на них. Хотя я могу и ошибаться...
Палии Наталия Алексеевна, 27 апреля 2010 15:54 
Действительно, Надо продвигать и продвигать свою идею не смотря ни на что. Снимайте, показывайте, переделывайте, снова показывайте до тех пор пока не получится. - хотя бы в Интернете, телевизионщики на каком-то этапе сами придут
А статья мне очень понравилась
---
Александр, просто в Разрушителях больше именно технической составляющей. Просто если всё грамотно просчитать, то в приведённом мной примере, надо было бы использовать менее скоростные пули.
---

Вообще-то верно. Техники и технологии там побольше.

---
По-моему, сегодня это проект в зародышевом состоянии можно будет и похоронить ( причина здесь)... К сожалению...
---

***
Это копец.
Просьба не ругаться...
Я считаю, что наука - НЕ шоу. Идеи не приходят в голову по расписанию. Поймать ее рождение практически невозможно. Школьники должны учится в школе, а проектная деятельность не должна быть основной. Я бы не стала участвовать в таком проекте. Тем более, что большинство моих друзей вообще не смотрят телевизор.
Клюев Павел Геннадиевич, 28 апреля 2010 00:41 
Как я понял, в статье не предлагают использовать тв-шоу в качестве роддома научных
открытий. Нужно же как то привлекать молодежь к науке, по-моему очень хороший способ,
по крайней мере для начала точно хороший. Мне статья и идея очень понравились. Жалко
только, что те, от кого зависит материальная сторона дела, этот форум не читают...
---
Я считаю, что наука - НЕ шоу.
---

Отчего же? Лаборатория - это вообще "театр одного актёра" и "сам себе режиссёр" в одном флаконе. Причём критиков как правило куда больше чем в каком-нибудь кино.

Евгений Алексеевич, постараюсь. Просто ТАКИЕ раформы образования - это...
В общем, цензурных слов у меня уже не хватает.
Владимир Владимирович, 28 апреля 2010 11:15 
да
(про реформы)
С точки зрения школьника.
Было бы хорошо, чтобы по TV показали что-нибудь интересное, а не только "развлекательное". Очень много сказано правильного.
Например, мы с дядей делаем опыты по химии дома, т.к. в школе их разве что иной раз покажет учительница. По физике тоже опытов почти нет. Их проводить помогает папа. А иной раз удаётся делать через интернет, например, на сайтах физфака Санкт-Петербургского университета. Они предлагали их и при проведении интернет-олимпиады по физике. Немного необычно, а главное непривычно, но интересно, хотя и не всегда получался (на олимпиаде) или получается правильный результат. Но всё равно лучше хоть что-нибудь, чем ничего.
Уважаемый Смирнов Евгений Алексеевич! Вы молодец и крайне приятно читать Ваши мысли и рассуждения. Есть один ньюанс, а будут ли дети и школьники смотреть эти передачи. Они ведь будут без клоунов-придурков типа цекало и закадрового смеха, показывающего, когда надо смеяться. Не сочтите меня великим ретроградом, но мне кажется,что имеет смысл обратиться к системе, созданной Сталиным. Это гигантская сеть технических кружков в каждой школе без всякого вымогательства денег за внеклассную работу, домов пионеров, станций юных техников и прочей инфраструктуры, охватывающей большинство ребятишек. Каждый мог выбрать что-то, себе по душе. Причем фактически с первого класса. Я сам ходил в такие кружки и меня там много чему научили. А теперь есть "магистры", получившие диплом радиоинженера и никогда в руках не державшие паяльника.
Я не уверен, что в конкурентной борьбе на ТВ победит научпоп, а не Филя с Аллой. И еще один момент. В годы моей пионерской юности в школе было много учителей мужчин, в том числе и прошедших войну и много чего умевших. Они были примером и вели многие школьные кружки. А чему может научить в школе парня замученная тетка с авоськами и неустроенной личной жизнью, озлобленная на весь свет? Золотые слова напомню: "Войну Германии с Францией выиграл немецкий школьный учитель". (А не учительница). Немцы всегда старались направлять в школу отставных офицеров для воспитания парней, и это дало потрясающий эффект. То же самое делало царское правительство.
Резюме. Ничего нельзя добиться быстро и с наскока. Залог возрождения страны кропотливая и повседневная работа по воспитанию школьников. Пойдут в школу нормальные мужики преподавать, и все со временем образуется. Плюс к этому поворот на 180 градусов тенденции превращать Дома занимательной науки в совершенно другие дома.
Владимир Игоревич, ну вот же Ангелина Валерьевна говорит, что с удовольствием смотрела бы.

(Евгений Алексеевич - молодец! )
Хочется ответить всем и сразу...
Одна из реклам в московском метро гласит: Ты - то, что ты смотришь. С этим трудно согласиться, видя поколение малолеток, выращенных на ДОМе, сериалах и прочее.
Наука - это шоу, просто всё зависет от взгляда на неё. Это фактически тоже самое, что на лекциях одного человека хочется спать, а на лекциях другого после бессонной клубной ночи ты сидишь и внимательно слушаешь и наблюдаешь за преподавателем. Можно и нужно (только осторожно это делать, без перегибов) сделать шоу-науку!
Про продвижение: ну что ж, аккаунт на ютубе у меня уже есть, будем работать в этом направлении, может быть, удача как-нибудь постигнет нас...


Лизавета, а почему бы тебе и ещё кому-то не стать первопроходцами в этой области?!
Евгений Алексеевич, полагаю, что вы на правильном пути
Интернет все активнее используется для проведения интересных мероприятий, так 3-5 мая будет проведена первая он-лайн конференция "Nano-Globe"
Для Ангелины Валерьевны и ее помощников, а также всех, кто интересуется нанотехнологиями: Виртуальные микроскопы , и еще Нано-игры
Была хорошая передача, организованная Капицей. Называлась Очевидное-
невероятное. А вообще-то я предпочитаю или книги ведущих ученых в популярном
формате или журналы "Наука и жизн", "В мире науки". Сделать хорошую передачу
о науке, хорошо понятную для всех невозможно. У людей разный уровень.
Обязательно критика будет или о поверхностности или об излишней детализации.
Книга - лучший товарищ.
"Сделать хорошую передачу
о науке, хорошо понятную для всех невозможно. У людей разный уровень."
Так просто надо сделать разные передачи разного уровня.
Конечно.
В своей статье "Нужна ли в школе математика ?" академик Владимир Игоревич Арнольд рассказывает о таком эпизоде из жизни академика Бруно Понтекорво: "он однажды заблудился (в окрестностях Дубны) и добрался до дому, только подъехав на тракторе. Тракторист, желая быть любезным, спросил: "А чем вы там в Институте в Дубне занимаетесь?" Понтекорво честно ответил "нейтринной физикой".
Тракторист был очень доволен беседой, но заметил, похвалив русский язык иностранца: "Всё же у Вас сохраняется некоторый акцент: физика не нейтринная, а нейтронная!"
Рассказывая в Италии эту историю, Понтекорво добавил: "Я надеюсь дожить до того времени, когда уже никто не будет путать нейтрино с нейтронами!" ...
и далее: "Докладчик в Академии Линчеи, в Трудах которой я прочёл всё вышеизложенное происшествие, комментирует это так: "Сейчас мы можем уже сказать, что предвидение Понтекорво исполнилось: теперь уже никто не знает не только что такое нейтрино, но и что такое нейтрон!"
Да, в те далекие времена работало общество "Знание", в кинотеатрах перед показом кинофильмов шли выпуски научно-популярных фильмов, для школьников - киножурнал "Хочу все знать", по ТВ - показывали и научно-популярные фильмы и передачи... а сегодня... - фирмы LG, Samsung и др. уже выпускают телевизоры, которые можно подключать не к ТВ-антенне, а к Ethernet-кабелю, т.е. к Интернету...
Еще год назад была опубликована статья(Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления)
за ссылочку спасибо, почитал...;)

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Как наблюдать наночастицы в оптический микроскоп
Как наблюдать наночастицы в оптический микроскоп

Разминочные викторины по предметам стартовали на Наноолимпиаде
ХIV Всероссийская олимпиада по нанотехнологиям началась. Мы открыли впервые за 13 лет отдельные тесты для школьников по основным предметным направлениям - химии, физике, математике, биологии. Это первые (новые) официальные конкурсы олимпиады, фактически, разминка, дальше будет больше и интереснее...

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»:Динамическое термоодеяло по мотивам кожи кальмара. Газоанализатор на висмутене. Фуллерены для Тиффани. Магнетизм доменной стенки в сегнетоэлектрике или магнитоэлектрическая “сказка наоборот”. 100-летний юбилей академика Исаака Марковича Халатникова. Нобелевская премия 2019.

"Новые нанотехнологии" для "Кванториума"
Новая образовательная программа по основам нанотехнологий разработана для детских технопарков «Кванториум»

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Как правильно заряжать аккумулятор?
Д. М. Иткис
Химик Даниил Иткис о том, как правильно заряжать аккумуляторы гаджетов и почему телефон выключается на холоде

Постлитийионные аккумуляторы
В. А. Кривченко
Физик Виктор Кривченко о перспективных видах аккумуляторов, фундаментальных проблемах в производстве литий-серных источников тока и преимуществах постлитийионных аккумуляторов

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.