Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

IV Интернет - олимпиада по нанотехнологиям: Курсы

Всероссийская Интернет-олимпиада школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!"

Азбука нано

Автор(ы): Коллектив авторов (ФНМ-химфак МГУ-ИОНХ РАН)

Лектор:  Коллектив авторов

ПОЖАЛУЙСТА, выскажите свое мнение по "Наноазбуке"...

Открыт прием ОТВЕТОВ по конкурсу!

Тематическая работа с избранными министатьями популярной книги "Нанотехнологии. Азбука для всех", которая выдержала уже два издания и подарена (роздана) большому количеству людей - от школьников до министров. К сожалению, "азбука" не охватывает все темы, поэтому желательно также просматривать "ветки знаний" "Богатство наномира" и "Нанознайка" ("Мир нанотехнологий"). Уровень статей рассчитан на начинающих и школьников, однако отдельные статьи могут быть сложны для младших школьников. Статьи сгруппированы в 10 тематических блоков примерно по 10-15 статей каждый, блоки могут в процессе работы пополняться новыми статьями. Рекомендуется именно так и изучать материал - по блокам, задавая вопросы преподавателям в комментариях к каждой "лекции - семинару". Ответы будут даваться на всю совокупность вопросов примерно 1 раз в неделю. Это основная "ветвь" для школьников, начинающих, их учителей и руководителей. Мы будем признательны всем за НОВЫЕ темы для глав "наноазбуки", которые мы сами или совместно с вами могли бы постепенно написать...

Избранные материалы сайта приведены в разделе ВДНХ. Правила общения и использования материалов Клуба даны здесь, просьба им следовать.

Введение.

Что такое нанотехнологии. О книге "Нанотехнологии. Азбука для всех."

Лекция - семинар 1. Важнейшие объекты наномира

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Наночастицы, Нанокристаллы, кластеры, Наноструктуры, Гибридные наноматериалы, Наностержни, нанокольца, Нанокомпозиты, Цеолиты, Размерные эффекты, Супрамолекулярная химия

Лекция - семинар 2. Наноуглерод

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Углеродные нанотрубки, Одностенные нанотрубки, Неуглеродные нанотрубки, Хиральность, Космический лифт, Графен, Фуллерены, Нанонити, Закон Холла-Петча

Лекция - семинар 3. Физико-химия поверхности

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Амфифильные вещества, Блоксополимеры, Жидкие кристаллы, Мицеллы, Пленки Ленгмюра-Блоджетт, Поверхностно-активные вещества, Нанотрибология, Мезопористые молекулярные сита, Коллоидные частицы

Лекция - семинар 4. Наносинтез

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Золь-гель, Молекулярно-лучевая эпитаксия, Лазерная абляция, Нанолитография, ФИП-нанолитография, Гетероструктуры, Тонкие пленки, Теория оборванных связей, Темлатный метод

Лекция - семинар 5. Самоорганизация

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Самосборка, Самоорганизация, Самоорганизованные монослои, Самособирающиеся массивы, Фотонные кристаллы, Диссипативные структуры, Фракталы, Наносферная литография, Демон Максвела

Лекция - семинар 6. Инструменты нанотехнологий

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Электронный микроскоп, СЗМ, АСМ, СТМ, Кантилевер, Системы нанопозиционирования, Нанотермометр, Нановесы, Нанопинцет, оптический пинцет

Лекция - семинар 7. Нанотехнологии здоровья

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Наномедицина, Биоматериалы, Бионанотехнологии, Нанолекарства, Нанокапсулы, Вирусы, Нанотоксичность, Нанофармакология, Наномодификаторы, Дендримеры

Лекция - семинар 8. Запись и хранение информации

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Устройства хранения информации, Закон Мура, Наноэлектроника, Транзистор, Одноэлектронный транзистор, Молекулярная электроника, Суперпарамагнетизм, Нанобатарейки, наноэнергетика, Фотоника

Лекция - семинар 9. Наноустройства

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Квантовые точки, Квантовые нити, Квантово-размерные эффекты, Туннельный эффект, Квантовые компьютеры, Энергетическая щель, Экситон, Нанометрология, единицы измерения, НЭМС, Наномашины, Наноактюаторы, Нанороботы, МЭМС

Лекция - семинар 10. Развитие нанотехнологий

Главы (темы) «наноазбуки» для совместного анализа: Нанобизнес, Патентование нанотехнологий, Наноиндустрия, рынок нанопродуктов, Инвестиции в нанотехнологии (ФЦНТП), Умные материалы, Военные нанотехнологии, Серая слизь, Критические технологии РФ, Кто есть кто в нанонауке

ВНИМАНИЕ, КОНКУРС ОСНОВНЫХ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.

Одна из самых сложных вещей на свете - дать Имя, название, определить ТЕРМИН... Так было практически всегда. Вы рискуете столкнуться с ожесточенной критикой Ваших коллег, друзей и недругов, Вас могут и хвалить, и ругать, Вы можете даже всю жизнь шлифовать один единственный термин (и будут ли Вам благодарны потомки, рассудит история). Однако, так уж повелось, и таковы наша культура и традиции, что без терминов нельзя, на них держится взаимопонимание и обычных людей, и узких специалистов, они сокращают путь к истине и экономят время на ненужные споры. Это как в поэзии (по словам В.В.Маяковского): "поэзия {читай - работа с терминами} та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды." И если Вы удачно определили термин, Вас и Ваше определение запомнят надолго и все будут знать, что именно Вы совершили маленький прорыв. Маленькую, но важную терминологическую победу - прелюдию более важных достижений. Итак, это очень важное занятие - работать с терминами и, тем более, создавать из них словарь...

В декабре прошлого года был завершен первый этап создания электронного словаря нанотехнологических терминов (на сегодняшний день на сайте РОСНАНО размещено свыше 400 статей, описывающих основные понятия и явления мира нанотехнологий). Целью работы является создание словаря основных терминов, используемых в области нанотехнологий, который был бы написан языком, понятным максимально широкому кругу читателей, и который бы способствовал дальнейшему развитию отношений Корпорации с учеными и бизнесменами, а также становлению наноиндустрии в целом.

Словарь является открытым, а это значит, что уже опубликованные статьи будут корректироваться и дорабатываться с учетом предложений и замечаний, которые будут высказываться всеми заинтересованными пользователями. В рамках конкурса РОСНАНО на IV Интернет - олимпиаде по нанотехнологиям предлагается написать новые (или переписать старые) статьи – те из них, которые наиболее близки к Вашей деятельности или знаниям, а также аргументировано высказать, если Вы сочтете это необходимым, Ваши замечания и комментарии. Вы также можете высказать предложения по включению в словарь тех или иных терминов, которые в настоящее время отсутствуют в нем, но включение которых, по Вашему мнению, было бы целесообразным. Структура статьи (общий объем не более 2 страниц с иллюстрациями, ссылками и другими материалами):

  • Термин на русском языке (не более 5 слов)
  • Термин на английском (точный перевод)
  • Синонимы (не более 5)
  • Аббревиатуры (не более 3)
  • Связанные термины (не более 10)
  • Определение (не более 100 слов)
  • Описание (не более 400 слов)
  • Авторы (Вы и Ваши коллеги, если они реально участвовали в работе, но сама работа подается от Вашего имени и должна быть оригинальной, то есть именно Вашей)
  • Ссылки (не более 10, но не менее 1)
  • Иллюстрации (не более 5, но не менее 1)
  • Теги (ключевые слова) (не более 10)
  • Разделы (разделы "нанонауки" и "нанотехнологии", к которым можно было бы отнести Ваш термин) (не более 5)
  • Критика и комментарии (не более 500 слов)

Основные критерии оценки:

  • оригинальность выбора термина (2 балла)
  • описание термина, содержащего краткое пояснение необходимости его включения в словарь (3 балла)
  • четкость и корректность определений (5 баллов)
  • выбор иллюстративного материала и его качество (3 балла)
  • обоснованность выбора предложенных ссылок (2 балла)
  • корректность выбора ключевых слов и соотнесение с разделами (2 балла)
  • критика и комментарии (3 балла)

Самые активные участники станут официальными соавторами Словаря основных нанотехнологических терминов, получат дипломы, ценные подарки и призы.



Покормите меня
Покормите меня

Ознакомительное занятие в лаборатории синтеза функциональных материалов и переработки минерального сырья Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН в рамках развития проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе»
12 октября 2018 г. в лаборатории синтеза функциональных материалов и переработки минерального сырья Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН состоялось ознакомительное занятие в рамках развития проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе»

Создаем новые материалы на Всероссийском Фестивале науки
Фоторепортаж о фестивале науки на площадке МГУ. Часть 2. Выставка "Создаем новые материалы". Студенты, аспиранты и сотрудники Факультета наук о материалах, химического факультета МГУ, ИОНХ РАН и ИМЕТ РАН совместно приняли участие в Фестивале науки на центральной площадке МГУ 12 - 14 октября 2017 года. На стендах была представлена часть научно - технических разработок в демонстрационных вариантах, которые позволяли всем, и детям, и родителям, и специалистам и показать, и рассказать, и красочно объяснить сложнейшие научные проекты. Спасибо всем организаторам за блестящую возможность нести свет знаний...

XXXI Осенняя научная школа МГУ
Разыскиваются юные технари, химики и математики!


Во время осенних каникул в Подмосковье пройдет Осенняя выездная школа МГУ "ЛАНАТ". В программе школы практикумы по математике, химии, биологии, программированию, электронике. Приглашаем всех школьников, приобщиться к науке!

Материалы реферативного курса "Образование в области нанотехнологий"
Коллектив авторов
Курс посвящен рассмотрению вопросов образования в области нанотехнологий, а также подготовки школьников к олимпиадам вообще и наноолимпиаде, в частности. В рамках курса рекомендуется ознакомиться с представленными материалами и пройти недавние тесты, которые помогут лучше подготовиться к XIII Всероссийской олимпиаде "Нанотехнологии - прорыв в будущее".

Материалы реферативного курса "Наномедицина"
Коллектив авторов
Курс посвящен углублению знаний потенциальных участников наноолимпиады в области наноматериалов и нанотехнологий для биологии и медицины. В рамках курса рекомендуется самостоятельно ознакомиться с представленными материалами и пройти тесты, которые помогут лучше подготовиться к XIII Всероссийской олимпиаде "Нанотехнологии - прорыв в будущее".

Материалы реферативного курса "Наноматериалы"
Коллектив авторов
Курс посвящен современному состоянию наноматериалов и их практическому использованию в различных областях науки и техники. В рамках курса рекомендуется самостоятельно ознакомиться с представленными материалами и пройти тесты, которые помогут лучше подготовиться к XIII Всероссийской олимпиаде "Нанотехнологии - прорыв в будущее".

Инновационные системы: достижения и проблемы
Олег Фиговский, Валерий Гумаров

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.