Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Автор
Памятник Ученому...

Гуманитарные аспекты нанотехнологий: Психологический портрет учёного, работающего в области нанотехнологий, и эргономические особенности его деятельности

Ключевые слова:  Интернет-олимпиада, мнение, Наноазбука

Автор(ы): Быков Евгений Михайлович

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

12 апреля 2009

Предлагаем Вашему вниманию самые оригинальные работы конкурса Гуманитарные аспекты нанотехнологий, организованного в рамках Третьей Всероссийской Интернет-олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в Будущее" группой факультетов МГУ. Автор: Быков Евгений Михайлович

Для создания психологического портрета учёного, имеющего дело с нанотехнологиями, необходимо прежде всего условится, что является исходным объектом и целью построения: отталкиваться ли от реальных, разнородных (хотя и группируемых по определённым признакам) психотипов, искать ли между ними средние характеристические значения, или конструировать в некотором смысле идеальный образ (вытекающий из природы своей деятельности) – и сопоставлять реальные уже с ним? Ad omnes causus, я рассмотрю все три указанных варианта и попытаюсь сопоставить их друг с другом.

Достаточно весомая часть (в процентном соотношении) современных нанотехнологов была сформирована из представителей самостоятельных дисциплинарных областей, которые и ранее работали в наноразмерном диапазоне, но – более-менее автономно. Другая составляющая данного научного пространства принадлежит исследователям, выросшим в период чёткого обозначения непосредственно нанотехнологической области и отчётливо ассоциирующими себя с ней: некоторые – в рамках своих профессиональных возможностей, иные же – в целом как с поприщем для деятельности.

Теперь же, если несколько отстраниться от наличествующих различий, при рассмотрении «выводимого» типа учёного-нанотехнолога можно отметить такие черты его психологического портрета, как присущие работникам науки (в идеале) в принципе: умение концентрировать внимание, свободомыслие, открытость к адекватному восприятию новых подходов и теорий, преобладание интровертности над экстравертностью, динамической личностной устойчивости над нестабильностью и т.д.. Однако это – достаточно общий взгляд на природу специалиста в области нанотехнологий: подобный личность-конструкционный рецепт можно было бы «приписать» и представителям других научных областей. Что же должно являться объединяющим фактором для нанотехнологов?

Ответ, что самое интересное, лежит в плоскости 2-ого из рассматриваемых выше аналитических блоков, т.е.: именно характеристическая общность множества различных психотипов, спроецированная на условно-идеальную модель, как раз и будет основным звеном, обеспечивающим её структурную уникальность и целостность.

Природа нанотехнологий определяет холистичность мышления.

Являясь одной из четырёх фундаментальных конвергирующих NBIC (Nano-Bio-Info-Cogno) технологий человеческой цивилизации, нанотехнологии открывают двери на самый нижний доступный для жилья этаж пространства из затопленных квантовомеханической неопределённостью. Атомарно-молекулярное манипулирование требует как минимум осознания если не идентичности, то глубокого родства и взаимосвязи доселе связанных не столь комплексно научных дисциплин: там, где нанохимия «врастает» в нанофизику, количественно становясь к ней куда ближе, где нанобиология описывает клеточные органеллы как механические устройства – для создания их биомиметических наноразмерных аналогов, где ньютоновская механика зачастую уступает ведущую роль разнообразным квантовым эффектам… Для того, чтобы ощутить сам интегративный дух нанотехнологического пространства, необходимой психологической характеристикой подлинного нанотехнолого должна быть широта мышления, причём широта не в привычном количественном её понимании, а в аспекте возможностей нелинейного синтеза и выведения закономерностей, выглядящих несовместимыми вне междицсиплинарного подхода. Более того, нанотехнологии нуждаются в том, чтобы междисциплинарность зачастую уступала место мультидисциплинарности, что обуславливает желательность положительно высокого коэффициента стадиальной лабильности и психологическую возможность воспринимать знания из ранее новых для себя областей без общего перенапряжения исследовательских функций. Умение объединять не дисциплины, но комплексы дисциплин, требует над-специалитета, таланта выхода за рамки узкоспециализированного профессионала с целью сохранения функции обобщения различных подходов, что формирует нанотехнологическое научное пространство интегрально, нежели как совокупность автономных дисциплинарных фрагментов, связанных не более чем названием размерной области деятельности. Лучшими нанотехнологами, исходя из сделанной выше оценки, можно назвать холистичных по своему складу ума представителей научно-технического «неоРенессанса», расцвет которого многие учёные связывают со второй половиной XX века – и длящимся по сей день.

По аналогии с рассмотрением типичных черт психотипов работников науки, можно говорить о типичных эргономических условиях, характерных для них: обеспечение комфортного личного пространства для жизни и теоретизирования и оборудованных по последнему (или близкому к нему) слову техники лабораторными комплексами, где сформулированная стройными рядами уравнений идея (без ожидания в полгода-год, за которые она могла бы потерять свою актуальность) могла быть найти своё экспериментальное подтверждение, дабы облачить её в приемлемый для промышленного производства образец – или составную часть эксперимента или проверки теории более высокого порядка. Re vera, вновь необходимо заметить, что подобные условия были бы эргономически эффективными для повышения работоспособности многих учёных, далеко не одних нанотехнологов – еrgo, эргономику деятельности нанотехнологов, на мой взгляд, органично определяет спецификационный анализ, к которому я предлагаю вернуться.

Интегративность и мультидисциплинарность диктуют, что наиболее эффективным для нанотехнологов будет территориальное расположение в университетских комплексах или специализированных центрах, где будут проводится конференции с представителями других дисциплин, зачастую – более узко- и высокопрофессиональных в своей области. Личность-ориентированный обмен знаниями и неформальное стимульное поле постоянного самообучения являются наиболее оптимальными факторами поддержания широты охвата нанотехнологического пространства даже теми представителями последнего, которые занимаются предельно конкретными разработками. Международные конференции и трансляция опыта между профилями различных специалитетов должны поощряться так же, как и свободные формы обсуждения стоящих проблем, научные дискуссии формата «мозгового штурма» и др. примеры синергетических коллективных взаимодействий, соответствующих выделенной выше основной черте психотипа.

С психологической точки зрения подобный эргономический эффект можно определить свойством «когнитивного распределённого вычислителя»: нанотехнологии постулируют холистичность, а это означает, что принципиальность подхода «целое больше суммы составляющих его частей» распространяется и на методы исследования, и на выработку теорий – где широта мышления взаимодействующих индивидов определяет понятийное пространство минимальной достаточности, в плоскости которого может протекать беседа, а их частные, индивидуальные ориентации на то или иное направление нанотехнологий в процессе неформального взаимодействия транслируются друг другу, рождая новые идеи через взаимное информационное обогащение (указанная ранее научная интеграциоспособность как подчерта основной черты психотипа нанотехнолога).

Facile, несмотря на многообразие даже общих черт реального психологического портрета нанотехнолога, я полагаю сделанные выше выводы в достаточной степени точными как для соответствия структуре портрета в целом (которая не может быть изложена на двух страницах вскользь), так и для проверки/применения их на практике в близкой перспективе.

Прикрепленные файлы:
bykov.doc (44.00 КБ.)

 

В статье использованы материалы: Творческий тур


Средний балл: 10.0 (голосов 4)

 


Комментарии
Прошу воздержаться от любых личных замечаний в отношении автора. Буду удалять без сожаления, как и во всех публикациях данной серии. Приветствуются только рассуждения по существу!
Владимир Владимирович, 13 апреля 2009 03:27 
Несколько комментариев и замечаний:
1) "Необходимо... условитЬся"
2) О какой змее идет речь в "Ad omnes causus"?
3) Нужно ли использовать заимствованный термин "холистичность", чем недостаточна "целостность"?
Коль скоро холистичность (любой объект рассматривается как целое во всей возможной полноте взаимосвязей) наиболее близкa к немецкому Gestalt или охвату целого, то "больше суммы составляющих" быть скорее должнa "синергетичность"?
4) "нанотехнолого" - это новая "гендерно"-корректная форма?
5) "вне междицсиплинарного подхода"
6) "будут проводитЬся" (на латыни, конечно, ошибки менее заметны...)
7) "интеграциоспособность как подчерта"
8) "Facile, несмотря..." С какой "легкостью"?

А в целом по работе:
Умные слова "вскользь" (и вкривь)...
Вердикт: Re vera, cara mea, mea nil refert.
Палии Наталия, 13 апреля 2009 15:51 
К сожалению, в заметке не отражено то качество, которое А. Эйнштейн (см. рис.2) называл "holy curiosity". Привожу высказывание на языке оригинала: " The important thing is not to stop questioning. Curiosity has its own reason for existing. One cannot help but be in awe when he contemplates the mysteries of entity, of life, of the marvellous structure of reality. It is enough if one tries merely to comprehend a little of this mystery every day. Never lose a holy curiosity".
Мдя-я-я...

Примерил это всё на себя и понял: нанотехнологом я безусловно не являюсь.

Разве что мультидисциплинарностью могу похвастаться. И "нордически стойким характером".
А мне понравилось про "мультидисциплинарность". Очень важно понимать многое и вне своей специальности, чему активно мешает современная методика образования (супер узкая специализация). Ведь многие открытия происходят именно "на стыках" наук.
Эвелина, важно действительно понимать. Тестирование как-то больше ориентирует на простое запоминание фактов...
Владимир Владимирович, 14 апреля 2009 05:09 
Эвелина Ильинична,
А как мешает "мультидисциплинарности" "современная методика образования"? "Супер узкая специализация" приобретается никак не раньше аспирантуры, где "методического образования" уже минимум (то есть специализация по сути научной деятельности, а не образования). И ведь если "мультидисциплинарность", то сначала надо освоить основы самих дисциплин, на стыке которых предполагается "совершать открытия".
Иными словами, мне думается, "мультидисциплинарность" образования оптимальна на старших курсах с началом интенсивного погружения в научную работу.

И, к слову, "мультидисциплинарность" нано самоочевидна, поскольку областью исследования очень широко определены функциональные объекты с заданной размерностью.
Я так и знал, что психологический портрет ученого окажется мутным и ускользающим от прямых и косвенных взглядов...
Владимир Владимирович, 14 апреля 2009 06:13 
А можно тогда спросить: по каким критериям это было выбрано лучшей работой?
ТОГДА относится к обсуждению, а не к самой работе , я так понял... А работа получила высокие баллы у наших коллег и у проверявших коллег с психфака. Причем у этого участника была не одна работа
Владимир Владимирович, 14 апреля 2009 07:14 
Ясно, спасибо
(да, "тогда" подразумевалось в контексте обсуждения, поскольку первый комментарий уж такой строгий... )
----
А как мешает "мультидисциплинарности" "современная методика образования"? "Супер узкая специализация" приобретается никак не раньше аспирантуры
----

Мешает. В Беларуси система поступления в ВУЗы построена (сейчас) по принципу суммарного балла ЦТ по 2 предметам (профильным) и балла аттестата. В итоге идёт мощная прокачка 2 предметов (реже - трёх) на фоне низкого уровня всех остальных. Вот и вся "мультидисциплинарность"
Пастух Евграфович, 14 апреля 2009 09:54 
"Доселе" - а мне это напомнило из Великих Строк - "доселе дойдешь, но далее - предел твой!".
Отсюда, + от мультипультярности, возраст нанотехнолога должен быть "постарше" или "помоложе"?, университет теперь - только наноазбука? А можно пока не идти жить в спецгородки? - связь и транспорт то уже, говорят, на подходе. Очень тонко замечено про необходимое умение концентрировать внимание - это уже осваивают хирурги, водители, повара и отдельные сознательные россияне. Да, а в Армии надо будет служить нашему нанобрату перед спроецированием в комфортные условия (или после)? А то "так же как все" - не очень как то - множество там всяких различных психотипов, сильный интегративный духан, штурмы там всякие, говорят и не совсем мозговые бывают, понимаете? Медведеву в Рязани скажут, что наноисты слабы от науки по определению... А нанопрактику проходить будем? А где? Огласите весь список, п о ж а л у й с т а!!! Так держать Евгений михайлович!
"Ни одно искусство не замыкается в самом себе" (Цицерон, 106—43 гг. до н. э.)
Владимир Владимирович, отвечаю на ваш вопрос с точки зрения простого школьника даже не выпускного класса. Классы у нас профильные, многое на хорошем уровне, которое, к сожалению, для человека наших лет совершенно не нужно. Зато на остальные предметы (в т.ч. предметы "первой необходимости" - химию, физику) времени совершенно нет! Вместо того, чтобы расширять свой кругозор (а в школе нужно этим заниматься), мы углубляемся в какой-то определенный предмет и проходим его на институтском уровне, чтобы потом все это пройти еще раз. Эта "специализация", пока еще не "узкая" очень даже мешает.
Владимир Владимирович, 15 апреля 2009 06:19 
Эвелина Ильинична,
А как "расширяют кругозор"?
Взаимосвязи ведь между чем-то и чем-то.
Мне кажется, это прекрасно, что Вам дают возможность изучать предметы на хорошем уровне. У Вас будет возможность оттолкнуться от этих знаний и узнать много нового. И все зависит от Вас: расширение кругозора - дело разума самих пытливо мир познаЮщих
Владимир Владимирович, Вы в школе преподавали?
Владимир Владимирович, Вы в школе преподавали?
Ага! У меня сложилось такое же впечатление. В его комментариях заметен весь набор качеств замечательного педагога (от умения объяснять до тактичного юмора - с большой дозой доброжелательности)
Владимир Владимирович, 15 апреля 2009 16:08 
Нет, Александр Ринатович, я не "японский профессор"

Александр Борисович,
Спасибо на добром слове (или за конструктивную иронию) . Я буду оставшиеся полжизни максимально стараться, стремясь достичь подобный идеал
Отнюдь, какая ирония? У педагога (даже не по профессии) эти качества на уровне рефлексов: когда кто-то спрашивает (особенно невзрослые:) - надо обязательно рассказать и объяснить (причём максимально доходчиво).
Это я по себе знаю (увы, с возрастом приходит менторский тон)
Владимир Владимирович, 15 апреля 2009 17:41 

А менторскому тону предшествует безудержный максимализм
Катастрофически нетематическая дискуссия у нас получается (здесь обзываемая четырехбуквенным ф-словом )
Осмелюсь лишь напоследок попросить: Александр Борисович, расскажите хоть немного о себе, а то Вы, пожалуй, самый таинственный участник Нанометра.
Chutko Vladimir, 16 апреля 2009 06:20 
О-хо-хо.... Ниасилил. Многа букафф.

Два замечания вообще:

1. Можно ли ожидать, что данная работа будет преобразована в форму отдела кадров, в которой надо будет заполнить определенные клеточки при поступлении на работу младшим, старшим или ведущим нанотехнологом? Ну, чтоб определить, отвечаешь ли установленным критериям, годишься или нет...

2. Меня восхитил рейтинг автора: 223.400000572 балла (61 место). Можно ли предположить, что коллеги, занимающие соответственно 60 и 62 место, имеют рейтинги что-либо как 223.400000574 и 223.400000569? Нанотехнологии в действии - точность определения рейтинга 10-9 Но это, наверное, специально для официальных нанотехнологов - мой рейтинг определен со значительно меньшей точностью, +/-1. Абыдно, да.....
Chutko Vladimir, 16 апреля 2009 06:47 
А насчет мультидисциплинарности - я все же думаю, что школа должна давать примерно равномерный объем знаний по всем направлениям, от литературы до физики, ну, может, по паре связанных дисциплин немного более углубленно. В этом случае у ученика все же появляется более широкий кругозор и он более объективно сможет выбрать, к чему у него лежит душа. Да и общая культура - немаловажное свойство, даже для нанотехнолога. В институте, естественно, специализация сужается, а уж совсем ее сузит (или расширит) жизнь. Если не рассматривать предельные случаи чрезвычайно узкой (сумасшедший ученый из книжек) и чрезвычайно широкой (дилетант из жизни) специализаций, скорее всего, наиболее успешными являются коллективы, в которых присутствуют как узкие специалисты, так и более широкие, хотя, возможно, и менее глубокие.
Палии Наталия, 16 апреля 2009 12:28 
Более того, программы по школьным предметам должны быть согласованными. Иначе (пример из жизни) учителю географии приходится объяснять ученикам что такое "угол"(по геометрии "они еще это не проходили"), а затем уже переходить к определению азимута на местности. А моя мама, будучи учителем химии, уже не первый год объясняет ученикам, что такое прямая и обратная пропорции...
И по физике графически решают задачи на движение в 1 четверти, ну а понятие вектора будут рассматривать уроках алгебры - в 4 четверти. И таких примеров множество.
Наталья

---
Более того, программы по школьным предметам должны быть согласованными.
----

Не в бровь, а в глаз. Раньше химия только один раз опережала математику. рН в химии проходили раньше логарифмов в математике. Теперь... Некоторые темы (те же пропорции), необходимые для химии вообще не проходятся в математике. И общее число часов на естественнонаучные предметы сократили. И дополнительно программу расширили. Усё, матруньки.
Пастух Евграфович, 17 апреля 2009 17:08 
Очень не достаёт географии - последнее время страну только из прогр. "Погода" можно увидеть, теперь и не все свои районные центры в области знают по названию, а уж по виду, сёла... Вот Турцию и Египет - выучили все. И все значки на $. ?

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Шарики в бороздках
Шарики в бороздках

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.