Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Опросы


Зачем нам высшее образование?

Совсем недавно мы провели довольно занятный опрос, связанный с поступлением в МГУ. Выяснилось, что потенциальные студенты в подавляющем большинстве случаев сугубо положительно относятся к идее междисциплинарного образования, не боятся учиться, но при этом... хотят поступить куда по-легче. Хорошо, но ожидаемо... И это в год, когда Московский Университет существенно меняется, формулируя новые, глобальные, программы своего приоритетного развития, активно участвуя в больших программах федеральной значимости, объявленных совсем недавно, вводя собственные образовательные стандарты. Это уникальный год, когда ЕГЭ и олимпиадное движение сошлись... в золотом балансе, когда подкрался демографический кризис... абитуриентов (аукнулись лихие девяностые!), когда каждый абитуриент - буквально на вес золота. Никогда еще не было так волнительно интересно и РЕАЛЬНО попытаться связать свою судьбу с МГУ, переступив через сгущаемый непонятно кем и зачем страх (скажем, опасения). Поступить в МГУ, чтобы изменить к лучшему не только свою судьбу, но и будущность крупнейшего ВУЗа России, науки, страны...

После всей этой необходимой и справедливой патетики отметим в скобках, что, на самом деле, нам интересно было бы знать Ваше мнение глобально - как в самую горячую пору поступления абитуриенты вообще относятся к Высшему образованию, особенно к междисциплинарному. Для этого мы решили соединить две возможности

  • собственно, опроса (см. ниже и еще ниже),
  • а также (и это главное) "горячей линии" с очень известным человеком, сделавшим многое для становления междисциплинарного по своей сути материаловедческого образования в нашей стране, академиком, деканом факультета наук о материалах МГУ Ю.Д.Третьяковым.

Каким должно быть высшее образование в России? Кто может стать новыми Ломоносовыми и Эдиссонами современности, как воспитать гения? Что созидает и разрушает науку в нашей стране? Чего ждать и чего уже не ждать от нанотехнологий?

Задать любые вопросы (и по приему на ФНМ МГУ, и общего плана) академику Юрию Дмитриевичу Третьякову можно по электронной почте yudtmsu@gmail.com и в комментариях к этому опросу. Ответы будут подготовлены до 20 июля по мере поступления. Если вопрос срочный или очень интересный, с Вами свяжутся заранее (то есть очень быстро, в режиме "горячей линии").

Текст обращения Ю.Д.Третьякова дан ниже:

"Уважаемые абитуриенты! Приглашаю Вас воспользоваться шансом стать уже в этом году студентом Факультета наук о материалах (ФНМ) МГУ им.М.В.Ломоносова, подав документы в приемную комиссию до 10 июля. За почти 20-летний период своего существования ФНМ доказал способность исключительно эффективно воспитывать научную элиту для отечественного и международного сообщества. Поступившие на ФНМ студенты находятся под персональной опекой опытных педагогов и ученых и в отличие от других образовательных учреждений имеют возможность учиться по индивидуальному плану, определенному самим студентом и его куратором. Этот план дает возможность реализовать исключительно гибкую систему обучения, акцентировав свои интересы на химии, физике, механике или биологии. Выпускники бакалавриата продолжают бесплатное обучение в магистратуре, аспирантуре и докторантуре, причем на каждом этапе имеют возможность значительную часть времени проводить в ведущих зарубежных лабораториях мира. Главное направление подготовки – «Инженерия функциональных нано- и биоматериалов», а также «Химия, физика и механика материалов и биоматериалов». Начиная с 1 курса, студенты ФНМ имеет возможность активно заниматься научно-исследовательской работой в лабораториях, оснащенных самым современным оборудованием, что обеспечивает им материальную поддержку, значительно превышающую стипендию. Тесные связи с Российской Академией наук, ведущими учеными за рубежом, инновационными компаниями позволяют выпускникам не только получать глубокие знания из ленкций и личного общения с уникальными специалистами, но и успешно применять свои умения на практике. Это делает питомцев ФНМ востребованными в ведущих компаниях, занимающихся высокими технологиями, в самом Московском университете, в институтах РАН, в фундаментальной и прикладной науке. "

 
Результаты голосования на текущий момент следующие:
Зачем нам высшее образование?
Для самоутверждения(27)
Чтобы подняться по социальной лестнице(70)
Чтобы обустроить свое семейное положение(11)
Для служения науке и научно - технического прогресса(63)
Для того, чтобы уехать зарубеж(12)
Высшее образование вряд ли нужно вообще(23)
Будет ли высшее образование востребовано в ближайшем будущем и оправдает ли ожидания его получающих?
Да, настал момент для любого высшего образования(44)
Не будет, в России все упущено, только в развитых странах оно имеет смысл(40)
Высшее гуманитарное образование наиболее ценно(4)
Наиболее важно фундаментальное образование(42)
Наиболее важно техническое образование(29)
Наиболее важно междисциплинарное образование для высоких технологий(44)
Каким должно быть высшее образование в России?
Элитарным, для избранных(28)
По советсткой модели, общедоступным, для всех абсолютно (то есть поголовным)(64)
По модели Сколково(7)
По китайской модели (поучился зарубежом и вернулся поднимать науку)(11)
По американской модели (мы самые лучшие и все время самостоятельные, но денежки плати)(10)
По европейской модели (доступным, но академичным)(81)
Как воспитать гения?
Никак(39)
Генной инженерией(11)
Зубрежкой (гений - 1% таланта и 99% пота)(14)
Научным творчеством, соединенным с учебой(75)
Индивидуальной подготовкой на небольших междисциплинарных факультетах(30)
Поиском и селекцией широких масс студентов(31)
Смогут ли новые крупные государственные программы достичь своей цели?
Да, в быстрые сроки с текущими программами(6)
Да, в отдаленной перспективе(57)
Нет, никогда(19)
Да, но программы должны быть другими(45)
Я ни о каких программах не слышал и вообще во все это не верю(18)
Подобные программы - лищь прикрытие и ширма(54)
Что разрушает науку в нашей стране?
Отсутствие денег(10)
Бюрократия и текущая система финансирования (тендеры и пр.)(67)
Большое количество денег не по адресу(42)
Отсутствие базы (наука и образование разрушены необратимо)(36)
Отсутствие четкой государственной политики и заказа общества(39)
Сильнейшая конкуренция со стороны других стран(5)
Чего ждать от нанотехнологий?
Ничего(31)
Всего(5)
Кое - чего конкретного уже сейчас(26)
Много интересного, но в будущем(59)
Нанотехнологии себя исчерпали(3)
Нанотехнологии неисчерпаемы, но требуют серьезного подхода(76)
Какова роль российских ученых в современной науке?
Генофонд будущих гениев(10)
Научные рабы западных стран(19)
Двигатели индустрии в нашей стране(7)
Ничем не хуже западных коллег, но все еще хуже условия для научного творчества(85)
Российские ученые исчезли, как класс, много лет назад(13)
Российские ученые уже давно творят науку в разных странах(68)
ВУЗ моей мечты – это…
Гарвард, Массачусетский Технологический Институт и прочие мировые монстры(68)
МГУ, РХТУ, "Бауманка", МФТИ и пр. ведущие российские(65)
ВУЗы моего родного края(16)
Мечта есть мечта, такого ВУЗа просто нет(26)
Не мечтаю о ВУЗе, делом надо заниматься, деньги зарабатывать, а не протирать штаны(27)
Утечка мозгов – это бич современности или «академическая мобильность»?
Нужен вновь железный занавес(5)
Пусть молодые люди ездят и набираются опыта(37)
Нам нужен приток китайцев(5)
Утечка мозгов, в конце концов, обеспечивает паритетное научное сотрудничество(9)
Утечка мозгов характерна лишь для антипатриотов России(3)
Создайте нормальные условия - и утечки мозгов не будет(142)


Комментарии
Науку разрушает многое, и причин сложившейся ситуации тоже не одна наверное. И бюрократия, и отсутствие средств, ведь на развитие науки за прошедшие годы почти ничего не выделялось. Отсюда - и пессимизм у научного персонала, и преподавателей в ВУЗах, и у студентов сложилось такое представление, что наукой заниматься мало того, что не интересно и вдобавок еще и сложно, но еще и не перспективно, лучше считать чужие деньги и быть экономистом или заниматься продажами иностранных товаров, в том числе и техники, электроники, еще и причислять себя при этом к специалистам в области высоких технологий. Кто как думает. Ведь все зависит от человека. Бывают энтузиасты, которые работают и за небольшие средства, быть может у них так сложилось, получилось остаться в том вузе, городе, где они учились, а потом и стали работать, осели. Бывает кому-то не повезло с карьерой, и тот вернулся к себе домой или нашел себе другое поприще совершенно в другом месте,,, а кто-то везунчик и благодаря и своему упорству, и обстоятельствам, смог достичь многого и это конечно достойно восхищения. Но скажу по опыту моих соратников родного вуза, выпускников, с которыми я жил и в общежитии, и сейчас которые продолжают быть моими друзьями и сокурсниками, подавляющее большинство не собирается никак связывать свое будущее ни со своей инженерной профессией, ни с наукой и высшей школой вообще.Причина?ПРоста как мир-отсутствие перспективы, как может жить молодой человек на копеечную зарплату, если ее и то выплачивыают с задержками, как может жить человек, если нет будущего у предприятия, на которое он пришел сдавать документы, а жить то нужно уже сейчас, и семью создавать, и быть может и родителям уже помогать, нужно уже сейчас. Вот и остаются редкие пташки и ВУЗах, говорю конечно за Украину, поскольку знаю ситуацию лучше, и то, остаются восновном ребята местные, поскольку обеспечены жильем, а это ой как важно при наших зарплатах. Идут в торговлю, коммерцию, если есть свой капитал, но очень редко, идут на переквадификацию, есть у меня пара знакомых-электронщиков, переквалифицировавшихся в программистов, платят вроде побольше в 3-4 раза, а то и 5раз, да вот беда - делают то все программные продукты для заграничных заказчиков, а своя страна опять остается ни с чем. Вот и решай и думай студент, вопрос этот каждый решает сам, в меру возможностей, обстоятельств, собственного труда и упорства
Насчет того, что заниматься наукой не интересно, это я конечно имелл ввиду тех, кто хочет быстрой наживы, денег сразу и побольше,понятное дело, наука - не для всех, только тот, кто по-настоящему одержим ей, сможет и дальше творить, мне очень нравится то, что в России существуют таеи выставки и форумы, как например, Выставка научно-технического творчества молодежи на ВДНХ, Форум Селигер, совсем недавно появился. Это очень поощряет молодежь, заставляет нас зажечься идеей, чего-то и самому смастерить, сделать, и когда видишь такое, все же думаешь, что должно же все получиться, достойны и ребята, и усилия взрослых, которые ими руководят, надеюсь что так и будет!
Мне кажется есть способы постижения реальности на основе уже полученных и усвоенных знаний, но знаний воспроизводимых в какой-то эйфории. Конечно после ночных трудов, в результате даже небольшого стресса это все выплескивается в удивительные открытия.И мне думается, что если рядом человек-учитель и тем более группа единомышленников все это происходит очень приятно и не надо никого дрессировать. Обобществленный Интеллект способен на многое!
Хорошо бы ещё помогали хорошо учиться в школах и заинтересовывали, а так же учителя показывали свою заинтересованность в результате. Желательно, чтобы поддерживали участие в интеллектуальных соревнованиях. А то бывает, что и "побьют" в школе (объявят выговор).
Всё-таки много зависит от самого школьника.
И от милости нашего любимого государства, иногда. Меня сегодня обрадовал
военкомат, хочет видеть меня в армии. Вот теперь думаю что делать. Так что
одной заинтересованности не всегда хватит.
- Наряду с ответами, свойственными нашему менталитету, прослеживаются и
отголоски пропаганды.
- Что разрушает науку в нашей стране? Ответ: Бюрократия и текущая система
финансирования (тендеры и пр.) Правильный ответ:Отсутствие четкой
государственной политики и заказа общества.
- Смогут ли новые крупные государственные программы достичь своей цели?
Ответы:Да, в отдаленной перспективе; Подобные программы - лищь прикрытие и
ширма. Верный ответ: Да, но программы должны быть другими. Крупные проекты
обязательно болжны быть хорошо проработаны!!! и не только. Непременным
условием успешности проекта, это правильное руководство со стороны
начальников!
- Каким должно быть высшее образование в России? Ответ:По европейской
модели (доступным, но академичным); Правильный ответ: По советсткой модели,
общедоступным, для всех абсолютно (то есть поголовным).
Правилиный ответ - имеется ввиду наиболее близкий из имеющихся.

Суть происходящего проста: Запад видит в нас рынок для сбыта
товаров,выкачивания сырья, а чтобы не устраивали бунтов - всячески
способствует утечки мозгов. А те кто остался - вовлекается в работу на
иностранные компании. А ретивым чиновникам расказываю где лежат их деньги,
чиновники снижают свой пыл.
Предлагаю две статьи о высшем образовании в IT сфере:
Против
За

Так в нужно в/о или нет?!
Науку ничто не разрушит, кто-бы не старался это сделать.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Similia similibus
Similia similibus

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.