Совсем недавно мы провели довольно занятный опрос, связанный с поступлением в МГУ. Выяснилось, что потенциальные студенты в подавляющем большинстве случаев сугубо положительно относятся к идее междисциплинарного образования, не боятся учиться, но при этом... хотят поступить куда по-легче. Хорошо, но ожидаемо... И это в год, когда Московский Университет существенно меняется, формулируя новые, глобальные, программы своего приоритетного развития, активно участвуя в больших программах федеральной значимости, объявленных совсем недавно, вводя собственные образовательные стандарты. Это уникальный год, когда ЕГЭ и олимпиадное движение сошлись... в золотом балансе, когда подкрался демографический кризис... абитуриентов (аукнулись лихие девяностые!), когда каждый абитуриент - буквально на вес золота. Никогда еще не было так волнительно интересно и РЕАЛЬНО попытаться связать свою судьбу с МГУ, переступив через сгущаемый непонятно кем и зачем страх (скажем, опасения). Поступить в МГУ, чтобы изменить к лучшему не только свою судьбу, но и будущность крупнейшего ВУЗа России, науки, страны...
После всей этой необходимой и справедливой патетики отметим в скобках, что, на самом деле, нам интересно было бы знать Ваше мнение глобально - как в самую горячую пору поступления абитуриенты вообще относятся к Высшему образованию, особенно к междисциплинарному. Для этого мы решили соединить две возможности
собственно, опроса (см. ниже и еще ниже),
а также (и это главное) "горячей линии" с очень известным человеком, сделавшим многое для становления междисциплинарного по своей сути материаловедческого образования в нашей стране, академиком, деканом факультета наук о материалах МГУ Ю.Д.Третьяковым.
Каким должно быть высшее образование в России? Кто может стать новыми Ломоносовыми и Эдиссонами современности, как воспитать гения? Что созидает и разрушает науку в нашей стране? Чего ждать и чего уже не ждать от нанотехнологий?
Задать любые вопросы (и по приему на ФНМ МГУ, и общего плана) академику Юрию Дмитриевичу Третьякову можно по электронной почте yudtmsu@gmail.com и в комментариях к этому опросу. Ответы будут подготовлены до 20 июля по мере поступления. Если вопрос срочный или очень интересный, с Вами свяжутся заранее (то есть очень быстро, в режиме "горячей линии").
Текст обращения Ю.Д.Третьякова дан ниже:
"Уважаемые абитуриенты! Приглашаю Вас воспользоваться шансом стать уже в этом году студентом Факультета наук о материалах (ФНМ) МГУ им.М.В.Ломоносова, подав документы в приемную комиссию до 10 июля. За почти 20-летний период своего существования ФНМ доказал способность исключительно эффективно воспитывать научную элиту для отечественного и международного сообщества. Поступившие на ФНМ студенты находятся под персональной опекой опытных педагогов и ученых и в отличие от других образовательных учреждений имеют возможность учиться по индивидуальному плану, определенному самим студентом и его куратором. Этот план дает возможность реализовать исключительно гибкую систему обучения, акцентировав свои интересы на химии, физике, механике или биологии. Выпускники бакалавриата продолжают бесплатное обучение в магистратуре, аспирантуре и докторантуре, причем на каждом этапе имеют возможность значительную часть времени проводить в ведущих зарубежных лабораториях мира. Главное направление подготовки – «Инженерия функциональных нано- и биоматериалов», а также «Химия, физика и механика материалов и биоматериалов». Начиная с 1 курса, студенты ФНМ имеет возможность активно заниматься научно-исследовательской работой в лабораториях, оснащенных самым современным оборудованием, что обеспечивает им материальную поддержку, значительно превышающую стипендию. Тесные связи с Российской Академией наук, ведущими учеными за рубежом, инновационными компаниями позволяют выпускникам не только получать глубокие знания из ленкций и личного общения с уникальными специалистами, но и успешно применять свои умения на практике. Это делает питомцев ФНМ востребованными в ведущих компаниях, занимающихся высокими технологиями, в самом Московском университете, в институтах РАН, в фундаментальной и прикладной науке. "
Результаты голосования на текущий момент следующие:
Зачем нам высшее образование?
Для самоутверждения
(27)
Чтобы подняться по социальной лестнице
(70)
Чтобы обустроить свое семейное положение
(11)
Для служения науке и научно - технического прогресса
(63)
Для того, чтобы уехать зарубеж
(12)
Высшее образование вряд ли нужно вообще
(23)
Будет ли высшее образование востребовано в ближайшем будущем и оправдает ли ожидания его получающих?
Да, настал момент для любого высшего образования
(44)
Не будет, в России все упущено, только в развитых странах оно имеет смысл
(40)
Высшее гуманитарное образование наиболее ценно
(4)
Наиболее важно фундаментальное образование
(42)
Наиболее важно техническое образование
(29)
Наиболее важно междисциплинарное образование для высоких технологий
(44)
Каким должно быть высшее образование в России?
Элитарным, для избранных
(28)
По советсткой модели, общедоступным, для всех абсолютно (то есть поголовным)
(64)
По модели Сколково
(7)
По китайской модели (поучился зарубежом и вернулся поднимать науку)
(11)
По американской модели (мы самые лучшие и все время самостоятельные, но денежки плати)
(10)
По европейской модели (доступным, но академичным)
(81)
Как воспитать гения?
Никак
(39)
Генной инженерией
(11)
Зубрежкой (гений - 1% таланта и 99% пота)
(14)
Научным творчеством, соединенным с учебой
(75)
Индивидуальной подготовкой на небольших междисциплинарных факультетах
(30)
Поиском и селекцией широких масс студентов
(31)
Смогут ли новые крупные государственные программы достичь своей цели?
Да, в быстрые сроки с текущими программами
(6)
Да, в отдаленной перспективе
(57)
Нет, никогда
(19)
Да, но программы должны быть другими
(45)
Я ни о каких программах не слышал и вообще во все это не верю
(18)
Подобные программы - лищь прикрытие и ширма
(54)
Что разрушает науку в нашей стране?
Отсутствие денег
(10)
Бюрократия и текущая система финансирования (тендеры и пр.)
(67)
Большое количество денег не по адресу
(42)
Отсутствие базы (наука и образование разрушены необратимо)
(36)
Отсутствие четкой государственной политики и заказа общества
(39)
Сильнейшая конкуренция со стороны других стран
(5)
Чего ждать от нанотехнологий?
Ничего
(31)
Всего
(5)
Кое - чего конкретного уже сейчас
(26)
Много интересного, но в будущем
(59)
Нанотехнологии себя исчерпали
(3)
Нанотехнологии неисчерпаемы, но требуют серьезного подхода
(76)
Какова роль российских ученых в современной науке?
Генофонд будущих гениев
(10)
Научные рабы западных стран
(19)
Двигатели индустрии в нашей стране
(7)
Ничем не хуже западных коллег, но все еще хуже условия для научного творчества
(85)
Российские ученые исчезли, как класс, много лет назад
(13)
Российские ученые уже давно творят науку в разных странах
(68)
ВУЗ моей мечты – это…
Гарвард, Массачусетский Технологический Институт и прочие мировые монстры
(68)
МГУ, РХТУ, "Бауманка", МФТИ и пр. ведущие российские
(65)
ВУЗы моего родного края
(16)
Мечта есть мечта, такого ВУЗа просто нет
(26)
Не мечтаю о ВУЗе, делом надо заниматься, деньги зарабатывать, а не протирать штаны
(27)
Утечка мозгов – это бич современности или «академическая мобильность»?
Нужен вновь железный занавес
(5)
Пусть молодые люди ездят и набираются опыта
(37)
Нам нужен приток китайцев
(5)
Утечка мозгов, в конце концов, обеспечивает паритетное научное сотрудничество
(9)
Утечка мозгов характерна лишь для антипатриотов России
(3)
Создайте нормальные условия - и утечки мозгов не будет
Науку разрушает многое, и причин сложившейся ситуации тоже не одна наверное. И бюрократия, и отсутствие средств, ведь на развитие науки за прошедшие годы почти ничего не выделялось. Отсюда - и пессимизм у научного персонала, и преподавателей в ВУЗах, и у студентов сложилось такое представление, что наукой заниматься мало того, что не интересно и вдобавок еще и сложно, но еще и не перспективно, лучше считать чужие деньги и быть экономистом или заниматься продажами иностранных товаров, в том числе и техники, электроники, еще и причислять себя при этом к специалистам в области высоких технологий. Кто как думает. Ведь все зависит от человека. Бывают энтузиасты, которые работают и за небольшие средства, быть может у них так сложилось, получилось остаться в том вузе, городе, где они учились, а потом и стали работать, осели. Бывает кому-то не повезло с карьерой, и тот вернулся к себе домой или нашел себе другое поприще совершенно в другом месте,,, а кто-то везунчик и благодаря и своему упорству, и обстоятельствам, смог достичь многого и это конечно достойно восхищения. Но скажу по опыту моих соратников родного вуза, выпускников, с которыми я жил и в общежитии, и сейчас которые продолжают быть моими друзьями и сокурсниками, подавляющее большинство не собирается никак связывать свое будущее ни со своей инженерной профессией, ни с наукой и высшей школой вообще.Причина?ПРоста как мир-отсутствие перспективы, как может жить молодой человек на копеечную зарплату, если ее и то выплачивыают с задержками, как может жить человек, если нет будущего у предприятия, на которое он пришел сдавать документы, а жить то нужно уже сейчас, и семью создавать, и быть может и родителям уже помогать, нужно уже сейчас. Вот и остаются редкие пташки и ВУЗах, говорю конечно за Украину, поскольку знаю ситуацию лучше, и то, остаются восновном ребята местные, поскольку обеспечены жильем, а это ой как важно при наших зарплатах. Идут в торговлю, коммерцию, если есть свой капитал, но очень редко, идут на переквадификацию, есть у меня пара знакомых-электронщиков, переквалифицировавшихся в программистов, платят вроде побольше в 3-4 раза, а то и 5раз, да вот беда - делают то все программные продукты для заграничных заказчиков, а своя страна опять остается ни с чем. Вот и решай и думай студент, вопрос этот каждый решает сам, в меру возможностей, обстоятельств, собственного труда и упорства
Насчет того, что заниматься наукой не интересно, это я конечно имелл ввиду тех, кто хочет быстрой наживы, денег сразу и побольше,понятное дело, наука - не для всех, только тот, кто по-настоящему одержим ей, сможет и дальше творить, мне очень нравится то, что в России существуют таеи выставки и форумы, как например, Выставка научно-технического творчества молодежи на ВДНХ, Форум Селигер, совсем недавно появился. Это очень поощряет молодежь, заставляет нас зажечься идеей, чего-то и самому смастерить, сделать, и когда видишь такое, все же думаешь, что должно же все получиться, достойны и ребята, и усилия взрослых, которые ими руководят, надеюсь что так и будет!
Мне кажется есть способы постижения реальности на основе уже полученных и усвоенных знаний, но знаний воспроизводимых в какой-то эйфории. Конечно после ночных трудов, в результате даже небольшого стресса это все выплескивается в удивительные открытия.И мне думается, что если рядом человек-учитель и тем более группа единомышленников все это происходит очень приятно и не надо никого дрессировать. Обобществленный Интеллект способен на многое!
Хорошо бы ещё помогали хорошо учиться в школах и заинтересовывали, а так же учителя показывали свою заинтересованность в результате. Желательно, чтобы поддерживали участие в интеллектуальных соревнованиях. А то бывает, что и "побьют" в школе (объявят выговор).
И от милости нашего любимого государства, иногда. Меня сегодня обрадовал
военкомат, хочет видеть меня в армии. Вот теперь думаю что делать. Так что
одной заинтересованности не всегда хватит.
- Наряду с ответами, свойственными нашему менталитету, прослеживаются и
отголоски пропаганды.
- Что разрушает науку в нашей стране? Ответ: Бюрократия и текущая система
финансирования (тендеры и пр.) Правильный ответ:Отсутствие четкой
государственной политики и заказа общества.
- Смогут ли новые крупные государственные программы достичь своей цели?
Ответы:Да, в отдаленной перспективе; Подобные программы - лищь прикрытие и
ширма. Верный ответ: Да, но программы должны быть другими. Крупные проекты
обязательно болжны быть хорошо проработаны!!! и не только. Непременным
условием успешности проекта, это правильное руководство со стороны
начальников!
- Каким должно быть высшее образование в России? Ответ:По европейской
модели (доступным, но академичным); Правильный ответ: По советсткой модели,
общедоступным, для всех абсолютно (то есть поголовным).
Правилиный ответ - имеется ввиду наиболее близкий из имеющихся.
Суть происходящего проста: Запад видит в нас рынок для сбыта
товаров,выкачивания сырья, а чтобы не устраивали бунтов - всячески
способствует утечки мозгов. А те кто остался - вовлекается в работу на
иностранные компании. А ретивым чиновникам расказываю где лежат их деньги,
чиновники снижают свой пыл.
Науку ничто не разрушит, кто-бы не старался это сделать.
Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров
В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.
Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.
Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся
в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.