Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Большие вызовы нанотехнологий

Ключевые слова:  Сириус

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

04 июля 2017

В рамках только что стартовавшей образовательной программы "Большие вызовы" в ОЦ "Сириус" реализуется направление "Нанотехнологии".

Направление представлено 24 талантливыми школьниками и пятью проектами, которые ведут студенты, аспиранты, научные сотрудники, школьные педагоги - победители конкурса тьюторов XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нантехнологиям:

  • Химический источник тока: собираем, изучаем и улучшаем «сухой» элемент Лекланше (Топливо для электромобиля), руководитель: Харченко Андрей Васильевич, кандидат химических наук, младший научный сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова

В ходе реализации проекта участники проанализируют способы повышения эффективности работы сети заправочных станций для электромобилей, проведут разработку наиболее удачных образцов химических источников тока, пригодных для этих целей. Для этого будут рассмотрены основные понятия темы «химический источник тока»: окислительно-восстановительная реакция, стандартный электродный потенциал, уравнение Нернста, электрохимическая реакция, ЭДС элемента. Участники предложат и сделают свои конструкции для различных применений: от наглядного обучающего экспоната в пробирке до перспективной RedOx Flow Battery.

  • Перовскитная солнечная батарея: от пробирки до готового устройства (Солнечная батарея из пробирки), руководитель: Соколова Юлия Павловна, магистрант ФНМ МГУ имени М. В. Ломоносова

Солнце является самым перспективным альтернативным источником энергии. Среди солнечных батарей благодаря дешевой технологии производства и высокой эффективности на лидирующие позиции выходят перовскитные солнечные элементы. Создание перовскитной солнечной батареи «на коленке» — сложная и еще не решенная задача. Осуществление такого проекта может привести к перевороту в области солнечной энергетики. В ходе работы школьники своими руками соберут спин-коатер, аналог дорогостоящего лабораторного прибора, с его помощью они получат настоящие перовскитные солнечные элементы, а также придумают и создадут работающее на основе полученных батарей устройство. Проект подготовлен в сотрудничестве с компанией Евросибэнерго в рамках ФЦП (соглашение о предоставлении субсидии 14.607.21.0147) в молодежной лаборатории Новых материалов для солнечной энергетики (NMSE) факультета наук о материалах МГУ.

  • Повышение эффективности кремниевых солнечных панелей (Новая жизнь солнечной энергетики), руководитель: Лаврентьев Анатолий Генрихович, учитель физики и информатики МБОУ «Лицей № 2» города Чебоксары

В рамках данного проекта предлагается провести сравнительный анализ работы фотоэлектрических модулей на основе поликристаллического, монокристаллического, аморфного (микроморфного) кремния и гетероструктурных солнечных элементов. Участники проекта экспериментально определят преимущества и недостатки каждого вида панелей в различных условиях работы, подробно изучат технологический процесс производства солнечных панелей на основе гетероперехода. В результате сравнения сочетания производительности панелей и их себестоимости проектная группа определит, как можно повысить их производительность, а также сделает экономический расчет собственного варианта модели солнечной панели.

  • Управление светом — получение и исследование свойств оптических сенсоров (Фотонные кристаллы на службе антитеррора и таможни), руководитель: Бахия Тамуна, магистрант ФНМ МГУ имени М. В. Ломоносова

Проект посвящен синтезу и исследованию оптических свойств такого перспективного материала, как фотонный кристалл, который может решить проблемы, существующие в современном мире микроэлектроники и других высокотехнологических областях. В рамках курса будут обсуждаться основные понятия фотоники, наиболее выдающиеся достижения в этой области. Учащиеся смогут освоить основные методики получения пленок опалового типа, научатся получать инвертированные фотоннокристаллические структуры. Также школьникам предоставится возможность самим исследовать свойства синтезированных образцов на современном оборудовании и получить изделие — неинвазивный оптический сенсор оригинальной конструкции, который может быть полезен для анализа нефтепродуктов, контрафактной, биологически опасной продукции, позволит оперативно анализировать различные жидкие среды.

  • Углеродные наноматериалы: сенсорика (Оптический нос), руководитель: Володина Мария Олеговна, аспирант химического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова

Проект предлагает школьникам, увлекающимся химией, создать «с нуля» и затем протестировать высокочувствительные оптические сенсоры, которые используются для определения наномолярных концентраций различных соединений: газов, органических молекул, ионов тяжелых металлов и т. д. В основе таких сенсоров лежат материалы из оксида графена и наночастиц благородных металлов, каждый из которых обладает своими уникальными свойствами. Комбинируя и сочетая свойства этих двух материалов, участники проекта получат набор сорбционных и оптических свойств, благодаря которым устройства на основе таких материалов используются в медицине, фармацевтике, экологическом мониторинге среды, пищевой промышленности и многих других сферах. В рамках проекта школьники познакомятся с последними достижениями науки в области наносенсорики, разработают и проведут сложный многостадийный химический синтез, познакомятся с современным оборудованием и самостоятельно проведут все этапы практической и аналитической работы, научатся структурировать и анализировать данные, обобщать информацию, работать с англоязычной литературой и представят свою работу на конференции школьников.

Удачи проектным командам!





Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Золотая рыбка
Золотая рыбка

Приглашаем всех на неделю науки МГУ!
С 27 по 30 ноября 2017 года на базе Химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в рамках XII Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям пройдет Неделя науки. Приглашаются школьники и их родители, студенты, аспиранты, молодые ученые, учителя и преподаватели. Для слушателей без пропуска МГУ необходима предварительная регистрация.

Биология и математика - олимпиадные задания для школьников опубликованы
Начинается заочный тур для школьников по комплексу предметов "физика, химия, математика, биология" XII Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям "Нанотехнологии - прорыв в будущее!" Доступны задачи по математике и биологии.

Работы победителей и призеров конкурса "Гениальные мысли"
Предлагаем ознакомиться с авторефератами работ победителей и призеров конкурса проектных работ школьников "Гениальные мысли", проходившего в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям в 2016-2017 году.

Вспомнить все (total recall). Часть 3. Методы исследований в нанотехнологиях (практика)
Коллектив авторов
В третьей части рассматриваются экспериментально - практические материалы, связанные с методами анализа продуктов нанотехнологий, в том числе стандартные аналитические, физико – химические и структурные методы анализа. Участники могут изучать отдельно данный курс или комбинировать его с двумя предыдущими.

Вспомнить все (total recall). Часть 2. Решение задач и проектная работа (образование и самоподготовка)
Коллектив авторов
Во второй части рассматриваются обзорные материалы материалы по нанотехнологическому образованию и проектной деятельности (Раздел А), текстовый и иллюстративный материал по образовательным и социальным аспектам с сфере нанотехнологий (Раздел Б), а также самый важный раздел для подготовки к Олимпиадам данной серии, содержащий сборники заданий и решений за 10 олимпиадных лет (Раздел В).

Вспомнить все (total recall). Часть 1. Наноматериалы и нанотехнологии (теоретические аспекты)
Коллектив авторов
В первой части рассматриваются теоретические материалы, сгруппированные по важнейшим темам (Раздел А), уровню сложности (Раздел Б), для свободного чтения по основным группам рубрикатора РОСНАНО (Раздел В), а также для прохождения викторин самоконтроля (Раздел Г).

Система практик ФНМ МГУ
А.Б.Тарасов, А.В.Кнотько, Е.А.Гудилин

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.