Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Лекции МГУ: геометрия молекул

Ключевые слова:  геометрия молекул, лекция, общая и неорганическая химия, тьютору

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

16 октября 2011

"Нанометр" параллельно с сайтом химического факультета МГУ продолжает публикацию материалов лекций общего потока 1 курса химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова "Общая и неорганическая химия", которые (надеемся, что лишь с небольшой задержкой) будут появляться 2 раза в неделю и содержать как иллюстративные материалы, так и "живую" видеозапись лекции. В каждой лекции будут содержаться один или несколько вопросов для размышлений, направленных на подготовленных (точнее, мотивированных студентов).

Ниже приводятся материалы двеннадцатой лекции для химиков и студентов ФНМ МГУ (Большая химическая аудитория, химический факультет МГУ), сначала иллюстративные, потом появится видеозапись.

Название лекции: Лекция 12. Геометрия молекул (часть 2).

Лектор: проф. Е.А.Гудилин

Демонстрационные эксперименты: к.х.н., доц. С.Г.Дорофеев

Аудитория: БХА, химфак МГУ

Уровень: "новобранцы" химического факультета МГУ (студенты - химики) и студенты 1 курса факультета наук о материалах МГУ

Дополнительные вопросы лектора для официальных слушателей (повышение рейтинга по курсу для желающих): является ли направленной водородная связь? есть ли смысл вводить термин "наноуглерод" с точки зрения неорганической химии? (ответы присылать на адрес электронной почты, указанный на 1 слайде ПЕРВОЙ лекции) Текущие ответы собираются, в октябре будет сделана проверка всех присланных решений.

Архивы лекций прошлых лет и предщественники - аналоги текущих лекций можно посмотреть на сайте химического факультета МГУ, в разделе учебных материалов по неорганической химии. Просьба обратить внимание, что перепечатка материалов с сайта химического факультета запрещена политикой конфиденциальности сайта химического факультета МГУ.

Использование приводящихся ниже материалов лекций в коммерческих целях также запрещено, запрещается также размещение лекций на других сайтах без согласования с авторами лекций (разумеется, за исключением сайта химического факультета МГУ, где они также будут постепенно появляться). При использовании (полном или частичном) материалов лекций в образовательных целях ссылка на текущий адрес лекции (гиперссылка) с указанием авторства и принадлежности лекций химическому факультету МГУ безусловно ОБЯЗАТЕЛЬНЫ.

Предыдущие лекции:

Прикрепленные файлы:
config1.pdf (2.26 Мб.)

Материалы лекций (при использовании ссылка на авторство, гиперссылка на постоянный адрес лекции и принадлежность материалов курсу "Общая и неорганическая химия" химического факультета МГУ обязательны!).

 

Get the Flash Player to see this player.


Видеофайл лекции.
скачать встроить



Комментарии
В приведенной таблице два примера не лучшие: реальными бинарными примерами конфигурации AB4E являются только SF4 и SeF4 (во всех агрегатных состояниях), а также тетрагалогениды Te (только в паровой фазе), а конфигурации AB3E2 - только ClF3 и BrF3 (строение разлагающегося при низкой температуре IF3 мне неизвестно). Молекула SCl4, возможно, и соответствует энергетическому минимуму при квантовохимическом расчёте, но нельзя забывать, что структура соединения SCl4, существующее в реальной системе S8 - Cl2 и плавящееся с разложением на SCl2 и Сl2 уже при отрицательных температурах (по памяти, где-то около -30C), построена из тетрамерных тетраэдрически-симметричных молекул S4Cl16, аналогичных молекулам тетрамеров в структурах кристаллов SeCl4, SeBr4, TeCl4, TeBr4 (но не TeI4 - там тоже тетрамер, но другой). Такой тетрамер можно рассматривать как нечто среднее между ионным комплексом (продуктом ионной координации четырех тригонально-пирамидальных ионов SCl3+1 и четырех анионов Cl-1) и полярной молекулой из октаэдров SCl6, обобществляющих рёбра. Из-за стереохимической активности неподеленной пары электронов и тенденции к диссоциации в такой структуре нарушено часто выполняющееся правило различия координационных чисел одноименных атомов бинарного соединения не более чем на 1 (другие примеры исключений из этого правила для анионов - разброс координационных чисел кислорода от 1 до 6 в поливольфраматах и других оксополианионах d0-металлов, а для катионов - обычное сосуществование октаэдрических и тетраэдрических координаций, ст- сосуществуют атомы хлора с координационными числами 1 и 3), при этом различие длин связей при них очень значительно - порядка 0,8A. Почти столь же значительно различие длин связей двух типов в другой молекуле со стереохимически активными неподеленными парами электронов - плоской I2Cl6 с квадратной координацией иода (похожим образом позволяя интерпретировать ее как комплекс двух уголковых катионов ICl2+1 и двух анионов Cl-1), что очень непохоже на изоструктурные молекулы Au2Cl6 и Au2Br6, где длины связей обоих типов близки, указывая на одинаковый координационный характер этих связей. Существующее в бинарной системе I2 - Cl2 соединение I2Cl6 также плавится с разложением - на ICl и Cl2, а не на молекулы ICl3.
Замечания интересные, но я уверен, что их нужно было бы учитывать, если бы в школе уровень по химии был выше или хотя бы сохранился бы таким же, как в "лихих девяностых".
Юный максималист, 16 октября 2011 20:12 
Простите, а что же изменилось в школе после "лихих девяностых"?
Преподаватели перестали учить? - они вроде всё те же.
Учебники страшно испортились? - да вроде и они те же.
Дети "испортились"? - да и дети ровно такие же.
Проще простого пытаться свалить ответственность на школу вместо того, чтобы заниматься образованием (менять программы, методы и "систему" университетского образования).
Артем, с тобой спорить бесполезно. Ты заранее все знаешь и переубедить тебя невозможно.
Хотя и учителя другие, и учебники, и учебные планы другие... Но разве тебя это убеждает?
Юный максималист, 16 октября 2011 21:42 
Я не хочу спорить.
Я буду писать Вам на сайте ответ каждый раз на Ваши комментарии,
унижающие современных школьников и студентов. Делать это буду не из желания поспорить, а просто чтобы это не сходило Вам с рук.
Потому что школьники и студенты молчат, но им обидно.
Трусов Л. А., 16 октября 2011 22:00 
точняк. виновата не школа, а низкий уровень требований для поступления.
50 человек химфаку за глаза хватило бы.

и школьникам/студентам обидно бы не было зря время тратить.
Да, а я думал, что я один параноик, оказывается, что и среди молодого поколения, уехавшего зарубеж, чтобы лучше видеть, что в России - матушке происходит со школьным и университетским образованием, тоже есть подобные случаи.
Владимир Владимирович, 17 октября 2011 02:25 
Я не знаю, какие проблемы у Артема
А про падение уровня образования школьников, которое разумно оценивается тестами, да и теми же часами на изучение химии в школе(!!), не сможет спорить даже Фурсенко...

Вот что пишет ЕАГ:
"Замечания интересные, но я уверен, что их нужно было бы учитывать, если бы в школе уровень по химии был выше или хотя бы сохранился бы таким же, как в "лихих девяностых"."
И я не могу не согласиться (даже в силу моей удаленности и ограниченности)

А вот то что пишет Артем является, соответственно, несправедливыми злобными нападками, искажающими суть:
Юный максималист, 17 октября 2011 01:42
Евгений Алексеевич,
просто в следующий раз, когда захотите назвать первокурсников и школьников невеждами или недоучками, не делайте этого при людях, пожалуйста.


Лев, я правильно понимаю (или у меня параноидальные фантазии разыгрались?), что по словам Юного Максималиста создается ощущение, что я, во - первых, в ответе за все зло, что творится вокруг в Университете (типа оно творится?), во - вторых, постоянно унижаю студентов и школьников (а заодно и всех остальных), а также наверняка в свое время держал Юного Максималиста в застенках ФНМ и пытался отравить его радиоактивным полонием, когда он покинул родные пенаты?
Трусов Л. А., 17 октября 2011 00:51 
типа того.
попиваете кровушку.
Спасибо, Лев, я понял, либо паранойя заразна, либо, напротив, я еще излечим.
Трусов Л. А., 17 октября 2011 01:45 
угу, кол осиновый всегда со мной
Еще можем серебришка подкинуть... Жидкого, кроваво - красного цвета...
Юный максималист, 17 октября 2011 01:42 
Евгений Алексеевич,
просто в следующий раз, когда захотите назвать первокурсников и школьников невеждами или недоучками, не делайте этого при людях, пожалуйста.
И точно так же не делайте со студентами других курсов, которые могут чего-то не знать, но не должны по этому поводу слышать от Вас публичные комментарии.
Вот и всё.
И параноиком не надо называть ни себя, ни других.
Трусов Л. А., 17 октября 2011 01:50 
а можно я троечников буду троечниками называть?
Юный максималист, 17 октября 2011 02:09 
Такое желание тебе чести не делает, у них есть фамилия и имя. И не тебе за них решать, на какие оценки они должны учиться.
А я их ТАК и не называл. Я сказал, что проблемы со школьным образованием есть, и тебе это скажет ЛЮБОЙ, кто сейчас с поступившими работает. НО! никто из тех, кто с ними работает, не относится к ним так, как ты их публично назвал... И я к ним так, разумеется, не отношусь. НО! программы обучения уже скорректированы вниз, потому что в лихие девяностые образование было лучше. Как ни странно. И в этом виноваты не учителя, и не ученики, дальше продолжать не буду. Очень уж это... параноидально...
Трусов Л. А., 17 октября 2011 02:27 
И не тебе за них решать, на какие оценки они должны учиться.

долг платежом красен
Юный максималист, 17 октября 2011 02:48 
Лично я учился и с "неЕГЭшниками" и с "ЕГЭшниками" и разницы не заметил.
Знакомые мне школьные учителя говорят, что дети как были талантливыми и умными, так и остались. К ЕГЭ в хороших школах отношение как к контролю знаний, а не самоцели. Часов стало не сильно меньше, но больше стала специализация школьного образования - это верно. А факультативы, кстати, тоже никто не отменял. Да и репетиторов тоже.
Лучшие профессора, которые у меня были в университете, тоже хорошо отзывались о студентах - "как всегда, есть и сильные, и слабые".
В школе меня никогда не пытались учить через унижение, а вот в университете такое я, к сожалению, наблюдал. Сама идея еженедельного отчитывания студентов с низким рейтингом или беспорядком в комнате в общежитии на админсоветах чего стоит!

Для того, чтобы представить, что я называю унижением (ставлю в вину ЕА), нужно поставить себя на место первокурсника, который хорошо учился в школе, но когда приходит на 1-ый курс, то его называют "изуродованным ЕГЭ ребенком" и так далее по тексту.
А Вы, Евгений Алексеевич, имеете привычку давать публичные оценки людям. Вспоминать об этом здесь ни к чему, но примеров достаточно.
Пожалуйста, будьте в следующий раз аккуратнее в своих оценках - и тогда Вас тоже никто не сможет случайно или неслучайно несправедливо обидеть (и я в том числе).
Трусов Л. А., 17 октября 2011 03:23 
когда приходит на 1-ый курс

он не приходит. его с радостью принимают с его 300 баллами из 500 по егэ.

который хорошо учился в школе

что ж это везде недобор и снижение конкурсов, если школьники такие же?

есть и сильные, и слабые

а еще есть минимальные требования, которым надо соответствовать.
Юный максималист, 17 октября 2011 12:55 
Спад интереса к науке связан не с школьным образованием, наверно, а с другими факторами. Редкий родитель отдаст сейчас своего ребенка учиться на химика, зная состояние с химическими предприятиями в стране.
Однако раньше, надо признать, конкурс тоже был сильно завышен.
Когда 10 лет назад в конкурс на ФНМ (вроде бы 11 человек на место) включали ВСЕХ людей, принимавших участие в ДОСРОЧНЫХ олимпиадах в апреле-мае (ну то есть людей, пробовавших свои силы на всех возможных экзаменах), то это явно не соответствовало действительности.
В моей школе сейчас преподают в основном те же преподаватели, что были и у меня, поэтому сомневаюсь, что их выпускники намного хуже меня.
Если вы радостно приняли человека на ФНМ с 300 баллами из 500, и он после этого плохо разбирается в логарифмах - не надо называть его дебилом и кричать про плохой ЕГЭ (который как раз довольно точно оценил его знания на 300 из 500) - нужно просто взять, и научить его тому, чего он не знает.
Трусов Л. А., 17 октября 2011 13:54 
нужно просто взять, и научить его тому, чего он не знает

это очень просто, если он хочет. но так почему-то получается, что у тех, кто хочет, баллов существенно больше 300.
психология троечника многих побуждает считать, что "им это не нужно", "они и так умные" и т.п.

к тому же, радостно принимают одни люди, а учат уже другие.
Браво, Артём.

---
нужно просто взять, и научить его тому, чего он не знает.
---
Прям по Булгакову: "Взять - и поделить!"

А если он не знает всё больше и больше? К примеру, сейчас мне приходится учить 9 класс решать системы 2 линейных уравнений. 11 класс (!) не знает про закон Архимеда. По крайней мере с формулами не знаком и расчитать подъёмную силу не в состоянии. А если ещё учесть что уровень разный, то задача становится решаемой только при индивидуальном подходе, что практически нереализуемо. Кстати, обучение в ВУЗ-е кардинально отличается от школы тем, что оно самостоятельное. А если сам не научишься, то даже нобелевский лауреат будет бессилен втолковать что-либо.

Про испорченных ЕГЭ школьников.
У нас (Беларусь) для поступления нужно сдать 3 ЦТ (читай ЕГЭ) + аттестат.
Так вот, я знаю много талантливых ребят, которые СОЗНАТЕЛЬНО ограничивают свои знания этими 3 предметами. Да, рубят они их - мама не горюй, но шаг в сторону уже ставит в тупик. Это главная беда. Если дитё НЕ ХОЧЕТ изучать другие предметы и ему НЕ НУЖНО этого для поступления, то система образования начинает массово штамповать недоучек, которые, тем не менее, успешно сдают вступительные экзамены.
Юный максималист, 17 октября 2011 15:34 
Лев и Александр Ринатович,

Я не верю, что весь 11-ый класс школы не знает про закон Архимеда.
Возможно, школьники сейчас привыкли к тестовым заданиям, и когда их устно о чем-то спрашивают, то они могут нервничать и путаться.
Есть еще вероятность, что у Ваших учеников просто плохой учитель физики.
Помнится, лет 6 назад по Физфаку МГУ ходили декан с ректором и спрашивали студентов закон Архимеда, кореолисово ускорение и т.п. Тоже ответы были удивительно обескураживающими.

Обучение в Вузе будет мотивированным только тогда, когда у студентов будет возможность чего-то достигнуть за счет своих знаний.
В СССР была система распределения на работу в зависимости от учебы в институте (насколько я слышал) - это была мотивация к труду.
Сейчас нет такой системы - и нужно менять методы мотивации.
Самое главное - мотивировать не получение хороших оценок, а получение знаний и просто глубокое увлечение предметами.
Именно поэтому говорить студентам, что они настолько глупы, что не знают закона Архимеда - это не мотиватор. Как раз наоборот, им нужно рассказать закон Архимеда и дать шанс самим додуматься до чего-то большего.
Катастрофическая ситуация сейчас со списыванием - это полностью демотивирует увлеченных людей.
Поскольку научная работа в России сейчас оплачивается достаточно плохо, то мотивацией к получению знаний и к дальнейшему продолжению карьеры ученого может быть только получение научных достижений, интерес к науке как таковой. Такой интерес может быть только тогда, когда людям хотя бы немного дают поделать эту науку и наслаждаться научным творчеством.
А если у студентов и аспирантов на это не хватает времени (из-за разного рода ненаучной деятельности) или их научные изыскания никто не поддерживает, то ждать чего-то тяжело.

Если "дитё НЕ ХОЧЕТ изучать другие предметы", но вы считаете эти предметы важными для получения в университете специальности "химия", то сделайте этому дитю курс и экзамен по "другим" предметам, которые оно не знало, и если за семестр оно не догонит остальных, то просто без унижений отчислите его.

Завершая мой долгий и скучный ответ, повторюсь, что какой бы ни была ваша оценка знаний школьников или студентов, они не должны подвергаться при этом публичной критике.
Трусов Л. А., 17 октября 2011 16:28 
я, например, знания не критикую. это личное дело их и университета, который выдает красивый диплом и, якобы, за него ручается.

я критикую тягу к знаниям. общение со студентами, которым ничего не нужно (а их больше половины), не доставляет никакой радости, и плясать перед ними в надежде, что их вдруг потянет на "научное творчество", я считаю нецелесообразным.

вся проблема в том, что набирают "случайных" людей без какого-либо отбора. я потом показуха начинается - одни якобы учат, другие якобы учатся. и мгу бьёт рекорды наборов и выпусков.
---
Именно поэтому говорить студентам, что они настолько глупы, что не знают закона Архимеда - это не мотиватор. Как раз наоборот, им нужно рассказать закон Архимеда и дать шанс самим додуматься до чего-то большего.
---

Угу. Я и азбуку могу объяснить. Вопрос только в том - нужны ли такие студенты.

----
Если "дитё НЕ ХОЧЕТ изучать другие предметы", но вы считаете эти предметы важными для получения в университете специальности "химия", то сделайте этому дитю курс и экзамен по "другим" предметам, которые оно не знало, и если за семестр оно не догонит остальных, то просто без унижений отчислите его.
----

О!
Это уже что-то. Отчисление или его угроза часто срабатывают. Вот только отчислять (у нас) можно только очень небольшое количество студентов. Значительно меньшее, чем кандидатов, которые того заслуживают. Так что мера во многом нивелирована.

Вообще, я не понимаю откуда пошла тема про всяческие унижения, "публичные порки" и прочие издевательства над студентами. Как-то это гипертрофировано. Неужто духи Робеспьера и Марата не дремлют?
Юный максималист, 17 октября 2011 19:41 
духи не дремлют, конечно...

Про издевательства больше не буду - это меня опять на "сор из избы" потянуло.
Простите меня.

Действительно, прав ЕА: когда начинаешь говорить про проблемы образования,
все видят в твоих попытках что-то изменить только нападки на руководство и считают тебя параноиком.
Артем, еще раз, ТАК студентов и школьников НИКТО не называл! Образование все же, насколько я понимаю, это вещь не только перманентная, но и последовательно - логичная. ЕСЛИ в школе чего - то недоизучили из - за изменения стандартов, кадров и пр., это ограничивает возможности изучения материала в ВУЗе, по крайней мере, на начальной стадии первых занятий. Об этом изначально я и говорил, а также говорили практически ВСЕ остальные, ты же гнешь свое упорно, что кто - то пытался убидеть студентов, хотя никто не собирался этого делать. Не надо додумывать и выдумывать, тогда о паранойе никто и не будет напоминать.
Юный максималист, 17 октября 2011 20:44 
Евгений Алексеевич, Вы правы - здесь Вы говорили только про проблемы образования.
Извините. Додумывать, действительно, не стоило.
Я и правда параноик.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Златовласка
Златовласка

VIII Международная Конференция «Деформация и разрушение материалов и наноматериалов»
VIII Международная Конференция «Деформация и разрушение материалов и наноматериалов» (http://dfmn.imetran.ru/) пройдет в Москве (ИМЕТ РАН) с 19 по 22 ноября 2019 г. В рамках Конференции пройдет Молодежная школа-конференция.

Более 770 площадок пожелали присоединиться к Всероссийскому химическому диктанту с международным участием 18 мая
Более 770 площадок подали заявки на участие во II Всероссийском химическом диктанте, который в этом году пройдет с международным участием 18 мая в 13:00. Мероприятие организовано Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Химическим факультетом МГУ и корпорацией «Российский учебник» при поддержке Ассоциации учителей и преподавателей химии.

Найдены превращающие свет в электричество камни
Ученые обнаружили возникновение электрического тока в неорганических системах, что напоминает первые этапы усваивания энергии Солнца бактериями и растениями в процессе фотосинтеза. Открытое явление протекает в различных минералах и почвах. В отличие от обычного фотосинтеза, в данном случае участвуют только неорганические соединения, которые не имеют отношения к деятельности живых форм.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2019 году
Семенова Анна Александровна
21-24 мая 2019 года в лабораторном корпусе Б пройдут защиты магистерских диссертаций выпускниками ФНМ МГУ.

«Наука открывает огромные просторы для творчества»
Яна Хлюстова, Екатерина Мищенко
Об олимпиадах школьников и начале научного пути в интервью Indicator.Ru рассказала Екатерина Жигилева, студентка второго курса химического факультета МГУ им. Ломоносова.

Интервью с Константином Козловым - абсолютным победителем XIII Наноолимпиады
Семенова Анна Александровна
Школьник 11 класса Константин Козлов (г. Москва) стал абсолютным победителем Олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее!" 2018/2019 по комплексу предметов "физика, химия, математика, биология". О своих впечатлениях, увлечениях и немного о планах на будущее Константин поделился с нами в интервью.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.