Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

IV Интернет - олимпиада по нанотехнологиям

Всероссийская Интернет-олимпиада школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!"
Рис. 1а
Рис. 1б
Рис. 2 - культивируемые in vitro клетки линии HeLa, которые при облучении их светом с длиной волны 400 нм стали светиться в зеленой, желтой и красной областях спектра.

Условие: на фотографиях (Рис. 1а, 1б) представлены два нанобиотехнологических метода визуализации опухоли молочной железы у мышей. В обоих случаях визуализация опухоли осуществляется при облучении животного светом с длиной волны 550-560 нм (а) и 670-690 нм (б), в результате чего опухоль начинает светиться в красной области спектра.

Назовите соединение, которое испускает свет в каждом случае? (1 балл) Назовите метод, при помощи которого был осуществлен синтез этого соединения и укажите место его синтеза в каждом случае (2 балла{увеличено на 1 балл}). Каким образом это соединение ввели в мышь в каждом случае? (1 балл) Каким образом это соединение удалось доставить в опухоль молочной железы и локализовать в ней в каждом случае? (1 балл) Каким образом и с использованием каких методов был смоделирован рак груди на мышах в каждом случае? (2 балла {увеличено на 1 балл}). Можно ли оба представленных метода визуализации опухоли использовать для диагностики опухолевых заболеваний и для каких еще целей можно использовать этот/эти метод(ы)? (1 балл {уменьшено на 1 балл}).

На фотографии (Рис. 2) представлены культивируемые in vitro клетки линии HeLa, которые при облучении их светом с длиной волны 400 нм стали светиться в зеленой, желтой и красной областях спектра.

Какие соединения испускают свет? (1 балл) Назовите структуры (органоиды) клетки, испускающие свет. (1 балл) Назовите биомакромолекулы, «помеченные» различными «цветами» (2 балла {увеличено на 1 балл}). Каким образом удалось различные структуры и биомакромолекулы клетки пометить различными «цветами»? (1 балл) Какие биомакромолекулы ответственны за узнавание различных структур клетки? Каково собирательное название этих биомакромолекул? (1 балл) Какие еще вы знаете биомакромолекулы, способные к специфичному «узнаванию» различных клеток и клеточных структур? (1 балл) Укажите преимущества и недостатки каждой названной вами макромолекулы как молекулы, способной к специфичному «узнаванию» различных клеток и клеточных структур. (2 балла {увеличено на 1 балл})

Ответы:

Назовите соединение, которое испускает свет в каждом случае?

На фотографии слева – красный флуоресцентный белок (максимум поглощения - 557 нм, максимум испускания – 585 нм), на фотографии справа – флуоресцентный краситель Cy5.5 (максимум поглощения - 675 нм, максимум испускания – 694 нм).

Назовите метод, при помощи которого был осуществлен синтез этого соединения и укажите место его синтеза в каждом случае

Синтез красного флуоресцентного белка (RFP) в трансгенных опухолевых клетках человека, имплантированных в мышь, осуществляется так же, как и синтез всех других белков, т.е. посредством процессов транскрипции, трансляции и пострансляционной модификации белка. Место синтеза RFP – клетки рака молочной железы человека линии MDA-MB-435. Синтез флуоресцентного красителя Cy5.5 осуществляется посредством химического синтеза на химическом заводе или в химической лаборатории.

Каким образом это соединение ввели в мышь в каждом случае?

Для того, чтобы ввести RFP мышам, сначала с помощью методов генетической инженерии (конструирование RFP-экспрессирующего вектора, трансфекция опухолевых клеток этим вектором) ввели ген белка в культивируемые клетки рака молочной железы человека линии MDA-MB-435, затем эти клетки, экспрессирующие RFP, имплантировали в жировую ткань мыши, где они сформировали опухоль. Флуоресцентный краситель Cy5.5 ввели мышам в составе наночастиц сложного строения, представляющим собой конъюгат магнитных наночастиц с молекулой Cy5.5 и пептидом EPPT, способным специфически связываться с опухолевым антигеном uMUC-1. При внутривенном введении этой наноконструкции мышам с моделью рака груди, полученной путем имплантации в жировую ткань мыши uMUC-1-позитивных клеток аденокарциномы груди человека линии BT-20, наночастицы специфически аккумулировались в опухоли посредством механизма направленной доставки с помощью лиганда направленной доставки пептида EPPT.

Каким образом и с использованием каких методов был смоделирован рак груди на мышах в каждом случае?

На фотографии слева – рак груди был смоделирован посредством имплантации в жировую ткань трансгенной мыши (с экспрессией в тканях зеленого флуоресцентного белка) клеток рака молочной железы человека линии MDA-MB-435. На фотографии справа – рак груди был смоделирован посредством имплантации в жировую ткань мыши клеток аденокарциномы груди человека линии BT-20.

Можно ли оба представленных метода визуализации опухоли использовать для диагностики опухолевых заболеваний и для каких еще целей можно использовать этот/эти метод(ы)?

Метод визуализации опухоли с помощью RFP нельзя использовать для диагностики опухоли, т.к. RFP экспрессируется только в трансгенных клетках или организмах. Метод визуализации опухоли с помощью введения наночастиц, конъюгированных с флуоресцентными метками и лигандами направленного действия имеет большие перспективы как метода диагностики опухолевых заболеваний, но в клинике пока не используется.

Какие соединения испускают свет?

Квантовые точки Qdot® 525, Qdot® 585 и Qdot® 655 с максимумами излучения, соответственно, 525, 585 и 655 нм.

Назовите структуры (органоиды) клетки, испускающие свет?

Тубулиновые микрофиламенты в цитоплазме (зеленый цвет), структуры аппарата Гольджи (желтый цвет), ядро (красный цвет).

Назовите биомакромолекулы, «помеченные» различными «цветами»

Тубулин (зеленый цвет), гиантин (желтый цвет), нуклеосома (структура, включающая часть двойной цепи ДНК и комплекса белков-гистонов) (красный цвет).

Каким образом удалось различные структуры и биомакромолекулы клетки пометить различными «цветами»?

Благодаря тому, что квантовые точки были конъюгированы со вторичными антителами, которые специфически связывались с предварительно добавленными первичными антителами к соответствующим антигенам. Эти системы представляют собой: 1) крысиные анти–α-тубулин антитела, биотин-конъюгированные козьи анти–крысиные IgG антитела и Qdot® 525 квантовые точки, конъюгированные со стрептавидином (зеленый цвет); 2) кроличьи анти-гиотин антитела и Qdot® 585 квантовые точки, конъюгированные с козьими F(ab’)2 анти–кроличьими IgG антителами (желтый цвет); 3) мышиные анти-нуклеосома антитела и Qdot® 655 квантовые точки, конъюгированные с козьими F(ab’)2 анти–мышиными IgG антителами (красный цвет).

Какие биомакромолекулы ответственны за узнавание различных структур клетки? Каково собирательное название этих биомакромолекул?

Эти биомакромолекулы – моноклональные первичные IgG антителама или иммуноглобулины G типа.

Какие еще вы знаете биомакромолекулы, способные к специфичному «узнаванию» различных клеток и клеточных структур?

Наноантитела, пептиды, лектины, трансферрин и др.

Укажите преимущества и недостатки каждой названной вами макромолекулы как молекулы, способной к специфичному «узнаванию» различных клеток и клеточных структур.

Наноантитела – преимущества: специфическое узнавание, компактность как лигандов для направленной доставки, меньшая иммуногенность; недостатки: очень сложная и дорогая технология получения.

Пептиды – преимущества: компактность как лигандов для направленной доставки, относительная простота получения; недостатки: меньшая по сравнению с антителами селективность, иммуногенность.

Лектины - преимущества: меньшая иммуногенность, высокая специфичность, компактность как лигандов для направленной доставки, относительная простота получения; недостатки: узкая направленность на узнавание полисахаридов.

Трансферрин - преимущества: меньшая иммуногенность, высокая специфичность; недостатки: ограниченность функциональности только в пределах системы Трансферрин–трансфериновый рецептор.

Для более подробного ознакомления:

1. Medarova Z., Rashkovetsky L., Pantazopoulos P., Moore A. Multiparametric monitoring of tumor response to chemotherapy by noninvasive imaging. Cancer Res., 2009, 69(3): 1182-1189;

2. Yang M., Reynoso J., Jiang P., Li L., Moossa A.R., Hoffman R.M. Transgenic nude mouse with ubiquitous green fluorescent protein expression as a host for human tumors. Cancer Res. 2004, 64(23): 8651-8656.

3. Qdot Nanocrystals—Section 6.6

 

Прикрепленные файлы:
nanobio7.doc (460.50 Кб.)

 



Исходное задание

Инопланетяне
Инопланетяне

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.