На фотографиях (Рис. 1а, 1б) представлены два нанобиотехнологических метода визуализации опухоли молочной железы у мышей. В обоих случаях визуализация опухоли осуществляется при облучении животного светом с длиной волны 550-560 нм (а) и 670-690 нм (б), в результате чего опухоль начинает светиться в красной области спектра.
Назовите соединение, которое испускает свет в каждом случае? (1 балл) Назовите метод, при помощи которого был осуществлен синтез этого соединения и укажите место его синтеза в каждом случае (2 балла{увеличено на 1 балл}). Каким образом это соединение ввели в мышь в каждом случае? (1 балл) Каким образом это соединение удалось доставить в опухоль молочной железы и локализовать в ней в каждом случае? (1 балл) Каким образом и с использованием каких методов был смоделирован рак груди на мышах в каждом случае? (2 балла {увеличено на 1 балл}). Можно ли оба представленных метода визуализации опухоли использовать для диагностики опухолевых заболеваний и для каких еще целей можно использовать этот/эти метод(ы)? (1 балл {уменьшено на 1 балл}).
На фотографии (Рис. 2) представлены культивируемые in vitro клетки линии HeLa, которые при облучении их светом с длиной волны 400 нм стали светиться в зеленой, желтой и красной областях спектра.
Какие соединения испускают свет? (1 балл) Назовите структуры (органоиды) клетки, испускающие свет. (1 балл) Назовите биомакромолекулы, «помеченные» различными «цветами» (2 балла {увеличено на 1 балл}). Каким образом удалось различные структуры и биомакромолекулы клетки пометить различными «цветами»? (1 балл) Какие биомакромолекулы ответственны за узнавание различных структур клетки? Каково собирательное название этих биомакромолекул? (1 балл) Какие еще вы знаете биомакромолекулы, способные к специфичному «узнаванию» различных клеток и клеточных структур? (1 балл) Укажите преимущества и недостатки каждой названной вами макромолекулы как молекулы, способной к специфичному «узнаванию» различных клеток и клеточных структур. (2 балла {увеличено на 1 балл})
Условия задачи можно скачать в виде файла.