Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

IV Интернет - олимпиада по нанотехнологиям: Курсы

Всероссийская Интернет-олимпиада школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!"

Химическая технология и физико-химия наноматериалов

Автор(ы): Кафедра наноматериалов и нанотехнологий РХТУ им.Д.И.Менделеева (Е.В.Юртов )

Лектор:  Е.В.Юртов

IV Интернет-Олимпиада по нанотехнологии продолжается, и мы рады сообщить, что в этом году появится новое тематическое направление для участия в Олимпиаде – химическая технология и физико-химия наноматериалов и наноструктур. Победителям и призерам 2010 года по данному направлению будут предоставлены в этом году льготы при поступлении в Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева по специальности «наноматериалы» на кафедру наноматериалов и нанотехнологии.

Для самоподготовки предлагаются лекции на темы:

  • История нанотехнологии и особенности наноматериалов.
  • Синтез наночастиц в жидких средах.
  • Газофазные методы синтеза наночастиц: CVD и PVD.
  • Углеродные наноструктуры.
  • Нанокерамика.

Во время проведения Олимпиады для школьников будет организована экскурсия по лабораториям кафедры наноматериалов и нанотехнологии с демонстрацией химических опытов по ознакомлению со свойствами наноразмерных частиц.

И немного об истории кафедры. Кафедра наноматериалов и нанотехнологии РХТУ им. Д.И.Менделеева была создана в 2003 году и является пионером в сфере подготовки специалистов химиков и технологов по специальности «наноматериалы». Кафедра уже выпустила не один поток студентов, которые нашли себя в разных областях, связанных с нанотехнологией и наноматериалами. Обучение на кафедре построено так, чтобы наши выпускники могли получить не только теоретические знания в области наноматериалов, но и могли эти знания применять практически, чтобы были востребованы и конкурентоспособны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Студенты кафедры наноматериалов и нанотехнологии изучают полный цикл фундаментальных дисциплин, предусмотренный в РХТУ им. Д.И.Менделеева для студентов химико-технологических специальностей, а также углубленно изучают дополнительные разделы математики, физики и биологии. Среди специальных предметов они изучают физикохимию наночастиц и наноматериалов, методы получения наночастиц и наноматериалов, методы и приборы для анализа наночастиц и наноматериалов, методы математического моделирования нанообъектов. Студенты работают и практикуются в лабораториях кафедры наноматериалов и нанотехнологии, а также в лабораториях институтов РАН, с которыми кафедра активно сотрудничает:

  • Институт физической химии и электрохимии им. А. Н. Фрумкина РАН
  • Институт общей и неорганической химии им. Н. С. Курнакова РАН
  • Институт геохимии им. В. И. Вернадского РАН
  • Институт металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова РАН
  • Объединенный институт ядерных исследований, г. Дубна.

Научно-исследовательскую работу студенты и дипломники выполняют на современном оборудовании.

Для того чтобы наши студенты были в центре событий нанотехнологии, и наноматериалов кафедра проводит научные семинары, круглые столы, студенты участвуют в научных конференциях у нас в стране и за рубежом.

Студенческая жизнь полна не только научными изысканиями, но и творческими, спортивными, культурными мероприятиями. Для этого созданы все условия. Хобби у ребят многообразны: одни занимаются театральным искусством, другие – участвуют в КВН, в спортивных соревнованиях между ВУЗами по мини-футболу, бадминтону, волейболу, ходят в походы на Кавказ, в Крым и многое другое.

Выпускники кафедры наноматериалов и нанотехнологии уже работают в ведущих научных центрах и научных институтах как в России, так и за рубежом. Знания, полученные на кафедре нанотехнологии и наноматериалов, понадобятся для работы в научных учреждениях Российской академии наук, на государственных и частных предприятиях и фирмах, связанных с развитием высоких технологий.

И в заключении хочется отметить, что учиться в РХТУ им. Д.И. Менделеева на кафедре наноматериалов и нанотехнологии не только познавательно, но и интересно. Хочется всем участникам IV Интернет-Олимпиады пожелать успешно пройти все испытания и достичь своих целей!

ВНИМАНИЕ! КОНКУРС "ТРАНСМУТАЦИЯ" РХТУ им.Д.И.Менделеева

ЗДЕСЬ - подача Ваших работ на этот конкурс (ПОСЛЕ регистрации на олимпиаду)!

Мечта древних алхимиков – философский камень, который мог превращать любой металл в золото за счет специального магического процесса трансмутации, давал вечную жизнь и мог делать множество других чудес. Конечно, наука доказала, что философский камень не существует, однако, как ни странно, в реальном мире есть процесс, который из черного может сделать белое, продлить здоровье, заставить идти реакцию по нужному пути, «растворить» золото в воде и т.д. Это уже хорошо разработанные технологические приемы получения наноматериалов с искусственно модифицированной поверхностью. Модификация поверхности – именно тот «золотой ключик», который позволяет продвинуться далеко вперед и в области создания удивительных супергидрофобных (несмачиваемых) поверхностей, и в направлении сверхпрочных композитных материалов с контролируемыми физическими, химическими и биологическими характеристиками, и в области развивающейся гигантскими темпами наномедицины.

Современные технологии уже просто невозможно представить без наноматериалов. Сегодня наука позволяет синтезировать материалы с различной структурой. Так, например, в химических лабораториях получены композиционные наночастицы, по своему строению напоминающие орех. Их ядро состоит из одного материала, а оболочка - из другого. Нанесение на поверхность наночастиц различных веществ (атомов, ионов, радикалов, молекул) часто называют модификацией их поверхности. Они позволяют направленно менять свойства поверхности и самих наночастиц. Наносимые вещества могут защищать химически активные наночастицы от нежелательного взаимодействия с окружающей средой. Наночастицы стремятся понизить свою энергию путем объединения в агрегаты, что часто является нежелательным. Модификация поверхности позволяет блокировать этот процесс (рис. 1). Это - тоже путь к реализации самосборки наночастиц и построения из них желаемых структур, например, нанопроволок или электронных схем.

До конца остаются нерешенными проблемы синтеза наноматериалов с узким распределением по размерам и подбора функциональных групп для модификации поверхности наночастиц и нанокомпозитов.

Задание:

  1. Предложите наибольшее количество методов получения таких частиц, когда в качестве ядер или оболочек используются различные металлы (какие и для чего?), неорганические соединения или полимеры (10 баллов).
  2. Для получения наноматериалов широко используют так называемый темплатный синтез. Темплат – это форма, шаблон, «лекало». Шаблон может быть наноразмерным контейнером, который заполняют веществом, принимающим форму контейнера, либо само вещество может покрывать снаружи форму - темплат. Предложите наибольшее количество способов получения наночастиц (сферических, игольчатых, пластинчатых…) темплатным синтезом. Приведите примеры необходимых для решения поставленной задачи темплатов (10 баллов).
  3. Какие типы функциональных групп вы можете предложить для решения проблем контролируемой организации и самосборки наночастиц в упорядоченные ансамбли в виде трехмерных структур, пленок, нитей, других интересных (более сложных) образований? Приведите примеры механизмов, по которому будут «работать» функциональные группы, какие особые свойства могут проявлять такие, предложенные Вами, структуры? (10 баллов)
  4. Предложите способы получения нанокомпозитов, в которых в матрице из стекла распределены керамические нанокристаллы различной (игольчатой, пластинчатой, дискообразной формы) формы. Какие физико – химические процессы могут быть ответственны за формирование таких частиц? (10 баллов).

Критерии оценки решений творческого задания:

  • обоснованность выбранного подхода к выполнению поставленной задаче,
  • оригинальность выбора метода/методов синтеза наноматериалов,
  • четкость и корректность изложения материала,
  • наличие иллюстраций,

Правила оформления работы:

  • Размер работы не должен превышать семь листов формата А4 с иллюстрациями.
  • Шрифт Times New Roman, 12 pt, одиночный интервал, с отступами 2,5 см от краев.
  • Структура работы должна быть следующая: введение, основная научная часть, возможные области практического применения, выводы и список использованных источников.

Самые активные участники получат дипломы, ценные подарки и призы.

Остальные конкурсы - здесь



"Карбон"
"Карбон"

Ознакомительное занятие в лаборатории синтеза функциональных материалов и переработки минерального сырья Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН в рамках развития проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе»
12 октября 2018 г. в лаборатории синтеза функциональных материалов и переработки минерального сырья Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН состоялось ознакомительное занятие в рамках развития проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе»

Создаем новые материалы на Всероссийском Фестивале науки
Фоторепортаж о фестивале науки на площадке МГУ. Часть 2. Выставка "Создаем новые материалы". Студенты, аспиранты и сотрудники Факультета наук о материалах, химического факультета МГУ, ИОНХ РАН и ИМЕТ РАН совместно приняли участие в Фестивале науки на центральной площадке МГУ 12 - 14 октября 2017 года. На стендах была представлена часть научно - технических разработок в демонстрационных вариантах, которые позволяли всем, и детям, и родителям, и специалистам и показать, и рассказать, и красочно объяснить сложнейшие научные проекты. Спасибо всем организаторам за блестящую возможность нести свет знаний...

XXXI Осенняя научная школа МГУ
Разыскиваются юные технари, химики и математики!


Во время осенних каникул в Подмосковье пройдет Осенняя выездная школа МГУ "ЛАНАТ". В программе школы практикумы по математике, химии, биологии, программированию, электронике. Приглашаем всех школьников, приобщиться к науке!

Материалы реферативного курса "Образование в области нанотехнологий"
Коллектив авторов
Курс посвящен рассмотрению вопросов образования в области нанотехнологий, а также подготовки школьников к олимпиадам вообще и наноолимпиаде, в частности. В рамках курса рекомендуется ознакомиться с представленными материалами и пройти недавние тесты, которые помогут лучше подготовиться к XIII Всероссийской олимпиаде "Нанотехнологии - прорыв в будущее".

Материалы реферативного курса "Наномедицина"
Коллектив авторов
Курс посвящен углублению знаний потенциальных участников наноолимпиады в области наноматериалов и нанотехнологий для биологии и медицины. В рамках курса рекомендуется самостоятельно ознакомиться с представленными материалами и пройти тесты, которые помогут лучше подготовиться к XIII Всероссийской олимпиаде "Нанотехнологии - прорыв в будущее".

Материалы реферативного курса "Наноматериалы"
Коллектив авторов
Курс посвящен современному состоянию наноматериалов и их практическому использованию в различных областях науки и техники. В рамках курса рекомендуется самостоятельно ознакомиться с представленными материалами и пройти тесты, которые помогут лучше подготовиться к XIII Всероссийской олимпиаде "Нанотехнологии - прорыв в будущее".

Инновационные системы: достижения и проблемы
Олег Фиговский, Валерий Гумаров

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.