Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Автор

НАНОЗНАЙКА: что такое пептиды?

Ключевые слова:  Интернет-олимпиада, Наноазбука

Автор(ы): Золотов Кирилл Сергеевич

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

18 апреля 2009

Предлагаем Вашему вниманию самые оригинальные работы конкурса Нанознайка, организованного в рамках Третьей Всероссийской Интернет-олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в Будущее" факультетом наук о материалах МГУ им.М.В.Ломоносова. Автор: Золотов Кирилл Сергеевич

Область нано, например, медикам известна давно. Белки имеют размеры от 10 до 100 нм. ДНК человеческой клетки в длину достигает полутора метров, однако в "упакованном" состоянии ее поперечник составляет лишь 10 нм. Примерно такие же размеры имеют антитела, вирусы, органеллы. Клетки и бактерии принадлежат уже к микромиру. Для наглядности можно привести такое сравнение: если клетку увеличить до размеров озера, то белки, антитела, вирусы будут как мелкая рыба, плавающая в нем.

Пептиды - это очень короткие белки. Они имеют размер всего 1 нм, поэтому с полным правом причислены к наномиру. Как известно, белки состоят из аминокислот, как цепочка из звеньев и бывают разной длины: длинные – в них десятки аминокислот и короткие – имеющие лишь 2-3 звена. Вот это и есть пептиды. В организме пептиды являются "информационными" гонцами, они переносят информацию от одной клетки к другой. Для чего? А для того, чтобы все в организме делалось вовремя и хорошо.

Клетки производят белки определенных типов. Клетка работает хорошо, соответственно весь орган работает хорошо. Если же происходит сбой, то сбивается весь орган, это ведет к болезни. Конечно, можно лечить болезни, вводить в организм недостающие вещества, но тогда клетка совсем разленится и вовсе перестанет работать. Поэтому и надо посылать гонцов – пептидов, он заставит ее работать, организм будет лечить себя сам.

Все пептиды имеют свою собственную "профессию", а еще лучше сказать – узкую специализацию. Для каждой ткани подходит только свой пептид: для легких – легочный, для печени – печеночный, для мозга – мозговой. Пептиды одинаковы для всех млекопитающих. Поэтому, если, к примеру, взять пептид животного (коровы, свиньи), то наш организм примет его как родного.

А технологию выделения пептидов еще в 1971 году в Военно-медицинской Академии изобрели профессоры Владимир Хавинсон и Вячеслав Морозов. Им была поставлена задача: найти способ поднять сопротивляемость организма, чтобы повысить боеспособность войск в экстремальных условиях. А сопротивляемость – это иммунитет прежде всего. За него в ответе – вилочковая железа. Она, как главнокомандующий обеспечивает нормальное взаимодействие всех "подразделений" организма. Если вилочковая железа будет хорошо работать, то человек здоров и крепок, какие бы инфекции не вились вокруг. И был изобретен препарат "Тималин", содержащий пептиды из вилочковой железы телят. Это очень эффективное средство для повышения иммунитета до сих пор. За годы научились выделять пептиды из всех видов ткани: костной, хрящевой, мышечной, сосудистой.

Пептиды – замечательные вещества. Их можно включать не только в лекарства, но и в другие продукты. Например, выпускается нанокосметика, которая заставляет нашу кожу производить коллаген. Пептиды добавляют в зубную пасту, в бальзамы для полоскания рта. В гель для лечения пародонтита добавлены пептиды костной ткани, хрящевой, сосудов, вилочковой железы. Так что пародонтит лечится нанесением геля на десны. В общем, пептиды – это такие полезные вещества, которые активизируют резервные возможности организма.

Прикрепленные файлы:
zolotov.doc (1.10 МБ.)

 

В статье использованы материалы: Творческий тур


Средний балл: 9.2 (голосов 10)

 


Комментарии
Прошу воздержаться от любых личных замечаний в отношении автора. Буду удалять без сожаления, как и во всех публикациях данной серии. Приветствуются только рассуждения по существу!
Спасибо, интересно написано Без излишней наукообразности, без грубых фактических ошибок. То, что надо, чтобы получить самое общее представление. Для младенчиков, так сказать

Мне вот интересно: Пептиды добавляют в зубную пасту и т.п. - эту пасту в холодильнике хранить надо? На упаковке так и написано? А то протухнут пептиды-то.
Здравствуйте! Я, к сожалению, не смог приобрести такую зубную пасту, но крем для лица с пептидами у нас есть, и условия хранения у него как у обычного крема. Извините, что долго не отвечал - экзамены .
Ермакова Светлана Сергеевна, 02 сентября 2009 17:07 
Здравствуйте! Я как раз из "младенцев", поэтому хочу задать "детский вопрос":) Это как же получается, чтобы пептиды вилочковой железы телят помогали работать вилочковой железе человека, это должны быть пептиды абсолютно здоровых телят, или всё равно каких телят? То есть работа пептидов зависит от их качества или количества? Если у меня плохо работает вилочковая железа, это значит у меня пептидов не хватает, или они неправильные?
Пока писала, подумала, что, похоже, от количества :)
Ермакова Светлана Сергеевна, 02 сентября 2009 17:10 
Ермакова Светлана Сергеевна, 02 сентября 2009 17:15 
А, ещё один вопрос! Пептиды обязательно добывать из телят? Или можно синтезировать? И если можно, то они хуже или нехуже? Да, формулировки совсем младенческие... хех
Моя мама ест какие-то биодобавки с пептидами, поэтому я решила узнать, что же это такое. Беспокоюсь всё-таки...
Очень хорошая работа))
ket21abram, 12 ноября 2009 16:05 
Исходя из изложенного материала следует;
тема пептидов перспективна в герантологии.Это интересно.
просто и понятно
А где можно прочитать, как работают пептиды?
Имею ввиду чисто механистическую картину. И
вообще интересно, как клетки переговариваются
между собой. Мне нужно популярно, т.к. я не
биолог, но с физикой знаком. Подскажите
пожалуйста.
В книжке Дубынина В. А. "Регуляторные системы организма человека" немного написано про регуляторные пептиды в достаточно популярной форме. Вкратце, пептиды, как и другие регулярные молекулы организма, могут выступать как медиаторы, модуляторы или гормоны. Вещества-медиаторы находятся в синапсах (нервных окончаниях) и передают сигнал (возбуждение либо торможение) от нервной клетки. Модуляторы - это сигналы для соседних клеток, они распространяются на короткие расстояния в межклеточном веществе. Наконец, гормоны попадают в кровоток и могут действовать на удаленные клетки, ткани и органы, координируя работу организма в целом.

Итак, вот пептид добрался до клетки-мишени. Что дальше? Дальше клетка должна почувствовать, что к ней пришел регуляторный пептид, и отреагировать на него изменением своего метаболизма. Пептиды, как, впрочем, и другие регуляторные молекулы, могут воздействовать на клетку несколькими путями. Посмотреть можно, например, в "Наглядной биохимии" Я. Кольмана. Один из способов передачи сигнала - это связаться со специальным рецептором на поверхности клетки. Рецептор реагирует не на все подряд сигнальные молекулы, а только на те, которые в силу своих структурных особенностей, заряда, гидрофильно-гидрофобных свойств могут прочно с этим рецептором связаться. Вот почему регуляторные молекулы могут так избирательно действовать на клетки только одного органа - у остальных клеток просто нет рецептора, чтобы почувствовать, что пришел сигнал.

Рецепторы обычно являются трансмембранными белками - то есть, одна их часть торчит снаружи клетки и ожидает сигнала, другая пронизывает клеточную мембрану насквозь, а третья обращена в цитоплазму и там связана со множеством различных факторов, которые очень чутко реагируют на состояние рецептора. Связавшись с регуляторной молекулой, рецептор немного изменяет свою пространственную организацию и изгибается так, что фактор не может больше с ним связываться. Дальше в клетке активируется целый каскад реакций, для разных типов рецепторов свой. Регуляторная молекула свою задачу выполнила - сигнал внутрь клетки передала.

Другая возможность регулировать метаболизм клетки - это напрямую изменять транскрипционную активность какого-либо гена, связываясь с определенным участком ДНК. Обычно в клетке этим занимаются белковые транскрипционные факторы. Некоторые регуляторные молекулы, например, стероидные гормоны, связываются со специальными белками-рецепторами стероидных гормонов, которые в таком связанном виде становятся активными транскрипционными факторами и запускают синтез определенных молекул РНК (и, в итоге, белков). Для пептидов нашлась работа (Хавинсон В.Х., Шатаева Л.К. Модель комплементарного взаимодействия коротких пептидов с двойной спиралью ДНК), в которой говорится, что некоторые из них способны совершенно самостоятельно проникать в ядро, связываться с ДНК и влиять на транскрипционную активность генов.
Люди есть вопрос:
кто пробовал Пептид GHRP6,
говорят, что высшая концентрации гормона роста в крови достигается при совместном введения GHRP-6 и GHRP-2.
нашёл вот насайте: http://pepti...-6-5mg.html
многое дал в наборе массы и выносливости GHRP2.Хотелось бы попробовать пептиды в сочетании.
REEvizor, 02 февраля 2013 01:30 
Если кому-то будет необходимо подсчитать дозировку пептидов - можно воспользоваться калькулятором дозировки пептидов - http://xn--d...ki-peptidov
Curse, 04 марта 2013 22:52 
Ребят, если есть вопросы по поводу спортивного питания - присоединяйтесь к группе вконтакте catbrothers . Там много компетентных людей, которые дадут грамотные ответы на все ваши вопросы.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Каменный цветок
Каменный цветок

Конкурс СЗМ-изображений 2017 от компании НТ-МДТ Спектрум Инструментс
Примите участие в конкурсе, поделитесь своими результатами с мировым СЗМ-сообществом и получите ценные призы!

Лауреатом премии Rusnanoprize 2017 стал создатель высокоэффективных солнечных ячеек Михаэль Гретцель
Обладателем международной премии в области нанотехнологий Rusnanoprize 2017 за разработки в области наноматериалов и модификации поверхностей стал швейцарский учёный Михаэль Гретцель. Торжественная церемония награждения лауреата состоялась на Форуме «Открытые инновации».

Школа на ладони: у нас есть из чего строить будущее!
В начале октября 2017 года стартовала XI осенняя сессия конкурсной образовательной программы для школьников «Школа на ладони»

Вспомнить все (total recall). Часть 3. Методы исследований в нанотехнологиях (практика)
Коллектив авторов
В третьей части рассматриваются экспериментально - практические материалы, связанные с методами анализа продуктов нанотехнологий, в том числе стандартные аналитические, физико – химические и структурные методы анализа. Участники могут изучать отдельно данный курс или комбинировать его с двумя предыдущими.

Вспомнить все (total recall). Часть 2. Решение задач и проектная работа (образование и самоподготовка)
Коллектив авторов
Во второй части рассматриваются обзорные материалы материалы по нанотехнологическому образованию и проектной деятельности (Раздел А), текстовый и иллюстративный материал по образовательным и социальным аспектам с сфере нанотехнологий (Раздел Б), а также самый важный раздел для подготовки к Олимпиадам данной серии, содержащий сборники заданий и решений за 10 олимпиадных лет (Раздел В).

Вспомнить все (total recall). Часть 1. Наноматериалы и нанотехнологии (теоретические аспекты)
Коллектив авторов
В первой части рассматриваются теоретические материалы, сгруппированные по важнейшим темам (Раздел А), уровню сложности (Раздел Б), для свободного чтения по основным группам рубрикатора РОСНАНО (Раздел В), а также для прохождения викторин самоконтроля (Раздел Г).

Система практик ФНМ МГУ
А.Б.Тарасов, А.В.Кнотько, Е.А.Гудилин

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.