Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Курсы по нанотехнологиям в СУНЦ МГУ

Ключевые слова:  введение в нанотехнологии, МГУ, СУНЦ, Фоторепортаж

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

25 ноября 2008

В начале октября 2008 года стартовал спецкурс по нанотехнологиям в Специализированном Учебно-Научном Центре при МГУ им. М.В. Ломоносова, целью которого является довузовская подготовка к столь сложной и многообразной науке, как наука о материалах и нанотехнологии.

Летом в ходе жаркой дискуссии на тему развития наноборазования в Российской Федерации и обсуждения гранта, выигранного Ульяновским Государственным Университетом, студентами ФНМ МГУ было предложено создать специальный курс лекции и практикумов, посвящённых нанотехнологиям, для учеников одной из самых престижных школ России – СУНЦ МГУ (школа им. А.Н. Колмогорова).

Актуальность проекта, очевидно, велика, так как в последнее время в нашей стране проявляется большой интерес к развитию науки как таковой (в том числе и науки о наноматериалах), подготовке нового поколения учёных и созданию новых научных школ. При этом акцент делается именно на молодое поколение. Ведь для того, чтобы вырастить высококлассного специалиста, необходимо вкладывать средства в его подготовку уже со школьной скамьи.

Имея высокий уровень знаний, иногда превосходящий школьную программу в разы, многие школьники живо откликнулись на данный спецкурс. Фактически удалось сформировать целый класс (15 человек), который состоит из учащихся как химического и биологического классов, так и физико-математического класса. Лекции готовят и читают студенты, аспиранты и преподаватели ФНМ МГУ, специализирующиеся на нанотехнологической проблематике. В конечном итоге планируется издание медиа-материалов с данным курсом лекций. Кроме того, этот курс является "пробой пера" в подготовке школьников к будущим Интернет-олимпиадам по нанотехнологиям. К слову, Третья Всероссийская Интернет-Олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее" планируется уже в марте 2009 г. (с началом регистрации на нее уже после новогодних каникул).

На конец декабря планируется посещение учащимися СУНЦ МГУ Центра коллективного пользования и лабораторий ФНМ МГУ, где им будут показаны новейшие образцы современного аналитического и синтетического оборудования, применяемой для получения и анализа наноматериалов. В первом полугодии 2009 года также планируется проведение ряда практикумов, связанных с нанотехнологиями, а именно школьникам будет предложено принять участие в 4-5 реальных научных проектах, которые сейчас реализуются в лабораториях ФНМ МГУ (синтез квантовых точек, синтез производных фуллеренов, получение фотонных кристаллов, получение мезопористых материалов). После проведения экспериментов под присмотром старших товарищей все желающие смогут оформить отчёт о проделанной работе и участвовать в ряде конкурсов и конференций (в том числе, Юниор, Менделеевский конкурс на 1 курсе обучения, Премия им.Н.Н. Олейникова, Старт в науку и другие).

Коллектив студентов ФНМ МГУ, начавший данный проект и активно работающий над ним уже два месяца, искренне надеется, что силы не будут потрачены даром и в нанотехнологические ВУЗы страны в скором будущем начнёт поступать молодёжь, увлечённая наукой и глубоким (до самого наноуровня!) познанием окружающего мира.

Е.А.Смирнов - организатор курсов...




Комментарии
ЕАГ, всё-таки пропиарил меня...;)я так старался скрыться под маской группы студентов ФНМ МГУ...
Трусов Л. А., 25 ноября 2008 01:32 
страна должна знать своих героев. в лицо.
А чего скрывать?
Я бы еще и остальных указал, а также (ГЛАВНОЕ!!!) школьников и их фотографию..
Главное - начало. Кстати, никто не мешает результаты объявленных ШКОЛЬНЫХ НИР потом рассмотреть на нанометре
Трусов Л. А., 25 ноября 2008 02:50 
что-то среди школьников-нанотехнологов преобладают барышни
Можно даже рассмотреть, что во время проведения курсов пишут на доске. Любопытно
И даже стирают с доски!
до нас там проводится спецкурс по общейхимии для физ-матиков...поэтому там всякие такие пакости и написаны на доске...;)
я думаю, что постепенно будем выкладывать фотки тех, кто ходит на спецкурс с небольшим описанием: кто есть таков и почему выбрал этот спецкурс...;)
А вот на счёт замечания господина Трусова: действительно странно, только 3 мальчика и все остальные девушки...сами поразились этому...да оно наверное и лучше, если на ФНМ будет больше девушек...
Да здравствует матриархат!
Соколов Петр Сергеевич, 25 ноября 2008 14:25 
Да, конечно гендерный состав какой то странный....
сколько могу судить, по старой памяти, в среднем по школе все же девушек там меньше чем парней.
т.е. есть очень малый интерес к курсам у учащихся физико-математического профиля...
*Посмотрим что из этого выйдет, может и будет какой то толк.
Соколов Петр Сергеевич, 25 ноября 2008 14:27 
Ну а про новый корпус для школы - не знаю, это очень оптимистическая оценка сроков, что на свое 50-летие, она переедет в новое здание.
AI, 25 ноября 2008 20:02 
12/12/2008 в МГТУ будет мастер класс для школьников (в рамках школы семинара по наноинженерии), лекция и защита проектов школьной НИЛ, кому интересно приезжайте.
P.S.
НАм тоже нужны симпотичные девушки :))


Ну, с почином!
самое главное - нАчать и ухлубить...(с)

AI
а можно более подробную информацию?!
Объяву про наноинженерную школу просмотрело 730 человек. Неужели никто из них не приедет???
AI, 25 ноября 2008 23:55 
Вы меня не поняли, я писал про спец класс для школьников (он в Москве будет), основная школа-семинар в Калуге, там уже мест в гостинице нет :), так что вам спасибо огромное за размещение инфы.
P.S.
Жень, пиши в аську 351--992--917
Не люблю Аську
Петухов Дмитрий Игоревич, 26 ноября 2008 10:38 
Хватит заниматься тупым пиаром
Петухов Дмитрий Игоревич, 26 ноября 2008 10:38 
Хватит заниматься тупым пиаром
тупым пиаром кого или чего? что, в других ВУЗах много таких энтузиастов, Дима?
Кстати, про Бауманку и их школьных кружок мы тоже писали как бы, и еще напишем - знать бы, о ком или о чем...
хм...если никто "тупым пиаром" (хотя я не считаю его тупым пиаром, сравни лучше нашу деятельность с тем, что отмочил УлГУ) заниматься не будет, то никакие инициативы поддержки у окружающих никогда не найдут...
Я не хочу переходить на личности, поэтому от дальнейших комментариев по этому вопросу воздеружсь...
Петухов Дмитрий Игоревич, 26 ноября 2008 20:42 
Посмотрите, что пишут первокуры ФНМ в контрольных по неорганике, а потом подумайте нужны ли школьникам нанотехнологии или они должны нормально знать школьные предметы?
Петухов Дмитрий Игоревич, 26 ноября 2008 20:43 
первокуры ФНМ имелся виду нынешний первый курс
Петухов Дмитрий Игоревич, 26 ноября 2008 20:46 
Данное мероприятие считаю пиаром организатора курсов.

Я 3 года преподавал "олимпиадную" химию в летней школе и никому особо об этом не трепался.

Кстати если уж говорить о привлечении абитуры, то из тех у кого я преподавал два человека учаться на ФНМ. Вполне трудолюбивые ребята.
Мне было бы приятнее, если бы в СУНЦе преподавали профессора.
Трусов Л. А., 27 ноября 2008 00:15 
преподавать должны те, кому это интересно. а то столько вымученных курсов довелось прослушать...
к тому же, мало что изменится, если Евгению Алексеевичу Смирнову присудить звание профессора.
Я очень рад за Диму...Можешь и дальше так работать, очень продуктивно и на благо факультета...

Владимир Константинович: если у вас есть какой-нибудь интересный материал или вы хотите предложить для школьников интересную практическую программу, то есть ещё целый семестр, так что милости просим...
Идея такая: привлекать тех, кому это интересно, кого это займёт по-настоящему, а не ради галочки...
Да елки-палки, Дима, если ты преподавал - расскажи, что было интересное. Вот я преподаю - так мне мое преподавание не нравится (или устал). А в охотку оно всегда интереснее и часто эффективнее, даже если не профессор ... Да, в СУНЦЕ хорошие ребята. Если буду жив, приду к ним еще не раз, и хотелось бы не два... Главное, чтобы был контакт, а не ажиотажный интерес (правда, конечно, это от меня во многом зависит). Если есть еще интересные и интересующие школы / классы - ну расскажите! Они же есть... И это в сто раз интереснее, чем то, что по телевизору показывают...
Петухов Дмитрий Игоревич, 27 ноября 2008 10:28 
Я просто предлагаю больше работать и меньше говорить, о том какие вы все хорошие, вот и всё.

И на мой взгляд лекции нанотехнология должны читать профессионалы, а не глупые студенты.
Кстати, можно попробовать под какую-нибудь шумиху и на ТВ пусть маленький репортажик, и СУНЦу и нам приятно...
Кстати, на счёт ребят из СУНЦа: вот сколько учусь на ФНМ, я ещё не разу не видел, чтобы сунцов выгоняли (да, были моменты, когда хотели за учёбу, но все вроде исправлялись...из-за специфики сунца это всё, ребят надо заинтересовывать, а у нас на факультете мало кто этим занимается...), уровень их подготовки фактически на порядок выше, чем в обычных школах...
Я думаю, что пока рано и хвалить, и критиковать, надо подождать хотя бы год - полтора (мы же не Ульяновцы...) и тогда мы всё увидим и поймём, когда эти ребята придут на факультеты будь то химфак или фнм...
за частую просто между преподавателем и учеником есть возрастной барьер, мы же хотим, чтобы школьники общались с нами на равных (ну или стремились к этому...)
Ну да, наверное, если перед ними пролистают 100 слайдов за 90 минут, это будет лучше...
Трусов Л. А., 27 ноября 2008 13:38 
>> И на мой взгляд лекции нанотехнология должны читать профессионалы, а не глупые студенты.

профессионалы должны заниматься наукой.
давайте математику в школе будут тоже вести не простые учителя, а профессионалы. и физику.
к тому же, далеко не глупые студенты читают лекции.
неужели, по мнению Дмитрия, за ближайшие два года их профессиональный уровень сильно вырастет?
надо просто делать то, что умеешь, что хочешь и что тебе приятно...
мне вот понравилось общаться с учениками школы, потому что они обладают очень незаурядными способностями...

Главное - генерить и реализовывать актуальные на сегодняшний день идеи с замахом на будущее...
да риск большой в этом предприятии, но можно получить и большой выигрыш, когда на фнм будут приходить хотя бы по 5-7 человек талантливых людей...
я не буду вдаваться в подробности, но приток из СУНЦа на факультет оборвался где-то в 2002 году и возобновился только в 2005...
Петухов Дмитрий Игоревич, 27 ноября 2008 14:40 
сунцов выгоняли - Синайский Миша, набор 2003 года.

Так что не надо из себя звезд строить.


Люди которые занимаются делом на фнм приезжаю из обычных школ, а сунцов лишь гнут пальцы
Петухов Дмитрий Игоревич, 27 ноября 2008 14:43 
Вообще надо ориентироваться на учителей, а не на учеников.

Впрочем это не моя мысль, и к неё никто не прислушался.
В качестве примера могу сказать, что все сильные ребята, которые поступали из Рязани учились у одного и того же учителя химии.
никто звёзд тут строить не собирается, тот факт, что в сунце уровень подготовки выше я думаю не вызывает сомнения...

Повторюсь ещё раз: время рассудит кто прав, а кто нет...
Владимир Владимирович, 27 ноября 2008 16:21 
А можно дать сторонний совет (не рискуя стать "популярным" за это...)
Дмитрий, а почему бы (не разрушив стереотипы ментальности) потратить ту же энергию, но на сугубо положительный пиар!
ЕАС делает прекрасное дело, классно!
И Вы тоже принимаете участие в таком, стало быть Вы тоже молодец!
И Вы оба молодцы
(А кто слегка больше молодец, можете уже решить кулуарно... )
Петухов Дмитрий Игоревич, 27 ноября 2008 17:12 
уровень подготовки может выше - не факт, плюс к тому никакого желания работать, а еще полное отсутствие хороших манер. Да ведь, мистер Вселенная?
Владимир Владимирович, 27 ноября 2008 17:35 
...мистер Вселенная?

А что?!
Don't cry for him, Ca-alifornia!!!
При чтении лекций школьникам необходимо быть очень компетентным человеком + интересной личностью. Школьники - как губка, они впитывают все, включая и "не совсем правильные объяснения". По моему школьному опыту (не преподавания, а обучения) лучшие преподаватели - люди не из педвуза, а те, которые ОКОНЧИЛИ хорошие ВУЗы по специальности, которую они преподают.
Относительно ситуации с преподаванием студентов ФНМ в СУНЦ - знания студентов в тех дисциплинах (не школьных), которые они преподают, не могут быть крепкими и уверенными. Если организаторам лекций действительно есть чем гордиться, запишите лекции на видео и представьте на суд публики. Все рассуждения, которые были на этой странице, включая мои, являются пустой полемикой, потому что одна половина даже не знает, что в реальности представляют из себя эти лекции, а другая (преподающая) не может себя здраво оценивать. Нужно оценивать результат, а не идею лекций.
Трусов Л. А., 27 ноября 2008 19:34 
а я считаю, что образование - сугубо личное дело каждого. кто хочет, тот учится. важно лишь направить.
поэтому не обязательно рассказывать школьникам какие-то сложные непонятные вещи. достаточно показать, какие вещи в природе бывают. а дальше пусть сами читают в книжках или интернете.
по крайней мере, я так учился. на лекции создается общее впечатление, а подробности в литературе.
я не знаю, чего это такого смирнов и компания не могут объяснить школьникам.
AI, 27 ноября 2008 20:41 
Про пиар не согласен, не секрет, что в школе очень большая проблема с мотивацией обучения. Например, про нано слышали много и считают это "престижным" (про химию и физику так не думают). Так вот, наношкольное образование, это во много возможность рассказать о приложениях химии и физики просто и наглядно, дать все пощупать и т.п. (у нас проблемы с теор. курсами, только практика). Многие , кто не любил химию и физику, поработав на СЗМ и оптоприборах, начинают их не много понимать и уже такой антипатии к ним не испытывают. Информированность в этом деле очень важна, а еще важнее общественная экспертиза. Если организатор не боиться вынести информацию о мероприятии во вне, то ему за него, как минимум, не стыдно.
Думаю, что к концу этого календарного года мы сделаем несколько видеолекций (или ещё каких-либо медиаматериалов) и представим их на суд общественности...
Не судите других - и сами не судимы будете
Студенты должны учиться, аспиранты - работать над диссертациями, доценты и профессора - преподавать. Систематические отклонения от этого простого правила ни к чему хорошему не приведут.
Владимир Владимирович, 28 ноября 2008 08:53 
Владимир Константинович,
А в чем отклонение, если аспирант (или даже студент) ведет факультативные занятия со школьниками по одобренной наставниками программе?
Владимир Владимирович,
Ваша формулировка безупречна, но относится ли она непосредственно к этому случаю?
Если воспринимать нанотехнологии как исключительно непростую междисциплинарную науку, то и подход должен быть соответствующим. Между тем, единого мнения о том, что должно входить в соответствующий курс, сейчас нет. Риторический вопрос - что и как может преподавать студент в таких обстоятельствах? Очевидно, преподавание нанотехнологий в СУНЦ является скорее экспериментом, и крайне желательно, чтобы его ставили опытные преподаватели.
Касательно программы факультативных занятий, одобренной наставниками - действительно, это ключевой момент. К сожалению, ни здесь, ни на сайте СУНЦ я таковой не увидел. Остается надеяться, что она (а) существует и (б) обсуждалась с упомянутыми наставниками. Пока же приходится только гадать о ее сути; странный текст с множеством опечаток, размещенный на сайте СУНЦ ( http://www.p...d/1319.html), лишь усугубляет мои сомнения.
Владимир Владимирович, 28 ноября 2008 10:26 
Владимир Константинович,
К сожалению, не могу Вам ответить на вопрос о реальном соответствии формулировки действительности. Но для методологической дискуссии разумно предположить идеальный вариант. А то ведь и профессоров таких можно представить, которые полностью убьют интерес к науке одним ласковым взглядом. К тому же, если следовать духу и букве иерархической структуры, "разрыв" между профессором и школьниками будет неизбежно представлять кучу проблем.

Обучение действительно будет очень проблематичным если "воспринимать" (и представлять) "нанотехнологии как исключительно непростую междисциплинарную науку".
А если просто показать конкретные примеры, где физика и химия реально интересны и просто заинтересовать немного больше изучать ту же физику и химию, то и системы нано-факультатива грандиозной не надо. (Система конечно очень желательна в вузе, но привязанная к желаемому конечному результату, а не тому, что удобно учить или "как учили наших отцов и дедов"...)

Извините, что расписался, на роль научного методиста совсем не претендую
Владимир Владимирович,
боюсь, что я не могу согласиться с завуалированной критикой традиционных способов обучения ("отцы и деды"). Причин этому предостаточно, и нет нужды их здесь перечислять.
Что касается занятного времяпрепровождения как альтернативы последовательному обучению - почему бы и нет, я тоже с удовольствием читал Ольгина и др., а некоторые мои опыты в школьном возрасте были довольно яркими и шумными. Рискну лишь повторить свой основной тезис - преподавать, особенно в таком заведении, как СУНЦ, должны профессионалы, т.е. педагоги, имеющие соответствующий опыт, причем в соответствии с некой утвержденной программой. У меня, кстати, подобного опыта нет - я всегда располагался с другой стороны парты; тем не менее, я в свое время учился как у профессоров, так и у аспирантов (у студентов не приходилось, бог миловал) и мой выбор всегда был явно в пользу первых. Одиозные же фигуры встречались равно как в первой, так и во второй категории, поэтому "разрывы" и "убивание взглядом" я не могу считать сколь-нибудь значимыми факторами.
Программа будет детально проработана зимой (январь месяц), сейчас мы просто хотим понять, что усваивается, а что нет...не думаю, что-то даже самые лучшие преподаватели смогут с первого взгляда сказать, что читать, а что нет...Мы же хотим и зажечь интерес в учащихся, но при этом рассказать им какие-то основы не вдаваясь с глубокие какие-то размышления о физике, химии и математических формулах и философию...
В начале января следующего года я представлю ксомпилированную и отредактированную программу курса, а также некоторые медиаматериалы, связанные со спецкурсом...Договорились?!
Трусов Л. А., 28 ноября 2008 15:15 
пусть тогда противники укажут тот знаменательный момент, когда "неквалифицированный студент" вдруг превратится в толкового преподаватели и станет возможным допускать его к школьникам?
по-моему, если не преподавать, то опыт и не появится.
Владимир Владимирович, 28 ноября 2008 15:44 
Владимир Константинович,
Критики традиционных способов обучения у меня как таковой нет.
Я долго выбирал фразу, возможно "отцы и деды" являются неудачным.
Я имел в виду то, что разных "специалистов" нужно готовить по разному (намного более специализированно чем "раньше"), и давать знания максимально практически ориентированно. Даже двух студентов одного курса в идеале может нужно готовить максимально индивидуально.
И тесно связанный с этим тезис: современная система образований (хотя бы из-за развития информационных технологий и становления единого информационного пространства) неизбежно претерпит очень существенные изменения. (Эгоистично-личностно я может и хотел бы, чтоб это были заблуждения).
Кстати, не могу припомнить ни одного читавшего мне что-либо аспиранта (из-за спецгруппы что-ли), может поэтому я так однобок в своей критике...
Так что полностью соглашусь с Вашим последним аргументом.
Владимир Владимирович, 28 ноября 2008 15:49 
пусть тогда противники укажут тот знаменательный момент, когда "неквалифицированный студент" вдруг превратится в толкового преподаватели и станет возможным допускать его к школьникам

Ой, а можно я отвечу (хоть и не противник вовсе)
Это такой момент, когда из бутона распукается великолепный цветок.
И так прекрасно дарить людям эти изумительные бутоны
"Когда из бутона распукается великолепный цветок" - это не момент, а процесс. Даже в рамках Вашей аллегории Лев Артемович прав
Владимир Владимирович, 28 ноября 2008 16:28 
Светлана Владимировна,
А попробуйте "мысленный" эксперимент в рамках специальной теории относительности: закройте глаза, а потом откройте. Момент одного мига
И если в один миг для Вас могут распуститься цветы, значит жизнь удалась

И Лев Артемович однозначно прав
Вас просят показать, как это происходит, а Вы говорите - закройте глаза. То есть, неразумные студенты превращаются в хороших преподавателей чудом, пока мы глаза закрыли? Отличный ответ.

Не надо обсуждать мою удавшуюся жизнь. Мои студенты довольны.
Завидую Вам, а у меня жтзнь не удалась
Откуда такой пессимизм?
Очень поучительно - программы, оказывается, нет. Почему-то я в этом не сомневался.
Владимир Владимирович, 28 ноября 2008 17:00 
Я писал о красоте цветов...
Рад за удавшиеся жизни.

И в связи со сменившейся атмосферой, про пессимизм: пессимисты в целом достигают большего по жизни, но живут, к сожалению, обычно меньше...
Пожалуй, мне остается лишь воспользоваться предложением Владимира Владимировича и помедитировать на распускающиеся бутоны
Володя, а твоя жизнь удалась? Ты счастлив? Чего тебе ЕА-то сделал?
Надеюсь, этот вопрос в постановке "удалась/не удалась" возникнет еще не скоро . Удовольствие явно пока получаю. Что касается последнего вопроса - я ведь прямым текстом написал, что именно мне в этой затее не нравится.
программы не было не потому, что мы такие дурочки,а потому что мы хотели посмотреть что и как будет усваиваться школьниками, сейчас им дано задание изучить внимательно те лекции,которые мы подготовили и написать свои отзывы...
я думаю,что никто из участвующих в дискусе не напишет даже за месяца эффективной программы,хотя тут ульяновцев надо вспомнить-3 месяца...программа гудилина и третьякова мне не совсем лично нравится...
AI, 28 ноября 2008 20:48 
Блин и до нанометра добрались бюрократы, программу им подавай, а может еще и УМКД сделать на 20 печатных листах. Факультатив в школе должен быть близок к "народу" это кружок по интересам, а не процесс формирования компетенций и знаниевой модели наноспециалиста
Володя, если честно, то постановка вопроса о том, научат ли студенты ФНМ школьников нанотехнологиям или только помучат, не является новаторской. Она даже несколько провакационна, потому что ответ понятен. При всем моем уважении к молодым коллегам могу точно сказать, что не научат. И я не научу. И НИКТО не научит, поскольку это долго, НЕТ стандартов (особенно школьных), поэтому нет ЮРИДИЧЕСКИХ оснований считать, что в документах об окончании СУНЦ будет стоять какая-либо запись по нанотехнологиям. Научить - это не только сакральный и творческий процесс, это, увы, процесс еще и бюрократический, к коему относится составление планов и пр. Вопрос СОВСЕМ в другом - заинтересуют ли студенты ФНМ темой или нет. Однозначно, заинтересуют. И не фанатичным отношением к слову "нанотехнология" (типа это наше все). А ощущением того, что за этим что-то есть. Неважно, что. Они еще не вполне это поймут. Они почувствуют, что стоит чем-то таким заниматься. ну чего большего ожидать от школьников? Нам от них в принципе ПОКА большего не надо. И глупо думать, что они смогут впитать ЗНАНИЯ. Они прослушают информацию и захотят ДАЛЬШЕ узнать БОЛЬШЕ. Честь и хвала тем из студентов, кто этот процесс запускает. А вот когда они поступят, ты им (и я им) постараемся объяснить, что же это такое. И с гарантией 99% все поставим с головы на ноги (или наоборот - это неважно). Если человек НЕ ХОЧЕТ, чтобы его учили, его никто не научит. А если хочет и он готов к этому процессу, его научит даже аспирант (но это уже про студентов, школьников можно научить только самим основам, как бы гениальны они ни были). Да, спасибо ЕАС и его команде за благородное нанчинание. Школьников они не испортят, не замучают, но дадут больший шанс выбора, поскольку в свободе выбора есть очень большой смысл. (извините за философию)
Женя, заинтересовывать надо, но к этому и готовиться надо, тогда и результат будет весомее. И реляции победные лучше давать после того, как все получится, а не до того. Я как-то так привык действовать. И в обещания светлого будущего с тех еще времен не верю. Мне как-то светлое настоящее ближе.
Да, еще: я, по понятным причинам, не вижу полной картины по факультету, но знаю, что происходит у нас в институте. И вот что видно - средний уровень подготовки выпускников всевозможных вузов, приходящих в аспирантуру в лаборатории института, заметно понизился. Они нередко толковые ребята, но база слабая, и поднять ее за три года сложно. Грубо говоря, работодатель недоволен . Нам хочется работать с квалифицированными людьми. Именно поэтому любые действия, которые потенциально могут привести к еще большему снижению уровня, мне активно не нравятся. Если ты считаешь, что в данном случае это не так - очень хорошо.
а это совсем даже не "победные реляции", это просто констатация факта и общее приглашение к сотрудничеству...это даже не пиар в том смысле, который в него некоторые вкладывают...
С полной уверенностью мы сможем радоваться и бить себя в грудь только тогда, когда наши ребята отличаться на различных конкурсах школьников, в том числе и Юниоре от Интела...
1) Программа курса должна утверждаться методической комиссией, состоящей из 4-5 ОПЫТНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.
2) Нынешний первокурсник ФНМ знает, что такое сайт Нанометр, кто такие Смирнов, Трусов и Гудилин, слышал, что квантовые точки - это модно и круто, но не может посчитать константу диссоциации сероводорода (не верите, спросите у преподавателей химии).
3) Зададимся вопросом: а зачем это всё (если не принимать в счет необходимость отчета по проекту)? Чтобы повысить уровень абитуриентов? Не будем наивными, на этих занятиях их ведь не химии и физике учат.
Чтобы привлечь школьников из СУНЦ на ФНМ? А зачем, если большая их часть потом плохо учится (за последние 2 года троих отчислили).
Значит, это нужно студентам-преподавателям, чтобы еще раз самоутвердиться и получить преподавательские навыки.
Похвально, только школьников жалко. Мне. Лично.
Все, приехали. Надо заканчивать образование в России...
Трусов Л. А., 01 декабря 2008 20:30 
так уже ведь закончилось. или еще не всё вышло?
Я конечно извиняюсь, но как Артём ты предлагаешь созывать такую методическую комиссию?! если нет ни стандартов образования в этой области...
На счёт константы диссоциации: я живу с 3 перваками, предупредил их перед контрольной на счёт того, что надо ботать, они написали баллов на 12 из 25, может проблема в их мотивации к самообучению?
Нет, это спецкурс не для обучения химии и физики, он для того, чтобы школьников познакомить с оборудованием, методами исследований и многообразием наносистем...
Скажи, пожалуйста, а много людей знает как выглядел микроскоп сканирующий лет 20 назад и как сейчас, какие изменения в них...Сегодня провели экскурсию для школьников, им очень понравилось, им этого нигде и никогда не покажут...
На счёт самоутверждения: лично я не хотел ничего об спецкурсе публиковать до НГ, когда бы уже всё более-менее утряслось бы, да и в моём варианте этой новости была "группа студентов и аспирантов" без указания каких-либо имён...
Сейчас постепенно начинаем накапливать их отзывы об наших лекциях, уже есть конкретные предложения по их улучшению...
Школьники очень интересовались ФНМ, спрашивали и про приборы, и про учёбу...
Может господа, которые так яростно критикуют (не напоминайте, что без критики нельзя - сам знаю, и она нам даже помогает) наш спецкурс поездили по школам, порассказывали про ФНМ...
Трусов Л. А., 01 декабря 2008 20:53 
не знаю, почему женя должен оправдываться.
если школьники посещают его курсы, значит, он всё равно прав.
он же их не заставляет.
Владимир Владимирович, 02 декабря 2008 08:08 
Постараюсь кратко, но готов развить по первому требованию:
Артем Александрович пытается полуискусно перепутать общий кризис образования и факультатив в СУНЦе. (пункт 2)
Налицо и попытка квази-авторитарного инквизиторства (пункт 1) (Комиссия для школьного факультатива, это надо придумать!)
В довершении, и чистая демагогия: "зачем" (пункт 3) (Ответ был представлен выше неоднократно и четко: заинтересовать, физику с химией это не заменяет, а дополняет!) Конечно, "не будем наивными"!!

Думается, квинтэссенция подоплеки высказаться - в заключительных строчках
(Примечательна попытка "надавить на жалость", а затем "пригвоздить" последними короткими предложениями... Однако, эффективное использование "лично" требует должного авторитета для сколь-либо реальной действенности)

...Значит, это нужно студентам-преподавателям, чтобы еще раз самоутвердиться и получить преподавательские навыки. Похвально, только школьников жалко. Мне. Лично.

Студенты-преподаватели делают прекрасное дело!
И замечательно, что они позитивно и конструктивно самоутверждаются!


Но может исцелит скверну черной зависти, зажженый уже инквизиторский костер!
Это не зависть, это желание перфекционизма (между прочим, в ряде случаев совершенно правильное).
Владимир Владимирович, 03 декабря 2008 01:47 
Не смею перечить классификации питомцев
Скажу про себя: перфекционизм по сути оказывается хитромудрой причиной ничегонеделания. Например, да как же мне читать курс: ведь необходима авторитарно-авторитетная наиэкспертнейшая комиссия 20-25 человек, чтобы все одобрить и утвердить для вящего совершенства
Еще хочу добавить один аргумент: профессора НЕ ВСЕГДА хорошо понимают студентов психологически и их логику тоже не всегда хотят понять. Как раз старшие товарищи стремяться ДОНЕСТИ материал даже в самых запущенных случаях, хотя иногда стоит ТОЛЬКО заинтересовать и тем самым "катализировать" процесс. Подобное тянется к подобному. И в случае "преподавания аспирантами" школьник интуитивно чувствует свою относительно ближайшую перспективу и оценивает лекции еще и с этой точки зрения. В случае чтения профессором может сработать комплекс удава и кролика ... Так что ЧТО ДЛЯ начала лучше - это бабушка надвое сказала (кстати, мне всегда хотелось знать, чья это была бабушка, которую так часто упоминают ).
Лучше мастеров своего дела с огромнейшим педагогическим стажем, а в отдельном случае и не только с химическим образованием (я про Ю.В. Коренева и В.В. Загорского), преподовать в СУНЦе никто не сможет. Однако, подчеркну мнение Евгения Алексеевича о личном примере. Однако, лично сам считаю, что, не имея высшего образования и опыта преподования, не стоит рваться преподовать в СУНЦе. Не стоит портить сунцовскую школу преподования! Этого нужно еще заслужить! А прослушав лекцию того же Загорского, можно уверенно этим гордиться. Не в обиду кому-то будет сказано, товарищи.
Михаил Александрович,
Один вопрос тогда возникнет, однако: а откуда они берутся "мастера своего дела с огромнейшим педагогическим стажем"?
Без систематической практики преподавания студентами и аспирантами (сначала лабораторий, семинарских занятий, коллоквиумов) откуда возникнет устойчивая система образования с традициями, школой и преемственностью?
Лишь один, скорее всего, должен быть критерий на начальных этапах преподавания - желание и энтузиазм!
И всяческих успехов хочется пожелать стремящимся твердо встать на этот путь!

P.S. ПреподАвать/преподАвания (от корня "дАть")
И чего удалось достичь к сегодняшнему дню, ведь времени прошло достаточно?
А что будет в этом году и где?
Ждём-с.
Предыдущий вопрос относится и к тем школьникам, которые занимались на семинаре.
Что с ними и где они?
А когда будет переезд СУНЦа на новую территорию и будет ли это? Поговаривают, что там будет что-то иное.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

НаноГималаи
НаноГималаи

Участие НТ-МДТ Cпектрум Инструментс в международной конференции ACNS’2019
Участие НТ-МДТ Cпектрум Инструментс в международной конференции ACNS’2019. Тезисы доклада Быкова В.А.

Пять медалей завоевали российские школьники на Международной физической олимпиаде
Стали известны итоги 50-й Международной физической олимпиады для школьников, которая проходила в Тель-Авиве (Израиль). Российская сборная завоевала в состязаниях 4 золотые и одну серебряную медаль.

Поступление в совместный российско-китайский Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
В июле 2019 года в МГУ имени М.В. Ломоносова проходит набор учащихся на программы МГУ, реализуемые в Университете МГУ-ППИ в Шэньчжэне. Поступление в совместный университет – это возможность учиться в самом быстроразвивающемся городе мира на русском языке у ведущих преподавателей МГУ по самым современным программам, получить образование мирового уровня и дипломы сразу двух университетов, овладев китайским языком. Для поступления в совместный университет не требуется владения китайским языком. Прием документов и экзамены проходят на территории МГУ. Абитуриенты имеют право поступать одновременно в МГУ имени М.В. Ломоносова и МГУ-ППИ в Шэньчжэне.

3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве
И.В.Яминский
Материалы лекции проф. МГУ, д.ф.-м.н., генерального директора Центра Перспективных технологий И.В.Яминского "3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве". 3D принтер, сканирующий зондовый микроскоп и фрезерный станок. Что общего между ними? Как конструировать их своими руками? Небольшой экскурс в практические нанотехнологии. Поучительная история о создании сканирующего туннельного микроскопа. От идеи до нобелевской премии за 5 лет. Взгляд в микромир – от атомов и молекул до живых клеток. Как взвесить массу одного атома? Вирусы и бактерии – наши друзья или враги? Медицинские приложения нанотехнологий – нанобиосенсоры для обнаружения биологических агентов.

Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники
В.А.Кецко
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. В сообщении даны материалы лекции д.х.н., в.н.с. ИОНХ РАН В.А.Кецко "Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники".

Лекции и семинары от ФНМ МГУ на Нанограде
Е.А.Гудилин
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. Ниже даны материалы лекций и семинаров представителя ФНМ МГУ проф., д.х.н. Е.А.Гудилина.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.