Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Курсы по нанотехнологиям в СУНЦ МГУ

Ключевые слова:  введение в нанотехнологии, МГУ, СУНЦ, Фоторепортаж

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

25 ноября 2008

В начале октября 2008 года стартовал спецкурс по нанотехнологиям в Специализированном Учебно-Научном Центре при МГУ им. М.В. Ломоносова, целью которого является довузовская подготовка к столь сложной и многообразной науке, как наука о материалах и нанотехнологии.

Летом в ходе жаркой дискуссии на тему развития наноборазования в Российской Федерации и обсуждения гранта, выигранного Ульяновским Государственным Университетом, студентами ФНМ МГУ было предложено создать специальный курс лекции и практикумов, посвящённых нанотехнологиям, для учеников одной из самых престижных школ России – СУНЦ МГУ (школа им. А.Н. Колмогорова).

Актуальность проекта, очевидно, велика, так как в последнее время в нашей стране проявляется большой интерес к развитию науки как таковой (в том числе и науки о наноматериалах), подготовке нового поколения учёных и созданию новых научных школ. При этом акцент делается именно на молодое поколение. Ведь для того, чтобы вырастить высококлассного специалиста, необходимо вкладывать средства в его подготовку уже со школьной скамьи.

Имея высокий уровень знаний, иногда превосходящий школьную программу в разы, многие школьники живо откликнулись на данный спецкурс. Фактически удалось сформировать целый класс (15 человек), который состоит из учащихся как химического и биологического классов, так и физико-математического класса. Лекции готовят и читают студенты, аспиранты и преподаватели ФНМ МГУ, специализирующиеся на нанотехнологической проблематике. В конечном итоге планируется издание медиа-материалов с данным курсом лекций. Кроме того, этот курс является "пробой пера" в подготовке школьников к будущим Интернет-олимпиадам по нанотехнологиям. К слову, Третья Всероссийская Интернет-Олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее" планируется уже в марте 2009 г. (с началом регистрации на нее уже после новогодних каникул).

На конец декабря планируется посещение учащимися СУНЦ МГУ Центра коллективного пользования и лабораторий ФНМ МГУ, где им будут показаны новейшие образцы современного аналитического и синтетического оборудования, применяемой для получения и анализа наноматериалов. В первом полугодии 2009 года также планируется проведение ряда практикумов, связанных с нанотехнологиями, а именно школьникам будет предложено принять участие в 4-5 реальных научных проектах, которые сейчас реализуются в лабораториях ФНМ МГУ (синтез квантовых точек, синтез производных фуллеренов, получение фотонных кристаллов, получение мезопористых материалов). После проведения экспериментов под присмотром старших товарищей все желающие смогут оформить отчёт о проделанной работе и участвовать в ряде конкурсов и конференций (в том числе, Юниор, Менделеевский конкурс на 1 курсе обучения, Премия им.Н.Н. Олейникова, Старт в науку и другие).

Коллектив студентов ФНМ МГУ, начавший данный проект и активно работающий над ним уже два месяца, искренне надеется, что силы не будут потрачены даром и в нанотехнологические ВУЗы страны в скором будущем начнёт поступать молодёжь, увлечённая наукой и глубоким (до самого наноуровня!) познанием окружающего мира.

Е.А.Смирнов - организатор курсов...




Комментарии
ЕАГ, всё-таки пропиарил меня...;)я так старался скрыться под маской группы студентов ФНМ МГУ...
Трусов Л. А., 25 ноября 2008 01:32 
страна должна знать своих героев. в лицо.
А чего скрывать?
Я бы еще и остальных указал, а также (ГЛАВНОЕ!!!) школьников и их фотографию..
Главное - начало. Кстати, никто не мешает результаты объявленных ШКОЛЬНЫХ НИР потом рассмотреть на нанометре
Трусов Л. А., 25 ноября 2008 02:50 
что-то среди школьников-нанотехнологов преобладают барышни
Можно даже рассмотреть, что во время проведения курсов пишут на доске. Любопытно
И даже стирают с доски!
до нас там проводится спецкурс по общейхимии для физ-матиков...поэтому там всякие такие пакости и написаны на доске...;)
я думаю, что постепенно будем выкладывать фотки тех, кто ходит на спецкурс с небольшим описанием: кто есть таков и почему выбрал этот спецкурс...;)
А вот на счёт замечания господина Трусова: действительно странно, только 3 мальчика и все остальные девушки...сами поразились этому...да оно наверное и лучше, если на ФНМ будет больше девушек...
Да здравствует матриархат!
Соколов Петр Сергеевич, 25 ноября 2008 14:25 
Да, конечно гендерный состав какой то странный....
сколько могу судить, по старой памяти, в среднем по школе все же девушек там меньше чем парней.
т.е. есть очень малый интерес к курсам у учащихся физико-математического профиля...
*Посмотрим что из этого выйдет, может и будет какой то толк.
Соколов Петр Сергеевич, 25 ноября 2008 14:27 
Ну а про новый корпус для школы - не знаю, это очень оптимистическая оценка сроков, что на свое 50-летие, она переедет в новое здание.
AI, 25 ноября 2008 20:02 
12/12/2008 в МГТУ будет мастер класс для школьников (в рамках школы семинара по наноинженерии), лекция и защита проектов школьной НИЛ, кому интересно приезжайте.
P.S.
НАм тоже нужны симпотичные девушки :))


Ну, с почином!
самое главное - нАчать и ухлубить...(с)

AI
а можно более подробную информацию?!
Объяву про наноинженерную школу просмотрело 730 человек. Неужели никто из них не приедет???
AI, 25 ноября 2008 23:55 
Вы меня не поняли, я писал про спец класс для школьников (он в Москве будет), основная школа-семинар в Калуге, там уже мест в гостинице нет :), так что вам спасибо огромное за размещение инфы.
P.S.
Жень, пиши в аську 351--992--917
Не люблю Аську
Петухов Дмитрий Игоревич, 26 ноября 2008 10:38 
Хватит заниматься тупым пиаром
Петухов Дмитрий Игоревич, 26 ноября 2008 10:38 
Хватит заниматься тупым пиаром
тупым пиаром кого или чего? что, в других ВУЗах много таких энтузиастов, Дима?
Кстати, про Бауманку и их школьных кружок мы тоже писали как бы, и еще напишем - знать бы, о ком или о чем...
хм...если никто "тупым пиаром" (хотя я не считаю его тупым пиаром, сравни лучше нашу деятельность с тем, что отмочил УлГУ) заниматься не будет, то никакие инициативы поддержки у окружающих никогда не найдут...
Я не хочу переходить на личности, поэтому от дальнейших комментариев по этому вопросу воздеружсь...
Петухов Дмитрий Игоревич, 26 ноября 2008 20:42 
Посмотрите, что пишут первокуры ФНМ в контрольных по неорганике, а потом подумайте нужны ли школьникам нанотехнологии или они должны нормально знать школьные предметы?
Петухов Дмитрий Игоревич, 26 ноября 2008 20:43 
первокуры ФНМ имелся виду нынешний первый курс
Петухов Дмитрий Игоревич, 26 ноября 2008 20:46 
Данное мероприятие считаю пиаром организатора курсов.

Я 3 года преподавал "олимпиадную" химию в летней школе и никому особо об этом не трепался.

Кстати если уж говорить о привлечении абитуры, то из тех у кого я преподавал два человека учаться на ФНМ. Вполне трудолюбивые ребята.
Мне было бы приятнее, если бы в СУНЦе преподавали профессора.
Трусов Л. А., 27 ноября 2008 00:15 
преподавать должны те, кому это интересно. а то столько вымученных курсов довелось прослушать...
к тому же, мало что изменится, если Евгению Алексеевичу Смирнову присудить звание профессора.
Я очень рад за Диму...Можешь и дальше так работать, очень продуктивно и на благо факультета...

Владимир Константинович: если у вас есть какой-нибудь интересный материал или вы хотите предложить для школьников интересную практическую программу, то есть ещё целый семестр, так что милости просим...
Идея такая: привлекать тех, кому это интересно, кого это займёт по-настоящему, а не ради галочки...
Да елки-палки, Дима, если ты преподавал - расскажи, что было интересное. Вот я преподаю - так мне мое преподавание не нравится (или устал). А в охотку оно всегда интереснее и часто эффективнее, даже если не профессор ... Да, в СУНЦЕ хорошие ребята. Если буду жив, приду к ним еще не раз, и хотелось бы не два... Главное, чтобы был контакт, а не ажиотажный интерес (правда, конечно, это от меня во многом зависит). Если есть еще интересные и интересующие школы / классы - ну расскажите! Они же есть... И это в сто раз интереснее, чем то, что по телевизору показывают...
Петухов Дмитрий Игоревич, 27 ноября 2008 10:28 
Я просто предлагаю больше работать и меньше говорить, о том какие вы все хорошие, вот и всё.

И на мой взгляд лекции нанотехнология должны читать профессионалы, а не глупые студенты.
Кстати, можно попробовать под какую-нибудь шумиху и на ТВ пусть маленький репортажик, и СУНЦу и нам приятно...
Кстати, на счёт ребят из СУНЦа: вот сколько учусь на ФНМ, я ещё не разу не видел, чтобы сунцов выгоняли (да, были моменты, когда хотели за учёбу, но все вроде исправлялись...из-за специфики сунца это всё, ребят надо заинтересовывать, а у нас на факультете мало кто этим занимается...), уровень их подготовки фактически на порядок выше, чем в обычных школах...
Я думаю, что пока рано и хвалить, и критиковать, надо подождать хотя бы год - полтора (мы же не Ульяновцы...) и тогда мы всё увидим и поймём, когда эти ребята придут на факультеты будь то химфак или фнм...
за частую просто между преподавателем и учеником есть возрастной барьер, мы же хотим, чтобы школьники общались с нами на равных (ну или стремились к этому...)
Ну да, наверное, если перед ними пролистают 100 слайдов за 90 минут, это будет лучше...
Трусов Л. А., 27 ноября 2008 13:38 
>> И на мой взгляд лекции нанотехнология должны читать профессионалы, а не глупые студенты.

профессионалы должны заниматься наукой.
давайте математику в школе будут тоже вести не простые учителя, а профессионалы. и физику.
к тому же, далеко не глупые студенты читают лекции.
неужели, по мнению Дмитрия, за ближайшие два года их профессиональный уровень сильно вырастет?
надо просто делать то, что умеешь, что хочешь и что тебе приятно...
мне вот понравилось общаться с учениками школы, потому что они обладают очень незаурядными способностями...

Главное - генерить и реализовывать актуальные на сегодняшний день идеи с замахом на будущее...
да риск большой в этом предприятии, но можно получить и большой выигрыш, когда на фнм будут приходить хотя бы по 5-7 человек талантливых людей...
я не буду вдаваться в подробности, но приток из СУНЦа на факультет оборвался где-то в 2002 году и возобновился только в 2005...
Петухов Дмитрий Игоревич, 27 ноября 2008 14:40 
сунцов выгоняли - Синайский Миша, набор 2003 года.

Так что не надо из себя звезд строить.


Люди которые занимаются делом на фнм приезжаю из обычных школ, а сунцов лишь гнут пальцы
Петухов Дмитрий Игоревич, 27 ноября 2008 14:43 
Вообще надо ориентироваться на учителей, а не на учеников.

Впрочем это не моя мысль, и к неё никто не прислушался.
В качестве примера могу сказать, что все сильные ребята, которые поступали из Рязани учились у одного и того же учителя химии.
никто звёзд тут строить не собирается, тот факт, что в сунце уровень подготовки выше я думаю не вызывает сомнения...

Повторюсь ещё раз: время рассудит кто прав, а кто нет...
Владимир Владимирович, 27 ноября 2008 16:21 
А можно дать сторонний совет (не рискуя стать "популярным" за это...)
Дмитрий, а почему бы (не разрушив стереотипы ментальности) потратить ту же энергию, но на сугубо положительный пиар!
ЕАС делает прекрасное дело, классно!
И Вы тоже принимаете участие в таком, стало быть Вы тоже молодец!
И Вы оба молодцы
(А кто слегка больше молодец, можете уже решить кулуарно... )
Петухов Дмитрий Игоревич, 27 ноября 2008 17:12 
уровень подготовки может выше - не факт, плюс к тому никакого желания работать, а еще полное отсутствие хороших манер. Да ведь, мистер Вселенная?
Владимир Владимирович, 27 ноября 2008 17:35 
...мистер Вселенная?

А что?!
Don't cry for him, Ca-alifornia!!!
При чтении лекций школьникам необходимо быть очень компетентным человеком + интересной личностью. Школьники - как губка, они впитывают все, включая и "не совсем правильные объяснения". По моему школьному опыту (не преподавания, а обучения) лучшие преподаватели - люди не из педвуза, а те, которые ОКОНЧИЛИ хорошие ВУЗы по специальности, которую они преподают.
Относительно ситуации с преподаванием студентов ФНМ в СУНЦ - знания студентов в тех дисциплинах (не школьных), которые они преподают, не могут быть крепкими и уверенными. Если организаторам лекций действительно есть чем гордиться, запишите лекции на видео и представьте на суд публики. Все рассуждения, которые были на этой странице, включая мои, являются пустой полемикой, потому что одна половина даже не знает, что в реальности представляют из себя эти лекции, а другая (преподающая) не может себя здраво оценивать. Нужно оценивать результат, а не идею лекций.
Трусов Л. А., 27 ноября 2008 19:34 
а я считаю, что образование - сугубо личное дело каждого. кто хочет, тот учится. важно лишь направить.
поэтому не обязательно рассказывать школьникам какие-то сложные непонятные вещи. достаточно показать, какие вещи в природе бывают. а дальше пусть сами читают в книжках или интернете.
по крайней мере, я так учился. на лекции создается общее впечатление, а подробности в литературе.
я не знаю, чего это такого смирнов и компания не могут объяснить школьникам.
AI, 27 ноября 2008 20:41 
Про пиар не согласен, не секрет, что в школе очень большая проблема с мотивацией обучения. Например, про нано слышали много и считают это "престижным" (про химию и физику так не думают). Так вот, наношкольное образование, это во много возможность рассказать о приложениях химии и физики просто и наглядно, дать все пощупать и т.п. (у нас проблемы с теор. курсами, только практика). Многие , кто не любил химию и физику, поработав на СЗМ и оптоприборах, начинают их не много понимать и уже такой антипатии к ним не испытывают. Информированность в этом деле очень важна, а еще важнее общественная экспертиза. Если организатор не боиться вынести информацию о мероприятии во вне, то ему за него, как минимум, не стыдно.
Думаю, что к концу этого календарного года мы сделаем несколько видеолекций (или ещё каких-либо медиаматериалов) и представим их на суд общественности...
Не судите других - и сами не судимы будете
Студенты должны учиться, аспиранты - работать над диссертациями, доценты и профессора - преподавать. Систематические отклонения от этого простого правила ни к чему хорошему не приведут.
Владимир Владимирович, 28 ноября 2008 08:53 
Владимир Константинович,
А в чем отклонение, если аспирант (или даже студент) ведет факультативные занятия со школьниками по одобренной наставниками программе?
Владимир Владимирович,
Ваша формулировка безупречна, но относится ли она непосредственно к этому случаю?
Если воспринимать нанотехнологии как исключительно непростую междисциплинарную науку, то и подход должен быть соответствующим. Между тем, единого мнения о том, что должно входить в соответствующий курс, сейчас нет. Риторический вопрос - что и как может преподавать студент в таких обстоятельствах? Очевидно, преподавание нанотехнологий в СУНЦ является скорее экспериментом, и крайне желательно, чтобы его ставили опытные преподаватели.
Касательно программы факультативных занятий, одобренной наставниками - действительно, это ключевой момент. К сожалению, ни здесь, ни на сайте СУНЦ я таковой не увидел. Остается надеяться, что она (а) существует и (б) обсуждалась с упомянутыми наставниками. Пока же приходится только гадать о ее сути; странный текст с множеством опечаток, размещенный на сайте СУНЦ ( http://www.p...d/1319.html), лишь усугубляет мои сомнения.
Владимир Владимирович, 28 ноября 2008 10:26 
Владимир Константинович,
К сожалению, не могу Вам ответить на вопрос о реальном соответствии формулировки действительности. Но для методологической дискуссии разумно предположить идеальный вариант. А то ведь и профессоров таких можно представить, которые полностью убьют интерес к науке одним ласковым взглядом. К тому же, если следовать духу и букве иерархической структуры, "разрыв" между профессором и школьниками будет неизбежно представлять кучу проблем.

Обучение действительно будет очень проблематичным если "воспринимать" (и представлять) "нанотехнологии как исключительно непростую междисциплинарную науку".
А если просто показать конкретные примеры, где физика и химия реально интересны и просто заинтересовать немного больше изучать ту же физику и химию, то и системы нано-факультатива грандиозной не надо. (Система конечно очень желательна в вузе, но привязанная к желаемому конечному результату, а не тому, что удобно учить или "как учили наших отцов и дедов"...)

Извините, что расписался, на роль научного методиста совсем не претендую
Владимир Владимирович,
боюсь, что я не могу согласиться с завуалированной критикой традиционных способов обучения ("отцы и деды"). Причин этому предостаточно, и нет нужды их здесь перечислять.
Что касается занятного времяпрепровождения как альтернативы последовательному обучению - почему бы и нет, я тоже с удовольствием читал Ольгина и др., а некоторые мои опыты в школьном возрасте были довольно яркими и шумными. Рискну лишь повторить свой основной тезис - преподавать, особенно в таком заведении, как СУНЦ, должны профессионалы, т.е. педагоги, имеющие соответствующий опыт, причем в соответствии с некой утвержденной программой. У меня, кстати, подобного опыта нет - я всегда располагался с другой стороны парты; тем не менее, я в свое время учился как у профессоров, так и у аспирантов (у студентов не приходилось, бог миловал) и мой выбор всегда был явно в пользу первых. Одиозные же фигуры встречались равно как в первой, так и во второй категории, поэтому "разрывы" и "убивание взглядом" я не могу считать сколь-нибудь значимыми факторами.
Программа будет детально проработана зимой (январь месяц), сейчас мы просто хотим понять, что усваивается, а что нет...не думаю, что-то даже самые лучшие преподаватели смогут с первого взгляда сказать, что читать, а что нет...Мы же хотим и зажечь интерес в учащихся, но при этом рассказать им какие-то основы не вдаваясь с глубокие какие-то размышления о физике, химии и математических формулах и философию...
В начале января следующего года я представлю ксомпилированную и отредактированную программу курса, а также некоторые медиаматериалы, связанные со спецкурсом...Договорились?!
Трусов Л. А., 28 ноября 2008 15:15 
пусть тогда противники укажут тот знаменательный момент, когда "неквалифицированный студент" вдруг превратится в толкового преподаватели и станет возможным допускать его к школьникам?
по-моему, если не преподавать, то опыт и не появится.
Владимир Владимирович, 28 ноября 2008 15:44 
Владимир Константинович,
Критики традиционных способов обучения у меня как таковой нет.
Я долго выбирал фразу, возможно "отцы и деды" являются неудачным.
Я имел в виду то, что разных "специалистов" нужно готовить по разному (намного более специализированно чем "раньше"), и давать знания максимально практически ориентированно. Даже двух студентов одного курса в идеале может нужно готовить максимально индивидуально.
И тесно связанный с этим тезис: современная система образований (хотя бы из-за развития информационных технологий и становления единого информационного пространства) неизбежно претерпит очень существенные изменения. (Эгоистично-личностно я может и хотел бы, чтоб это были заблуждения).
Кстати, не могу припомнить ни одного читавшего мне что-либо аспиранта (из-за спецгруппы что-ли), может поэтому я так однобок в своей критике...
Так что полностью соглашусь с Вашим последним аргументом.
Владимир Владимирович, 28 ноября 2008 15:49 
пусть тогда противники укажут тот знаменательный момент, когда "неквалифицированный студент" вдруг превратится в толкового преподаватели и станет возможным допускать его к школьникам

Ой, а можно я отвечу (хоть и не противник вовсе)
Это такой момент, когда из бутона распукается великолепный цветок.
И так прекрасно дарить людям эти изумительные бутоны
"Когда из бутона распукается великолепный цветок" - это не момент, а процесс. Даже в рамках Вашей аллегории Лев Артемович прав
Владимир Владимирович, 28 ноября 2008 16:28 
Светлана Владимировна,
А попробуйте "мысленный" эксперимент в рамках специальной теории относительности: закройте глаза, а потом откройте. Момент одного мига
И если в один миг для Вас могут распуститься цветы, значит жизнь удалась

И Лев Артемович однозначно прав
Вас просят показать, как это происходит, а Вы говорите - закройте глаза. То есть, неразумные студенты превращаются в хороших преподавателей чудом, пока мы глаза закрыли? Отличный ответ.

Не надо обсуждать мою удавшуюся жизнь. Мои студенты довольны.
Завидую Вам, а у меня жтзнь не удалась
Откуда такой пессимизм?
Очень поучительно - программы, оказывается, нет. Почему-то я в этом не сомневался.
Владимир Владимирович, 28 ноября 2008 17:00 
Я писал о красоте цветов...
Рад за удавшиеся жизни.

И в связи со сменившейся атмосферой, про пессимизм: пессимисты в целом достигают большего по жизни, но живут, к сожалению, обычно меньше...
Пожалуй, мне остается лишь воспользоваться предложением Владимира Владимировича и помедитировать на распускающиеся бутоны
Володя, а твоя жизнь удалась? Ты счастлив? Чего тебе ЕА-то сделал?
Надеюсь, этот вопрос в постановке "удалась/не удалась" возникнет еще не скоро . Удовольствие явно пока получаю. Что касается последнего вопроса - я ведь прямым текстом написал, что именно мне в этой затее не нравится.
программы не было не потому, что мы такие дурочки,а потому что мы хотели посмотреть что и как будет усваиваться школьниками, сейчас им дано задание изучить внимательно те лекции,которые мы подготовили и написать свои отзывы...
я думаю,что никто из участвующих в дискусе не напишет даже за месяца эффективной программы,хотя тут ульяновцев надо вспомнить-3 месяца...программа гудилина и третьякова мне не совсем лично нравится...
AI, 28 ноября 2008 20:48 
Блин и до нанометра добрались бюрократы, программу им подавай, а может еще и УМКД сделать на 20 печатных листах. Факультатив в школе должен быть близок к "народу" это кружок по интересам, а не процесс формирования компетенций и знаниевой модели наноспециалиста
Володя, если честно, то постановка вопроса о том, научат ли студенты ФНМ школьников нанотехнологиям или только помучат, не является новаторской. Она даже несколько провакационна, потому что ответ понятен. При всем моем уважении к молодым коллегам могу точно сказать, что не научат. И я не научу. И НИКТО не научит, поскольку это долго, НЕТ стандартов (особенно школьных), поэтому нет ЮРИДИЧЕСКИХ оснований считать, что в документах об окончании СУНЦ будет стоять какая-либо запись по нанотехнологиям. Научить - это не только сакральный и творческий процесс, это, увы, процесс еще и бюрократический, к коему относится составление планов и пр. Вопрос СОВСЕМ в другом - заинтересуют ли студенты ФНМ темой или нет. Однозначно, заинтересуют. И не фанатичным отношением к слову "нанотехнология" (типа это наше все). А ощущением того, что за этим что-то есть. Неважно, что. Они еще не вполне это поймут. Они почувствуют, что стоит чем-то таким заниматься. ну чего большего ожидать от школьников? Нам от них в принципе ПОКА большего не надо. И глупо думать, что они смогут впитать ЗНАНИЯ. Они прослушают информацию и захотят ДАЛЬШЕ узнать БОЛЬШЕ. Честь и хвала тем из студентов, кто этот процесс запускает. А вот когда они поступят, ты им (и я им) постараемся объяснить, что же это такое. И с гарантией 99% все поставим с головы на ноги (или наоборот - это неважно). Если человек НЕ ХОЧЕТ, чтобы его учили, его никто не научит. А если хочет и он готов к этому процессу, его научит даже аспирант (но это уже про студентов, школьников можно научить только самим основам, как бы гениальны они ни были). Да, спасибо ЕАС и его команде за благородное нанчинание. Школьников они не испортят, не замучают, но дадут больший шанс выбора, поскольку в свободе выбора есть очень большой смысл. (извините за философию)
Женя, заинтересовывать надо, но к этому и готовиться надо, тогда и результат будет весомее. И реляции победные лучше давать после того, как все получится, а не до того. Я как-то так привык действовать. И в обещания светлого будущего с тех еще времен не верю. Мне как-то светлое настоящее ближе.
Да, еще: я, по понятным причинам, не вижу полной картины по факультету, но знаю, что происходит у нас в институте. И вот что видно - средний уровень подготовки выпускников всевозможных вузов, приходящих в аспирантуру в лаборатории института, заметно понизился. Они нередко толковые ребята, но база слабая, и поднять ее за три года сложно. Грубо говоря, работодатель недоволен . Нам хочется работать с квалифицированными людьми. Именно поэтому любые действия, которые потенциально могут привести к еще большему снижению уровня, мне активно не нравятся. Если ты считаешь, что в данном случае это не так - очень хорошо.
а это совсем даже не "победные реляции", это просто констатация факта и общее приглашение к сотрудничеству...это даже не пиар в том смысле, который в него некоторые вкладывают...
С полной уверенностью мы сможем радоваться и бить себя в грудь только тогда, когда наши ребята отличаться на различных конкурсах школьников, в том числе и Юниоре от Интела...
1) Программа курса должна утверждаться методической комиссией, состоящей из 4-5 ОПЫТНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.
2) Нынешний первокурсник ФНМ знает, что такое сайт Нанометр, кто такие Смирнов, Трусов и Гудилин, слышал, что квантовые точки - это модно и круто, но не может посчитать константу диссоциации сероводорода (не верите, спросите у преподавателей химии).
3) Зададимся вопросом: а зачем это всё (если не принимать в счет необходимость отчета по проекту)? Чтобы повысить уровень абитуриентов? Не будем наивными, на этих занятиях их ведь не химии и физике учат.
Чтобы привлечь школьников из СУНЦ на ФНМ? А зачем, если большая их часть потом плохо учится (за последние 2 года троих отчислили).
Значит, это нужно студентам-преподавателям, чтобы еще раз самоутвердиться и получить преподавательские навыки.
Похвально, только школьников жалко. Мне. Лично.
Все, приехали. Надо заканчивать образование в России...
Трусов Л. А., 01 декабря 2008 20:30 
так уже ведь закончилось. или еще не всё вышло?
Я конечно извиняюсь, но как Артём ты предлагаешь созывать такую методическую комиссию?! если нет ни стандартов образования в этой области...
На счёт константы диссоциации: я живу с 3 перваками, предупредил их перед контрольной на счёт того, что надо ботать, они написали баллов на 12 из 25, может проблема в их мотивации к самообучению?
Нет, это спецкурс не для обучения химии и физики, он для того, чтобы школьников познакомить с оборудованием, методами исследований и многообразием наносистем...
Скажи, пожалуйста, а много людей знает как выглядел микроскоп сканирующий лет 20 назад и как сейчас, какие изменения в них...Сегодня провели экскурсию для школьников, им очень понравилось, им этого нигде и никогда не покажут...
На счёт самоутверждения: лично я не хотел ничего об спецкурсе публиковать до НГ, когда бы уже всё более-менее утряслось бы, да и в моём варианте этой новости была "группа студентов и аспирантов" без указания каких-либо имён...
Сейчас постепенно начинаем накапливать их отзывы об наших лекциях, уже есть конкретные предложения по их улучшению...
Школьники очень интересовались ФНМ, спрашивали и про приборы, и про учёбу...
Может господа, которые так яростно критикуют (не напоминайте, что без критики нельзя - сам знаю, и она нам даже помогает) наш спецкурс поездили по школам, порассказывали про ФНМ...
Трусов Л. А., 01 декабря 2008 20:53 
не знаю, почему женя должен оправдываться.
если школьники посещают его курсы, значит, он всё равно прав.
он же их не заставляет.
Владимир Владимирович, 02 декабря 2008 08:08 
Постараюсь кратко, но готов развить по первому требованию:
Артем Александрович пытается полуискусно перепутать общий кризис образования и факультатив в СУНЦе. (пункт 2)
Налицо и попытка квази-авторитарного инквизиторства (пункт 1) (Комиссия для школьного факультатива, это надо придумать!)
В довершении, и чистая демагогия: "зачем" (пункт 3) (Ответ был представлен выше неоднократно и четко: заинтересовать, физику с химией это не заменяет, а дополняет!) Конечно, "не будем наивными"!!

Думается, квинтэссенция подоплеки высказаться - в заключительных строчках
(Примечательна попытка "надавить на жалость", а затем "пригвоздить" последними короткими предложениями... Однако, эффективное использование "лично" требует должного авторитета для сколь-либо реальной действенности)

...Значит, это нужно студентам-преподавателям, чтобы еще раз самоутвердиться и получить преподавательские навыки. Похвально, только школьников жалко. Мне. Лично.

Студенты-преподаватели делают прекрасное дело!
И замечательно, что они позитивно и конструктивно самоутверждаются!


Но может исцелит скверну черной зависти, зажженый уже инквизиторский костер!
Это не зависть, это желание перфекционизма (между прочим, в ряде случаев совершенно правильное).
Владимир Владимирович, 03 декабря 2008 01:47 
Не смею перечить классификации питомцев
Скажу про себя: перфекционизм по сути оказывается хитромудрой причиной ничегонеделания. Например, да как же мне читать курс: ведь необходима авторитарно-авторитетная наиэкспертнейшая комиссия 20-25 человек, чтобы все одобрить и утвердить для вящего совершенства
Еще хочу добавить один аргумент: профессора НЕ ВСЕГДА хорошо понимают студентов психологически и их логику тоже не всегда хотят понять. Как раз старшие товарищи стремяться ДОНЕСТИ материал даже в самых запущенных случаях, хотя иногда стоит ТОЛЬКО заинтересовать и тем самым "катализировать" процесс. Подобное тянется к подобному. И в случае "преподавания аспирантами" школьник интуитивно чувствует свою относительно ближайшую перспективу и оценивает лекции еще и с этой точки зрения. В случае чтения профессором может сработать комплекс удава и кролика ... Так что ЧТО ДЛЯ начала лучше - это бабушка надвое сказала (кстати, мне всегда хотелось знать, чья это была бабушка, которую так часто упоминают ).
Лучше мастеров своего дела с огромнейшим педагогическим стажем, а в отдельном случае и не только с химическим образованием (я про Ю.В. Коренева и В.В. Загорского), преподовать в СУНЦе никто не сможет. Однако, подчеркну мнение Евгения Алексеевича о личном примере. Однако, лично сам считаю, что, не имея высшего образования и опыта преподования, не стоит рваться преподовать в СУНЦе. Не стоит портить сунцовскую школу преподования! Этого нужно еще заслужить! А прослушав лекцию того же Загорского, можно уверенно этим гордиться. Не в обиду кому-то будет сказано, товарищи.
Михаил Александрович,
Один вопрос тогда возникнет, однако: а откуда они берутся "мастера своего дела с огромнейшим педагогическим стажем"?
Без систематической практики преподавания студентами и аспирантами (сначала лабораторий, семинарских занятий, коллоквиумов) откуда возникнет устойчивая система образования с традициями, школой и преемственностью?
Лишь один, скорее всего, должен быть критерий на начальных этапах преподавания - желание и энтузиазм!
И всяческих успехов хочется пожелать стремящимся твердо встать на этот путь!

P.S. ПреподАвать/преподАвания (от корня "дАть")
И чего удалось достичь к сегодняшнему дню, ведь времени прошло достаточно?
А что будет в этом году и где?
Ждём-с.
Предыдущий вопрос относится и к тем школьникам, которые занимались на семинаре.
Что с ними и где они?
А когда будет переезд СУНЦа на новую территорию и будет ли это? Поговаривают, что там будет что-то иное.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Лед и пламень: эшелоны моноатомных ступеней
Лед и пламень: эшелоны моноатомных ступеней

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.