Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

STRF - «Предложения по разработке школьного пособия “Введение в нанотехнологии” может внести любой учёный»

Ключевые слова:  STRF, введение в нанотехнологии

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

25 июля 2008

Интервью порталу STRF В.Н.Голованова, проректора по научной работе и информационным технологиям Ульяновского государственного университета, доктора физико-математических наук, профессора.

(STRF) Ульяновский госуниверситет выиграл конкурс на разработку концепции и программы образовательного модуля «Введение в нанотехнологии», а также учебных и методических пособий для школьников 10—11 классов и учителей. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что предполагается сделать в рамках этого проекта?

(ВНГ) — Нам предстоит разработать учебные и методические пособия «Введение в нанотехнологии», которые дополнят предметы физики, химии и биологии для 10 и 11 классов, а также программу по каждому курсу, предусматривающую объёмы образовательной деятельности, методики преподнесения информации и систему контроля качества обучения. Для примера, пособие к курсу физики, которое будет состоять приблизительно из трёх печатных листов, должно вместить большой диапазон информации, отвечающей на вопросы: что такое нанотехнологии; как они могут использоваться в микроэлектронике, металлургии, машиностроении; какие уже имеются нанотехнологические наработки и к чему стремятся специалисты в этой области. Эти материалы хорошо известны научному сообществу, но пока не включены в школьные курсы. Мы должны преподнести их просто и увлекательно, иными словами, заинтересовать старшеклассников специальностями, связанными с нанотехнологиями, и помочь учителям донести до учеников новые знания.

(STRF) Наверняка, Вам известно, что в научных кругах существует определённый скепсис по поводу того, что реализацию столь важного проекта поручили не самому крупному университету…

(ВНГ) — Не вижу причин, по которым все без исключения значимые проекты должны выполнять крупные вузы. Мы бы не выиграли конкурс, если бы у нас не было хорошего научного задела и организаторских способностей для выполнения поставленной задачи. Ульяновский государственный университет проводит системные нанотехнологические исследования уже более десяти лет, в прошлом году при поддержке губернатора области Сергея Морозова у нас было создано специальное подразделение — Центр нанотехнологий и материалов.

Непосредственно «школьным» проектом будут заниматься заместитель проректора по науке Андрей Жуков, авторитетные в своих областях профессора Сергей Булярский, Людмила Каменек, Дмитрий Семенцов, Виталий Сыч. Вся информация о ходе работы будет вывешиваться на сайте, который, я надеюсь, откроется для пользователей уже в ближайшие дни. Через этот ресурс любой учёный, заинтересованный в создании качественного продукта для образовательного процесса, сможет внести свои предложения по корректировке нашего материала, гласно выступить с замечаниями или критикой. Кроме того, в процессе работы мы проведём семинары в Ульяновске, Пскове и Ростове с участием сотен экспертов в области нанонауки, на которых будут обсуждаться все возможные варианты подачи нанотехнологического знания в школьной программе.

(STRF) Работу предстоит сделать в рекордно короткий срок — за четыре месяца. Успеете?

(ВНГ) — Согласен, что времени на работу отводится очень мало, но мы рассчитывали свои силы.

(STRF) Устраивает ли Вас объём финансирования проекта?

(ВНГ) — На мой взгляд, сумма, выделенная на выполнение работы, вполне адекватна поставленной задаче.

Наталья Быкова, STRF.ru


Источник: STRF, Нанометр



Комментарии
Ждем хороших результатов...
Да, еше есть важный момент - написание популярных статей и рассказов - это одно. А программа и МЕТОДИЧЕСКОЕ пособие - это сильно другая вещь, сложнее и требует другого мышления. Поэтому не ученые, или не только ученые должны вносить зачечания, а, скорее, методисты.

Вот именно!
По своему опыту могу судить, что один и тот же материал школьникам и студентам нужно давать по-разному.
Главная беда ВУЗ-овских преподавателей в том, что они отвыкли от школы и привыкли оперировать терминами и понятиями на своём уровне. А он сильно отличается от школьного.
У нас планировалось, что работать над методическими подходами будут не ученые (мы бы только помогали), а Малая Академия МГУ. Они уже около года работают с учителями, в том числе и по нужному направлению.
ЕАГ: зачечание это что-то новое...
Александр: Знаете ли вы, что в СССР школ подобных СУНЦ МГУ было всего 5 (если не ошибаюсь) и именно там преподавали на уровне среднем между школой и ВУЗами. Мне лично, не смотря на все трудности, очень понравилось то, как я провёл там время и чему научился... А теперь объясните мне такой момент: почему в России (а именно это касается Москвы и Новосибирска) дан вид учебных заведений стараются прикрыть (не дают льгот для поступления, превращают такого рода интернаты в "тюрьму" для детей).
Почему не опробовать ту методику преподавания, которую придумал Коломогоров и реализовал в нашей стране?!Зачем изобретать велосипед, если его изобрели ещё в 1963 году?! Всё равно всех вы никогда не научите работать в области нано, а вот человек 150-200 каждый год выпускать совершенно подготовленных к этой интересной и даже несколько загадочной области - это вполне реально.
Кстати, ЕАГ, а может вы и ЮДТ сходить на разведку в СУНЦ?! Может быть раскажите пару лекций?! Если всё пойдёт "гладко", то будите приходить туда регулярно и собирать хотя бы 30-40, а может и все 50 человек, которым это действительно интересно и тогда вся эта методика преподавания родится сама собой. Ведь это намного лучше, чем созданная искуственно... Повторите путь Коломогорова и вы дадите России великих людей, способных, талантливых...Андрей Николаевич знаете ли книжки-то писал по преподаванию, но после долгой и кропотливой работы со студентами и учениками, с детьми. Поймите наконец-то, всё, что создано искусственно, для всех и с инициативой сверху есьм БРЕД (извините, но от упоминания того же ЕГЭ не удержусь)...
Попробуйте, пусть будет тяжело вначале, но за 5-7 лет можно создать реальную программу, основанную не на том, ка думают эксперты на круглых столах по нано, а основанную на восприятии конкретных личностей. Соберите коллектив преподавателей (всего 6-9 человек) и напишите примерный план работы. Через указанный срок вы будите иметь детально проработанную программу подачи материала ученикам старшекурсникам. А что для этого надо: достойная зарплата преподавателям и несколько практикумов в неделю с использованием всё того же оборудования Центра Коллективного Пользования (пусть дети либо работают под присмотром взрослых, либо пишут тщательные конспекты работы прибора).
ну и привлеките к этому ещё и самых талантливых студентов ФНМ, ведь разницу в 3-5 лет никто из учащихся не почувствует...
ЕАС, с удовольствием! Было бы время...
----
Александр: Знаете ли вы, что в СССР школ подобных СУНЦ МГУ было всего 5 (если не ошибаюсь) и именно там преподавали на уровне среднем между школой и ВУЗами. Мне лично, не смотря на все трудности, очень понравилось то, как я провёл там время и чему научился... А теперь объясните мне такой момент: почему в России (а именно это касается Москвы и Новосибирска) дан вид учебных заведений стараются прикрыть (не дают льгот для поступления, превращают такого рода интернаты в "тюрьму" для детей).
----

Не знал. Насчёт прикрытия льгот - это даже на руку. Меньше блатных будет (к сожалению, они обычно появляются там где есть льготы). А остальным льготы будут не нужны (так как уровень знаний скажет сам за себя).
У нас (в Беларуси) ещё хуже. С переходом на новую школьную программу (с 12 лет на 11) профильные классы отменяют, лицеи, гимназии и прочее - закрывают. Точнее, превращают в обычные школы. Уцелеют разве что Лицей БГУ и пара-тройка других. Учебные программы будут едины для всех, с общей для всех расчасовкой по предметам. Профильные предметы при этом реализовать будет невозможно (они требуют больше часов, чем положено по общей учебной программе). В общем, ситуация становится ситуёвиной...

----
Почему не опробовать ту методику преподавания, которую придумал Коломогоров и реализовал в нашей стране?!Зачем изобретать велосипед, если его изобрели ещё в 1963 году?! Всё равно всех вы никогда не научите работать в области нано, а вот человек 150-200 каждый год выпускать совершенно подготовленных к этой интересной и даже несколько загадочной области - это вполне реально.
----

Зато как звучит: Глобальный проект, Всеобщая значимость, Курс нанотехнологии в школе ... (далее по вкусу)

----
А что для этого надо: достойная зарплата преподавателям и несколько практикумов в неделю с использованием всё того же оборудования Центра Коллективного Пользования (пусть дети либо работают под присмотром взрослых, либо пишут тщательные конспекты работы прибора).
----

Эх, чтоб у нас был ЦКП... Так ведь нетути...

----
ну и привлеките к этому ещё и самых талантливых студентов ФНМ, ведь разницу в 3-5 лет никто из учащихся не почувствует...
----

Не обольщайся, почувствуют. Но работе это не мешает. Вот дальше правильное замечание: "ЕАС, с удовольствием! Было бы время... " Времени действительно потребуется очень немало. Совмещать полноценную науку с преподаванием мягко говоря, непросто.
В этом году с февраля по май вёл кружок нанотехнологий в лицее 1586 г. Москвы для учеников 8-11 классов. Сначала мы раз в неделю после уроков собирались в лицее, и я рассказывал ребятам в ОЧЕНЬ популярной форме, что имеют ввиду взрослые, когда говорят слово "нанотехнологии". Несмотря на то, что опыт популяризации ВСЕГО среди детей у меня довольно большой, и мои рассказы были прекрасно иллюстрированы с помощью медиапроектора, детей с каждым разом становилось всё меньше. Через пару занятий пришли только 5 учеников.
От окончательного провала спас меня Андрей Власов из МГТУ, пригласивший моих ребят поработать в лаборатории, которую они специально сделали для школьников. Лаборатория оснащена примитивными СЗМ, зонды к которым школьники непрерывно ломают, а потом сами затачивают. Каждый из школьников с помощью СЗМ "увидел" что-то своё - поверхность яичной скорлупы и т.п. Никто из тех, кого я успел дотащить до этой лаборатории, не ушли из моего кружка.
МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ:
(1) чтобы ученики заинтересовались нанотехнологиями, им надо дать эти технологии пощупать
(2) надо говорить о том, что конкурс на нанотехнологии в МГУ, ФИЗТЕХе и др. большой, если это отвечает действительности
(3) надо по ТВ сделать серию популярных передач о нанотехнологиях
(4) надо делать ДЕТСКИЕ компьютерные игры по нанотехнологиям, как это было сделано несколько лет назад в UK (я играл в 6 таких игр); книги даже хорошие дети почти не читают, а в игры играют
(5) надо требовать с РОСНАНОТЕХа (РНТ) деньги на пункты (1-4), хотя А.Костинский (директор департамента РНТ по связям со СМИ) на мой вопрос "Планируют ли РНТ давать деньги на популяризацию нанотехнологий" ответить ничего определённого не смог.
AI, 25 июля 2008 23:45 
Константин Юрьевич, добавлю к вашим словам, что из 10-15 человек нашей ФМШ, которые изначально приходят в школьную лабораторию, до защиты проекта добирается 3-4, так, что для школьного образования "нано" это пока модный факультатив (P.S. видеть ваших ребят всегда рады).
Школьники когда понимают, что за "модным словом" стоит большая и кропотливая работа и постоянное совершенствование знаний в химии, физике, биологии (которые не все школьники сильно любят) быстро теряют интерес (остаются единицы). Самые вменяемые это 10 классники, у них и знаний уже достаточно и время свободное есть, для 11 классников все эти занятия профанация полная, так как на уме у них только подготовка по профильным предметам к сдаче экзаменов в Вуз.
То, что любой ученый напишет пособие "Основы нанотехнологий" я не сомневаюсь, только вот будет ли возможным по этому пособию проводить занятия, тем более со школьниками. Самый верный подход изложен Смирновым Е.А., за 10 лимов можно было набрать пилотную группу "нано" со всей станы в Колмогоровскую школу и за 1-2 года (а не 4 месяца) все сделать по уму.
По пунктам:,
1. щупать - это главное + мультимедийные ролики + видео фирмы.
2. какой конкурс, у нас нет адекватного спроса на специалистов в нано, т.е. институты РАН и ГК конечно ищут спецов за 30-40 шт., но за такие деньги никто работать не хочет, когда админам платят от 60 и многие наши магистры,кто делал дисертации по нано сейчас спокойно работают в банках :(.
5. Роснанотех коммерческая организация, они не будут финансировать такие проекты, они типа венчурной компании (кстати и как такого бизнеса "нано", готового для венчурных инвестиций для них почти нет в РФ).

Наверное у многих вопрос возникает - а почему такое внимание школьникам, секрета не выдам, да просто часто работать не кому, активно студенты могут заниматься наукой на 1-3 курсе, а дальше все - зарабатывание $$$, ну а чтобы они на 1-3 курсе что-то могли, их надо со школы готовить. В РФ практически начисто отсутствуют условия для НОРМАЛЬНО ОПЛАЧИВАЕМОЙ научной работы магистров, не говоря об аспирантах. Есть конечно еще кому интересны исследовательские задачи, но получается, что понедельник-пятница - работа в банке, а в субботу - воскр исследования.
Вот и я о том же...
Понимаете ли, есть одна школа близко, в которой очень много талантливой молодёжи...Так давайте же предложим им хоть раз поработать на SEM, AFM, TEM... хотя бы просто посидеть рядом и увидеть своими глазами, как выглядит волос человека, нанопористый оксид люминя и т.д. объяснить им как что и где работает...

ЕАГ: так очень-то большого времени и не надо, давайте я вам помогу, Коренев, который кстати говоря заведует кафедрой химии в СУНЦе... и боже упаси, рассказывать о том, что нано спасёт мир...презентация должна быть инерактивной, как игра...давайте сядем, продумаем её...пусть там будет пара вопрос, задаваемых в зал и пусть сами ученики отвечают на них, а мы под какие-то стандартные вопросы придумаем ответы и будем постепенно играть в своеобразное "поле чудес"... Давайте попросим студентов 5-ого курса вместо 1 дня практики с ИОНХе сходить в СУНЦ и просто пообщаться с учениками...Был у нас один пример: на рассказывали про то, как устроена шаровая молния, естественно теоретически, но очень интересно...да, многих гонют туда палками и они ковыряются в носу, а есть те, которым реально интересно...

Ира Колесник:
да, я полностью согласен. Я приезжаю в Тверь и просто поражаюсь, максимум 1-3 человека из 25 в классе могут решить задачку по химии по синтезу аммиака из водорода и азота. Понимаете, там нет даже реактивов нормальных...Они много раз просили придумать хоть что-то новое, кроме самовоспламеняющейся бумаги и столба углерода в стакане(сахар+серная)...я им предложил кучу вариантов, в МГУ это осуществить можно, а там увы нет... Кстати, нано будет главенствовать всё больше и больше, потому что ещё есть куча огромная масса всего не известного...Ира, ты же прекрасно можешь объяснить какие-то области Нано, так давай займёмся этой темой?!
Кстати, о ЕГЭ...ну вы сами поймите, что Россия есть Россия, а Запад есть Запад...Ведь там совершенно, в корне другая система образования...Вы все наверное слышали, что вместе с переводом страны на идиотское ЕГЭ, издан указ, который запрещает сидеть в школе за одной партой по двое, списывать, иметь шпоры, пользоваться мобильником детям до 18 лет, а так же делит школьное образование на 3, если я опять таки не ошибаюсь, ступени, как в штатах, например...СЛЫШАЛИ?! и никогда не услышите...выдь мы берём что-то непонятно, фразу вырванную из контекста и пытаемся её вставить в наш более-менее складный текст...получается ерунда, так же и тут...с вводом ЕГЭ...Я написал ВВП вопрос, когда была прямая линия с президентом в конце 2007 и что вы думаете мне ответили?! правильно, что все согласны на ввод ЕГЭ...а теперь припомните, сколько Садовничий, ректора Бауманки, многих других ведущих ВУЗов страны сопротивлялись вводу этой системы?!ВСЁ ВРЕМЯ!!!а потом приезжает Медведев и удивляется, что в МГУ идут толко за дипломом, а не за знаниями (я, Садовничий, Медведев и Андриянов стояли и разговаривали об этой проблеме 25 января)...ведь ВЫ же сами побуждаете их идти именно за дипломом, вводя эту систему...

Александр:
я поступал со льготами и знаете ли, не скажу, что это было легко, всё-таки я считаю, что диплом на Ломоносове по химии и математике, 3-ий диплом на мосгоре по химии и аттестат с отличием хоть что-то да значат...Кстати, в Минске должен, просто обязан быть СУНЦ (они расположены: Москва("головной офис"), Минск, Киев, Новосибирск и вроде Питер).
Было бы время?!(кстати к ЕАГ тоже относится)...Да что тут много времени надо что ли?!буквально 3-4 часа в неделю...и я, конечно же, ничего не имею против лекций Третьякова, наоборот считаю их достаточно содержательными, но надо, чтобы со школьниками вёлся живой диалог, не то, чтобы прочитал слайд, добавил множество умных фраз, которые они естественно не поймут, потому что нет опыта обращения с такой терминологией...
К тому же, у вас в БГУ есть же хоть какие-то приборы?! обучайте на них, показывайте и рассказывайте как оно работает, но не так как это сделал Иткис в одном из опубликованных роликов на сайте (извините, г-н Иткис), а чтобы были иллюстрации подробные, чтобы дети прочувствовали работу прибора...Вот сейчас получаю права...катаюсь на машине отца по утрам по пустым улицам, мне нравится сидеть за рулём, просто нравится и всё тут, однако всегда есть боязнь чего испортить, куда-то врезаться и в работе с приборами тоже самое, главное объяснить ученикам принцип работы(какой-никакой английский они знают) и пусть работают сами. под вашим наблюдением...аварийная ситуация (которую лучше предотвращать) - вы рядом, можите помочь...
Кстати ЕАГ уже давно совмещает полноценную науку с преподаванием на ХФ, так минимум переделок презентации и максимум переделок текста её (что можно поручить и студентами и аспирантам) и можно выходить в народ...

Константин:
Объяснять ничего и никому не надо, особенно в ОЧЕНЬ популярной форме, лучше показывать, лучше работать с аудиторией, чтобы они не боялись собственных ошибок, чтобы они думали и высказывали свой личное мнение...Возвращаясь к примеру о шаровой молнии: Учёный(он вроде кандидатом был, лет 30-35) задаёт вопрос: как по вашему какой заряд несёт с собой шаровая молния?! все молчат, потом начинаются "торги", в результате никто не угадал...оказалось, если мне память не изменяет, что заряд минимален, около 0...НО до этого никто не догадался...В Нано также, есть вещи, ответ на которые не лежат на поверхности и надо думать...надо мозг включать...и ещё раз повторяю...НАДО показывать что как и где...позвольте им создать своими руками светодиод и они просто будут прыгать от счастья и полюбят эту науку всей душой...
К тому же на Западе всё это уже давно сделано, только вот что-то я видел про нано фильм на английском, а перевода на русский не видел...давайте сделаем,а?! диск валяется у кого-то на 5-том этаже ХФ точно и пусть его смотрят с Нанометра...

ЕГА и ЮДТ давайте хотя бы попробуем провести пару лекций в СУНЦе, приложим хоть какие-то усилия и просто посмотрим что из этого выйдет...
AI:
я полностью с вами с вами согласен... секретничать не буду, я, например, не остаюсь в Москве на лето, потому что в Москве я буду получать столько же, сколько получаю в Твери, это суммарная цифра...а что мне ещё делать?! я и рад заняться наукой, днями и ночами проводить в лабе, только вот родителям уже под 60 и как-то надо выкручиваться самому...хорошо, что есть олимпиады, конкурсы различные, за победы в которых нет-нет да и подбросят некоторую денежку...на ХФ есть друзья по Потанинскому конкурсу...так что же вы думаете, один работает преподавателем химии в платной школе, а другой в компании...а они же считаются лучшими из лучших...их отбирают в три этапа...
да тут даже за примерами и ходить далеко не надо...у нас рядом с домом НИИ, которой в недалёком прошлом рассчитывало траектории ракет...так что же вы думаете, какая ам ставка?! правильно, в лучшем случае меньше раза в два той, что предлагают за "тумбу" в банке (реклама кредитов в супермаркетах, например)...
так что, мне кажется, нам всем надо крепко подумать над этим вопросом...
знаете чем отличаемся мы от Запада?! мы смотри далеко за горизонт, а они себе под ноги...и живём мы мечтами о светлом будущем, а они - реальность настоящего дня...


-----
я поступал со льготами и знаете ли, не скажу, что это было легко, всё-таки я считаю, что диплом на Ломоносове по химии и математике, 3-ий диплом на мосгоре по химии и аттестат с отличием хоть что-то да значат...Кстати, в Минске должен, просто обязан быть СУНЦ (они расположены: Москва("головной офис"), Минск, Киев, Новосибирск и вроде Питер).
-----

Льготы балуют. Вообще, ни за что не поверю, что вступительные экзамены будут сложнее чем олимпиада. Про СУНЦ в Минске. Самое мощное школьно-образовательное учреждение в Минске (да и в Беларуси, пожалуй) – Лицей БГУ. Организован, если правильно помню – 18 лет назад (не с 70 – х годов). Вроде как СУНЦ-ем он никогда не назывался.

-----
Было бы время?!(кстати к ЕАГ тоже относится)...Да что тут много времени надо что ли?!буквально 3-4 часа в неделю...и я, конечно же, ничего не имею против лекций Третьякова, наоборот считаю их достаточно содержательными, но надо, чтобы со школьниками вёлся живой диалог, не то, чтобы прочитал слайд, добавил множество умных фраз, которые они естественно не поймут, потому что нет опыта обращения с такой терминологией...
-----

Именно. На самом деле, ко времени надо добавить ещё подготовку (ну, это не так долго) + время чтобы добраться до места + то, что после занятий возвращаться в лабораторию особого смысла нет, и длительные эксперименты в этот день поставить невозможно. Хотя, остаток дня можно употребить на работу с литературой. На моём примере: 2 часа занятий со школьниками (с 16:00 до 18:00) требуют свернуть всю работу к 15:00. После этого я могу вернуться в лабу к 19:00, но особого смысла в этом нет, так как эксперимент длительный и сделать его я всё равно не смогу (Если не заночую, конечно. :)).


-----
К тому же, у вас в БГУ есть же хоть какие-то приборы?! обучайте на них, показывайте и рассказывайте как оно работает, но не так как это сделал Иткис в одном из опубликованных роликов на сайте (извините, г-н Иткис), а чтобы были иллюстрации подробные, чтобы дети прочувствовали работу прибора...Вот сейчас получаю права...катаюсь на машине отца по утрам по пустым улицам, мне нравится сидеть за рулём, просто нравится и всё тут, однако всегда есть боязнь чего испортить, куда-то врезаться и в работе с приборами тоже самое, главное объяснить ученикам принцип работы(какой-никакой английский они знают) и пусть работают сами. под вашим наблюдением...аварийная ситуация (которую лучше предотвращать) - вы рядом, можите помочь...
-----

Три года назад меня со школьниками выгнали с ХФ БГУ по причине… ремонта корпуса (чисто косметического, на самом деле). Декан лично спускался на вахту и запретил выдавать мне ключи от аудиторий. Потом два года бумажек, чтобы получить разрешение на работу хотя бы в аудиториях корпуса. Какие уж тут практикумы и приборы. Второй тонкий момент: я работаю в Академии Наук, а не в БГУ. Политохимия тут такая: АН и БГУ, мягко говоря, не дружат. Причём не дружат бонзы, а мелким научным сотрудникам эта грызня далека. Но бонзы имеют вредную привычку лично курировать особо ценные приборы. ЯМР (400), Электронные микроскопы, ИК (Фурье), РСА, ГЖХ и ВЭЖХ на химфаке есть. Но доступа к ним работникам АН нет. Например, за снятие ЯМР (с заранее приготовленного образца в тяжёлом растворителе) требуют убитых енотов. Не говоря уже о том, что бонза ЯМР – редкая зараза. В АН приборы равномерно разбросаны по институтам. Примерно по одному на институт. Доступ к ним есть, но всё равно надо ездить, договариваться, писать бумажки…

-----
Кстати ЕАГ уже давно совмещает полноценную науку с преподаванием на ХФ, так минимум переделок презентации и максимум переделок текста её (что можно поручить и студентами и аспирантам) и можно выходить в народ...
-----

Между ХФ и ФНМ – десять минут пешком. Рабочий день не разрывается поездками по часу.


-----
знаете чем отличаемся мы от Запада?! мы смотри далеко за горизонт, а они себе под ноги...и живём мы мечтами о светлом будущем, а они - реальность настоящего дня...
-----

Есть ещё одно отличие. Наши выпускники смотрят на Запад и рвутся туда. А на Западе на Восток не смотрят.
ЕАС: Читал я в СУНЦ лекцию, говорил с ребятами. Все молодцы. Если соберешь группу - пусть приходят сначала на экскурсию. А вообще я не очень удобен для агитации - обычно все говорю, как есть, а не так, как надо...
Да не надо читать именно "лекцию"...им эти лекции уже надоели...надо просто что-то неформально, что-то, что будет заставлять работать их мозг, а не усыплять...
Надо найти человек 5-6+вы и ЮДТ (чисто для понта и пары вступительных слов)...и пусть рассказывают молодые люди, которые уже чего-то добились в области нано...
AI, 26 июля 2008 16:52 
Меня не поняли, не надо рассказывать (лекции бред), надо что-то делать. По моему, нано существует столько , сколько существует химия, так вот, что надо сделать в СУНЦе (места для метод из ульяновска я не нашел пока в плане, который ниже :), а в том , что это будут лабораторные практикумы я сомневаюсь ):
- набрать класс (группу) по наноинженерии (в учебном плане добавить только дополнительные лабы по биотехнологиям, химии, физике - лабы с прицелом на получение образцов).
- собственно скинуться баблом для СУНЦа, чтобы сделать мега лаборатории по физике, химии и био (минимум: СЗМ Едукаторы, спектофотометр и элипсометр, твердометр + типовой набор стандартных лаб).
- народу дать возможность не слушать лекции, а делать свой проект, все что надо они прочтут в инете.
- сделать практику на ваших факультетах и в других вузах (мы готовы) уже на оборудовании класса нано, но туда народ должен приходить уже со своими полученными образцами (какими - надо думать) - совей темой проекта.
- лабы пусть ведут студенты , у них есть курсачи их надо кому то делать, вот пусть школьники и делают :).
- итоговый смотр - наноолимпиада, творческий конкурс,кстати и у нас со следующего года будет отдельная секция на Шаге по наноинженерии, пусть приходят защищают проекты. Договориться еще бы с Борнеком, чтобы выделил для школьников - победителей по 200 шт через УМНИК (только без напсиания отчетов а разово, а то этими отчета весь интерес отобьется).
P.S.
Мы бы сделали у нас, но к сожалению все заточены на подготвоку к экзаменам и что-то другое никому не интересно (почти), да и времени нет на все это.
Snake, 27 июля 2008 15:26 
Заинтересовала статья,ибо сам недавно окончил школу и поступил в МГТУ.
Рассмотрю на своем примере.
Дело в том,что я живу в Ставропольском крае, в маленьком курортном городке. У нас про нанотехнологии даже и не слышали :). Думал,куда поступать,но окончательно определился,когда подавал документы в Бауманку. Тогда я встретил доброго преподавателя с кафедры,на которую подавал документы,и он предложил мне пройтись по кафедре,посмотреть что к чему. Попал я в нанолабораторию, и там увидел все эти приборы :). Глаза у меня разбегались, настолько все было интересно. Затем я поступил,уехал обратно в свой город,потом уже приехал на зачисление. И тогда попал во второй раз в нанолабороторию,но уже смог там немного поработать. Когда я первый раз на наноэдьюкейтире получил скан поверхности образца,меня уже всего распирало изнутри,но оказалось,игла кантилевера была уже погнута,и студенты предложили мне травить ее. Когда я сам проделал это,и опять провел скан поверхности образца,увидел отличия от первого раза,я стал так горд за себя :)
К чему я все это клоню? Так вот,на примере себя,хотел бы показать,как школьникам давать нанотехнологии:
-Создать такие нанолаборатории,хотя бы с простыми приборами, как можно в больших Вузах/школах (по возможности),и не только в Москве,но и в малых городах.
-Школьников водить туда на экскурсии,по желанию. Дать все потрогать, показать,как работает
-Тех,кого заинтересовало это,собрать в кружки, и проводить среди них факультативы

Я думаю,что всегда найдутся школьники,которым понравилось. Я,до момента работы в нанолаборатории,вообще мало представлял себе,что такое нанотехнологии и зачем они нужны,понравится ли мне работать в этой сфере,но после понял,на сколько это мне нравится. Просто рассказ,мне кажется,мало чего сделает для заинтересованности в этом старшеклассников.

P.S. Понимаю,насколько может звучать все наивно,но не думаю,что каждый школьник на 100% представляет,чем он хочет заниматься,пока сам не попробует :)
пособие к курсу физики, которое будет состоять приблизительно из трёх печатных листов, должно вместить большой диапазон информации, отвечающей на вопросы: что такое нанотехнологии; как они могут использоваться в микроэлектронике, металлургии, машиностроении; какие уже имеются нанотехнологические наработки и к чему стремятся специалисты в этой области. Эти материалы хорошо известны научному сообществу, но пока не включены в школьные курсы. Мы должны преподнести их просто и увлекательно, иными словами, заинтересовать старшеклассников специальностями, связанными с нанотехнологиями, и помочь учителям донести до учеников новые знания.

Идея хорошая, а то, многие учителя вынуждены использовать материалы, публикуемые на сайте Нанометра. Школьникам нужен материал на доступном ученикам языке. Учащиеся должны знать о достижениях в науке и технике, умалчивать об этом не следует. Думаю, в первое время организовать кружок "Введение в нанотехнологии", используя материалы по нанофизике...

Может быть, предложения по разработке школьного пособия “Введение в нанотехнологии” могут внести методисты?
Надеюсь, что коллеги из Ульяновска НЕ путают ПОПУЛЯРИЗАЦИЮ и обучение. Знак равенства между этими вещами - заблуждение. И очень странно, что они хотят, действительно, услышать замечания от УЧЕНЫХ, не имеющих (вероятно) опыта обучения ШКОЛЬНИКОВ, а не от методистов, да и проректор это дело курирует ПО НАУКЕ в УлГУ, а не по учебному процессу (второму типу проректоров по должности и по сути положено абитуриентов принимать, значит, хотя бы контачить со школами).
AI, 27 июля 2008 19:23 
Ну видать они рассматривают этот проект не как внедрение в профильном лицее с дальнейшим тиражированием результатов в профильные лицеи МГУ, МГТУ, НГУ, БлГУ и т.п., а как серьезное научное исследование "...по разработке методологии системной категоризации информации, семантичеки раскрывающей само понятие нанотехнологии с точки зрения его ассоциативного воприятия в рамках вариантивных школьных образовательных программ приведенных к требованиям болонского процесса с целью последующего синтеза мониторинговых атрибутивных тектов для ЕГЭ - ориентированных дисциплин...". Не наноазбуку же за 10 нанолимонов пересдавать :)
ржунемогу :))
Да не надо ничего внедрять В ПРОФИЛЬНЫЕ лицеи при ВУЗах, надо показать всем опыт и наработки, чтобы это, если нужно, пошло в школы (если будет нужно). Могу спорить, что МГТУ уже давно такие вещи делает. И МИФИ. И МГУ. Практически, а не теоретически. А интерес "пощупать" у школьников, конечно, велик. Если будет интерес, мы можем изредка водить школьников к себе на экскурсии (если ЕАС, как энтузиаст соберет таковую из СУНЦА - милости просим), и Малая академия тоже для таких вещей открыта. И Нанометр - к услугам УлГУ (абсолютно бесплатно, разумеется). Готовы заранее выступить информационными спонсорами семинаров в Ульяновске, Пскове и Ростове (о чем, вероятно, напишем письмо с официальными предложениями УлГУ, если коллеги идею поддержат). А почему нет? Путь все получится...
ЕАГ я вас наверное немного не понял...получается замкнутый круг: вы ехать не хотите в СУНЦ ради представления всего этого дела, а школьников на экскурсии хотите?! это как получается?!
AI: а можно как-то по-русски, а то слишком многА БуКаВаК...
Одно другого не исключает - если гора не идет к Магомеду, то товарищ Магомед должен пойти в соответствующем направлении. В СУНЦ я поеду, чтобы побеседовать, дайте только хоть на пару недель в отпуск сходить. А слабо кружок силами студентов для школьников организовать? Можно - через Малую Академию, можно на ФНМ. Даже кой-какие деньги для этого из закромов Родины, думаю, отыщем. И информационное обеспечение есть где организовать (включая описание ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ задач и счастливых лиц детей, а также их отзывов и отзывов родителей). Кружок может быть для всех желающих. И СЗМ покажем, и микроскоп электронныq (пуcть волосы, обработанные Головой-и-плечами снимают), и спектрометры и т.д. Даже планы были когда-то ведения миникурсовых по получению наноматериалов (и вообще функциональных материалов, но в 192 школе это не пошло) для школьников. ЕАС - ты в деле? Тогда заходи поговорить (и приводи в сентябре энтузиастов- помошников)! И как?
AI: а можно как-то по-русски, а то слишком многА БуКаВаК...

А мне понравилось и по сути , разве что слово "вариантивный" весьма чуждо Русскому языку даже в рамках аллегорий...

А вот в целом по сути, невероятно грустно

И вот еще заметку прочитал: про образовательные инициативы.
И так вроде и непонятно: насколько это хорошо или плохо, только ведь выйдет наверняка по Черномырдину...
Если глянете, найдите в комментариях о Фурсенко в контексте Фурцевой, изумительно написано
КЛЮЧЕВОЕ слово - Ректор ФУ (кстати, ОТЛИЧНОЕ сокращение) НАЗНАЧАЕТСЯ, а не выбирается, а выпускники, как роботы, пойдут батрачить туда, куда прикажут ра(о)ботодатели (ПТУшники - считай, узкоспециализированные рабочие). А фундаментальное высшее образование добьют за ненадобностью. Лицензии закупим на Западе за нефть. И все будет за деньги. Ведь отличный же сценарий!
Оптимистичный сценарий
Получается, что лучший шанс фундаментального образования - отказ от добычи нефти (и сколько нового сразу нужно будет сделать, и в целом мозгами на жизнь зарабатывать, а то ведь уже и Булавы не летают в стране нефтескважин ).
Уважаемый Евгений Алексеевич Смирнов, уважаемые коллеги!

Объяснять ничего и никому не надо, особенно в ОЧЕНЬ популярной форме, лучше показывать, лучше работать с аудиторией, чтобы они не боялись собственных ошибок,
В этой постановке вопроса Вы не правы:

Лекция лекции рознь - можно и в лекции рассказать словами, завораживающими школьников и вызвать у них желание и жизненный девиз «джаз-бандовцев»: - «Не быть знаменитым – некрасиво!»
Можно в лекции рассказать о журнале «Отбросы физики» (прародителе издававшегося позднее журнала «Физики шутят»), о «Парадах остроумия». О том, как на кончике пера начинались основы нано-технологий через туннельный эффект, открытый Георгием Антоновичем Гамовым http://www.d...e/gamov.htm
О том, как, применив квантовую механику для объяснения взаимодействия альфа-частиц с ядрами атомов, Гамов выдвигает теорию квантового туннелирования альфа-частиц сквозь барьер, потенциально удерживающий частицы внутри атомных ядер. О том, что выдвинутое Гамовым новое представление о потенциальном барьере атомных ядер («туннельный эффект») произвело революцию в ядерной физике.

И о том, как все на том же кончике пера были рождены материалы «левши» и появилось новое направление по синтезу и исследованию свойств метаматериалов: http://www.n...astcom.html ,
совершающих на наших глазах революцию в науке, и неважно, каждый ли из ученых понимает, что метаматериалы - это NANO без всяких оговорок.
С уважением,
Геннадий Семенович
Я это и имею ввиду...только с одной маленькой оговоркой: давайте не рассказывать, а давайте сначала предложил школьникам подумать над вопросом и уже потом расскажем как было всё на самом деле...

ЕАГ: да не вопрос!!!когда там у нас общее собрание факультета будет в сентябре?!давайте на нём и спросим всех, кто хочет...С меня подготовленная поездка в СУНЦ и актовый зал, знакомых много организуем...а там если будут желающие "пройти курс молодого бойца", то попросим немножко денежек и доступа к оборудованию и спец праку, окай?!
Ок. Проблем не вижу...
кстати, http://news....cs/1908288/
как вам это нравится?!ЕГЭ на что там направленно было?! на борьбу со взятками и помощью со стороны, не так ли?! а теперь скажите: учитель, который получает в ряде случаев даже меньше, чем кондуктор в трамвае, будет ли помогать ученикам?!
Если то, о чем пишется в статье будет исполнено,моя родная школа закроется...
Школа не закроется. Но все будут отличниками, при этом только единицы смогут поступить в нормальный ВУЗ. А если министерство всем выкрутит руки (как сейчас и происходит), то большая часть студентов - ЕГЭшников вылетит с треском после первой же сессии... если ту же штуку с ВУЗами не провернут. Но тогда появятся розги, карцер, надзиратели, раздельные школы для мальчиков - юнкеров и девочек - благородных девиц и пр. (плохая шутка времен царской России) А потом - революцию и дальше - по спирали ....
Если все будут просто завышать оценки ради собственной зарплаты, о каком повышении качества образования может идти речь?
А насчет введения нанотехнологичесих уроков, по-моему, лучше увеличить число химии и физики в школах (все-таки, 1 час в неделю - это несерьезно для таких серьезных предметов). Среди всех моих знакомых (а их немало, причем многие из областного центра, где уровень образования должен быть выше) только один человек увлекается химией. Если так пойдет и дальше даже в МГУ на химфаке будет недобор... А без химии и физики рассказывать о нанотехнологиях... если показывать приборы и прочее - это ведь только реклама... А если человеку понравится работать на микроскопе, а химию он терпеть не может? Если будут интересны эти предметы, то и о нанотехнологиях такой ученик скоро сам узнает. А потом есть наноолимпиада... Я не берусь судить, что нужно, а что нет (маленькая еще ).Просто высказываю свое мнение как бывшего школьника.
Евгении Алексеевичи!

...только с одной маленькой оговоркой: давайте не рассказывать, а давайте сначала предложил школьникам подумать над вопросом и уже потом расскажем как было всё на самом деле...
Очень разумное предложение, но для того, чтобы сначала предложить школьникам подумать над вопросами и уже потом рассказать: - как было всё на самом деле... все это надо сначала рассказать, т.е. подготовить методички и внекласные пособия, да к тому же на увлекательных примерах ближайшей истории.
А потом - революцию и дальше - по спирали .... Вот видите, в любой револиции без спиралей не обойтись, если не задумываться о гармоничных жестко структурированных, но, в то же время, гибких настраиваемых и регулярных конфигурациях, которые могут быть созданы (синтезированы) и в образовательном процессе
Устами девушки Козляковой глаголет истина. Жаль, что этот голос не слышат в рособре...
так в том-то и вся фишка!!!что в СУНЦе только и делают, что занимаются химией, физикой и математикой...там вообще плоховато честно говоря с гуманитарными дисциплинами, но обычно всё необходимо дети сами изучают...по этому, я тут и проповедую идею работать с СУНЦом, а не со общеобразовательными школами, в которых действительно готовят только гуманитариев, практически НИЧЕГО из себя не представляющих...я проверял это на себе, приезжал в Тверь, а тут классы как будто из дурачков составлены...все только и хотят, что ездить на феррари, меряются крутостью телефона, шмоток и прочего Г, которые между прочим без современной науки и создать-то было нельзя...
уж увольте, такая наша действительность, что дети уважают того сверстника, у которого больше денег или который "круче" всех...и разрабатывать под это методички бессмысленно, просто потому что учить некого будет, если так и дальше дела пойдут...А ещё меня лично больше всего поражает та безответственность, с которой к этому вопросу относится наше руководство...c`est la vie!
Полностью согласна с Богдановым Константином Юрьевичем и хочу добавить, что по-мимо всего перечисленного в его комментарии
1) чтобы ученики заинтересовались нанотехнологиями, им надо дать эти технологии пощупать
2) надо говорить о том, что конкурс на нанотехнологии в МГУ, ФИЗТЕХе и др. большой, если это отвечает действительности (здесь я бы не стала говорить, что конкурс большой, а больший упор сделала бы на мотивацию (будущую з/пл, уверенность в завтрешнем дне....)
3) надо по ТВ сделать серию популярных передач о нанотехнологиях (подобные передачи мелькают, но центральных каналах их нет и нет их рекламы).
4) надо делать ДЕТСКИЕ компьютерные игры по нанотехнологиям, как это было сделано несколько лет назад в UK (я играл в 6 таких игр); книги даже хорошие дети почти не читают, а в игры играют (компьютер отражается на зрении детей, но в этом предложении есть свое рациональное зерно. Уж лучше давать им щупать руками эти технологии, т.е. лабораторное оснащение, дополнительные секции)
5) надо требовать с РОСНАНОТЕХа (РНТ) деньги на пункты (1-4), хотя А.Костинский (директор департамента РНТ по связям со СМИ) на мой вопрос "Планируют ли РНТ давать деньги на популяризацию нанотехнологий" ответить ничего определённого не смог.
Я бы к этому еще добавила развивающие игры на логическое мышление и развитие математического склада ума (без этого никак), можно ввести в школах изучение чтения по диагонали, методики тренировки памяти, возможно концентрацию энергии на физкультурных занятиях (что бы дети меньше уставали и могли лучше концентрироваться). Можно внедрять технологии для обучения детей типа таких http://dalya...m/6366.html . Эти мероприятия на развитие науки в нашей стране в целом хорошо бы отразились. Сужу по себе и очень жалею, что в свое время и сейчас все это не освоила. И еще к тренингам и круглым столам детей нужно приучать с детства. А домашнее заданее нужно задавать в форме рабочих тетрадей по французской технологии, что бы дети задумывались над выполняемым заданием. ТОлько и ответы должны быть в текстах. Смотрела такие тетради для учащихся младших классов и хочу отметить, что иногда даже для родителей трудно найти ответы на вопросы.
Бедные маленькие дети! Зачем им нанотехнологии? Таких уникумов, как Эдуард Табачников - единицы, а у детей из-за итак перенасыщенной программы просто отпадает желание учиться. К тому же врят ли преподаватель сможет доступно объяснить малышу, что такое нанотехнологии, а тот не сможет выполнить вот такую домашку, которую и родители-то не выполнят, расстроится и в конце концов начнет думать, что ему это не по силам и бросит стараться. У младшеклассников еще нет самостоятельности в учебе, они зависят от родителей. И раз уж читать нанофакультативы, то в 10-11 классах, они, возможно, лучше поймут. Это как некоторые книги. Если прочесть ее в детстве - ничего не поймешь, она покажется неинтереной, бессмысленной. А если ее же прочесть чуть постарше - начинаешь "видеть" все другими глазами...
А насчет книг - неправда... Читают дети... Просто так, чтобы родители не видели...
А если человеку понравится работать на микроскопе, а химию он терпеть не может?
А может такой человек станет гениальным микроскопистом (пусть и не ученым, но таким специалистом своего дела, что от его умений будут зависеть научные коллективы). А не увидит он никогда микроскопов, (ну или химией его замучат...) и будет просто талантливым фотографом...

Это как некоторые книги. Если прочесть ее в детстве - ничего не поймешь, она покажется неинтереной, бессмысленной. А если ее же прочесть чуть постарше - начинаешь "видеть" все другими глазами...

Так чтобы "видеть все другими глазами", нужно это ранее услышать.
Информация она остается (пусть на разных уровнях).
И потом, кто-то же показал и рассказал талантливым детям то, в чем они стали талантливы...
эээ...введение в школьную программу какого-либо предмета, предполагает то, что этот предмет будет преподаваться в школах по ВСЕЙ территории России? Можно ли тогда всерьёз обсуждать мысли о проведении практик на зондовых микроскопах, лекциях специалистов и тд., если учесть, что не во всех сельских школах есть хотя бы персоналки (не говоря уже о мультимедйных проекторах и тем более СЗМ)?
По данным министерства, озвученным в федеральных новостях, нацпроект "Образование" привел почти к полной компьютеризации всея Руси. Но если серьезно, то судьба АСМ микроскопов может быть очень незавидна - их либо сломают, либо израсходуют запчасти (иглы, в частности), либо ими никто не будет заниматься и они будут стоять в школах, как на выставке.
Внесу пару комментариев всё-таки:
1. Вводить нано необходимо в ОСОБЫХ учебных заведениях, типа всё того же СУНЦа в Москве и Новосибирске, а так же в Казани, где достаточно сильная химия, Питере под руководством тамашнего университета...Нужны центры!!!Если вы зайдёте хоть в какую-нибудь среднюю школу даже в Твери, то увидите, что в 10 и 11 классах только один урок химии в неделю и вроде бы 3 урока физики...с такими знаниями далеко не уедешь...а вот в СУНЦе: до 10 часов химии в неделю и 6-8 часов физики (2пары лекций и 2 пары семинаров) + математика ещё!!! так что подготовка сильная и именно здесь необходимо эксперементировать...а что касается школы в деревне, то им лучше преподавать агрохимию и сельское хозяяйство, вместо нано...полезнее всё-таки будет...
2. Судьба АСМ не должна быть столь печальна, так как на приборах должны работать профессионалы и если ученик способен грамотно выполнить требуемые операции, то пусть работает, но только под надзоров взрослых...
"По данным министерства, озвученным в федеральных новостях, нацпроект "Образование" привел почти к полной компьютеризации всея Руси."
Кстати, по своему опыту мне кажется - фигня это, что компьютер портит зрение. Ну да, в какой-то мере может и портит - как портят его нелюбимые учебники и т.д, и т.п. То есть, игры по нанотехнологиям, особенно интеллектуально-содержательные, кажутся мне хорошей идеей.
Если преподавать нанотехнологии только в СУНЦЕ и др., а в селах - агрохимию, то "расслоение" и неравенство между школами (которое и сейчас огромно) станет еще больше. Пониманию, конечно, что сельскими школами никто не хочет заниматься, т.к. там мало учеников, а обеспечить АСМ все школы, конечно, невозможно, да и бессмысленно, т.к. все равно не найдется столько опытных специалистов, чтобы следить за ними и обучать учеников. Поступление в вузы станет привилегией только жителей крупных городов, остальные будут обречены остаться в селах и своих маленьких городишках. И получится, что образование в России не общедоступное, а в зависимости от места жительства...
Насчет игр правда интересная идея , только про книги тоже не стоит забывать...
Козлякова Екатерина Сергеевна, двумя руками поддерживаю. Только в СУНЦЕ нельзя, иначе сунец просто выродится. Нужно нести в массы.

На компьютерную тему - у нас на физфаке ряд задач ядерного практикума оформлен в виде интерактивных компьютерных программ. Обрабатываются данные экспериментов на установках, которые недоступны студентам. Было бы неплохо перенять этот опыт и/или пойти ещё дальше - написать мощные обучающие программы типа "виртуальный эксперимент" (численное моделирование). Это позволит сэкономить АСМ микроскопы.
Екатерина Сергеевна! Евгений Алексеевич! Прибудете в сентябре на место - поговорим.
Михаил Юрьевич: видели мы ваши программы...с интерфейсом конечно беда...
Екатерина Сергеевна: а сейчас этого типа нет?!может быть, сокращение ВУЗов и все меры, которые принимаются для "поддержания" нашего образования, они направлены на то, чтобы в России все были Менделеевами?!
Образование вскоре станет платным...ведь преподавателям тоже кушать хочется...Кстати, а не посчитает ли кто-нить, сколько человек ежегодно должны выпускать ВУЗы для гармоничного развития Hitech?!по-моему, не столько, чтобы эту программу распространять на все школы без исключения. Должны быть школы, в которые будет вестись очень строгий отбор!!!и именно там необходимо преподавать нано!!!
ЕАГ: вы не сомневайтесь я приду и приведу с собой минимум 3-4...;)))
ЕАГ: Маленькое уточнение - кушать хочет, в первую очередь, министерство.
Насчет игр правда интересная идея
Только и в играх должна быть идея
А то получится какой-нибудь шутер с истреблением вредной пыльцы..
Уже вижу STALKER, где вместо монстров - вирусы (за бюджетные деньги).
Вот вроде задумка хорошая... попробуйте, и как впечатления?
Только и в играх должна быть идея

Конечно! Ну уж это, я думаю, можно продумать...
ага, давай ещё выпустим дополнение к Call of Duty 4: Modern Nano-hazard
Не надо походить ни на какие игры, тем более такие И не нужно заниматься одними играми для нанообразования, это ведь только игры... вообще-то, лучше говорить программы, а то сейчас посыплются предложения создать НАноПоттера (от его многочисленных фанатов) или кого-нибудь еще... Программа должна быть образовательной, а не только увеселительной...
P.S. Евгений Алексеевич Смирнов, а вы бы в такого Call of Duty 4 играли бы?
ну а что?! представляет у вас экипировка с нановозможностями и нановесом...;)))чудо просто!!!
Вот и серьёзные дяденьки так думают
Владимир Владимирович, 02 августа 2008 17:46 
Это, по всей видимости, вызвано состоянием естественного интеллекта

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Нановселенная
Нановселенная

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.