Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Газета.ру - Учиться нано хорошо

Ключевые слова:  магистратура, МГУ, образование

Опубликовал(а):  Пресс-центр

25 марта 2008

В МГУ будет создана наномагистратура, - сообщает Газета.ру. Как предполагается, учиться там смогут студенты, получившие степень бакалавра, независимо от специальности. Глава Минобрнауки пообещал, что нанотехнологии скоро придут и в школы.

В прошлую среду, выступая на заседании Совета федерации, первый вице-премьер Сергей Иванов, курирующий госкорпорацию «Роснанотех» сообщил, что в рамках дальнейшего развития отечественной нанотехнологической инициативы на базе Московского государственного университета будет создана магистратура, подразумевающая специализированное обучение и выпуск молодых специалистов в области нанотехнологий и нанонауки.

Пресс-служба Московского университета пока не знает никаких подробностей создания магистратуры нанотехнологий, поэтому прояснить заявление первого вице-премьера там не смогли. Помочь разобраться в ситуации «Газета.Ru» попросила заместителя декана факультета наук о материалах МГУ Евгения Гудилина.

«В принципе эта магистратура станет началом развития одного из цепочки 39 крупных научно-образовательных центров в Российской Федерации, которые планируется создать для развития «нанообразования» и подготовки кадров для так называемой нанотехнологической надотрасли», – рассказал Евгений Гудилин.

Первое заявление о «наноотрасли» сделал Леонид Меламед – гендиректор государственной корпорации «Российские нанотехнологии», которая была учреждена девять месяцев назад. Небывалый для России объём выделенных средств на её работу вызвал всеобщий ажиотаж.

Как именно будет работать «Роснанотех», до сих пор непонятно. Но первые шаги в нанонаправлении уже сделаны – недавно было создано отдельное подразделение в рамках РАН – отделение информационных и нанотехнологий. Теперь же российские власти решили продвинуть идею, проталкиваемую с разных концов Академией наук и «Роснанотехом», дальше – в вузы. Впрочем, выступая в Совете федерации, Сергей Иванов отметил, что создание новой специальности и обучение студентов нанонауке с первого курса не имеет смысла, так как нанотехнология представляет собой сложную междисциплинарную область исследований, затрагивающую многие аспекты академического образования – от физических до биологических и медицинских наук, которые вряд ли доступны бакалаврам, но вполне по силам магистрам и аспирантам – основным «рабочим лошадкам» современной науки. Но, судя по всему, и им нанознания дадутся нелегко.

«Для аспирантов срок пребывания в аспирантуре в программе РАН предлагается увеличить до четырех лет, хотя это предложение пока не узаконено», – сообщил Гудилин.

Иванов также заявлял, что новое подразделение МГУ будет открыто для всех студентов нашей страны, получившим бакалаврское образование по традиционным специальностям – физике, химии, технологии, биологии, медицины и так далее. Гудилин это подтвердил. «В соответствии с федеральным законом об образовании продолжить образование в качестве магистра нанотехнологии сможет даже бакалавр искусствоведения, если он конечно, сможет пройти вступительные экзамены», – заявил он.

В то же время, говорят эксперты, было бы ошибкой думать, что до последнего времени в российских вузах нанотематика полностью отсутствовала. Так, факультет наук о материалах МГУ во главе со своим бессменным деканом академиком Юрием Третьяковым уже не первый год активно развивает образовательные программы и научно-исследовательские проекты в области наноматериалов. Последний пример активности этого факультета – крупнейший научно-образовательный портал в области нанотехнологий «Нанометр», который уже второй год подряд является площадкой для проведения уникальной интернет-олимпиады для школьников, студентов, аспирантов и просто людей: «Нанотехнологии – прорыв в будущее».

«Наверное, все же образование – именно та вечная область, которая всегда будет востребована, несмотря ни на какой информационный шум», – сказал Евгений Гудилин.

Что касается конкретной научной и педагогической работы в области нанотехнологий на факультете наук о материалах, то, как рассказал Гудилин, современные междисциплинарные исследования там направлены в первую очередь на получение новых классов функциональных материалов, связанных с развитием приоритетных направлений науки в России. Особое внимание уделяется наноматериалам. К настоящему моменту, например, успешно реализованы методы химического дизайна магнитных нанокомпозитов в твердофазных нанореакторах – мезопористых оксидных систем – для создания устройств со сверхвысокой плотностью записи информации – вплоть до 1000 Гбит/см2 на основе наночастиц железа, кобальта, никеля и платины. По словам Гудилина, изучены термодинамические и химические особенности фуллеренов –необычной глобулярной аллотропной модификации углерода. Для создания топливных элементов новых поколений разработаны подходы к формированию мембран с электрон-ионной проводимостью на основе оксидов кобальта. В области материалов для фотоники разработаны способы получения фотонных кристаллов с прямой и обратной структурой опала, а также прекурсоров органических светодиодов. «Это только малая часть научных достижений междисциплинарного по сути и по идее создания факультета» – сказал Гудилин.

Не исключено, что в скором будущем спецнаноклассы появятся и в российских школах. Такая практика уже имеет место в США, первыми провозгласившими нанотехнологии приоритетным направлением развития науки. «Поживем – увидим, главное, чтобы реальные достижения в области нанотехнологий в нашей стране все же имели макроскопические масштабы», – заключил Евгений Гудилин.

Пока никто из вузов создавать специальные «нанофакультеты» не собирается.

«Учитывая сугубо практическую специфику нашего университета, вряд ли на базе МГТУ им. Баумана целесообразно открывать отдельный факультет нанотехнологий. Центр коллективного пользования полностью покрывает необходимость наших студентов в работе с технологиями этой отрасли», – заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь университета Андрей Волохов. По его словам, сегодня работа многих кафедр этого учебного заведения связана с нанотехнологиями. «Можно сказать, что подавляющее большинство кафедр МГТУ им. Баумана занимается нанотехнологиями. Ведь это междисциплинарное направление в науке, которое нашими специалистами осваивается на практике, при решении конкретных прикладных задач, – сказал он. – Более того, в конце прошлого года в рамках национального проекта на базе университета совместно с институтом им. Курчатова был создан центр коллективного пользования, где учащиеся всех кафедр в силу необходимости работают с этим направлением».

Когда нанотехнологии доберутся до школ, пока непонятно. В минувшую пятницу на правительственном часе в Госдуме министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что его ведомство планирует закупить оборудование на сумму от 75 до 120 млн рублей для обучения школьников азам нанотехнологий. «Мы думаем, что сможем найти деньги на закупку отечественных комплектов оборудования для 25–30 школ. Образовательную программу в сфере нанотехнологий мы начнем пока на уровне специализированных школ», – сказал министр.

По оценкам специалистов Минобрнауки, один комплект оборудования может стоить от 3 до 4 млн рублей.

Фурсенко добавил, что в ближайшее время министерство объявит конкурс среди физико-математических школ на поставку этих комплектов. «Я думаю, что это будет иметь очень важный психологический эффект, когда уже школьников мы сможем привлекать к лабораторным работам в этой новой сфере», – отметил он. Однако выяснить в ведомстве, что за оборудование собираются выдавать школам, «Газете.Ru» не удалось. В Минобрнауки заявление Фурсенко прокомментировать не смогли. «Единственное, о чем сейчас можно говорить, – это о том, что в ближайшее время министерство, вероятно, объявит конкурс на разработку методических пособий по нанотехнологиям в рамках изучения математики и физики», – заявили «Газете.Ru» в пресс-службе министерства.

(Материал публикуется с разрешения Газеты.ру)

Более подробная информация о НКС и Олимпиаде здесь.


Источник: Газета.ру



Комментарии
В садиках тоже можно ввести какие-нибудь развивающие игры.))) Должно быть больше занятий на развитие логики (пазлы...). Так же например если приводить в тонус кончики пальцев у детей, то это способствует их умственному развитию (т.е. в группах должны быть мозаики, лепка пластилином...). Возможности воздействия на память и мозг существуют различные. Можно пробовать тренировать память детей (целые книги написаны по этой теме), развивать воображение.... Ведь в младшем возрасте у ребенка повышенная восприимчивость. Главное направить возможности в правильное русло.))) К любому делу нужна подготовка и начинать ее нужно с момента зарождения плода в утробе матери. Для матерей тоже должны быть какие-то ликбезы.)))
Ох...
Трусов Л. А., 27 марта 2008 23:45 
Угу...
Степанов Николай, 28 марта 2008 23:07 
Аспиранты ФНМ МГУ подрабатывают вечерами, читая курсы лекций по основам нанотехнологии для домашних животных (Мурзика и Рекса) рублёвских олигархов...
Трусов Л. А., 28 марта 2008 23:46 
где такое? почему меня не позвали?
где такое? почему узнаю последним?

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Обыкновенное чудо
Обыкновенное чудо

Сверхчувствительные сенсоры магнитного поля для магнитокардиографии
Группой Магнитооптики, плазмоники и нанофотоники Российского квантового центра (Сколково) совместно с сотрудники кафедры экспериментальной физики и научно-исследовательского центра функциональных материалов и нанотехнологий Физико-технического институту КФУ им. В.И. Вернадского при финансовой поддержке Российского научного фонда выполняется комплексный научный проект «Сверхчувствительные сенсоры магнитного поля для магнитокардиографии».

Выход новой версии программного обеспечения для моделирования физических процессов COMSOL Multiphysics®
От новых решателей и методов до разработки приложений и инструментов развертывания, новая версия программного обеспечения COMSOL® 5.2a расширяет возможности электротехнического, механического, гидродинамического и химического моделирования и оптимизации.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Сюрприз от передопированных купратов или куда пропали электроны? Уроки природы. Скопированные у бабочек гироидные наноструктуры лучше оригинала! Высокотемпературный сверхпроводник и топологический диэлектрик “в одном флаконе”. Эффективная очистка эпитаксиального графена от полимеров. Шестой Евро-азиатский симпозиум “Тенденции в магнетизме” EASTMAG-2016.

«Лаборанты» или «творцы»?
Гудилин Е.А.
«Да как эти нанотехнологии можно увидеть?», - спросила нас как – то замечательная женщина, настоящий творец будущего молодых талантов в нашей стране.
«И правда, как их увидеть, а главное, зачем?”, - подумалось мне, наивному, а потом осенило: ведь если не увидеть, то значит, и не показать, а поэтому их как бы и нет.

Форум тьюторов (1 часть)
Асмолова Екатерина
6 и 7 февраля 2016 года в рамках мероприятий X Всероссийской олимпиады школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» проходила Открытая Нанотехнологическая Школа-конференция для школьников, студентов и преподавателей. Представляем Вашему вниманию краткий фототчет Форума Тьюторов.

Лекция 10. Переходные металлы
Еремин Вадим Владимирович

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.