Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Пятилетка Олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее!": что было и что может быть в будущем

Ключевые слова:  Олимпиада

Автор(ы): А.А.Семенова, Е.А.Гудилин

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

03 марта 2022

Уже более 15 лет живет и развивается Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в будущее!". За всю историю Олимпиады было предложено много инновационных решений, воплотившихся позже среди других олимпиад, охват этой уникальной Олимпиадой составил более 50 000 участников по всей Российской Федерации и странам ближнего зарубежья. В статье приводятся статистические данные по Олимпиаде за последние 5 лет ее существования по сравнению с первым годом перехода на новый сайт, а также обсуждение возможных путей ее дальнейшего развития.

Развитие Интернет - технологий и в последнее время очень востребованных подходов дистанционного образования делают для школьников из всех регионов России, стран ближнего зарубежья и для соотечественников из дальнего зарубежья более доступными ведущие междисциплинарные соревнования в области современной науки и высоких технологий. Примером такого соревнования вот уже на протяжении более 15 лет является Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в будущее!", которое в последнее время охватывает 65 - 80 субъектов Российской Федерации (Рис.1) и обычно включает делагации участников Республик Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и других стран.

XVI Всероссийская олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» продолжает традиции олимпиады, проводимой с 2007 года, организатором Олимпиады бессменно выступает Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и партнеры Олимпиады. На протяжении нескольких лет Олимпиада по нанотехнологиям является олимпиадой 1 (высшего) уровня из списка Российского совета олимпиад школьников, что предоставляет абитуриентам из Российской Федерации и ряда стран СНГ возможность поступления в университеты Российской Федерации на льготных условиях. Олимпиада в своей нынешней, агрегационной, модели включает ряд конкурсов, которые позволят любому участнику в максимальной степени проявить свои силы, знания, опыт и творческие способности. Большинство конкурсов проводятся в два этапа: отборочный (заочный интернет-тур) и заключительный. Для подготовки потенциальных участников к мероприятиям XVI Олимпиады была организована Заочная Научно-Технологическая Школа - ЗНТШ'2021, которая предваряла начало конкурсов отборочного этапа. Основной, теоретический тур олимпиады для школьников, проводится обычно и проводился в этом году тоже по комплексу предметов "химия, физика, математика и биология". Дополнительные к основному конкурсу баллы (50%) можно получить, отвечая на вопросы в формате тестов по предметам в рамках ЗНТШ'2021. Уже много лет проводится конкурс проектных работ школьников «Гениальные мысли». Для самых маленьких школьников предусмотрен конкурс «Юный эрудит». Для студентов, обучающихся или закончивших обучение по образовательным программам бакалавриата, специалитета организована Универсиада - уникальный конкурс, рассчитанный на поддержку талантливой молодежи, мотивацию дальнейшего развития научно-исследовательской карьеры, пропаганду научных знаний, активное вовлечение участников в обмен мнениями и равноправное соревнование со своими сверстниками и коллегами на международном уровне, а также предоставляющий возможность поступления в магистратуру факультета наук о материалах МГУ без экзаменов. Участники, прошедшие заочный отбор по конкурсу "Гениальные мысли", будут приглашены на Весеннюю Проектную Школу-конференцию - ВПШ'2022, которая организована в дистанционном формате 10-12 марта 2022 г.

Очевидно, что такой широкий комплекс мероприятий интересен и отдельным школьникам, и школам, образовательным центрам, Кванториумам, другим оганизациям основного и дополнительного образования (Рис.2). Наиболее активны в Олимпиаде традиционно Чувашия, ХМАО, Хабаровский край, Татарстан, Ставропольский край, Свердловская область, Санкт - Петербург, Самарская, Ростовская, Новосибирская, Нижегородская области, Москва и Московская область, Красноярский, Краснодарский край, Башкартостан и другие.

Достаточно примечательна статистика по числу участников Олимпиады (Рис.3). Первые годы после введения нового сайта Олимпиады, сменившего старый ресурс, представлявший собой и сайт Олимпиады, и научно - популярный ресурс в области нанотехнологий МГУ, шел планомерный рост числа участников. Максимум пришелся на 2019 год, когда полностью дистанционные подходы, возникшие неизбежно в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, еще выглядели новыми, инновационными, не наскучившими. К сожалению, последовавшие два года, как известно, вызвали и негативное изменение настроений школьников, и их психо - эмоционального состояния. Наши неформальные опросы показывают, что подавляющее большинство участников очень хочет вернуться к личному общению и посещению Московского университета, что с точки зрения организаторов действительно оказывает положительное влияние на профессиональную ориентацию школьников и долю успешно поступивших в МГУ абитуриентов.

Усилия по формированию широкого среза конкурсов, доступных для различных социальных и возрастных категорий, приводит к тому, что участники очень постепенно и гладко вовлекаются в орбиту Олимпиады (Рис.4), участвуют в ней несколько лет и только потом, будучи уже опытными участниками этого творческого фестиваля идей и знаний, успешно побеждают в Олимпиаде и получают законные льготы для поступления в ведущие ВУЗы России. При этом, как показывает статистика (Рис.5), девушки и юноши на равных участвуют в олимпиаде, что говорит о высоком творческом характере и доступности заданий не только для разных возрастных категорий, но и для разных складов ума и поведенческой линии участников. Вся приведенная статистика достойно отражает особенности Олимпиады как олимпиады 1 уроня официального реестра Российского Совета Олимпиад Школьников.

В то же время, наноолимпиада имеет высокий потенциал дальнейшего развития даже в сложной обстановке пандемии и возникающих сложностей, которые всегда связаны с революционным развитием современного образования и с очевидными требованиями готовить будущие поколения талантливой молодежи для развития современных научных школ Российской Федерации и в области высоких технологий, которые неизбежно исповедуют творческий междисциплинарный подход, и так заложенный в саму основу Всероссийской олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее!" еще при ее создании.

Можно предложить или предположить несколько возможных моделей дальнейшего развития системы Всероссийских олимпиад "Нанотехнологии - прорыв в будущее!":

  • Модель "Агрегация": текущая конвенциональная, устоявшаяся модель описанной выше системы конкурсов, и основных, и побочных. Плюсы: модель работает устойчиво, минусы: сложность заданий частично отпугивает ряд школьников, привыкших к простоте и элементарности заданий ЕГЭ.
  • Модель "Горизонты": распространение сети "подшефных" школ и площадок проведения Олимпиады в городах различных регионов. Плюсы: увеличение количества случайных участников, минусы: сложность поддержания системы в устойчивом состоянии, массивная подготовительная работа по организация сетевого взаимодействия, высокая конкуренция с другими олимпиадами.
  • Модель "Иерархия": взаимодействие с существующими профессиональными и общественными организациями учителей и школ, включая бывшую Школьную Лигу Роснано, списками съездов учителей - предметников в МГУ и так далее с целью организации совместных конкурсов, интеграции конкурсов Олимпиады в совместную деятельность, участие школ ассоциаций и организаций в олимпиадной деятельности и отборе талантливой молодежи для поступления в ВУЗы и профориентации. Для созданной агломерации школ на федеральном уровне Олимпиада может проводиться по аналонии с "предметной" Всероссийской олимпиадой, но для комплекса из нескольких предметов и конкурсов, включая простой школьный этап и даже автоматизированные тесты, этап региональных объединений школ с выходом на общедоступный отборочный тур, а потом заключительный (обычно очный) тур в Москве (МГУ). Плюсы: наличие готовых в организационном плане групп и площадок для взаимодействия, минусы: необходимость сложной и многоплановой разъяснительной работы и непростого процесса "мозаичного" сцепления совместных мероприятий, оптимизация сроков и идеологии их проведения.
  • Модель "Интегрированное образование": проведение массовой предварительной образовательной работы (аналог ЗНТШ) с выходом на осознанные и глубокие испытательные процедуры, предшествующие или интегрированные в Олимпиаду для получения льгот для поступления абитуриентов в ВУЗы. Плюсы: увеличение коэффициента полезного действия по подготовке школьников к поступлению в МГУ и другие высшие учебные учреждения, фокусирование аудитории олимпиады и ее сохранение, повышение образовательного уровня участников, минусы: дорого, приведет к сокращению общего количества участников как показателя.

«Выпускники» олимпиады подготовлены, как правило, к работе в междисциплинарных естественнонаучных областях, которые связаны с высокими технологиями, они не являются «монопредметными» узкими специалистами и поэтому наиболее подготовлены к «инновационным» формам деятельности. Речь идет не только и не столько о «нанотехнологиях», а о развитии фундаментального материаловедения, которое составляет основу реального сектора экономики и развитие которого является критически важным для развития РФ. В связи с этим предполагается, что дальнейшее развитие в отношении восполнения и сохранения кадрового потенциала науки и высшей школы будет связано с поиском лучших “выпускников” олимпиады для обучения в МГУ и других ВУЗах и развития их научной карьеры с дальнейшим пополнением рядов ведущих научных кадров. Вовлечение студентов, аспирантов, молодых ученых в научно-практическую и проектную деятельность, направленную на создание инноваций, будет являться важной линией развития и будет реализовано через отбор лучших участников Универсиады для научно – исследовательской работы в ведущих лабораториях на стадии магистратуры с целью разработки новых инновационных материалов. Предполагается мониторинг лучших школ и образовательных центров, подготовивших успешных участников Олимпиады, развития взаимодействия с ними и продвижения идеи междисциплинарного естественно – научного образования, снятия барьеров в образовании и научной карьере для учащихся из школ различных регионов РФ. Поддержка институциональных изменений, способствующих развитию инновационной экономики РФ, может быть связана с возможным отдаленным результатом, связанным с коректировкой образовательных ФГОСов по материаловедческим направлениям с уклоном на теоретические и практические навыки создания новых инновационных материалов «с нуля» для внедрения в сектор реальной экономикии. Приведение подготовки молодых специалистов в соответствие с требованиями ведущих российских работодателей может также рассматриваться как дальнейший приоритет и обусловлен участием Российской Академии Наук, МГУ, промпартнеров по научным проектам в формулировании олимпиадных заданий и творческих конкурсов для выбора наиболее подходящих будущих участников образовательных программ в ВУЗе, связанных с подготовкой молодых специалистов. Достижение общественно полезных результатов путем содействия развитию инновационной инфраструктуры, в том числе при вузах, коррелирует с планами проекта по формированию сетевой учебно образовательной среды при МГУ имени М.В.Ломоносова в области междисциплинарного естественно – научного образования. Популяризация достижений науки и высшей школы, имеющих перспективу практического использования, будет оставаться к контексте развития и основано на проведении серий ежегодных учебно – научных и популяризационных мероприятий в связке с Олимпиадой для профориентации школьников и распространения среди них научных данных и современных достижений ученых РФ, вузовской и академической науки. Задаче ведения проектной деятельности в сфере инноваций будет способствовать сбор и анализ проектных работ школьников и НИР студентов и аспирантов в форме научно – популярных статей, выявление и награждение наиболее сильных участников, продвижение их карьеры. Какая из моделей возобладает и обеспечит дальнейшее устойчивое развитие системы покажет время, покажет будущее, в которое мы все стремимся и надеемся на новые достижения.


В статье использованы материалы: Олимпиада


Средний балл: 10.0 (голосов 2)

 


Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Капля L-валина
Капля L-валина

Наносистемы: физика, химия, математика (2022, Т. 13, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume13/13-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Не только производные: как рассчитать кривизну пластины. Фуллерен и антибиотик. О непостоянстве ширины запрещенной зоны в ван-дерваальсовом магнитном топологическом изоляторе. Девятая Всероссийская конференция с международным участием “Топливные элементы и энергоустановки на их основе”

Поступай без экзаменов в совместную магистратуру "ИИ в биотех системах" ИТМО, Татнефть и АГНИ
Университет ИТМО, компания Татнефть и Альметьевский государственный нефтяной институт запускают совместную программу магистратуры "Искусственный интеллект в биотехнологических системах". Программа направлена на биологов, биотехнологов и химиков, готовых оттачивать навыки программирования и применять data-driven подход для решения фронтирных научных задач и создания реальных продуктов для вывода на рынок.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2022 году
коллектив авторов
24 - 27 мая пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Жизненный цикл материалов
Коллектив авторов
В рамках Научно – Образовательной Школы МГУ “Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды” с 8 февраля 2022 года и до 31 марта 2022 года факультет наук о материалах и химический факультет МГУ начинают чтение уникального курса "Жизненный цикл материалов".

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.