Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Олимпиадные задачи и их решения

Ключевые слова:  олимпиада

Автор(ы): Гладилин Александр Кириллович, Емельянов Вячеслав Алексеевич, Еремин Вадим Владимирович

Опубликовал(а):  Семенова Анна Александровна

01 декабря 2017

Одним из важнейших вопросов, который возникает у школьников и их наставников при подготовке к олимпиадам, в том числе таким междисциплинарным и комплексным, как Всероссийская олимпиада по нанотехнологиям, - какие задачи существуют и как их решать. Можно попытаться прорешать все виды и типы задач, какие только существуют, однако это достаточно длинный и малоэффективный путь. Олимпиады - это творческие испытания, а не экзамен - обязаловка, поэтому и задачи могут лишь сочетать известные приемы и подходы к решению, но, в целом, олимпиадные задания - всегда предмет для размышлений и нестандартного мышления, которое нужно в себе развивать. Главное - думать, потом - делать.

Предлагаемый ниже сборник для подготовки и самоподготовки к олимпиадам составлен ведущими специалистами в вопросах олимпиадного движения и включает следующие материалы:

1. Современное состояние системы химических олимпиад (Автор - профессор В.В. Еремин).

Научные олимпиады школьников появились в нашей стране более 80 лет назад, еще в довоенное время. Первыми были олимпиады по математике (1934, 1935), затем последовали олимпиаде по физике (1938) и химии (1938). Организаторами выступили Московский и Ленинградский университеты. Основными целями первых олимпиад по химии были пропаганда химических знаний, активизация работы школьных химических кружков и научных обществ, создание оптимальных условий для выявления одаренных детей, привлечение одаренных школьников к ранней исследовательской деятельности и развитие взаимодействия школ с вузами. Эти важные для общества и химического образования цели с тех пор практически не изменились, а химические олимпиады пережили несколько периодов бурного развития и в настоящее время являются одной из основ химического образования, охватывая каждый год сотни тысяч учащихся старших классов. Истории развития химических олимпиад в России посвящена отдельная лекция, а здесь мы расскажем о современном состоянии системы химических олимпиад. Цифры, приведенные в данной лекции, актуальны на июль 2017 года. Читать далее

2. Как готовиться к олимпиадам по химии? Список книг и интернет-ресурсов (Автор - профессор В.В. Еремин).

Общий рецепт – очень простой: читать хорошую литературу и много работать – решать задачи. Мы дадим вам список книг с короткими комментариями и ссылки на электронные ресурсы. Конечно, этот список – далеко не исчерпывающий и не универсальный, но все, что в нем есть – гарантированно высокого качества. Большинство книг можно купить в книжных магазинах, а некоторые букинистические книги можно скачать из сети. Читать далее

3. Международная химическая олимпиада школьников и ее роль в химическом образовании (Авторы - профессор В.В. Еремин, профессор А.К. Гладилин).

Международная химическая олимпиада школьников (далее – МХО) – это ежегодное соревнование школьников, которое проводится для развития международных контактов в химии. МХО – это высший уровень химического соревнования, она венчает мировую систему национальных олимпиад. В мире по-разному относятся к научным олимпиадам: в России, странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии они играют важную роль и являются одним из основных элементов системы химического образования, в большинстве стран Западной Европы это – всего лишь один из видов образовательной деятельности школьников, а в отдельных странах вообще считают, что олимпиады мешают качественному образованию, отвлекая участников от учебы в школе. Несмотря на такое различие, для всех стран Международная олимпиада – очень авторитетный форум, и участие в ней считается важной государственной задачей. Благодаря этому в настоящее время МХО охватила практически все страны, где существует химическое образование и где проводятся национальные олимпиады по химии. Читать далее

4. Олимпиада "Ломоносов" по химии (Автор - профессор В.В. Еремин).

Олимпиада «Ломоносов» придумана в Московском университете, это – главная олимпиада, которую организует крупнейший российский вуз. В 2016/2017 учебном году она проходила по 23 предметам, включая как классические дисциплины (химия, физика, математика, история, литература), так и новые, например робототехника и история Российской государственности. По большинству предметов, в том числе и по химии, олимпиада «Ломоносов» имеет первый уровень в перечне РСОШ, хотя есть предметы 2-го (физика) и даже 3-го уровня (инженерные науки). Дальше мы будем говорить только об олимпиаде по химии. Читать далее

5. Всесибирская открытая олимпиада школьников (Авторы - В.А. Емельянов, профессор В.В. Еремин).

Первая Всесибирская олимпиада школьников была проведена в 1962 году по инициативе ведущих ученых Сибирского отделения Академии наук (СО АН) СССР. Для проведения Всесибирской олимпиады был создан Олимпиадный комитет СО АН, в работе которого в разные годы участвовали академики М.А. Лаврентьев, С.Л. Соболев, А.И. Мальцев, Г.И. Будкер, В.И. Овчаренко (ныне – директор Международного Томографического центра СО РАН), чл.-корр. РАН В.П. Федин (ныне – директор Института неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН), профессора В.А. Собянин (ныне – зам. директора Института Катализа им. Г.К. Борескова СО РАН), В.А. Резников (ныне – декан ФЕН НГУ) и другие известные ученые. Первые олимпиады были проведены по математике и физике, несколько позднее (c 1965 года) к ним добавилась олимпиада по химии. Первый тур Олимпиады был заочный, задачи были опубликованы в газете «Комсомольская правда», журнале «Наука и жизнь», и распространялись непосредственно по школам Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии. После проверки решений задач Олимпиадный комитет через органы народного образования разослал приглашения на второй тур олимпиады, который совпадал с областными и краевыми олимпиадами. Таким образом, Всесибирская олимпиада успешно вписалась в складывающуюся систему Всероссийских, а впоследствии, и Всесоюзных олимпиад школьников. Читать далее


6. Содержание и методические особенности заданий Московской олимпиады школьников по химии. 8-9 классы (Автор - профессор В.В. Еремин).

Московская олимпиада школьников (МОШ) по химии – одно из самых интересных мероприятий школьной химической жизни в году. Это – классическая олимпиада по химии, основные задачи которой – повышение познавательного интереса учащихся к изучению химии и пропаганда химических знаний. Московская олимпиада сохранила свою индивидуальность и творческий характер на протяжении всей истории своего существования, несмотря на резко растущий объем химических знаний, глобальную информатизацию, засилье тестовых систем и множество других факторов, препятствующих творческой жизни. Читать далее


7. Содержание и методические особенности заданий Московской олимпиады школьников по химии. 10-11 классы (Автор - профессор В.В. Еремин).

Программа по химии средней школы (10-11 классы) отличается от программы основной школы (8-9 классы), в первую очередь, изучением органической химии и физической химии (главным образом химического равновесия и химической кинетики), которых нет в новом стандарте основной школы. Кроме того, неорганическая химия дается на более углублённом уровне, чем в основной школе. Стехиометрические расчеты уже не являются главным элементом содержания задач, как в 8-9 классах, а служат лишь вспомогательным средством для решения. Читать далее

Прикрепленные файлы:
1_vsesibirskaya.pdf (1.23 МБ.)

 
2_kak_gotovitsya.pdf (787.50 КБ.)

 
3_mezhdunarodnaya.pdf (743.42 КБ.)

 
 
5_moskovskaya_8_9.pdf (419.77 КБ.)

 
6_lomonosov.pdf (663.08 КБ.)

 
 

В статье использованы материалы: Химический факультет МГУ


Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Хитросплетение коллоидных кристаллов: Кольца Наномира
Хитросплетение коллоидных кристаллов: Кольца Наномира

Приглашение на вебинар «Комбинация АСМ и оптических методик: новые достижения и приложения»
НТ-МДТ Спектрум Инструментс приглашает Вас принять участие в бесплатном вебинаре «Комбинация АСМ и оптических методик: новые достижения и приложения»

Наносистемы: физика, химия, математика (2019, том 10, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume10/10-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

XXI Менделеевский съезд по общей и прикладной химии,
Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в работе XXI Менделеевского съезда по общей и прикладной химии, который состоится с 9 по 13 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге и станет одним из основных мероприятий Международного года Периодической таблицы химических элементов, провозглашённого ООН в декабре 2017 г.
Проводится под эгидой Международного союза по теоретической и прикладной химии (IUPAC).

Микроэлементарно, Ватсон: как микроэлементы действуют на организм
Алексей Тиньков
Как на нас воздействуют кадмий, ртуть, цинк, медь и другие элементы таблицы Менделеева рассказал сотрудник кафедры медицинской элементологии РУДН Алексей Тиньков в интервью Indicator.Ru

Зимняя научная конференция студентов 4 курса ФНМ МГУ 22-23 января 2019 г.
Сафронова Т.В.
Настоящий сборник содержит тезисы докладов зимней научной студенческой конференции студентов 4-го курса ФНМ

Самые необычные таблицы Менделеева на выставке Международного года Периодической таблицы химических элементов

6-8 февраля в Российской академии наук состоялось торжественное открытие Международного года периодической таблицы химических элементов в России и приуроченная к этому масштабная интерактивная выставка

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.