Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Олимпиадные задачи и их решения

Ключевые слова:  олимпиада

Автор(ы): Гладилин Александр Кириллович, Емельянов Вячеслав Алексеевич, Еремин Вадим Владимирович

Опубликовал(а):  Семенова Анна Александровна

01 декабря 2017

Одним из важнейших вопросов, который возникает у школьников и их наставников при подготовке к олимпиадам, в том числе таким междисциплинарным и комплексным, как Всероссийская олимпиада по нанотехнологиям, - какие задачи существуют и как их решать. Можно попытаться прорешать все виды и типы задач, какие только существуют, однако это достаточно длинный и малоэффективный путь. Олимпиады - это творческие испытания, а не экзамен - обязаловка, поэтому и задачи могут лишь сочетать известные приемы и подходы к решению, но, в целом, олимпиадные задания - всегда предмет для размышлений и нестандартного мышления, которое нужно в себе развивать. Главное - думать, потом - делать.

Предлагаемый ниже сборник для подготовки и самоподготовки к олимпиадам составлен ведущими специалистами в вопросах олимпиадного движения и включает следующие материалы:

1. Современное состояние системы химических олимпиад (Автор - профессор В.В. Еремин).

Научные олимпиады школьников появились в нашей стране более 80 лет назад, еще в довоенное время. Первыми были олимпиады по математике (1934, 1935), затем последовали олимпиаде по физике (1938) и химии (1938). Организаторами выступили Московский и Ленинградский университеты. Основными целями первых олимпиад по химии были пропаганда химических знаний, активизация работы школьных химических кружков и научных обществ, создание оптимальных условий для выявления одаренных детей, привлечение одаренных школьников к ранней исследовательской деятельности и развитие взаимодействия школ с вузами. Эти важные для общества и химического образования цели с тех пор практически не изменились, а химические олимпиады пережили несколько периодов бурного развития и в настоящее время являются одной из основ химического образования, охватывая каждый год сотни тысяч учащихся старших классов. Истории развития химических олимпиад в России посвящена отдельная лекция, а здесь мы расскажем о современном состоянии системы химических олимпиад. Цифры, приведенные в данной лекции, актуальны на июль 2017 года. Читать далее

2. Как готовиться к олимпиадам по химии? Список книг и интернет-ресурсов (Автор - профессор В.В. Еремин).

Общий рецепт – очень простой: читать хорошую литературу и много работать – решать задачи. Мы дадим вам список книг с короткими комментариями и ссылки на электронные ресурсы. Конечно, этот список – далеко не исчерпывающий и не универсальный, но все, что в нем есть – гарантированно высокого качества. Большинство книг можно купить в книжных магазинах, а некоторые букинистические книги можно скачать из сети. Читать далее

3. Международная химическая олимпиада школьников и ее роль в химическом образовании (Авторы - профессор В.В. Еремин, профессор А.К. Гладилин).

Международная химическая олимпиада школьников (далее – МХО) – это ежегодное соревнование школьников, которое проводится для развития международных контактов в химии. МХО – это высший уровень химического соревнования, она венчает мировую систему национальных олимпиад. В мире по-разному относятся к научным олимпиадам: в России, странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии они играют важную роль и являются одним из основных элементов системы химического образования, в большинстве стран Западной Европы это – всего лишь один из видов образовательной деятельности школьников, а в отдельных странах вообще считают, что олимпиады мешают качественному образованию, отвлекая участников от учебы в школе. Несмотря на такое различие, для всех стран Международная олимпиада – очень авторитетный форум, и участие в ней считается важной государственной задачей. Благодаря этому в настоящее время МХО охватила практически все страны, где существует химическое образование и где проводятся национальные олимпиады по химии. Читать далее

4. Олимпиада "Ломоносов" по химии (Автор - профессор В.В. Еремин).

Олимпиада «Ломоносов» придумана в Московском университете, это – главная олимпиада, которую организует крупнейший российский вуз. В 2016/2017 учебном году она проходила по 23 предметам, включая как классические дисциплины (химия, физика, математика, история, литература), так и новые, например робототехника и история Российской государственности. По большинству предметов, в том числе и по химии, олимпиада «Ломоносов» имеет первый уровень в перечне РСОШ, хотя есть предметы 2-го (физика) и даже 3-го уровня (инженерные науки). Дальше мы будем говорить только об олимпиаде по химии. Читать далее

5. Всесибирская открытая олимпиада школьников (Авторы - В.А. Емельянов, профессор В.В. Еремин).

Первая Всесибирская олимпиада школьников была проведена в 1962 году по инициативе ведущих ученых Сибирского отделения Академии наук (СО АН) СССР. Для проведения Всесибирской олимпиады был создан Олимпиадный комитет СО АН, в работе которого в разные годы участвовали академики М.А. Лаврентьев, С.Л. Соболев, А.И. Мальцев, Г.И. Будкер, В.И. Овчаренко (ныне – директор Международного Томографического центра СО РАН), чл.-корр. РАН В.П. Федин (ныне – директор Института неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН), профессора В.А. Собянин (ныне – зам. директора Института Катализа им. Г.К. Борескова СО РАН), В.А. Резников (ныне – декан ФЕН НГУ) и другие известные ученые. Первые олимпиады были проведены по математике и физике, несколько позднее (c 1965 года) к ним добавилась олимпиада по химии. Первый тур Олимпиады был заочный, задачи были опубликованы в газете «Комсомольская правда», журнале «Наука и жизнь», и распространялись непосредственно по школам Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии. После проверки решений задач Олимпиадный комитет через органы народного образования разослал приглашения на второй тур олимпиады, который совпадал с областными и краевыми олимпиадами. Таким образом, Всесибирская олимпиада успешно вписалась в складывающуюся систему Всероссийских, а впоследствии, и Всесоюзных олимпиад школьников. Читать далее


6. Содержание и методические особенности заданий Московской олимпиады школьников по химии. 8-9 классы (Автор - профессор В.В. Еремин).

Московская олимпиада школьников (МОШ) по химии – одно из самых интересных мероприятий школьной химической жизни в году. Это – классическая олимпиада по химии, основные задачи которой – повышение познавательного интереса учащихся к изучению химии и пропаганда химических знаний. Московская олимпиада сохранила свою индивидуальность и творческий характер на протяжении всей истории своего существования, несмотря на резко растущий объем химических знаний, глобальную информатизацию, засилье тестовых систем и множество других факторов, препятствующих творческой жизни. Читать далее


7. Содержание и методические особенности заданий Московской олимпиады школьников по химии. 10-11 классы (Автор - профессор В.В. Еремин).

Программа по химии средней школы (10-11 классы) отличается от программы основной школы (8-9 классы), в первую очередь, изучением органической химии и физической химии (главным образом химического равновесия и химической кинетики), которых нет в новом стандарте основной школы. Кроме того, неорганическая химия дается на более углублённом уровне, чем в основной школе. Стехиометрические расчеты уже не являются главным элементом содержания задач, как в 8-9 классах, а служат лишь вспомогательным средством для решения. Читать далее

Прикрепленные файлы:
1_vsesibirskaya.pdf (1.23 МБ.)

 
2_kak_gotovitsya.pdf (787.50 КБ.)

 
3_mezhdunarodnaya.pdf (743.42 КБ.)

 
 
5_moskovskaya_8_9.pdf (419.77 КБ.)

 
6_lomonosov.pdf (663.08 КБ.)

 
 

В статье использованы материалы: Химический факультет МГУ


Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Микрокосмос
Микрокосмос

XIX Российская ежегодная конференция молодых научных сотрудников и аспирантов «Физико-химия и технология неорганических материалов»
XIX Российская ежегодная конференция молодых научных сотрудников и аспирантов «Физико-химия и технология неорганических материалов» пройдет 18 - 21 октября 2022 года в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова Российской академии наук (ИМЕТ РАН), г. Москва, в очно-дистанционном формате.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Флуоресцентный шёлк можно получить,подкармливая шелковичных червей углеродными точками. Вопрос выживания кота Шрёдингера. Решение фундаментального вопроса об основном состоянии нитрида бора. Обнаружен новый источник затухания спиновых волн в пленках ферритов гранатов.

DataCon «Искусственный интеллект в химии»
DataCon «Искусственный интеллект в химии» — мероприятие, направленное на обучение школьников и бакалавров принципам машинного обучения и программирования для решения наукоемких задач, который заканчивается решением реальной проблемы.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2022 году
коллектив авторов
24 - 27 мая пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Пятилетка Олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее!": что было и что может быть в будущем
Е.А.Гудилин , А.А.Семенова
Уже более 15 лет живет и развивается Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в будущее!". За всю историю Олимпиады было предложено много инновационных решений, охват олимпиадой составил более 50 000 участников по всей Российской Федерации и странам ближнего зарубежья. В статье приводятся статистические данные по Олимпиаде и возможные пути ее дальнейшего развития.

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.