Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Андрей Свинаренко: учеба должна длиться всю жизнь

Ключевые слова:  А.Г.Свинаренко

Автор(ы): ТАСС

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

22 декабря 2016

- Российские компании, которые работают в сфере высоких технологий, сетуют на дефицит квалифицированных специалистов, заявляя, что выпускники вузов часто не обладают необходимыми навыками. Как можно решить эту проблему?

- Дефицит квалифицированных кадров связан не только с уровнем подготовки выпускников вузов, но и недостаточно развитой системой дополнительного образования. В прошлом человек мог получить образование, а затем работать всю жизнь, опираясь на полученные знания. Но теперь технологии меняются настолько быстро, что специалисты должны учиться постоянно, повышая свою квалификацию или даже меняя ее. И мы видим свою задачу в том, чтобы и школьники, и студенты, и молодые специалисты, и уже опытные инженеры могли получать знания об актуальных технологиях. Наши проекты ориентированы на все этапы жизни человека - от школьника до молодого специалиста технологической компании.

Например, Фонд реализует программу "Школьная лига "Роснано", направленную на раннюю профориентацию школьников и повышение качества естественнонаучного образования. Сегодня в программе участвует 680 школ, педагоги которых получают дополнительную подготовку по современным методам преподавания естественных наук и основ нанотехнологий, базирующуюся на принципах междисциплинарности, командной работы и проектного подхода. А школьники, в свою очередь, из первых рук узнают о том, что происходит в сфере высоких технологий.

Ежегодно мы организуем для учащихся летние школы "Наноград", в рамках которых старшеклассники не только знакомятся с достижениями в области науки и высоких технологий, но и готовятся стать технопредпринимателями.

Участники "Нанограда" решают реальные бизнес-кейсы, которые ставят перед ними компании-партнеры, преимущественно из наноиндустрии. Уже состоялось шесть таких летних школ, общее число участников - около 1500 человек.

Совместно с МГУ имени М. В. Ломоносова Фонд организует интернет-олимпиаду "Нанотехнологии - прорыв в будущее!", для участия в которой ежегодно регистрируются около 5 тыс. человек. Мы также активно сотрудничаем и с образовательным центром "Сириус". В соответствии с соглашением, которое Фонд подписал с центром, мы будем активно сотрудничать по проведению проектных смен, в первую очередь на базе Лаборатории нанотехнологий - как в части образования детей, так и повышения квалификации педагогов, а также совместно разрабатывать программы дополнительного образования школьников с естественнонаучной компонентой на базе организаций детского отдыха.

- Но инженеры "рождаются" все же не в школах, а в вузах. Что делает Фонд в этом направлении?

- Мы подходим к этой проблеме с другой стороны - исходим из потребностей предприятий. Они имеют дело с современными технологиями, и специалистов, умеющих работать с ними, еще предстоит готовить вузам. Мы получаем от компаний "заказ" на определенную специализацию, готовим техническое задание, отбираем вузы по конкурсу и в результате на основе паритетного софинансирования получаем программу дополнительного профессионального образования. При этом важно подчеркнуть, что компании-"заказчики" контролируют и содержание программ, и качество подготовки, то есть они получают именно те кадры, которые им необходимы.

Так, для компанией "ПЭТ-Технолоджи", которая создает сеть центров позитронно-эмиссионной томографии, в Башкирском медицинском университете были разработаны учебные модули для подготовки врачей-радиологов, радиохимиков, медицинских физиков. В итоге в России появляются квалифицированные специалисты, способные, например, работать на современных циклотронах по производству медицинских изотопов или обращаться с аппаратами лучевой хирургии.

И это только один пример, а всего при поддержке Фонда за последние пять лет было создано более 140 программ для подготовки специалистов по новым технологиям - в сфере работы с наноматериалами, в медицине и фармацевтике, в электронике и энергетике. Обучение по этим материалам прошли более 45 тыс. человек.

Такие программы могут со временем интегрироваться в основной учебный вузовский курс. Например, с нашей помощью ЛЭТИ, Чувашский госуниверситет и Физико-технический институт имени Иоффе разработали курс подготовки специалистов по солнечной энергетике. Впоследствии он стал основой для специализации в рамках магистратуры ЛЭТИ. Требования бизнеса к специалистам позволяют сформулировать профессиональные стандарты, содержащие характеристики уровня квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. Профстандарты для наноиндустрии служат сигналом системе образования в вопросах реализации программ подготовки, способствующих формированию у специалистов востребованных компетенций. На сегодняшний день нами разработано 45 профстандартов по перспективным инженерным специальностям в наноиндустрии. Все они утверждены в Минтруде России и внесены в реестр профессиональных стандартов Российской Федерации.

Кроме того, в этом году мы запустили программу развития системы независимой оценки квалификаций в наноиндустрии, в рамках которой уже открыт первый центр оценки квалификаций специалистов нанотехнологического профиля.

- Сейчас во всем мире развиваются системы дистанционного электронного образования, есть ли у вас проекты в этой сфере?

Мы не отстаем - учрежденная Фондом компания eNANO (edunano.ru) создала более 400 электронных образовательных модулей по нанотехнологиям, технопредпринимательству и управлению инновациями, предназначенных для дополнительного образования преподавателей вузов, сотрудников высокотехнологичных предприятий, а также студентов и школьников.

Также в сентябре 2016 года стартовал "Стемфорд" - дистанционный образовательный проект для школьников 7-11-х классов, разработчиком которого выступила eNANO. Были созданы электронные образовательные ресурсы, авторами которых выступили ведущие ученые и специалисты отрасли: учебные курсы, сетевые дистанционные проекты, вебинары "Ключ в Наномиры", научно-популярные видео, обучающая компьютерная игра. Проект дает возможность получать знания о современных разработках в области нанотехнологий и естественных наук всем школьникам. В нем нет специальных требований или ограничений - нужен только доступ в интернет. Уже сегодня в "Стемфорде" зарегистрировано более 100 организаций-участников из 28 регионов России, на платформе проходят обучение более 1500 российских школьников.

- Сейчас часто говорят, что нашей стране нужны не просто инженеры, а инженеры-предприниматели, способные не только придумать новую идею, но и вывести ее на рынок, могут ли вузы перестроиться и начать готовить таких предпринимателей?

- Технический прогресс сегодня невозможен без инновационных компаний. Даже если вы придумали отличную технологию и создали опытный образец, вам потребуются компетенции предпринимателя, чтобы ваш продукт пошел в серию, был востребован. И, конечно, для России это большая проблема - нехватка таких инновационных предпринимателей, которые, с одной стороны, понимают инженерную суть новой технологии, а с другой - обладают знанием рынка, способны достичь успеха в бизнесе.

В 2011 году мы создали кафедру технопредпринимательства на базе ведущего российского вуза - МФТИ, ее возглавил председатель правления Фонда Анатолий Чубайс. Сегодня эта кафедра превратилась в Межвузовскую программу по технопредпринимательству, в которой, помимо МФТИ, участвуют НИЯУ "МИФИ", НИТУ "МИСиС", РАНХиГС.

Суть обучения в рамках программы состоит в том, что студенты получают реальные производственные и бизнес-задачи от инновационных компаний-партнеров и решают их, "изнутри" знакомясь с повседневной практикой работы фирм, в которых им предстоит работать.

- Как быть тем студентам, которые учатся в региональных вузах, но хотят попробовать себя в создании стартапов?

- Для них мы создаем систему технологических конкурсов, главный из которых - Всероссийский инженерный конкурс для студентов и аспирантов в области нанотехнологий - "ВИК.Нано". Его участники решают инженерные задачи, предложенные предприятиями наноиндустрии или нашими наноцентрами, либо же предлагают свои проекты в области нанотехнологий. Затем авторы лучших решений и проектов приезжают к нам на очный тур конкурса, где жюри выбирает победителей.

Для участников конкурса это уникальная возможность пообщаться с опытными специалистами, получить советы по развитию проектов.

В этом году среди победителей "ВИК.Нано" - студенты из Томска, Санкт-Петербурга и Казани. Несколько дней назад они участвовали в церемонии закрытия Всероссийского инженерного конкурса в Санкт-Петербургского политехническом университете Петра Великого, а в марте отправятся в один из крупнейших инновационных центров Европы - бельгийский кластер Лёвен.

Важно понимать, что такие конкурсы позволяют нам не только найти талантливых ребят, но и поднять общий уровень подготовки кадров в вузах.


Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/glava-fonda-infrastrukturnyh-i-obrazovatelnyh-programm/3849008


В статье использованы материалы: ТАСС


Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

ВОПГ (HOPG)
ВОПГ (HOPG)

Конкурс «Элементы и Люди» в честь Международного года Периодической таблицы химических элементов
РХТУ им. Д.И. Менделеева, Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева, МГУ имени М.В. Ломоносова приглашают к участию в конкурсе, посвященном 150-летнему юбилею Периодической таблицы химических элементов Менделеева. Участвовать могут школьники, студенты, молодые ученые и специалисты.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Нитрид-борные нанокомпозиты для доставки лекарств. 2D наноматериалы помогут создать портативную искусственную почку. Обзор по cтрейнтронике. Доставка лекарств с помощью борнитридных фуллеренов. Речные фуллерены. Научный хит-парад 2018 по версии APS

Лекция Константина Севернинова: от бактериального иммунитета к геномному редактированию
20 декабря состоялась лекция молекулярного биолога, профессора Константина Северинова.
На лекции обсуждались вопросы: какова природа генетических болезней, и сможем ли мы лечить их в ближайшем будущем; что такое система CRISPR-Cas, и как бактерии используют её для борьбы с вирусами, и как изучение этого необычного механизма привело к созданию мощного инструмента геномного редактирования.

Почувствовать живое...
Е.А.Гудилин, А.А.Семенова, Н.А.Браже
Неразрушающее исследование живых клеток и клеточных структур является в настоящее время важным направлением научных изысканий, которые во многих зарубежных и российских научных группах направлены на достижение вполне прагматической цели – разработку новых принципов биомедицинской диагностики и эффективных подходов в нарождающейся персональной медицине.

Российская газета: Перевернуть пирамиду. Президент РАН: как повысить наши шансы на Нобеля
Юрий Медведев
Почему Россия по числу Нобелей отстает от ведущих стран мира, уступая, например, даже маленькой Швейцарии? Замалчиваются ли достижения отечественных ученых? Почему без привлечения в науку российского бизнеса мы не сможем успешно конкурировать в борьбе за престижную научную премию? Об этом корреспондент "РГ" беседует с президентом РАН Александром Сергеевым, который побывал в Стокгольме на вручении Нобелевских премий и поделился своими впечатлениями.

Эффект лотоса
Никельшпарг Эвелина Ильинична
Кратко и поэтично об одном из самых известных эффектов, который так любят школьники и участники наноолимпиады - об эффекте лотоса...

Инновационные системы: достижения и проблемы
Олег Фиговский, Валерий Гумаров

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.