В день открытия IV форума «Открытые инновации» 28 октября в Москве состоялась церемония вручения Российской молодежной премии в области наноиндустрии. В этом году победителем стал Сергей Брусов, генеральный директор ООО «Наполи», представивший инновационную разработку в сфере биомедицинских технологий — биодеградируемую заживляющую раневую повязку ХитоПран. Он получил почетный диплом и символ премии из рук Председателя правления ООО «УК «РОСНАНО», Председателя правления ФИОП Анатолия Чубайса, а также стал обладателем денежного приза в 300 тыс. рублей.
Российская молодежная премия в области наноиндустрии присуждается молодым инноваторам и предпринимателям за лучшие разработки и изобретения в сфере нанотехнологий, внедренные в производство. В 2015 году она вручается уже в седьмой раз.
Имена четырех финалистов были названы 19 октября. Финал премии проводился в неформальной обстановке в Startup BAR’е на стенде РОСНАНО в рамках шоу технологий «Открытые инновации». Претенденты на победу в ходе очных питч-сессий кратко рассказали о своих разработках, отметив их основные коммерческие преимущества и особенности финансирования и продаж, ответили на вопросы генеральных директоров нанотехнологических центров РОСНАНО.
В этом году, дополнительно к главному призу, организаторы учредили специальные инвестиционные номинации: каждому победителю в этих номинациях предоставляется возможность заключить инвестиционное соглашение на 1 млн рублей и создать стартап с одним из наноцентров Группы РОСНАНО.
Победителями в инвестиционных номинациях стали Александра Баскакова, а также ранее отмеченный главным призом Сергей Брусов. Оба они представили разработки в сфере биотехнологий для медицины.
Александра Баскакова — аспирантка Белгородского государственного университета. Она разработала технологию производства препарата Ациклир для комплексного лечения вирусного конъюнктивита. В состав глазных капель были включены специально разработанные нановолокна. Технология электроформования позволила решить проблему низкой растворимости в воде. Действующее вещество разлагается на составляющие постепенно, обеспечивая комплексное воздействие: противовирусное, антибактериальное и репаративное. Используя капли, разработанные А. Баскаковой, пациент сможет производить одно закапывание вместо трех последовательных, что сэкономит средства и облегчит процесс лечения. Реализация в аптечных сетях планируется в одноразовых стерильных полимерных упаковках, стоимость которых не должна превысить 170 рублей, что примерно в 2 раза дешевле продукции конкурентов. В данный момент капли готовятся к клиническим испытаниям в России и патентованию. Доклинические испытания проводились на базе партнерского производства в Лондоне. А. Баскакова была допущена к участию по доброй воле организаторов, учитывая хорошие перспективы разработки.
Разработка Сергея Брусова ХитоПран успешно запущена в производство на заводе компании-партнера «Биотехфарм» в городе Сергиев Посад. В основе такой повязки — природное вещество хитозан, которое не отторгается тканями при лечении ран, трофических язв, ожогов. Структура нановолокна хитозана хорошо имитирует клеточный матрикс и стимулирует регенерацию тканей. Например, ожог II степени с применением ХитоПрана заживает за 14 дней, что в 2 раза быстрее, чем с другими применяющимися сейчас средствами. По расчетам специалистов, применение данного средства в разы сократит срок пребывания больных в стационаре, что обеспечит существенную экономию для бюджета. Уникальность раневой повязки ХитоПран в том, что ее не надо снимать, она полностью биодеградирует за 2 дня, после чего можно снова бесконтактно обработать рану и наложить повязку. Сегрей Брусов активно занимается дистрибуцией созданного продукта, в частности, создал свои каналы реализации на Дальнем Востоке, открыл интернет-магазин«СтопРана», где можно приобрести ХитоПран, а также другие продукты серии для комплексного ведения ран.
Луиза Лесная, руководитель Новосибирского наноцентра, отметила: «Для нас это поиск команд, которые могу реализовывать новые задачи. Сама идея конкурса очень правильная. Нужно выводить людей, которые глубоко сидят в университетах и институтах, в науке, на потребителя, на понимание рынка, на понимание продвижения своих разработок».