Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Растения и радиоактивность

Ключевые слова:  ВНИИРАЭ, Гераськин С.А., ИАТЭ НИЯУ МИФИ, лаборатория №6, Обнинск, периодика

Автор(ы): Подобед Марина Юрьевна

Опубликовал(а):  Гольдт Илья

19 апреля 2015

Программа «Мастерские инноваций» ФИОП РОСНАНО и МГУ имени М.В.Ломоносова подвели итоги конкурса «Моя лаборатория». Мы с удовольствием публикуем лучшие работы.

Вспомните о страшнойаварии на Чернобыльской АЭС. Её результатом, помимо медицинских и социальных проблем, стало обширное загрязнение окружающей среды. Огромное количество радионуклидов (радиоактивных атомов) попадало в окружающую среду. Многие виды растений и животных вынуждены и по сей день жить в условиях хронического облучения, поскольку почва пост-Чернобыльских территорией загрязнена долгоживущими радионуклидами. Как это влияет на их дальнейшую жизнь и эволюцию?

Этим интересным и важным вопросом занимается «Лаборатория радиобиологии и экотоксикологии растений», или лаборатория №6 в ФГБНУ "Всероссийский Научно-исследовательский Институт Радиологии и Агроэкологии".


Познакомьтесь, это Волкова Полина. Несмотря на молодой возраст, она уже старший научный сотрудник лаборатории. Именно она руководит экспериментами, один из которых мы разберем подробно. Этот эксперимент разработан для того, чтобы ответить на вопрос: «Как малые дозы радиоактивного излучения могут влиять на продуктивность сельскохозяйственных культур?», на те растения, которые человек употребляет в пищу.

Лаборатория выбрала своим объектом исследования ячмень, потому что он является важной сельскохозяйственной культурой в пищевой промышленности и в производстве кормов для животноводства. Основной целью исследователей является расшифровка механизмов гормезиса, а если совсем просто, то полезного воздействия малых доз радиоактивного облучения на живые организмы.

В процессе эксперимента ученые изучают влияние радиоактивного излучения на разные уровни организации живого:

Изучением влияния низкодозового облучения на каждый уровень организации живого занимаются разные сотрудники лаборатории. Давайте познакомимся с этими людьми, а заодно проследим интересный алгоритм получения научных данных.

Семена ячменя сначала нужно облучить. Ячмень разделяют на небольшие фракции, каждая из которых содержит несколько сотен семян, и каждую из них облучают определенной дозой. Это делают для того, чтобы можно было посмотреть связь между мощностью дозы (интенсивностью облучения) и изменениями, происходящими в растении. Конечно, оставляют ещё контрольную группу, которую не облучают.

В институте для этих целей есть специальная облучательная установка «ГУР». Она позволяет безопасно для персонала облучать объекты гамма-излучением с разной мощностью дозы. Посмотреть на установку можно только через специальное окно с широким стеклом.




Морфологией ячменя занимается Роман. Он измеряет длину и массу проростков, длину корешка и энергию прорастания семян. Главные инструменты Романа — это весы и линейка.



Для анализа фитогормонального статуса нужны значительно более сложные приборы, с которыми работают Полина и София. Фитогормоны регулируют многие процессы жизнедеятельности растений: прорастание семян, рост, цветение, созревание плодов и т. д. Образуясь в одном органе растения, фитогормоны обычно транспортируются в другой. Поэтому их рассматривают на тканевом уровне.



Теперь можно опуститься на ещё один уровень ниже, на уровень клетки. Ферменты — белковые молекулы или молекулы РНК, ускоряющие химические реакции в клетках, потому так важно проследить уровень их активности. Анализом активности ферментов занимаются два человека, Полина и Роман. Для этого они используют помимо pH-метра, весов и центрифуги, еще одно устройство, NanoDrop-2000. Посмотрим в чем суть этого прибора.

В конце каждой части эксперимента проводится статистическая обработка полученных данных. Результаты сравниваются с контрольной группой. Собрав обработанные данные воедино, можно делать выводы о механизмах явления гормезиса, и о влиянии низкодозового радиоактивного воздействия на растения.

Лаборатория №6 так же ставит уникальный эксперимент с популяциями сосны, которые произрастают в Брянской области. Эта область является наиболее загрязненным российским регионом в результатеаварии на Чернобыльской АЭС. В рамках эксперимента изучают влияние многолетнего хронического облучения на живую природу на многих уровнях биологической организации. Эта работа не имеет аналогов в мире, и уникальными данными, полученными в нашей российской лаборатории, пользуются радиобиологи во многих странах.

В конце этой статьи я представлю вам человека, силами которого лаборатория №6 занимается настоящей наукой, которой можно гордиться. Этот мужчина, руководитель лаборатории, доктор биологических наук, профессор Гераськин С.А.

Об авторе


Марина Подобед - студентка гр. ФИЗ-Б13 ИАТЭ НИЯУ МИФИ, г. Обнинск (Калужская область)

.


В статье использованы материалы: Моя лаборатория


Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 


Комментарии
Странные у них фитогормоны на формулах.
Вообще, действие малых доз радиации на организм изучается уже как бы не 50 лет и началось весьма задолго до Чернобыля.

Странно, что они заново изучают ячмень и сосну.
Пастух Евфграфович, 22 апреля 2015 18:09 
Естественно, что в г. Обнинск, Калужская область, есть такая лаборатория в государственном Всероссийском научном учреждении. Рядом с гейзером, на северах, была бы лаборатория по закаливанию ячменя крутым кипятком и морозом, а на шпалопропиточном заводе - по выработке в ячмене сопротивления креозоту итд итп, включая обработку невесомостью и гипнозом МГУшники ещё и не на такое способны в 59 лет, удачи российской радиоэкологии в деле борьбы за высокие урожаи!
P.S.
Многолетние хронические облучения - это круто, это, считай, наш ячмень лучше и на Марсе будет цвести, и ячневая и перловая каша и ячменный кофе и пиво для космонавтов (безалкогольное!:) будут лучшие за 17 тысяч лет, что ячмень известен, даже если самые верхние листья ячменя не будут уже самыми длинными, увы. Успехов.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Карбин из графена - легко!
Карбин из графена - легко!

Пять медалей завоевали российские школьники на Международной физической олимпиаде
Стали известны итоги 50-й Международной физической олимпиады для школьников, которая проходила в Тель-Авиве (Израиль). Российская сборная завоевала в состязаниях 4 золотые и одну серебряную медаль.

Поступление в совместный российско-китайский Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
В июле 2019 года в МГУ имени М.В. Ломоносова проходит набор учащихся на программы МГУ, реализуемые в Университете МГУ-ППИ в Шэньчжэне. Поступление в совместный университет – это возможность учиться в самом быстроразвивающемся городе мира на русском языке у ведущих преподавателей МГУ по самым современным программам, получить образование мирового уровня и дипломы сразу двух университетов, овладев китайским языком. Для поступления в совместный университет не требуется владения китайским языком. Прием документов и экзамены проходят на территории МГУ. Абитуриенты имеют право поступать одновременно в МГУ имени М.В. Ломоносова и МГУ-ППИ в Шэньчжэне.

Вокруг Нанограда
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. И сам город оказался молодым, динамичным, современным и интересным. Ниже дан небольшой фоторепортаж вокруг Нанограда, беглый взгляд, что собой представляет Ханты - Мансийск.

3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве
И.В.Яминский
Материалы лекции проф. МГУ, д.ф.-м.н., генерального директора Центра Перспективных технологий И.В.Яминского "3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве". 3D принтер, сканирующий зондовый микроскоп и фрезерный станок. Что общего между ними? Как конструировать их своими руками? Небольшой экскурс в практические нанотехнологии. Поучительная история о создании сканирующего туннельного микроскопа. От идеи до нобелевской премии за 5 лет. Взгляд в микромир – от атомов и молекул до живых клеток. Как взвесить массу одного атома? Вирусы и бактерии – наши друзья или враги? Медицинские приложения нанотехнологий – нанобиосенсоры для обнаружения биологических агентов.

Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники
В.А.Кецко
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. В сообщении даны материалы лекции д.х.н., в.н.с. ИОНХ РАН В.А.Кецко "Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники".

Лекции и семинары от ФНМ МГУ на Нанограде
Е.А.Гудилин
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. Ниже даны материалы лекций и семинаров представителя ФНМ МГУ проф., д.х.н. Е.А.Гудилина.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.