Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Инженерные ноу-хау создают со школьной скамьи

Ключевые слова:  3d-принтер, АИРР, импортозамещение, оборудование, регионы, ЦМИТ, школьники

Опубликовал(а):  Куринная Антонина Александровна

29 января 2015

В последние годы в России реализуется большое количество проектов, связанных с молодежными инновациями и инженерным творчеством. Значительная часть из них осуществляется при поддержке Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) и объединения «Молодая инновационная Россия» (МИР). Инициативы воплощаются в жизнь на базе специальных учреждений, таких как ЦМИТ (центров молодежного инновационного творчества) и Fablab.

Идея глобальной сети Fablab пришла из-за рубежа. Там уже несколько десятков лет активно развиваются лаборатории цифрового производства, куда может прийти каждый желающий и сделать практически любую вещь своими руками, воплотить свою идею.

На сегодняшний момент в мире насчитывается порядка 200 лабораторий, объединенных сетевым взаимодействием, дающим возможности обмена идеями, цифровыми ресурсами и совместной работы над проектами. Похожая система открытых кружков по интересам существовала в СССР.

В Россию Fablab пришли совсем недавно. Первая полнофункциональная лаборатория открылась в апреле 2012 года в НИТУ «МИСиС» в рамках совместного проекта с MIT при поддержке Департамента образования Москвы. Для внедрения Fablab и ЦМИТ была подготовлена специальная программа, которую разработал глава АИРР Иван Бортник. Благодаря данной программе в России были созданы специализированные центры молодежного инновационного творчества. Сейчас их насчитывается около 70, и занимается там более 30 тысяч школьников и студентов. ЦМИТ – это новая форма обучения, ориентированная в первую очередь на молодое поколение. В таком центре школьник в девять лет может уже создать первого робота, свою 3D-модель, напечатать ее на 3D-принтере или попробовать свои силы в графическом дизайне. Главная цель ЦМИТ – пробудить интерес детей и молодежи к естественным наукам и современным технологиям, научно-исследовательской и инновационной деятельности.

«Сколько бы мы ни говорили о том, что будущее за IT-технологиями, это предсказание не сбудется, если мы не изменим полностью технологическое производство в нашей стране. Должен сформироваться новый класс инженеров. Поколение 20–30-летних молодых людей уже, в некотором роде, для этого потеряно, потому что ограниченность их сознания не позволит им придумывать абсолютно новые, уникальные вещи. Надо начинать обучение с детей. Просто потому, что у них нет пока еще понимания, что в этом мире что-то невозможно», – считает руководитель МИР Анна Бухало.

Больше 70% ЦМИТ в России работает бесплатно – по договорам со школами или при университетах. Обучение проходит по нескольким направлениям: 3D-прототипирование, макетирование, промышленный дизайн, электроника, нанотехнологии, робототехника. Возрождается ряд направлений, которые были развиты в советское время, – авто-, авиа-, судостроение. По мнению многих аналитиков, эти направления станут базой для профессий будущего.

Каждая лаборатория располагает самым современным оборудованием (не меньше 15 единиц), среди которого фрезерный станок с большим рабочим полем, устройство лазерной резки, прецизионный настольный фрезерный станок, 3D-принтер, режущий плоттер.

Основная часть оборудования для российских ЦМИТ была приобретена за рубежом несколько лет назад. Но сейчас появилась возможность закупать его у российских производителей. Это избавит от многочисленных проблем, связанных со скачками курса валюты и постоянным переоформлением многочисленных документов. Есть и множество других преимуществ.

«Рынок производства начал формироваться не так давно. Но уже сейчас ряд компаний начинает собирать очень приличные образцы станков с ЧПУ. Стоимость ниже, но качество не страдает. Например, вытяжки, которые мы используем при лазерной резке, российского производства. Они внешне проще, но при этом в три раза дешевле. Пока я не видел хороших российских лазерных гравёров, которые используются для быстрого прототипирования. Может быть, потому, что в этом направлении решаются более серьезные задачи», – говорит руководитель ЦМИТ «Академия» Андрей Тесленко.

По словам Андрея Тесленко, лучше всего развивается в России производство 3D-принтеров. Качественные модели принтеров производятся в Казани и Воронеже, а компания из Зеленограда «Picasso 3D», выпускающая 3D-принтеры полностью российской разработки, уже сейчас готова выходить на массовое производство.

«У нас есть свои ноу-хау и конструкторские решения, которые отличают принтер от зарубежных аналогов. Первое – это качество самой печати. У всех заявлено по 50 микрон, но реально обеспечивать стабильность печати крупных объектов можем только мы. Второе – это возможность печати различными пластиками. Какие-то аналоги работают обычно лишь с самым простым. И третье – это подогреваемая платформа, которая обеспечивает отсутствие температурной деформации объекта», – признает управляющий директор «Picasso 3D» Николай Бобров.

Уникальные модели создаются и в других городах. Например, в Санкт-Петербурге на базе лаборатории Fablab «Политех» собираются 3D-принтеры с самой масштабной рабочей поверхностью в два кубических метра. С их помощью можно производить детали до метра в высоту или даже «распечатать» готовый стул или стол. А это значительно ускоряет процесс изготовления.

«Модель уникальная. У нас свои наработки, сделанные с учетом международного опыта. За границей есть 3D-принтеры похожих масштабов, но стоят они в разы дороже. Зарубежные авторы в принтерах используют промышленных роботов, которые сами по себе стоят несколько сотен тысяч евро. А наш 3D-принтер собран как обычный, но больших размеров. Цена ниже в итоге почти в 100 раз», – рассказывает руководитель Fablab «Политех» Игорь Асонов.

Первый масштабный 3D-принтер был создан летом 2013 года – спустя всего 1,5 месяца после открытия лаборатории. Сейчас специалисты центра трудятся над разработкой фрезерных станков и усовершенствованием существующих 3D-принтеров. К процессу активно подключены школьники. Они занимаются сборкой моделей из конструкторов. С помощью этого своеобразного конвейера было собрано около 30 различных принтеров. В этом году проект развился до промышленного масштаба. Теперь сборка усовершенствованных моделей происходит также на одном из заводов Санкт-Петербурга. А ведь в основе лежит практически «кустарное» производство.

«В России есть несколько сообществ людей, которые разрабатывают различные станки. А у нас в Fablab имеется необходимое оборудование. Поэтому достаточно прийти в лабораторию с набором материалов или с некой суммой средств для их закупки, смоделировать все на компьютере, вырезать, отфрезеровать, дождаться комплектующих и собрать готовый проект», – говорит Игорь Асонов.

В относительно молодом ЦМИТ в Ульяновске собрали настольный фрезерный трехкоординатный станок с ЧПУ. Идея его создания принадлежит школьникам. Одна из особенностей устройства – конструкторный тип (возможность сборки и разборки устройства). ЧПУ также разработали учащиеся. По словам генерального директора ЦМИТ «Воплощение» Алексея Попова, программа ЧПУ является достаточно простой, и станок работает с подключением к компьютеру. Но уже в следующем году ее усовершенствуют, и устройство сделают автономным.

«По сравнению с китайскими аналогами наша модель настольного фрезерного трехкоординатного станка с ЧПУ в некоторых технических моментах даже лучше. Она оригинальная. А самое главное, в ее создании участвовали школьники. На форуме «Открытые инновации» на встрече с ЦМИТ поднимался вопрос по поводу взаимодействия между центрами по оборудованию. Всецело поддерживаем эту тематику и планируем поставлять свои модели. Будем активно продвигать проект в школах», – рассказывает Алексей Попов.

Цена цифрового оборудования на порядок ниже практически у всех российских производителей. При этом качество и технические характеристики не уступают зарубежным аналогам. Возможное усложнение закупок оборудования за рубежом и его удорожание в связи с колебанием курса валют не скажется негативно на обеспечении ЦМИТ оборудованием. Для многих предприятий данная ситуация послужила толчком для увеличения объемов производства. Поэтому работа лабораторий будет продолжаться.

«Многие компании, увидев положительный опыт работы центров, начинают вкладывать собственные средства. Появляются частные ЦМИТ, без привлечения государственных средств и субсидий. Это еще один положительный момент в данном направлении», – резюмировал руководитель ЦМИТ «Академия» Андрей Тесленко.





Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

УНТ
УНТ

4 февраля объявили лауреатов V Всероссийской премии «За верность науке»
4 февраля в здании Минобрнауки РФ состоялась торжественное награждение лауреатов V Всероссийской премии «За верность науке». 11 научно-просветительских проектов были отмечены престижной наградой.

Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии
5 февраля в Московском университете в Шуваловском корпусе МГУ состоится Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии, посвященный Международному году Периодической таблицы химических элементов, начало - 10 часов.

II Всероссийский химический диктант пройдет 18 мая 2019 года
В 2019 году периодическому закону Дмитрия Менделеева исполнится 150 лет! В честь великого открытия этот год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов. Одним из наиболее ярких событий, приуроченных к этому году, станет II Всероссийский химический диктант, который пройдет 18 мая и который в этом году выходит на международный уровень. Мероприятие было анонсировано в рамках церемонии открытия Международного года Периодической таблицы химических элементов 29 января 2019 года в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО.

Самые необычные таблицы Менделеева на выставке Международного года Периодической таблицы химических элементов

6-8 февраля в Российской академии наук состоялось торжественное открытие Международного года периодической таблицы химических элементов в России и приуроченная к этому масштабная интерактивная выставка

Почувствовать живое...
Е.А.Гудилин, А.А.Семенова, Н.А.Браже
Неразрушающее исследование живых клеток и клеточных структур является в настоящее время важным направлением научных изысканий, которые во многих зарубежных и российских научных группах направлены на достижение вполне прагматической цели – разработку новых принципов биомедицинской диагностики и эффективных подходов в нарождающейся персональной медицине.

Российская газета: Перевернуть пирамиду. Президент РАН: как повысить наши шансы на Нобеля
Юрий Медведев
Почему Россия по числу Нобелей отстает от ведущих стран мира, уступая, например, даже маленькой Швейцарии? Замалчиваются ли достижения отечественных ученых? Почему без привлечения в науку российского бизнеса мы не сможем успешно конкурировать в борьбе за престижную научную премию? Об этом корреспондент "РГ" беседует с президентом РАН Александром Сергеевым, который побывал в Стокгольме на вручении Нобелевских премий и поделился своими впечатлениями.

Инновационные системы: достижения и проблемы
Олег Фиговский, Валерий Гумаров

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.