Что объединяет нанотехнологии и робототехнику? Как «вырастить» настоящего инженера-робототехника, а главное, когда надо начинать «инженерное» образование? Ответы на эти вопросы мы получили побывав на деловой инженерной игре для школьников «Робототехника: от создания до внедрения», состоявшейся 15 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге. Деловая игра «Робототехника: от создания до внедрения» – это уникальная возможность для подростков за короткое время познакомиться с основными этапами научно-технического проекта.
Эпицентром деловой игры стал Центр демонстрации и популяризации результатов и достижений в области робототехники и мехатроники Санкт-Петербургского Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК). Впервые здесь совместно работали ученые института, сотрудники Программы «Школьная лига РОСНАНО»* и… школьники из обычных Санкт-Петербургских школ.
Знакомство с миром робототехники происходило в интерактивном режиме с помощью специально продуманных кейсов. При проектировании игры ведущими были выбраны пять основных направлений робототехники. Ребята получили кейсы с заданиями по разработке прототипов роботов для устранения последствий техногенных катастроф, военных действий, применения в медицине, в космосе, в быту.
Логика игры была выстроена так, что ребята при проработке собственных идей могли непосредственно консультироваться со специалистами института, которые были приглашены к участию в игру как консультанты и эксперты. Школьники уточняли технические параметры проектируемых конструкций, обсуждали возможности использования того или иного материала для создания прототипа, подробности конструктива изделия и надежности того или иного решения. Таким образом, ребята предлагали не только идею той или иной конструкции, но и описывали материалы и способы создания прототипа, предварительно оценивали затраты на реализацию проекта. Защита проектов состоялась с участием жюри из состава инженеров и ученых Санкт-Петербургского Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики, сыгравших роли «инвесторов» и «потребителей» продуктов инженерного творчества ребят.
Практика инженерных и инженерно-экономических деловых игр разной направленности успешно реализуется в АНО «Образовательный центр «Участие» - ресурсном центре программы «Школьная лига РОСНАНО» (Санкт-Петербург). Так, например в дни осенних каникул состоялась пятидневная деловая инженерно-экономическая игра «Я создаю свою фабрику» http://www.nanometer.ru/2014/11/12/shkolnaa_liga_rosnano_442233.html.
Программа «Школьная лига РОСНАНО» - федеральная образовательная программа, одна из образовательных практик, позволяющих успешно формировать будущую инженерную и деловую элиту общества. В такой работе важнейшим моментом является продуктивное сотрудничество школ и школьников с предприятиями, бизнес-структурами, научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро. Опыт подобных деловых игр создает для ребят возможность не просто попасть на производство и встретиться с состоявшимися, успешными, увлеченными профессией людьми, но и приобрести опыт живого делового общения с профессионалами по поводу собственного инженерного замысла, своего собственного технологического проекта.
В течение четырех с небольшим лет при поддержке Фонда инфраструктурных образовательных программ РОСНАНО, «Школьная лига РОСНАНО» создает уникальный опыт вовлечения подростков и молодежи в проектную и исследовательскую деятельность. Публичные конкурсы, соревнования, фестивали профмастерства, форумы, деловые игры – являются неотъемлемой частью программы «Школьная лига РОСНАНО» по профориентации молодежи.
В настоящее время в Программе участвует около 500 школ страны из более 60 регионов, действует 10 ресурсных центров, каждый из которых реализует целый спектр образовательных практик вовлечения подростков в мир высоких технологий, моделирования, конструирования, исследовательских работ и технологических проектов.
*«Школьная лига РОСНАНО» — сетевой проект, целью которого является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь – естественнонаучного образования.
**«Фонд инфраструктурных и образовательных программ создан в 2010 году в соответствии с Федеральным законом № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий». Целью деятельности Фонда является развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, включая реализацию уже начатых РОСНАНО образовательных и инфраструктурных программ.