Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Финансирование российской науки

Ключевые слова:  Web of Science, Наука, Рейтинг университетов, ФАНО, Финансирование, Хохлов А.Р.

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

03 ноября 2014

О том, как правильно финансировать российскую науку, чтобы она была наиболее эффективной, в рассуждает академик РАН, проректор МГУ, глава Совета по науке при Минобрнауки Алексей Хохлов.

Динамика количественных параметров, связанных с состоянием российской науки, не внушает оптимизма. Согласно статистическим материалам о науке в странах «большой двадцатки», обнародованным в марте 2014 года компанией Thomson Reuters, за десять лет с 2002 по 2012 год доля российских публикаций в журналах, индексированных в базе данных Web of Science, сократилась с 3 до 2,1%. Общее число публикаций за этот период практически не изменилось (при мировом росте в среднем на 50%), так что по этому параметру нас обошли такие страны, как Индия, Южная Корея, Бразилия. В результате в БРИКС мы пока опережаем только Южную Африку.

В недавно опубликованном той же компанией списке 3215 ученых, которые наиболее часто цитируются в своей научной области, только 5 человек указали Россию как место своей основной работы, еще 4 указали российскую организацию в качестве вторичной аффилиации.

За последний год были приняты некоторые меры, по идее призванные модернизировать организацию российской науки. Институты РАН были выведены из академии и подчинены Федеральному агентству научных организаций (ФАНО).

Изменилось ли что-нибудь в институтах, которые избавились от «гнета академиков»? Практически ничего, кроме резко возросшего бумагооборота.

Конечно, год не очень большой срок, но ведь должен же быть, по крайней мере, какой-нибудь план действий ФАНО — уже пора. Если верить недавно опубликованным документам, ФАНО собирается заняться увлекательным делом группировки институтов в федеральные и региональные научные и исследовательские центры, их переименованием в национальные исследовательские институты и т.д.

Все эти преобразования носят чисто верхушечный характер.

Они работать не будут, коль скоро не затрагивают главного — самого исследователя, активно работающего в науке.

Мне уже приходилось писать, что наука сразу же начнет развиваться ускоренными темпами, если создать в России систему, обеспечивающую для хорошо работающих ученых ощущение надежности жизненной траектории. Это означает, что если у молодого ученого «получается» работать в науке на мировом уровне, то (а) он должен на всех этапах своей карьеры получать высокую зарплату; (б) он должен вовремя получить возможность организовать собственную научную лабораторию для реализации своих замыслов; (в) он должен иметь достойное обеспечение в старости. Причем все это — вне зависимости от отношения к нему начальства.

Организация науки, при которой достигается надежность жизненной траектории активно работающих ученых, является базовой ценностью для членов Совета по науке при Минобрнауки. Если посмотреть на наши решения, которые были приняты с апреля прошлого года, то все они в той или иной степени направлены на это. С этих позиций мы подходили и к разработке методических рекомендаций по распределению субсидий в рамках государственного задания между научными учреждениями, которая была начата МОН несколько месяцев назад. На заседании совета по науке 22 октябрямы одобрили основные принципы этого документа, которые излагаются ниже (при этом полный текст документа будет вскоре доработан с точки зрения технических деталей и опубликован для общественного обсуждения).
Необходимость разработки таких рекомендаций понятна: до сих пор размер субсидии, которую государство выделяло тому или иному институту, практически не зависел от качества его работы и был напрямую связан со штатным расписанием, то есть с числом работников. Неэффективность такой системы очевидна.

Но по ходу работы над методическими рекомендациями стало очевидно, что уравниловка существует не только по отношению к средствам, выделяемым разным институтам, но и по отношению к оплате труда различных лабораторий, а также отдельных научных сотрудников.

Иными словами, необходимо, чтобы в размере субсидии, которую получает научное учреждение, были выделены средства, направленные на адресную поддержку ведущих лабораторий, а также ведущих исследователей.

Конечно, и сейчас ведущая лаборатория получает большее финансирование — за счет большего числа грантов, госконтрактов и хоздоговоров. Но это средства сверх плановой тематики, для выполнения которой, собственно, и выделяется государственная субсидия. Что касается отдельных сотрудников, то существуют поощрительные надбавки, но, как правило, они невелики и их получение слишком сильно зависит от расположения начальства.

С учетом этой триады — институт, лаборатория, научный сотрудник — в ходе обсуждений с сотрудниками профильного департамента науки и технологий МОН возникла идея разделить общую субсидию от государства на науку на три части — общую, проектную и индивидуальную. При этом индивидуальная часть направлена на адресную поддержку ведущих исследователей, проектная — на поддержку ведущих лабораторий, а общая — на все остальное, в том числе на поддержание научной инфраструктуры института.

Размер всех трех частей для разных институтов должен быть разным, то есть определяться не «по головам», а по результатам работы.

При этом ведущие ученые, которые получат адресную поддержку в виде госсубсидии, должны определяться в ходе открытого конкурса — своего для каждого федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), в систему которого входят научные учреждения. Большая часть членов Совета по науке считают, что в данном случае был бы более уместен федеральный конкурс на звание «федеральный профессор», но мы согласились с аргументами МОН, что такой подход требует длительных дополнительных согласований. Поэтому можно рекомендовать пока проводить такой конкурс в рамках каждого ФОИВа (например, в рамках ФАНО), это уже будет большим шагом вперед. Предполагается, что за счет средств субсидии институту победитель конкурса адресно получит высокую заработную плату, а также «пакет возможностей» в виде ежегодных средств на командировки, расходные материалы и т.д. (разумеется, этот «пакет» должен зависеть от области науки). Методическими рекомендациями предусмотрено, что при смене ведущим ученым места работы субсидия на его адресную поддержку следует за ним в новый институт.

Точно так же проектная часть могла бы определяться в результате открытого конкурса проектов на статус ведущей лаборатории (своего для каждого ФОИВа).

Сотрудники победивших лабораторий получают повышенную заработную плату (по сравнению со средним уровнем для данной должности), а также средства на выполнение поданного на конкурс научного проекта. При этом ФОИВ может устанавливать свои требования относительно формата лабораторий, которые могут подавать на конкурс (например, отсекать слишком большие и слишком маленькие лаборатории). Безусловно, целесообразно проведение отдельных конкурсов для лабораторий, возглавляемых молодыми учеными, и для лабораторий, организуемых в удаленных регионах. Это позволит, с одной стороны, повысить ощущение надежности жизненной траектории для молодых ученых, которые уже «созрели» для руководства научным коллективом, и, с другой стороны, избежать концентрации ведущих лабораторий только в «научных столицах».

Оставшаяся часть субсидии (за вычетом индивидуальной и проектной части) имеет общеинститутский характер. Разумеется, ее размер должен определяться не только «по головам», но зависеть и от работы института как целого — методические рекомендации дают способы расчета такой зависимости. В первую очередь эта «общая» часть госсубсидии направлена на сохранение научной инфраструктуры (например, на заработную плату инженеров, поддерживающих уникальные экспериментальные установки института).

Однако на переходный период сюда же должна войти оплата труда сотрудников, не получивших статус ведущих исследователей и не относящихся к победившим на конкурсе ведущим научным лабораториям.

Тем самым мы предлагаем, чтобы финансирование таких сотрудников в какой-то степени осуществлялось по остаточному принципу, но у них будет шанс через год подать на конкурс ведущих исследователей либо войти в состав победившей на конкурсе ведущей лаборатории. В методических рекомендациях предлагается, что в первый год введения описанной системы размер общей части субсидии не может превышать 80%, во второй год — 60%, в третий год — 40%.

Когда эта система вступит в силу, целесообразно установить, что число работающих в институте ведущих исследователей и число созданных ведущих лабораторий являются одними из основных индикаторов успешности работы директора.

Это послужит мощным стимулом к тому, что центральной фигурой в научных институтах станут не администраторы, а ведущие ученые.

В целом представляется, что реализация мер, предусмотренных в методических рекомендациях по распределению субсидий в рамках государственного задания между научными учреждениями, приведет к повышению эффективности российской науки и создаст условия, при которых у успешно работающих в науке молодых ученых будет возникать ощущение надежности жизненной траектории.


Источник: Газета.ру



Комментарии
Пастух Евфграфович, 05 ноября 2014 08:58 
ЭКОНОМИКА НАУКИ.
"Шелушение администрации" (социол. термин, амер.) вещь полезная.
1 складный словесный продукт. Прекрасный стиль.
2 "...центральной фигурой в научных институтах станут не администраторы, а ведущие ученые." - доказательство здесь: "Парадокс близнецов"!
- "Ведь это наши горы, они помогут нам!" сказал бы словами В. Высоцкого папа потомственному сыну, увы, ставить друг против друга профессиональных управленцев-администраторов и ведущих учёных... это уже от деда - комсомольца/политрука. Это что ж, сначала отделим рядового сотрудника от финансовых "отношений" с начальством, затем, каждый второй Эйнштейн дополнительно к «Бидермайер» назовётся ещё и «федеральным профессором» (пусть их) и вдруг, тотчас же станет талантливым руководителем и без финансовых "отношений" с рядовыми сотрудниками... (долго будут слушаться того, кто тебе не платит?). А где гарантии успеха этой "антилюстрации", где ПРИМЕРЫ?
Или это чистая философия?
А может быть просто прослойка между рядовыми сотрудниками и высшим руководством слишком "толстоинертная" стала и повсеместно? Поэтому и рядовым не пишется в Science (пустуют ткацкие станки)
Прямо какая-то многоходовка по мотивам «Голый король», пойду перечитаю пьесу Евгения Шварца, придумают же должность: "центральная фигура" - ("пятачок, а наверху корона"), (смех в зале...)
------------
А если серьёзно - всё идёт правильно. Удачи. Да, новому королевству "Наука России" теперь необходим и СВОЙ банк, не так ли? Ведь одно из самых больших притяжений России заключается в том, что россияне доверяют друг другу, особенно в сложных обстоятельствах. А Банк - это Доверие.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Матрица - Перезагрузка
Матрица - Перезагрузка

Фотоконкурс по Периодической Системе Элементов имени Д.И.Менделеева
Конкурс авторских фотографий школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей, содержащих интересные и необычные варианты Периодической Системы Элементов имени Д.И.Менделеева или отдельных химических элементов. Конкурс организован Российским Химическим Обществом имени Д.И.Менделеева при поддержке Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда инфраструктурных и образовательных программ.

17 компаний стали обладателями Знака «Российская нанотехнологическая продукция»
Одним из репутационных инструментов для защиты инновационных компаний наноиндустрии является знак «Российская нанотехнологическая продукция». Торжественное вручение знака состоялось 7 декабря в рамках VI Конгресса предприятий наноиндустрии.

International photography contest denoted to the year of 150 Anniversary of the Periodic Table of Elements
Russian Chemical Society named after D.I.Mendeleev starts in the frame of XII Russian Olympiad "Nanotechnology - Breakthrough to the Future!" under the support of Faculty of Materials Science of Lomonosov Moscow State University and the Fund for Infrastructure and Educational Program the International photography contest denoted to the Year of 150 Anniversary of the Periodic Table.

Прощай, лампочка Ильича!
Д.Н.Плешков
Современные светоизлучающие устройства безальтернативно завоевывают рынок и становятся частью нашей повседневной жизни.

Композиты УНТ-ГАП – биоактивная матрица для роста костных тканей
Е.С.Климашина
Нанокомпозиты - одно из перспективных направлений развития материаловедения в интересах биологии и современной медицинской практики.

Умный дом
Н.В.Лысков
Умные дома могут составить яркую черту нашего будущего и прогресс в этом направлении связан с созданием новых поколений наноматериалов.

Система практик ФНМ МГУ
А.Б.Тарасов, А.В.Кнотько, Е.А.Гудилин

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.