Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Школа научной журналистики

Ключевые слова:  журналистика, популяризация науки, Проект "Нано-24", ученые

Опубликовал(а):  Палии Наталия Алексеевна

01 октября 2013

Открыт набор в Школу научной журналистки (ШНЖ), которую организует еженедельник «Русский репортер» совместно с Московским городским психолого-педагогическим университетом (МГППУ). Занятия проводят ведущие журналисты «Русского репортера», РИА «Новости», «Полит.ру» и других СМИ.

День открытых дверей (общий сбор абитуриентов) пройдет 6 октября 2013 года по адресу: Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд.311 в 18.00 (главное здание МГППУ). Организаторы школы подготовили ответы на основные вопросы, вознипкающие по поводу ее деятельности. Приводим их ниже без изменений.

Зачем все это делается

Наука – это круто. Когда смотришь на мир в масштабах Вселенной, когда понимаешь всю сложность человеческой психики, когда пытаешь разобраться в хитростях социальных отношений… В общем жизнь становиться совершенно иной. Многие вещи, которые беспокоят других, кажутся тебе мелкими и неважными, на фоне глобальных проблем науки. Но наука нуждается в том, чтобы ее продвигали и популяризировали. Особенно это касается России. Мы каждый день читаем про «британских ученых», которые что-то установили, открыли, доказали. А российская наука все больше проводит конференции и осуществляет реформы. Между тем, наши ученые ничем не хуже британских. Им есть чем удивить публику и расширить ее представление о мире. Для этого и нужны люди, умеющие популяризировать научные достижения.
Кому это нужно

Выпускнику Школы научной журналистики не обязательно тут же становиться редактором отдела науки (хотя и это не исключается). Возможны самые разные траектории:

Для журналистов – освоить новую тематическую область. Это увеличивает привлекательность на рынке труда, ведь журналистов, умеющих писать о науке, не так уж много

Для тех, кто подумывает о том, чтобы идти в журналистику – возможность получить базовые знания и навыки. Ведь занятия на ШНЖ ведут профессионалы-практики, которых не на каждом журфаке найдешь


Для тех, кто хочет заниматься наукой – это шанс освоить дополнительную специальность. Обучение на ШНЖ помогает тем, кто помимо основной деятельности собирается иногда писать научно-популярные статьи, пресс-релизы, материалы на сайт и т.д.

Для тех, кто хочет заниматься только наукой и не интересуется журналистикой… ШНЖ может оказаться полезной и для них. Ведь ученому приходиться и преподавать, и писать книги, и выступать с публичными лекциями. А для этого тоже нужны навыки популяризации науки


В каком формате проходят занятия

Мы ориентированы прежде всего на обучение практическим навыкам. Поэтому теоретиков, которые занудно рассказывают обо всяких умозрительных построениях, у нас не будет. И вообще – мы стараемся сделать наши занятия увлекательными, живыми и интересными.Форматы у нас такие:


- Лекции и семинары на тему журналистики и популяризации науки

- Мастер-классы и тренинги (от «как перевести с научного на человеческий» до «как перестать бояться белого листа»)

- Встречи с учеными и журналистами разных СМИ в формате «Пресс-конференция с плюшками» (среди приглашенных есть даже лауреат Нобелевской премии)

- Выполнение и разбор практических заданий

- Подготовка материалов для «Русского репортера» и других изданий (наиболее удачные тексты публикуются, и даже порой гонорары платят)

- Участие в Летней школе «Русского репортера», «Медиаполигоне» и других проектах (это, конечно, факультативно).

Что нас уже получилось
Школа научной журналистики существует уже второй год. За это время было проведено много занятий, выпито много чая, написано много текстов. Некоторыми нашими достижениями стоит похвастаться особо.

- Статья «10 животных, которые перевернули науку» (http://www.rusrep.ru/article/10jivotnih/) была посвящена самым известным экспериментальным животным: собаке Павлова, быку Дельгадо, обезьяне Ладыгиной-Котс, лягушке Сеченова и др. Этот текст занял первое место во всероссийском конкурсе на лучшую журналистскую публикацию по истории науки. Победа особенно приятна тем, что, во-первых, мы играли на «чужом поле» - конкурс проводился Сибирским отделением РАН, а, во-вторых, - мы победили не в студенческом соревновании, а конкурсе для профессиональных авторов;

- Проект «Нано-24» (http://www.rusrep.ru/article/2013/03/13/nano/), в котором учащиеся Школы научной журналистики очень активно участвовали. Тут тоже не обошлось без наград. Проект занял сразу два призовых места на всероссийском конкурсе «Инновации глазами журналистов», проводимом РВК. При этом в номинации «Лучшее федеральное печатное СМИ, освещающее инновационную деятельность», мы заняли 1-е место, опередив «Российскую бизнес-газету», «Бизнес-журнал» и даже «Науку и жизнь».

- Многочисленные мини-интервью с российскими и зарубежными учеными. Предмет особой гордости – комментарий Масанори Ниими, ученого из Токио, который стал одним из лауреатов Игнобелевской премии в области медицины (http://www.rusrep.ru/article/2013/09/18/opera/). Нам удалось получить от него комментарий прямо в день присуждения премии.

- Интервью с профессором МГППУ Катериной Поливановой «Что не так в нашей школе» (http://www.rusrep.ru/article/2012/11/27/scool/). Этот материал спровоцировал массу откликов и споров.

Что говорят участники
А теперь предоставим слово студентке журфака МГУ Василисе Бабицкой, которая за время учебы на ШНЖ стала стажером «Русского репортера» и сотрудником портала «Полит.ру»: «Школа научной журналистики - это образовательная площадка преимущественно для молодых ученых и просто любознательных людей, которые хотят рассказывать как о собственных исследованиях, так и о работе других ученых на языке, понятном и профессору университета, и соседу по лестничной клетке. Здесь можно не только научиться интересно писать о сложных вещах, но и реализовать собственные проекты вместе с единомышленниками. Назвать учебой в привычном понимании этого слова лекции ШНЖ достаточно сложно, потому что каждое занятие - это часть творческого процесса, нечто яркое и запоминающееся. Здесь и тренинги, и мозговые штурмы, и дискуссии, и работа в редакции, и даже небольшой театр. У каждого из преподавателей есть свой блок лекций. И, к слову, с каждым из них студенты - на “ты”. Григорий Тарасевич, редактор отдела науки журнала “Русский репортер”, придумывает вместе со студентами метафоры, которые раскрывают очень сложные научные понятия, и разбирается, почему с точки зрения науки все любят котиков. Светлана Скарлош, редактор спецпроектов “РР”, читает лекции про архитектонику и структуру текста, проводит тренинги, на которых в том числе учит кого угодно разговаривать с кем угодно, и даже - со спичечными коробками. Ольга Андреева, корреспондент “РР”, показывает, как можно работать с речью людей, в том числе - полностью воссоздавать ее только по психологическому портрету и краткой биографии. Все это - лишь краткий обзор того, чему можно научиться. Школа научной журналистики для многих стала взлетной полосой: кто-то успешно работает научным корреспондентом и сотрудничает с различными изданиями, в том числе - с “Русским репортером”, кто-то открыл для себя новую область знаний, а некоторые студенты реализуют собственные проекты с единомышленниками - однокурсниками по ШНЖ».

Чему будем учиться
Вот основные темы учебной программы.

- Научная журналистика: содержательная и институциональная

- Смысловые цели: Бог, Желудок, Зеркало

- Наука и журналистика: как переводить с одного языка на другой и обратно

- Куда это девать: формы популяризации науки

- Как выбирать тему

- «Британские ученые установили…»: понятие новости и ее источника. Как можно расширить новость

- Чем журналисты отличаются от ученых: методы сбора и обработки информации

- «Как взять интервью у спичечного коробка» и другие психологические тренинги

- Чтобы не было мучительно стыдно… Проверка фактов

- Какие темы в естественных и гуманитарных науках сейчас наиболее актуальны

- Как общаться с редакцией

- Как общаться с учеными

- Как писать о психологии, социологии, педагогике

- Жанры, форматы и мульки

- Как делать интервью, репортаж и другие крупные формы

- Как строить композицию текста

Но и это еще не все. Будет много других достаточно увлекательных и полезных тем. А еще… Участники ШНЖ могут принимать участие в других образовательных и журналистских проектах. Например – в Летней школе «Русского репортера». Но это, конечно, все факультативно.

Кто у нас преподает
Мы будем стараться подбирать на каждую тему наиболее профессионального в ней специалиста. Костяк преподавателей сейчас состоит из следующих журналистов:

Григорий Тарасевич, редактор отдела науки журнала «Русский репортер», директор Летней школы (http://www.rusrep.ru/authors/grisha/ );

Светлана Скарлош, редактор отдела спецпроектов «РР», научный руководитель Отделения психологии Летней школы (http://www.rusrep.ru/authors/skarlosh/ );

Ольга Андреева, корреспондент отдела репортажа РР, научный руководитель лаборатории «Текст» Летней школы (http://www.rusrep.ru/authors/andreeva/ );

Андрей Константинов, корреспондент отдела науки «РР» (http://www.rusrep.ru/authors/konstantinov/ );

Борис Долгин, научный редактор информационно-аналитического интернет-канала «Полит.ру» (http://polit.ru/author/boris_dolgin/ )

Илья Ферапонтов, журналист РИА «Новости» (http://ria.ru/authors/pheraphontov/ )

Когда проходят занятия

Наши планы таковы:

- Суммарный объем занятий – 240 академических часов

- Программа разбита на три блока: октябрь 2013 – февраль 2014, февраль 2014 – июнь 2014, октябрь 2014 – январь 2015

- По окончанию каждого блока – зачет. Статус «сдал / не сдал» определяется выполнением практических заданий

Занятия проходят по воскресеньям и по вечерам одного из будних дней (предположительно – вторник).

Как к нам попасть

В конкурсе может участвовать любой желающий. Для этого надо заполнить специальную анкету. При конкурсном наборе и при распределении в бюджетную или коммерческую группу учитываются следующие факторы:

Выполнения тестовых зданий (основной критерий – уровень мотивации, способность работы с информацией),

Образование и область деятельности (предпочтение отдается психологам, педагогам и представителям естественных наук),

Активное участие в Летних школах «Русского репортера», «Медиаполигоне» и других образовательно-практических проектах.

Чтобы получить анкету, задать вопросы и т.д. пишите: schnzh2013@yandex.ru


День открытых дверей (общий сбор абитуриентов) пройдет 6 октября 2013 года по адресу: Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд.311 в 18.00 (главное здание МГППУ).


В статье использованы материалы: Nature Specials , scienceblogs.com, полит.ру


Средний балл: 10.0 (голосов 2)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Песик Кеша
Песик Кеша

Участие НТ-МДТ Cпектрум Инструментс в международной конференции ACNS’2019
Участие НТ-МДТ Cпектрум Инструментс в международной конференции ACNS’2019. Тезисы доклада Быкова В.А.

Пять медалей завоевали российские школьники на Международной физической олимпиаде
Стали известны итоги 50-й Международной физической олимпиады для школьников, которая проходила в Тель-Авиве (Израиль). Российская сборная завоевала в состязаниях 4 золотые и одну серебряную медаль.

Поступление в совместный российско-китайский Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
В июле 2019 года в МГУ имени М.В. Ломоносова проходит набор учащихся на программы МГУ, реализуемые в Университете МГУ-ППИ в Шэньчжэне. Поступление в совместный университет – это возможность учиться в самом быстроразвивающемся городе мира на русском языке у ведущих преподавателей МГУ по самым современным программам, получить образование мирового уровня и дипломы сразу двух университетов, овладев китайским языком. Для поступления в совместный университет не требуется владения китайским языком. Прием документов и экзамены проходят на территории МГУ. Абитуриенты имеют право поступать одновременно в МГУ имени М.В. Ломоносова и МГУ-ППИ в Шэньчжэне.

3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве
И.В.Яминский
Материалы лекции проф. МГУ, д.ф.-м.н., генерального директора Центра Перспективных технологий И.В.Яминского "3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве". 3D принтер, сканирующий зондовый микроскоп и фрезерный станок. Что общего между ними? Как конструировать их своими руками? Небольшой экскурс в практические нанотехнологии. Поучительная история о создании сканирующего туннельного микроскопа. От идеи до нобелевской премии за 5 лет. Взгляд в микромир – от атомов и молекул до живых клеток. Как взвесить массу одного атома? Вирусы и бактерии – наши друзья или враги? Медицинские приложения нанотехнологий – нанобиосенсоры для обнаружения биологических агентов.

Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники
В.А.Кецко
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. В сообщении даны материалы лекции д.х.н., в.н.с. ИОНХ РАН В.А.Кецко "Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники".

Лекции и семинары от ФНМ МГУ на Нанограде
Е.А.Гудилин
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. Ниже даны материалы лекций и семинаров представителя ФНМ МГУ проф., д.х.н. Е.А.Гудилина.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.