Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Нобелевский успех закоренелого двоечника и его мамы

Ключевые слова:  Джон Гердон, Нобелевская премия, периодика, физиология и медицина

Автор(ы): Илья Колмановский

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

15 октября 2012

Лауреат Нобелевской премии 2012 по физиологии и медицине сэр Джон Гёрдон рассказал в интервью РЖ о том, что по настоящему важно для достижения успеха в науке.

На этой неделе в соцсетях циркулирует скан заключения учителя биологии из Итона о безобразной успеваемости ученика по имени Джон Гёрдон. Учитель делает вывод, что юноша чудовищно плохой ученик и что продолжать занятия биологией будет тратой времени. Мы связались с нобелиатом и из его рассказа поняли, что всё его образование состояло из череды провалов и отказов от занятий тем, что ему было неинтересно – увенчавшейся одним из важнейших открытий в истории науки.

«В те времена у нас даже не было учебника, - вспоминает сэр Джон. – Учитель, мужчина за шестьдесят, просто читал нам вслух какие-то материалы, а на следующей встрече давал тест из 50 вопросов по прочитанному. Я категорически не мог этого запомнить».

Выкинутый из естественнонаучного потока, Гёрдон был вынужден перекантоваться до конца школы на гуманитарном, поскольку его латынь и греческий были не настолько ужасны (хотя и знанием языков он не мог похвастать). И тут в дело вмешалась его мать, школьная учительница физкультуры.

«Моя мать была исключительно мудрым и чутким человеком. Она видела, что подлинный интерес у меня вызывают только гусеницы, которых я выращивал; я с шести лет собираю насекомых, в основном мотыльков. Меня всегда завораживал этот, до сих пор во многом загадочный процесс превращения, от стадии к стадии», – вспоминает Гёрдон. Родители заплатили за дополнительный год частного обучения естественным наукам – и мальчик смог поступить в Оксфорд, «условно». «Я не знаю, выжил бы я в сегодняшней системе обучения», – говорит Гёрдон. Но в те годы многое было возможно: ему дали поучиться год на неформальных основаниях, и когда он смог сдать сессию, зачислили на курс по зоологии.

Учеба давалась очень тяжело; в те годы зоологов мало учили экспериментальной работе, а больше требовали просто запоминать названия бесчисленных костей динозавров. Гёрдон попытался попасть в аспирантуру по зоологии, но его не взяли.

И тут Гёрдону в первый раз улыбнулась удача: его позвал в аспирантуру профессор эмбриологии Майкл Фишберг. Работа была экспериментальной, новаторской, и Гёрдон быстро в нее втянулся. «Вскоре я был полностью поглощен тем, что я делаю», – говорит Гёрдон. Через несколько месяцев аспирант Гёрдон поставил эксперимент с ядрами клеток лягушек, который положил начало целому направлению науки.

Сэр Джон и отчет его учителя из Итона

Правда, сперва это не было очевидно. Перед тем как Гёрдон увидел результаты своего эксперимента, ему еще раз пришлось признать поражение в неинтересной для него области. Шеф послал Гёрдона в США, чтобы поучиться сверхновым методам экспериментальной генетики. «Там мне сказали, что если я совсем ничего в этом не смыслю, мне не стоит и начинать разбираться, потому что профессор слишком занят, чтобы объяснять азы», – вспоминает Гёрдон. Он практически ничего не вынес для себя из этой поездки и уехал обратно в Европу.

Вернувшись, Гёрдон увидел, что его головастики стали взрослыми лягушками и даже сами размножились. Анализ их клеток показал, что Гёрдон сделал выдающееся открытие; полвека спустя это направление оказалось одним из ключевых в медицине, и сегодня бывший аспирант получил нобелевскую премию.

Вкратце суть открытия Гёрдона состояла в том, что ядра всех клеток взрослого организма содержат одинаковую информацию. Клетки, например, сердечной мышцы отличаются от нейронов только тем, что в них работают разные гены - но общий набор генов в них одинаковый. Пересадка ядер из “взрослых” клеток в яйцеклетки вернула ядра в эмбриональное, девственное состояние; полвека спустя ученые при помощи еще более утонченной процедуры научились превращать взрослые клетки в эмбриональные уже у человека, растить их в любом количестве и превращать в любые взрослые клетки - и теперь эта сфера стала важным направлением медицинских исследований: ученые надеются научиться выращивать таким образом неограниченные количества клеток “на замену” - чтобы восстанавливать сердце после инфаркта или сетчатку при макулодистрофии.

«Оглядываясь назад, я считаю ту аспирансткую работу самым значительным успехом в моей жизни», – вспоминает 79-летний нобелиат.

На самом деле, после публикации 1962 года Гёрдон сделал очень много. В 1975 году он получил рыцарское звание за свои научные заслуги; в последующие годы – бесчисленные научные премии. Сегодня он возглавляет Институт Гёрдона в Кэмбридже (практически беспрецедентное явление: институт, названный так при жизни ученого).
У этого человека свои правила по отношению ко всему. Его лекции считаются образцом ясности, прозрачной логики: «Дело в том, что я сам не понимаю ничего сложного; поэтому я стремлюсь добиваться предельной простоты – и в экспериментах, и в том, как я о них рассказываю», – объясняет Гердон.

Другая причуда: в его Институт не берут ученых, которые занимаются совершенно обособленными областями науки: «Мы не хотим начинать новые направления только ради того, чтобы они были у нас представлены. Мы всегда предпочитаем развивать имеющиеся успехи. Мы верим в сотрудничество, хотим чтобы новые лаборатории работали в связке со старыми» – говорит Гёрдон. Это очень нетипично – но, еще раз – он все делает по-своему.

«Обращаясь к детям и их родителям, я хочу сказать, что самое важное – найти что-то, что вам по-настоящему интересно, и следовать этому интересу», – сказал нобелевский лауреат.


В статье использованы материалы: pgbooks.ru


Средний балл: 9.9 (голосов 7)

 


Комментарии
Волевой мужик

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Наногоры и нанохолмы
Наногоры и нанохолмы

Светодиодные технологии и оптоэлектроника: магистратура на стыке образования и индустрии
Открыт набор на первую в России индустриальную программу «Светодиодные технологии и оптоэлектроника» Университета ИТМО

Международная онлайн-дискуссия «Квант будущего»
Фонд Росконгресс, Госкорпорация «Росатом», Российский квантовый центр и научно-популярное издание N+1 завершают серию международных онлайн-дискуссий «Квант будущего», где лидеры индустрии и ведущие мировые ученые обсуждают, как квантовые технологии уже изменили наш мир, и с какими вызовами помогут справиться в будущем.
Заключительная дискуссия «Квантовая революция: профессии будущего и трансформация образования» состоится 8 июля в 17:00 по московскому времени.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Супергибридный материал для хранения водорода. Двумерная соль. Существование виртуальных мультиферроиков подтверждено. Чёрные бабочки. Служение науке и немного поэзии.

Академия - университетам
Е.А.Гудилин, Ю.Г.Горбунова, С.Н.Калмыков
Российская Академия Наук и Московский университет во время пандемии реализовали пилотную часть проекта "Академия – университетам: химия и науки о материалах в эпоху пандемии". За летний период планируется провести работу по подключению к проекту новых ВУЗов, институтов РАН, профессоров РАН, а также по взаимодействию с новыми уникальными лекторами для развития структурированного сетевого образовательного проекта "Академия - университетам".

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2020
Коллектив авторов
Защиты выпускных квалификационных работ (квалификация – бакалавр материаловедения) по направлению 04.03.02 - «химия, физика и механика материалов» на Факультете наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова состоятся 16, 17, 18 и 19 июня 2020 г.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2020 году
коллектив авторов
2 - 5 июня пройдут защиты магистерских диссертаций выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.