Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Нобелевский успех закоренелого двоечника и его мамы

Ключевые слова:  Джон Гердон, Нобелевская премия, периодика, физиология и медицина

Автор(ы): Илья Колмановский

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

15 октября 2012

Лауреат Нобелевской премии 2012 по физиологии и медицине сэр Джон Гёрдон рассказал в интервью РЖ о том, что по настоящему важно для достижения успеха в науке.

На этой неделе в соцсетях циркулирует скан заключения учителя биологии из Итона о безобразной успеваемости ученика по имени Джон Гёрдон. Учитель делает вывод, что юноша чудовищно плохой ученик и что продолжать занятия биологией будет тратой времени. Мы связались с нобелиатом и из его рассказа поняли, что всё его образование состояло из череды провалов и отказов от занятий тем, что ему было неинтересно – увенчавшейся одним из важнейших открытий в истории науки.

«В те времена у нас даже не было учебника, - вспоминает сэр Джон. – Учитель, мужчина за шестьдесят, просто читал нам вслух какие-то материалы, а на следующей встрече давал тест из 50 вопросов по прочитанному. Я категорически не мог этого запомнить».

Выкинутый из естественнонаучного потока, Гёрдон был вынужден перекантоваться до конца школы на гуманитарном, поскольку его латынь и греческий были не настолько ужасны (хотя и знанием языков он не мог похвастать). И тут в дело вмешалась его мать, школьная учительница физкультуры.

«Моя мать была исключительно мудрым и чутким человеком. Она видела, что подлинный интерес у меня вызывают только гусеницы, которых я выращивал; я с шести лет собираю насекомых, в основном мотыльков. Меня всегда завораживал этот, до сих пор во многом загадочный процесс превращения, от стадии к стадии», – вспоминает Гёрдон. Родители заплатили за дополнительный год частного обучения естественным наукам – и мальчик смог поступить в Оксфорд, «условно». «Я не знаю, выжил бы я в сегодняшней системе обучения», – говорит Гёрдон. Но в те годы многое было возможно: ему дали поучиться год на неформальных основаниях, и когда он смог сдать сессию, зачислили на курс по зоологии.

Учеба давалась очень тяжело; в те годы зоологов мало учили экспериментальной работе, а больше требовали просто запоминать названия бесчисленных костей динозавров. Гёрдон попытался попасть в аспирантуру по зоологии, но его не взяли.

И тут Гёрдону в первый раз улыбнулась удача: его позвал в аспирантуру профессор эмбриологии Майкл Фишберг. Работа была экспериментальной, новаторской, и Гёрдон быстро в нее втянулся. «Вскоре я был полностью поглощен тем, что я делаю», – говорит Гёрдон. Через несколько месяцев аспирант Гёрдон поставил эксперимент с ядрами клеток лягушек, который положил начало целому направлению науки.

Сэр Джон и отчет его учителя из Итона

Правда, сперва это не было очевидно. Перед тем как Гёрдон увидел результаты своего эксперимента, ему еще раз пришлось признать поражение в неинтересной для него области. Шеф послал Гёрдона в США, чтобы поучиться сверхновым методам экспериментальной генетики. «Там мне сказали, что если я совсем ничего в этом не смыслю, мне не стоит и начинать разбираться, потому что профессор слишком занят, чтобы объяснять азы», – вспоминает Гёрдон. Он практически ничего не вынес для себя из этой поездки и уехал обратно в Европу.

Вернувшись, Гёрдон увидел, что его головастики стали взрослыми лягушками и даже сами размножились. Анализ их клеток показал, что Гёрдон сделал выдающееся открытие; полвека спустя это направление оказалось одним из ключевых в медицине, и сегодня бывший аспирант получил нобелевскую премию.

Вкратце суть открытия Гёрдона состояла в том, что ядра всех клеток взрослого организма содержат одинаковую информацию. Клетки, например, сердечной мышцы отличаются от нейронов только тем, что в них работают разные гены - но общий набор генов в них одинаковый. Пересадка ядер из “взрослых” клеток в яйцеклетки вернула ядра в эмбриональное, девственное состояние; полвека спустя ученые при помощи еще более утонченной процедуры научились превращать взрослые клетки в эмбриональные уже у человека, растить их в любом количестве и превращать в любые взрослые клетки - и теперь эта сфера стала важным направлением медицинских исследований: ученые надеются научиться выращивать таким образом неограниченные количества клеток “на замену” - чтобы восстанавливать сердце после инфаркта или сетчатку при макулодистрофии.

«Оглядываясь назад, я считаю ту аспирансткую работу самым значительным успехом в моей жизни», – вспоминает 79-летний нобелиат.

На самом деле, после публикации 1962 года Гёрдон сделал очень много. В 1975 году он получил рыцарское звание за свои научные заслуги; в последующие годы – бесчисленные научные премии. Сегодня он возглавляет Институт Гёрдона в Кэмбридже (практически беспрецедентное явление: институт, названный так при жизни ученого).
У этого человека свои правила по отношению ко всему. Его лекции считаются образцом ясности, прозрачной логики: «Дело в том, что я сам не понимаю ничего сложного; поэтому я стремлюсь добиваться предельной простоты – и в экспериментах, и в том, как я о них рассказываю», – объясняет Гердон.

Другая причуда: в его Институт не берут ученых, которые занимаются совершенно обособленными областями науки: «Мы не хотим начинать новые направления только ради того, чтобы они были у нас представлены. Мы всегда предпочитаем развивать имеющиеся успехи. Мы верим в сотрудничество, хотим чтобы новые лаборатории работали в связке со старыми» – говорит Гёрдон. Это очень нетипично – но, еще раз – он все делает по-своему.

«Обращаясь к детям и их родителям, я хочу сказать, что самое важное – найти что-то, что вам по-настоящему интересно, и следовать этому интересу», – сказал нобелевский лауреат.


В статье использованы материалы: pgbooks.ru


Средний балл: 9.9 (голосов 7)

 


Комментарии
Волевой мужик

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Магнитный цветок
Магнитный цветок

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.