Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Поддержка талантливой молодежи: стипендии, гранты, системы олимпиад

Ключевые слова:  гранты, образование, олимпиады

Автор(ы): Дискуссионный клуб Министерства образования и науки РФ

Опубликовал(а):  Палии Наталия Алексеевна

17 декабря 2011

Государственная поддержка талантливой молодежи осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года. Эта программа позволяет выявлять и продвигать одаренных учащихся, существенно улучшать качество проводимых мероприятий по отбору юных талантов; развивать систему поддержки их на федеральном и региональном уровнях с участием всего общества; создавать кадровый резерв для социально-экономического развития страны.

Один из главных инструментов поддержки талантливой молодежи – присуждение премий победителям и призерам международных, всероссийских и региональных конкурсов и олимпиад. На момент получения премии кандидат должен быть не старше 25 и не моложе 14 лет, а также иметь российское гражданство. Он должен быть победителем или призером конкурса или олимпиады в индивидуальном зачете (командные виды в перечень мероприятий для награждения не включаются). Иными словами, футболист или участник хора и танцевального коллектива (не солист) не может претендовать на премию. Учащийся может получить только одну премию в год, даже если он станет дважды или трижды победителем указанных в перечне всероссийских мероприятий. И он не может получить премию по совокупности достижений или за созданный им творческий продукт (литературное, художественное или музыкальное произведение, изобретение, кинофильм, фотография и т.д.), а только по итогам мероприятия, проходящего на конкурсной основе.

Кандидатов выдвигают по каждой из следующих номинаций:

социально значимая и общественная деятельность;

научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность;

профессиональное мастерство;

художественное творчество;

любительский спорт.

Количество наград устанавливается пропорционально численности проживающих в субъекте Российской Федерации граждан, но не может включать в себя менее 7 премий. Ежегодно во всех регионах России, в соответствии с указом Президента, победители российских и призеры международных олимпиад получают премии по 60 тыс. рублей, а победители региональных и призеры российских олимпиад – по 30 тыс. рублей. Список премиантов размещается на сайте Минобрнауки России.

Перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии, ежегодно утверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Кандидаты могут участвовать в десятках мероприятий. Например, это ежегодный открытый национальный конкурс социальной рекламы «Новое пространство России», всероссийский конкурс по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива – XXI», всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учеников общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева, всероссийский конкурс «Интеллектуально-творческий потенциал России», международный конкурс научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Модель МВФ», международная олимпиада научных работ молодежи «Инновационная Евразия», всероссийский экономический форум научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий» и многие другие. С полным списком конкурсов и олимпиад, участвующих в программе поддержки талантливой молодежи, можно ознакомиться на сайте Минобрнауки России.

Премии за победы на такого рода мероприятиях – лишь один из важных стимулов и форм поддержки юных талантов. На федеральном уровне в программу включены гранты, премии, стипендии президента России, правительства России и министерств. Кроме того, во многих вузах существуют адресные гранты и стипендии от общественных фондов, бизнес-сообществ, некоммерческих организаций. На региональном уровне популярны так называемые «губернаторские стипендии» – прибавки талантливым учащимся к обычным выплатам от высшего административного лица субъекта Российской Федерации. Кроме того, региональные бизнес-структуры заинтересованы в талантливых выпускниках и время от времени учреждают свои стипендии.

Кроме того, Минобрнауки России предлагает ввести систему поощряющих грантов из бюджета самого нацпроекта «Образование». В рамках программы поддержки талантливой молодежи Министр образования и науки России Андрей Фурсенко предлагает поощрять студентов российских вузов, которые демонстрируют успехи в обучении. «Я считаю, будет правильным ввести в вузах систему грантов за отличительные успехи. Причем не должно быть деления студентов на «платников» и «бесплатников». Такая возможность может быть для всех. В рамках существующего законодательства у ректоров российских вузов есть возможность ввести подобные гранты», – заявил Фурсенко.

Создание наиболее благоприятных условий для творческой деятельности школьников, студентов и аспирантов, сохранение и развитие их интеллектуального и творческого потенциала – приоритетное направление в осуществлении государственной молодежной политики. В разработанную Минобрнауки России программу поддержки талантливых учащихся входят многочисленные премии, различные стипендии, организация творческих мастерских и объединений, создание государственных и иных фондов для поддержки одаренной молодежи.


В статье использованы материалы: клуб.минобрнауки.рф


Средний балл: 10.0 (голосов 6)

 


Комментарии
Прежде чем публично предлагать какие-то решения для популяризации науки и отбора молодых людей, способных к занятию наукой, полезно было бы рассмотреть ситуацию с точки зрения психологии - как на теоретическом уровне (с учётом современных знаний по этологии человека, меметике, работоспособных моделей психики человека и технологий влияния), так и мысленным экспериментом - через проигрывание разного рода проблемных ситуаций на уровне отдельного человека, чтобы отобрать среди разных возможных вариантов действий оптимальные по соответствию ожидаемых результатов поставленным целям.
Проиграем ситуации, начав с хорошо знакомой мне личной, пусть уже и из другой эпохи. Когда был школьником, я поучаствовал в трех областных химических олимпиадах и в одной физической районной (на которой грамот не выдавали) - во всех первое место, а учась в МИТХТ - в олимпиаде по инженерной графике (1 место, грамот не выдавали, только плакат на кафедре и у входа в институт), по неорганической химии дважды (оба раза 1 место, грамот не выдавали, только "плакатили"), по высшей математике дважды (1 место и 2 место, грамот не выдавали, тоже только "плакатили"), по процессам и аппаратам химической технологии (2 или 3 место, надо в грамоту глянуть какое), провалил только олимпиаду по органической химии (13 место). В студенческих научных конференциях выступал только со своими от начала и до конца работами - по секциям высшей и прикладной математики (два раза первое место - "за велосипедные" исследования: вывод двумерно-периодических комплексных функций разной симметрии, и за вывод и изучение четырехмерных правильных выпуклых и невыпуклых политопов [только недавно узнал, что выпуклые вывел Шлефли в середине 19-го века, а кто невыпуклые и полуправильные и искали ли их вообще, до сих пор не знаю - зарубежные книги по теме мне недоступны, а у нас не издавалось ничего], и один раз второе - за методы продолжения и формульного выражения числовых рядов, видимо - тоже "велосипедные") и неорганической химии (первое место - за предсказание новых каркасных форм углерода с геометрическим расчетом их кристаллических структур [это было в 1989 - до получения фуллерена, в 2005 мне стал доступен интернет и я узнал, что одну из этих форм - polybenzene - предсказал Riley еще в конце 1940-х годов, в 2007, взяв и БЕНе несколько статей по ссылкам из интернета, узнал, что ещё две из этих форм - обе из этиленовых фрагментов - незадолго до меня придумал Иван Вячеславович Станкевич из ИНЭОСа, и лишь четвёртую - тоже из этиленовых фрагментов, самую низкосимметричную, я придумал первым, но так ещё и не опубликовал]), во всех случаях грамоты вручались ректором на собрании, других случаев моего участия не было - в том числе выступать по темам, предлагавшихся преподавателями, отказывался.
Если бы о школьных олимпиадах не объявляли в школе учителя, я бы о них не узнал и поэтому на них обошлись бы без меня. У нас в школе был мощный химик (упор делал на обучение решению задач на уровне приемных экзаменов в химвузы и медвузы, интересующимся химией давал свои личные книги почитать), и нашей школе предоставлялось право выставлять участников на химическую олимпиаду сразу на областной уровень - трёх человек по каждому классу, когда я участвовал - трое отличников нашего класса все три и выигрывали, я всегда первое. Один раз учителя публично объявили о физической олимпиаде - один раз и поехал, причем, поскольку областные по всем предметам шли в один день, в физической областной я уже не смог участвовать - не откажусь же я от химической? О математических олимпиадах в школе я слыхом не слыхивал. На всероссийской особых успехов не достигал - в восьмом классе занял 4-е место (и поехал на всесоюзную, где занял четвёртое групповое - "кукурузу", личных мест там уже не давали), в десятом 6-е, а в девятом ещё ниже, уже и не помню какое.
В МИТХТ о проведении олимпиад узнавал из объявлений лекторов или из кафедральной доски объявлений, на олимпиады, от которых своих успехов не ожидал (вроде физики, программирования, иностранного языка), ходить даже не пытался. На олимпиады вузовские следующего уровня я ходил только дважды, сразу понял, что задачи там явно подогнаны под, как сказали бы сейчас, владеющих инсайдерской информацией, и больше на них не ездил, даже когда преподаватели с кафедры просили.
Подогнанные задачи - это я вот о чём: первый раз я столкнулся с этим в 8-м классе, увидев задачки со словечком "аликвотный" - уже тогда я догадывался (а сейчас я это знаю точно), что многие не только всю жизнь проработавшие химиками, но и основательно остепенённые за всю свою жизнь ни разу не сталкивались с этим словом и не знают, что оно значит. То есть они не смогут решить задачу не потому, что не знают химии - они могут знать ее в совершенстве, а потому, что не знают подобного рода словечек. Особенно много возможностей для профанации олимпиад дают задачи практического характера, жестко отбраковывающие не имеющих опыта пользования тем или иным редким прибором, или тоже получившим подсказку, в то время как обучение многим важным тонкостям по книжкам неэффективно - по аналогии с тем, что при любых физических данных невозможно научиться прыгать с вышки в бассейн, в который не запущена вода. Поэтому есть основания ожидать, что с переходом к премированию за места в олимпиады станет массовым применение задач подобного рода - когда не знающим "ключика" никакие другие знания не помогут, и родственники и знакомые составителей, или просто лица из узкого круга, могут спокойно получать места. Когда обычный талантливый студент столкнется с парочкой случаев таких задач, он всё поймёт и на олимпиады ходить перестанет, ну разве что если другого пути для поступления не оставят (например, в знакомых местах Воронежской области большинство из лучших по ЕГЭ его просто купили) - так, на всякий случай, от безысходности попробует. Пока эта практика распространена преимущественно в формировании тем федеральных целевых программ и прочих грантоопасных направлений, но скоро станет применятся гораздо шире, и в первую очередь этим озаботятся уже имеющие соответствующий бесценный опыт. А жертвами станут действительно талантливые школьники и студенты - на этом празднике жизни снова обойдутся без них...
Все мои выступления на студенческих конференциях - результаты моей абсолютно самостоятельной деятельности, начиная с постановки идеи и кончая полным отсутствием доступной литературы по теме и даже информации о ней, причём мои математические исследования начались ещё с 8 класса школы (полный скан своего сохранившегося творческого дневника 1984-1985 г. выложил на своей странице вконтакте http://vkont.../id65633720).
Кроме упомянутой возможности превращения олимпиад в заказной фарс специальным формулированием задач, какие из этого моего личного опыта ещё можно сделать выводы?
Во-первых, необходимо договариваться (1) с ведущими мировыми издательствами научной литературы, (2) с разработчиками важнейших тематических научных баз данных, (3) с разработчиками качественного программного обеспечения для проведения квантовохимических, конструкторских и других расчётных симуляторов реальности с приемлемым для непрограммистов графическим интерфейсом, о дотируемом государством свободном онлайн-доступе граждан страны к их продукции - если не через простую территориальность IP-адреса, то хотя бы через государственный бесплатный ресурс-посредник с бесплатной, но максимально персонализованной регистрацией (может быть, даже по скайпу через веб-камеру). Дотирование свободного доступа через IP-адреса образовательных и научных учреждений существенно поможет только научным сотрудникам, а студентам и школьникам ничего не даст - к этим компьютерам для свободного поиска их просто не пустят. Качество и количество данных, содержащихся в учебниках, а то и в вузовских лекциях (см. мои комментарии к лекциям курса Неорганическая химия для первого курса МГУ), недостаточно для профильного образования. Без баз данных с невербальными поисковыми возможностями самостоятельное обучение даже при полнотекстовой подписки на большинство ведущих мировых научных журналов по теме, самостоятельное образование будет весьма затруднительно - хотя бы потому, что большинства специальных терминов, а тем более их переводов на английский и немецкий, учащиеся ещё не успели узнать. О полнотекстовой доступности научной литературы на русском языке нужно позаботиться в первую очередь, а то сейчас, например, у меня в ИМЕТе трагикомическая ситуация - полнотекстовая подписка на издательство Springer, где издаются переводные версии большинства российских научных журналов, есть (даже на старые статьи и на многие книги), а на сами российские научные журналы на русском - практически нет (только за последний год через elibrary, и то лишь где-то на половину наших тематических журналов). Причем через Springer тоже доступны переводы только за те несколько последних лет, когда фирма МАИК Наука/Интерпериодика сотрудничала с этим издательством. Необходимо пойти по пути Wiley, ACS и RSC - полностью отсканировать и сделать онлайн-доступным для подписчиков весь архив научных журналов на русском языке за прошлые годы, а заодно и их переводных версий. Многие недоисследованные, но перспективные темы отражены только в старых томах журналов, недоступных для scholar.google.com и других специализированных поисковых систем научного контента в интернете. Если академическое издательство Наука (у которого даже сайт давно неактуален) и бизнесмены из МАИК скажут, что у них на это нет денег, государство должно им целенаправленно помочь. Как и в организме, который заболевает и гибнет при плохом кровообращении, питании, пищеварении, дыхании и т.д., для результативной работы таких ключевых отраслей государства, как образование, фундаментальная наука, прикладная наука и промышленность, главное - достаточно функциональная и надёжно работающая инфраструкткра.
Во-вторых, очень важным становится владение ведущими иностранными языками научной литературы - английским и немецким, а в особенности - знание написаний переводов специальных терминов на эти языки. Разумеется, качество образования будет наивысшим, если продолжать вести его на родном для большинства преподавателей и студентов языке - русском (попытки насаждения обучения на английском снизили бы IQ студентов и преподавателей на 10-30 единиц, то есть сделали бы их просто тупицами по сравнению с тем, кем они будут, продолжая учиться на своем языке, даже при хорошей отдрессированности такого преподавания, что уже труднодостижимо). Поэтому надо стремиться к тому, чтобы во вновь выпускаемых учебниках, при первом употреблении каждого специального термина в скобках давалась его запись на английском. Надо добиваться и того, чтобы применяемые поисковыми системами автоматические переводчики распознавали эти термины, в том числе словосочетания, и переводили (возможно, через использвание меню выбора тематики текста - автоматическое ее распознавание может быть слишком сложной задачей), для этого может потребоваться некоторое сотрудничество с администрациями поисковых систем - например, через дотирование разработки соответствующих приложений.
Палии Наталия Алексеевна, 29 декабря 2011 20:36 
Если бы о школьных олимпиадах не объявляли в школе учителя- Это учителям вменялось в обязанность, причем они должны были привозить на районные олимпиады учеников всех классов (учитель по химии - с 7 по 10).
А олимпиадные задачи прошлых лет публиковались в соответствующих журналах , например, "Химия в школе" (а также в журнале "Химия и жизнь").
В СССР учителя поощрялись, если их ученики (которые решали задачки практически 24 часа в сутки) занимали первые места на Всесоюзных, республиканских, международных олимпиадах (им присваивалось звание "Заслуженный учитель РСФСР/СССР").
А это так было?
Сейчас, к сожалению, не всегда удаётся узнать, а когда узнаёшь об олимпиаде, на неё не всегда попадёшь, в том числе и по причине "косых" взглядов некоторых школ. Последнее особенно ощущается, если олимпиада среди недели или же не один день ... Вот так и живём сейчас мы - школьники.
Палии Наталия Алексеевна, 03 января 2012 15:45 
... полностью отсканировать и сделать онлайн-доступным для подписчиков весь архив научных журналов на русском языке за прошлые годы... - это давно нужно сделать, тогда заодно бы и посчитали действительные импакт-факторы отечественных журналов
Палии Наталия Алексеевна, 04 января 2012 19:43 
Про задачи (и не только олимпиадные): "...Задача - есть первое приближение к небольшой научной работе. .. Вы можете показать [при решении задачи] свои знания и [свое] понимание физики в самых разных степенях. <...> Это зависит от вас самих, где остановиться при решении задачи. Это зависит и от глубины анализа, который вы сами даете. Все задачи составлены так, что вы их можете и в двух-трех словах приблизительно решить и, углубляясь дальше, до неограниченного предела. Одну и ту же задачу можно, продолжая ее разбор, разложить в ряды Фурье, интегрировать и т.д., и довести до [уровня] кандидатской диссертации..." - П.Л. Капица. ФИЗТЕХ. 1948 г.
если ты решил эти задачи.Куда отправлять решения Наталья Алексеевна?
Не знаете когда выплатят грант, почему о еще не получил его. Хотя в конце 2014 получил. Подскажите пжл) или куда обратиться)

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Самоорганизация монодисперсных коллоидных частиц
Самоорганизация монодисперсных коллоидных частиц

MAPPIC 2019. Второй день
15 октября 2019 года прошел второй день I Московской осенней международной конференции по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019). В сообщении приведены темы докладов и небольшой фоторепортаж.

MAPPIC 2019. Первый день
14 октября 2019 года успешно открылась I Московская осенняя международная конференция по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019). В сообщении приведены темы докладов и небольшой фоторепортаж.

В Москве начинается MAPPIC - 2019
14-15 октября 2019 года состоится I Московская осенняя международная конференция по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019)

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Как правильно заряжать аккумулятор?
Д. М. Иткис
Химик Даниил Иткис о том, как правильно заряжать аккумуляторы гаджетов и почему телефон выключается на холоде

Постлитийионные аккумуляторы
В. А. Кривченко
Физик Виктор Кривченко о перспективных видах аккумуляторов, фундаментальных проблемах в производстве литий-серных источников тока и преимуществах постлитийионных аккумуляторов

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.