Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Вологжанин Александр, Берг Николай, Штыков Сергей, 10 «Б» класс школы №23 г.Кранотурьинска Свердловской области (ученики Ольги Бобовой).

Учителя говорят

Ключевые слова:  интервью, мнение, НОР, НТ-МДТ, образование, периодика, учителю, Школьная Лига РОСНАНО

Автор(ы): Д.Андреюк

Опубликовал(а):  Андреюк Денис Сергеевич

06 июня 2011

Состоявшаяся на днях на НАНОМЕТРЕ дискуссия подтолкнула меня ускорить работу по обработке видеоинтервью с образовательной конференции НОР. Очень важные вещи были произнесены людьми, которые по сути выступили участниками двух масштабных экспериментов. Причем это были не чиновники, придумавшие в кабинетах «как нам обустроить Россию». Все эти люди непосредственно работали со школьниками, и в конце заметки есть файлы с некоторыми результатами этой работы. Я постарался здесь обобщить своими словами некоторые тезисы, а также даю ссылки на сами интервью, чтобы можно было самим посмотреть и послушать в первоисточнике.

Сперва немного о сути экспериментов. Это два больших проекта, один был в 2008 году инициирован Роснаукой (тогда еще федеральное агентство было отдельной структурой), а затем в течение двух лет был реализован компанией НТ-МДТ по госконтракту с Министерством образования и науки РФ. Второй проект стартовал в прошлом году по инициативе департамента образовательных программ госкорпорации РОСНАНО, а теперь осуществляется под эгидой Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО. Цель каждого из проектов – изменить существующую систему довузовского образования, сделать учащихся более готовыми к современным требованиям научных лабораторий и производственных площадок.

В первом проекте Минобрнауки РФ выбрало регионы (максимально широко), дальше региональные министерства выбрали у себя одну или несколько «продвинутых» школ и именно там оборудовали классы Наноэдьюкатор. В этих классах школьникам старших классов не только рассказывали про нанотехнологии, но и давали поработать своими руками. В прошлом году в НТ-МДТ получили сигналы от пользователей, которые говорили, что учителя не знают, что им делать с диковинными приборами. Так появилась идея первой конференции «Образование для сферы нанотехнологий» - конференцию собрали, чтобы школьные учителя смогли посмотреть и поговорить с вузовскими преподавателями из России и из других стран, которые уже давно используют Наноэдьюкаторы в своей практике.

Смысл проекта «Школьная лига РОСНАНО» - так изменить программу преподавания естественно-научных предметов (физика, химия, биология), чтобы школьники старших классов воспринимали нанотехнологии, как нечто совершенно обычное и понятное. В проект вовлечено чуть меньше 30 школ в тех регионах РФ, где РОСНАНО уже профинансировало производственные проекты.

Таким образом, Нанотехнологическое общество России (НОР), которое выступило организатором нынешней конференции, планировало собрать участников двух этих масштабных государственных экспериментов и дать им высказаться о результатах. Это формальная часть.

А теперь к моим собеседникам.

Ольга Бобова (МОУ "СОШ №23 с углубленным изучением предметов естественнонаучного профиля", г.Кранотурьинск Свердловской области) была в числе тех, кто совершенно не понимал, как использовать «экзотические» приборы в своей работе. По ее словам, ей очень помогла конференция 2010 года. За год, прошедший с той конференции, она организовала детей на выполнение двух проектных работ и провела открытый урок по защите проектов (см. прикрепленный файл). Ольга считает, что современное оборудование очень важно именно в школах – оно позволяет детям почувствовать своими руками то, что они изучают в теории. В результате прибор надолго притягивает внимание детей и делает гораздо более увлекательной работу над проектами (Ольга более 20 лет использует проектный подход в своей практике).

Анатолий Лаврентьев (МОУ «Лицей №2» г. Чебоксары) – участник Школьной Лиги РОСНАНО. Во многом он соглашается с Ольгой. Однако для него Наноэдьюкатор – это еще и возможность расширения своего авторитета в регионе. Другие школы могут присылать к нему своих учащихся для факультативных занятий и преподавателей для повышения квалификации. Анатолий отмечает важную инфраструктурную роль Школьной лиги – это площадка для регулярного обмена опытом, это постоянная «подпитка» новыми методическими материалами.

http://newstube.ru/media/za-neznanie-nanodisciplin-dvojki-ne-stavyat

Интервью с Анатолием Лаврентьевым и Ольгой Бобовой на конференции «Образование для нанотехнологий», 25-27 мая 2011.

Ирина и Михаил Просекины (МОУ лицей №2 г.Иркутска, Иркутский госуниверситет) совмещают работу в школе с научной работой в университете. Они говорят о том, что их работа по «взрослым» грантам имеет два важных организационных эффекта для их работы со школьниками. Во-первых, задается некий стандарт качества, их обязательства в ВУЗе дисциплинируют и позволяют «правильно» готовить школьников к их будущей научной работе (100% выпускников лицея поступают в ВУЗы, около 20% идут в науку). Во-вторых, в университете есть много студентов и аспирантов, которых при определенных условиях можно также привлекать к работе со школьниками. Это дает мощное «плечо» усиливающее возможности преподавателей.

Много теплых слов Ирина и Михаил высказали в адрес Интернет-Олимпиады по нанотехнологиям. Этой весной они привозили на очный тур целую команду, лучший результат – 13е место в общем зачете (3е место, если считать только физику и математику – предметы, на которых специализируется лицей). Все проекты для Олимпиады были сделаны с использованием Наноэдьюкаторов. В приложении лабораторная работа Ирины Просекиной с соавторами, победившая в конкурсе «Практикум СЗМ» компании НТ-МДТ в номинации лучшая работа для выполнения школьниками. На конференции мне подарили книжку, сборник проектных работ учеников Лицея, доложенных в начале мая 2011. Там 10 работ и все очень высокого уровня.

http://video.yandex.ru/users/panarin-igpanarin/view/128/

Интервью с Ириной и Михаилом Просекиными на конференции «Образование для сферы нанотехнологий», 25-27 мая 2011.

Сергей Юдаков (МОУ лицей №14 г. Тамбов) весьма жестко и эмоционально оппонировал выступающим с пленарными докладами. В своей речи в рамках открытой дискуссии, а затем и в интервью он обозначил главные «болевые точки» обсуждаемых государственных программ:

1. Учителям надо доплачивать за их работу по внедрению новых подходов. Сейчас у учителя нет резона тратить дополнительные силы и время на новые приборы или новые методики: он может заниматься репетиторством и зарабатывать этим на жизнь (предполагается, что одной зарплатой прожить трудно). Соответственно, если государство заинтересовано в вовлечении активных преподавателей в новые формы образования, оно должно дать не только оборудование, но и материальные стимулы.

2. Должна быть проведена системная работа по созданию единых методик преподавания для новых программ. Нет смысла рассказывать о нанотехнологиях в младших классах. Кто-то один может это сделать успешно, но это нельзя рекомендовать для всех. Аналогично, чтобы старшеклассники смогли осознано понять устройство СЗМ, они должны знать большую часть всего школьного курса физики. В качестве примера см. в приложеннии разработанную Ингой Гридиной (Лицей авиационного профиля № 135 г.о. Самара) схему встраивания отдельных блоков работы с СЗМ в программу курса физики 9-11 классов.

После проведенных на конференции практических занятий с новыми образцами учебных приборов Сергей предложил передать имеющиеся у него приборы первого поколения в другие школы Тамбова (он готов обеспечить их всей необходимой поддержкой), а ему поставить новые приборы. Т.е. проблемы проблемами, их надо решать, а интерес к новой технике есть, и желание развивать накопленный опыт тоже есть.

Анастасия Матятина (ГОУ Лицей №1511 при МИФИ, участник Школьной Лиги РОСНАНО) работает с Наноэдьюкаторами уже больше 2х лет. В приложении 6 проектов, выполненных ее питомцами. Анастасия отмечает важную роль вузовских преподавателей в проектной работе школьников. Именно преподаватели и научные сотрудники ВУЗа (особенно такого специализированного как МИФИ) могут придать проектам прикладной ракурс. Хочется обратить внимание, что в работах учеников Анастасии на удивление четко формулируется ответ на вопрос – «Зачем?». Т.е. дети с самого начала привыкают иметь дело с инструментом, который интересен не сам по себе, а тем, что он позволяет измерить какой-то практически важный объект.

http://newstube.ru/media/dlya-nanopremudrostej-naznachat-dopolnitel-noe-vremya

Интервью с Сергеем Юдаковым и Анастасией Матятиной на конференции «Образование для сферы нанотехнологий», 25-27 мая 2011.

Подводя итог. Практически все участники школьной секции говорили о пользе и взаимном усилении двух проектов: участники Школьной Лиги РОСНАНО спрашивали, как им получить Наноэдьюкаторы, обладатели Наноэдьюкаторов спрашивали, как им попасть в Школьную Лигу. Нет сомнений, что этот успешный опыт можно и нужно масштабировать. Причем участие Информационно-аналитического центра Департамента образования г.Москвы подсказало еще одно направление для развития – центры дополнительного образования. В советское время во дворцах пионеров в кружках и секциях занималось огромное количество школьников. Сейчас это движение во многих местах возрождается и это отличный путь для привлечения детей к проектной научной деятельности.

Все без исключения говорили о необходимости обмениваться опытом. В НОР уже есть предложение провести следующую конференцию «Образование для сферы нанотехнологий» в Алтайском крае. Но это будет только через год, участники этой конференции были единодушны в том, что встречаться надо чаще – 2-3 раза в год.

Прикрепленные файлы:
 
 
 
 


Средний балл: 10.0 (голосов 3)

 


Комментарии
Юный максималист, 06 июня 2011 15:28 
Скажите, пожалуйста, какие приборы, кроме
сканирующего зондового микроскопа, планируется
использовать для работы со школьниками и
насколько экономически это оправдано?
Артём, напрямую затраты на образование не оправдываются никогда. Если образование бесплатное. В отдалённой (на пару десятков лет перспективе) - всегда, если обученные специалисты работают по специальности.

А приборы и используются и планируется использовать любые, какие можно найти в школьных лабораториях или сделать. Наличие приборов СЗМ - это хорошо, но это отнюдь не ограничивает программу ими.
Юный максималист, 06 июня 2011 19:11 
Александр Ринатович, спасибо!
Возможно, это у меня такое впечатление
сложилось, но кроме СЗМ для школ ничего
закупать не планируют - я НИ РАЗУ не видел хотя
бы одного школьного проекта на другом приборе.
То, что 30 лучших школ будут готовить
специалистов для НТ-МДТ, это хорошо, и я за них
рад, но этим, на мой взгляд, школа заниматься
не должна.
Мне тоже так кажется, этим должны заниматься ВУЗы.
Коллеги, то что не видно других проектов по развитию школьного образования - это просто недоработка информационных служб Министерства. На самом деле бюджеты там огромные, просто, как я понимаю, они расходуются на текущие нужды. Проектов осуществляется мильон. Их никто не обсуждает, потому что статус кво всех устраивает.

Я вижу нашу задачу в том, чтобы ИЗМЕНИТЬ существующую систему. По крайней мере для школ, претендующих на подготовку учащихся к высококвалифицированной научной и инженерной работе. Такие школы составляют небольшую часть в общей системе среднего образования и в общем бюджете тоже. И будет это 30 школ или 300, это все равно будет очень небольшая часть.

Принципиальный момент - это не должны быть специалисты для НТ-МДТ. Мы себе обеспечили систему подготовки кадров (см. интервью с представителем физтеха: http://newst...-shkol-niki).

Должна быть целая отрасль, большое количество предприятий, которым НУЖНЫ хорошие школьники, а потом хорошие студенты. И здесь у меня очень большие надежды на РОСНАНО. Они создают индустрию, т.е. спрос на кадры. Если такой спрос будет, можно будет легко посчитать экономический эффект от проекта с СЗМ в школах.

Очень хочется думать, что сейчас процесс создания предприятий и процесс восстановления системы сильных школ идут параллельно. Потому что только в этом случае питомцы героев этих интервью будут работать в России, а не уедут работать в Германию, Японию и США (как сделали большинство моих сверстников, имевших талант и амбиции в учебе).
По поводу школ в "глубинке". Посмотрите внимательно приложенные материалы. Конечно, работы ребят из лицея при МИФИ сильнее по уровню работ ребят из Сведловской области. Это факт и он понятен.

Но уникальность проекта как раз и состоит в том, чтобы подтянуть те школы в регионах, где есть потенциал. Нельзя принять ситуацию, когда вся наука (и вся подготовка кадров) сосредоточена в 3-5 городах.

Поэтому найти в регионах активных преподавателей и дать им инструмент для привлечения детей к "высокой" науке - это очень правильно. Даже, если на самом деле эта наука у этих детей какое-то время будет объективно не очень высокой.

Потом они приедут на олимпиады (как сделали ребята из Иркутска), увидят свой реальный уровень и сделают коррекцию.
Ольга Бобова меня поправила - я допустил опечатку в подписи к фото. КраСнотурьинск - от слова "красный", т.е. красивый.
Юный максималист, 06 июня 2011 23:09 
Спасибо, Денис Сергеевич!

Скажите, как Вы считаете, университетам нужны
абитуриенты, которые знакомы с СЗМ? У нас
когда-то говорили, что абитуриент должен
знать только математику, но знать очень
хорошо. Остальному научат.

Часто под "навыками работы" на приборе
подразумевается умение нажать несколько
клавиш и получить картинку. Разве это
заинтересовывает в науке? Или дает какие-то
важные знания?

В университете такие студенты потом часто
"перегорают", потому что первые три курса
нужно сидеть за физикой, химией и
математикой. А им хочется картинки снимать.
Юный максималист, 07 июня 2011 12:18 
Спасибо, Пастух Евфграфович, что объяснили.
А меня-то здесь совсем бессовестно пытались
уверить в том, что образование в школе
подымают.
Видя масштабы "получения прибыли", как-то не
хочется просто молчать, смотря на реформы
образования РФ. Давайте хотя бы вопросы
задавать, тем более, что люди готовы на них
отвечать (см. выше).
Спасибо, уважаемый Пастух Евфграфович, Ваш коммент сильно поднял мою самооценку :-))

Сперва я чуть поправлю Вас по фактам.

1.Наноэдьюкатор, который сечас работает в школах и ВУЗах разработан в 2002 году. Сейчас он больше не производится. Все новые заказы на учебное оборудование комплектуются новым прибором Наноэдьюкатор II, 2011 года выпуска.

2. Акционеры (они же владельцы ЗАО) получают ВСЮ прибыль. В НТ-МДТ акционер с наибольшей долей - Быков Виктор Александрович, он же генеральный директор. Большинство топ-менеджеров НТ-МДТ также являются держателями довольно крупных пакетов акций. Акционеры решают, что они хотят сделать с прибылью. В НТ-МДТ на протяжении многих лет бОльшая часть прибыли направляется в развитие компании и расширение производства.
Теперь о работе директора по маркетингу, раз уж Вы об этом заговорили. Я не являюсь акционером НТ-МДТ, но я отвечаю за маркетинг (позиционирование, продвижение, стратегическое планирование) всех продуктов НТ-МДТ во всех регионах нашего присутствия.

Наноэдьюкатор, если усреднить по трем годам, составляет около 5% в нашем объеме продаж в денежном выражении. Т.е. для меня, как руководителя маркетинга это минор.
Среди руководителей компании, ориентирующихся на показатели прибыльности, очень сильно мнение, что мы впустую тратим деньги и ресурсы специалистов компании на образовательные проекты. С точки зрения эффективности бизнеса нам не следует этим заниматься!

Тем не менее, я лично трачу большую часть рабочего времени и еще бОльшую часть личного времени, чтобы эта программа работала, причем реально работала! Мы поставили классы в школы в 2009, а маркетинг до сих пор придумывает все новые схемы, как бы привлечь побольше учителей и сделать так, чтобы они активнее обменивались опытом. Я уже не говорю про машину сервиса и техподдержки - это стандартный пакет обязательств.

Делается это все потому, что Виктор Александрович лично считает эту программу важной и нужной. Он раз от разу убеждает остальных акционеров, что мы должны нести эти расходы и мы должны стремиться к расширению этого движения. Благодаря этому я получаю финансовую поддержку своим идеям и инициативам моих сотрудников.

Если же одним из результатов моих усилий будет увеличение продаж Наноэдьюкатора, тогда моя совесть менеджера будет совсем спокойна. В этом случае вообще все интересы всех сторон будут полностью удолетворены.
И еще небольшая поправка от Анастасии Матятиной:

Огромная просьба, поскольку лицеев при МИФИ 4 штуки...просьба указать, что я являлась представителем лице №1511 при МИФИ...

"В приложении 6 проектов, выполненных ее питомцами. Анастасия отмечает важную роль вузовских преподавателей в проектной работе школьников."...да, там 6 проектов, но из них только два полностью мои, а у остальных - руководители все же другие...это надо как-нибудь отметить...(в аннотации к методическим работам я подробно расписала, кто являлся руководителем..)
Я с ужасом обнаружил, что интервью с Ириной и Михаилом Просекиными помечено какой-то мертвой гиперссылкой. Правильная ссылка написана текстом: http://video...n/view/128/

Кстати, это Яндекс-видео, может быть оно будет бесплатным из-за рубежа. Там Михаил достаточно подробно говорит, что он думает о пользе и опасности "перегорания" школьников на проектной работе.
Перегорают и перегораем не только на проектах, но и в процессе простой учёбы.
Как этого избежать?
А что полезней - перегореть или же нет?

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Агломерат частиц порошка Al(OH)3
Агломерат частиц порошка Al(OH)3

Опубликованы работы победителей VIII Интернет -олимпиады (конкурс НИР в виде научно-популярных статей)
В разделе "Олимпиада" опубликованы лучшие работы Конкурса НИР в виде научно-популярных статей ...

УМНИКов и умниц наградили в Политехе
В рамках форума «Неделя науки», проходившего в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, награждены победители конкурса инновационных научно-технических проектов «УМНИК» по Санкт-Петербургу.

МГУ им. Ломоносова возглавил рейтинг вузов развивающихся стран Европы
Московский государственный университет признан лучшим среди вузов развивающихся стран Европы и Центральной Азии по версии рейтинга Quacquarelli Symonds. Новосибирский государственный университет занял второе место, разделив строчку с Карловым университетом Чехии.

Научный дайджест "Simple-Science" — простые опыты и эксперименты. Выпуск 70
Денис Мохов
По согласованию с Habrahabr.ru публикуем выпуски "Simple-Science".В новом выпуске: дым в стакане, люминол.

ScienceHub: Выпуск 6: Геномный анализ сигнальных систем
Постнаука
Биолог Антон Буздин рассказывает о сигнальных путях, выборе методов лечения рака и выводе технологий на медицинский рынок

Повышение эффективности плазменного ускорителя
Артем Коржиманов
Традиционные методы ускорения частиц до высоких энергий практически уперлись в потолок своих возможностей. Создание ускорителей следующего поколения требует разработки принципиально новых подходов. Одной из наиболее перспективных альтернатив является плазменное ускорение. В недавней статье, опубликованной в журнале Nature, сотрудники Стэнфордского линейного ускорителя SLAC сообщают, что им удалось значительно повысить эффективность плазменных ускорителей, увеличив число ускоряемых частиц

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.

Проекты или прожекты?

Проектная деятельность школьников становится все более популярной, фактически превращается в "обязаловку" для школ и их воспитанников. При этом, что это такое и как с этим быть, знают не очень многие. Этот небольшой опрос ставит себе целью оценить, как сейчас понимаются вопросы проектной деятельности всеми потенциальными участниками этого непростого процесса.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.