Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
М.Кибкало на церемонии награждения "Ученых будущего".
М.Кибкало на церемонии награждения призеров и победителей V Всероссийской интернет - олимпиады по нанотехнологиям.
Награждение призеров и победителей конкурса корпорации Интел на V Всероссийской интернет - олимпиады по нанотехнологиям.
Награждение "Ученых будущего".

Ученые будущего

Ключевые слова:  Интел, интервью, информационно-коммуникационные технологии, Ученые будущего

Автор(ы): Капранова Татьяна Борисовна

Опубликовал(а):  Цыренова И. Ж.

11 апреля 2011

На V Фестивале науки МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с Intel впервые был представлен конкурс «Ученые будущего». Основными целями и задачами конкурса являются выявление и развитие творческих способностей учащихся и интереса к изучению точных, естественных и инженерных наук, создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний и повышение педагогической квалификации преподавателей в странах СНГ. Подробнее о конкурсе рассказала руководитель образовательной программы Intel в России Мария Кибкало (газетную версию можно посмотреть здесь).

Мехмат МГУ – Ваш альма-матер. Что, на Ваш взгляд, выделяет этот факультет? Как окончание мехмата повлияло на Ваш характер?

Многие в моей семье окончили мехмат. Мне всегда была интересна математика. После школы документы подавала на мехмат и в один из ведущих вузов страны на лингвистический факультет. В итоге выбрала мехмат. Во многом, потому что люди и атмосфера там совершенно особые. Преподаватели, сокурсники и сотрудники факультета открытые, готовые к сотрудничеству и взаимодействию. По этой же причине на третьем курсе выбрала именно кафедру Математической теории интеллектуальных систем. На характер обучение в мехмате также повлияло. Приходя на первый курс, человек еще только готовится себя сформировать. И выбранный факультет – это не просто возможность получить высшее образование и специальность, но и выбор пути, по которому будет в течение пяти лет развиваться твоя личность. Мне мехмат вцелом и моя кафедра – Математической теории интеллектуальных систем – привили любовь к учебе, развили способности к логическому и аналитическому мышлению, выработали умение ставить вопросы и находить ответы и решения. Особенно я благодарна за отличные возможности для веденя научной деятельности, созданные на кафедре, за внимание к моему научному руководству, ценным замечаниям и советам заведующего кафедрой, академику В.Б. Кудрявцеву, моему научному руководителю проф. Д.Н. Бабину и другим сотрудникам кафедры МаТИС, И сам Ломоносов про математику говорил, что ее «уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Вы представляете образовательную программу Intel в России и странах СНГ. Не могли бы Вы рассказать о целях и уже достигнутых результатах этой программы? Каковы основные результаты конкурса «Ученые будущего», который Вы организовывали в рамках Фестиваля науки в прошлом году?

Корпорация Intel занимается образовательными программами в России с 1997 года.Их можно разделить на две категории: нацеленные на развитие высшего образования и для средней школы. Первые рассчитаны на студентов, аспирантов и преподавателей и взаимодействуют с вузами. Вторые – на учителей и школьников. Сотрудничая с лучшими университетами мира, корпорация Intel предоставляет дополнительные возможности профессионального и личностного развития для студентов, преподавателей, научных сотрудников в сфере информационно-коммуникационных технологий и инновационного предпринимательства. В результате сотрудничества и модернизации образовательных материалов и методик повышается общий уровень образования и науки в вузах, возрастает конкурентоспособность российского образования на международной арене. В рамках программы Intel предоставляет образовательно-научному сообществу актуальную информацию о последних достижениях и тенденциях информационно-коммуникационных технологий, современных требованиях наукоемкой индустрии к уровню знаний выпускников, особенностям инновационного предпринимательства и бизнеса на базе высоких технологий, финансирует инновационные исследовательские и образовательные инициативы университетов, проведение курсов дополнительной профессиональной подготовки, конференций и семинаров, помогает оборудовать научно-исследовательские лаборатории и компьютерные классы, предоставляет стипендии и гранты, организует лекции ведущих специалистов Intel. Программы Intel для средней школы нацелены, прежде всего, на повышение информационной и коммуникационной компетенций учителей, развитие у учащихся умений и качеств человека XXI века и на обеспечение школьников равными возможностями доступа к новейшим ИКТ технологиям. Наша деятельность призвана развивать личностно-ориентированнный, деятельностный подходы к образованию, имеет направленность на проектную деятельность и межпредметные связи, самоуправление и самоорганизацию учащихся. Все вышеперечисленное способствует развитию у детей проектного, аналитического мышления и воспитанию каждого ученика как социально активной личности. Например, в рамках курса обучения «Технологии и местное сообщество» по программе «Учимся с Intel» ребята получают задание придумать и реализовать проект, решаюший некоторую насущную проблему местного сообщества. Социальный проект «Дорога к источнику» был разработан и реализован в Самарской области инициативной группой старшеклассников села Зуевка (Нефтегорской район), выигравших грант регионального социально-реабилитационного фонда. В период половодья жители правобережья села ежегодно оказывались отрезанными от центра села, от школы, торговых точек, социальной службы, офиса врача общей практики. Во время разлива реки через насыпной мост не могли проехать автобусы, туристам (через село проходит туристический маршрут) приходилось пользоваться подвесным мостом. У местной администрации не было средств на ремонт подвесного моста. На грант регионального фонда старшеклассники закупили материал, обработали его в школьной мастерской и с помощью взрослых отремонтировали старый мост. Жители села до сих пор говорят им спасибо.Таким образом, ребята с детства приобретают привычку не только замечать проблемы, существующие вокруг них, но браться за их решение и, что самое главное, успешно их решать. То есть становятся активными участниками общественной жизни своего села, города, страны, умеющими применять предметные знания на практике. Следующая ступень – программа Intel ISEF, направленная на поддержку научно-практических конференций и конкурсов, в том числе этапов международного смотра научных работ школьников Intel ISEF. В рамках данной программы на базе Московского университета проводится конкурс «Ученые будущего». Программа Intel ISEF рассчитана на работу со старшеклассниками и их наставниками и направлена на реализацию научного потенциала заинтересованных ребят, учащихся в 9-11 классах. В 2010 году первый конкурс «Ученые будущего» объединил детей из стран СНГ. На выставке был представлен 91 проект представителей России, Беларуси, Казахстана и Украины. Мы надеемся, что в будущем география конкурса будет расширяться за счет русского языка и общих корней систем образования. Сам конкурс состоит из трех этапов. Первый – подача тезисов проектов (не могу не отметить, что мы были приятно удивлены, когда получили более шестисот заявок). Второй этап – представление отобранных проектов на Центральной площадке Фестиваля науки в Москве. Из 91 одного проекта был отобран 31 призер. Третий этап состязания прошел в заочном режиме, определившем пятерых победителей, которые получили право в качестве наблюдателей посетить международный конкурс Intel ISEF 2011 в Лос-Анджелес.

О них хотелось бы рассказать подробнее: Юлия Соколова, ученица 10а класса Аничкова лицея (г. Санкт-Петебург), представила работу «Исследование влияния внешних условий на формирование карбонатных ядер, используемых для инкапсулирования лекарственных препаратов». В наши дни большой научный и практический интерес представляет разработка методов инкапсулирования биологически активных соединений, открывающая путь к использованию нано- и микрочастиц в качестве реакторов, контейнеров, дозаторов, сенсоров, зондов и т.д. Недавно был предложен метод включения белков в полиэлектролитную микрокапсулу, основными составляющими которого являются предварительное формирование ядра капсулы в виде микросферолита CaCO3 белком и последующая послойная сорбция полиэлектролита на такое ядро. Научная работы, выполненная Юлей, нацелена на нахождение максимально благоприятных условий для формирования сферолитных карбонатных ядер в процессе осаждения в реакции хлорида кальция и карбоната натрия. Юлей было исследовано влияния различных внешних условий на процесс формирования карбонатных ядер и определен метод, оптимальный в рамках методики формирования карбонатных ядер не содержащих белки.

Михаил Смирнов, ученик 11 класса ГОУ СОШ № 776 (г. Москва), автор проекта «Активный ил как биологический метод очистки сточных вод». Тема исследования актуальна, так как сегодня, в результате острой нехватки пресной воды, которая является мировой экологической проблемой, загрязнение пресных водоемов становится особо опасным. Сооружения биологической очистки – это мощный защитный биологический экран, ограждающий природные водные системы от предельно высокого загрязнения, которое можно быстро и эффективно переработать в искусственно созданных условиях аэротенков. Они обеспечивают окисление и минерализацию всего за 6-8 часов (в водоемах на это потребовалось бы от 4 до 6 месяцев). Михаилу удалось изучить механизм биологической очистки воды с помощью активного ила и создать целью создания систему биоиндикации данного процесса при помощи действующей модели очистного сооружения.

Сергей Лиликович, ученик 11 класса Ровеньковськой гимназии №1 Луганской области (Украина), разработал и реализовал собственную архитектуру для системы управления контентом сайта (content management system) Jasenu CMS, которая предназначена для создания сайтов как профессиональными программистами, так и профессиональными пользователями и уже завоевала множество наград всеукраинского и международного значений. Разработанная система отличается от подобных ей высоким уровнем безопасности, производительности, гибкости и расширяемости. Кроме того, автором уже опубликованы 9 научных статей и получено авторское свидетельство на разработку. Работа Николая Фалалеева, учащегося 11 класса ГОУ СОШ №224 САО города Москвы, называется «Рефлекторный метод получения стереоскопических фотографий и видеофильмов». Николай изготовил действующий макет стереоскопической насадки на фотоаппарат, позволяющей получать 3D-анаглифическое изображение за один снимок одной камерой, определил критерии применимости на основании технических характеристик фотоаппарата, провел калибровку и оценил погрешность системы, которая составила около 2%. Анализ специализированной литературы и исследование товаров, представленных сегодня на рынке, прведенные автором, показали, что полных аналогов предложенной системы с сопоставимым качеством 3D-изображения в настоящий момент нет. Михаил Щукин, ученик школы-интерната "Интеллектуал" и гимназии № 36, г. Иваново, исследовал в своей работе физическую природу эффекта Бифельда-Брауна (силы Брауна). ЭЭффект Бифельда-Брауна был открыт Томасом Таунсендом Брауном в 20-х годах прошлого века: «этот эффект состоит в том, что плоский заряженный электрический конденсатор стремиться к движению в сторону своей положительной обкладки пока не разрядится». Браун создал на основе этого эффекта летательный аппарат «Диск Брауна», по форме напоминающий НЛО, который при подведении электрического напряжения уже в 100кВ, начинал летать, издавая при этом слабое гудение и испуская голубоватое электрическое свечение. Стоит ли говорить, что все исследования в этом напралении были в скором времени засекречены. Михаил экспериментально получил эффект Бифельда-Брауна и выявил качественные зависимости этого эффекта от параметров установки и условий проведения эксперимента. При проведении исследования старшеклассника интересовало, будет ли данный эффект, проявляться в космическом пространстве, ведь в этом случае силу Брауна можно использовать для создания нового типа космических двигателей, преимущество которых перед существующими Миша обосновал в своей работе. Конкурс «Ученые будущего» проходил в рамках V Фестиваля науки, и ребята, участвовавшие в нем, не просто посетили Москву, но и получили массу впечатлений и положительных эмоций. Организация конкурса осуществлялась в тесном взаимодействии с представителями МГУ имени М.В.Ломоносова и дирекцией Фестиваля науки. С их участием механизм конкурса будет прорабатываться, улучшаться в дальнейшем. Отдельная глубокая благодарность за поддержку инициативы ректору МГУ имени М.В.Ломоносова, академику В.А. Садовничему, проректору-начальнику Управления инновационной политики и международных научных связей, академику А.Р. Хохлову, руководителю Дирекции Фестиваля Науки Л.В. Гусеву и Директору центра СМИ МГУ С.В. Решетниковой. Также выражаем глубокую признательность всем сотрудникам и преподавателям Университета и СУНЦ МГУ, благодаря которым состоялся конкурс «Ученые будущего», в особенности – членам научного жюри конкурса и председателям жюри по секциям: академику В.А. Твердислову, академику М.В. Михалеву, К.Н. Тимофееву, Г.А. Беляковой, чл.-корр. РАН Е.А. Гудилину, В.В. Еремину, В.И. Лобышеву, С.Н. Сергееву и А.В. Гуляеву.

Мехмат – исторически родина школьных олимпиад. В то же время, Вам, в основном, приходится сталкиваться с проектной деятельностью школьников. Что, на Ваш взгляд, является плюсами и минусами этих двух типов состязаний школьников? Являются ли они антагонистическими, равноценными или дополняющими друг друга?

В настоящее время в СНГ существуют две основные формы творческой подготовки учащихся школ, лицеев и гимназий. Первая из них связана с проведением различного рода олимпиад, участникам которых предлагается решить ряд задач, продемонстрировав свои знания, навыки и умение нестандартно мыслить. Другое направление связано с организацией работ исследовательского характера, которым юные ученые под руководством опытного наставника посвящают достаточно длительное время. Такая форма позволяет наиболее полно выявить и развить творческие способности каждого ученика в отдельности. Однако выполнение поставленной задачи было бы не так интересно при отсутствии конкурентной составляющей. В результате появились специализированные научные конкурсы, проводимые как на уровне учебного заведения, так и на региональном, федеральном и международном уровнях. Проектная деятельность требует от школьника больших усидчивости, аккуратности, терпения, стараний. Важно уметь поставить перед собой цель, обозначить границы задачи, четко распределить обязанности в команде. Конкурс «Ученые будущего» и олимпиады, скорее, дополняют друг друга. Многие призеры олимпиад представили на конкурсе свои творческие проекты. В отличие от олимпиад, проектная деятельность допускает оригинальность исследований; встречаются работы, затрагивающие ранее не изучавшиеся области. Оценить творческую работу порой очень сложно: известных заранее «правильных ответов» нет. Жюри проводит очное интервью с каждым участником, в ходе которого обращает внимание на роль научного руководителя в работе, оригинальность идеи, тщательность исполнения, самостоятельность, знание материала (считается, что ребенок должен разбираться не только в узкой теме свого проекта, но и в предмете в целом).

Как Вы оцениваете подготовку нынешнего поколения школьников и что ожидаете от них?

Можно с уверенностью говорить о том, что уровень образования и подготовки российских школьников остается высоким. Ежегодно наши ребята занимают на Intel ISEF призовые места и привозят домой 5-6 главных премий и специальных наград. Это высокий показатель. Уровень самих научных работ во многом зависит от технического обеспечения. Проекты, выполненные школьниками, у которых есть доступ к современному качественному оборудованию, конечно, выходят на несколько иной уровень.. Не всегда то оборудование, к которому российские школьники имеют доступ, может соперничать с предоставляемым в других развитых странах, но даже в этих случаях ребята все равно завоевывают призовые места. Например, в прошлом году 4 место по секции физика завоевали школьницы из Нижнего Новгорода, представившие проект о влиянии метеоусловий на работу GPS-навигатора. Никаких супер-установок для этого им не потребовалось, что нисколько не помешало научному жюри оценить актуальность и качество работы и присудить девушкам награду. В тех случаях, когда у ребят есть возможность работать на базе лабораторий, их результаты стабильно высоки, как это происходит с работами по химии воспитанников МХЛ № 1303. Практически каждый год без исключений, они завоевывают различный премии на Intel ISEF.

По каким дисциплинам наши школьники занимают высокие позиции?

Это математика, химия, программирование и физика – те дициплины, в которых наша страна традиционно сильна

Как Вы относитесь к междисциплинарному образованию школьников? Насколько мы знаем, Intel планирует курировать конкурс проектных работ в рамках V Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям. Существуют ли вообще в России школьные работы, которые связаны с этой и близкими к ней темами?

О «нано» много говорят, чаще всего ругают, особенно те люди, которые к этому имеют мало отношения. Можно ли, по-Вашему считать нанотехнологии перспективными высокими технологиями этого века? Нанотехнологии, безусловно, являются одним из наиболее перспективных научных и технологических направлений нашего времени, т.к. открывают доступ к использованию скрытых и мощных возможностей микромира. Эта область научных интересов стоит на стыке многих естественно-научных дисциплин, прежде всего химии, физики, математики, науки о материалах. Поэтому, когда мы говорим о специалистах, способных осуществить научные исследования в области нанотехнологий, мы, безусловно, подразумеваем ученых, имеющих отличную мультидисциплинарную подготовку. И первым шагом к ней, действительно, может стать междисциплинарный подход к образованию в школе, предполагающий поощрение и развитие познавательной или исследовательской активности ребёнка с целью познания мира, как единого целого. Школьник, овладевший методами различных дисциплин, наученный добывать знания и применять их на практике в различных ситуациях, в том числе и нестандартных, способен справиться с трудностями системы обучения среднего и старшего звена. А приобретение таких навыков и есть первое условие формирования высокопрофессионального ученого-исследователя, например, в области нанотехнологий. Возвращаясь к «нано», замечу, что на международном этапе Intel ISEF отдельной секции, посвященной нанотехнологиям нет. Они, так скажем, интегрированы в других направления. То есть по любой из естественно научных секций школьник может представить проект, связанный с «нано». Однако внимание к нанотехнологиям по-прежнему остается высоким, т.к. «нано» – во многом основа современных науки и техники. В свете этого, поддержка конкурса проектных работ в рамках V Интернет-олимпиады по нанотехнологиям, на мой взгляд, логичный и правильный шаг. Важно то, что уже со школьного возраста заинтересовавшись загадочным «нано», человек учится в нем разбираться и становится более грамотным в научном плане. Потенциально он уже выбыл из рядов тех, кто просто «много говорит и ругает», т.к. увидел «нано» вблизи, понял (хотя бы в первом приближении), что это такое, что с этим и как делать. Так что пробуждение интереса школьников к научным исследованиям в этом направлении – важный и правильный шаг не только в плане популяризации самого «нано» как комплекса естественно-научных дисциплин. Благодаря Интернет-олимпиаде и вцелом порталу «Нанометр» школьники, студенты, аспиранты и научные руководители из всех стран СНГ имеют возможность изучать нанотехнологии, участвовать в творческих и олимпиадных турах и общаться с профессионалами в области «нано». «Нанометр» не просто создает возможности для получения качественной и достоверной научной информации по теме, но формирует, по сути, дискуссионный клуб, научно-консультационный онлайн-центр, посвященный нанотехнологиям, позволяя людям убедиться, насколько это направление красиво, интересно и востребовано сегодня.

Что бы вы хотели пожелать своим коллегам по университету в новом году?

Желаю им добиться всех поставленных целей и надеюсь на продолжение плодотворного сотрудничества с Московским университетом. У нас общие цели и задачи: найти талантливых людей, показать им, что они нужны стране, и дать возможность проявить себя. Без этого невозможно прогрессивное будущее.


В статье использованы материалы: Центр СМИ МГУ


Средний балл: 10.0 (голосов 2)

 


Комментарии
Пастух Евфграфович, 12 апреля 2011 10:08 
Интересно, а в USA наши фирмы конкурсы проводят аналогичные, или где?
И второй вопрос: "учёные будущего" получаются из "учёных настоящего" и/или "учёных прошлого"? И где такие премии?
спасибо за информацию

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Северный олень
Северный олень

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.