Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Молодежь - основной питающий элемент науки

Ключевые слова:  интервью, мнение, молодые ученые, наука

Опубликовал(а):  Палии Наталия Алексеевна

12 февраля 2011

Молодежь - основной питающий элемент науки. Так считает Владимир Анциферов, академик РАН, научный руководитель Научного центра порошкового материаловедения Пермского государственного технического университета.

8 февраля отмечался День российской науки. Именно в этот день (28 января по старому стилю) в 1724 году по указу Петра I была основана Академия наук России. Своими мыслями о том, как сегодня связаны наука, высшее образование и производство, поделился Владимир Никитович Анциферов, академик РАН, научный руководитель Научного центра порошкового материаловедения (НЦ ПМ) ПГТУ.

- Что сегодня представляют собой Научный центр порошкового материаловедения и одноименная кафедра?

- Кафедра порошкового материаловедения и НЦ ПМ образуют учебно-научный комплекс, объединенный территориально. Основной задачей кафедры является подготовка специалистов широкого профиля в области материаловедения, технологий порошковой металлургии и напыленных покрытий, информационных технологий, знаний в области экономики, менеджмента и права. Мы обучаем студентов по двум специальностям: «Композиционные и порошковые материалы, покрытия» (ей уже почти полвека) и «Наноматериалы» (она открыта 3 года назад). Центр является ведущей в России организацией в области порошкового материаловедения, выполняющей фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники.

- В конце января Пермь посетила делегация шведской компании European Nano Invest AB, специализирующейся на венчурных инвестициях в области нанотехнологии. Побывала она и в вашем Центре. Какова цель этого визита?

- Гости, так сказать, прощупали почву для участия во внедрении наших научных разработок. Швеция - страна, где широко представлено производство в области порошковой металлургии и композиционных материалов. У них есть заводы, которые производят высококачественный порошок и изделия. Наряду со шведами в Перми побывали и представители немецкого венчурного фонда, который хотел бы участвовать в финансировании определенных научно-исследовательских программ России и Пермского края. Конечно, их интересовали в первую очередь инновационные проекты. Что такое инновация? Это что-то новое для того или иного объекта. Может, для США та или иная разработка новой и не является, а для России или Африки - это инновация. Несмотря на это, многие разработки, которые сделаны в нашей стране, внедряются за границей.

Сегодня в Пермском крае есть крупные предприятия, использующие наши исследования. К примеру, ЗАО «Новомет-Пермь», ОАО «Нытва». «Новомет», где работает много наших выпускников, производит оборудование для нефтяников и газовиков. И в этом оборудовании есть изделия, которые в свое время родились в нашем Центре. Эти предприятия - молодцы: они выпускают не одно изделие, а оборудование в комплексе. Это более рентабельно. Ведь вы не покупаете ручку от ножа. Вам нужен нож в целом. Поэтому я считаю, что наука, инновации и внедрение их в производство должны быть звеньями одной цепи.

- ПГТУ получил статус национального исследовательского университета. Что это изменило для Центра и кафедры в плане науки?

- Это большая честь и дополнительные обязательства. Мы должны поднимать уровень образования. Студентов надо обучать, используя последние достижения в области информационных технологий. Кроме того, мы больше привлекаем студентов к научной работе. Если раньше ей занимались в основном магистры, то теперь мы задействуем и бакалавров - начиная с третьего курса. Но систему многоуровневого образования надо совершенствовать. За границей бакалавр может после получения диплома пойти работать, а поступить в магистратуру через несколько лет - причем, в любом вузе. Только когда поймет, чем он действительно хочет заниматься. У нас эта цепочка пока не отработана.

Сейчас вышло постановление правительства РФ о четырехлетней аспирантуре. Вот это правильно. Три года - это мало для написания полноценной кандидатской диссертации. Хотя есть случаи, когда диссертацию защищали и после двух лет обучения в аспирантуре. Но это, как правило, под силу только очень одаренным и преданным науке людям. У меня был аспирант, который в очень короткие сроки написал диссертацию. Она была неправильно оформлена и занимала всего 30-40 страниц. Но я выдал резолюцию: «Достоин кандидатской диссертации». Потому что это была очень талантливая работа. С другой стороны, у меня был магистр, который приехал из-за границы. Так, по сравнению с нашим магистром, он был недостаточно подготовлен.

- Владимир Никитович, что бы вы хотели пожелать в День российской науки все вашим коллегам, студентам, аспирантам?

- Хочется пожелать всем ученым процветания, чтобы наука получала достойное финансирование. Поскольку без науки дальнейшее развитие человечества невозможно. Я как-то видел передачу, посвященную этой теме, и там прозвучал такой вопрос: «А что наука дала мне лично?». Чиновник, которому был адресован вопрос, замялся и ответил очень неубедительно. А надо было просто сказать: «Поднимите голову и посмотрите на лампочку, которая дает вам свет». Все это наука. Нужно, чтобы крепла связь между наукой и производством. Предприятия должны нуждаться в научных разработках. А самое главное, чтобы появлялось больше молодых ученых. Молодежь - основной питающий элемент науки.


В статье использованы материалы: АngelInvestor.ru


Средний балл: 8.7 (голосов 3)

 


Комментарии
Владимир Владимирович, 12 февраля 2011 02:17 
Очень поучительно - и фотографии, и картинки вдохновляющие!
Вопрос на засыпку - почему тогда молодёжь не берут на работу в РАН???
Везде нужны связи
Палии Наталия Алексеевна, 12 февраля 2011 20:11 
почему тогда молодёжь не берут на работу в РАН???- берут и на работу, и в аспирантуру, и на дипломную практику...
Палии Наталия Алексеевна, 12 февраля 2011 20:14 
Владимир Владимирович, много интересного можно найти и собственно в журнале AngelInvestor
Владимир Владимирович, 12 февраля 2011 20:56 
Юный максималист, 12 февраля 2011 21:16 
Александр Викторович, молодежь-то в РАН взяли
бы, так она не идет, нехорошая такая...
Жильё ей подавай в Москве, да еще и зарплату на
уровне фнмовских аспирантов.
Трусов Л. А., 12 февраля 2011 21:39 
вот ведь проклятущие!
Владимир Владимирович, 14 февраля 2011 02:10 
Все-таки решился отрезюмировать содержание статьи известной цитатой (идеалистично, в полном отрыве от реальности, конечно...):
"Науки юношей питают, отраду старым подают..."
vivat1, 14 февраля 2011 15:43 
Прикольно
Сказочники
Пастух Евфграфович, 15 февраля 2011 09:00 
И над Вами будет небо в алмазах!
И что покусывать человека с 245 АС и патентов РФ? Кто-то здесь круче в этой связи?!
Пермь - красивейший и крутой город и молодёжь (талантливую!) в РАН берут и из самых-самых глубин России - не сомневайтесь даже на 1%, а в качестве фона картинки всем не хватает современного камина из авторских огнеупоров - но не сомневайтесь - оный имеется
Бороненко Сергей Юрьевич, 15 февраля 2011 15:14 
"Молодежь - основной питающий элемент науки" - Согласен...
но только не уверен что в России через пару лет будут умные люди(егэ всё погубит) придёться мозги из-за граници привозить...
Палии Наталия Алексеевна, 15 февраля 2011 20:37 
но только не уверен что в России через пару лет будут умные люди - будут, но не благодаря ЕГЭ и прочим нововведениям - а вопреки им
Владимир Владимирович, 15 февраля 2011 23:57 
будут, но не благодаря ЕГЭ и прочим нововведениям - а вопреки им

Уж не рыбкой ль золотой под рачий свист по веленью щучьему - нужно только на печи поудобнее устроиться несмотря и вопреки - ага, угу!
Юный максималист, 16 февраля 2011 00:43 
Наверно, Наталия Алексеевна имела в виду, что
будут талантливые люди, не воспринимающие
успешную сдачу ЕГЭ как главную цель образования
и находящие способы познавать науки независимо
от школы.
Владимир Владимирович, 16 февраля 2011 00:56 
Наверное.
А я, наверное, имел в виду то, что если взять семена осины, то вероятность собрать урожай апельсинов, возможно, и существует, но исчезающе мала...
Юный максималист, 16 февраля 2011 01:12 
А Наталия Алексеевна верит в то, что в России в
семенах осины вам могут продать еще и семена
апельсинов.
Мне, например, кажется невозможным загубить
интеллектуальный уровень всего российского
народа на 100% за несколько десятков лет. По
инерции, что-то ведь останется, наверно.
Владимир Владимирович, 16 февраля 2011 02:13 
Загубить можно генофонд.
Интеллектуальный потенциал взращивается (или не взращивается - несмотря на все добрые намерения, как семена апельсинов в нечерноземье или кукуруза в заполярье) - и как раз вопрос пары десятков лет.
По инерции - домашнее образование и частные школы, это понятно... олигархические необарственные реалии...
Палии Наталия Алексеевна, 16 февраля 2011 11:04 
[I]Наверно, Наталия Алексеевна имела в виду, что будут талантливые люди, не воспринимающие
успешную сдачу ЕГЭ как главную цель образования
и находящие способы познавать науки независимо
от школы. [/I] - Юный максималист, вы совершенно правильно меня поняли, добавлю еще - я надеюсь, что не перевелись еще школьники/студенты, которые стремятся получать ЗНАНИЯ, а не просто Нужные ОЦЕНКИ
Бороненко Сергей Юрьевич, 17 февраля 2011 13:56 
правильно нужно получать знания а не оценки... только вот правительство хочет управлять стадом идиотов а не умными людьми, которым никак не получается впихнуть свою бредовую идею!
я за то чтоб если правительство копирует что то с запада : то копировала полностью! а не только то что будет им(правителям) во благо! вот так вот!
ни знаю прав или нет но всё таки высказал своё мнение...
Владимир Владимирович, 16 февраля 2011 15:36 
...надеюсь, что не перевелись еще школьники/студенты, которые стремятся получать ЗНАНИЯ, а не просто Нужные ОЦЕНКИ

Один мальчик ОЧЕНЬ ХОТЕЛ играть на скрипке и ОЧЕНЬ НАДЕЯЛСЯ стать скрипачом. Но скрипку ему не купили, да и учителя не было... И искры таланта канули слезами в лету...
(Удержусь от более конкретных историй в силу своего ограниченного чувства меры...)
Как говорил один философ: количество переходит в
качество. А для этого, не обращая ни на что, эти
условия насаждают.
Владимир Владимирович, Вы недавно "Планету людей" перечитывали? :)
Вспомнился этот отрывок, между фразами: "Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.."..."..в каждом из этих людей, быть может, убит Моцарт."
Бороненко Сергей Юрьевич, 17 февраля 2011 13:56 
Владимир Владимирович, 17 февраля 2011 09:18 
Вы недавно "Планету людей" перечитывали?
Я обязательно прочитаю!
(просто осмелился местечково перефразировать Достоевского...)
Chutko Vladimir, 19 февраля 2011 23:48 

Палии Наталия Алексеевна, 15 февраля 2011 20:37
но только не уверен что в России через пару лет будут умные люди - будут, но не благодаря ЕГЭ и прочим нововведениям - а вопреки им
__________________

Давно было замечено: одна из необъяснимых загадок русского менталитета - в любом деле создать себе сначала максимальные трудности, чтобы потом их упорно преодолевать.
Chutko Vladimir, 20 февраля 2011 00:12 
Бороненко Сергей Юрьевич, 17 февраля 2011 13:56

я за то чтоб если правительство копирует что то с запада : то копировала полностью!
____________________________

Не дай Бог.... Для того, чтобы получились такие же результаты, надо скопировать в первую очередь общественные отношения, политическую систему, менталитет нации, ее историю, климат, географию... Т.е. полностью изменить свою страну и народ. А поскольку это невозможно, то и результат будет либо фарс, либо трагедия. Да и запад разный. Вы кого предпочитаете - Америку или Швейцарию? Я. например, Бермуды... '

Нет уж, ребята, только своим путем на базе того, что есть реально. А что из этого получится, зависит от того, насколько объективно вы оцените существующее исходное положение, какие цели поставите и насколько они реальны, какую дорогу выберите, какие методы и средства приложите для достижения целей и за какое время.

В общем, никуда не денешься - основы Project Management: в любом проекте если тебе даны цель и средства, невозможно точно определить время достижения цели, если даны средства и время - невозможно точно определить результат, если даны цель и время - невозможно точно указать необходимые средства, если даны цель, время, и средства - это не проект...
Палии Наталия Алексеевна, 20 февраля 2011 16:18 
одна из необъяснимых загадок русского менталитета - в любом деле создать себе сначала максимальные трудности, чтобы потом их упорно преодолевать. - Владимир, в данном случае налицо разделение труда - чиновники создают трудности, а преподаватели/научные сотрудники и ученики/студенты их преодолевают...правда обсуждение Закона об образовании еще не закончилось...
Палии Наталия Алексеевна, 20 февраля 2011 16:32 
А Наталия Алексеевна верит в то, что в России в семенах осины вам могут продать еще и семена апельсинов. - Юный натуралист и Владимир Владимирович, если честно - об этом не задумывалась , а вот прочитав заметку о том, что наночастицы золота могут вызвать свечение листьев, и к тому же кукуруза оказалась страстной любительницей золота (см. замечательную презентацию " Растения-индикаторы полезных ископаемых") подумала о том, как жаль, что в Магаданской области, в районе Наталкинского месторождения золота, вряд ли удастся выращивать кукурузу - которая еще бы и освещала дороги (которые, наверное, тоже пока еще не проложены)
Владимир Владимирович, 20 февраля 2011 18:04 
Складно у Вас получилось, Наталия Алексеевна!
Прекрасно и для единого курса естествознания, и нанонаук в школах - с акцентом на ископаемые, и осознанием некоторых российских проблем. Наверняка, если сделать на основе данного материала красочную брошюру с интеграцией ОБЖ и роли РПЦ (золото, свечение - "уж им бы нимбы"), то она сможет стать центральным учебником старших классов!
Палии Наталия Алексеевна, 20 февраля 2011 18:59 
Я не знаю, как Наталья Ивановна, но Владимир Владимирович, наверняка бы не только географию с физикой объединил, но и ботанику с экономикой и теософией
Согласен полностью!
Владимир Владимирович, 20 февраля 2011 19:53 
Извините, Наталия Алексеевна, исправил.
А про объединение - прекрасная идея - и дело не хитрое, как раз "злободневно-государственное"!
Пузанов Алексей Сергеевич, 22 февраля 2011 01:26 
Да, надеемся, что будущее за умными людьми!
Цафт Альберт Рудольфович, 02 апреля 2011 02:10 
Спасибо за такой комментарий: именно, за умными, порядочными и не озлобленными!!!

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Разрыв шаблона
Разрыв шаблона

4 февраля объявили лауреатов V Всероссийской премии «За верность науке»
4 февраля в здании Минобрнауки РФ состоялась торжественное награждение лауреатов V Всероссийской премии «За верность науке». 11 научно-просветительских проектов были отмечены престижной наградой.

Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии
5 февраля в Московском университете в Шуваловском корпусе МГУ состоится Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии, посвященный Международному году Периодической таблицы химических элементов, начало - 10 часов.

II Всероссийский химический диктант пройдет 18 мая 2019 года
В 2019 году периодическому закону Дмитрия Менделеева исполнится 150 лет! В честь великого открытия этот год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов. Одним из наиболее ярких событий, приуроченных к этому году, станет II Всероссийский химический диктант, который пройдет 18 мая и который в этом году выходит на международный уровень. Мероприятие было анонсировано в рамках церемонии открытия Международного года Периодической таблицы химических элементов 29 января 2019 года в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО.

Самые необычные таблицы Менделеева на выставке Международного года Периодической таблицы химических элементов

6-8 февраля в Российской академии наук состоялось торжественное открытие Международного года периодической таблицы химических элементов в России и приуроченная к этому масштабная интерактивная выставка

Почувствовать живое...
Е.А.Гудилин, А.А.Семенова, Н.А.Браже
Неразрушающее исследование живых клеток и клеточных структур является в настоящее время важным направлением научных изысканий, которые во многих зарубежных и российских научных группах направлены на достижение вполне прагматической цели – разработку новых принципов биомедицинской диагностики и эффективных подходов в нарождающейся персональной медицине.

Российская газета: Перевернуть пирамиду. Президент РАН: как повысить наши шансы на Нобеля
Юрий Медведев
Почему Россия по числу Нобелей отстает от ведущих стран мира, уступая, например, даже маленькой Швейцарии? Замалчиваются ли достижения отечественных ученых? Почему без привлечения в науку российского бизнеса мы не сможем успешно конкурировать в борьбе за престижную научную премию? Об этом корреспондент "РГ" беседует с президентом РАН Александром Сергеевым, который побывал в Стокгольме на вручении Нобелевских премий и поделился своими впечатлениями.

Инновационные системы: достижения и проблемы
Олег Фиговский, Валерий Гумаров

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.