Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Рис. 1а.
Рис. 1б.
Рис.2а.
Рис.2б.
Рис. 3а. Атомы находятся рядом – они связаны.
Рис. 3б. Атомы находятся далеко, они не связаны.
Рис.4.
Рис. 5. Атом Петя с двумя свободными электронами (шарик с
двумя руками)
Рис. 6а. Атом Миша
Рис. 6б. Атом Вася
Рис. 7. Молекула Вась-Миш-Катя

Атом. Молекула. Связь.

Ключевые слова:  Интернет-олимпиада, творчество, химическая связь

Автор(ы): Коренев Владимир Владимирович

Опубликовал(а):  Шушарина Анастасия Леонидовна

30 октября 2010

Все соединения и известные объекты состоят из атомов – стулья, столы, продукты, вода, грифель карандаша (да и сам карандаш). В том числе и наноструктуры. Поэтому, прежде чем вводить понятия различных наноструктур (фуллеренов, нанотрубок и т. д.) необходимо разобраться с тем, что же такое атом.

Атом

Так что же такое атом? Известна простейшая модель для его описания, которая была придумана почти 100 лет назад – Модель Резерфорда

Представать её себе можно так: есть большое положительно заряженное ядро – такой большой красный шарик с зарядом “+”. Вокруг этого красного шарика, как планеты вокруг Солнца, летают электроны – маленькие синие шарики с зарядом “–“ (см. рис. 1а).

Имеется одна особенность, связанная с величиной заряда синих шариков – электронов. Во-первых, заряды всех электронов равны, а, во-вторых, сумма зарядов всех электронов, летающих вокруг красного шарика – ядра, равна по модулю заряду ядра.

Это и есть модель Резерфорда. Её ещё иногда называют планетарной, поскольку ядро в такой модели атома играет роль Солнца, а электроны – планет, вращающихся вокруг Солнца как в нашей Солнечной Системе. Таким образом, такая структура: из красного шара внутри и синих вокруг него, и есть атом – в дальнейшем большой шар (см. рис. 1б.)

Связь между атомами. Молекула.

Все молекулы состоят из атомов, причём, связанных между собой атомов. Простейшие молекулы представляют собой два связанных атома. Например, молекула водорода, в которой связываются два атома водорода. Есть и сложные молекулы - например, молекулы полимеров, в которых между собой связывается очень большое число атомов.

О том, что же такое атом нам известно. Что же такое связанные атомы? Разобраться с этим можно очень просто на таком примере. Представьте, что Вы – атом. Не вдаваясь в структуру атома, просто Вы сейчас – атом. Вместо большого шарика, описанного выше, будете Вы. Пусть у Вас есть друг. И он тоже – атом. Тогда, если Вы с другом находитесь достаточно близко, то можете держаться за руки (см. рис. 2а). А когда расстояние между Вами очень велико (например, несколько километров), то взяться за руки довольно сложно (если у Вас, конечно, не километровые руки). Однако будем считать, что Ваши руки нормальной длины (см. рис. 2б).

Таким образом, когда Вы близко друг к другу и можете держаться за руки, будем говорить, что Вы (атомы) – связаны. В том же случае, когда Вы отошли друг от друга на значительное расстояние и уже не можете держаться за руки - Вы не связаны. Также и реальные атомы: могут быть связаны, когда они рядом, и не связаны, когда они далеко. (см. рис. 3а, б.)

При этом атомы связываются за счёт своих свободных {Прим.: "валентных"} электронов: сколько есть у атома свободных электронов, столько и связей он может создать. В связанных атомах электроны могут прыгать от одного атома к другому.

Наглядно на шариках это выглядит так: синий шарик сначала был расположен около одного атома, а потом прыгнул на другой и стал большую часть времени сидеть около него – см. рис. 4.

Если атом – это человек, то число возможных связей – это число рук у него (оно равно числу свободных электронов). Рис.5

Пусть у Васи две руки, а у Миши их три – см. рис. 6а, б.

Тогда Вася, взявшись своими двумя руками за две Мишины руки, образует с ним две связи, а, значит, молекулу Вась-Миша. Однако у Миши всё ещё одна рука свободна, ей он может ещё кого-нибудь схватить за свободную руку и присоединить к молекуле Вась-Миша, например, Катю. Тогда будет молекула из трёх атомов – Вась-Миш-Катя. Рис.7

У ребёнка, играющего роль атома углерода, всего 12 рук (электронов). Из них 8 рук (электронов) плотно привязаны к телу (поскольку у атома углерода только 4 внешних электрона, способных образовывать связь). Этими прижатыми руками невозможно даже пошевелить. Оставшиеся четыре руки – не связаны. Ими он может брать за руки других детей и образовывать связанные углеродные молекулы и кластеры – скопления атомов углерода (детей, держащихся друг за друга).

В чём же реальность примера? Например, из атомов углерода (обозначаются они как “С”) состоит, грифель карандаша.


В статье использованы материалы: Интернет-олимпиада


Средний балл: 8.1 (голосов 7)

 


Комментарии
Коваленко Артём, 31 октября 2010 01:35 
вопрос редактору: На кого это рассчитано?
вопрос автору: как Вы себе представляете (на
пальцах) связь атомов "за счет свободных
электронов" и что Вы вообще называете связью?
Все-таки, это проходят в 8-ом или 9-ом классе
по химии, надо уметь грамотно объяснить (пусть
и просто).
Владимир Владимирович, 31 октября 2010 06:40 
Занудно добавлю.
Объяснение упрощенными и понятными аналогиями ценно, на мой взгляд, тогда, когда кто-то пытается понять и что-то конкретно не ясно, и задаются вопросы. Упрощения помогают понять материал и успешно вернуться к оригинальному (полноценному на данном этапе обучения) уровню понимания.

Если же чрезмерно упрощенные аналогии предлагаются сами по себе, то в значительной мере они будут вытеснять полноценные объяснения. (Какой процент школьников будет читать "Войну и мир", если есть прекрасный дайжест, а еще лучше мультик по дайжесту, ну или комиксы. Школьникам будет "все понятно", будет нравиться предмет, и в системе обучения все могут быть счастливы... пока этим школьникам не надо будет что-то реально делать).
Да все понятно. Расчитано на тех, кто начинает, а также на учителей, которые могут использовать опыт не во вред...
Коваленко Артём, 31 октября 2010 11:35 
Как Вы считаете, связь в молекулах образована
за счет свободных электронов, Евгений
Алексеевич?
Предлагаю статью убрать с сайта.
Предлагаю ничего не убирать, поскольку если школьникам начинать объяснять особенности решений уравнения Шредингера, то первыми сойдут с ума учителя. Статья имеет нулевую научную значимость,но расчитана не на маститых ученых и даже не на студентов. В ней не говорится о "примерно минус 300 градусах по шкале Цельсия". А свободные электроны... Хм... А что на нашем родном химфаке означает странный термин "свободная валентность"??? Не люблю жаргона, но в контексте того, что говорилось в статье (не надо вырывать из контекста!) под "свободными" электронами можно понимать (и думаю нужно) электроны, СПОСОБНЫЕ к образованию связи, а не то, что бегает в космическом пространстве и чудом приходит для образования химической связи. Так в чем проблема?
Коваленко Артём, 31 октября 2010 13:02 
Евгений Алексеевич, такие электроны на Вашем
родном химфаке, а также в 8 классе школы
называют валентными. И в 8-ом классе
люди не решают уравнения Шредингера. Но уже
знают закон Кулона. А этого достаточно, чтобы
объяснить, почему валентным электронам
выгодно располагаться между положительно
заряженными ядрами (при образовании связи), а
не "крутиться" по сферическим орбитам.
Слава богу, хотя бы в 8-ом классе еще Микки-
Маусов по химии не рисуют.
Трусов Л. А., 31 октября 2010 13:21 
поддержу Артёма.
лучше уж всё объяснять божественным промыслом, чем заведомо неверными моделями.
надо удалить.
По - моему у нас в школе почти все модели неверные
Если перечислите по пунктам неверно - алхимические постулаты, то обсудим. Про свободные электроны уже сказал, можно ввести комментарии в сам текст или считать, что заинтересованные учителя и школьники читают комментарии. Что не нравится в слове "сбободный", никак не возьму в толк...
А водородоподобный атом (даже без Шредингера) объясняют первокурсникам. С законом Кулона и... сферическими орбитами. И чем эти орбиты не нравятся? А если считать, что электрон "застрял" между двумя атомами как ЧАСТИЦА противоположного знака при образовании связи - вот это и будет неверная и вредная модель!
Трусов Л. А., 31 октября 2010 16:02 
атомы удерживаются вместе божьей волей
Это факт в рамках соответствующих концепций. Как и все на свете.
Владимир Владимирович, 31 октября 2010 16:13 
атомы удерживаются вместе божьей волей
в полном согласии с незыблемостью вертикали власти и ведущей ролью РПЦ

Если публикацию не будут убирать - просьба дополнить ее нашей Божественной креативной концепцией!
Я пока не вижу ОБЪЕКТИВНЫХ причин для уничтожения публикации. Когда сделаем, наконец, тематические разделы, она не будет так контрастно смотреться на фоне остальных и будет на своем месте.
Владимир Владимирович, 31 октября 2010 17:47 
А чем хуже Божественная концепция? В силу ее креативной простоты, прекрасной совместимости с ЕГЭ (без излишних математик всяких) ее даже можно назвать "имени Фурсенко".
Коваленко Артём, 31 октября 2010 20:02 
по-моему, верных и неверных моделей не бывает.
Предлагаю хотя бы заменить в статье слово
"свободные" на "валентные" (дав какой-нибудь
комментарий "в популяристическом духе автора")
и закончить этот маразм.
И лучше, по-моему, не создавать на сайте
раздела, в котором данная работа могла бы не
"так контрастно смотреться на фоне остальных".
Вставил. Маразм этой юной категории говорить "валентных". Я - глупый химик, не физик. Я даже не заподозрил бы ни плазму, ни отдельный сферический электрон в вакууме. Для физиков и "валентных" электронов нет. Для химика радикалы имеют "неспаренные" электроны. Везде условности, но суть автор выразил верно, несправедливо его обвинять в неиспользовании терминологии, то есть того, чего он и не собирался использовать изначально.
Еще раз, для химика, в ЧЕМ криминал (кроме того, что статья не научно - популярная, а для "маленьких")? По полочкам, чтобы я ответил.
Владимир Владимирович, согласен, что для обучения ЕГЭ это все пройдет, а для нормальных школ, в которых учился Артем - нет Проблема в том, что таких школ, к сожалению, все меньше и меньше.
Коваленко Артём, 31 октября 2010 20:52 
Криминал в том, что из этой статьи следует, что
Ваш любимый марганец может образовать 25
химических связей одновременно.
Почитай ПРЕДпоследний абзац и ты поймешь, что это СОВСЕМ не так по статье!
Палии Наталия Алексеевна, 31 октября 2010 21:34 
[I]из этой статьи следует, что
Ваш любимый марганец может образовать 25
химических связей одновременно. [/I]- Артем, действительно, марганец - удивительный металл, 5 аллотропических модификаций (альфа-марганец с 58 атомами в элементарной ячейке...- почему...)
Владимир Владимирович, 31 октября 2010 22:19 
альфа-марганец с 58 атомами в элементарной ячейке...- почему...

Наверное потому, что число 7 наименее совместимо с симметрией упаковок (отсюда и квазикристаллы).
И природа так замучилась с марганцем, что у технеция нет стабильных изотопов, а рений самый редкий элемент.
Владимир Владимирович, 31 октября 2010 22:22 
Евгений Алексеевич,
Единственный вариант сохранить хоть минимальное количество "нормальных" школ.
За то и бьемся. Мне ситуация все чаще напоминает произведения Стругацких и Бредбери...

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Жеребенок
Жеребенок

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.