Исследователи из Италии разработали новые неорганические наночастицы, которые могут одновременно восстанавливать живопись и предохранять ее от дальнейших повреждений.
По их словам, этот метод может применяться для безопасной обработки многих предметов культурного наследия, в отличие от полимерных покрытий, использующихся в настоящее время.
Сохранение и реставрация живописи весьма важна, так как, например, фрески позволяют заглянуть нам назад, в историю. Обычный метод, который в настоящее время применяется реставраторами и музейными работниками заключается в нанесении на картину покрытия из акрилового полимера, однако со временем такое покрытие желтеет, становится заметным, и, в долгосрочной перспективе, повреждает предмет культурного наследия.
Пьеро Бальони (Piero Baglioni) с коллегами из Университета Флоренции разработал наночастицы гидроксидов щелочноземельных металлов, которые могут быть нанесены на фрески и другие предметы изобразительного искусства, которые не только создают эффективный барьер против дальнейшего повреждения предметов старины, но и помогают их реставрировать.
Бальони поясняет, что большая часть настенных живописей созданы на поверхности известняка, а скульптур - из известняка, который является осадочной породой, главным образом состоящей из карбоната кальция. Кислые дожди и незначительное количество оксидов серы, содержащихся во влажном воздухе, приводит к переходу карбоната кальция в сульфат и, как следствие, повреждению предмета искусства.
Исследователи разработали наночастицы из гидроксида кальция, которые взаимодействуют с атмосферным диоксидом углерода с образованием карбоната кальция, защищая поврежденную часть скульптуры или фрески. Бальони отмечает, что в ходе такого процесса происходит прочное сцепление вновь образовавшегося карбоната кальция и карбоната кальция, входящего в состав предмета старины, а избыток карбоната кальция может обратить его разрушение и даже помочь реставраторам в восстановлении.
Новое покрытие очень просто использовать: наночастицы диспергируют в изопропаноле, после чего суспензия наносится кистью или распыляется на поверхность произведения искусства. В том случае, если произведение искусства очень хрупкое на его поверхность помещают листок японской бумаги (бумаги с большими порами) и наночастицы поступают к фреске через поры в бумаге.
По словам Бальони, химики из Флоренции получили наночастицы из гидроксидов кальция, стронция, бария и магния, причем все эти наночастицы могут оказаться полезными для различных целей – например гидроксиды кальция и магния могут использоваться для консервации бумаги, дерева и других целлюлозосодержащих материалов. Бальони считает, что разработанный им метод можно применять для защиты всех типов поверхностей за исключением металлических.
Франческа Касадио (Francesca Casadio), специалист по консервации предметов старины из Института Искусств Чикаго отмечает, что работа Бальони – не изобретение колеса – это объединение традиционных и инновационных подходов, возникшее в качестве концепции еще в семидесятые года ХХ века, и воплотившееся благодаря прогрессу в области нанохимии. Она надеется не только на то, что не только этот метод может быть использован для сохранения и восстановления старинных предметов искусства, но и на то, что в будущем будут созданы разработаны новые нанотехнологические подходы, которые могут быть использованы в уходе за предметами культурного наследия.
Статья: Rodorico Giorgi, Moira Ambrosi, Nicola Toccafondi, and Piero Baglioni. Nanoparticles for Cultural Heritage Conservation: Calcium and Barium Hydroxide Nanoparticles for Wall Painting Consolidation. Chem. Eur. J., 2010, 16, 9374; (DOI: 10.1002/chem.201001443) выложена в свободном доступе на сайте издательства Willey