Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.

Фаршированные нанотрубки заказывали?

Ключевые слова:  нанотрубки, фуллерен

Опубликовал(а):  Шуваев Сергей Викторович

05 сентября 2010

Желание ученых научиться заполнять внутренние пустоты нанотрубок продиктовано не только банальным любопытством, но и возможностью применять подобные нанотрубки в практических целях. В частности, уже достаточно давно известно о так называемых пиподах, представляющих собой молекулы фуллерена, включенные внутрь УНТ. Однако до настоящего момента механизм встраивания одиночных молекул фуллерена в УНТ был мало изучен. В тоже время, было предсказано, что фуллерен способен сочетаться с внешними стенками нанотрубки благодаря трансформациям Стоуна-Уэлса, и в дальнейшем способен проникнуть сквозь стенку УНТ. Эта гипотеза была полностью подтверждена международным коллективом исследователей.


Для этого ученые, исследуя с помощью просвечивающей электронной микроскопии высокого разрешения, использовали двухслойные УНТ, диаметром 0.69 нм и хиральностью (19,3). Вначале фуллерен прилипает к поверхности нанотрубки, причем природа связывающей их силы до конца неизвестна, поскольку силы Ван-дер-Ваальса и Казимира слишком слабы, а визуальных деформаций стенок нанотрубки на этой стадии не наблюдается. Для диссипации энергии, накопленной в результате облучения электронным пучком, внутренняя трубка УНТ начинает осциллировать вдоль нанотрубки. Когда внутренняя трубка поравняется с фуллереном, то произойдет их взаимная деформация, результатом которой является полное слияние фуллерена со стенкой нанотрубки, образуя при этом своеобразный бугорок. Продолжая облучение в течение нескольких десятков минут бугорок постепенно меняет свою форму – вначале он вытягивается вдоль трубки, а затем уширяется и выравнивается, что понижает суммарную энергию системы.


Кроме того, как упомянуто выше, трансформации Стоуна-Уэлса в конечном итоге могут привести к проникновению фуллерена внутрь УНТ, что и продемонстрировано на рисунке 2 на примере ОУНТ, при этом после проникновения внутрь ОУНТ, стенка нанотрубки становится деформированной, образуя своего рода карман. После проникновения, фуллерен начинает осциллировать внутри этого кармана, пока не совершит скачок вдоль нанотрубки, и не будет захвачен очередным дефектом (рис.3). На основании полученных снимков, авторам статьи удалось подтвердить, что фуллерен на самом деле был введен внутрь ОУНТ.


Источник: Nanoscale



Комментарии
Андрей, 05 сентября 2010 18:45 
Я не вижу, чтобы фуллерен реально вошел в структуру. Как доказано? По этим ТЕМ-картикам не видно.
Шуваев Сергей Викторович, 05 сентября 2010 20:36 
Они сделали вывод о вхождении в структуру на основании того, что фуллерен осциллировал в кармане и двигался строго вдоль трубки. Насколько это весомые аргументы в пользу вхождения или не вхождения мне судить трудно!
Красс Марта Ивановна, 06 сентября 2010 14:43 
В статье (доступна бесплатно после регистрации) есть и другие, более удачные фотографии... Я вот только не нашла оценок величин действующих сил...
Шуваев Сергей Викторович, 06 сентября 2010 20:32 
Увы, видимо я скачал light-версию, потому что уменя в ней лишь три изображения, и все три я здесь разместил! Касательно действующих сил, то, возможно, они были теоретически рассчитаны в работе Zhao, на которую неоднократно ссылаются авторы статьи.
Андрей, 06 сентября 2010 22:26 
На RSC нет лайт-версий.

Да, статья содержит картинки получше. Силы оценить из такого эксперимента крайне сложно. Обычно показывают один порядок энергий.

Любопытно, 1) зависит ли этот процесс от хиральности трубки? 2) маленькая (по диаметру) и короткая ОУНТ может так зайти в большую по диаметру? 3) а если в фуллерене что-то содержится (например, атом металла), то что будет в таком случае? 4) а если фуллерен химически связан с какой-то другой органикой (особенно содержащей один углерод), что в этом случае?
Артюхов Василий Игоревич, 08 сентября 2010 00:41 
> двухслойные УНТ, диаметром 0.69 нм и хиральностью (19,3)

Что-то я не пойму, двуслойные с одной хиральностью это как? 0.69 это чуть больше диаметра C60, соответствует типу трубки (5,5), например. Диаметр (19,3) в 2.4 раза больше, чем (5,5) - это получается расстояние между стенками около 0.5 нм, в полтора раза больше нормального.

Пока что единственная возможная интерпретация написанного здесь - что всего было проведено три опыта:
1) с двухслойными УНТ,
2) с НТ диаметром 0.69 нм и
3) с НТ с хиральностью (19,3)
Шуваев Сергей Викторович, 08 сентября 2010 01:09 
Это ОУНТ, внутри которой есть некоторое подобие внутренней трубки, как утверждают авторы вследствие сращивания нескольких фуллеренов. Здесь слово "двухслойные" я употребил не совсем удачно!
Артюхов Василий Игоревич, 10 сентября 2010 12:01 
А с диаметром и хиральностью что?
Шуваев Сергей Викторович, 10 сентября 2010 12:36 
Для ОУНТ, внутри которой маленькая внутрення трубка из сросшихся фуллеренов хиральность (19,3), а диаметр 0.69 нм. В случае со вторым опытом, где авторы статьи вводят, по их мнению, фуллерен внутрь ОУНТ, ее хиральность (19,1). Диаметр этой ОУНТ не указан, однако указан диаметр вошедшего фуллерена - 0.78, то есть это не C60, а С80.
Артюхов Василий Игоревич, 13 сентября 2010 11:12 
> хиральность (19,3), а диаметр 0.69 нм

Это ж как её сдавить надо было, чтобы у
нанотрубки (19,3) диаметр стал 0.69 вместо
положенных 1.64 нм! (См. например http://www.photon.t.u-
tokyo.ac.jp/~maruyama/kataura/chirality.h tml)

Кстати, диаметр C60 0.68 нм, сами
попробуйте себе представить, как бы он
пролезал внутрь 0.69-нм трубки.
Шуваев Сергей Викторович, 13 сентября 2010 19:38 
Пардон, конечно же, речь идет о диаметре фуллерена. Диаметр ОУНТ они не указали.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Клетки пекарских дрожжей, покрытые полиэлектролитами и золотыми наночастицами
Клетки пекарских дрожжей, покрытые полиэлектролитами и золотыми наночастицами

PHD и Postdoc позиции в Сколтехе / машинное обучение
В группе проф. А.Шапеева открыты позиции научного сотрудника и аспиранта по применению машинного обучения для представления и оптимизации свойств материалов при их сильном растяжении.

Конкурс на лучший проект в области популяризации научных знаний для школьников «Школа юных ученых»
Цель Конкурса РАН «Школа юных ученых» - популяризация современных достижений науки и техники и развитие интереса к науке как к будущей профессии среди школьников. В рамках конкурса проводится отбор лучших проектов в области популяризации научных знаний для школьников, включающих одно или серию обучающих мероприятий любой формы организации на усмотрение участника конкурса. Это могут быть лекция, мастер-класс, деловая игра, исследовательская лаборатория, семинар, дискуссионный клуб, симуляционная игра, квест-марафон, лабораторная работа и др.

Самая тонкая плоская линза из Гарварда
Исследователи из Гарвардского университета продемонстрировали первую плоскую линзу, которая работает во всём диапазоне видимого света. Новая линза является метаповерхностью. Она представляет собой пластинку прозрачного кварца, покрытую миллионами крошечных столбиков из диоксида титана, каждый из которых имеет ширину в несколько десятков и высоту в несколько сотен нанометров

СТО АСМК.021МУ-2015 и добавленная стоимость инноваций: как не споткнуться на рынке интеллектуальной собственности
Зорина Юлия Геннадьевна (эксперт-аудитор по интеллектуальной собственности), Парвулюсов Юрий Юрьевич (вице-президент фонда «ФИНАС»), Розов Денис Викторович (руководитель правового управления оборонного предприятия), Фокин Геннадий Васильевич (председатель технического комитета по стандартизации и депозитарий стандартов профессионального менеджмента интеллектуальной собственности серии «Интеллектуальная собственность и инновации»), +7(495)4904726, +7(985)0234384, +7(916)2050579, gvf@finas.su, www.finas.su
Правовой нигилизм и пренебрежение правовыми нормами гражданского оборота интеллектуальной собственности, искажение учета нематериальных активов (несоответствие первичной документации требованиям пункта 3 ПБУ 14/2007) и отсутствие эффективной системы документооборота менеджмента интеллектуальной собственности — грозят упущенной выгодой и административными, налоговыми, уголовными правонарушениями. Как поправить положение?

Форум тьюторов (1 часть)
Асмолова Екатерина
6 и 7 февраля 2016 года в рамках мероприятий X Всероссийской олимпиады школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» проходила Открытая Нанотехнологическая Школа-конференция для школьников, студентов и преподавателей. Представляем Вашему вниманию краткий фототчет Форума Тьюторов.

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.

Проекты или прожекты?

Проектная деятельность школьников становится все более популярной, фактически превращается в "обязаловку" для школ и их воспитанников. При этом, что это такое и как с этим быть, знают не очень многие. Этот небольшой опрос ставит себе целью оценить, как сейчас понимаются вопросы проектной деятельности всеми потенциальными участниками этого непростого процесса.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.