Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Владимир Дмитриевич Нечаев, ректор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова

Аспирантура и научная карьера: быть или не быть?

Ключевые слова:  карьера, мнение, наука, образование

Автор(ы): В.Д. Нечаев

Опубликовал(а):  Палии Наталия Алексеевна

06 августа 2010

Не секрет, что карьера ученого не является сейчас высокооплачиваемой не только у нас, но по большому счету нигде в мире. Но насколько это престижно, интересно, актуально - это вопрос скорее времени и умения видеть перспективы не сиюминутного, а скорее дальнего порядка.

Был период в истории, например в 60-е годы, когда карьера ученого была очень популярна и у нас, и на Западе. (Хотя, конечно, на Западе и сейчас дела обстоят лучше, чем у нас.)

Сейчас более модно делать карьеру в области менеджмента и права.

Но мода меняется, и карьерная мода в том числе. Она фундаментально связана с циклами развития общества.

Мне представляется, что в ближайшее время в России все-таки преобладающей станет идея модернизации и инновации. А продвижение и развитие этой идеи предполагает создание и развитие современной науки. Если такой запрос со стороны общества, со стороны государства, со стороны экономики, компаний реализуется, то постепенно и карьера ученого станет все более привлекательной.

Процесс этот долгий. Сейчас мы по инерции пожинаем плоды того периода (а это уже конец 80-х - 90-е годы), когда наука перестала быть интеллектуальным мотором, нервом развития общества. Ученые воспринимались скорее как чудаки, которые за копейки занимались «непонятно чем», которое нужно «непонятно для чего». Социальный статус ученого, его востребованность были поставлены под сомнение...

Если сейчас в обществе запустятся инновационно-модернизационные процессы и закономерно возрастет востребованность в отношении ученых, то мы увидим этот эффект на уровне спроса на соответствующее образование, может быть, лет через 5-7 - только когда люди осознают, что это нужно «здесь и сейчас», а не «где-то и когда-нибудь».

Это касается ученых, которые так или иначе связаны с инновационными технологиями. А каково место гуманитарных наук в обществе инноваций и модернизации, чем они могут быть интересны и где здесь перспективы?

Сама по себе техника модернизацию не осуществляет, и все инновационные процессы - это прежде всего и в первую очередь изменения в мышлении, в системе ценностей, ориентации в общественном развитии и т.п.

Технические изменения в обществе возможны, только если общество в целом движется по пути модернизации и это составляет часть и образования, и культуры, и общей системы.

Осознание этого процесса уже началось. Я думаю, что через какое-то время в связке с задачами инновационного развития станут более востребованы и гуманитарные дисциплины и технологии.

Стыков очень много. Например, правовое поле инновационной деятельности, исследования ряда вопросов на стыках когнитивной психологии, психологии человека и информационных технологий, психологии и биотехнологий - это моменты и технического, и этического свойства...

На каком-то этапе технологические изменения приведут - уже приводят! - к тому, что мы хуже начинаем понимать самих себя и общество.

Можно привести целый ряд проблем, где именно гуманитарные науки и технологии - психология, педагогика, управление, технологии массовых коммуникаций, этика, дизайн и другие - будут призваны провести изыскания и дать ответ.

Например, возникновение разрыва поколений в результате бурного технологического развития. В некоторых важных областях (например, IT-технологии) молодежь гораздо продвинутее, чем старшее поколение. И не младшее поколение перенимает опыт у старшего, как это было всегда, а наоборот - старшее поколение вынуждено учиться у молодого. Ранее в истории человечества такого не было, и непонятно, например, с точки зрения педагогики, как в этой ситуации себя вести. Чему может научить учитель ученика, если он с точки зрения ученика «петикантроп», не умеющий пользоваться хотя бы Интернетом?

Еще одна гуманитарная проблема: в настоящее время во всем мире наблюдается спад интереса к образованию. Люди хотят меньше учиться и больше наслаждаться жизнью. Но как будет функционировать инновационная экономика, если не будет массового запроса на образование? Разобраться, почему у детей (и у взрослых людей) исчезает тяга к образованию или она проявляется как-то очень однобоко - это опять-таки предмет изучения гуманитарных наук, прежде всего педагогики, психологии.

Вопрос национальной конкурентоспособности страны. Ведь страна, у которой нет своего собственного привлекательного образа будущего - как там все будет устроено, какие люди там будут жить, как они будут одеваться, какие у них будут ценности, как они будут себя вести в тех или иных ситуациях - все эти стандарты она вынуждена перенимать у другой страны, которая способна их предложить, а это по сути потеря независимости. А предложить обществу идеал - это опять-таки задача гуманитарных наук.

В общем, я убежден, что ученые-гуманитарии без работы не останутся даже в супер технологичном инновационном обществе.


В статье использованы материалы: begin.ru


Средний балл: 6.7 (голосов 3)

 


Комментарии
Владимир Владимирович, 06 августа 2010 23:24 
Решился взять на себя ответственность - одобрить, как оно есть...

Наталии Алексеевне спасибо за интересную информацию!

Очень кратко - если ректор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова не может правильно написать слово "питекантроп" со всем доступным Интернетом (в статье, к слову, и другие ошибки...), то ситуация с национальной конкурентоспособностью страны, вероятно, близка к клинической
Андрей, 07 августа 2010 01:22 
"это моменты и технического, и этического свойства..."

Андрей, 07 августа 2010 01:31 
"Сейчас более модно делать карьеру в области менеджмента и права."

По моде карьеру не выбирают нормальные люди. Страшно представить, что будет в науке если "ученый" - это будет модно. Бррр...

"Люди хотят меньше учиться и больше наслаждаться жизнью. Но как будет функционировать инновационная экономика, если не будет массового запроса на образование?"

Желание наслаждаться жизнью естественно. Можно и учится, и работать, и наслаждаться жизнью паралельно. Главное (если в науке) - это платить достаточно. У нас это сложно представить: либо ты леньтяй и мало получаешь, либо вкалываешь по 18 часов в сутки и получаешь более-менее. Вот например в Америке люди работают и в большинстве случаев этим наслаждаются и получают весьма неплохо. В Германии работают обычно меньше (чем в среднем в Америке), а получают примерно также. Да еще и цены в среднем у них отличаются в меньшую сторону. И довольны! И массовый запрос на образование есть, кстати.

Не надо разводить демагогию. Зрить надо в "корень", а не на кору.
Палии Наталия Алексеевна, 07 августа 2010 09:48 
Владимир Владимирович, спасибо за замечания (в скобках замечу, что нельзя слепо доверять редакторам других сайтов, используя только "copy-paste"- технологию).
В самой статье прозвучала идея о циклах развития общества, которую я разделяю. Надеюсь, что сейчас мы вступаем в новый цикл, когда объективно востребован высокий уровень образования в обществе (и в России, и на Западе).
Более того, очевидна необходимость мультидисциплинарного образования (химики, занимающиеся исследованием структуры, например методом электронной микроскопии должны хорошо знать и физические основы метода, и математику - знания основ тензорного анализа необходимы, если предмет вашего изучения квазикристаллические структуры, см. 20 years of structure research on quasicrystals. Part I. Pentagonal, octagonal, decagonal and dodecagonal quasicrystals ). Опять можно вспомнить о цикличности - ведь Ломоносов был и великолепным ученым (химиком и физиком), а еще и технологом. Можно привести имена Гука и Ньютона (который еще и превосходно реформировал Монетный двор, за что и получил титул Лорда), да и массу других имен...
Chutko Vladimir, 07 августа 2010 13:53 
По моему, вся статья - набор банальностей и очень спорных утверждений. Локальные проблемы выдаются за общемировые и даже общецивилизационные. Очередное пережевывание спущенных сверху определяющих терминов... Сколько их уже было - коллективизация, индустриализация, химизация, мелиорация, реорганизация, модернизация, инновация.... Физики и лирики... Пассаж об основной, судя по всему, задаче гуманитарных наук (по контексту подразумевается - российских гуманитарных наук) - разработка собственного идеала будущего в противовес забугорному (кстати, несформулированному) - это круто и чего-то сильно напоминает... Чего-то вроде "С кем вы, мастера культуры?" с вытекающими оргвыводами.
Владимир Владимирович, 07 августа 2010 15:58 
Наталия Алексевна,
Спасибо за широкообзорную ссылку.
От дискуссии, кто кому чего должен - удержусь...

можно вспомнить о цикличности ... Ломоносов ...имена Гука и Ньютона

А Джордано Бруно сожгли на костре (на тему воспоминаний, истории и цикличности).
Владимир Владимирович, 07 августа 2010 16:09 
По моему, вся статья - набор банальностей и очень спорных утверждений.

Это если очень вежливо об этой статье

Надеюсь, что сейчас мы вступаем в новый цикл, когда объективно востребован высокий уровень образования в обществе (и в России, и на Западе).

"мы вступаем в новый цикл" - напомнило и сводки политбюро, и анекдот про Мойшу...

А по сути - желаемое, понятно, очень хочется иметь действительным...
На Западе просто прагматическое понимание и соответствующая разумная поддержка.

А в России, судя по всему, будет лишь Сколково с "гуманитарными петикантропами" ("петикантроп" - как новая идиома реалий албанизированного олигархического необарства, одним из ярко-показательных примеров которого явились головы на кольях в Селигере...)
господин Ректор, очевидно, хотел употребить термин "петрикантроп" - как производное от фамилии одного из самых удачливых российских менеджеров от науки.

например в 60-е годы... на Западе и сейчас дела обстоят лучше, чем у нас...сейчас мы по инерции пожинаем плоды того периода..

господину Ректору не помешало бы ознакомиться с реальным состоянием советской науки в 60-х годах. Например, почитать этот документ (составителей оного вряд ли можно упрекнуть в предвзятом позитиве).

Что было, то было- прошло...

"питекантроп"-
да, вот оно- кайнозой, голоцен, группа Homo sapiens привычно согнувшись, смотря перед собой и нажимая отростками верхних конечностей пямоугольные объекты общаются через пространство и время!
Старый унылый ботан, 07 августа 2010 23:36 
странно вообще, что такие материалы публикуют
на нанометре. Неужели цель - это просто
поиздеваться над ними?
Владимир Владимирович, 08 августа 2010 00:26 
странно вообще, что такие материалы публикуют на нанометре. Неужели цель - это просто поиздеваться над ними?

Наталии Алексеевне пришлось по душе про цикличность.
И в целом это по теме: аспирантура, образование, наука, будущее... или отсутствие оного.

Про "поиздеваться", Вы, на мой взгляд, явно перебарщиваете, уважаемый ботан.

Не тензоры же Вы предлагаете обсуждать?
И это говорит ректор?! По технике можно быть к
нему снисходительным, но про гуманитарные
аспекты - ужас!
Циклы Кондратьева - http://ru.wi...D0%B8%D0%BA
%D0%BB%D1%8B_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1% 80%D0%
B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B0
Картинки к циклам - http://www.s....php?id=177
Владимир Владимирович, 08 августа 2010 00:29 
Александр Борисович,
Очень интересный документ
Старый унылый ботан, 08 августа 2010 17:26 
Дело не в том, о чем шум, просто
конструктивного-то ничего нет. Вот и получается,
что можно только прикапываться к словам.
Владимир Владимирович, 08 августа 2010 18:17 
Дело не в том, о чем шум, просто конструктивного-то ничего нет. Вот и получается, что можно только прикапываться к словам.

А где Вы видели конструктив в последнее время?
В "дорожных картах" РосНано?
Вы сами опубликовали что-то конструктивное??
И на данный момент, получается, что Вы критикуете критику неконструктивного.
Владимир Владимирович, 09 августа 2010 03:34 
господин Ректор, очевидно, хотел употребить термин "петрикантроп" - как производное от фамилии одного из самых удачливых российских менеджеров от науки

петрикантроп грызлоядный
Палии Наталия Алексеевна, 09 августа 2010 15:53 
А Джордано Бруно сожгли на костре (на тему воспоминаний, истории и цикличности)-ну, это уже крайности...
А вообще-то (и по мнению зарубежных коллег), ученый (как и художник, и поэт) "должен выстрадать свое открытие". (Услышав эту сентенцию еще в прошлом тысячелетии, я заметила, что , в таком случае, ученые в нашей стране просто обречены делать отрытия...).
Палии Наталия Алексеевна, 09 августа 2010 16:01 
Локальные проблемы выдаются за общемировые и даже общецивилизационные. - Владимир (Чутко), позволю себе не согласиться с вами, ведь у физиков, не только в России, были проблемы с трудоустройством, именно поэтому многие ушли работать в банки, в бизнес. (об этом можно прочитать и в Nature, и в Forbes, зарубежные коллеги также об этом рассказывали). И о спаде интереса абитуриентов (в США, например) к получению технического(инженерного) образования, тоже много написано.
Наверное, было бы правильно говорить не о моде на профессии, а о престижности той или иной профессии.
Палии Наталия Алексеевна, 09 августа 2010 16:10 
Про цикличность (положительная тенденция) - до начала 90-х не было проблем с бесплатным программным обеспечение ПО (знакомые получали, заказывая в Ленинке, листинги сотен программ, и из библиотеки NAG). Потом наступила эра платного лицензионного ПО, сегодня, по счастью, можно скачать бесплатно программы и пакеты программ ( SCILAB, BASIC. Первый пакет является бесплатным аналогом MATLAB, ну а второй не нуждается в представлении...).
Старый унылый ботан, 09 августа 2010 16:25 
Вы сами опубликовали что-то конструктивное??
Опубликую. Но не здесь.
Владимир Владимирович, 09 августа 2010 16:41 
Вы сами опубликовали что-то конструктивное??
Опубликую. Но не здесь.

Вот ведь менталитет!
Так когда опубликуете (и куда опубликуете), тогда (и туда) с критикой конкретики и приходите!
Владимир Владимирович, 09 августа 2010 16:54 
Наверное, было бы правильно говорить не о моде на профессии, а о престижности той или иной профессии.

О нужности (востребованности)!
А то астрофизиком романтическим быть может и приятственно, и умственно-интеллектуально пользительно - только вот нужно астрофизиков совсем немного - в несколько лабораторий/обсерваторий, да в университеты!

именно поэтому многие ушли работать в банки, в бизнес.

И в недрах академической системы в годы застоя в разных институтах научных - ой сколько кадров было невостребуемых (вежливо так скажем), "обреченных на открытия". И от них до Петриков оказался потом один лишь маленький шаг...
Палии Наталия Алексеевна, 09 августа 2010 23:14 
Возможно, Вам будет интересно прочитать книгу My Life as a Quant

И в недрах академической системы в годы застоя в разных институтах научных - ой сколько кадров было невостребуемых - не совсем так. Экономика развивалась, была потребность в новых разработках, в новых технологиях, в новых материалах...
А в каком академическом институте Петрик работал ?
Результаты труда ни кого не интересуют, деньги не
платят. Болото. И тут - островок суши - торговля.
Все легко и просто: купил, дороже продал. И физики
пошли создавать банки и биржи, далее по списку...
Что касается престижности, то это красное словцо.
Есть люди, которые создают денежные потоки, есть
люди, которые управляют этими потоками.
Почувствуйте разницу. И мода здесь ни при чем.
Владимир Владимирович, 10 августа 2010 02:11 
А в каком академическом институте Петрик работал ?
Я имел в виду не биографию Петрика (подробностями которой я не интересовался), а как его (и многих многих других - обсуждение статьи Александра Борисовича про воду поразило меня до глубины души...) изобретения пришлись ко двору. Вы же наверняка смотрели видеозапись, как его хвалили академики...

Экономика развивалась, была потребность в новых разработках, в новых технологиях, в новых материалах...

В годы застоя? Из всех фактов и истории - научные институты работали очень эффективно в режиме "шарашек" до середины 50-ых. Потом по инерции еще лет десять. А к концу 80-ых...

Если экономика развивалась, так почему ж она после этого уже 20 лет не может стать обратно на рельсы модернизаций и инноваций? Почто Сколково?
(Извините за риторические вопросы)
Chutko Vladimir, 10 августа 2010 06:49 
Палии Наталия Алексеевна, 09 августа 2010 16:01: "ведь у физиков, не только в России, были проблемы с трудоустройством, именно поэтому многие ушли работать в банки, в бизнес. (об этом можно прочитать и в Nature, и в Forbes, зарубежные коллеги также об этом рассказывали)."

Поймите, Наталия Алексеевна, на Западе, во всяком случае в Америке, проблемы с трудоустройством всегда и у всех - от дорожного рабочего до ученого. Нет работы постоянной и гарантированной ни у кого по совершенно разным причинам. Это - стиль жизни, и никакой общественной трагедии в этом нет. Даже личной - потерял работу - плохо, ищи новую, пока пособие платят. Здесь так живут. Физик в банке - сильно сомневаюсь... И кем его туда возьмут? Особенно зная, что он туда наверняка временно, пересидеть трудную полосу. Это здесь сразу проясняется, люди из своих резюме вымарывают все, кроме high school, чтобы работать не по своей специальности. В бизнесе - так очень многие туда уходят постоянно и с удовольствием, именно для улучшения своего образа жизни, причем по своей же родной специальности. Так что вы все же относитесь к высказываниям западных коллег скептически. Просто посмотрите на их розово-загорелые лица, когда они плачутся, и поймете - они не пропадут. Либо в банк, либо в бизнес в конце концов :-)) А Вы куда, случись что, не дай Бог?

"И о спаде интереса абитуриентов (в США, например) к получению технического(инженерного) образования, тоже много написано." Ага, много.... Ну и что? Зато к биологии и экологии интерес возрастает. Эта статистика постоянно приводится в журналах типа Physics Today. Где-то меньше, где-то больше. Тут убыло, там прибыло. Вот, например, в последние годы женщины в науку просто стадом пошли.

Для Запада это обычная динамика. Ее изучают, учитывают, пытаются корректировать перераспределяя средства, проводя определенную политику (в том числе и публикуя страшные статьи, что вот-вот, и Россия или Зимбабве Америку обгонят навсегда), иногда успешно, иногда не очень, так жизнь сама подкорректирует.

Ионова Рада, 10 августа 2010 17:58 
На мой взгляд, в аспирантуру стоит идти только тем, кто определился с профессией, тогда аспирантура по данной специальности будет в помощь..в остальных же случаях - пустая трата времени...хотя многие молодые люди таким образом "косят" от армии
Старый унылый ботан, 11 августа 2010 15:19 
Владимир Владимирович,
вот Вы как думаете:
от чего более Петрик такое удивительное
радушие встретил в нашей системе - от того ли,
что предложил что-то "готовое и практически
значимое (по его разумению, конечно, что
невообразимым образом воодушевило господ
академиков)"
- или от того ли, что не нашлось в нашей
благоприятственной для великих открытий среде
альтернативных изобретений действенных для
промышленной мощи государства нашего...
- или еще почему?
А за менталитет мой недоразвитый Вы уж
простите меня, грешного. Вот потому-то и не
докучаю Вам здесь излишне мнением своим,
наивным и необоснованным.
"Физик в банке - сильно сомневаюсь... И кем его
туда возьмут? Особенно зная, что он туда
наверняка временно, пересидеть трудную полосу."
- В 90 х годах в одном московском банке решили
выяснить какое образование имеют сотрудники.
Один - экономическое, один финансовое, а
остальные - инженерное. А ММВБ создавали
выпускники МФТИ.
Владимир Владимирович, 12 августа 2010 04:04 
Артем,
Феномен Петрика - несомненно, очень многогранный социокультурно.
В силу своего ограниченного понимания и доступа к информации, приведу лишь несколько соображений:

--Благолепая реакция академии при посещении Петрика, судя по всему, была обусловлена просьбой, исходящей из вертикали - академия финансируется государством, и независимости (авторитетно основанной, к примеру, на полезном и незаменимом вкладе в реальное общественное благо - "изобретений действенных") у нее реально нет. Если задуматься, академию создавали еще при царях-батюшках, так она и осталась с тех пор (в других странах, про те что я знаю, академии - организации куда ученые избираются за заслуги почета ради). Остановлюсь на этом про академию самую наиумудренную (согласно среднему возрасту академиков).

--А среда со всеми институтами научными из эпохи застоя сложилась весьма
благоприятная для помыслов великих о научных открытиях и свершениях. И дюже лепо пришлось в такой среде - если как в голливуде гламурном и даже круче - простой гений Петрик ого-го как смог(!) - то и далее мечтать о подвигах и свершениях всем "обреченным на открытия" намного слаще и приятственнее...

А про менталитет, и не обвинял я Вас вовсе. Только обозначил в меру своей ограниченной вежливости, потому как и сам такой (иначе чего бы и внимание было заострять).
Наоборот совсем - пишите больше - у Вас очень поэтически получается, особенно последние четыре строчки!
Chutko Vladimir, 12 августа 2010 10:53 
Застрожнов Евгений Иванович, 12 августа 2010 02:40

Не думаю, что все, что происходило в России в 90-х годах, можно рассматривать, мягко говоря, как образец для подражания. Тем более в экономической и банковской сфере.
Палии Наталия Алексеевна, 12 августа 2010 15:28 
Извините за задержку с ответом, Владимир.
Физик в банке - сильно сомневаюсь... И кем его туда возьмут?- финансовым аналитиком,
или risk manager (в первой главе книги, на которую ссылалась, об этом и пишет физик по образованию Emanuel Derman).

Вот, например, в последние годы женщины в науку просто стадом пошли.- я полагаю, что лет 10-15 велась интенсивная агитационная компания. И сейчас встречаю довольно много объявлений о грантах для женщин-ученых.

А когда писала статьи-обзоры обратила внимание на то, что появилось очень много образовательных и научно-популярных ресурсов для школьников с красочным и интересным "мультимедийным контентом", в том числе и на сайтах Национальных лабораторий и NASA - а создаются эти ресурсы под лозунгом: "Мы думаем о будущем и о развитии страны"
Палии Наталия Алексеевна, 12 августа 2010 15:41 
Владимир Владимирович, ответ на ваши риторические вопросы: В годы застоя? ...Если экономика развивалась, так почему ж она после этого уже 20 лет не может стать обратно на рельсы модернизаций и инноваций? , - звучит банально: "Ломать - не строить". Ну, а сколько строилось фабрик и заводов и пр.(за одну пятилетку, например) и "в годы застоя" можно прочитать в соответствующих документах, порывшись в библиотеке.
Владимир Владимирович, 12 августа 2010 16:07 
...сколько строилось фабрик и заводов и пр.(за одну пятилетку, например) и "в годы застоя" можно прочитать в соответствующих документах, порывшись в библиотеке.

Можно найти и прочитать, как и про количество научных работников отраслевых и академических институтов и их производительность.
При этом нужно рассматривать сравнительную статистику (так как, примера ради, у поезда, летящего в пропасть, есть и скорость, и ускорение, и даже могут быть комфортабельные вагоны).
Палии Наталия Алексеевна, 12 августа 2010 16:48 
Владимир Владимирович, конечно были проблемы, и не только в академических институтах, припоминаю, как одна сотрудница-программист ежеквартально отчитывалась тем, что написала тысячу команд (но программа ее не работала). Когда наступил срок сдачи "изделия" заказчику, пришлось заново написать ее программу ( примерно 20-30 команд), которая и заработала при тестировании программного комплекса - такая была история...
Палии Наталия Алексеевна, 12 августа 2010 16:50 
у поезда, летящего в пропасть,...- ну а сейчас, когда прилетели, что осталось
Владимир Владимирович, 12 августа 2010 17:12 
ну а сейчас, когда прилетели, что осталось

Со стороны представляется не столь оптимистичным - скорее останется ли что-либо, когда долетит? И пройдена ли точка невозврата?
"Не думаю, что все, что происходило в России в
90-х годах, можно рассматривать, мягко говоря,
как образец для подражания. Тем более в
экономической и банковской сфере."
- Chutko Vladimir, банки создавали инженеры и
ученые.Они же "поднимали" капитализм. Вариантов
не было.

"И пройдена ли точка невозврата?"
- Можно еще по дну ползать.
Chutko Vladimir, 12 августа 2010 21:50 
Вообще-то насколько я помню из курса истории, банки создавали купцы, ростовщики и короли. Когда "поднимался" капитализм, понятия "инженер" еще не было, а ученых главным образом интересовал вопрос, как из ничего получить золото (актуальность этого вопроса и сейчас отнюдь не снизилась, если не возросла...) и сколько ангелов поместится на острие иглы.

Вот такие варианты.....
Chutko Vladimir, 12 августа 2010 22:12 
Палии Наталия Алексеевна, 12 августа 2010 15:28
Физик в банке - сильно сомневаюсь... И кем его туда возьмут?- финансовым аналитиком,
или risk manager (в первой главе книги, на которую ссылалась, об этом и пишет физик по образованию Emanuel Derman).
-------

О-хо-хо.... Ну что я могу сказать? Только рекомендовать - если Вы потеряете работу, будучи опытным физиком, не тратьте много времени на поиск работы финансового аналитика или риск-менеджера, если Вы не знакомы лично с Дерманом или с президентом банка, и если уж совсем не припрет. Кстати, сколько он физиком проработал и чего в физике достиг? Наличие физического образования мало о чем говорит, кроме как о наличии образования. На западе при приеме на работу играет роль опыт работы или наличие любого образования. Это я к тому, что молодого со свежим дипломом физика спокойно возьмут в штат банка (обучат...), а вот специалиста, отягощенного опытом работы физиком, да еще если многолетним, да если еще и PhD - не факт.... Если бы все было так просто, да еще если бы в банках нас вакансии ждали, это вообще не было бы темой для обсуждения. Впрочем, найдите вакансию риск менеджера или аналитика в любом банке и прочитайте требования к кандидатам, все станет ясно. Проще иногда свой банк открыть.
Chutko Vladimir, 12 августа 2010 22:24 
Вообще хотел бы заметить, что не нужно преувеличивать роль ученых и инженеров в создании, поддержании и развитии нашей, в общем-то даже сугубо технологической цивилизации. Когда иные институты по той или иной причине разрушаются, одно из первых, что немедленно деградирует - именно наука и технологии....
"...одно из первых, что немедленно деградирует
- именно наука и технологии...."
- Первыми деградируют люди, если у них нет
человеческого стержня.
Chutko Vladimir, 13 августа 2010 02:53 
Люди без человеческого стержня (термин странный, но я догадываюсь, что Вы имели в виду) деградируют в любых условиях.
Палии Наталия Алексеевна, 13 августа 2010 11:09 
Со стороны представляется не столь оптимистичным - если бы мы были наблюдателями со стороны...
И пройдена ли точка невозврата?- Владимир Владимирович, по этому поводу можно прочитать здесь
Палии Наталия Алексеевна, 13 августа 2010 12:28 
Владимир Чутко, вы правы, в банке работать не всякий сможет ("Moving from a physics department to an investment bank is like moving from a suburb in California to a tribe in the Amazon. Except that this particular tribe is enormously rich and controls the financial well-being of the world...
Derman is a good subject because he is articulate and his experience is typical of that of many physicists who moved to Wall Street during the 1980s and 1990s. This curious migration came about as a result of the coincidence of a bad job market in physics, the proliferation of quantitative mathematical methods in finance, and the contrast between salaries on Wall Street and those in academia. This is interesting from an anthropological viewpoint because the two cultures are completely different.", - выдержка из рецензии на книгу, которую я с интересом прочитала в Nature)
Владимир Владимирович, 13 августа 2010 16:29 
Наталия Алексеевна,
Очень емкая ссылка (11:09) - большинство проблем собрано воедино. Проблемы эти все обсуждаются широко. К сожалению, не встречал - как ситуация может быть исправлена при олигархическом необарстве - много ли народу нужно для скважин и карьеров...

Со стороны не менее грустно
У всего свои плюсы и минусы...
преобладающей станет идея модернизации
– что это такое и чем модернизация отличается от идеи развития ?
Автору нужно было начинать опус с определения.

наука перестала быть интеллектуальным мотором, нервом развития общества
– наука никогда не переставала быть ...,
а при желании можно заглушить интеллектуальный мотор.

в обществе запустятся инновационно-модернизационные процессы
- что вашингтонский обком позволил запустить мотор при достижении заданной степени деградации?

общество в целом движется по пути модернизации
– что это такое и чем это отличается от развития ?

техника модернизацию не осуществляет, и все инновационные процессы - это прежде всего и в первую очередь изменения в мышлении,
- см. Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.

Осознание этого процесса уже началось.
- давно идет, см. Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.

мы хуже начинаем понимать самих себя и общество.
- похоже на плагиат у Андропова, слегка адаптированный к 2010

Похоже на опус партийного неогорбачевского аппаратчика.

Чтение опуса полезно совместить с размышлениями на тему
Собственно теория модернизации возникла в 50-е - начале 60-х гг. в США и Великобритании и была предназначена для "внешнего употребления":
http://saint...ization.htm
Активные попытки насадить в отечественных социальных науках (и в системе образования) теорию модернизации связаны, судя по всему, с тем, что постсоветская Россия инкорпорируется в мировую капиталистическую экономическую систему в качестве страны периферии (страны "третьего мира").

Так что опус, получается, от насадителя периферии.

Как может гуманитарий предложить обществу идеал,
если его вторичная (третичная) модернизация никогда идейно не победит оригинал?
У комплементарного модерна http://www.n..._54819.html
намного больше свежести.
Ой, как интересно всё говорится. А где же конкретные предложения про наше будущее, будущее молодых. А то родители многих моих подружек начинают говорить им: "Зачем Вам учиться в ВУЗах? Это затратно и долго, а отдачи никакой. Лучше идите в повара - всегда найдёте работу и будете ... сыты." Так ли это? И много ли мест для поваров?
У меня сестра после окончания ВУЗа попробовала поработать в банке - не понравилось. Не всё там так "сладко", как Вы пишите, даже при сравнительно хорошей зарплате. Помимо денег человеку иной раз бывает нужно и что-то другое. Хочется привести известный лозунг: "Каждому - своё!" Но это уж слишком. Хотелось бы, чтобы присутствовал и интерес, не только денежный.
Кто ж вам мешает? А образование - это хобби и прекрасное время препровождения.
Палии Наталия Алексеевна, 19 августа 2010 19:49 
Вообще-то, проблема в том, что отличительной чертой нашего времени (а тем более - в нашей стране) является то, что многие работают не по специальности, полученной в ВУЗе (моя одноклассница, например, библиотекарь по образованию, сейчас работает главным бухгалтером в солидной фирме - и очень довольна, правда лет за 10 она получила еще 2 высших образования). Много говорится об утечке мозгов, но уехавших за границу ученых в десятки раз меньше, чем "ушедших в бизнес" (многие не своей доброй воле, а в результате сокращений в Институтах РАН, либо ликвидации отраслевых институтов)
Палии Наталия Алексеевна, 19 августа 2010 19:52 
относительно аспирантуры ( http://www.r...bb5#content) - "Аспирантские стипендии будут увеличены в будущем за счет сокращения числа мест в аспирантуре. Об этом сообщил сегодня министр образования и науки Андрей Фурсенко, отвечая на вопросы граждан, пришедших к нему на прием".
Chutko Vladimir, 19 августа 2010 22:13 
Клейменичева Ангелина Валерьевна, 19 августа 2010 12:28

Ваше будущее исключительно и единственно в Ваших собственных руках и в руках того, кто или что управляет миром, организовывая встречи нужных людей в нужное время в нужном месте . Не создавайте фетиша из образования - это всего лишь фундамент (а может быть, всего лишь котлован под фундамент), на котором Вы сами будете строить свою жизнь. (Мощно задвинул, внушаеть... ). Попытки конкретизировать свое будущее, базируясь на полученном образовании и определяемом им кругом интересов резко ограничивают возможности и перспективы, жизнь намного более многогранна. И Вы можете найти свое счастье и успех (включая сытость, что немаловажно) совсем в других областях. В том числе и с половником у плиты. Дерзайте, ищите и обрящете . Удачи!
Палии Наталия Алексеевна, 20 августа 2010 12:00 
Чем ближе к началу учебного года (и дате вступительных экзаменов в аспирантуру), тем больше новостей - "Правительство одобрило законопроект, согласно которому срок обучения в аспирантуре по естественным и техническим специальностям увеличивается до 4—5 лет. Как сказано в проекте закона, это необходимо, чтобы аспиранты смогли не только сделать научное открытие, но и внедрить его в производство. Ректоры и аспиранты считают, что без улучшения условий обучения и без нормальной стипендии результатов не будет." ( http://www.b...God-Starshe)
Евгений Алексеевич!

Вношу предложение: различать индексами П- и П+ две категории публикаций на Нанометре.
П- означает публикацию, где автор не собирается принимать участие в обсуждении на Нанометре.
Соответственно, П+ означает, что автор будет участвовать в обсуждении.
Ваше будущее исключительно и единственно в Ваших собственных руках и в руках того, кто или что управляет миром, организовывая встречи нужных людей в нужное время в нужном месте

Где здесь социально-экономический аспект, мощно влияющий на статистику трудоустройства и будущее данного поколения?
Chutko Vladimir, 21 августа 2010 00:48 
А везде. Собственно человек учитывает его либо осознанно, либо подсознательно (людей, которые просто "не от мира сего", давайте пока не будем рассматривать. У них обычно совершенно другие критерии). А То или Что, Которое... несомненно таким же свойственным ему образом участвует и в организации данных социально-экономических условий (а почему бы и нет? ). А уж какие у Него цели, трудно сказать
Но статистика трудоустройства в разных странах отличается кардинально. Соответственно, встречи нужных людей в нужное время в нужном месте
могут иметь кардинально разные частоты.
Где здесь первая часть тезиса Ваше будущее исключительно и единственно в Ваших собственных руках ?
Андрей, 23 августа 2010 18:42 
Видимо имелось в виду "старайтесь повысить вероятность таких встреч".
Пример старательной лягушки известен, вот только поучительная история умалчивает - каким был процент утонувших лягушек (наверное, процент был большим) - а ведь все они из одного поколения.
Chutko Vladimir, 24 августа 2010 10:34 
Андрей, 23 августа 2010 18:42
Совершенно верно. Сделайте так, чтоб вас искали. Но и сами не сидите на месте. Да кто ж даст точные рекомендации с гарантией что, как, где и когда? Только профессиональные рекрутинговые агенства, которые берут за это деньги, а потом профессионально же вам объясняют, почему именно этот год для вас неудачный в смысле поиска работы . Вот если бы Вы пришли в прошлом году .... А в общем, приходите в будущем, ситуация должна измениться к лучшему именно для Вас !
Chutko Vladimir, 24 августа 2010 10:37 
Деспотули Александр Леонидович, 23 августа 2010 20:09

История еще умалчивает, что далеко не все лягушки попадают именно в молоко.... Из поколения в поколение. Поэтому все же лучше не попадать вообще. Как известно, чем умный человек отличается от мудрого - умный с честью выходит из трудных ситуаций, а мудрый в них не попадает.

Знать бы только где и как.......
Chutko Vladimir, 24 августа 2010 10:45 
Деспотули Александр Леонидович, 23 августа 2010 11:45

Я бы, в случае проблем с работой, все же забросил бы изучение статистики трудоустройства несомненно уважаемых, но неизвестных мне людей в других странах, и занялся бы исключительно поиском работы для себя, любимого, в любой стране.... Это и есть суть моего тезиса
Нельзя закрывать глаза на статистику. Она дает возможность объяснить на пальцах, что молоко в разных странах - разное. В штатах за счет печатного станка - пожирнее будет нашего, с которого коты чубайсы снимают сливки да разбавляют. Поэтому лягушки из одного поколения попадают в кардинально разные кувшины с молоком.
А уезжать из России ... - не все на это способны, помня, что на каждый 1 м нашей западной границы приходится по 3 убитых солдата ВОВ, а с учетом гражданского населения - это уже вал из павших. Вообразите интегральную картину своего похода вдоль этого вала.
Владимир Владимирович, 24 августа 2010 19:55 
с учетом гражданского населения - это уже вал из павших. Вообразите интегральную картину своего похода вдоль этого вала.

Не будет ли более наглядным вообразить на этом фоне яхты отечественных олигархов, поездки в Куршевель, увеселения на крейсере Аврора, финансируемые природными ресурсами страны, утекающими через "вал".
И более того, если лишь только "воображать", то судьба лягушек незавидна, несмотря на восхитительное воображение и мудрые философствования.
Chutko Vladimir, 24 августа 2010 20:42 
Деспотули Александр Леонидович, 24 августа 2010 18:02

Молоко-то разное, где пожирней, где пожиже, но в некоторых странах хоть в какое молоко попасть - счастье. А то главным образом попадаешь совсем в иную субстанцию, и сбиваешь ее всю жизнь с соответствующим результатом.

В штатах - ну да, исключительно за счет печатного станка, эксплуатации пролетариата, беднейших фермеров, негров, индейцев, порабощенных стран Азии и Африки, европейских сателлитов... Ах да, еще климат у них лучше. И умные эмигранты. Без комментариев.

"А уезжать из России ... - не все на это способны, помня, что на каждый 1 м нашей западной границы приходится по 3 убитых солдата ВОВ, а с учетом гражданского населения - это уже вал из павших." - я не могу гордиться миллионами трупов и исторически проигранной войной.
исторически проигранной войной
ВОВ была, безусловно, исторически выиграна, что не застраховало от поражения в холодной войне:
качество руководства страной c приходом наследников Сталина упало, а сейчас, вообще, нарастает убеждение о глубоком предательстве http://zavtr...874/21.html

А наша наука по национальной безопасности фактически отсутствует.
на Владимир Владимирович, 24 августа 2010 19:55

Не будет ли более наглядным вообразить на этом фоне яхты отечественных олигархов, поездки в Куршевель, увеселения на крейсере Аврора, финансируемые природными ресурсами страны, утекающими через "вал".

На историческом масштабе времени - это всего лишь тактика "перелетных птиц", мелкая рябь на бесконечных пространствах России.
Более кардинальнен вопрос: а где ответная стратегия аборигенов?
Владимир Владимирович, 27 августа 2010 22:39 
Александр Леонидович,
Нельзя не согласиться, что получается так, что везде есть подробные и развернутые ответы на вопрос: "Кто виноват?", но нет ответов на вопросы: "Что делать, как и кому?"

И, на мой взгляд, бесконечность, незыблемость/перманентность России - весьма опасная иллюзия.
но нет ответов на вопросы: "Что делать, как и кому?"

Позволю себе привести ссылки ( http://zavtr...875/71.html), из которых видно, люди поиска ищут и находят, а не только профессионально занимаются нонконформизмом ( http://zavtr...875/62.html)
, так как
Протест, впрочем, всегда хорошо продавался, о чем неплохо были осведомлены еще гниды отечественного концептуализма вкупе с русофобами всех мастей.:


Культ "всеобщей свободы" и пацифизма сменяется пониманием того, что мир — это война, и мы на этой войне находимся в наихудшем положении за всю свою историю.

Однако не стоит забывать, что мы всё-таки одной ногой стоим в Европе, и при всей явной безысходности ситуации, наша тысячелетняя история полна оптимистических трагедий.

Или вот:
«ОПАСНОСТЬ — ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ ФИЛОСОФИИ...» http://zavtr...875/61.html
В отношении этих мыслей я думаю также о возможной связке
сделать из "ничто" Ничто к Власти, затем создать из "пустоты" Пустоту к Господству и после объединить их в самое жесточайшее Превосходство Отсутствия.
и http://www.n..._54819.html

бесконечность, незыблемость/перманентность России - весьма опасная иллюзия.
Не согласен, пока это реальность, которую нужно беречь.

Оптимизм также следует из
Интернет упростил всё. Полувеком раньше никакая музыкальная культура не могла бы подпольно влиять на идеологию, 30 лет назад это стало возможно сделать при поддержке масс-медиа, теперь же масс-медиа контролируют только тех, кто предрасположен к этому.
Владимир Владимирович, 30 августа 2010 05:51 
Александр Леонидович,
Если приведенные цитаты дают какие-то ответы на вопрос" Что делать" - замечательно.

И прекрасно, что "реальность, которую нужно беречь", то есть бороться, то есть что-то делать.
Формула нонконформизма:
толчок от «негатива» и, не задерживаясь на «социальном протесте» (чтобы не быть похожими на гнид отечественного концептуализма вкупе с русофобами всех мастей) http://zavtr...875/62.html
, переход к «позитиву», который генерируется с помощью научных знаний.
Далее цикл повторяется («закон отрицания отрицания»)
Мне представляется, что в ближайшее время в России все-таки преобладающей станет идея модернизации и инновации.

Владимир Дмитриевич Нечаев, ректор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова,
покажите научному сообществу ТЭО модернизации России (с вариантами). Без ТЭО идея модернизации и инновации зачет не получит.
Застрожнов Евгений Иванович, 06 сентября 2010 17:04 
Только дорожные карты.
Палии Наталия Алексеевна, 06 сентября 2010 21:03 
Ну, это отнюдь не панацея - "Дорожная карта" - это всего лишь один из способов наглядного представления информации элемент Tc в "Периодической таблице методов визуализации", группа "Strategy Visualization"
Васнецова Анна Витальевна, 17 сентября 2010 14:28 
Не вижу смысла спорить - каждый сам за себя решает...Но среди моих знакомых нет ни одного "героя", который бы пошел в аспирантуру. Наоборот, все стремились найти работу.
Пастух Евфграфович, 17 сентября 2010 17:04 
Справка:
Мода (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — ВРЕМЕННОЕ господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры.

Ассоциации по тексту:
Если б да кабы... то и карьера УЧЁНОГО будет привлекательна.

Короче:
То что написано менее интересно и полезно, чем про автора. http://webca...lient=opera

Трусов Л. А., 17 сентября 2010 17:57 
забавно
Владимир Владимирович, 17 сентября 2010 18:16 
очень
кто же он — доцент Нечаев

выше я правильно написал, что он похож на
"партийного неогорбачевского аппаратчика"

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

по тонкому нанольду
по тонкому нанольду

Приглашение на международную конференцию «Сканирующая зондовая микроскопия для биологических систем»
НТ-МДТ Спектрум Инструментс совместно с НИТУ «МИСиС» и компанией ICAPPIC рады пригласить Вас на международную школу-конференцию «Сканирующая зондовая микроскопия для биологических систем» 27-28 ноября 2019 года

Наносистемы: физика, химия, математика (2019, том 10, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume10/10-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Заочный тур по комплексу предметов наноолимпиады открыт
Опубликованы задания заочного тура для школьников 7 - 11 классов по комплексу предметов "химия, физика, математика, биология" XIV Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям "Нанотехнологии - прорыв в будущее!".

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Как правильно заряжать аккумулятор?
Д. М. Иткис
Химик Даниил Иткис о том, как правильно заряжать аккумуляторы гаджетов и почему телефон выключается на холоде

Постлитийионные аккумуляторы
В. А. Кривченко
Физик Виктор Кривченко о перспективных видах аккумуляторов, фундаментальных проблемах в производстве литий-серных источников тока и преимуществах постлитийионных аккумуляторов

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.