Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Поиск - Наноскоп - 31

Ключевые слова:  наноскоп, поиск

Опубликовал(а):  Никитина Елизавета Александровна

12 апреля 2010

Концепция роста

Проблемам подготовки кадров в РНЦ “Курчатовский институт” всегда уделяли особое внимание: в ряде московских вузов созданы базовые кафедры, в школах (на сегодня таких уже четыре) действуют специализированные классы с углубленным изучением физики и математики, несколько лет назад на базе МФТИ был открыт факультет нанотехнологий и информатики, трансформированный в прошлом году в факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий, готовятся документы об открытии образовательно-научного института на базе МИФИ.

Подробнее о том, как в РНЦ “КИ” сегодня видят особенности формирования системы подготовки кадров для отечественной нанотехнологической отрасли, рассказал заместитель директора РНЦ “КИ” Павел КАШКАРОВ.

По мнению Павла Константиновича, наиболее эффективно выстроить систему подготовки кадров в данной области и добиться соответствующих высоких результатов возможно, опираясь на концепцию конвергенции наук и технологий, предложенную директором “КИ” Михаилом Ковальчуком, в том числе и в образовании.

- Согласно этой концепции, в развитии нанотехнологий есть два магистральных направления, - говорит П.Кашкаров. - Первое - использование нанотехнологий в уже существующих отраслях, таких как машиностроение, нефтепереработка, медицина и т.д. Речь о создании и применении новых материалов с заданными свойствами, по сути - конструировании на атомно-молекулярном уровне. Эти возможности уже широко используются: загляните в магазин - на полках много товаров с приставкой “нано” - одежда, режущие инструменты, моторные масла, медикаменты и др. Внедрение углеродных нанотрубок в резину для автопокрышек существенно продляет срок их службы, наночастицы заметно повышают прочностные свойства бетона… Есть и еще более серьезные примеры: строительство реакторов для ядерных станций, в частности реализация программы “АЭС-2006”.

На данном направлении при подготовке кадров целесообразно сохранить ту модель образования, которая и раньше была “привязана” к отраслям, то есть достаточно узкоспециализированную подготовку: чтобы специалист досконально разбирался в сталях, покрышках или бетоне, но одновременно был вооружен и нанотехнологическим мышлением, понимал, где нанотехнологии могут дать больший выигрыш в макроскопических характеристиках материалов. Для работ по данному направлению нам нужны специалисты, которых мы выпускали и раньше: инженеры, сведущие в нанотехнологической области.

Второе направление развития нанотехнологий нацелено на “запуск будущего”: создание принципиально новых устройств, материалов, копирующих образцы живой природы с помощью самых современных технологических разработок. Речь идет о НБИК - нано-, био-, информационных и когнитивных технологиях. Чтобы работать в этом направлении, необходимо междисциплинарное, а не узкоспециализированное, как в первом случае, образование. В основе должно лежать глубокое знание физики и математики, поскольку все естественно-научные дисциплины используют физические методы исследования. Это направление нацелено именно на генерацию нового знания, а не на использование нового принципа в уже известных вещах.

Далее, чтобы знать, как работать с веществом, человек должен быть образован в химии. И, коль скоро мы заинтересованы в развитии нанобиотехнологий, он должен знать в определенном объеме и материал из биологии, в частности понимать, какие существуют биологические системы.

Задача реализации междисциплинарного образования непростая: студенту, который исходно был настроен заниматься чем-то определенным, например физикой, необходимо дополнительно дать в значительных объемах знания по химии, биологии, когнитивным дисциплинам. Освоить такой объем знаний - задача для одаренных, продвинутых людей. С другой стороны, таких междисциплинарно образованных специалистов не должно быть много: нужна элитная группа для руководства лабораториями, состоящими из узких специалистов. Как раз сейчас мы предприняли попытку реализовать междисциплинарные программы, нацеленные на подготовку специалистов именно такого нового типа. Что касается подготовки узких специалистов (например, в области наноинженерии или нано­электроники), она успешно ведется в разных вузах.

Первый эксперимент системной подготовки специалистов по междисциплинарной программе мы начали еще в 2005 году, открыв на физфаке МГУ кафедру “Физика наносистем”, которую возглавил Михаил Валентинович Ковальчук.

Инкорпорировали в базовую программу по физике курсы по химии и биологии. Кстати, междисциплинарную подготовку в области нанотехнологий ведут сегодня многие зарубежные университеты, так что мы двигаемся в русле мировых тенденций, но, думается, впервые такая идея зародилась именно в России.

Начав работу в МГУ, мы столкнулись с проблемами: как известно, специализация на физфаке происходит в середине третьего курса, а когда начинаешь преподавать людям биологию после столь длительного перерыва, они воспринимают это с большим трудом. Так что механически ввести новые курсы непросто, хотя в МГУ их читают достаточно известные люди…

В данный момент на физфаке МГУ создается новая крупная образовательная структура - отделение, которое пока условно называется “Физика нанобиосистем”. Объединяются кафедры “Биофизика”, “Физика наносистем”, “Молекулярная электроника” и “Медицинская физика”. Набирать студентов на новое отделение предполагается с первого курса, чтобы не возникало вышеназванной проблемы - разрыва в изучении химии и биологии между школой и вузом.

Из окна кабинета Павла Константиновича хорошо видно зеленое двухэтажное здание на территории РНЦ “КИ” - в нем идут занятия студентов НБИК факультета МФТИ. Необходимость создания этого факультета была связана с открытием в “КИ” НБИК центра, уже сегодня заявившего о себе как о принципиально новой мощной научно-исследовательской структуре (в частности, именно здесь недавно был расшифрован геном русского человека).

- Для эффективной работы НБИК центра потребуется до тысячи новых сотрудников, - продолжает Павел Кашкаров. - Уже сегодня в его структуре обозначено функционирование более 20 лабораторий. Чтобы насытить центр кадрами, помимо узких специалистов, которых мы планируем набирать из самых продвинутых университетов, прежде всего МГУ, а также МФТИ, МИФИ, РХТУ им. Д.И.Менделеева, МГТУ им. Н.Э.Баумана и т.д., директор РНЦ “КИ” поставил задачу организовать подготовку междисциплинарных специалистов, которую мы, в частности, уже начали вести на физфаке МГУ.

НБИК факультет МФТИ (в несколько ином формате существовал с 2006 года и назывался иначе - “Факультет нанотехнологий и информатики”, с большим “перевесом” подготовки в сторону информатики) появился в 2009 году. Ректор МФТИ Николай Кудрявцев поддержал нашу идею создать факультет междисциплинарной подготовки, не имеющий мировых аналогов. Перед началом подготовки программы и учебного плана я лично ознакомился с тем, что делается в этом направлении в ведущих университетах мира. Могу сказать: в таком объеме на сегодня там подобного нет.

В новой структуре мы постарались наиболее полно реализовать идею непрерывной междисциплинарной подготовки специалистов в области нанотехнологий. Для этого у РНЦ “КИ” есть, например, четыре базовые школы, занятия по физике и математике в них ведут наши ученые, ориентируя ребят на поступление в МФТИ.

Деканом нового НБИК факультета Физтеха назначен М.Ковальчук, и он самым активным образом участвует в подготовке программ бакалавриата и магистратуры, формировании перечня необходимых курсов.

На новом факультете уже с первого года обучения идет преподавание химии, биологии, когнитивной науки. Студенты факультета имеют возможность не просто прийти посмотреть, познакомиться с деятельностью и техническим оснащением НБИК центра “КИ”, но и начать здесь работу. Это наше ноу-хау: всех студентов сразу зачисляем сотрудниками “Курчатовского института”, сначала на треть ставки, потом - больше. Престижно? Несомненно! И хотя в определенной мере это вынужденная мера: коль скоро факультет находится вдали от штаб-квартиры Физтеха, мы должны предоставить ребятам и библиотеку, и медобслуживание... Кстати, помимо обычной медицинской страховки они получают и корпоративную, и некий соцпакет. Как только студенты попадают в научную группу и начинают участвовать в реализации проектов, у них появляется возможность зарабатывать: порой и до 30 тысяч рублей в месяц.

Но главное - они могут получать навыки работы на самом современном оборудовании. По оценкам специалистов как отечественных, так и зарубежных, техническое оснащение лабораторий НБИК центра находится на высочайшем мировом уровне. Например, лаборатория электронной микроскопии одна из лучших в Европе, а 2 из 20 имеющихся в мире просвечивающих микроскопа “Титан” находятся в “КИ”… Потому и молодым у нас так интересно.

Кстати, когда факультет нанотехнологий и информатики был переименован в НБИК факультет, была изменена программа подготовки (но информатика при этом осталась), многие студенты роптали: мол, трудно стало справляться с объемами. Но прошло некоторое время, и ребята из подгруппы “информатика” стали просить, чтобы их перевели в “нано”. А ведь поначалу даже мне показалось: не вытянут такой нагрузки. Вытянули, да еще и направление стало популярным. В общем, завлекли без всякой рекламы. Испытываешь большое удовлетворение, когда видишь, что твоя идея реализуется. Надеюсь, что через 3,5 - 4 года мы будем иметь неплохих бакалавров, а еще через 2 - целую плеяду магистров. Кстати, в “КИ” есть и аспирантура.

Недавно мы пригласили в РНЦ “КИ” руководителей и группу сотрудников МФТИ, чтобы дать им реальную возможность больше узнать о том, что представляет собой наш НБИК центр. Увиденное в лабораториях и доклад директора РНЦ “КИ” о деятельности центра произвели на них большое впечатление. Были намечены новые пути взаимодействия. В аналогичном формате планируем в ближайшее время провести встречу и с представителями МГУ. Кстати, в конце прошлого года ректор МГУ Виктор Садовничий был у нас и в ходе обсуждения дальнейшего сотрудничества даже предложил подумать о создании на базе университета факультета нанотехнологий.

Теперь о сотрудничестве с МИФИ. Для “КИ” это базовый вуз еще с момента создания: он был открыт в 1942 году, мы - в 1943-м, и с тех пор идем, как говорится, рука об руку. Почти 80% специалистов, работающих в “КИ”, подготовлены в МИФИ. Семь базовых кафедр вуза расположены в “Курчатовском институте”.

Встав на путь формирования крупных образовательных структур (как в случае с Физтехом), и тут мы стали думать о создании базового факультета. Но в итоге вместе с ректором Михаилом Стрихановым договорились о создании в рамках МИФИ образовательно-научного института. Суть принятого решения - наладить целевую подготовку специалистов уже для Национального исследовательского центра “Курчатовский институт”: структуры, в составе которой объединятся четыре института ядерного профиля.

Сейчас еще сложно говорить о деталях создания и работы образовательно-научного института в рамках МИФИ, но образование в нем будет вестись по кафедральному принципу. А отбор преподавательского состава, как и студентов, будет на конкурсной основе из МИФИ и “КИ”. Начинать подготовку студентов в институте планируем с середины 3 курса, а до этого они будут постигать общеобразовательные дисциплины. Речь идет фактически о штучной подготовке специалистов под конкретные направления работ. Уже определены несколько специальностей, по которым будет идти подготовка: техническая сверхпроводимость (очень серьезное направление, востребованное сегодня для такой программы, как проект ИТЭР); источники синхротронного излучения (подготовка специалистов как для самого ускорителя, так и для работы на экспериментальных станциях); реакторное материаловедение и т.д. Всего планируем восемь направлений. Насколько мне известно, в МИФИ уже готовят приказ о создании этого института. Мы со своей стороны подготовили профессиональные стандарты для этой структуры: обозначили, что хотим получить от таких специалистов, какими компетенциями они должны обладать.

С предложением организовать базовые кафедры в “КИ” обращаются и другие вузы - из Томска, Новосибирска, других городов. Но пойти на это нам мешает известный еще со времен Булгакова пресловутый “квартирный вопрос”. Необходимо вырабатывать рыночные методы закрепления специалистов. Что это такое? Да очень просто: зарплата и жилье. К этому неплохо добавить и некий соцпакет. Кстати, в “КИ” с давних пор старались реализовать эту схему: жилые дома вокруг Курчатника строились именно для сотрудников института, чтобы “от рабочего стола до кухонного” было 10 минут ходьбы.

Сегодня ситуация иная, много сложностей, чего стоило нам организовать общежитие хотя бы для 20 аспирантов! Но мы очень стараемся, чтобы толковые молодые люди задерживались у нас. Думаем о перспективе строительства служебного жилья для молодых специалистов. Уже доплачиваем им за детский сад для малышей…

В ближайшее время готовим к запуску новую программу по поддержке молодых - внутренний конкурс научных работ. Для участия в нем требуется подать заявку в виде проекта: с календарным планом, техническим заданием и сметой, в общем, все “по-взрослому”, как в рамках госконтрактов. Это поможет молодым специалистам научиться писать и правильно оформлять такие заявки в будущем, привыкнуть к “большим” форматам.

Спецвыпуск подготовили Нина ШАТАЛОВА, Ольга Третьякова

Прикрепленные файлы:
p15s11-15.pdf (457.07 Кб.)

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF.

 


Источник: НАНОскоп №31



Комментарии
И что же это такое? Всё включено?
А говорят, что по такой же схеме учат и на Физико-Химическом факультете МГУ, где физиков учат : физике, химии, биологии, информатике..., а ещё с первого курса - работа в лабораториях РАН. Или же это не так, раз в материале не нашло отражения. Кто подскажет?
Так куда идти учиться, когда закончим школу?
НБИК МФТИ не имеет общежития? А МИФИ - тоже ограничено? МГУ почему-то немного в стороне...Курчатовский не ценит его?
А где потом работать выпускникам?
В Курчатовском или же ... как всегда? Где придётся !!!
А медики в НАНОтехнологиях нужны или нет?

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Магические кластеры
Магические кластеры

В Москве начинается MAPPIC - 2019
14-15 октября 2019 года состоится I Московская осенняя международная конференция по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019)

РИА Новости: Нобелевскую премию по химии присудили за разработку литий-ионных батарей
РИА Новости: Джон Гуденаф, Стенли Уиттингхем и Акира Йошино стали лауреатами Нобелевской премии в области химии за 2019 год за разработку литий-ионных батарей.

РИА Новости: Названы лауреаты Нобелевской премии по физике
РИА Новости: Джеймс Пиблз из США и швейцарцы Дидье Кело и Мишель Майор стали лауреатами Нобелевской премии по физике за 2019 год.

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Как правильно заряжать аккумулятор?
Д. М. Иткис
Химик Даниил Иткис о том, как правильно заряжать аккумуляторы гаджетов и почему телефон выключается на холоде

Постлитийионные аккумуляторы
В. А. Кривченко
Физик Виктор Кривченко о перспективных видах аккумуляторов, фундаментальных проблемах в производстве литий-серных источников тока и преимуществах постлитийионных аккумуляторов

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.