Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

IV Интернет - олимпиада по нанотехнологиям: Организаторы

Всероссийская Интернет-олимпиада школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!"

Кирпичников Михаил Петрович

Академик РАН, декан биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

Статус: Член организационного комитета

Родился 9 ноября 1945 года в Москве. М.П. Кирпичников - доктор биологических наук (1987), академик Российской академии наук (1997), профессор, заведующий кафедрой биоинженерии биологического факультета МГУ (2000), заведующий лабораторией инженерии белка Института биоорганической химии РАН им.М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова (2002). Закончил Московский физико-технический институт по специальности молекулярная биофизика (1969). В 1972 году окончил аспирантуру того же института. Около 25 лет работал в Институте молекулярной биологии Академии наук СССР, затем в институте биоорганической химии РАН им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова. С 1989 по 2004 год находился на государственной службе, совмещая ее с научной и преподавательской деятельностью. Был начальником управления Министерства науки, высшей школы и технической политики, начальником Департамента науки, образования и высоких технологий Аппарата Правительства Российской Федерации, Министром науки и технологий Российской Федерации, Первым заместителем Министра промышленности, науки и технологий РФ. Академик Кирпичников М.П. ведет большую научно-организационную работу. Он является членом президиума РАН, членом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ, членом Совета РФФИ, членом Совета РГНФ, членом Координационного межведомственного совета по приоритетному направлению "Науки о жизни и биотехнология", членом ряда других научных советов РАН и Минобразования науки РФ, членом редколлегии ряда научных журналов, членом специализированного Ученого совета по защитам докторских диссертаций Института биологии гена РАН и т.д. Заслуги академика М.П.Кирпичникова в научной, научно-организационной, педагогической и общественной деятельности высоко оценены как у нас в стране, так и за рубежом. Он награжден государственными наградами: орденом Почета, медалями и почетной грамотой Правительства Российской Федерации.

Биологический факультет с отделениями зоологии, ботаники и почвенно-географическим был организован в 1930 г. на базе биологического отделения физико-математического факультета МГУ. В настоящее время факультет является крупным научным центром подготовки специалистов-биологов широкого профиля. В его структуре 28 кафедр, 3 проблемных лаборатории (космической биологии, химии ферментов, по изучению рыбопродуктивности водных экосистем), более 50 кафедральных научно-исследовательских лабораторий, 4 общефакультетские лаборатории (электронной микроскопии, экспериментальных животных, седиментационного анализа, изотопного анализа), 2 биологические станции - на Белом море и в Звенигороде, Зоологический музей, Ботанический сад на Ленинских горах и его филиал на проспекте Мира. На базе факультета создан учебно-научный центр по реабилитации диких животных.

Основные направления научно-исследовательской работы на факультете связаны с изучением важнейших проблем биологии, медицины и сельского хозяйства, решением народнохозяйственных задач. Физико-биохимические основы организации биологических систем (материально-энергетические взаимоотношения компонентов в сложных биологических системах); сравнительная физиология и биохимия микроорганизмов; особенности структуры, синтеза и функционирования белков и нуклеиновых кислот; генная инженерия в приложении как к про-, так и к эукариотическим организмам; гистогенез клеток соединительных тканей; структура и функции биологических мембран; энергетические процессы фотосинтеза и др.; физиология человека и животных (физиология сердечно-сосудистой системы, крови, висцеральных систем); генетика; эволюционная и экологическая физиология; теоретические основы моделирования биологических систем - эти проблемы решаются учеными биологического факультета.

Плодотворно и интенсивно проводятся исследования закономерностей развития органического мира, многообразия живых существ нашей планеты, их эволюции, различных аспектов использования и сохранения ресурсов биосферы и их воспроизведения. Изучаются фауна и флора различных природных зон, продуктивность разных биоценозов, взаимоотношения между паразитом и хозяином, популяционная структура видов растений и животных, поведение животных, генетика популяций человека, происхождение и состав этнических групп и народов и др.

Учебный план биологического факультета предусматривает широкую общебиологическую и общеобразовательную подготовку и на ее основе подготовку специалиста в конкретной области биологии, которую студент может избрать в качестве своей специальности. Общебиологическое образование студенты получают на основе изучения курсов зоологии, ботаники, микробиологии, теории эволюции, биохимии, молекулярной биологии, генетики, физиологии человека и животных, физиологии растений, анатомии человека, цитологии и др. В рамках общебиологической подготовки для студентов I и II курсов на базе биостанций и филиала в Пущино проводятся летние практики по зоологии, ботанике, физико-химическим методам в биологии, которые не только знакомят студентов с многообразием живого мира, но и помогают сделать первые самостоятельные научные работы. Вся общетеоретическая подготовка студентов в основном заканчивается на первых трех курсах. Выбор специальностей на факультете велик: антропология, зоология, ботаника, физиология, генетика, биохимия, биофизика, микробиология. Специализация проходит на III-V курсах.

Антропологов готовит кафедра антропологии, где студенты изучают антропогенез, этническую антропологию, этнографию, археологию и ряд других дисциплин.

Специалистов-зоологов выпускают кафедры зоологии позвоночных, зоологии беспозвоночных, энтомологии, ихтиологии, биологической эволюции. Зоологам читают курсы гистологии, эмбриологии, экологии животных, зоогеографии, прикладной энтомологии, селекции животных и ряд других специальных курсов.

По специальности "ботаника" ведут подготовку кафедры высших растений, микологии и альгологии, геоботаники, гидробиологии. Ботаники изучают экологию растений, геоботанику, биологию развития растений, флору различных районов мира, селекцию растений и другие дисциплины.

По "физиологии" специализируются кафедры физиологии человека и животных, эмбриологии, клеточной биологии и гистологии, высшей нервной деятельности, физиологии растений, физиологии микроорганизмов. Студентам-физиологам читаются специальные курсы по морфологии мозга, эндокринологии, физиологии кровообращения, обмена веществ и энергии, общей нейрофизиологии, физиологии анализаторов, нейрохимии фитофотометрии, биологии опухолевых клеток, биологии размножения, экологии и эволюции фотосинтеза и др.

Выпускники кафедры генетики получают специальность "генетика". Студентам кафедры читаются курсы генетического анализа, мутагенеза, генетики человека, генетики микроорганизмов, молекулярной генетики и генетической инженерии, популяционной генетики и др.

Биохимиков готовят кафедры биохимии, молекулярной биологии, вирусологии и биоорганической химии. Студенты слушают курсы по молекулярной биологии, биоэнергетике, иммунохимии, энзимологии, генетической инженерии, химии нуклеиновых кислот, биотехнологии, осваивают физико-химические методы исследований и др.

Биофизиков готовят кафедры биофизики и биоинженерии. Студенты, специализирующиеся на этих кафедрах выпускаются по специальности "биофизика" и получают углубленную подготовку по молекулярной биофизике, биоинформатике, физической химии, компьютерным методам молекулярного дизайна, математическому моделированию биологических процессов, квантовой биофизике, биофизике клеточных процессов, белковой инженерии и клеточной инженерии. Они овладевают физико-химическими методами в биологии, генной инженерии, молекулярным моделированием, электронными и спектральными методами исследования, изотопными методами, изучают радиобиологию, осваивают методы ядерного магнитного и электронного парамагнитного резонанса, лазерной спектроскопии, люминесцентной и абсорбционной спектрофотометрии.

По специальности "микробиология" ведет подготовку кафедра микробиологии, где студенты изучают биосинтез витаминов и антибиотиков, экологию и генетику микроорганизмов, биотехнологию, осваивают методы культивирования микроорганизмов, физико-химические методы исследований.

Производственная и преддипломная практики студентов проходят в экспедициях, на заводах, опытных станциях, в научно-исследовательских институтах и лабораториях, в заповедниках и др. После окончания биологического факультета специалисты-биологи могут работать в научно-исследовательских институтах и заводских лабораториях, на опытных станциях и в заповедниках, в лабораториях охраны природы и других научно-исследовательских учреждениях.



Поверхность "Черного кремния"
Поверхность "Черного кремния"

Школа PI SCAMT: Стань руководителем глобальной лаборатории
Университет ИТМО приглашает принять участие в Школе PI. Школа PI - это возможность узнать как из точки А "молодой кандидат наук" дойти до точки Б "научный руководитель". За 1 неделю вы узнаете об этапах организации успешной исследовательской группы в России и разработаете дорожную карту построения своей собственной лаборатории. Школа PI подходит для кандидатов наук, защитивших диссертацию в области естественных наук не ранее 2015 года. Прием заявок до 1 мая 2021 г.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Новые титансодержащие комплексы для водородных
аккумуляторов. Зеленая электроника: мягкий актуатор из венериной мухоловки. Шелковичные черви создают новые нанокомпозиты in vivo. Конференции

В магистратуру МГУ - без экзаменов, юбилейная универсиада
Универсиада МГУ - уникальный конкурс, впервые проводимый в новом формате, который охватывает широкий диапазон участников – студентов и выпускников специалитета, бакалавриата, магистратуры, аспирантов, молодых ученых. Конкурс рассчитан на поддержку талантливой молодежи, мотивацию дальнейшего развития научно-исследовательской карьеры, пропаганду научных знаний, активное вовлечение участников в обмен мнениями и равноправное соревнование со своими сверстниками и коллегами на международном уровне, а также поступление в бесплатную магистратуру МГУ без экзаменов по результатам Универсиады.

Спинтроника и iPod
В.В.Уточникова
В 1988 году Альберт Ферт и Петер Грюнберг независимо друг от друга обнаружили, что электросопротивление композитов, составленных из чередующихся слоев магнитного и немагнитного металла может невероятно сильно меняться при приложении магнитного поля. В течение десятилетия это, казалось бы, эзотерическое наблюдение революционным образом изменило электронную промышленность, позволяя накапливать на жестких дисках все возрастающий объем информации.

ДНК правит компьютером
Бидыло Тимофей Иванович
Наиболее вероятно, что главным революционным отличием процессоров будущего станут объемная (3D) архитектура и наноразмер составляющих, что позволит головокружительно увеличить количество элементов. Сегодня кремниевые технологии приближаются к своему технологическому пределу, и ученые ищут адекватную замену кремниевой логике. Клеточные автоматы, спиновые транзисторы, элементы логики на молекулах, транзисторы на нанотрубках, ДНК-вычисления…

Будущее техники отразилось в идеальном нанозеркале
Кушнир Сергей Евгеньевич
Свыше 99,9% падающего излучения отражает новое зеркало, построенное физиками США. А ведь толщина его составляет всего-то 0,23 микрометра. Специалисты говорят, что новинка способна улучшить параметры многих компьютерных устройств, где применяется лазерная оптика.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.