Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Титова Т.М. Днепродзержинский государственный технический университет

Семинар: К вопросу об организации качественного нанообразования в России и на Украине

Ключевые слова:  мнение, НОР, семинар

Автор(ы): Титова Т.М.

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

19 декабря 2009

Введение. В период вступления России и Украины на путь инновационного развития, предусматривающего широкое и повсеместное использование нанотехнологий и наноматериалов, актуальность подготовки научных и инженерных кадров, острая нехватка которых уже определена и стала известной в России непосредственно из уст самого президента РФ (потребность к 2015г. – 150 тыс. чел.), не вызывает сомнений. С большим удовлетворением следует отметить, что вслед за учеными пришло понимание острой необходимости ухода от сырьевой к инновационной экономике и к государственным деятелям обеих стран. Наносектору оказана реальная помощь в виде беспрецедентного объема финансирования и подчинение контролю со стороны власти в России и обещана поддержка на Украине (выступление премьер-министра Ю.Тимошенко). Осталась очередь за большей частью бизнеса присоединится к «нанореволюции».

Разработанный в России на государственном уровне обширный комплекс широкомасштабных мероприятий по нанообразованию (включая ряд программ подготовки специалистов в области наноиндустрии, создание различных НОЦ, НИУ, ЦКП, открытие НБИК-центра и соответствующего направления в РАН, привлечение к задаче подготовки и переподготовки инженерных и педагогических кадров ведущих специалистов, проведение, двух нанофорумов, многочисленных конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад, издание учебно-методической литературы, а также широкая пропаганда нанознаний среди всех слоев населения) вселяют уверенность в достижение поставленной цели – стать супернанодержавой, позволяющей обеспечить уже в ближайшем будущем россиянам качественно новый уровень жизни.

Задачи, которые ставит перед собой Украина, значительно менее масштабны, что вытекает из меньших возможностей, обусловленных, прежде всего, политической обстановкой в стране. Тем более ценно понимание и доброжелательное отношение к нам российских коллег, великодушное позволение использовать собственную приборную базу. В то же время и на Украине нанопроцесс потихоньку запускается (есть национальная программа, появились первые наноцентры и микроскоп, позволяющий изучать объекты на наноуровне, специальности в ВУЗах, проходят выставки и конференции). Но самое главное –

есть энтузиасты, желающие учиться, преподавать и трудиться в этом направлении.

Основная часть. Несомненно, коллегами было и будет много сказано о вхождении обоих государств в Болонский процесс. О первых опытах (к сожалению, больших на Украине) работы по кредитно-модульной системе, несмотря на борьбу многих ведущих ученых и преподавателей страны за сохранение прежней системы образования (впрочем, «борцы» были и во Франции, и в Германии). За неимением места в рамках небольшой заметки не буду останавливаться на этой проблеме. По-видимому, немаловажное значение в переубеждении основной массы «протестантов» сыграло предложение о создании единого образовательного пространства, где гарантией студенческой мобильности будут дипломы одинакового образца. Однако в настоящее время нашим студентам не «грозит» активное перемещение по ведущим университетам Европы, как и знание нескольких европейских языков, что является необходимым условиям таких «вояжей». Кроме того, не излишне вспомнить, что при предложении работы нашим лучшим специалистам и ученым, не спрашивают, какого образца у них диплом. Но дело сделано. Ломать – не строить. (Хотя никогда не поздно одуматься). Но пока будем вести рассуждения, исходя их законодательно закрепленной двухуровневой системы образования: бакалаврата и магистратуры. Однако и в таких условиях все-таки следует сохранить свою индивидуальность. Очевидно, надо не забыть, а взять все самое лучшее и использовать преимущества традиционной советской школы – глубокие фундаментальные знания, тесную связь преподавателя и студента, умение работать в коллективе.

Поэтому важно чтобы при реализации выдвинутого лозунга «от идеи до бизнеса» каждый специалист должен быть на своем месте, а ученый ни коим образом не должен превращаться в бизнесмена, стать этаким комбайном. (Помните? «Комбайн косит и молотит, собирает урожай»). Успешные ученые-бизнесмены, как правило, являются хорошим исключением, скорее подтверждающим общее правило. Да, наши ученые славились всегда энциклопедичностью знаний, у нас много ломоносовых, но вкладывать в одну голову глубокие знания науки и рынка, очевидно, не следует. Дать общие представления о менеджменте ученому следует, но не более.

В то же время с первых лет студенческой жизни, а еще лучше на стадии поступления в ВУЗ на основании собеседования и соответствующего тестирования следует выявлять студентов, склонных к научной работе, исследовательскому поиску (такие тесты есть уже в Донецке, по-видимому, такого рода тесты имеются и в России).

Для закрепления навыков коллективного творчества на этапе обучения в магистратуре, возможно, следует формировать творческие научно-учебные группы (триады) в составе фундаменталиста-идееносителя, экспериментатора-прикладника – реализатора идеи вплоть до воплощения ее в готовый продукт на уровне пилотного образца (макета, вещества, частицы и т.д.) и менеджера – реализатора полученной инновационной продукции. Такие студенческие группы (состоящие из 3-7чел.) могут быть прообразом построения «взрослого» научно-производственного комплекса, реализующего решение сегодняшней задачи: от научной идеи до воплощения ее в бизнесе. При этом не исключен и ввод стажера-магистра в имеющийся творческий коллектив НИИ, где будет осуществляться учебная практика, и где возможно будет место работы будущего выпускника.

В сложившейся ситуации первоначального формирования образовательных программ в Вузах желательно повсеместно максимально использовать мультимедийные средства. Решение же проблем лабораторной и приборной практики, в ее отсутствии в большинстве Вузах можно осуществлять посредством, опять-таки, использования компьютерных технологий.

В последнее время появилось достаточно много программ по подготовке специалистов в наноиндустрии и наукоемких технологий, прочтены курсы лекций, в том числе, в системе on-line. В частности, программа фундаментальной подготовки бакалавров [1]. При этом отмечается междисциплинарный подход при составлении программ подготовки специалистов в области нанотехнологий. Следует призвать коллег ученых и преподавателей к составлению программ по прикладным направлениям. При этом отмечу несколько моментов. Опыт показывает, что целесообразно на первом курсе бакалаврата читать спецкурс «Введение в специальность», а при составлении программы, выбор соответствующих разделов курса по предметам, являющихся фундаментальной основой (физика, химия, и пр.), осуществлять совместно с профилирующим кафедрами. Например, при решении дифференциальных уравнений выбирать примеры использования таких уравнений в спецкурсах. Желательно решение прикладных задач предварять соответствующими объяснениями преподавателя спецкурса, приглашенного для совместного чтения таких лекций. Тогда это не будет «голая» математика, забывающаяся тут же после сдачи экзамена. Это значительно поднимет интерес к обоим предметам и повысит качество знаний. Очевидно, это и определяет понятие «междисциплинарный подход», представляющий не только «джентльменский» набор фундаментальных и экзотических дисциплин, типа афинная геометрия, а обеспечит их взаимное проникновение один в другой и синергизм полученного результата.

Следует сказать несколько слов и о ежегодном мониторинге количества рабочих мест в области наноиндустрии, поскольку это – базовая точка отсчета, из которой надо исходить при определении количества необходимых специалистов по соответствующим направлениям и их распределения в различные научные подразделения, фирмы и пр.

И еще, как будто не имеющая непосредственного отношения к образовательному процессу проблема – необходимость тщательной проверки безопасности нанопродукции, созданной человеком (речь не идет о природном наномире, привычного для существования человека). Ведь при работе с нанообъектами очень важно самое ценное богатство – здоровье наших детей. Поэтому при чтении соответствующих дисциплин следует изучать воздействие наночастиц, наноматериалов и пр. на здоровье человека, а также разъяснять необходимость соблюдения мер предосторожности при работе с нанообъектами.

И, наконец, о главном. Все представленные в журналах и на сайтах программы не предусматривают изучение одного очень важного предмета – «Истории Отечества». Очевидно, что подготовка качественно нового специалиста в области наноиндустрии – технологий, способных преобразовать мир и изменить качество жизни человека, должна предусматривать и соответствующую идейную подготовку, воспитание патриотов, знающих цену завоеваниям свои дедов и прадедов. Конечно, можно работать на мировую науку и кормить собственными мозгами все мировое сообщество (как мы это благополучно делаем), но и ведь армию, и вооружение и т.п. никто не отменил. Когда видишь среди создателей разработок, имеющих мировой уровень, бывших советских, конечно, радуешься, мол «знай наших». Но в тоже время горько, что материальные блага эти люди поставили выше понятия «Родина». Как бы на это посмотрели их предки, сложившие головы за Отечество? Материальное – ненадежно и скоротечно, духовное – вечно. Поэтому, воспитывая высококлассных специалистов в самой передовой отрасли – наноиндустрии, мы должны вложить им и понимание того, что, будучи на самых высоких форумах, получая самые престижные награды, они всегда должны помнить, что являются представителями своей Родины. Задача же представителей власти, и в условиях рыночной экономики, не позволить окончательно обесценить высшее образование, сломать ситуацию, когда труд официанта ценится, а порой и котируется в молодежной среде, выше, чем работа ученого.

Глядя с оптимизмом в будущее, хочется верить, что задача по ликвидации отставания и выхода на передовые позиции в сфере инновационных разработок с успехом будет решена с помощью нанотехнологической индустрии обоих наших государств, неотъемлемой частью которых является создание развитой сети нанообразования. Будущее за российской и украинской наукой и образованием без границ, которые помогут нашим политикам ликвидировать пограничные столбы и таможние службы между нашими державами!

Выводы Представлены некоторые предложения по составлению прикладных программ, формированию научно-учебных групп в магистратуре, состоящих из фундаменталиста-идееносителя, экспериментатора-прикладника – реализатора идеи вплоть до воплощения ее в готовый продукт на уровне пилотного образца (макета, вещества, частицы и т.д.) и менеджера – реализатора полученной инновационной продукции. Предложено использовать лучшие преимущества советской школы, делать опор на компьютерные технологии. При составлении соответствующих курсов и чтении дисциплин не следует забывать обсуждать безопасность работы с нанообъектами. Немаловажное значение при подготовке будущих наноспециалистов должно быть уделено и идейно-патриотическому воспитанию бакалавров и магистров.

Использованные источники.

1. Шевченко В.Я., Шудегов В.Е. Подготовка специалистов в области нанотехнологий / Нанотехнологии. Экология. Производство. – 2009. - №1. – С.38-40.


В статье использованы материалы: Лекции


Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 


Комментарии
Владимир Владимирович, 20 декабря 2009 18:11 
Гордость - это наше все!
И патриотизм!
Курс "Истории Отечества" - бесспорно очень актуален. Курс такой несомненно должен будет включать в себя несколько глав о беззаконии и безнаказанности 90-ых: о ваучерах, олигархах, яхтах, Куршевелях-Аврорах, etc. И, самое главное, о том, как восторжествовали добро и справедливость, чтобы осветить в разрухе и тлене путь самым лучшим начинаниям...
А пока... уровень диссертаций упал ниже плинтуса с 90-ых (за примерами далеко ходить не нужно) и, красноречиво и отнюдь не случайно, гений Петрик правит бал.

Гордость - это наше "эксклюзивное" совсем все...
Трусов Л. А., 20 декабря 2009 18:33 
уровень диссертаций упал ниже плинтуса

Владимир Владимирович, 20 декабря 2009 19:28 
уровень диссертаций упал ниже плинтусa
Это уровень тех, кто учит и будет учить долгие годы, в том числе и учить тех, кто будет учить...
А проверенно-умудренные пожизненные кадры академии наук Петрика" пиарят"
Neugierige, 20 декабря 2009 19:51 
Kay Adams: How did he do that?
Michael: My father made him an offer he couldn't refuse.
Владимир Владимирович, 20 декабря 2009 20:22 
...made him an offer he couldn't refuse.
"Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет..."
(как авторитетно мог бы отрезюмировать Арнольд Шварцнегер)
Ну что-же, правильные мысли тут имеются. Учёный действительно не должен быть ещё и бизнесменом.
Организовать из студентов ТРИАДЫ - тоже неплохо.
dnepr, 24 декабря 2009 17:16 
Нанотехнологии - это хорошо. Прежде, чем говорить о них, нужно поднимать уровень диссертаций, которые в настоящее время ничего не стоят
Трусов Л. А., 24 декабря 2009 18:55 
и как же его поднимать? и кто определяет этот уровень?
Клюев Павел Геннадиевич, 21 января 2010 17:23 
Боже, о чем мы говорим?! Кто то в ВУЗе последний раз давно был?! Зайдите на лекцию и послушайте как отвечают студенты?! Вернее, совсем НЕ отвечают ...
Клюев Павел Геннадиевич, 21 января 2010 17:24 
Нужен комплексный подход к образованию в том числе и на местах, а нетолько в в столичных ВУЗах!
Ашихмин Виктор Семенович, 04 февраля 2010 16:32 
Нанообразование невозможно без нанолабораторных работ, которые невозможны без студенческих дешевых приборов, позволяющих "пощупать" наноразмеры. Электронные микроскопы дать студенту мало кто решится. Мы разработали дешевый измеритель размеров наночастиц в жидкостях (нанотестер). Готовы его предоставить заинтересованным институтам и университетам.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Применение магнитных жидкостей. Магнитная смазка.
Применение магнитных жидкостей. Магнитная смазка.

Онлайн-школа РНФ-2020 «Аддитивные технологии: материалы, методы и перспективы»
7 октября НИТУ «МИСиС» совместно с Российским Научным Фондом проводит онлайн-школу для молодых ученых «Аддитивные технологии будущего: материалы, методы и перспективы». Участие в работе Школы является бесплатным. Школа будет проходить в онлайн-формате на платформе Zoom. Всю информацию участники получат по электронной почте.

Российские химики создали катализатор для топливных элементов из графен-тефлонового аэрогеля
Российские химики создали катализатор для топливных элементов из графен-тефлонового аэрогеля. Пористый нанокомпозит на основе оксида графена и тефлона, способный улучшить характеристики топливных элементов, синтезировали и изучили сотрудники Института физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН и Института проблем химической физики РАН, Черноголовка. Результаты исследования опубликованы в журнале ACS Energy & Fuels.

КОНКУРС МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА "ТЕХНОКРАТ"
Ежегодный всероссийский конкурс молодёжных проектов по инновационному развитию бизнеса "Технократ" продолжает отбор заявок, до 30 сентября. Заявки принимаются по четырём направлениям: цифровые технологии, медицина и технологии здоровьесбережения, новые материалы и химические технологии, новые приборы и интеллектуальные производственные технологии. Конкурс проводится среди граждан РФ от 18 до 30 лет, ранее не побеждавших в программе "УМНИК".

Летние лектории для школьников
ФНМ
Сотрудники Факультета наук о материалах и химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова участвуют в лекториях двух летних школ, организованных Фондом Инфраструктурных и Образовательных Программ (группа РОСНАНО) - Нанограде и летней школе МФТИ.

Академия - университетам
Е.А.Гудилин, Ю.Г.Горбунова, С.Н.Калмыков
Российская Академия Наук и Московский университет во время пандемии реализовали пилотную часть проекта "Академия – университетам: химия и науки о материалах в эпоху пандемии". За летний период планируется провести работу по подключению к проекту новых ВУЗов, институтов РАН, профессоров РАН, а также по взаимодействию с новыми уникальными лекторами для развития структурированного сетевого образовательного проекта "Академия - университетам".

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2020
Коллектив авторов
Защиты выпускных квалификационных работ (квалификация – бакалавр материаловедения) по направлению 04.03.02 - «химия, физика и механика материалов» на Факультете наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова состоятся 16, 17, 18 и 19 июня 2020 г.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.