Введение. В период вступления России и Украины на путь инновационного развития, предусматривающего широкое и повсеместное использование нанотехнологий и наноматериалов, актуальность подготовки научных и инженерных кадров, острая нехватка которых уже определена и стала известной в России непосредственно из уст самого президента РФ (потребность к 2015г. – 150 тыс. чел.), не вызывает сомнений. С большим удовлетворением следует отметить, что вслед за учеными пришло понимание острой необходимости ухода от сырьевой к инновационной экономике и к государственным деятелям обеих стран. Наносектору оказана реальная помощь в виде беспрецедентного объема финансирования и подчинение контролю со стороны власти в России и обещана поддержка на Украине (выступление премьер-министра Ю.Тимошенко). Осталась очередь за большей частью бизнеса присоединится к «нанореволюции».
Разработанный в России на государственном уровне обширный комплекс широкомасштабных мероприятий по нанообразованию (включая ряд программ подготовки специалистов в области наноиндустрии, создание различных НОЦ, НИУ, ЦКП, открытие НБИК-центра и соответствующего направления в РАН, привлечение к задаче подготовки и переподготовки инженерных и педагогических кадров ведущих специалистов, проведение, двух нанофорумов, многочисленных конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад, издание учебно-методической литературы, а также широкая пропаганда нанознаний среди всех слоев населения) вселяют уверенность в достижение поставленной цели – стать супернанодержавой, позволяющей обеспечить уже в ближайшем будущем россиянам качественно новый уровень жизни.
Задачи, которые ставит перед собой Украина, значительно менее масштабны, что вытекает из меньших возможностей, обусловленных, прежде всего, политической обстановкой в стране. Тем более ценно понимание и доброжелательное отношение к нам российских коллег, великодушное позволение использовать собственную приборную базу. В то же время и на Украине нанопроцесс потихоньку запускается (есть национальная программа, появились первые наноцентры и микроскоп, позволяющий изучать объекты на наноуровне, специальности в ВУЗах, проходят выставки и конференции). Но самое главное –
есть энтузиасты, желающие учиться, преподавать и трудиться в этом направлении.
Основная часть. Несомненно, коллегами было и будет много сказано о вхождении обоих государств в Болонский процесс. О первых опытах (к сожалению, больших на Украине) работы по кредитно-модульной системе, несмотря на борьбу многих ведущих ученых и преподавателей страны за сохранение прежней системы образования (впрочем, «борцы» были и во Франции, и в Германии). За неимением места в рамках небольшой заметки не буду останавливаться на этой проблеме. По-видимому, немаловажное значение в переубеждении основной массы «протестантов» сыграло предложение о создании единого образовательного пространства, где гарантией студенческой мобильности будут дипломы одинакового образца. Однако в настоящее время нашим студентам не «грозит» активное перемещение по ведущим университетам Европы, как и знание нескольких европейских языков, что является необходимым условиям таких «вояжей». Кроме того, не излишне вспомнить, что при предложении работы нашим лучшим специалистам и ученым, не спрашивают, какого образца у них диплом. Но дело сделано. Ломать – не строить. (Хотя никогда не поздно одуматься). Но пока будем вести рассуждения, исходя их законодательно закрепленной двухуровневой системы образования: бакалаврата и магистратуры. Однако и в таких условиях все-таки следует сохранить свою индивидуальность. Очевидно, надо не забыть, а взять все самое лучшее и использовать преимущества традиционной советской школы – глубокие фундаментальные знания, тесную связь преподавателя и студента, умение работать в коллективе.
Поэтому важно чтобы при реализации выдвинутого лозунга «от идеи до бизнеса» каждый специалист должен быть на своем месте, а ученый ни коим образом не должен превращаться в бизнесмена, стать этаким комбайном. (Помните? «Комбайн косит и молотит, собирает урожай»). Успешные ученые-бизнесмены, как правило, являются хорошим исключением, скорее подтверждающим общее правило. Да, наши ученые славились всегда энциклопедичностью знаний, у нас много ломоносовых, но вкладывать в одну голову глубокие знания науки и рынка, очевидно, не следует. Дать общие представления о менеджменте ученому следует, но не более.
В то же время с первых лет студенческой жизни, а еще лучше на стадии поступления в ВУЗ на основании собеседования и соответствующего тестирования следует выявлять студентов, склонных к научной работе, исследовательскому поиску (такие тесты есть уже в Донецке, по-видимому, такого рода тесты имеются и в России).
Для закрепления навыков коллективного творчества на этапе обучения в магистратуре, возможно, следует формировать творческие научно-учебные группы (триады) в составе фундаменталиста-идееносителя, экспериментатора-прикладника – реализатора идеи вплоть до воплощения ее в готовый продукт на уровне пилотного образца (макета, вещества, частицы и т.д.) и менеджера – реализатора полученной инновационной продукции. Такие студенческие группы (состоящие из 3-7чел.) могут быть прообразом построения «взрослого» научно-производственного комплекса, реализующего решение сегодняшней задачи: от научной идеи до воплощения ее в бизнесе. При этом не исключен и ввод стажера-магистра в имеющийся творческий коллектив НИИ, где будет осуществляться учебная практика, и где возможно будет место работы будущего выпускника.
В сложившейся ситуации первоначального формирования образовательных программ в Вузах желательно повсеместно максимально использовать мультимедийные средства. Решение же проблем лабораторной и приборной практики, в ее отсутствии в большинстве Вузах можно осуществлять посредством, опять-таки, использования компьютерных технологий.
В последнее время появилось достаточно много программ по подготовке специалистов в наноиндустрии и наукоемких технологий, прочтены курсы лекций, в том числе, в системе on-line. В частности, программа фундаментальной подготовки бакалавров [1]. При этом отмечается междисциплинарный подход при составлении программ подготовки специалистов в области нанотехнологий. Следует призвать коллег ученых и преподавателей к составлению программ по прикладным направлениям. При этом отмечу несколько моментов. Опыт показывает, что целесообразно на первом курсе бакалаврата читать спецкурс «Введение в специальность», а при составлении программы, выбор соответствующих разделов курса по предметам, являющихся фундаментальной основой (физика, химия, и пр.), осуществлять совместно с профилирующим кафедрами. Например, при решении дифференциальных уравнений выбирать примеры использования таких уравнений в спецкурсах. Желательно решение прикладных задач предварять соответствующими объяснениями преподавателя спецкурса, приглашенного для совместного чтения таких лекций. Тогда это не будет «голая» математика, забывающаяся тут же после сдачи экзамена. Это значительно поднимет интерес к обоим предметам и повысит качество знаний. Очевидно, это и определяет понятие «междисциплинарный подход», представляющий не только «джентльменский» набор фундаментальных и экзотических дисциплин, типа афинная геометрия, а обеспечит их взаимное проникновение один в другой и синергизм полученного результата.
Следует сказать несколько слов и о ежегодном мониторинге количества рабочих мест в области наноиндустрии, поскольку это – базовая точка отсчета, из которой надо исходить при определении количества необходимых специалистов по соответствующим направлениям и их распределения в различные научные подразделения, фирмы и пр.
И еще, как будто не имеющая непосредственного отношения к образовательному процессу проблема – необходимость тщательной проверки безопасности нанопродукции, созданной человеком (речь не идет о природном наномире, привычного для существования человека). Ведь при работе с нанообъектами очень важно самое ценное богатство – здоровье наших детей. Поэтому при чтении соответствующих дисциплин следует изучать воздействие наночастиц, наноматериалов и пр. на здоровье человека, а также разъяснять необходимость соблюдения мер предосторожности при работе с нанообъектами.
И, наконец, о главном. Все представленные в журналах и на сайтах программы не предусматривают изучение одного очень важного предмета – «Истории Отечества». Очевидно, что подготовка качественно нового специалиста в области наноиндустрии – технологий, способных преобразовать мир и изменить качество жизни человека, должна предусматривать и соответствующую идейную подготовку, воспитание патриотов, знающих цену завоеваниям свои дедов и прадедов. Конечно, можно работать на мировую науку и кормить собственными мозгами все мировое сообщество (как мы это благополучно делаем), но и ведь армию, и вооружение и т.п. никто не отменил. Когда видишь среди создателей разработок, имеющих мировой уровень, бывших советских, конечно, радуешься, мол «знай наших». Но в тоже время горько, что материальные блага эти люди поставили выше понятия «Родина». Как бы на это посмотрели их предки, сложившие головы за Отечество? Материальное – ненадежно и скоротечно, духовное – вечно. Поэтому, воспитывая высококлассных специалистов в самой передовой отрасли – наноиндустрии, мы должны вложить им и понимание того, что, будучи на самых высоких форумах, получая самые престижные награды, они всегда должны помнить, что являются представителями своей Родины. Задача же представителей власти, и в условиях рыночной экономики, не позволить окончательно обесценить высшее образование, сломать ситуацию, когда труд официанта ценится, а порой и котируется в молодежной среде, выше, чем работа ученого.
Глядя с оптимизмом в будущее, хочется верить, что задача по ликвидации отставания и выхода на передовые позиции в сфере инновационных разработок с успехом будет решена с помощью нанотехнологической индустрии обоих наших государств, неотъемлемой частью которых является создание развитой сети нанообразования. Будущее за российской и украинской наукой и образованием без границ, которые помогут нашим политикам ликвидировать пограничные столбы и таможние службы между нашими державами!
Выводы Представлены некоторые предложения по составлению прикладных программ, формированию научно-учебных групп в магистратуре, состоящих из фундаменталиста-идееносителя, экспериментатора-прикладника – реализатора идеи вплоть до воплощения ее в готовый продукт на уровне пилотного образца (макета, вещества, частицы и т.д.) и менеджера – реализатора полученной инновационной продукции. Предложено использовать лучшие преимущества советской школы, делать опор на компьютерные технологии. При составлении соответствующих курсов и чтении дисциплин не следует забывать обсуждать безопасность работы с нанообъектами. Немаловажное значение при подготовке будущих наноспециалистов должно быть уделено и идейно-патриотическому воспитанию бакалавров и магистров.
Использованные источники.
1. Шевченко В.Я., Шудегов В.Е. Подготовка специалистов в области нанотехнологий / Нанотехнологии. Экология. Производство. – 2009. - №1. – С.38-40.